СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К вопросу об охране окружающей среды в деятельности всемирной торговой организации

Авторы: Пахомов Антон Павлович (доктор экономических наук, профессор) и Баласанян Марат Владимирович (ОАО "Восток").

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-участников организации. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Не смотря на то, что сами по себе проблемы экологии не входят в компетенцию ВТО, устойчивое экономическое развитие, охрана окружающей среды являются фундаментальными целями Всемирной торговой организации. Эти цели, закрепленные в преамбуле Марракешского соглашения, идут рука об руку с целью ВТО по снижению торговых барьеров и устранению дискриминационного режима в международных отношениях и торговле.

Важным элементом вклада ВТО в устойчивое экономическое развитие и охрану окружающей среды является содействие открытию торговли товарами и услугами для содействия экономическому развитию стран, а также формирование стабильных и предсказуемых финансово-экономических условий, которые повышают возможности инновационных технологий. Это способствует эффективному распределению ресурсов, экономическому росту и повышению уровня доходов, которые в свою очередь, обеспечат дополнительные возможности для защиты окружающей среды. Важность вклада торговли в устойчивое экономическое развитие и охрану окружающей среде были признаны на таких форумах, как Рио-Саммит в 1992 году, саммит 2002 г. в Йоханнесбурге и Всемирный саммит Объединенных Наций в 2005 году.

Обязательства членов ВТО для формирования и следования принципам устойчивого экономического развития, а также защиты окружающей среды предусмотрены правилами ВТО. В общих правилах, базирующихся на основополагающих принципах не дискриминации, транспарентности и предсказуемости определены параметры по решению экологических проблем. Кроме того, в соответствии с правилами, страны-участницы ВТО могут принять связанные с торговлей меры, направленные на защиту окружающей среды.

С момента вступления в силу Соглашения о ВТО в 1995 году Орган по урегулированию спорных вопросов ВТО имел дело с огромным числом споров, касающихся окружающей среды и связанных с торговлей. Благодаря возникшим спорам удавалось добиться решения различных политических задач - от сохранения морских черепах до защиты здоровья человека от рисков, связанных с загрязнением воздуха. Правовая база ВТО свидетельствует о том, что правила ВТО не имеют приоритета над экологическими проблемами [8]. Так, в частности, благодаря урегулированию споров в ВТО в 2001 году была поддержана инициатива запрета на импорт асбеста.

Инициативы по решению экологических проблем осуществляются в ВТО посредством специализированных комитетов и органов. Одним из уникальных институтов ВТО является Комитет по торговле и окружающей среде (СТЕ). Комитет является инкубатором идей о том, каким образом двигаться вперед, динамично развивать торговлю, не нанося урон природе. Ряд вопросов, впервые поднятых в Комитете по торговле и окружающей среде, стали нормами ряда соглашений, таких как субсидирование рыболовства, взаимодействие ВТО в рамках многосторонних природоохранных соглашений (порядка 200 действующих в мире соглашений по различным экологическим вопросам, подписанных без участия ВТО). Другие структурные подразделения ВТО также чрезвычайно важны. Например, комитет по управлению техническими ограничениями в торговле (соглашение, в котором предусмотрены различные регламенты, стандарты, процедуры испытаний и сертификации продукции), обеспечивает механизмы взаимодействия правительств стран- участников ВТО, их обмен информацией касательно того, как некоторые экологические нормы могут повлиять на торговлю и темпы экономического роста. В самой структуре ВТО имеются соглашения, в которых содержатся статьи, включающие положения об охране окружающей среды. Вот некоторые из них [1, 2, 4, 5, 6, 7]:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, Статья ХХ): В определенных случаях торговля товарами, предназначенными для защиты жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также для сохранения невозобновляемых природных ресурсов, освобождается от обычных ограничений ГАТТ. Значительно позже в решении по одному из спорных дел Апелляционный орган ВТО указал на то, что термин «невозобновляемые природные ресурсы» относится не только к полезным ископаемым, но и к живой природе.

- Технические ограничения в торговле, а также санитарные и фитосанитарные правила, в которых четко сформулированы задачи охраны окружающей среды.

- Сельское хозяйство: программы по охране окружающей среды освобождены от ограничений по субсидиям.

- Субсидии и компенсации: разрешаются субсидии для целей адаптации к новому законодательству по охране окружающей среды, в размере до 20% от суммы издержек предприятия.

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, Статья 27): государственные органы имеют право отказывать в выдаче патентов и лицензий, опасных для жизни и здоровья людей, животных и растений, либо представляющих угрозу окружающей среде.

- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС, Статья 14): в определенных случаях торговля услугами, направленными на защиту жизни и здоровья людей, животных и растений, освобождается от обычных ограничений ГАТС.

Вместе с тем непременным условием применения мер, направленных на охрану окружающей среды, является соблюдение принципа недискриминации. Например, недопустимо применение соответствующих мер таким образом, чтобы они устанавливали более мягкие требования к отечественным производителям и были более жёсткими по отношению к зарубежным поставщикам товаров и услуг. Аналогичным образом применение мер по защите окружающей среды должно осуществляться на недискриминационной основе по отношению ко всем зарубежным торговым партнёрам. Соблюдение этого принципа обеспечивается в частности решениями по недавнему торговому спору, касающемуся креветок и морских черепах, а также более раннему спору, касающемуся бензина.

Следует особо отметить, что в компетенцию ВТО не входит разработка международных норм и правил в области охраны окружающей среды. Формирование международной правовой базы по данной проблематике (разработка и принятие конвенций), реализация различного рода природоохранных мероприятий — прерогатива экологических организаций.

Надо признать, что в сложившейся системе международного права вопросы охраны окружающей среды подпадают как под действие специальных соглашений по соответствующей проблематике, так и под действие соглашений системы ВТО в части применения мер торговой политики, введение которых обосновывается необходимостью решения природоохранных задач. Однако до настоящего времени не возникало противоречий между положениями специальных соглашений по проблематике охраны окружающей среды и положениями соглашений ВТО.

Для успешного решения проблем окружающей среды необходимы экологически чистые, ресурсо- и энергоэффективные виды техники, технологий, широкий спектр инженерных, консультационных, информационных и других услуг. Вопрос о роли международной торговли в обеспечении доступа к таким экологическим товарам и услугам до сих пор остается дискуссионным.

Пункт о сокращении и устранении тарифных и нетарифных барьеров для экологических товаров и услуг содержится в повестке дня раунда Доха. Это направление было включено в программу раунда в последний момент, без детального обсуждения – что впоследствии вызвало необходимость дополнительной проработки вопроса о том, что подразумевает этот мандат и как должен быть организован переговорный процесс. Новый доклад ЮНКТАД «Переговоры в ВТО об экологических товарах и услугах: некоторые технические вопросы» посвящен анализу этих проблем.

Экологические товары и услуги (ЭТУ) чрезвычайно разнообразны по видам и функциям. Рынки ЭТУ также различаются между собой, и в их развитии наблюдается определенная логика, связанная с осознанием важности тех или иных природоохранных проблем.

Выделяют четыре фазы развития экологического рынка. Первая фаза обычно вызвана проблемами загрязнения воздуха в больших городах и ростом числа автомобилей. В связи с этим ужесточаются экологические требования, что влечет за собой изменения в структуре парка транспортных средств. Изменения происходят и на промышленных предприятиях, многие фабрики закрываются. Тем не менее, в целом влияние этого фактора на развитие экологически чистой промышленности является незначительным. Вторая фаза обычно фокусируется на проблемах доступа к водным ресурсам – рост индустрии ЭТУ происходит здесь за счет крупных национальных и международных поставщиков услуг и оборудования, в основном через муниципальные контракты. На третьей фазе больше внимания уделяется отходам, снижению их количества, переработке, повторному использованию. Четвертая фаза связана с расширением деятельности по реабилитации загрязненных территорий.

В целом с развитием экономики происходит рост использования административных и рыночных инструментов регулирования охраны окружающей среды. Соответственно, растет спрос на товары и услуги, которые причиняют меньше вреда окружающей среде, здоровью людей и животных, сохранению биоразнообразия, а также позволяют рационально использовать природные ресурсы.

Многие развивающиеся страны находятся на начальных стадиях решения экологических проблем путем административных и контролирующих инструментов. С их стороны наибольшая потребность возникает в экологических товарах и услугах в основном для решения проблем водоснабжения, санитарии и энергетики.

В развитых странах в последнее время наблюдались стремление к использованию на практике более жестких норм, чем закрепленных законодательно, и значительный рост спроса на ЭТУ. Экологические рынки в этих странах определялись как HP2 ( Healthy Products, Healthy Planet – здоровые продукты, здоровая планета), то есть они охватывали, кроме традиционных экологических товаров и услуг, органические продукты питания и фитнес- оборудование, дополнительную и альтернативную медицину, экотуризм и др.

Дискуссии о классификации экологических товаров и услуг занимают львиную долю времени на переговорах в ВТО. Это – крайне сложная задача, прежде всего из-за разницы в развитии экологических рынков в различных странах: если развивающиеся страны больше заинтересованы в ЭТУ, используемых непосредственно для охраны окружающей среды, развитые страны больше сфокусированы на продуктах, подпадающих под концепцию HP2.

Многие ЭТУ, особенно связанные с услугами, не поддаются однозначному отнесению к группе экологических товаров в силу их многофункциональности. Например, таковыми являются инженерные изыскания и установка оборудования, консультации по управлению земельными ресурсами, услуги в области архитектуры и проектирования и многие другие. Существуют также трудности технического характера.

Традиционно экологические товары определяются как оборудование и технологии, необходимые для снижения загрязняющих веществ на финальной стадии производственного цикла. Широкое толкование определения «экологические товары» включает группу товаров, которые не имеют негативного влияния на окружающую среду, и товаров, которые имеют относительно меньшее негативное воздействие на окружающую среду на стадии потребления и распределения.

Специалистами ОЭСР - Евростата предложен перечень экологических товаров, которые сгруппированы следующим образом: воздух, водоочистка, твердые отходы, шум и использование природных ресурсов. Альтернативная классификация была подготовлена Новой Зеландией в 1999 г. на базе проведенной в рамках Форума Азиатского и Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) работы по вопросам либерализации торговли экологическими товарами, и в меньшей степени услугами. В итоге был составлен список товаров с использованием кодов Гармонизированной системы (HS).

Что касается услуг, то в рамках ВТО применяется классификация экологических услуг ГАТС. Среди 12 разделов содержится раздел «Услуги в области окружающей среды», но используемая классификация недостаточно четко организована по видам природных сред. Самое главное, что в ней отражается традиционный подход к охране природы и в недостаточной степени включены услуги по предупреждению загрязнения и устойчивому использованию природных ресурсов. Сейчас обсуждается необходимость модернизации всей системы классификации услуг.

В ходе длительных многолетних переговоров о присоединении России к ВТО проведена объемная законотворческая работа, направленная на соответствие Российского законодательства правилам ВТО [3]. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2001 № 1054-р «Об утверждении плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации» полностью завершена работа по гармонизации российского законодательства и правоприменительной практики в рамках плана мероприятий. В частности, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" приведен в соответствие с нормами и правилами ВТО, в том числе со статьями XX и XXI ГАТТ-94 и Соглашением ВТО по импортному лицензированию. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» могут устанавливаться запреты или ограничения на импорт/ экспорт товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:

- охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

- необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления.

В статье 20 вышеназванного Федерального закона говорится о том, что ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Из сказанного выше следует тот факт, что в деятельности Всемирной торговой организации охрана окружающей среды, применение в практике устойчивого экономического развития экологической продукции и услуг являются фундаментальными целями ВТО. Вместе с тем, ряд вопросов требует дополнительного обсуждения и принятия специальных решений, в частности вопрос касательно роли международной торговли в обеспечении доступа к экологическим товарам и услугам.

Литература

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (20.11.2011)
2. Генеральное соглашение по торговле услугами// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (21.11.2011)
3. Пахомов А.П., Баласанян М.В. Взаимоотношения Всемирной Торговой Организации (ВТО/ГАТТ) и России: от истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям от членства в ВТО// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011, №4 (27), с.101-107.
4. Соглашение по процедурам импортного лицензирования// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (22.11.2011)
5. Соглашение по сельскому хозяйству// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (22.11.2011)
6. Соглашение по техническим барьерам в торговле// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (22.11.2011)
7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (17.11.2011)
8. Peter D. Sutherland. Global trade - the next challenge// World Economic Forum, 1994// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.org/gatt_docs/English/SULPDF/91750149.pdf (23.11.2011)

См. также:
- Колонка Антона Пахомова



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:






Поверка счетчиков воды

Все виды фильтров для воды. Как выбрать фильтр для воды. Системы очистки

ekstralab.ru