СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Регистрация юридического лица для ведения франчайзинга

В российском гражданском праве договор франчайзинга регламентирован главой 54 ГК РФ и называется договором коммерческой концессии. По такому договору одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Это могут быть, к примеру, товарный знак, знак обслуживания, а также коммерческое обозначение или секрет производства (ноу-хау), согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ.

Само название «франчайзинг» происходит от французского слова «franchir», в дословном переводе означающего «освобождать от рабства». По другой версии – от английского «franchising», что означает «право, привилегия». Термины «франчайзинг» и «франшиза» обычно признают равнозначными, а различия в написании объясняют заимствованием термина не только из французского, но и из английского языка. Однако сегодня это слово имеет несколько разных значений в зависимости от сферы применения. В рассматриваемом вопросе под франшизой обычно понимают полную бизнес-систему, которую франчайзер продает франчайзи.

Договор франчайзинга как возмездное предоставление права использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера имеет ряд особенностей и ограничений. Этот вид отношений отличается от других договоров – например, от дистрибьюторского. Дистрибьютор в отличие от франчайзи не производит товары или услуги, а лишь перепродает их. Кроме того, франшизу отличает более высокая степень интеграции участников договора – франчайзер контролирует предпринимательскую деятельность франчайзи и активно участвует в развитии бизнеса и увеличении его эффективности. На практике это нередко выражается даже в том, что франчайзер имеет некоторую долю в уставном капитале организации, работающей по франшизе.

Договор франшизы – предпринимательский, из п. 3 ст. 1027 ГК РФ следует, что его сторонами могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому все некоммерческие организации и граждане, не наделенные предпринимательским статусом, не могут вести бизнес по франшизе т.е. для ведения такого бизнеса нужно оформить юридическое лицо или ИП. Кроме того, наверняка не получится стать франчайзи унитарным предприятиям, поскольку оно не является собственником имеющегося у него имущества, в том числе и полученных доходов – а значит, не вправе ими распоряжаться по своему усмотрению.

Регистрация юридических лиц для ведения франчайзинга ни чем не отличается от обычной. Обладателем имущественных прав может быть любое коммерческое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. А вот филиалы и представительства и иные обособленные подразделения не могут быть обладателями таких прав, поскольку согласно ст. 55 ГК РФ они не являются юридическими лицами.

В ООО полученная прибыль распределяется между учредителями, в акционерных обществах – между акционерами. Независимо от того, получит ли франчайзер долю в капитале таких обществ, он всё равно будет получать свое вознаграждение за использование принадлежащих ему имущественных прав по договору франчайзинга, а между участниками будет распределяться оставшаяся после этой уплаты сумма. Однако получение дивидендов будет более выгодным для франчайзи с точки зрения уплаты налогов, поскольку с периодических платежей за франшизу взимается НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, как с платы за оказанную услугу.

В случае банкротства ответственность компании установлена в пределах её уставного капитала – для ООО это может быть всего 10 000 рублей. Индивидуальные предприниматели в отличие от юридических лиц несут ответственность по всем сделкам всем принадлежащим им имуществом, что существенно увеличивает риски, но в то же время вызывает большее доверие у франчайзера.

Юридическая компания "РБС-Развитие"



Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: