СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Изменения в налоговом кодексе относящиеся к начислению заработной платы

В сентябре вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс. Рассмотрим, в чем их суть.

Президент РФ 27 июля 2010 года подписал Федеральный закон № 229−ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации. А также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229−ФЗ).

В статье мы рассмотрим поправки, которые имеют отношение к расчетам с работниками, касаются общения с налоговой инспекцией и применяются с 2010 года.

С какого момента применять поправки

Большинство положений Закона № 229−ФЗ вступает в силу по истечении месяца после официального опубликования. В «Российской газете» данный документ был обнародован 2 августа 2010 года. Следовательно, большая часть его положений вступит в силу в начале сентября текущего года. Однако некоторые поправки будут применяться с 1 января 2010 года, а часть изменений — с 1 января 2011 года.

С 1 января 2010 года страховые взносы учитываются в составе прочих расходов

Одно из изменений, вступающих в силу c 1 января 2010 года, касается учета страховых взносов, пришедших на смену ЕСН.

Как было раньше. До выхода в свет Закона № 229−ФЗ специалисты Минфина России предлагали учитывать страховые взносы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Об этом говорилось в пункте 2 письма Минфина России от 23.04.2010 № 03−03−05/85. Данный документ ФНС России довела до всех своих подразделений (письмо от 05.05.2010 № ШС-37−3/1162@).

Что изменилось. Согласно Закону № 229−ФЗ страховые взносы также необходимо учитывать в составе прочих расходов, но на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопрос учета названных расходов уточнен на законодательном уровне.

Изменение порядка проведения налоговых проверок

Рассмотрим изменения, которые вступают в силу с сентября 2010 года. Одно из них затронуло порядок проведения выездных налоговых проверок.

Уточненная декларация представлена за период, который выходит за рамки разрешенного периода проверки

В ходе выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Об этом говорится в пункте 4 статьи 89 НК РФ.

Теперь этот пункт дополнен абзацем следующего содержания. В случае представления уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Что изменилось по сравнению с прежними правилами? На вопрос редакции ответил Сергей Александрович Тараканов.

Он отметил, что, как и прежде, период выездной налоговой проверки ограничивается тремя годами. Однако до внесения поправок инспекторы не имели права проверить более ранний период, даже если организация представляла уточненную налоговую декларацию. Теперь такое право у них появилось.

Например, в 2010 году инспекторы могут проверить правильность расчета и уплаты налога на прибыль за 2009, 2008 и 2007 годы. Предположим, что организация в текущем году представила уточненную декларацию по этому налогу за 2006 год. В ней сумма налога указана меньше, чем была заявлена ранее (то есть организация уменьшает сумму налога).

Согласно поправкам в этом случае инспекторы имеют право проверить правильность расчета и уплаты налога на прибыль за 2006 год. Если он уже был проверен, назначается повторная выездная налоговая проверка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание: проверить более ранний период инспекторы могут, только если организация сдала уточненную декларацию, в которой сумма налога указана меньше, чем была заявлена ранее (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Истребование документов в ходе проверки

Проверяя правильность расчета налогов и сборов, инспекторы вправе истребовать необходимые документы. Для этого они вручают требование. Закон № 229−ФЗ уточнил, что требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Такими же способами организация сможет передать затребованные документы. Порядок направления требования и представления документов в электронном виде будет утвержден ФНС России.

Оформление акта проверки

По результатам проверки инспекторы составляют акт. Законом № 229−ФЗ внесены следующие дополнения.

К акту проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Как пояснил С.А. Тараканов, речь идет о протоколах допросов свидетелей, заключениях экспертов, документах контрагентов проверяемой организации и т. д.

Документы, содержащие сведения, которые нельзя разглашать, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде выписок, заверенных налоговым органом.

К акту проверки не прилагаются бумаги, полученные в ходе проверки от проверяемой организации.

Направление решения по итогам проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения и вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения лицу (его представителю).

В Законе № 229−ФЗ сказано, что, если решение невозможно вручить, его направляют по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Отдельный случай

Налоговые проверки, не завершенные до дня вступления в силу Закона № 229−ФЗ, проводятся в прежнем порядке. Их результаты оформляются по старым правилам (п. 11 ст. 10 Закона № 229−ФЗ).

Как изменился порядок направления требования об уплате налога и срок его исполнения

Если предприятие не перечислило вовремя налоги или они были доначислены по результатам проверки, инспекторы направляют в его адрес соответствующее требование, в котором указана сумма задолженности.

Способ направления требования. Теперь требование об уплате налога может быть не только вручено лично или направлено по почте. Законом № 229−ФЗ предусмотрен еще один способ — в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления требования в электронном виде будут установлены налоговой службой.

Срок исполнения требования. До вступления в силу Закона № 229−ФЗ на исполнение требования об уплате налога отводилось 10 календарных дней. В новой редакции пункта 4 статьи 69 НК РФ срок установлен продолжительностью восемь дней.

При этом нужно иметь в виду, что согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях, если не указано иное.

Следовательно, требование об уплате налога теперь нужно исполнить в течение восьми рабочих дней. Если организация проигнорирует документ, инспекторы вправе будут применить принудительные меры для взыскания задолженности.

Если компания желает сверить расчеты

Как было раньше. Если налоговая инспекция или сама организация обнаружила переплату, то по предложению одной из сторон могла быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 прежней редакции НК РФ).

Как теперь. Налоговая инспекция обязана провести сверку расчетов, если организация обратилась с соответствующим заявлением. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Инспекция должна передать его одним из способов: лично, заказным письмом по почте, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форма и формат передачи электронного акта будут утверждены ФНС России. Об этом говорится в новой редакции подпункта 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в которой описываются обязанности налоговых органов.

Размер штрафов увеличился

С момента вступления поправок в силу будут применяться новые размеры штрафов. Правда, в пункте 12 статьи 10 Закона № 229−ФЗ есть оговорка — штрафы за нарушение налогового законодательства, по которым решение было вынесено до дня вступления в силу закона, взимаются в прежнем порядке.

В таблице приведены прежние и новые размеры штрафов. Как вы видите, наказание за некоторые виды нарушений ужесточилось. Более того, введены штрафы за те проступки, которые раньше нарушениями не считались. Такие изменения заставляют внимательнее относиться к требованиям налогового законодательства.

Что изменится в следующем году

Мы рассмотрели поправки, которые применяются в 2010 году. Однако перечень изменений, внесенных Законом № 229−ФЗ, гораздо шире. Некоторые поправки, касающиеся взаимоотношений работника и работодателя, вступят в силу 1 января 2011 года. О них вы прочитаете в ближайших номерах журнала и успеете подготовиться к новым условиям работы.

Таблица. Сравнение размеров санкций до и после вступления в силу Закона № 229−ФЗ

Положение Прежний размер штрафа Новый размер штрафа

Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)

Зависел от количества дней просрочки (менее или более 180 дней)

5% от неуплаченной суммы налога на основании декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки ее представления, но не более 30% и не менее 1000 руб.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации или расчета (ст. 119.1 НК РФ)

Отсутствует

200 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов
и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

Минимальный штраф — 5000 руб.
Если в результате нарушений занижена налоговая база, штраф — 10% неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Минимальный штраф — 10 000 руб.
Если занижена налоговая база, штраф — 20% неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них сведений подпадает под статью 120 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

Нет ответственности за неудержание налога и несвоевременное перечисление.
Штраф только за неперечисление — 20% недоимки

Штраф за неудержание налога и несвоевременное перечисление — 20% недоимки

Непредставление сведений (ст. 126 НК РФ)

50 руб. за каждый непредставленный документ.
5000 руб. — за отказ представить документы

200 руб. за каждый непредставленный документ.
10 000 руб. — за отказ представить документы

Неправомерное несообщение сведений (ст. 129.1 НК РФ)

1000 руб.
Если нарушение совершено повторно в течение календарного года — 5000 руб.

5000 руб.
Если нарушение совершено повторно в течение календарного года — 20 000 руб.



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: