СТАТЬИ >> ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА

Особенности бюджета муниципального образования «Город Архангельск»

Автор: Голубцова Т.В.

Автор: Голубцова Татьяна Владимировна, ассистент кафедры экономики Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова в г. Архангельске.

Статья посвящена анализу бюджета города Архангельска за 2009 – 2010 гг. В ней отмечена процедура принятия бюджета на уровне города, проведен анализ снижения доходов в условиях кризиса и сокращения расходов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования «Город Архангельск» (городской бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования «Город Архангельск».

Перечень вопросов местного значения, на финансовое обеспечение которых и должны направляться средства городского бюджета, определен ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выполнение отдельных государственных полномочий, отнесенных законодательством к компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления за счет предоставляемых из соответствующих бюджетов субвенций.

Проект бюджета МО «Город Архангельск» на очередной финансовый год разрабатывается Архангельским городским Советом депутатов совместно с Департаментом финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии г. Архангельска и до его принятия подлежит вынесению на публичные слушания по результатам проведения которых в бюджет могут вноситься некоторые коррективы.

После этого проект бюджета подлежит утверждению Архангельским городским Советом депутатов. Данная процедура проводится в два чтения. В первом чтении депутаты утверждают основные характеристики городского бюджета и могут внести в него некоторые изменения. Во втором чтении происходит утверждение бюджета в имеющемся виде (изменения во втором чтении вносить запрещено) и принимается решение о городском бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение же бюджета осуществляется мэрией г. Архангельска и в первую очередь департаментом финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии г. Архангельска. Контроль и надзор за ходом исполнения бюджета осуществляет специальная комиссия Архангельского городского Совета депутатов.

По результатам каждого квартала и по итогам года мэрией г. Архангельска подготавливается отчет об исполнении бюджета, который также подлежит публикации и утверждению Архангельским городским Советом депутатов.

Согласно анализу бюджета МО «Город Архангельск» за последние годы, доходная часть городского бюджета формируется за счет следующих доходных источников:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.

Традиционно в последние годы основными источниками собственных доходов городского бюджета являются:

- налог на доходы физических лиц, составляющий основную долю налоговых и неналоговых доходов городского бюджета;

- налоги на имущество;

- налоги на совокупный доход.

Расходная часть городского бюджета формируется исходя из необходимости гарантированного обеспечения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств в соответствии с планируемыми результатами и приоритетами развития города.

Структура расходов городского бюджета выглядит следующим образом:

- расходы на содержание отраслей социально-культурной сферы, составляющие наибольший объем расходов городского бюджета;

- расходы на функционирование городского хозяйства, носящие приоритетный характер;

- расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

- расходы, направленные на расширение общегосударственных вопросов.

Исполнение городского бюджета осуществляется в условиях планового дефицита городского бюджета, основными источниками финансирования которого служат:

- заемные средства;

- остатки средств городского бюджета;

- иные источники финансирования городского бюджета.

Проведем сравнительный анализ бюджета МО «Город Архангельск» за 2009 и 2010 г.г.

Бюджет МО «Город Архангельск» на 2009 год был утвержден Решением Архангельского городского Совета депутатов от 17 декабря 2008 г. № 805 «О городском бюджете на 2009 год».

Согласно данному решению были утверждены следующие основные характеристики городского бюджета на 2009 год:

- прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме
7 511 683 тыс. рублей;

- общий объем расходов городского бюджета в сумме 8 033 927 тыс. рублей;

- прогнозируемый дефицит городского бюджета в сумме 522 244 тыс. рублей.

Установлен общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в 2009 году, в сумме 2 059 483 тыс. рублей.

Таким образом, бюджет составлялся с учетом планового дефицита в размере 522 244 тыс. рублей. Однако данное решение в течение года подверглось неоднократным корректировкам (изменения в городской бюджет в течение года вносились 7 раз).

Согласно последним изменениям от 16.12.2009г. характеристики бюджета были изменены следующим образом:

- прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме
6 251 185 тыс. рублей;

- общий объем расходов городского бюджета в сумме 6 753 386 тыс. рублей;

- прогнозируемый дефицит городского бюджета в сумме 522 244 тыс. рублей.

Установлен общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в 2009 году, в сумме 1 709 534 тыс. рублей.

Таким образом, мы видим, что разразившийся финансовый кризис наложил свой отпечаток и на бюджет г. Архангельска, значительно сократив его доходы и заставив искать способы сокращения расходов городского бюджета. Объем налоговых и неналоговых доходов городского бюджета на 2009 год составил 4 427 171 тыс. рублей.

По сравнению с 2008 годом объем произведенных расходов снизился на 11,2 % в основном за счет снижения поступления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Основную часть расходов городского бюджета за 2009 год (61,0 % от общего объема расходов) составили расходы на содержание отраслей социально-культурной сферы в сумме 3 914,2 млн. рублей, из которых на образование направлено 2 361,6 млн. рублей, на культуру - 161,2 млн. рублей, на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 1 072,3 млн. рублей и на социальную политику - 319,1 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом объем расходов на социально-культурную сферу увеличился на 242,0 млн. рублей или на 6,6 %.

Расходы по выплате заработной платы работникам муниципальных бюджетных учреждений и оплате коммунальных услуг составили 2 458,6 млн. рублей или 62,8 % от общих расходов, направленных на социально-культурную сферу.

В рамках городской целевой программы «Капитальный ремонт муниципальных учреждений социальной сферы на 2008 - 2010 годы» отремонтировано 133 муниципальных учреждения на общую сумму 275,8 млн. рублей.

Несмотря на снижение по сравнению с 2008 годом расходов на городское хозяйство на 1 183,5 млн. рублей или 39,7 % (в основном за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета на 839,5 млн. рублей) данная отрасль по-прежнему оставалась значимой. На ее содержание в 2009 году направлено 1 798,2 млн. рублей, что составляет 28,0 % от всех расходов городского бюджета.

Основная доля указанных средств направлена на благоустройство и дорожное хозяйство города в сумме 682,7 млн. рублей, за счет которых осуществлялось содержание и капитальный ремонт дорог, а также их строительство, вкладывались средства в содержание и ремонт сетей дренажно-ливневой канализации, мостов и светофоров, в иные мероприятия по поддержанию внешнего облика города Архангельска. На жилищное хозяйство направлено 471,1 млн. рублей, на финансирование коммунального комплекса -405,5 млн. рублей, на обеспечение транспортной инфраструктуры - 66,7 млн. рублей.

Расходы на содержание правоохранительных органов, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение противопожарной безопасности исполнены в сумме 183,2 млн. рублей.

На содержание органов местного самоуправления, обслуживание муниципального долга, исполнение муниципальных гарантий и на решение других вопросов общемуниципального характера направлено 517,2 млн. рублей.

Общий объем бюджетных инвестиций за 2009 год составил 392,8 млн. рублей, причем основная их доля 235,2 млн. рублей - это собственные средства муниципалитета. Капитальные вложения в объекты городского хозяйства составили 350,9 млн. рублей. В социально-культурные объекты муниципальной собственности вложено 41,9 млн. рублей.

В течение 2009 года осуществлялась реализация 27 городских целевых программ, на их выполнение направлено 672,1 млн. рублей.

Бюджет МО «Город Архангельск» на 2010 год утвержден Решением Архангельского городского Совета депутатов от 16 декабря 2009 г. № 35 «О городском бюджете на 2010 год».

Данным решением утверждены следующие основные характеристики городского бюджета на 2010 год:

- прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 5 364 832 тыс. рублей;

- общий объем расходов городского бюджета в сумме 5 652 155 тыс. рублей;

- прогнозируемый дефицит городского бюджета в сумме 376 693 тыс. рублей.
Установлен объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в 2010 году, в сумме 1 144 432 тыс. рублей.

Проектирование доходной базы городского бюджета на 2010 год осуществлялось в ситуации, при которой сохраняется риск продолжения экономического и финансового кризиса. Расчеты производились на основе прогноза социально - экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на 2010 год, прогнозных показателей главных администраторов доходов и оценки поступлений доходов в городской бюджет в 2009 году.

Собственные (налоговые и неналоговые) доходы городского бюджета на 2010 год спрогнозированы в сумме 4 220 400 тыс. рублей, что на 4,7 % ниже показателей 2009 года. Основными факторами, повлиявшими на уменьшение прогноза доходов городского бюджета на 2010 год, являются снижение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц и уменьшение поступления доходов от приватизации муниципального имущества:

- снижение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц (251 133 тыс. рублей);

- уменьшение поступления доходов от приватизации муниципального имущества (77 000 тыс. рублей).

Налоговые и неналоговые доходы бюджета МО «Город Архангельск» на 2010 год спрогнозированы за счет следующих источников:

1) НДФЛ в сумме 2 311 900 тыс. рублей.

2) Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, в сумме 285 100 тыс. рублей.

3) Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 240 300 тыс. рублей.

4) Единый сельскохозяйственный налог в сумме 800 тыс. рублей.

5) Налог на имущество физических лиц в сумме 54 400 тыс. рублей.

6) Налог на имущество организаций в сумме 361 000 тыс. рублей.

7) Земельный налог в сумме 198 000 тыс. рублей.

8) Государственная пошлина в сумме 48 900 тыс. рублей.

9) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в сумме 522 400 тыс. рублей.

10) Плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 97 000 тыс. рублей.

11) Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в сумме 1 000 тыс. рублей.

12) Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 93 000 тыс. рублей.

13) Штрафы, санкции, возмещение ущерба в сумме 64 700 тыс. рублей.

14) Прочие неналоговые доходы в сумме 50 тыс. рублей.

Таким образом, собственные доходы городского бюджета на 54,8 % сформированы за счет налога на доходы физических лиц (2 311 900 тыс. рублей). Налоги на имущество составят 613 400 тыс. рублей (14,5 %), налоги на совокупный доход - 526 200 тыс. рублей (12,5 %), неналоговые доходы - 719 950 тыс. рублей (17,1 %).

В городском бюджете на 2010 год предусмотрено поступление межбюджетных трансфертов из областного бюджета в общем объеме 1 144 432 тыс. рублей, в соответствии с областным законом «Об областном бюджете на 2010 год».

Поступление межбюджетных трансфертов из областного бюджета характеризуется следующими данными:

Таблица 1. – Поступление межбюджетных трансфертов в 2009 – 2010 гг.

Наименование

2009 г.

в тыс. руб.

2010 г.

Сумма, тыс.руб.

Изменение к 2009 г.

в тыс.руб.

в %

Безвозмездные поступления

1709534

1144432

-565102

66,9

Субсидии

455301

20153

-435148

4,4

Субвенции

1171930

1105934

-65996

94,4

Иные межбюджетные трансферты

82303

18345

-63958

22,3


Субсидии из областного бюджета на 2010 год предусмотрены в общем объеме 20 153 тыс. рублей, в том числе на:

- комплектование книжных фондов муниципальных библиотек - 65 тыс. рублей (72 тыс. рублей в 2009 году);

- частичное возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки квалифицированных специалистов, финансируемых из городского бюджета, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) - 33 тыс. рублей (35 тыс. рублей в 2009 году);

- обеспечение бесплатным питанием (молоком или кисломолочными напитками) обучающихся начальных (1-4) классов - 13 382 тыс. рублей (16 884 тыс.рублей в 2009 году);

- реализацию долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы» - 6 673 тыс. рублей (7 548 тыс. рублей в 2009 году).

В сравнении с бюджетом 2009 года, в бюджете нынешнего года не предусмотрены субсидии по следующим направлениям:

- бюджетные инвестиции в иные объекты муниципальной собственности -выделено 115075 тыс. рублей в 2009 году;

- бюджетные инвестиции для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры - выделено 12867 тыс. рублей в 2009 году;

- обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - выделено 108438 тыс. рублей в 2009 году;

- реализацию социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие города Архангельска как областного центра Архангельской области» на 2007 - 2010 годы - 260000 тыс. рублей.

Субвенции из областного бюджета на 2010 год предусмотрены в общем объеме 1 105 934 тыс. рублей, в том числе на:

- предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг- 100 477 тыс. рублей (105 281 тыс. рублей в 2009 году);

- выполнение отдельных передаваемых государственных полномочий Архангельской области в общем объеме 58 365 тыс. рублей (84 892 тыс. рублей в 2009 году);

- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения - 11 400 тыс. рублей (11 370 тыс. рублей в 2009 году);

- компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - 42 682 тыс. рублей (30 966 тыс. рублей в 2009 году);

- денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 42 075 тыс. рублей;

- реализацию основных общеобразовательных программ - 819 935 тыс. рублей (914 547 тыс. рублей в 2009 году).

Из вышеизложенного ясно прослеживается значительное сокращение трансфертов из областного бюджета (особенно субсидий) в бюджет МО «город Архангельск» в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Данное обстоятельство можно объяснить острым дефицитом денежных средств в бюджете Архангельской области на 2010 год и необходимости экономии средств не только на уровне муниципальных образований, но и в первую очередь сокращением расходов областного бюджета.

С целью адаптации городского бюджета к изменившимся экономическим условиям и в связи с сокращением поступления собственных доходов городского бюджета, а также уменьшением финансовой поддержки из областного бюджета в 2010 году, потребовалась оптимизация расходов городского бюджета по отношению к уровню 2009 года.

Расходная часть городского бюджета на 2010 год, как и бюджет 2009 года имеет социальную направленность и определена в сумме 5 652 155 тыс. рублей.

Основной объем расходов городского бюджета приходится на социально-культурную сферу, в 2010 году на их содержание предусмотрено 67,2 % от общих расходов городского бюджета или 3 857 977 тыс. рублей, в том числе:

- на образование - 2 533 796 тыс. рублей (44,1 %);

- на сферу культуры - 136 619 тыс. рублей (2,4 %);

- на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 875 636 тыс. рублей (15,5%);

- на социальную политику - 311 926 тыс. рублей (5,4 %).

Расходы на городское хозяйство на 2010 год составляют 20,2 % от общих расходов городского бюджета или 1 159 199 тыс. рублей, в том числе:

- на жилищное хозяйство - 161 840 тыс. рублей (2,8 %);

- на коммунальное хозяйство - 219 300 тыс. рублей (3,8 %);

- на благоустройство - 668 085 тыс. рублей (11,6 %);

- на другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства, газификацию города, транспортную структуру, поддержку предпринимательства и охрану окружающей среды - 109 974 тыс. рублей (1,9 %).

На содержание правоохранительных органов, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение противопожарной безопасности и решение общегосударственных вопросов запланированы расходы в общем объеме 724 349 тыс. рублей или 12,6 % от общего объема расходов городского бюджета.

В 2010 году предусмотрена реализация 27 городских целевых программ. Общий объем расходов, предусмотренный на выполнение программных мероприятий составит 494 737 тыс. рублей. В рамках городских целевых программ продолжится осуществление капитального ремонта муниципальных учреждений социальной сферы, диагностика и лечение граждан, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, будет продолжено строительство жилья для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, а также будут выполняться мероприятия антинаркотической направленности, по развитию туризма и иных сфер муниципальной ответственности, по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к социально-значимым объектам и иных мероприятий. Кроме того, планируется начать осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных учреждениях, по охране памятников истории и культуры города Архангельска и иные мероприятия.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности на 2010 год составят 315 500 тыс. рублей.

Основной объем этих средств планируется направить на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства - 190 400 тыс. рублей. На жилищное строительство запланировано 75 500 тыс. рублей, из которых 50 000 тыс. рублей - на строительство и приобретение жилья. В объекты коммунальной инфраструктуры планируется инвестировать 67 900 тыс. рублей и в объекты благоустройства - 47 000 тыс. рублей.

Бюджетные инвестиции в объекты образования составят 92 200 тыс. рублей, из них на проектирование и строительство школ на о. Бревенник и в жилом микрорайоне Цигломень - в общем объеме 70 000 тыс. рублей, на проектирование и строительство детского комбината на 264 места в первом микрорайоне округа Майская горка - 20 000 тыс. рублей.

На завершение реконструкции ангара под физкультурно-спортивный комплекс - 4 700 тыс. рублей, на проектирование и реконструкцию здания по пр. Чумбарова-Лучинского, д. 15 в целях создания на его базе Дома традиционной русской культуры и истории города Архангельска - 2 200 тыс. рублей.

Городской бюджет на 2010 год спрогнозирован с дефицитом в сумме 376 693 тыс. рублей, что составляет 8,9 % общего годового объема доходов городского бюджета, без учета межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Основными источниками финансирования дефицита городского бюджета определены кредиты кредитных организаций в объеме 280 000 тыс. рублей.

Также на покрытие дефицита планируется направить остатки средств городского бюджета в сумме 25 042 тыс. рублей и иные источники финансирования дефицита городского бюджета от возврата предоставленных бюджетных кредитов и от возврата средств в счет исполнения муниципальных гарантий в общем объеме 74 281 тыс. рублей.

Сравнительный анализ расходов бюджета МО «Город Архангельск» за 2009 – 2010 гг. представлен в следующей таблице:

Таблица 2. – Анализ расходов бюджета за 2009 – 2010 гг.

Наименование раздела

2009 г.

2010 г.

Утверждено, тыс.руб.

Удел.вес, %

Проект, тыс.руб.

Удел.вес, %

Изменение к 2009 г., %

Общегосударственные вопросы

605202

9,0

534722

9,5

88,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

181101

2,7

186627

3,3

103,1

Национальная экономика

273122

4,1

53500

0,9

19,6


Жилищно-коммунальное хозяйство

1691332

25,3

1028099

18,2

60,8

Охрана окружающей среды

7653

0,1

500

0,01

6,5

Образование

2394799

35,8

2533741

44,8

105,8

Культура, кинематография, средства массовой информации

156010

2,3

136399

2,4

87,4

Здравоохранение, физическая культура и спорт

1037798

15,5

875636

15,5

84,4

Социальная политика

346134

5,2

302931

5,4

87,5

Всего

6693151

100,0

5652155

100,0

84,4

Главной задачей при формировании расходной части городского бюджета на 2010 год являлось определение такого объема расходов, который бы соответствовал реальному прогнозу налоговых и неналоговых доходов и объему поступлений от других бюджетов бюджетной системы, исходя из необходимости минимизации размера дефицита городского бюджета.

С целью адаптацию городского бюджета к изменившимся экономическим условиям и в связи с сокращением поступления собственных доходов городского бюджета, а также уменьшением финансовой поддержки из областного бюджета в 2010 году потребовалась оптимизация расходов городского бюджета по отношению к уровню 2009 года.

Формирование расходной части городского бюджета на 2010 год осуществлялось с учетом следующих особенностей:

1) По сравнению с 2009 годом общий объем бюджетных инвестиций сократился на 55,6 %, что обусловлено отсутствием в проекте областного бюджета на 2010 год бюджетных инвестиций на софинансирование объектов муниципального образования «Город Архангельск». Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, осуществляемых за счет собственных средств городского бюджета, сохранился на практически прежнем уровне и составляет - 94,0 % от объема 2009 года или 251 700 тыс. рублей.

2) В 2010 году в соответствии с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации начнется реализация 14 долгосрочных целевых программ, утвержденных в 2009 году мэром города, а также продолжится реализация 10 городских целевых программ, утвержденных Архангельским городским Советом до 1 января 2009 года и 1 городской адресной программы.

Общий объем бюджетных ассигнований по программам, реализация которых осуществляется за счет средств городского бюджета, составит 475 667 тыс. рублей, в том числе:

- городские целевые программы - 320 520 тыс. рублей;

- долгосрочные целевые программы - 132 507 тыс. рублей;

- городская адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов - 22 640 тыс. рублей.

Таким образом, проанализировав бюджет города за 2009 – 2010 гг. можно выделить его крайнюю несбалансированность. Городской бюджет ежегодно принимается с довольно большим дефицитом, который покрывается за счет средств из областного бюджета и заемных средств. Разразившийся финансово-экономический кризис наложил свой отпечаток на бюджет МО «Город Архангельск», значительно сократив его доходы и вынудив сокращать расходы (в том числе за счет социально-культурной сферы). В то же время следует отметить и положительный момент в бюджете на 2010 г., согласно которому прогнозируемый размер дефицита бюджета в 2010 г. должен сократиться по сравнению с уровнем 2009 г.

Список литературы:

1. Официальный Интернет-портал муниципального образования «Город Архангельск»: www.arhcity.ru



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: