СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

«Менеджмент финансовых ресурсов» как специальное направление финансовой науки

Автор: Левчаев П.А.

Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Подготовка высококлассного специалиста во все времена считалась делом ответственным и затратным. От того, в каком качестве происходит воспроизводство человеческого потенциала, какими способностями, знаниями, квалификацией будет наделен тот или иной профессионал будет зависеть и наше будущее, будущее нашей страны в международном сообществе.

К названным требованиям сейчас, в новых социально-экономических условиях, добавилась и необходимость оперативного реагирования на происходящие, в условиях международной интеграции всех сфер государственного сотрудничества, изменения. В условиях глобализации, динамичного развития и построения в России экономики инновационного типа, перманентных процессов соответствия требованиям будущего возрастают и требования к высококвалифицированным специалистам, которые должны понимать многообразие и тенденции развития экономических процессов, решать нестандартные задачи, разрабатывать направления совершенствования и чувствовать собственную ответственность за принимаемые управленческие решения.

Обозначенные моменты предполагают и новый образ мышления, обуславливают необходимость создания новых подходов к обучению мыслить, мыслить системно, глобально. Любые же новые знания должны ложиться на подготовленный к новому восприятию образ мышления, в противном случае эффективность транслируемых, передаваемых знаний снижается, они входят в противоречие с устаревшей моделью восприятия и мышления. Приведу соображения по поводу целесообразности разработки специального направления финансовой науки "Менеджмент финансовых ресурсов". По моему убеждению, наряду с наукой изучающей финансовые отношения и известной под названием "Финансовый менеджмент", существует и такое научное направление как "Менеджмент финансовых ресурсов" предметом изучения которого, являются непосредственно финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Менеджмент финансовых ресурсов – это самостоятельный раздел финансовой науки, занимающийся изучением методов рационального, с точки зрения эффективности производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта, управления финансовыми ресурсами. Необходимость выделения подобного направления обусловлена тем, что финансовые ресурсы, как материальные носители финансовых отношений, опосредуют практически всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, а их применение основано на знании их экономической природы и законов функционирования. Речь идет о вполне правомочном, с точки зрения методического аспекта и предмета изучения, выделении из состава финансовой науки блока вопросов относящихся к ведению менеджмента финансовых ресурсов. Тенденция детализации и специализации характерна на определенном этапе эволюции для любой науки, поскольку формируются объективные предпосылки, обуславливающие необходимость предметного изучения ставшей самостоятельной категории.

Основными утверждающими тезисами будем считать следующие:

1) Менеджмент финансовых ресурсов может считаться факультативной или специальной дисциплиной экономической специальности, магистерского направления "Финансы и кредит";

2) Методика изучения дисциплины предполагает использование системного подхода;

3) Использование в предмете базовой категории финансов - "финансовые ресурсы" позволяет органично, логично увязать базовые и другие экономические дисциплины специальности, начиная от начальных курсов обучения и вплоть до выпускных, сохраняя при этом профилирующую направленности специальности;

4) Дальнейшим перспективной ориентированностью развития направления видится его включение в состав курсов специализации, например по подготовке финансовых менеджеров для банков, предприятий, страховых компаний и т.д.

Целью преподавания дисциплины "Менеджмент финансовых ресурсов" является подготовка специалистов, имеющих комплексное представление и обладающих знаниями теоретических вопросов, прикладных методов рационального использования финансовых ресурсов различных экономических субъектов.

Характеризуя место дисциплины в учебном процессе, отметим, что она должна формировать у студентов навыки наиболее целесообразного и прибыльного использования финансовых ресурсов имеющихся у субъектов хозяйствования. При этом решается задача подготовки специалистов высшей квалификации в вопросах, в первую очередь, практического их использования. Материал дисциплины органически связан с материалами курсов «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансы предприятий», «Финансовый менеджмент».

Охарактеризовав концептуальные положения курса, перейдем к рассмотрению его специфики. Интерес к изучению финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов на современном этапе эволюции экономической и финансовой мысли весьма закономерен и логичен. Для обоснования этого утверждения напомним важнейшие эволюционные предпосылки.

Эволюция развития финансов показывает, что после второй мировой войны ситуация в финансовой сфере меняется - возрастает роль финансов предприятий, корпораций, рынка капиталов. Таким образом, наблюдается тенденция развития и детализации всех сфер финансовых отношений обусловленная усложнением экономических взаимоотношений. Акцент исследования, в отличие от предыдущего этапа, переносится на финансы предприятий, поведение на фондовом рынке. Процессы развития, интернационализации и глобализации рынков капитала, повышение роли транснациональных корпораций в создании стоимости и перемещении капиталов, усиление значимости финансового ресурса как основополагающего в системе ресурсного обеспечения любого бизнеса, привели в середине XX в. к необходимости теоретического осмысления роли финансов на уровне основного звена любой экономической системы, т.е. на уровне хозяйствующего субъекта. В таких условиях происходит становление нового этапа эволюции финансовых отношений - неоклассического.

Многие разработки явившиеся основой оформившегося научного направления уже велись в начале XX века, позднее они были углублены, доработан их практический инструментарий. Известны имена таких ученых: Ч. Доу, Э. Джонс, Ч. Бергштрассер, Л. Башелье, А. Коулз, Д. Блисс, А. Винакор, Р. Смит, Э. Альтман, Дж. Уильямс У. Шарп, Х. Марковица, Ю. Фама, Дж. Литнер, Дж. Моссин, Ф. Модильяне и М. Миллер, Т. Коуплэнд, Дж. Уэстон, Р. Брейли, Ю. Бригхем и др.

На этом фоне стремления отечественной научной школы действовать в контексте развития мировой финансовой науки, интерес последней к финансовым ресурсам находят логическое продолжение, целесообразность в детальном изучении управленческих аспектов прикладного характера относительно финансовых ресурсов. Менеджмент финансовых ресурсов фокусирует внимание на актуальной для отечественной науки сфере изучения в контексте складывающихся особенностей этапа мировой финансовой науки. Такое направление специализации финансовой науки может считаться производным от финансового менеджмента.

Резюмируя сказанное можно так охарактеризовать логику эволюции финансовой науки, определившей на сегодня интерес к предметному исследованию, разработке инструментария практического использования финансовых ресурсов субъектов экономики:

Первый этап - становление и развитие государственных (централизованных) финансов;

Второй этап - становление и развитие финансов хозяйствующих субъектов (децентрализованных финансов), то становится очевидной логичность интереса к конечному либо исходному элементу финансов и возникновение –

Третьего этапа - разработка категории "финансовые ресурсы" (материальные носители финансовых отношений).

На сегодня, роль финансовых ресурсов в экономическом мироустройстве трудно переоценить. Это практически единственный вид ресурсов, который с минимальным временным лагом может быть трансформирован в любой другой, а его мобильность означает возможность перегруппировки факторов производства в территориальном измерении. Именно наличие необходимых финансовых ресурсов означает потенциальные возможности приобретения факторов производства и предопределяет пространственное расположение и специализацию предприятий. В масштабах мировой экономики, в условиях централизации капитала, недоучет подобного аспекта грозит ослаблением или потерей экономической независимости государства.

Методика изучения дисциплины "Менеджмент финансовых ресурсов" будет предполагать использование системного подхода. Это положение обусловлено тем, что методология познания, изучения явлений действительности и использования их результатов на практике имеют важнейшее значение для любой науки и тем более это актуально в современном мироустройстве, когда происходит перманентный рост, накопление знаний, их активное применение в преобразующей деятельности человека.

Необходимость применения системного подхода в менеджменте финансовых ресурсов и, следовательно, системного рассмотрения сущности изучаемых явлений и процессов в современном мире обусловлена, прежде всего, увеличением объемов специальных знаний и усложнением межпредметных взаимосвязей. Поэтому, именно в системном рассмотрении (подходе) видится решение многих существующих проблем и противоречий и недопущение возможных. Для современной науки и практики характерна системность в силу стремления не только более точно определить объект исследования, но и его местоположение, взаимосвязь и тенденции развития. Если мы обратим внимание на развитие компьютерных технологий, возникновение междисциплинарных связей, факторных методов исследования, то поймем, что только с позиций системного исследования, представления, классификации возможно дальнейшее развитие и сосуществование самых различных отраслей знаний. Примечательно, что системные принципы, закрепленные и передаваемые как информация, позволяют реализовать свойство непрерывности характерное для саморазвивающихся систем, поэтому, обучение системному подходу позволяет сформировать устойчивый научный образ мировоззрения. Здесь мы наблюдаем, как положения научного подхода уже не только реализуют себя в иной сфере – образовании, но и выступают инструментом формирования и закрепления образа мировосприятия.

Процесс системного познания и преобразования мира строится на определенных закономерностях, овладение которыми означает овладение методологией познания и преобразования любых систем, в т.ч. и в сфере финансов, поскольку научное познание не может осуществляться беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям.

По третьему пункту ранее высказанных утверждений отметим, что системный подход будет являться не только основой построения дисциплины и методикой ее изучения, но и своего рода инструментом обеспечения взаимодополняемости, построения и дальнейшего развития исходных базовых категорий специальности. Зачастую, студенты, изучая набор экономических и общепрофессиональных и специальных дисциплин, к концу учебы еще недостаточно чувствуют и понимают взаимосвязь и взаимозависимость, если угодно - метаморфозы понятий. Знания же такого вида представляются не чем иным как набором дисциплин, речь же должна идти об их наглядной взаимосвязи. Определяющими моментами являются: 1) определение основополагающих категориальных понятий специальности, вокруг которых в последующем будет выстраиваться системная взаимосвязь; 2) определение круга предметов связанных с установленными базовыми понятиями; 3) предметы специальности отдаленно, опосредованно связанные с выделенными понятиями, тем не менее "усиливают", всесторонне показывают аспекты развития этих понятий, что дополняет их категориальные признаки.

Изучение финансовых ресурсов с применением системного подхода позволит наиболее наглядно показать развитие этой базовой категории. Так, если на начальных курсах дается лишь определение понятия финансовых ресурсов, то на последующих курсах понятие дополняется и конкретизируется не только преподаваемыми дисциплинами, но и дополнительными уточняющими характеристиками - и вот уже понятие "превращается" в категорию, а его специальная направленность позволяет в дальнейшем не только сохранять курс на подготовку специалиста, но еще и со всей очевидностью чувствовать студенту, магистру "природу" категории и видеть ее трансформацию в других экономических дисциплинах экономического блока, но с позиции, в первую очередь, финансиста.

Теперь о том какова содержательная сторона дисциплины. На настоящий момент у меня сложилось следующие видение тематики дисциплины.

Тема 1. Понятийный аппарат, сущность и роль финансовых ресурсов в финансовой системе.

Тема 2. Экономические законы функционирования финансовых ресурсов.

Тема 3. Факторные составляющие финансового производства.

Тема 4. Структура и характеристика системы финансовых ресурсов.

Тема 5. Характер и особенности управленческого воздействия на систему финансовых ресурсов.

Тема 6. Влияние факторов внешней среды на систему финансовых ресурсов.

Тема 7. Механизм функционирования финансовой системы хозяйствующего субъекта.

Тема 8. Механизм взаимодействия финансов предприятия с внешней средой.

Тема 9. Аналитические показатели системы финансовых ресурсов как основа принятия управленческого решения.

Тема 10. Приемы рационального формирования и использования финансовых ресурсов

Тема 11. Бюджетирование как механизм рациональной организации и управления финансовыми ресурсами.

Тема 12. Рост стоимости бизнеса как целевая направленность функционирования системы финансовых ресурсов компании

Тема 13. Стоимостная парадигма финансовых ресурсов и оценка бизнеса.

Темы могут быть дополнены также за счет тех, которые на сегодня выделяются в составе финансового менеджмента, однако относятся все же к предмету рассмотрения менеджмента финансовых ресурсов, а именно: оценка денежных потоков; методы оценки финансовых активов; управление движением денежных средств; теория цены и структуры капитала и др.

Перечень знаний и умений, приобретаемых студентом при изучении дисциплины суть следующий. В результате изучения дисциплины студенты должны знать методы: оценки денежных потоков субъектов хозяйствования; оценки доходности различных финансовых активов; оценки бизнеса; управления структурой привлекаемых ресурсов; оперативного управления денежными средствами субъектов хозяйствования; стратегического, долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; отбора и применения наиболее целесообразных бюджетов.

Дальнейшей перспективной ориентированностью направления будет его адаптация к деятельности различных экономических субъектов, а именно страховых институтов, предприятий, инвестиционных институтов. Это позволит на основе полученных знаний уточнить специфику и особенности управленческой науки применительно к конкретному объекту, что будет знаменовать методическую законченность выделенного направления, а с практической точки зрения обучающиеся получат полный объем знаний и умений, как в сфере научного направления, так и профессиональной деятельности, сфере специализации.

Рекомендуемая литература

1. Левчаев, П.А. "Менеджмент финансовых ресурсов" в контексте профессиональных экономических дисциплин высшего образования / П.А. Левчаев, А.Ф. Поляков // Интеграция образования. – 2004. – № 1. – С. 77-84.

2. Левчаев, П.А. Финансы организаций: учеб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2-е изд., перераб. и доп. 2010. – 304 с.

Книги автора: в магазине Озон >>

См. также:
- Авторская колонка Левчаева Петра
- Финансы предприятия национальной экономики / Левчаев П.А., книга
- Концептуальные положения системного представления знаковой трактовки финансовых ресурсов предприятий / Левчаев П.А., статья



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: