СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ

Фактор цикличности развития экономического субъекта

Автор: Левчаев П.А.

Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

В статье рассматриваются аспекты циклического развития систем. Приводится авторская позиция выделения циклов в финансовой системе экономических субъектов.

Одним из важнейших аспектом стратегии развития и адаптивного проектирования систем является учет фактора цикличности. Такой акцент исследования системы означает реализацию эволюционного подхода развития. Вначале приведем несколько интересных с нашей точки зрения высказываний.

Профессор Е.И. Шохин о цикличности развития предприятия пишет - "Развитие предприятия происходит последовательно во времени, в комбинации циклов различных продуктов его деятельности. Этот цикл можно разделить на периоды с разными оборотами и прибылью: детство (небольшой рост оборота. Отрицательные финансовые результаты); юность (быстрый рост оборота, первая прибыль); зрелость (замедление роста оборота, максимальная прибыль); старость (оборот и прибыль падают). Общий период жизненного цикла предприятия определяется примерно в 20-25 лет, после чего оно прекращает свое существование или возрождается на новой основе с новым составом владельцев и менеджеров. Понятие цикла жизни предприятия позволяет определить различные проблемы, которые возникают при его развитии, и оценить его инвестиционную привлекательность." [1, с. 281-282].

«Теория жизненного цикла позволяет выделить компоненты, благоприятствующие изменениям, а следовательно, способности к адаптации. ... критерий гибкости становится основным. Элементы роста … зависят от соединения факторов внешней и внутренней сред. Экономическая среда кристаллизуется в факторах спроса, в технологических новшествах и в структурных условиях рынка (это утверждение соотносится с нашим видением проблемы т.е. 1) об определяющей роли производственной функции ресурсов, 2) инновационности как фактора развивающейся системы 3) наличие инфраструктуры для развития системы). … гибель экономической организации редко бывает полной и неизбежной. Распад ее выражается скорее в приобретении некоторых ее элементов другими организациями, т.е. в разделении. Кроме того, организация, приблизившись к пределу своего существования, возрождается посредством трансформации своих структур, технологии, замены или пополнения кадров и изменения своей стратегии. Так рождается «новая» организация и начинается новый жизненный цикл» [2, c.182, 183].

Еще более интересными, с точки зрения изложенных нами воззрений на цикличность развития системы, рост ее стоимости и инновации, следует считать утверждения т.н. астонской группы ученых и А. Чендлера [2, с. 188,189]. Циклическая модель развития организации разработанная астонской группой предполагает выделение определенных фаз в закономерном процессе развития обуславливающих способность к осуществлению новвоведений - возникновение организации (глобальная инновация); становление организации (период успешных преобразований и радикальных инноваций); зрелость организации (период неудачных попыток преобразований и инноваций); период успокоенного состояния (отсутствие инноваций). А. Чендлер в версии жизненного цикла выделял фазы характерные для взаимоотношений с внешней средой: расширений операций и накапливание ресурсов; рационализация ресурсов; экспансия в сферу новых рынков; создание новых структур.

На наш взгляд, основные цикличные процессы в системе можно объяснить, существованием следующих возмущений и специфики ее функционирования.

1) наличие стадий воспроизводственного процесса элементов в частях системы, т.е. формирование, использование ресурсов в рамках той или иной классификации. Например, периодичность поступления доходов по ценным бумагам, формирования заемных средств за счет кредитов банков. Это первый уровень внутренних циклов системы (микроциклов).

2) наличие стадий воспроизводственного процесса в отношении всей системы, т.е. формирование, использование всей совокупности ресурсов. Например, периодичность поступления выручки от реализации продукции. Это второй уровень внутренних циклов системы.

3) наличие стадий жизненного цикла в любой системе предполагают колебания стоимости на протяжении существования системы. Речь идет о стадиях рождения, зрелости, смерти. Это третий уровень внутренних циклов системы.

4) влияние тождественных параметров макросреды обуславливает наличие синхронных процессов в системе (ее составляющих, резонирующих с тождественными). Например, уровень инфляции, особенности денежно-кредитной политики и т.д. Это внешние циклы системы (макроциклы).

Следует учитывать, что разные виды циклов могут накладываться друг на друга специфицируя параметры исследуемого цикла (образуя синергетические всплески или, напротив, деструктивные нарушения). Кроме того, к названным можно добавить цикличность системы обусловленную, например, различными требованиями внешней среды. Так обстоит дело в отношении годовой финансовой отчетности, когда предприятия стремятся достичь более качественных стоимостных показателей и отобразить их в отчетности. Но цикл, лишенный взаимосвязи происходящих в ресурсах изменений с порождающими или порожденными изменениями тождественной природы (стоимостной), скорее следует считать косвенным.

Важно учитывать, что фаза спада, умирания системы характеризуется преобладанием пассивной части ресурсов над активной и это явление начинает носить систематический, регулярный, постоянный характер. (именно поэтому важен своевременный мониторинг и критерии показателей системы).

Степень адаптивности системы возрастает с ее ростом и диверсифицированостью. Например такие организационная форма как ТНК или ФПГ позволяют сгладить многие циклические колебания возможные при раздельном функционировании участников: оборачиваемость капитала в отраслях, переориентация средств из производств находящихся в фазе упадка или смерти в растущие сегменты, преодолевание сезонности и т.д.

Интересно, что моделирование деятельности хозяйствующего субъекта, его роста может основываться на модели Грейнера [3, с.41]. Здесь рассматривают пять фаз роста бизнеса предполагающие соответствующие кризисные, революционные изменения на восходящей прямой эволюции (см. рис.).

Фактор цикличности развития экономического субъекта

Где, 1-5 - означает соответствующие фазам кризисные моменты в эволюционном развитии предприятия.

Итак, фазы суть следующие.

1. Кризис лидерства. Фаза, приводящая к кризису, характерна для становления малого бизнеса. Бизнес возникает с идеи производства продукции, услуги. Лицо, сформулировавшее идею, приложившее усилие для ее реализации в жизни начинает испытывать перегрузки от организационных, управленческих, административных нагрузок.

2. Кризис автономии. Сильный лидер, преодолевший кризис становления вытягивает бизнес, определяет его приоритеты, обеспечивающие продвижение вперед. Здесь определяющим является общий интерес сотрудников, все большее количество из которых хотят сказать свое слово в стратегии развития предприятия, что провоцирует наступление кризиса автономии.

3. Кризис жесткого контроля. На этом этапе объективно возникает необходимость делегирования полномочий. Основная проблема заключается в том, что большинство руководителей полагают, что никто не способен выполнить работу лучше них. Кроме того, возможно, что часть менеджеров уже неспособны принимать новые решения, которые к тому же часто приводят к возникновению новых ситуаций, проблем. Однако нельзя забывать, что рост бизнеса не является автоматическим.

4. Кризис финишной ленты. Размер и возраст бизнеса обуславливают необходимость стратегического планирования деятельности и проработанного взаимодействия в организации. Планомерные и четко регламентированные взаимодействия часто создают нагромождение различных инструкций снижающих в итоге эффективность решений и приводящих к кризису. Внедрение инновационных методов управления, структурная реорганизация позволяют преодолеть негативное влияние бюрократических особенностей и сложившейся корпоративной культуры.

5. Кризис сотрудничества. Внедрение структурных организационных инноваций наталкивается на сопротивление и неприятие иной, чуждой для устоявшейся культуры. Здесь сплочение возможно в достижении общей цели для организации, поэтому значимость приобретают целеориентированные команды, интегрированные системы управления.

Помимо названных кризисных моментов эволюционного развития бизнеса, предприятия логично выделить и заключительный – кризис реализации миссии бизнеса. Этот кризис является последним для функционирующего бизнеса и означает, что система, пройдя успешно все кризисные, революционные этапы и фазы эволюционного развития, должна определить для себя будущее. Здесь возможны следующие сценарии: постановка новой миссии бизнеса (на новом, более высоком эволюционном витке развития); прекращение бизнеса (поскольку первоначальная идея, цель, миссия уже состоялись и реализованы, а бизнес потерял импульс и вектор развития); реорганизация бизнеса, т.е. его переход в другую форму соответствующую иному содержанию.

Литература:

1. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408 с.

2. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.- 416с.

3. Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: Сборник статей XIV Международной научно-технической конференции. – Пенза, 2004.- С. 202-204.

4. Левчаев, П.А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. - М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. – 216 с.

5. Финансы организаций: учебник / П.А. Левчаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 304 с.



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:






Гофрокартон коробки

из гофрокартона любых размеров! Акция! Спешите

mkfgroup.ru

Купить бетон

цены, новости рынка. Бетон

betonservis21.ru