СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Подходы к оценке качества заемщика и адаптация кредитной линейки в условиях кризиса

В статье Виктора Хребет рассказывается об изменении подходов к оценке качества заемщика и адаптации кредитной линейки в условиях мирового финансового кризиса.

Виктор Хребет, директор департамента автокредитования Москоммерцбанка, журнал "Микрофинанс".

В конце 2008 года мировой финансовый кризис добрался и до России. Обвал на финансовых рынках и значительное снижение капитализации крупных российских компаний привели к кризису доверия, вызвавшего в свою очередь кризис ликвидности. На первых порах трудности почувствовали крупные компании, которые стали испытывать финансовый голод, так как банки, потеряв источники длинного и дешевого фондирования, практически перестали кредитовать экономику, а те, кто еще продолжал кредитовать, существенно увеличивали процентные ставки.

Нехватка средств, которые, как правило, крупные компании использовали на развитие новых проектов, пополнение оборотных средств, погашение имеющихся долгов и т.д. вынуждала их минимизировать издержки, сокращая персонал и фонд оплаты труда, расходы на социальные программы, отказываясь от инвестиционных проектов. Далее по нисходящей проблемы ощутили средние и мелкие компании, а также обычные рядовые граждане. В итоге сложившаяся ситуация спровоцировала рост безработицы и нестабильность на рынке труда, которая выражалась в невозможности быстрого трудоустройства, а это в свою очередь привело к тому, что многие заемщики оказались не в состоянии обслуживать долг, и у банков стал ухудшаться кредитный портфель. К прочим факторам роста просроченной задолженности можно также отнести падение курса национальной валюты и «закредитованность» населения. У банков, активно занимающихся кредитованием населения, возникла серьезная проблема ухудшения качества кредитного портфеля.

Так, в конце 2008 г. основная масса банков приостановила кредитование, некоторые игроки ушли с рынка. Для кого-то решающим фактором стало существенное увеличение фондирования или вовсе его отсутствие, а кто-то занял выжидательную позицию. Те же банки, которые продолжали по-прежнему осуществлять кредитование, внесли существенные коррективы в кредитную политику:обновили продуктовую линейку, исключив из нее некоторые кредитные продукты, ужесточили андеррайтинг заемщиков и требования к обеспечению, пересмотрели каналы продаж и т.д. Другими словами, кризис заставил банки в максимально короткие сроки изменить бизнес-модель – перейти от количественных показателей к качественным, то есть отказаться от агрессивного наращивания кредитного портфеля и сместить акцент в пользу качества кредитного портфеля.

Особенно остро кризис сказался на монопродуктовых банках, так как выбранная ими стратегия развития не позволяла оперативно отреагировать на изменения конъюнктуры рынка. Монопродуктовые банки не имели возможности оперативно заместить ставшие в кризис рискованными и/или низкодоходными продукты доходными/высокомаржинальными кредитными продуктами. Некоторых из таких банков (монолайнеров) кризис заставил быть более универсальными.

Не стал исключением и Москоммерцбанк. Розничное направление в Москоммерцбанке получило развитие в начале 2006 года. Основным финансовым продуктом была выбрана ипотека. Это было обусловлено тем, что бизнес-модель банка предполагала активное формирование пулов ипотечных кредитов для последующей секюритизации на западных рынках. Так уже к концу 2006 г. ипотечный кредитный портфель Москоммерцбанка превысил $598 млн (15,5 млрд руб.) и банк вошел в тройку лидеров ипотечного кредитования в России. 22 мая 2007 г. портфель ипотечных кредитов банка достиг $1 млрд и по итогам I полугодия 2007 г. Москоммерцбанк занимает первое место — по объему выдачи ипотечных кредитов в Москве и области; второе место — в Санкт-Петербурге и области; третье место — по объемам выдачи ипотечных кредитов в России (данные РБК-Рейтинг).

Монопродуктовость банка не стоит воспринимать буквально. Как правило, услуг все-таки несколько, но банк концентрируется на продажах продуктов только одной группы (как правило, ипотека, потребительские кредиты и пластиковые карты). Так и в линейке Москоммерцбанка были такие финансовые продукты, как потребительские и автокредиты, но на них делалась незначительная ставка. От портфеля, который был более миллиарда долларов в 2008 г., доля таких продуктов составляла не более 10%.

Однако кризис внес свои коррективы в дальнейшую стратегию развития банка. Так, в условиях финансового кризиса рынки секьюритизации за рубежом стали потихоньку сворачиваться, а темпы роста активных операций существенно замедлились, в связи с этим реализация изначально выбранной бизнес-модели стала невозможной. Появилась необходимость создать банк, предоставляющий весь спектр банковских услуг как частным, так и корпоративным клиентам, переориентироваться на выдачу высокодоходных краткосрочных и среднесрочных кредитов (потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, кредиты для малого и среднего бизнеса). При этом пассивная база для предоставления данных кредитных продуктов должна была обеспечиваться банком самостоятельно – за счет привлечения средств на открытом рынке (депозиты и долговое финансирование).

Несмотря на значительное снижение объемов кредитования и рост просрочки по текущему кредитному портфелю, банк не приостановил программы автомобильного и потребительского кредитования и продолжал наращивать качественный кредитный портфель, чтобы покрыть убытки от плохих активов. При этом мы были вынуждены неоднократно пересматривать продуктовую линейку.

В линейку кредитных продуктов

- Ограничена целевая аудитория – начиная с конца 2008 г. приоритетными для банка стали клиенты с подтвержденным доходом (2НДФЛ), бюджетная сфера. Банк отказался от кредитования собственников бизнеса и ИП — в рамках розничного кредитования, переведя данное направление в сферу Департамента малого и среднего бизнеса. Также в настоящее время мы не кредитуем клиентов, постоянно проживающих (прописанных) и/или работающих вне территории присутствия филиала банка.

- Ограничены/пересмотрены каналы продаж — в части потребительского и ипотечного кредитования, а также кредитных карт приоритет был отдан собственным прямым продажам и продажам в офисах банка. Банк практически полностью отказался от такого канала партнерских продаж, как кредитные брокеры, сотрудничество с которыми ранее было одной из основных стратегий банка и которая до недавнего времени приносила ощутимые плоды. Так, например, банк никогда не платил за рекламу, нигде не размещался и не платил вознаграждения посредникам, при этом был успешен в привлечении ипотечных клиентов как раз за счет лояльной работы с партнерами. Финансовый кризис привел к тому, что в отсутствие спроса на финансовые и брокерские услуги и, как следствие, значительного снижения доходов у посредников, увеличилось количество некачественных клиентов, а также возросло мошенничество со стороны данных контрагентов. Мы не отказались полностью от работы с посредниками и продолжаем сотрудничать с несколькими проверенными брокерскими агентствами. Аналогичная ситуация произошла и на рынке автокредитования — банк отказался от кредитования покупки автомобиля у серых (неофициальных) дилеров, на авторынках, а также у частных лиц и юрлиц (не являющихся автосалонами). В настоящее время банк предоставляет возможность приобрести автомобиль в кредит только в салонах официальных дилеров.

- Отказ от «длинных» кредитов — в 2008 году были приостановлены ипотечные программы кредитования. В настоящее время банк проводит единичные ипотечные сделки. Снижены максимальные сроки кредитования по автомобильным и потребительским кредитам до 36 мес.

- Пересмотрены, в сторону ужесточения, основные параметры кредитования:

  • уровень процентных ставок по кредитам;
  • размер первоначального взноса по программам автомобильного и ипотечного кредитования был существенно увеличен;
  • увеличен срок рассмотрения кредитных заявок: сроки увеличены с одного до 3 — 5 дней.
  • ужесточены требования к оценке заемщика — банк отказался от кредитования без подтверждения доходов и занятоти, а также повысил требования к стажу, возрасту заемщика, сфере занятости.

- Ужесточены требования к обеспеченности кредитов и качеству залогов. Банк отказался от кредитования под залог менее ликвидного имущества. Мы не выдаем кредиты на китайские автомобили, так как они пользуются очень низким спросом, по держанные отечественные автомобили, vip-автомобили (Феррари, Бентли, дорогие лимузины, Мерседесы, Майбахи), так как в настоящее время ликвидность данных автомобилей низка. Также существенному ужесточению подверглись программы кредитования подержанного транспорта – это относится к максимально допустимому возрасту автомобиля и сроку кредитования.

- Отказ от ряда кредитных программ. Банком были приостановлены такие программы кредитования, как автокредитование без страховки и первоначального взноса, приобретение ТС у физического лица и с зарубежных аукционов, программы buy-back, кредитование б/у отечественного транспорта, кредитование новостроек, земельных участков, загородной недвижимости (домов, коттеджей, таунхаусов), а также все программы экспресс-кредитования.

К сожалению, для сохранения доходности и качества кредитного портфеля адаптировать кредитные предложения к постоянно изменяющимся реалиям рынка было недостаточно. Необходимо было разработать и усовершенствовать ряд мер по борьбе с ростом просроченной задолженности и ее профилактике.

Основными мерами по борьбе с ростом просрочки стали

- Разработка программ досудебной реализации залогов. Банк разработал ряд мер по содействию заемщикам при досудебной реализации залогов. Основной акцент сделан на активном сотрудничестве с риелторскими компаниями и автосалонами. В большинстве случаев автотранспорт мы пытаемся реализовывать своими силами, то есть силами сотрудников банка.

- Проведение реструктуризации – к сожалению, погашение кредитов за счет продажи предмета залога также возможно далеко не всегда: существенное падение цен на недвижимость не позволяет погасить имеющийся у клиента остаток долга, равно как и существенное падение стоимости автомобиля в процессе его эксплуатации. Поэтому единственным выходом в данном случае остается реструктуризация. Банк предлагает заемщикам несколько вариантов реструктуризации — предоставление льготного периода, на время которого заемщику снижается ежемесячный платеж по кредиту; увеличение срока кредита с целью снижения размера ежемесячного платежа; комбинация первых двух форм в пределах программы реструктуризации кредитов банка. В любом случае продолжительность льготного периода, размер ежемесячного платежа на время льготного периода и пропорция, в которой погашаются проценты и основной долг, определяются банком на основании анализа текущей платежеспособности заемщика и оценки предмета залога.

Как показала практика, большое количество заемщиков, которые обратились в банк за реструктуризацией, могут продолжать обслуживать долг, но пытаются сохранить прежний образ жизни. Поэтому банк старается реструктурировать кредиты только тех клиентов, которые действительно в ней нуждаются и которые способны продолжать вносить платежи после реструктуризации. В особенности это касается автокредитов. Данная позиция обусловлена тем, что в отличие от потребительского кредита существует залог, за счет реализации которого кредит может быть погашен (по ипотечным кредитам объектом залога выступает недвижимое имущество, которое для значительной части заемщиков является единственным жильем и не может быть реализовано), при автокредитовании же залогом является транспортное средство. Как бы жестко это ни прозвучало, но в кризис автомобиль для неработающего человека является роскошью, так как помимо платежей по кредиту есть еще обязательные расходы на содержание самого залога (ремонт, бензин, стоянка, ТО и т.д.). Поэтому банк, как правило, рекомендует заемщику реализовать автомобиль и полностью или частично (выплатив основную часть долга) погасить кредит.

Конечно же банк настаивает на продаже залога не всегда. Например, в тех случаях, когда автомобиль является единственным средством дохода, рыночная стоимость значительно ниже остатка ссудной задолженности и т.д., он не продается, а банком и заемщиком совместно определяется стратегия по возвращению в соответствии с графиком.

- Усовершенствование работы по сбору долгов – была изменена структура внутренней службы, осуществляющей сбор долгов, а также пересмотру подверглась схема работы с внешними коллекторскими агентствами.

- Разработка процедур замены залогов и перевода долга.

- Выдача стабилизационных кредитов в рублях РФ клиентам, которые имеют валютные кредиты.

- Борьба с завышениями стоимости залогов – одной из основных проблем при автомобильном и ипотечном кредитовании, а также по программам кредитования под залог движимого и недвижимого имущества является завышение стоимости.

Так, нечестные на руку автосалоныи оценочные компании (при оценке недвижимого имущества) зачастую завышали стоимость залога. Как правило, это делалось, чтобы заемщик вносил меньше собственных средств (первоначальный взнос), т.е. тем самым в реалии доля заемных средств была выше, чем та, которая была предусмотрена программами кредитования. Если в части автокредитования, в котором стоимость залога (ТС) снижается в процессе его использования, то в ипотечном кредитовании стоимость недвижимого имущества, наоборот, существенно росла в цене. Поэтому до кризиса данная проблема относилась по большей степени к залогам — транспортным средствам. С началом кризиса стоимость недвижимого имущества стала существенно снижаться, а стоимость ТС, в том числе и б/у автомобилей, наоборот, выросла. Причиной тому стало увеличение таможенных пошлин и девальвация национальной валюты. При этом спрос упал в обоих сегментах.

Для борьбы с завышением стоимости залогов в банке был разработан ряд мер. Например, при оценке недвижимого имущества использовался не только отчет независимых оценщиков, но и отчет внутренней оценочной службы, которая была создана в рамках Управления залогов. Если оценочная стоимость залога существенно отличалась от той стоимости, которая указывалась в подготовленном внутренней службой «Отчете об оценке», то за основу брался отчет внутренний службы. При этом банк предупреждал оценочную компанию о том, что подобного рода действия (намеренное завышение стоимости) могут сказаться на дальнейшем сотрудничестве с компанией. Так, с несколькими оценочными компаниями было приостановлено сотрудничество, после чего ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Борьба с завышением стоимости также осуществлялась и в части автокредитования. Основной процент завышения стоимости приходился на б/у автомобили и новые автомобили, реализуемые серыми дилерами (салонами, не имеющими статуса «Официальный дилер»).

Так, технология выдачи автомобильного кредита предполагает, что до подписания с заемщиком кредитного договора и договора залога заемщику необходимо предоставить в банк необходимый комплект документов, в который входит договор купли-продажи и полис КАСКО. Получив данные документы, сотрудник банка в обязательном порядке проверяет соответствие стоимости, указанной в ДКП и полисе КАСКО, рыночной стоимости аналогов. Для этого используются интернет-ресурсы (auto. ru, «из рук в руки авто», а в регионах другие автомобильные порталы), а также таблицы стоимости автомобилей в зависимости от года выпуска и комплектации, предоставленные службой залогов банка. Если возникают сомнения, то сотрудник банка направляет запрос о подтверждении рыночной стоимости и возможности страхования данного ТС по указанной в полисе КАСКО стоимости в страховую компанию, в которой оформлен полис, о чем с каждой сотрудничающей с банком страховой компанией ранее были достигнуты договоренности. В случае завышения стоимости заемщику и автосалону предлагается скорректировать цену ТС и переделать все документы. В противном случае банк отказывает в кредитовании данного ТС, а в некоторых случаях и в кредитовании самого клиента. На первоначальном этапе в 40% случаях было выявлено завышение стоимости, а с около 30% автосалонов, уличенных в систематическом завышении стоимости ТС, банк приостановил сотрудничество. Причем в некоторых случаях по инициативе салона, так как из-за отсутствия возможности «обмана» данные салоны теряли в банке интерес.

- Систематический мониторинг партнеров. В банке была создана процедура мониторинга партнеров: риелторов, брокеров, автосалонов. Для этого раз в квартал делалась выгрузка проблемного портфеля и анализировались каналы продаж, через которые данные заемщики «зашли» в банк. В результате, если допустимый уровень дефолтности на партнера превышал допустимый показатель, то:

  • сотрудничество с данным партнером приостанавливалось, если речь шла об автосалонах;
  • в отношении клиентов данного партнера действовали более жесткие правила андеррайтинга, если речь шла о риелторах и брокерах.

Благодаря вовремя предпринятым мероприятиям банку удалось в разы снизить просрочку по кредитному портфелю и повысить его доходность, а «в кризисное время» — не допустить существенный рост просроченной задолженности.



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: