СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К вопросу об охране окружающей среды в деятельности всемирной торговой организации

Авторы: Пахомов Антон Павлович (доктор экономических наук, профессор) и Баласанян Марат Владимирович (ОАО "Восток").

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-участников организации. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Не смотря на то, что сами по себе проблемы экологии не входят в компетенцию ВТО, устойчивое экономическое развитие, охрана окружающей среды являются фундаментальными целями Всемирной торговой организации. Эти цели, закрепленные в преамбуле Марракешского соглашения, идут рука об руку с целью ВТО по снижению торговых барьеров и устранению дискриминационного режима в международных отношениях и торговле.

Важным элементом вклада ВТО в устойчивое экономическое развитие и охрану окружающей среды является содействие открытию торговли товарами и услугами для содействия экономическому развитию стран, а также формирование стабильных и предсказуемых финансово-экономических условий, которые повышают возможности инновационных технологий. Это способствует эффективному распределению ресурсов, экономическому росту и повышению уровня доходов, которые в свою очередь, обеспечат дополнительные возможности для защиты окружающей среды. Важность вклада торговли в устойчивое экономическое развитие и охрану окружающей среде были признаны на таких форумах, как Рио-Саммит в 1992 году, саммит 2002 г. в Йоханнесбурге и Всемирный саммит Объединенных Наций в 2005 году.

Обязательства членов ВТО для формирования и следования принципам устойчивого экономического развития, а также защиты окружающей среды предусмотрены правилами ВТО. В общих правилах, базирующихся на основополагающих принципах не дискриминации, транспарентности и предсказуемости определены параметры по решению экологических проблем. Кроме того, в соответствии с правилами, страны-участницы ВТО могут принять связанные с торговлей меры, направленные на защиту окружающей среды.

С момента вступления в силу Соглашения о ВТО в 1995 году Орган по урегулированию спорных вопросов ВТО имел дело с огромным числом споров, касающихся окружающей среды и связанных с торговлей. Благодаря возникшим спорам удавалось добиться решения различных политических задач - от сохранения морских черепах до защиты здоровья человека от рисков, связанных с загрязнением воздуха. Правовая база ВТО свидетельствует о том, что правила ВТО не имеют приоритета над экологическими проблемами [8]. Так, в частности, благодаря урегулированию споров в ВТО в 2001 году была поддержана инициатива запрета на импорт асбеста.

Инициативы по решению экологических проблем осуществляются в ВТО посредством специализированных комитетов и органов. Одним из уникальных институтов ВТО является Комитет по торговле и окружающей среде (СТЕ). Комитет является инкубатором идей о том, каким образом двигаться вперед, динамично развивать торговлю, не нанося урон природе. Ряд вопросов, впервые поднятых в Комитете по торговле и окружающей среде, стали нормами ряда соглашений, таких как субсидирование рыболовства, взаимодействие ВТО в рамках многосторонних природоохранных соглашений (порядка 200 действующих в мире соглашений по различным экологическим вопросам, подписанных без участия ВТО). Другие структурные подразделения ВТО также чрезвычайно важны. Например, комитет по управлению техническими ограничениями в торговле (соглашение, в котором предусмотрены различные регламенты, стандарты, процедуры испытаний и сертификации продукции), обеспечивает механизмы взаимодействия правительств стран- участников ВТО, их обмен информацией касательно того, как некоторые экологические нормы могут повлиять на торговлю и темпы экономического роста. В самой структуре ВТО имеются соглашения, в которых содержатся статьи, включающие положения об охране окружающей среды. Вот некоторые из них [1, 2, 4, 5, 6, 7]:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, Статья ХХ): В определенных случаях торговля товарами, предназначенными для защиты жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также для сохранения невозобновляемых природных ресурсов, освобождается от обычных ограничений ГАТТ. Значительно позже в решении по одному из спорных дел Апелляционный орган ВТО указал на то, что термин «невозобновляемые природные ресурсы» относится не только к полезным ископаемым, но и к живой природе.

- Технические ограничения в торговле, а также санитарные и фитосанитарные правила, в которых четко сформулированы задачи охраны окружающей среды.

- Сельское хозяйство: программы по охране окружающей среды освобождены от ограничений по субсидиям.

- Субсидии и компенсации: разрешаются субсидии для целей адаптации к новому законодательству по охране окружающей среды, в размере до 20% от суммы издержек предприятия.

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, Статья 27): государственные органы имеют право отказывать в выдаче патентов и лицензий, опасных для жизни и здоровья людей, животных и растений, либо представляющих угрозу окружающей среде.

- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС, Статья 14): в определенных случаях торговля услугами, направленными на защиту жизни и здоровья людей, животных и растений, освобождается от обычных ограничений ГАТС.

Вместе с тем непременным условием применения мер, направленных на охрану окружающей среды, является соблюдение принципа недискриминации. Например, недопустимо применение соответствующих мер таким образом, чтобы они устанавливали более мягкие требования к отечественным производителям и были более жёсткими по отношению к зарубежным поставщикам товаров и услуг. Аналогичным образом применение мер по защите окружающей среды должно осуществляться на недискриминационной основе по отношению ко всем зарубежным торговым партнёрам. Соблюдение этого принципа обеспечивается в частности решениями по недавнему торговому спору, касающемуся креветок и морских черепах, а также более раннему спору, касающемуся бензина.

Следует особо отметить, что в компетенцию ВТО не входит разработка международных норм и правил в области охраны окружающей среды. Формирование международной правовой базы по данной проблематике (разработка и принятие конвенций), реализация различного рода природоохранных мероприятий — прерогатива экологических организаций.

Надо признать, что в сложившейся системе международного права вопросы охраны окружающей среды подпадают как под действие специальных соглашений по соответствующей проблематике, так и под действие соглашений системы ВТО в части применения мер торговой политики, введение которых обосновывается необходимостью решения природоохранных задач. Однако до настоящего времени не возникало противоречий между положениями специальных соглашений по проблематике охраны окружающей среды и положениями соглашений ВТО.

Для успешного решения проблем окружающей среды необходимы экологически чистые, ресурсо- и энергоэффективные виды техники, технологий, широкий спектр инженерных, консультационных, информационных и других услуг. Вопрос о роли международной торговли в обеспечении доступа к таким экологическим товарам и услугам до сих пор остается дискуссионным.

Пункт о сокращении и устранении тарифных и нетарифных барьеров для экологических товаров и услуг содержится в повестке дня раунда Доха. Это направление было включено в программу раунда в последний момент, без детального обсуждения – что впоследствии вызвало необходимость дополнительной проработки вопроса о том, что подразумевает этот мандат и как должен быть организован переговорный процесс. Новый доклад ЮНКТАД «Переговоры в ВТО об экологических товарах и услугах: некоторые технические вопросы» посвящен анализу этих проблем.

Экологические товары и услуги (ЭТУ) чрезвычайно разнообразны по видам и функциям. Рынки ЭТУ также различаются между собой, и в их развитии наблюдается определенная логика, связанная с осознанием важности тех или иных природоохранных проблем.

Выделяют четыре фазы развития экологического рынка. Первая фаза обычно вызвана проблемами загрязнения воздуха в больших городах и ростом числа автомобилей. В связи с этим ужесточаются экологические требования, что влечет за собой изменения в структуре парка транспортных средств. Изменения происходят и на промышленных предприятиях, многие фабрики закрываются. Тем не менее, в целом влияние этого фактора на развитие экологически чистой промышленности является незначительным. Вторая фаза обычно фокусируется на проблемах доступа к водным ресурсам – рост индустрии ЭТУ происходит здесь за счет крупных национальных и международных поставщиков услуг и оборудования, в основном через муниципальные контракты. На третьей фазе больше внимания уделяется отходам, снижению их количества, переработке, повторному использованию. Четвертая фаза связана с расширением деятельности по реабилитации загрязненных территорий.

В целом с развитием экономики происходит рост использования административных и рыночных инструментов регулирования охраны окружающей среды. Соответственно, растет спрос на товары и услуги, которые причиняют меньше вреда окружающей среде, здоровью людей и животных, сохранению биоразнообразия, а также позволяют рационально использовать природные ресурсы.

Многие развивающиеся страны находятся на начальных стадиях решения экологических проблем путем административных и контролирующих инструментов. С их стороны наибольшая потребность возникает в экологических товарах и услугах в основном для решения проблем водоснабжения, санитарии и энергетики.

В развитых странах в последнее время наблюдались стремление к использованию на практике более жестких норм, чем закрепленных законодательно, и значительный рост спроса на ЭТУ. Экологические рынки в этих странах определялись как HP2 ( Healthy Products, Healthy Planet – здоровые продукты, здоровая планета), то есть они охватывали, кроме традиционных экологических товаров и услуг, органические продукты питания и фитнес- оборудование, дополнительную и альтернативную медицину, экотуризм и др.

Дискуссии о классификации экологических товаров и услуг занимают львиную долю времени на переговорах в ВТО. Это – крайне сложная задача, прежде всего из-за разницы в развитии экологических рынков в различных странах: если развивающиеся страны больше заинтересованы в ЭТУ, используемых непосредственно для охраны окружающей среды, развитые страны больше сфокусированы на продуктах, подпадающих под концепцию HP2.

Многие ЭТУ, особенно связанные с услугами, не поддаются однозначному отнесению к группе экологических товаров в силу их многофункциональности. Например, таковыми являются инженерные изыскания и установка оборудования, консультации по управлению земельными ресурсами, услуги в области архитектуры и проектирования и многие другие. Существуют также трудности технического характера.

Традиционно экологические товары определяются как оборудование и технологии, необходимые для снижения загрязняющих веществ на финальной стадии производственного цикла. Широкое толкование определения «экологические товары» включает группу товаров, которые не имеют негативного влияния на окружающую среду, и товаров, которые имеют относительно меньшее негативное воздействие на окружающую среду на стадии потребления и распределения.

Специалистами ОЭСР - Евростата предложен перечень экологических товаров, которые сгруппированы следующим образом: воздух, водоочистка, твердые отходы, шум и использование природных ресурсов. Альтернативная классификация была подготовлена Новой Зеландией в 1999 г. на базе проведенной в рамках Форума Азиатского и Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) работы по вопросам либерализации торговли экологическими товарами, и в меньшей степени услугами. В итоге был составлен список товаров с использованием кодов Гармонизированной системы (HS).

Что касается услуг, то в рамках ВТО применяется классификация экологических услуг ГАТС. Среди 12 разделов содержится раздел «Услуги в области окружающей среды», но используемая классификация недостаточно четко организована по видам природных сред. Самое главное, что в ней отражается традиционный подход к охране природы и в недостаточной степени включены услуги по предупреждению загрязнения и устойчивому использованию природных ресурсов. Сейчас обсуждается необходимость модернизации всей системы классификации услуг.

В ходе длительных многолетних переговоров о присоединении России к ВТО проведена объемная законотворческая работа, направленная на соответствие Российского законодательства правилам ВТО [3]. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2001 № 1054-р «Об утверждении плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации» полностью завершена работа по гармонизации российского законодательства и правоприменительной практики в рамках плана мероприятий. В частности, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" приведен в соответствие с нормами и правилами ВТО, в том числе со статьями XX и XXI ГАТТ-94 и Соглашением ВТО по импортному лицензированию. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» могут устанавливаться запреты или ограничения на импорт/ экспорт товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:

- охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

- необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления.

В статье 20 вышеназванного Федерального закона говорится о том, что ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Из сказанного выше следует тот факт, что в деятельности Всемирной торговой организации охрана окружающей среды, применение в практике устойчивого экономического развития экологической продукции и услуг являются фундаментальными целями ВТО. Вместе с тем, ряд вопросов требует дополнительного обсуждения и принятия специальных решений, в частности вопрос касательно роли международной торговли в обеспечении доступа к экологическим товарам и услугам.

Литература

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (20.11.2011)
2. Генеральное соглашение по торговле услугами// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (21.11.2011)
3. Пахомов А.П., Баласанян М.В. Взаимоотношения Всемирной Торговой Организации (ВТО/ГАТТ) и России: от истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям от членства в ВТО// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011, №4 (27), с.101-107.
4. Соглашение по процедурам импортного лицензирования// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (22.11.2011)
5. Соглашение по сельскому хозяйству// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (22.11.2011)
6. Соглашение по техническим барьерам в торговле// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (22.11.2011)
7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (17.11.2011)
8. Peter D. Sutherland. Global trade - the next challenge// World Economic Forum, 1994// Интернет ресурс – режим доступа: http://www.wto.org/gatt_docs/English/SULPDF/91750149.pdf (23.11.2011)

См. также:
- Колонка Антона Пахомова


СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Архитектура и динамика российско-германских экономических отношений

От истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям членства в ВТО.

Авторы:
Пахомов Антон Павлович, доктор экономических наук, профессор, генеральный директор ООО «Решение»,
Виола фон Крамон-Таубадель, депутат Парламента Германии и Парламентской Ассамблеи Совета Европы,
Баласанян Марат Владимирович, президент ОАО «Восток».

В статье показана динамика российско-германских экономических отношений в период с 70х годов прошлого века по 2011 год, а также структура взаимоотношений экономик двух стран, приведены статистические данные макроэкономических и внешнеторговых показателей.

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией не только традиционно относится к наиболее продвинутым областям двусторонних отношений. За последние два десятилетия оно сыграло положительную роль в стимулировании трансформационных процессов в российской экономике. В рамках двусторонней кооперации в обоих направлениях идут потоки товаров, портфельных и прямых инвестиций, кредитно-финансовых ресурсов, транспортно - логистических, строительных, консультационных услуг и рыночного ноу-хау, осуществляется обмен рабочей силой и наукоемкими технологиями. Успешно реализуется сотрудничество в научно-технической, коммуникационной, туристической, культурной и других сферах, что является важной компонентой воспроизводственных процессов большинства российских отраслей.

В течение послевоенного периода оба немецких государства были основными торговыми партнерами СССР — ФРГ среди западных, а ГДР среди социалистических стран. Их общая доля составляла около одной пятой советского внешнеторгового оборота. Западная Германия стала пионером среди капиталистических стран, которые в 70е годы прошлого века рискнули развернуть широкомасштабное равноправное и взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Советским Союзом. В первую очередь речь идет о знаменитых компенсационных сделках, в рамках которых немецкий концерн Mannesmann AG поставлял трубы широкого диаметра для строительства магистрального газопровода из Западной Сибири в Европу в обмен на будущие поставки газа. Финансирование многомиллиардной сделки было организовано Deutsche Bank AG, который первым среди западных банков открыл представительство в Москве в 1973 г. В 1972 г. было подписано первое соглашение о сделке «газ в обмен на трубы». В 1974 г. речь зашла о поставках в СССР 1,2 млн. труб большого диаметра, которые были осуществлены в 1976-1977 гг. В 1981 г. Ruhrgas AG и «Союзгазэкспорт» заключили договор о поставках 40 млрд. кубометров газа в течение 25 лет как в Германию (10,5 млрд. кубометров), так и еще в шесть европейских государств. Консорциум, состоящий из компаний семи западноевропейских стран во главе с концерном Mannesmann AG, согласно этому договору обеспечил не только поставки труб для строительства газопровода длиной пять с половиной тысяч километров, но и уникального оборудования для добычи газа и его транспортировки. Благодаря этому уникальному проекту была создана магистральная газо-трубопроводная сеть, которая и в XXI веке обеспечивает основные поставки российского углеводородного сырья в европейские страны.

В рамках Совета экономической взаимопомощи бывшая ГДР была ведущим партнером СССР. Производственно-кооперационные связи соединяли тысячи советских и восточногерманских предприятий практически во всех отраслях промышленности. Но в процессе объединения ФРГ и ГДР западногерманский бизнес отказался от данного наследия, большинство восточногерманских предприятий по тем или иным причинам было закрыто (несмотря на их широкомасштабную поддержку в 1990-1993 гг. за счет поставок их продукции по мировым ценам на российские рынки в рамках немецкой программы государственного экспортного страхования). Связи были разрушены и впоследствии так и не были восстановлены.

После значительного снижения товарооборота РФ с объединенной Германией, особенно с новыми федеральными землями в начале после-реформенного периода, в 1994-1997 гг. темпы его роста вновь стали увеличиваться. В среднегодовом исчислении за этот отрезок времени он вырос на 11%, тогда как совокупный внешнеторговый оборот Германии увеличился лишь на 8,4%. Финансовый кризис в России в августе 1998 г., приведший к существенному обесценению рубля, а также неблагоприятная динамика мировых цен на энергоносители обусловили значительное падение взаимного товарооборота в конце 90х годов прошлого века. Величина немецкого импорта в РФ в 1999-2000 гг. составила менее половины объема 1997-1998 гг. В основном это было связано с резким снижением курса российского рубля и повышением импортных цен. Интерес немецкого бизнеса к нашей стране снизился. Рост коммерческих и особенно некоммерческих рисков существенно уменьшил активность немецкого бизнеса не только в области внешней торговли, но и в инвестиционной сфере, создании совместных предприятий и производств, региональном сотрудничестве и научно-технической кооперации, сократилась техническая и консультационная помощь в рамках программы ТРАНСФОРМ. Произошло ухудшение кредитно-финансовых условий сотрудничества, в первую очередь в рамках предоставления государственных гарантий немецким экспортерам машин и оборудования. Россия как заемщик была переведена в 7-ю (худшую) группу риска. Ситуация стала выправляться в 2000 г., когда взаимный товарооборот благодаря увеличению российского экспорта вырос по сравнению с 1999 г. более чем на четверть. В 2004 г. ФРГ вновь уверенно заняла лидирующие позиции среди внешнеторговых партнеров РФ, обеспечивая около одной десятой внешнеторгового оборота [3].

На данный момент Российско-Германские экономические отношения характеризуются высокой динамикой, не смотря на некоторое снижение торговой активности в период пика всемирного финансово-экономического кризиса 2009 года. Германия традиционно является крупнейшим торговым партнером России, ее доля в совокупном торговом обороте Российской Федерации стабильно держится на уровне 8-9 %, притом, что доля США составляет лишь порядка 4,3%.

Германия исторически является крупнейшим поставщиком в Россию машин и оборудования, которые составляют 58% стоимости немецкого экспорта на таможенную территорию Российской Федерации. На Россию же приходится порядка 2,5% внешнеторгового оборота Германии, среди торговых партнеров которой Россия занимает 13- 14 место. Так, в частности, поставки из России покрывают импортные потребности ФРГ в газе на 34%, нефти – на 33%, цветных металлах, минералах и удобрениях – более чем на 10% [4].

Германия входит в число крупнейших зарубежных инвесторов России, наряду с Нидерландами и Великобританией. Лидером по инвестициям в РФ в 2010 году стала Великобритания – 40,770 млрд. долларов США. Далее следуют Нидерланды – 10,696 млрд. долларов США, Германия – 10,435 млрд. долларов США, Кипр – 9,003 млрд. долларов США, Китай – 7,631 млрд. долларов США. Приводя данную статистику, необходимо учитывать возможность репатриации «беглых» денег из оффшорных зон ряда вышеназванных государств.

Кроме сказанного, ФРГ по итогам 2010 года является лидирующей страной, оказавшей России благотворительную помощь на сумму 41 млн. долларов США, в том числе гуманитарной помощи на сумму 341 тыс. долларов США и технической – на сумму 40,7 млн. долларов США. В процентном отношении к суммарному стоимостному объему, оказанной России в 2010 году благотворительной помощи, этот показатель равен 36,4%. Далее следуют США (40 млн. долларов США) и Нидерланды (7,1 млн. долларов США).

Несмотря на последствия всемирного финансового и экономического кризиса немецкие предприятия продолжили освоение российского рынка. К концу 2010 общее количество предприятий с немецким участием достигло 6100. Стоит особо отметить рост числа юридических лиц. По данным, полученным из Государственной регистрационной палаты при Министерстве Юстиции РФ, а также из Министерства Финансов РФ, к концу 2010 года в России насчитывалось почти 6100 (более точно - 6091) предприятий с немецким участием. Из них 5205 компаний – это юридические лица, по сравнению с данными 2009 года их количество выросло на 300 организаций. В тоже время число представительств и филиалов уменьшилось: c 1083 до 886. Основными причинами можно назвать следующие: развитие оперативного бизнеса, активные инвестиции и открытие производств.

Таким образом, развитие в направлении локализации и региональной диверсификации продолжается. Расширение деловой активности в регионах стало еще более динамичным. Не смотря на то, что более половины предприятий по-прежнему представлены только в Москве (2110) и в Санкт - Петербурге (710), 2385 предприятий открыли свои представительства в российских регионах. Абсолютное большинство представительств и филиалов находится в Москве. Вместе с тем, на сегодняшний день немецкие компании представлены в 80 из 83 российских субъектов [1].

Таблица 1. Структура и локализация немецких компаний в российской Федерации (по состоянию на начало 2011 года).

Регионы

Москва

Санкт - Петербург

Регионы

Российская Федерация

Юридические лица

2110

710

2385

5205

Представительства

661

46

46

753

Филиалы

78

21

34

133

Итого

2849

777

2465

6091

Иные препятствия, затрудняющие проникновение на российский рынок немецких компаний устраняются в ходе подготовки к вступлению России в ВТО. К ним следует, прежде всего, отнести следующие - административный ресурс и чрезмерный бюрократизм; регулирование внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное регулирование)- снижение импортных пошлин, например, будет стимулировать ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации; слабости российской банковской системы; недостаточность государственной поддержки малого и среднего бизнеса, предпринимательской и инновационной инициатив в целом. Кроме того, после вступления России в ВТО у немецких компаний окажется ряд преимуществ перед российскими резидентами. Прежде всего, это большой управленческий опыт: на Западе предприниматели несколько веков живут в условиях капитализма, накапливают опыт, создают на его основе стандарты, регламенты и механизмы, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Применение отлаженных производственных и управленческих технологий, превосходство в производительности труда и наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов эргономично скажется на присутствии немецких компаний на российском рынке [8].

Все заметнее становится присутствие российских компаний в Германии. В ФРГ зарегистрировано порядка 3 тысяч российских фирм, которые в большинстве своем выполняют торгово-закупочные функции, то есть, ориентированы на импорт немецких товаров и услуг. Незначительное число зарегистрированных в Германии российских фирм занимается продвижением своей продукции и услуг на немецком рынке [4]. К таким компаниям, в основном относятся российские фирмы-экспортеры природно-сырьевых ресурсов и IT-технологий. Весьма существенными при экспорте российской продукции являются европейские антидемпинговые процедуры в отношении ряда товаров, квоты ЕС на поставки металлургической продукции, ограничения на поставку ядерных материалов. Повышенный спрос на энергоносители в европейских странах и в Германии, в частности, стимулирует экспорт сырьевых ресурсов, который является значительно более рентабельным, в отличие от поставок готовой продукции из России. В целом, вопросы энергетики являются одной из центральных тем в российско-германских отношениях. Потребность Европы в российских энергоносителях и проблема России со своими соседями пост - советского пространства, связанная с транзитом углеводородного сырья, стала восприниматься европейскими странами как реальная угроза и как вероятное средство политического давления. Шестого августа 2009 года Россия отказалась ратифицировать Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) по вопросам энергоэффективности и соответствующим экологическим аспектам, предложив Энергетической хартии альтернативу. Одной из причин отказа является, в частности, отсутствие в Документах Энергетической хартии механизмов и юридических основ регулирования тарифов на прокачку газа.

В противовес вышесказанному, необходимо упомянуть соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) «Северный поток» между Россией и Германией, подписанное в сентябре 2005 года. Согласно прогнозам, возрастет импорт природного газа в Евросоюз на 200 млрд. куб. метров, от 312 млрд. куб. метров в 2007 году к 512 млрд. куб. м в год в 2030 году. Доля акционеров в финансировании проекта пропорциональна доле их участия в консорциуме Nord Stream AG (оператора морской части газопровода): «Газпром» — 51 %; Wintershall, подразделение BASF — 15,5 %; E.ON Ruhrgas, подразделение E.ON — 15,5 %; Gasunie, единственный оператор газовых транспортных сетей Голландии — 9 %; GDF Suez, представляет интересы Франции — 9 % [9]. Таким образом, Германия является вторым по объемам инвестором в данном проекте и вторым акционером в консорциуме. С точки зрения Александра Рара (заведующего сектором СНГ Германского института экономических стратегий): «Строительство СЕГ действительно очень важно для Европы, и логика европейцев сейчас абсолютно на стороне России» [12].

Деловые партнерские взаимоотношения Германии и России не приостанавливались в ситуации всемирного финансово-экономического кризиса. По словам В.В. Путина: «Российская сторона делает все, чтобы поддержать и стимулировать иностранные инвестиции, расширяет сотрудничество за счет высоких технологий, за счет транспорта». В.В. Путин напомнил о том, что за счет экономических связей между Россией и Германией в ФРГ поддерживается 700 тысяч рабочих мест [10]. По итогам встречи Президента России Дмитрия Медведева и федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель в июле 2010 года было заключено соглашение о партнерстве по созданию совместного предприятия по производству гидроэнергетических установок между ГК «Ростехнологии», ОАО «Русгидро» и Siemens AG. Также в 2010 году был подписан меморандум между ОАО «РЖД» и компанией Siemens AG о создании совместного предприятия по производству, поставке и обслуживанию современных российских электропоездов.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) темпы роста мировой экономики замедляются, большинство развитых и крупных развивающихся стран уже находятся на нисходящем витке. Перспективы экономического роста, по прогнозам ОСЭР, имеются лишь у Российской Федерации, Японии и Германии: индексы (рассчитанные на базе объема внутренних и экспортных заказов промышленной продукции, ее выпуска, предпринимательской уверенности в стране) первых двух в 2010 году выросли, у Германии он остался без изменений. Ситуацию с Японией, по состоянию на март 2011 года усугубляют последствия природных и техногенных катастроф. Японское правительство оценило прямой ущерб от землетрясения и цунами в 16-25 трлн. иен (185-308 млрд. долларов США). Данная ситуация соответствующим образом сказывается на расчетных индексах ОЭСР.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Германии в 2010 году вырос, по оценке офиса федеральной статистики Германии, на 3,6%, что является рекордным показателем с момента объединения ГДР и ФРГ в 1990 году. В кризисном 2009 году крупнейшая экономика Евросоюза сократилась на рекордные 4,7%, а годом ранее она выросла всего на 1%.

Таблица 2. Изменение ВВП Германии к предыдущему году (в процентах).

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

+3,2

+1,2

+0,0

-0,2

+1,2

+0,8

+3,4

+2,7

+1,0

-4,7

+3,6

В сообщении статистического ведомства отмечается, что рост ВВП страны в 2010 году был основан, в первую очередь, на внешнеторговом обороте. Объем экспорта Германии увеличился за прошлый год на 14,2 процента (в 2009 году он упал на 14,3 процента), а импорт вырос на 13 процентов (годом ранее - снизился на 9,4 процента). Германия является вторым по величине экспортером в мире, что помогло стране в 2010 году быстро восстановить темпы роста экономики, на которую негативно повлиял кризис. Так, во втором квартале прошлого года немецкий ВВП вырос на 2,2 процента, что стало лучшим показателем за последние 20 лет [13]. В общем экспорте Германии, в разрезе товарных групп доминируют поставки промышленной продукции (86,2%), на минеральное сырье приходится 5,8%, на продовольствие и сельскохозяйственное сырье – 6% суммарного объема экспорта. В страны Европейского Союза поставляется 63,7% германского экспорта, в Соединенные Штаты 7,2%, Швейцарию 4%, Китай 3,4%, Россию 3,2%. В структуре импорта Германии преобладает также промышленная продукция 70,6%, на минеральное сырье и топливно-энергетические товары приходится 18,9%, на продовольствие и сельхозсырье – 9%. Крупнейшими поставщиками товаров в Германию являются страны ЕС – 58,5%, Китай – 7,2%, США – 5,6%, Россия – 4,4%, Швейцария – 3,8%. В экспорте услуг наибольшая доля – 59% приходится на сектор прочих деловых услуг, транспортные услуги составляют – 24,4%, туристические услуги -16,6%. В импорте услуг наибольшая часть – 44,7% принадлежит также сектору прочих деловых услуг, на транспортные услуги приходится – 23%, на туристические услуги – 32,3% [5].

Рисунок 1. Валовой внутренний продукт Германии в текущих ценах, миллиарды евро [13].

Объем валового внутреннего продукта России в 2010 году составил 44491,4 млрд. руб. в текущих ценах (в сравнении с 2010 годом – 39100,7 млрд. руб.), а индекс физического объема ВВП относительно 2009 года составил 104,0%. По темпам роста ВВП 2010 года в сравнении с 2009 годом Россия (4,0%) следует за Китаем (10,3%) и опережает Германию (3,6%).

Таблица 3.Динамика физического объема ВВП России в % к предыдущему году [6].

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

95,9

110,0

104,7

107,3

107,2

106,4

108,2

108,5

105,2

92,1

104,0

Внешнеторговый оборот России с Германией в 2010 году составил 51,8 млрд. долларов США. По отношению к 2009 году он увеличился на 29,8%. Доля во внешнеторговом балансе России между Германией и Россией составила 8,5% и сравнялась с Нидерландами, превысив этот показатель с Китаем. По темпам роста 2010 года в сравнении с 2009 годом доля во внешнеторговом обороте России между Германией и Россией оказалась равной 8,3% и этот показатель расположился на 3 позиции, уступив Китаю (9,5%) и Нидерландам (8,5%).

Рисунок 2. Динамика экспорта и импорта Российской Федерации

В структуре экспорта России (по состоянию на январь 2011 года) преобладают топливно-энергетические товары – 72,3%. Максимум приходится на поставки сырой нефти – 34,9%, затем следует природный газ – 18,6%. Экспорт металлов и изделий из них составляет 8,7%, продукции химической промышленности и каучука – 5,2%. Объем экспортных поставок машин, оборудования и транспортных средств покрывает 4,2%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 2,1%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,0%. Среди импортируемых товаров преобладают машины, оборудование и транспортные средства – 41,5%, ввоз продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья для их производства – 17,5%, продукции химической промышленности и каучука – 13,8%.

Внешнеторговый оборот России с Германией в январе 2011 года составил 3791 млн. долларов США. По отношению к январю 2010 года – 121,9%, а в суммарном объеме внешнеторгового оборота на Германию приходится 8,5%. Таким образом, Германия, по состоянию на январь 2011 года является вторым по внешнеторговому обороту партнером России, после Китая (10,2%). Кроме того, суммарный объем внешнеторгового оборота с Германий по отношению к январю 2010 года вырос на 21,9% [7].

Рисунок 3. Динамика торговли между Россией и Германией.

Исторически и сегодня Германия является одним из лидирующих внешнеторговых партнеров России. На примере Таблицы 4 видна динамика товарооборота между Германией и Россией за период с 2006 года по 2010 год, где очевидно падение торговой активности в кризисный 2009 год [2].

Таблица 4. Товарооборот между Россией и Германией (в млрд. долларов США).


2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Оборот

43,0

52,8

67,3

39,9

51,8

рост в %

130,2

123,1

127,2

59,3

129,8

Экспорт

24,5

26,3

33,2

18,7

25,1

рост в %

124,1

107,5

125,9

56,4

134,2

Импорт

18,5

26,5

34,1

21,2

26,7

рост в %

139,1

143,7

128,6

62,2

125,9

Сальдо

6,0

-0,2

-1,0

-2,5

-1,6

В структуре российского экспорта в Германию по итогам 2009 года основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: сырьевые продукты (в основном, продукция топливно-энергетического комплекса) – 80,9 % от всего объема экспорта, а также на металлы и изделия из них – 7,9%. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 2,8 %, продукции химической промышленности – 2,7 %, драгоценных металлов и камней – 2,2 %, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 1,9 %. Основные экспортные товары (порядка 85 % всех поставок): сырая нефть, природный газ, медь и медный прокат, нефтепродукты, полуфабрикаты из нелегированной стали, каменный уголь и полученные из него аналогичные виды твердого топлива (брикеты, окатыши, кокс и т. п.).

Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства – 53,4 % и продукция химической промышленности (22,4 %). Удельный вес металлов и изделий из них составляет 8,2 %, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 7,9 %, древесины и целлюлозно–бумажных изделий – 4 %. Основные импортные товары (доля в импорте – порядка 45 %): продукция транспортного машиностроения, фармацевтические препараты и медицинская техника, электросиловое, подъемно-транспортное и насосно-компрессное оборудование, электробытовая техника (посудомоечные, стиральные машины и т. п.), пищевые мясные продукты (свинина, мясо птицы, крупного рогатого скота), металлургическое и металлообрабатывающее оборудование, плоский прокат из углеродистой стали, сельскохозяйственная техника и оборудование для пищевой промышленности, парфюмерно-косметические товары, трубы. По итогам 2009 года свыше 16 % российского товарного импорта из Германии приходится на высокотехнологичную продукцию, в то время как только около 1 % объема российского экспорта попадает под эту категорию (в январе – мае 2010 года – 15,1 % и 0,9 %, соответственно).

По объему накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций Германия остается одной из крупнейших стран- инвесторов (после Кипра, Нидерландов, Люксембурга и Великобритании), давно и успешно работающих на российском рынке. Инвестиционное сотрудничество с Германией характеризуется следующими статистическими данными, представленными в таблицах 5, 6, 7, 8 [11].

Таблица 5. Динамика поступивших инвестиций в Россию из Германии (в тыс. долларов США).

Наименование

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1 полугодие 2010 г.

Накоплено инвестиций на начало отчетного периода


9829405,47


12665596,66


13278065,69


18096180,98


19461608,71

Поступило инвестиций и инвестиционных доходов


5002365,85


5054980,56


10714871,44


7366327,96


5801860,32

Изъято (погашено) инвестиций


2575306,66


6314031,53


6734405,94


7354886,48


2435294,99

Переоценка, прочие изменения активов и обязательств


4091,31


379689,75


166548,58


1118936,35


-217832,93

Накоплено на конец отчетного периода


12260555,97


11786235,44


17425079,77


19226558,81


22610341,11


Таблица 6. Динамика инвестиций из России в Германию (в тыс. долларов США).

Наименование

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Накоплено инвестиций на начало отчетного периода


238299,75


379177,02


2774887,97


2811780,54


442611,85

Поступило инвестиций и инвестиционных доходов


3189912,68


7311376,88


1430957,14


1127722,11


727773,1

Изъято (погашено) инвестиций

3117899,57

6980134,49

1368238,70

3510426,56

507797,83

Переоценка, прочие изменения активов и обязательств


7558,17


21830,27


-13982,99


624,90


-3724,50

Накоплено на конец отчетного периода


317871,03


732249,68


2823623,42


429700,99


658862,63


Таблица 7. Структура поступивших инвестиций за первое полугодие 2010 года (в тыс. долларов США).

Наименование видов

экономической деятельности

по разделам ОКВЭД

Инвестиции в Россию из Германии

Инвестиции из России в Германию

Инвестиции – всего

5 801 860,32

727 773,11

Прямые инвестиции - всего

872 498,19

52 404,30

Портфельные инвестиции - всего

2 874,83

4 758,86

Прочие инвестиции – всего

4 926 487,30

670 609,95

По видам экономической деятельности по разделам ОКВЭД:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

19 597,39

198,80

Рыболовство, рыбоводство

11,20

10,60

Добыча полезных ископаемых

3 100 762,74

3 288,20

Обрабатывающие производства

1 369 294,77

428 613,29

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2 186,53

-

Строительство

4 991,15

1 632,20

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1 013 971,56

253 394,23

Гостиницы и рестораны

18,31

-

Транспорт и связь

93 634,77

19 595,10

Финансовая деятельность

173 994,53

18 926,58

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

22 722,84

2 114,11

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,30

-

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

673,22

-


Таблица 8. Структура накопленных инвестиций на первое полугодие 2010 года (в тыс. долларов США).

Наименование видов

экономической деятельности

по разделам ОКВЭД

Инвестиции в Россию из Германии

Инвестиции из России в Германию

Инвестиции – всего

22 610 341,11

658 862,63

Прямые инвестиции – всего

7 895 304,54

155 551,81

Портфельные инвестиции – всего

23 956,52

6 255,34

Прочие инвестиции – всего

14 691 080,04

497 055,48

По видам экономической деятельности по разделам ОКВЭД:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

63 742,21

81 641,70

Рыболовство, рыбоводство

290,40

-

Добыча полезных ископаемых

3 587 512,52

2 905,00

Обрабатывающие производства

9 328 608,30

275 107,86

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2 641,11

-

Строительство

207 471,55

395,30

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

5 725 076,15

182 723,36

Гостиницы и рестораны

5 299,98

-

Транспорт и связь

627 001,16

996,88

Финансовая деятельность

594 940,27

113 985,66

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1 443 464,75

1 106,85

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

956 022,30

-

Образование

31,06

-

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3 948,97

-

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

64 290,37

-

Наиболее известные германские инвесторы в реальном секторе экономики «E.ON» (электроэнергетика), «KNAUF» (производство строительных материалов), компания «METRO», открывшая в октябре 2009 года юбилейный 50-ый гипермаркет в России (г. Киров), концерн «VOLKSWAGEN», запустивший в октябре 2009 года полный цикл производства автомобилей.

В настоящее время в России работает свыше 6 тысяч фирм с участием германского капитала. Перспективные направления инвестиционного сотрудничества с Германией: автомобилестроение, деревообрабатывающая промышленность, авиастроение, металлургия, электротехническая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство строительных материалов, химическая и фармацевтическая промышленность.

Сумма накопленных российских инвестиций в Германии, по данным Минэкономразвития РФ, за первое полугодие 2010 года составила 659 млн. долларов США, в том числе прямых инвестиций – 156 млн. долларов США и 497 млн. долларов прочих инвестиций в виде торговых и иных кредитов [11].

Таким образом, общий приток российских инвестиций в Германию происходит за счет значительного объема краткосрочных кредитов германским предприятиям, незакрытых обязательств по экспортным контрактам, а также остатков на счетах российских предприятий в немецких банках. Всего, по данным Минэкономразвития РФ, за первое полугодие 2010 года в Германию поступило 728 млн. долларов США инвестиций из России.

Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.

Общая макроэкономическая ситуация в России, очевидно, сама по себе не служит препятствием для работы на российском рынке, хотя некоторые сопровождающие ее феномены отпугивают инвесторов. Правила хозяйствования продолжают беспокоить немецких предпринимателей. Необходимо, прежде всего, позаботиться об упорядочении правил, связанных с защитой собственности, предпринимательской ответственностью, соблюдением договорных отношений. Ожидания потока инвесторов в связи со снижением налогов – иллюзорны. Важно не только снижение налогов, но и чтобы вся налоговая система была понятной и прозрачной, чтобы не было произвольных поборов, осуществляемых местными властями. Политическая стабильность, разумная и предсказуемая экономическая политика и создание благоприятных институциональных условий предпринимательства в России – важнейшие условия роста вложений капитала немецких фирм в российскую экономику и развития торговых связей. Необходимо также и решение частных вопросов, прежде всего связанных с финансовым покрытием рисков, как инвесторов, так и экспортеров.

Целесообразно поставить вопрос о создании специальных страховых фондов, которые исходили бы не из внутриполитических задач, а из оценок эффективности конкретных проектов для обеих сторон. В России следует поощрять создание совместных консалтинговых фирм, обеспечивающих разработку или доведение до должного уровня инвестиционных проектов, а также поиск инвесторов. Кроме того, переход к реализации проектов, детально проработанных по западным стандартам, облегчит доступ к немецким кредитам.

Стремление привлекать немецкие инвестиции не должно привести к созданию для них каких-либо преференций, особых льгот. Целесообразно интенсивно работать именно по тем направлениям, которые в наибольшей степени волнуют немецких и вообще европейских предпринимателей. Прежде всего, это правовые аспекты инвестиционного климата в России, где все еще нерешенной остается проблема спецификации и защиты прав собственности. Законодательство о ведении реестров собственников, о депозитариях, о правомочиях корпоративных органов и органов по управлению государственным имуществом весьма запутано и неоднозначно. В закон об акционерных обществах давно пора внести поправки, которые предоставляли бы акционерам большие возможности влияния на политику компании, контроля над директорами, а также усиливали публичность и прозрачность этой формы предпринимательства. Седьмого мая 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ». Законом определены 42 вида деятельности, по которым регулируется участие иностранных инвесторов в капитале российских компаний, имеющих стратегическое значение. Важно то, что иностранному инвестору не запрещается в принципе контролировать компанию, занимающуюся, например, освоением недр.

Важны не только сбалансированные, отработанные законы, но и наличие механизмов, обеспечивающих их выполнение. Хотя у западных инвесторов есть позитивный опыт судебных разбирательств в России, в целом судебная система в нашей стране слишком слаба и зависима.

Российские власти должны выработать и реализовывать четкую стратегию поддержки иностранного предпринимательства в стране, а также прилагать большие усилия для диверсификации экспорта, сознавая, что первоначально это будет связано с определенными затратами.

Приоритетный характер следовало бы придать содействию научно-техническому сотрудничеству между нашими странами и поощрению совместных предприятий в сфере высоких технологий. Именно в сфере высоких технологий, а не в сырьевом секторе у России есть хорошие шансы, так как она обладает колоссальным интеллектуальным потенциалом, а российское образование относится к числу лучших в мире.

Весьма перспективна – хотя и не сулит быстрой и масштабной отдачи - поддержка участия на рынках наших стран малых и средних фирм, занимающихся производственной деятельностью. Уже созданы определенные плацдармы для расширения взаимного присутствия: только в Москве находится 739 представительств и филиалов немецких фирм и 2110 юридических лиц, а в целом в России работает 5205 немецких юридических лиц. В ФРГ также действует порядка 300 российских внешнеторговых объединений, совместных предприятий и отдельных фирм.

Важнейшим фактором сотрудничества в среднесрочной перспективе должно стать налаживание германскими фирмами в России экспортоориентированного производства, причем не только готовой продукции, но и спектра комплектующих. Производство последних для немецких предприятий и предприятий других европейских стран может принести немалые выгоды. Это способствовало бы и углублению производственной кооперации, и взаимному переливу капиталов.

В области традиционных направлений российского экспорта задача состоит в изменении стратегии таким образом, чтобы не просто продавать сырье, но участвовать в предприятиях, перерабатывающих сырье на территории Германии. Накопление опыта, освоение современных технологий позволит переносить это обрабатывающее производство на территорию России, но на принципиально новой технологической производственной базе.

Плодотворным обещают быть партнерские отношения на уровне регионов. Необходимо поощрять партнерство между субъектами, то есть между городами, предприятиями, университетами, профсоюзами, общественными и молодежными организациям.

При выработке стратегии партнерства с Германией, основанной на учете особенностей этой страны, ее положения в Европе и современном мире, России следует сделать демонстративный акцент на нашей приоритетной ориентации на Европу, нашей заинтересованности в теснейшей интеграции с европейскими структурами. Идея формирования общего европейского экономического пространства, включающего и ЕС, и Россию, хотя и сложна для реализации, но требует необходимости с обеих сторон постепенно, но последовательно продвигаться к поставленной цели.

Список литературы:

1. Бёльманн Йенс. Новый рост количества немецких предприятий в России //Российско-Германская внешнеторговая палата (дата обращения 14.03.2011)

2. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2010 г. //ФТС России (дата обращения 12.04.2011)

3. Германия. Вызовы XXI века. Под ред. Белова В.Б.// Изд-во «Весь мир».- 2009. Гл. 16

4. Гринберг Р. Российско-германские экономические отношения// Внешмаркет: URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_8401DB40-4EEF-4B9C-9E9D-1887F9B1CAE2.html (дата обращения 03.03.2011)

5. Международная торговая статистика 2008 // Россия и Всемирная Торговая Организация (дата обращения 10.04.2011)

6. Национальные счета России // Федеральная служба государственной статистики РФ (дата обращения 14.04.2011)

7. О состоянии внешней торговли в январе 2011 года // Федеральная служба государственной статистики РФ (дата обращения 14.04.2011)

8. Пахомов А.П., Баласанян М.В. Взаимоотношения Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ) и России: от истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям членства в ВТО. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2011. №4.- С. 101-107

9. Северный поток // Википедия (дата обращения 18.03.2011)

10. Путин и Меркель: компании РФ и ФРГ не утратили интерес друг к другу // РИА новости (дата обращения 16.03.2011)

11. Российско-Германское экономическое сотрудничество // Министерство экономического развития РФ (дата обращения 12.04.2011)

12. Царегородцева И., Буслова З., Кособокова Т. Борьба только началась // РБК daily (дата обращения 21.03.2011)

13. Short-term indicators. Gross domestic product// Statistisches Bundesamt Deutschland (дата обращения 14.04.2011)

См. также:
- Колонка Антона Пахомова


СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Взаимоотношения Всемирной Торговой Организации (ВТО/ГАТТ) и России

От истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям членства в ВТО.

Авторы: Пахомов Антон Павлович (доктор экономических наук, профессор, Генеральный директор ООО "Решение") и Баласанян Марат Владимирович (Президент ОАО "Восток").

В статье описана история переговорного процесса вступления России во Всемирную Торговую Организацию, а также изложены возможные теоретические последствия для России от членства в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда [6] и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

В основе ВТО лежат три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Названные документы определили и организационную структуру ВТО. Текущее управление и контроль за реализацией названных соглашений выполняют соответствующие Советы. В их подчинении находятся комитеты и рабочие группы. Деятельность Советов координирует Генеральный совет, в свою очередь подчиненный высшему органу ВТО — Конференции министров (Министерской конференции), которая проводится не реже одного раза в два года.

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ.

В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, для вступления в организацию России необходимо провести лишь многосторонние переговоры.

Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» - заявил Михаил Саакашвили - «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».

В начале марта 2011 года Москва и Тбилиси начали в Швейцарии очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Делегацию Грузии на переговорах возглавляла главный советник премьер-министра по вопросам внешних отношений Тамара Ковзиридзе. Встреча в Берне состоялась по инициативе российской стороны и проходила при посредничестве Швейцарии. Пока стороны не пришли к консенсусу. Единственное о чем стороны смогли договориться — это возобновить дискуссию в апреле этого года. Однако даже в такой ситуации шансы России на присоединение к ВТО в скором времени оцениваются специалистами как достаточно высокие. Накануне глава МИД России Сергей Лавров заявил, что для того, чтобы Россия вступила в ВТО, ей совсем не обязательно дожидаться принципиального согласия Тбилиси. «Если наши грузинские коллеги будут упорствовать, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть», — сказал он в ходе телепередачи «Актуальный разговор» на третьем канале. Лавров также подчеркнул, что Грузия препятствует вступлению России в ВТО только из-за вопросов, связанных с восстановлением грузинского таможенного контроля на границе России с Южной Осетией и Абхазией. Он подчеркнул, что все эти вопросы не имеют никакого отношения к присоединению России к ВТО. На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО.

В конце января 2011 года глава ВТО Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть все шансы вступить в ВТО в 2011 году. В случае если России не удастся договориться с Грузией, события могут развиваться по двум сценариям: первый - для вступления России в ВТО, ей необходимо будет набрать голоса двух третей участников организации; а второй заключается в том, что те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.

За вступление России в ВТО высказался вице-президент США Джозеф Байден в ходе своего визита в марте 2011 года в Москву. «Когда Россия выполнит требования, необходимые для вступления в ВТО, мы будем проводить в Конгрессе работу, направленную на отмену поправки Джексона-Вэника», – добавил американский вице-президент.

Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как способность овладеть инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. С методологической точки зрения важно подчеркнуть три взаимосвязанных момента. Во-первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране. Во-вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям. В-третьих, большинство оценок в данном случае носят сценарно-вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления и невозможно учесть все кроссекторальные пересечения воздействующих факторов.

Социальные последствия присоединения России к ВТО можно охарактеризовать тремя ключевыми направлениями.

1. Возможный рост неравенства в распределении доходов. Данный процесс чаще всего связывают с расширением вовлеченности стран в глобализационные процессы. Исследования НИСП вывили тот факт, что в рамках действующего инструментария измерения доходной дифференциации не принимаются во внимание межрегиональные различия стоимости жизни и уровня доходов. Проблема неравенства доходов имеет два пространственных измерения – межрегиональное и внутрирегиональное. Воздействие глобализации уже привело к росту различий в доходах населения федеральных городов и экспортноориентированных регионов по сравнению с регионами, наименее включенными в глобальный обмен товарами и услугами. Среди последних – старопромышленные области Центра и Северо–Запада, слаборазвитые республики и автономные округа. Внутри регионов, особенно более развитых и ресурсно-экспортных, усилилось неравенство доходов жителей столичных центров и городов экспортной промышленности, с одной стороны, и периферийных центров, с другой. После вступления в ВТО вероятно дальнейшее увеличение регионального и поселенческого неравенства[2,131].

2. Региональная проекция влияния вступления в ВТО на рынок труда. Для каждого региона, в контексте потерь и выгод от вступления России в ВТО, важно посмотреть на экономические параметры (уровень экономического развития регионов; степень открытости экономики и уровень ее диверсификации; роль крупного и малого бизнеса) в сочетании с социальными характеристиками (уровень жизни населения; развитие потребительского рынка; качество экономики активного населения; состояние рынка труда) и закономерностями расселения населения. Такой подход позволил получить однородные группы регионов с точки зрения степени вероятности угроз на рынке труда. При этом учитываются как экономические угрозы, так и наличие факторов, способных их демпфировать. Наиболее проблемным по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться регионы, расположенные в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же последствиями[2,132].

Таким образом, издержки, масштаб которых незначителен для России в целом, выглядят иначе на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, уязвимые отрасли локализуются в ограниченной группе регионов, с другой стороны, региональный фактор – самый мощный фактор неравенства доходов населения.

3. Изменения в потребительском поведении населения. Проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства с ВТО связаны по нескольким причинам, первая из которых - тематика переговоров между делегациями России и ЕС по поводу внутренних и внешних цен на энергоносители. Во-вторых, ВТО - катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор всех энергоносителей, включая электроэнергию и газ. Если ликвидируется перекрестное субсидирование, то это также повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «Эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на жилищно-коммунальные услуги для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен[2,133].

Темпы роста доходов должны быть сбалансированы с темпами роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения и надежды на спасительные жилищные субсидии для бедных – это утешительная иллюзия. В целом в систему данного баланса должны быть включены три вида доходов: заработная плата, пособия для детей и жилищные субсидии.

От присоединения к ВТО Россия сможет приобрести следующие позитивные теоретические аспекты. Во-первых, Россия обеспечит выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других нормативных актов ВТО. Во-вторых, Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление в ВТО будет способствовать внедрению во все сферы нашей экономики современных методов управления, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование внутри- и общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала[1;3].

Вступление России в ВТО эмпирически повлечет и некоторые негативные аспекты в экономике. Первое- защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена из-за облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО. Второе – снижение импортных пошлин может значительно облегчить федеральный бюджет Российской Федерации. Третье- членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное регулирование), особенно ограничивающих импорт. Четвертое – вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, в первую очередь, в рамках Таможенного союза.

После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 370 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В особенности, это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу.

Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО.

В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде и в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов[4;5].

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики, главным образом из-за снижения импортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф стремится к 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%[1].

Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых институтов предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным сопровождением услуг.

Сегодня, в этой связи, отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свои бизнесы, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой.

Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний.

К сильным сторонам резидентов относятся:

Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.

Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.

Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.

Дешевые научные кадры, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.

Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, эта фракция составляет 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии вредное производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги.

Преимущества нерезидентов:

Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами.

Применение современных производственных и управленческих технологий.

Превосходство в производительности труда. Использование новейших технологий приводит к четырехкратному (в среднем) превосходству американских компаний над российскими в производительности труда.

Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.

Основная причина превосходства развитых иностранных компаний - использование современных производственных и управленческих технологий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ликвидации отставания отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Достичь этого можно с помощью внедрения в них современных управленческих технологий, которые не столь затратные и могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные технологии, потому что обеспечивают более рациональное использование финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому, применив их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и повысить свои шансы на успех после прихода на наш рынок предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, и будут конкурировать, прежде всего, друг с другом за наш рынок сбыта.

После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть. Поэтому придется учиться работать с "парадного крыльца" - на равных конкурировать на рынке.

Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся худшим, чтобы и они нас не покинули. Кроме того, грядет подорожание энергетических ресурсов. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики.

Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам - и не столько за зарплатой, а сколько за соблазном инвестиций в научные разработки.

Экологические требования усугубятся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами.

Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом наднациональном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, привнесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить огромное конкурентное превосходство. Наличие же более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свои бизнесы.

В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидентами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента.

Литература

1. Белозерова С.В., Плотникова С. - Таможенная политика России в свете вступления в ВТО.// Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №2.- С. 48-53.
2. «Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия». Серия «Научные проекты НИСП – IISP Working Papers», Москва, 2003, 158 стр.
3. Как отразится на вашем бизнесе вступление России в ВТО// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.martex.ru/2938
4. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО.// Аграрная Россия.- 2003. №1.- С. 15-20.
5. Крылатых Э.Н. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?//Отечественные записки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?article=761
6. Пахомов А. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО // Вопросы экономики. 2000. № 8.

См. также:
- Колонка Антона Пахомова


Прыг: 01 02 03 04