СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Влияние функционирования свободных экономических зон на динамику формирования ЕЭП

Автор: Омарова Патимат Чупалавовна, специалист по международным отношениям, переводчик, бизнес аналитик, магистрант НИУ ВШЭ.

Научный руководитель: Братерский Максим Владимирович, доктор исторических наук, представитель Стенфордского университета в Москве старший научный сотрудник Центра исследований внешнеполитического механизма США (The Center FOR U.S. FOREIGN POLICY MACHINERY'S STUDIES) Института США и Канады РАН (ИСКРАН) зав.кафедрой мировой политики НИУВШЭ.

В данной статье рассмотрено как влияет функционирование оффшоров на формирование евразийской интеграции в условиях изменения баланса сил. Проанализировано изменение международной системы ,рассмотрен процесс усиление геополитического влияния Китая , а так же китайская модель функционирования свободных экономических зон как угроза евразийской интеграции и опыт для РФ. Описаны проблемы создания и функционирования действующей свободной экономической зоны в Таможенном Союзе, и как можно решить проблему взаимоотношения власти и бизнеса.

Финансовый кризис в Кипре вызвал новый импульс в формировании ЕЭП и повлиял на темпы евразийской интеграции, практически продемонстрировав необходимую важность строительства ЕЭП и усиление роли РФ на международной арене, на практике показав тесную связь между частным капиталом и национальным интересом, которая не была осознана предпринимателями до этого. Огромные потери российского бизнеса консолидировали усилия предпринимателей, создали условия для понимания того, что создание ЕЭП является приоритетным шагом, и именно ЕЭП станет механизмом защиты и продвижения интересов российских промышленников и предпринимателей на международной арене.

В первую очередь кризис спровоцировал изменение и трансформацию взглядов на мировую международную систему, в которой теперь формирование ЕЭП, становится жизненно необходимым, а мировая система экономики настолько погрязла в запутанных схемах и махинациях, что больше не может удовлетворять участников мирового сообщества и нуждается в реформировании и создании новых инструментов .

Финансовый кризис в Кипре подтвердил, мир-системную теорию Валлерстайна,[1] многими ученными события в Кипре были трактованы как решения стран -ядра решить свои финансовые проблемы за счет периферии. В основу, этого утверждения был положен тезис, что причинами кризиса в Кипре являлся всеобщий кризис системы как таковой, и решение проблемы за счет российских предпринимателей для стабилизации этой системы был единственно возможным. [1-p 35]Большинство ученных и публичных деятелей уверены, что если бы большая часть вкладчиков были гражданами ЕС –столь высокий налог не был бы применен по отношению к ним. Однако в рамках данного подхода, логично предсказать продолжающуюся серию стагнации и новых кризисов, которые снова будут решатся средствами периферии, и гарантий у РФ в возможных повторениях событий в других оффшорных зонах, нет, что ставит вопрос остро, и требует прогнозирования и стратегии.

Тем не менее существует и другой подход, он близок к теории заговора, но если провести контент –анализ антироссийской риторики и восприятия российского бизнеса мировом сообществе, и проследить динамику развития взаимоотношения властных структур, этот подход найдет много доказательств. В мировой экономической системе вновь стал доминировать цивилизационный фактор и кипрская проблема, в СМИ как искусная махинация, и спланированное действие, направленное против русских- именно такая интерпретация доминировала в СМИ и риторике политиков в освещении кризиса . Эти процессы легко проанализировать с точки зрения столкновение цивилизаций, если у Хангтингтона [9]–рефлексией этого столкновения были региональные конфликты, то сейчас столкновение цивилизаций в международной торговли носят рефлексию региональных экономических и финансовых кризисов .В первую очередь это характерно для противостояния между «западной « и «русской» цивилизацией .Если раньше критерием был политический режим, то сейчас, даже не смотря на полное принятие либеральной теории, и впитыванию капиталистических ценностей российского предпринимателя мировая система не принимает, уже не за то, что он представитель социалистического лагеря, как было ранее, или же принадлежит к диктаторским государствам, а лишь, за то что он русский, что ставит вопрос о нелогичности мировой системы. Возможно, этот аргумент спорный, однако кипрский кризис был ответом Запада на появление Таможенного Союза, и быстрые темпы формирования ЕЭП и восприятие евразийской интеграции как угрозу своим интересам.

Как бы то ни было, но кипрский кризис наглядно продемонстрировал, что оффшорные зоны могут выступать политическими инструментами давления одних стран на другие, и международное право, как и либеральная концепция не могут обеспечить защиту частной собственности, даже более того законы либеральной концепции распространяются не на всех участников и ее приверженцев. [12-стр 102] Либеральная концепция есть не, что иное как инструмент достижение интересов стран Запада, а основополагающие ее идеи защиты частной собственности и верховенства права не действенны при цивилизационном подходе .

В то время как большинство исследователей считает, что оффшорные зоны являются естественным результатом процессов глобализации, авторы данной статьи считают, что именно создание свободных экономических зон стало причиной глобализации, где оффшорные зоны выступили в роли фактора конвергенции, и были инструментом взаимопроникновение капиталов. Авторы данной статьи так же считают, что хаотичное движение капиталов в оффшорных зонах, является фактором, который усиливает экономические кризисы. [2-140]Неконтролируемые процессы глобализации не удовлетворяют бизнес, так как по мимо рисков возможности экономического характера своего государства, они полностью ощущают кризисы любой другой точке планеты. Все это делает мировую экономическую систему довольно шаткой.

Помимо всего этого оффшорные зоны так же могут выступать формой контроля над движением мирового капитала и инструментом реализации стратегии экспансии, что является угрозой национального характера . (D. Leung, 2012) Движение капитала через национальные границы становится политическим вопросом, в частности, если оффшорные зоны становятся рычагом воздействия на страны периферии. Если оффшорный капитал можно рассматривать как особую форму движения финансового капитала, согласно взгляду Б.А. Хейфеца, главного научного сотрудник Института экономики РАН, [8], то очевидно, что в условиях глобализации одни страны получают доступ и контроль над капиталом других стран, путем оффшор, создавая благоприятные условия для предпринимателей они «перекачивают «капитал в собственные страны, разрушая национальную экономику страны источника этого капитала, и имеют постоянный рычаг на экономику этих стран.

Ранее было не принято считать, что оффшорные зоны существуют в определенной системе и сформированы под существующий мировой порядок систематично, не принято было считать, что какие либо другие государства ядра могут выстроить систему оффшорных зон, для контроля периферии, для получения капиталов этой периферии и ее ослабления. На сегодняшний день нет точных исследований истинных причин создания свободных экономических зон .Однако на примере кипрского кризиса, стало понятно, что государства оффшоры настолько зачастую малы и не влиятельны на международной арене, что стал вопрос о более влиятельных государствах «учредителях «,государствах определяющих поведение и влияющих на систему принятие решений этими оффшорами. Этот вопрос крайне важен для предпринимателя- так как он позволяет прогнозировать риски.

Признак системности оффшорных зон заключается в зависимости оффшорных зон от критерия стабильности мировой системы.

Формирование ЕЭП и многополярности, стало причиной трансформации мировой политики, и непредсказуемости в процессах и политики стран свободной экономической зоны .

Создавшаяся система оффшорных зон не устраивает большинство государств .

Тем не менее, авторы статьи убеждены, что усилия «Большой двадцатки «направлены не на уничтожение и борьбу с оффшорами, а создание подконтрольной системы оффшоров. Созданный список и классификация предложенная делением на «белые « и «серые»,который не вполне корректно отображает существующую реальность.

Экс директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Гастон Андре Стросс-Кан указывает, что существование оффшорных зон является наиболее опасным для мировой системы, однако существование оффшор напрямую связано с наличием государственных ТНК, и желанием политических чиновников «отмыть « и « спрятать» незаконные деньги, именно личной заинтересованностью исследователь объясняет отсутствие политической воли в решении вопроса.

Экономический кризис в ЕС, крах либеральной теории в сфере защиты собственности, усиление геополитического влияния Китая –сметили интерес создания оффшорных зон с Европы в Азию .Утверждения Жа Сяоган, сотрудника Шанхайского института международных исследований, состоит в том, что Пекин хочет видеть более сбалансированную международной валютной систему, и стратегия Китая направлена на изменение структуры современной финансовой системы. Именно, это одна из наиболее, актуальных проблем, которая обозначила новый этап в развитии оффшорных зон.

Китай показал успешную модель использования свободных экономических зон в качестве инструмента достижения экономических интересов, успешного интегрирования в мировую систему, настолько успешную, что это становится угрозой национальным интересам РФ, а именно построению ЕЭП. Политика Китая и экспансия в Центральную Азию носит деструктивный характер для Таможенного Союза. Именно благодаря, процессу закупки предприятий зарегистрированных в оффшорных зонах, выдачей крупных кредитов с низкой ставкой и льготным периодом погашения китайские компании успешно начинают экономическую экспансию на казахстанский рынок, предлагая списать эти кредиты в обмен на долю в рынке, вытесняя российское влияние в данном регионе, что безусловно расшатывает евразийскую интеграцию. Именно, китайские компании являются инициатором создания различных финансовых схем в Казахстане, которые позволяют уйти от налогообложения, что противоречит принципам Евразийской комиссии. Китай имеет ряд стратегических целей, один из которых реализация проекта Кошаган, которая продемонстрировала успех.

Китайские компании контролируют около четверти нефтяной добычи в Казахстане, крупнейшей после РФ экономике постсоветского региона, которая может стать отличным плацдармом для дальнейшего наступления, особенно в обстоятельствах когда Китай нуждается в поставках туркменского газа,что в свою очередь приведет к угрозам интересов РФ в Центральной Азии.

Таким образом мы видим, что оффшоры становятся инструментом расширения влияния государств, и являются серьезной проблемой для евразийской интеграции.

Например одна из таких проблем состоит в том что, в Беларуси так же давно идет процесс создания регионального финансового центра, который очень затруднен в реализации из-за политических мотивов. (Нечаева) Тем не менее, сам процесс создания и режим функционирования свободных экономических зон в Беларуси носит деструктивный характер, относительно ЕЭП .

В Беларуси действуют свободные экономические зоны СЭЗ «Минск»;СЭЗ «Брест» ;СЭЗ «Гомель -Ратон». (Малыхин).Белорусские СЕЗ являются отличительными от запада, и и специфическими, которые имею огромный потенциал в реализации. И несмотря на то, что Беларусь особенно цена для инвесторов, (стабильное законодательство для инвесторов, не взимается экспортные пошлины при ввозе и вывозе продукции из Беларуси)ее ценность нивелируется в результате специфического восприятия Беларуси западными инвесторами, которым характерна стереотипность и искажение реальной действительности .[5-стр]

Тем не менее, при правильном подходе, и правильной стратегии ЕЭП, используя преимущества белорусских СЭЗ, может получить действительно значимые результаты для расширения своего влияния на рынках Восточной Европы и Азии[7]

Однако, при нынешних обстоятельствах в это верится крайне трудно. Представители Министерства экономики Беларуси заявляют, о том целях превращения государства в оффшорную зону, с благоприятными условиями для иностранных инвесторов, привлекая иностранный капитал, они выработали проект по улучшению условий и микроклимата .[6]

Тем не менее проект затруднен и сталкивается с обратным механизмом действия –белорусский бизнес сам является инициатором вывода белорусских активов в оффшоры, оставляя заявления Президента и правительства лишь декларацией, которые крайне скептично воспринимаются аналитиками, давая основания думать, что эффект оффшорной зоны будет задействован не для инвестирования, а для создания «серых схем»[3]

В качестве одной из мер борьбы с оффшорами, Россия предлагает заключить двусторонние соглашения с оффшорными и низким уровнем налогообложения . Такие документы должны быть направлены на борьбу с незаконными схемами минимизации налогообложения, включать в себя обмен налоговой информацией и реализации универсальных рекомендаций, разработанных в рамках ОЭСР.

На фоне громких заявлений о стремлении борьбы с оффшорами, оффшоры активно работают внутри Таможенного Союза, где проходят процессы отмывания денег российскими компании посредством Казахстана и Белоруссии, путем схем фиктивного импорта, которые серьезно подрывают строительство ЕЭП. [4]Нужное законодательство обеспечивающие прозрачность сделки не выработано, что превращает Таможенный Союз в неэффективное содружество.

Логично, что в связи с этим необходимо было бы создать действующую, эффективную оффшорную зону внутри страны. Однако на практике нет необходимости в ее создании и это окажется не эффективным. Оффшоры –это результат недоверия между бизнесом и властью. Если принято считать, что главной функцией свободных экономических зон, есть стремление уклониться от налогов, то такое видение не полно и не правильно.[10] Свободные экономические зоны- это вариант решения антагонизма между бизнесом и властью, уход от давление власти, это результат недоверия бизнеса к государству, к его эффективности и инструментам защиты, слепая вера в надежность европейских институтов . Российская финансовая система испытала несколько финансовых кризисов, и не достаточна сильна и стабильна, что бы создать благоприятные условия для внутреннего оффшора. Однако формирования ЕЭП создадут те необходимые условия, в которых оффшор будет действовать и приносить прибыль.

Борьба с оффшорами бессмысленна по своей логике, большинство ученых считают, что оффшоры являются отдельным сегментом мировой экономики, которые наиболее полно отражают современные тенденции и противоречия. Требуется не отрицания сложившийся действительности, а Именно благодаря оффшорам произошло становление ТНК как полноправных акторов международных отношений, и оффшоры стали тем фактором глобализации и причиной размывания границ, интересы ТНК вышли за рамки государственного регулирования, а интересы ТНК пошли далее национальных . [11-стр 47]Однако это тенденция начинает сворачиваться, так как глобализация и дальнейшая либерализация, выполнив функцию расширения влияния ТНК и захват рынков теперь не в состоянии обеспечить защиту капитала ТНК- интересы крупных капиталов по –прежнему могут быть защищены только посредством государства, поэтому строительство Евразийского Союза –важнейшая составляющая защиты национального бизнеса.[14]

Итак, свободные экономические зоны –это важный сегмент мировой экономики, который является рефлексией недостатков и существующих тенденций этой системы. Оффшорные зоны –являются инструментом экономического воздействия посредством третьих стран, который имеют политический характер, преследуют экономические интересы и чреваты финансовыми рисками. На данный момент происходят глобальные изменения в структуре функционирования оффшорных зон, европейский кризис, несостоятельность либеральной концепции постепенно смещает влияние к свободным зонам в Азии. Китай выработал успешную модель экспансии посредством функционирования оффшорных зон, что представляет угрозу интересам ЕЭП . РФ взяла курс на борьбу с оффшорными зонами, в то время как в Таможенном Союзе происходят деструктивные процессы создания теневых схем, что дискредитирует сам проект.

В первую очередь для успешной евразийской интеграции нужно создать благоприятные условия для взаимоотношений власти и бизнеса внутри страны, которое бы привело к эффективности действия собственных свободных экономических зон, для чего крайне необходима взвешенная политика и стратегия.

Список использованной литературы


1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 415 с.

2. Жан К., Савона П. Геоэкономика. Пер. с итальянского. — М.: Аё Магдшеш,1997. — 207 с.

3. Заливако С.Г. Влияние свободных экономических зон Республики Беларусь на показатели развития регионов / С.Г.

4. Клоцвог Ф.Н. Сухотин А.Б., Чернова Л.Б. Прогнозирование экономического развити

России, Беларуси, Казахстана и Украины в рамках Единого экономического пространств [В Интернете] // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2009, URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2009/4/02

5. Малыхин Ю.Г. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / Ю.Г. Малыхин // БЭЖ. - 2008. - №3. - С.45-53..

6. Нечаева Е. Территория инвестиций и технологий / Е. Нечаева // Экономика Беларуси. - 2011. - №4. - С.24-28. С.57-64. Заливако // Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики. - 2011. - №6. -

7. Ульянова Н. Свободные экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций в Беларусь / Н. Ульянова // Банковский вестник. - 2006. - №10. - С.5-9.

8. Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. - Москва : Экономика, 2008. - стр. 336 стр.

9. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. – М.: АСТ, 2007.-576 с.

Balaam D. N. and Veseth M. Introduction to International Political Economy. New Jersey: Longman,2008 .

10. Cohn, T. H . Global Political Economy: Theory and Practise. P.: Pearson Education, 2008

Leung J. Wong Determinants of the Distribution of Eurodollar Deposits in Offshore Financial Centers. -] : Monetary Authority, 2012. - стр. 13p

11. Hettne B. and Soderbaum F. The future of regionalism: old divides, new frontiers // Regionalization and global governance: the taming of globalization? / In ed. Coope A.F., Hughes C. W. and De Philippe. London : Routledge, 2008.

12. Max Boot, «Neither New nor Nefarious: The Liberal Empire Strikes Back», Current History, Vol. 102, no. 667 (November 2003)

13. Michalopoulos C. и Tarr D. Are Customs Unions Economically Sensible in the Commonwealth of Independent States [В Интернете] // World Bank Publications, 2004 URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE Resources/Tarr_Michalopoulos_Customs_Unions_eng.pdf.

14. Trenin D. Russia's Spheres of Interest, not Influence // The Washington Quarterly, 2009. Volume 2:4, pp. 3-22.


СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кредитование проектов на Российском рынке с участием НЭКА

Автор: Бектенова Гульмира Султановна,
старший преподаватель кафедры «Банковское дело», РЭУ им. Г.В.Плеханова

Необходимость создания условий для непрерывного производства и доступа к кредитным ресурсам для участников рынка, способствовали, в конечном счете, созданию специализированного агентства на территории России в октябре 2011 г. ЭКСАР - «Экспортного страхового агентства ». Поскольку агентство создано на базе Внешэкономбанка, то конечно страховые услуги будут предлагаться на выданные кредиты этого банка. Так как группа Внешэкономбанка занимается финансированием проектов со сроком окупаемости от 3 лет, и суммы проектов от одного миллиарда рублей, то риски будут финансово значимыми для кредиторов, что не желательно для них. ЭКСАР призван страховать риски, при этом перечень оказываемых услуг весьма широк. Данные схемы по кредитованию проектов или экспортеров в мире применяет с1960 г. международная ассоциация развития (МАР) с целью поощрения экспорта товара из развитых стран в развивающиеся.

Активное вхождение на Российский рынок международных кредитно-финансовых институтов, возникновение новых форм национальных кредитно-финансовых институтов, создание многостороннего сотрудничества между разными участниками финансового рынка -закономерное явление на экономические процессы последнего столетия. Наиболее глобальными причинами можно определить следующие:

- рост торгового оборота, и желание профессиональных участников рынка расширить границы своей деятельности привел к тому, что организаторы финансового рынка вынуждены адаптироваться к этим условиям. В силу того, что торговые отношения имеют пирамидальную схему участников: малый и средний предприниматель производящий и обслуживающий товары народного потребления, крупный производитель и концерн, нацеленный на максимальный захват рынка внутри страны, выход за ее пределы с целью занять твердую позицию.

- необходимость стимулировать производственный сектор внутри страны, поскольку ВВП является одним из основных индикаторов, говорящих об уровне развития экономики, любое государство стремиться быть экономически стабильным и финансово независимым.

Поэтому во многих развитых и развивающихся странах были созданы Национальные Экспортно Кредитные Агентства, целью деятельности которых является стимулировать производство внутри страны и способствовать реализации продукции в заинтересованные страны.

Пирамидальная модель участников торговых отношений (авторская модель).

Пирамидальная модель участников торговых отношений

Поскольку кредитование товаров на экспорт не является стандартизированной сделкой коммерческих банков, работающих на внутреннем рынке, то самостоятельно принять на себя обязательства по сопровождению такого рода кредитов банки не готовы. Тогда привлекается НЭКА, которое берет на себя основную документарную и кредитную нагрузку. Ненужно считать, что НЭКА – это благотворительная организация, которая приходит на помощь ко всем производителям, желающим продавать свою продукцию за рубеж, это далеко не так. Поскольку агентство национальное, то действует оно в рамках национальных интересов – стимулирование расширенного воспроизводства, выход национальных товаров на рынки других стран. Несмотря на то, что перечень промышленной продукции, которое было прокредитовано при помощи НЭКА по распоряжению Правительства в 2009г. насчитывает порядка 350 видов товара, профессиональный участник на Российском рынке был создан только 13 октября 2011 года Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – «Экспортное страховое агентство ЭКСАР», с уставным капиталом в 30 миллиардов рублей на базе Внешэкономбанка как основного общества.

Тем не менее, НЭКА – профессиональный участник финансового рынка, который адекватно оценивает возможные риски и в рамках договора прописывает условия их страхования.

Страхование экспортных кредитов.

Страхование экспортных кредитов - вид страхования, охватывающий кредитные риски при экспорте товаров и услуг. Обычно объем страхового покрытия составляет 80-90% возможных потерь страхователя.
Проблема финансирования при крупных импортных контрактах весьма непроста. В странах СНГ кредитных ресурсов немного, они краткосрочные и дороги, поэтому занимать на внутреннем рынке не всегда целесообразно. В связи с этим импортеры предъявляют повышенный спрос на разумные и экономически выгодные схемы финансирования. Один из таких вариантов - получение кредита под гарантии экспортных кредитных агентств .
Во многих развитых странах существуют специальные организации, помогающие национальным производителям продавать их продукцию за рубеж - ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТНЫЕ АГЕНТСТВА (ЭКА). Это уполномоченные органы, часто государственные финансовые институты, предоставляющие кредиты, гарантии или страхование экспортерам. В большинстве случаев ЭКА специализируются на поставках товаров, услуг, оборудования в страны с развивающейся экономикой. Однако, кредиты покупателя, предоставляемые банком экспортером зарубежному покупателю или его банку, содержат риски, на сегодняшний день их страхуют специализированные агентства.

Вот некоторые из них:

CESCE SA (Испания), COFACE (Франция), EDC (Канада), EGAP (Чехия), ERG (Швейцария), Ex-lm Bank of India (Индия), Ex-lm Bank (Тайвань), Ex-lm Bank of the Slovak Republic (Словакия), Finnvera (Финляндия), HERMES (Германия), IFTRIC (Израиль), KUKE (Польша), МЕН1В (Венгрия), SAGE S.p.A. (Италия), US Ex-lm Bank (США), EIAR (ЭКСАР Россия)

Кредитование проектов на Российском рынке с участием НЭКА

1. Продавец и покупатель из разных стран находят друг друга и заключают предварительный договор на поставку товаров.

2. Продавец (экспортер) и покупатель (импортер) получают принципиальное согласие банков и НЭКА.

3. Импортер обращается в банк с заявкой на финансирование проекта под гарантии Экспортного кредитного агентства страны Экспортера (кредитование по программе международного фондирования) и договаривается о возможности финансирования платежа Экспортеру.

! Требования к банку с точки зрения Импортера:

- финансирование 20%-го аванса и страховой премии ЭКА путем выдачи отдельного кредита или транша кредита.

- аккредитация в ведущих Экспортных кредитных агентствах развитых стран:

- наличие кредитных лимитов на проведение операций, связанных с торговым, проектным финансированием в ведущих иностранных банках, возможность привлечь финансирование на максимально выгодных условиях;

4. Банк Импортера рассматривает заявку и информирует Импортера о возможности и условиях такого кредитования. Импортер передает предварительные условия кредитования Экспортеру.

5. Экспортер согласовывает предварительные условия кредитования, полученные от Импортера со своим банком и НЭКА.

5.1 Банк экспортера передает Экспортеру финансовое предложение о кредитовании проекта под гарантии НЭКА.

5.2 НЭКА передает Экспортеру предварительное одобрение о предоставлении гарантий для кредитования проекта.

5.3 Экспортер передает Импортеру документы, полученные им от своего банка и ЭКА с предварительным одобрением кредитования проекта.

6. Импортер передает в свой банк документы, полученные от Экспортера.

6.1 Банк Импортера принимает решение о кредитовании Импортера по программе международного фондирования, готовит и передает банку Экспортера заявку на получение межбанковского кредита,

6.2 После получения ответа, готовит и передает Импортеру окончательные условия кредитования.

7. Импортер подписывает с Экспортером окончательный контракт на исполнение проекта, в котором указывает следующий порядок расчетов: - min 20% - авансовый платеж, - max 80% - за счет целевого кредита, предоставленного банку Импортера банком Экспортера для оплаты документарного аккредитива, открытого по поручению Импортера в пользу Экспортера.

8. Банк Импортера подписывает с Импортером кредитный договор и соглашение об открытии аккредитива с постфинансированием.

8.1 заключает с банком Экспортера договор о межбанковском кредите и выставляет аккредитив в пользу Экспортера. Договором предусмотрено, что из межбанковского кредита, кроме прочего, будут оплачены: страховой взнос ЭКА, комиссионные вознаграждения и другие подобные платежи.

9. Импортер заключает со своим банком кредитный договор о финансировании 20%-го аванса, получает такой кредит и

9.1 Выплачивает аванс Экспортеру.

10. Банк Экспортера получает гарантии НЭКА,

10.1 Сообщает Экспортеру об открытии аккредитива в его пользу,

10.2 выполняет страховой взнос НЭКА, комиссионные вознаграждения и другие подобные платежи.

11. Экспортер выполняет работы в соответствии с условиями договора и аккредитива,

11.1 Подписывает у Импортера документы, подтверждающие выполнение

11.2 Передает их в свой банк.

11.3 Банк Экспортера производит оплату по аккредитиву за счет средств межбанковского кредита, предоставленного банку Импортера.

12. После ввода в эксплуатацию объекта строительства - предмета проекта Импортер начинает регулярные платежи по кредиту своему банку, который из этих платежей гасит задолженность по межбанковскому кредиту пред банком Импортера.

Страхование покрывает кредитный риск оплаты дебиторских задолженностей по предоставленным покупателю кредитам. Страхование от кредитного риска защищает финансирующий банк или иное финансовое учреждение от риска неоплаты дебиторской задолженности зарубежным покупателем или его банком вследствие территориальных или не обеспечиваемых рыночным способом коммерческих рисков. Договоры страхования кредитных рисков всегда составляются в индивидуальном порядке и принимают во внимание специфику страховой сделки. Страховой взнос платится, как правило, в одноразовом порядке в качестве аванса. Застрахованным лицом является банк, который и получает страховое возмещение.

В соответствии с практикой членов Консенсуса ОЭСР с апреля 1999 г. всеми отдельными государствами-членами, и соответственно их кредитными страховыми компаниями используется гармонизированная система страховых ставок, причем наиболее низкие ставки применяются при страховании экспорта, так называемых суверенных должников (Министерство финансов и центральный банк), немного более высокие при экспорте государственных организаций и самые высокие - частных должников. Эти гармонизированные ставки, согласованные между членами ОЭСР, являются минимальными, однако, каждая страна может установить ставки с отклонением (в сторону увеличения) и создать таким образом возможность применения скидок на страхование для серьезных клиентов.

Указанные ниже новые ставки для страхования среднесрочных и долгосрочных кредитов в соответствии с общими условиями страхования "D" установлены для стандартного объема страхового покрытия 95 % страховой стоимости, то есть предполагают 5% сострахования застрахованного. Под стандартным покрытием понимается автоматическое страхование дополнительных расходов, возникших в связи с необходимостью рефинансирования в течение времени ожидания, которое определено продолжительностью 6 месяцев. Указанные ставки также основаны на предпосылке полного объема оплаты страховой премии авансом, то есть перед первой поставкой или первым использованием экспортного покупательского кредита. В случае иного объема покрытия или отличного сострахования, или других форм оплаты страховой премии, указанные выше ставки будут откорректированы соответствующим коэффициентом.

Использованные материалы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222-р (в ред. от 27 июня 2009г.) «Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2009 году оказывается государственная гарантийная поддержка».

2. Кредитные (OECD) и альтернативные инвестиции - fintradeppp.com

3. Экспортное страховове агентство России - ЭКСАР - exiar.ru

4. Внешэкономбанк


СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вступление России в ВТО: стратегия «все в проигрыше»

World Economic Journal, №5, май 2012.

29 марта в Москве эксперты Всемирного банка представили доклад, посвященный состоянию экономики России в 2011 году. В докладе представлены перспективы экономического развития страны. Всемирный банк отметил впечатляющие успехи российской экономики и прогнозирует заметные выгоды от предстоящего вступления России в ВТО. Служба аналитической информации Международной Организации Кредиторов (WOC) провела исследование с целью выяснить, в каком состоянии находится экономика стран – членов Всемирной торговой организации и кто же, собственно, больше выиграет от вступления России в ВТО?

Ситуация в мире: экономика, производство, торговля

Решение о вступлении России в международное торговое сообщество принято в нелегкое время. Недавний экономический кризис выразился как в сокращении мирового ВВП, так и в снижении показателей экспорта и импорта в мире. Глобальная экономика по-прежнему находится в довольно сложной ситуации, ведущие международные организации постепенно сокращают прогнозы по росту ВВП на 2012 год. Вступление России – одной из наиболее крупных экономик мира – в ВТО может стать светлой полосой как для стран – участниц организации, так и для всей мировой экономики.

Как видно из диаграммы 1, мировая экономика испытала недавно самый серьезный кризис за последние 40 лет. ВВП в мире в 2008 году вырос лишь на 1,3% – минимальный рост показателя с 1993 года. В 2009 году ВВП сократился на 2,6%. 2010 год принес стабилизацию: ВВП в мире увеличился на 3,7%.

Диаграмма 1

Вступление России в ВТО
Источник: WOC по данным ВТО.

Рост объема выпуска производственных изделий в 2008 году снизился практически до нуля, в то же время наблюдалось увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции и продукции горнодобывающих отраслей. В 2009 году только сельское хозяйство показало небольшой рост (0,6%), выпуск производственной продукции сократился на 3,8%, выпуск продукции горнодобывающих отраслей – на 1,3%. 2010 год продемонстрировал восстановление: общий объем производства в мире возрос на 4%.

Диаграмма 2

Объем производства в мире
Источник: WOC по данным ВТО.

Изменения объемов экспорта могут служить своего рода индикатором общего состояния экономики. 2009 год продемонстрировал сильнейшее падение экспорта с 1970 года –12,1%. Причем максимальное снижение наблюдалось в экспорте производственных изделий – 15,2%; экспорт топлива и продукции горнодобывающей отрасли упал на 5,3%, экспорт продукции сельскохозяйственной отрасли снизился на 2,3%.

Диаграмма 3

Объем экспорта в мире
Источник: WOC по данным ВТО.

Рассмотрим также динамику предоставляемых в мире коммерческих услуг (ВТО не так давно стала вести подобную статистику).

Из диаграммы 4 видно, что экспорт коммерческих услуг в мире растет довольно высокими темпами: в 2007 году объем экспорта увеличился на 20%, в 2008 году – на 13%. Кризис в полной мере проявил себя в 2009 году, когда показатель снизился на 12%. В 2010 году ситуация улучшилась, но темпы роста пока низкие: 9%.

В странах СНГ, и в России в частности, показатель растет более высокими темпами, но и сокращение в 2009 году носило более резкий характер. 2010 год стал более позитивным для стран СНГ в целом, чем для России в отдельности.

Диаграмма 4

Динамика экспорта коммерческих услуг
Источник: WOC по данным ВТО.

Главная выгода – потребителю

Российская Федерация при вступлении во Всемирную торговую организацию берет на себя обязательства по либерализации торгового режима и повышению интеграции в мировую экономику. В рамках выполнения подписано 30 договоров о доступности российского рынка для услуг и 57 – о доступности рынка для товаров. С момента вступления в организацию Россия применит все предписания ВТО с учетом транзитных периодов на некоторые товары и услуги. РФ также обязуется снизить средние величины тарифов до 7,8% с 10% в 2011 году для всех видов продукции.

Экономические эффекты от присоединения России к организации можно будет просчитать лишь через несколько лет, так как в ряде отраслей для нашей страны предусмотрены переходные периоды различной продолжительности. Генеральный секретарь ВТО Паскаль Лами выразил уверенность, что вступление России в ВТО «сделает сильнее как саму организацию, так и Россию. Безусловно, более широкие возможности по доступу на российский рынок принесут выгоду торговым партнерам, но они означают и несомненные преимущества для России». Он также подчеркнул, что «Россия очень быстро начнет играть в ВТО роль, соответствующую ее размеру и торговой мощи». Со вступлением в организацию у России появится больше возможностей для привлечения иностранных инвесторов, что положительно скажется на росте экономики страны.

Иностранные инвесторы, зная, что российский экспорт гарантируется таким же уровнем доступа на рынок, как в случае с другими членами ВТО, будут расценивать Россию как более привлекательное место для инвестиций. Не менее интересны выгоды, которые получает Всемирная торговая организация от вступления в нее Российской Федерации. В ноябре 2011 года президент США Барак Обама, поздравляя российское правительство с завершением переговоров об условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, отметил: «Членство России в ВТО позволит снизить тарифы и улучшить международный доступ на российский рынок услуг, сделает Россию подотчетной системе правил, управляющих международным торговым поведением, а также предоставит средства использовать эти правила».

«Россия также открывает свой рынок услуг в секторах, приоритетных для американских компаний, включая аудиовизуальный, телекоммуникационный, финансовый, компьютерный и сектор розничной торговли», – указал президент США.

Однако основная выгода от вступления России в ВТО придется на потребителей товаров: в результате вступления в ВТО ассортимент товаров расширится, а цены за счет выросшего объема импорта и усилившейся конкуренции станут более приемлемыми. Кроме того, многие российские производители будут вынуждены тоже снизить цены на свою продукцию, чтобы оставаться конкурентоспособными.

От первого лица

Роберт Абдуллин,
президент «Международной Организации Кредиторов»:

«Спрогнозировать все выгоды и проблемы, которые Россия получит после вступления в ВТО, довольно сложно, но результаты этого шага будут скорее положительными. Рост ВВП, который произойдет именно за счет эффекта от присоединения к ВТО, составит 3,7% в период 2012−2016 годов и 11% в период 2012−2021 годов. В основном положительные результаты будут достигнуты за счет усиления конкуренции в сфере услуг, а также за счет притока иностранных инвестиций. Кроме того, стальная и химическая отрасли больше не будут так сильно терять в прибыли из-за протекционистских барьеров, выставляемых различными государствами».

Паскаль Лами,
генеральный директор Всемирной торговой организации:

«Вступление России в ВТО является историческим событием. Приход России в ВТО укрепит интеграцию РФ в мировую экономику и поможет определиться многим бизнесменам и торговым партнерам. Также это поможет проведению модернизации, притоку инвестиций и улучшению бизнес-климата. Надо отметить, что после вступления России в организацию 97% мировой торговли ведется по правилам ВТО».

Аркадий Дворкович, помощник президента РФ:

«Россия обладает значительными экономическими преимуществами перед своими партнерами по Всемирной торговой организации (ВТО). Это природные ресурсы, благоприятное географическое положение на стыке двух континентов, блестящий интеллектуальный потенциал и высокотехнологичные производства. Кроме того, российское сельское хозяйство и финансовый сектор в последние годы также демонстрируют высокие достижения, что сыграет положительную роль при конкуренции внутри ВТО».

Источник: World Economic Journal, №5, май 2012.


Прыг: 01 02 03 04