СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Пол Кругман: экономике угрожает потерянное десятилетие

By PAUL KRUGMAN

США не Греция, сколько бы ни твердили обратное. Между тем, мы все больше и больше становимся похожи на Японию.

Вот уже несколько месяцев экономические комментарии посвящены одной центральной теме: чиновники и регуляторы предпринимают слишком масштабные меры. Правительства должны прекратить расходы, говорят нам. Пример Греции предъявляется как предупреждение, и каждое повышение доходности американских гособлигаций рассматривается как сигнал, что рынки ополчились на Америку за ее дефициты. На этом фоне звучат постоянные предостережения о близкой угрозе инфляции и о том, что ФРС необходимо свернуть меры по поддержке экономики и начать «стратегию выхода» с ужесточением денежно-кредитной политики за счет продажи активов и повышения ставок.

А как же рекордная безработица, если долгосрочная безработица достигает максимальных значений с 1930-х годов? Как насчет того, что даже с ростом занятости в последние несколько месяцев, пусть это и благоприятная тенденция, восстановлено пока менее 500 тысяч рабочих мест из более чем 8 миллионов, потерянных во время кризиса? Да что там, опасения по поводу безработицы — это прошлый год.

Нет, на самом деле чиновники и регуляторы не слишком много сделали, они делают слишком мало. Последние данные указывают не на то, что Америка движется к греческому сценарию краха доверия среди инвесторов. Скорее, они свидетельствуют, что США может ждать потерянное десятилетие по японскому сценарию, продолжительный период высокой безработицы и вялого роста.

Для начала стоит упомянуть о ставках облигаций. Несколько раз в прошлом году — после умеренного повышения доходности — начинали говорить, что на рынок пришли bond vigilantes, что Америке необходимо сократить дефицит. Но впоследствии ставки снижались. Последний пример: в марте было много шума по поводу роста доходности 10-летних казначейских бумаг США, повысившейся с 3,6% до почти 4%.

С тех пор, однако, рынок отступил. В четверг доходность 10-летних облигаций опустилась ниже 3,3%. Но не сказать, что это снижение сигнализирует об укреплении уверенности в отношении госфинансов США. На самом деле оно отражает рост пессимизма по поводу экономических перспектив: инвесторы бегут от любых рисковых активов (отсюда падение на рынке акций) в надежный, как считается, сегмент госдолга США.

Что стоит за этой очередной волной пессимизма? Отчасти кризис в Европе, который связан с проблемой госдолгов меньше, чем нам говорят; реальная проблема в том, что европейские лидеры внедрили механизм единой валюты в экономических системах, которые не были к этому готовы. Есть также тревожные внутренние сигналы в США, самый последний пример — опубликованный в среду отчет о потребительских ценах, показавший, что основной индикатор инфляции составил менее 1%, снизившись до минимального за 44 года значения.

На самом деле, ничего удивительного: на фоне массовой безработицы и избыточных мощностей можно ожидать снижения инфляции. Но это очень плохо. Низкая инфляция или, что еще хуже, дефляция, затягивает экономический спад, поскольку в этой ситуации люди склонны сберегать, а не тратить, из-за чего экономика пребывает в депрессии и дефляция все более усиливается. Этот замкнутый круг не гипотетический: спросите у японцев, которые попались в дефляционную ловушку в 1990-ые годы и, несмотря на отдельные периоды роста, до сих пор не могут из нее выбраться. И так же может получиться здесь, в США.

Поэтому нам сейчас надо думать не о том, может ли повториться греческий сценарий. Мы должны задаваться вопросом, что мы делаем для того, чтобы не допустить поворота к японскому сценарию. Ответ — «ничего».

Дело не в том, что никто не понимает этого риска. Я подозреваю, что некоторые чиновники ФРС видят параллели с Японией совершенно четко и хотели бы в большей степени поддержать экономику. Но на практике это все, что они могут сделать, на фоне стремления к ужесточению денежно-кредитной политики их коллег, которые (как и руководители центробанков в 1930-ые годы) по-прежнему очень боятся инфляции, несмотря на отсутствие каких-либо признаков роста цен. Я также полагаю, что экономисты администрации Обамы очень хотели бы провести дополнительные стимулирующие меры. Но они понимают, что нет никаких шансов провести этот план через конгресс, запуганный бюджетными ястребами, которые требуют сокращения дефицита.

В общем, страхи по поводу воображаемых угроз блокируют какие бы то ни было эффективные меры в ответ на реальные опасности, с которыми сталкивается экономика.

Случится ли самое худшее? Необязательно. Может быть, уже предпринятые меры в конечном итоге достигнут своей цели и удастся «запустить» самодостаточный экономический подъем. Разумеется, на это мы все надеемся. Но надежда еще не план действий.

Перевод Натальи Бокаревой БФМ.ru

Lost Decade Looming?

By PAUL KRUGMAN

Despite a chorus of voices claiming otherwise, we aren’t Greece. We are, however, looking more and more like Japan.

For the past few months, much commentary on the economy — some of it posing as reporting — has had one central theme: policy makers are doing too much. Governments need to stop spending, we’re told. Greece is held up as a cautionary tale, and every uptick in the interest rate on U.S. government bonds is treated as an indication that markets are turning on America over its deficits. Meanwhile, there are continual warnings that inflation is just around the corner, and that the Fed needs to pull back from its efforts to support the economy and get started on its “exit strategy,” tightening credit by selling off assets and raising interest rates.

And what about near-record unemployment, with long-term unemployment worse than at any time since the 1930s? What about the fact that the employment gains of the past few months, although welcome, have, so far, brought back fewer than 500,000 of the more than 8 million jobs lost in the wake of the financial crisis? Hey, worrying about the unemployed is just so 2009.

But the truth is that policy makers aren’t doing too much; they’re doing too little. Recent data don’t suggest that America is heading for a Greece-style collapse of investor confidence. Instead, they suggest that we may be heading for a Japan-style lost decade, trapped in a prolonged era of high unemployment and slow growth.

Let’s talk first about those interest rates. On several occasions over the past year, we’ve been told, after some modest rise in rates, that the bond vigilantes had arrived, that America had better slash its deficit right away or else. Each time, rates soon slid back down. Most recently, in March, there was much ado about the interest rate on U.S. 10-year bonds, which had risen from 3.6 percent to almost 4 percent. “Debt fears send rates up” was the headline at The Wall Street Journal, although there wasn’t actually any evidence that debt fears were responsible.

Since then, however, rates have retraced that rise and then some. As of Thursday, the 10-year rate was below 3.3 percent. I wish I could say that falling interest rates reflect a surge of optimism about U.S. federal finances. What they actually reflect, however, is a surge of pessimism about the prospects for economic recovery, pessimism that has sent investors fleeing out of anything that looks risky — hence, the plunge in the stock market — into the perceived safety of U.S. government debt.

What’s behind this new pessimism? It partly reflects the troubles in Europe, which have less to do with government debt than you’ve heard; the real problem is that by creating the euro, Europe’s leaders imposed a single currency on economies that weren’t ready for such a move. But there are also warning signs at home, most recently Wednesday’s report on consumer prices, which showed a key measure of inflation falling below 1 percent, bringing it to a 44-year low.

This isn’t really surprising: you expect inflation to fall in the face of mass unemployment and excess capacity. But it is nonetheless really bad news. Low inflation, or worse yet deflation, tends to perpetuate an economic slump, because it encourages people to hoard cash rather than spend, which keeps the economy depressed, which leads to more deflation. That vicious circle isn’t hypothetical: just ask the Japanese, who entered a deflationary trap in the 1990s and, despite occasional episodes of growth, still can’t get out. And it could happen here.

So what we should really be asking right now isn’t whether we’re about to turn into Greece. We should, instead, be asking what we’re doing to avoid turning Japanese. And the answer is, nothing.

It’s not that nobody understands the risk. I strongly suspect that some officials at the Fed see the Japan parallels all too clearly and wish they could do more to support the economy. But in practice it’s all they can do to contain the tightening impulses of their colleagues, who (like central bankers in the 1930s) remain desperately afraid of inflation despite the absence of any evidence of rising prices. I also suspect that Obama administration economists would very much like to see another stimulus plan. But they know that such a plan would have no chance of getting through a Congress that has been spooked by the deficit hawks.

In short, fear of imaginary threats has prevented any effective response to the real danger facing our economy.

Will the worst happen? Not necessarily. Maybe the economic measures already taken will end up doing the trick, jump-starting a self-sustaining recovery. Certainly, that’s what we’re all hoping. But hope is not a plan.


СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Греция: пленница кризиса и жертва экономии

Василий Колташов.

Финансовое и экономическое состояние Греции уже много месяцев остается темой для тревожных новостей и пугающих пророчеств. Европейский Союз беспокоит огромный государственный долг страны, составляющий около 300 миллиардов евро, что соответствует 113 % ВВП. Дефицит греческого бюджета в 2009 году достиг 12,7 % и за 2010 год может еще вырасти, в то время как правительство мечтает снизить его до 8,7 %. Евросоюз требует сокращения государственных расходов. Аналитики пугают деловые круги коллапсом греческих государственных финансов, который способен вывести мировую экономику из оптимистического равновесия.

Шумиха вокруг долгов и дефицита Греции разгорается в тот самый момент, когда в ряде стран уже торжественно провозглашено окончание кризиса. ЕС рекомендовал Греции незамедлительно поправить ситуацию с бюджетом, постепенно урезав дефицит. На это направлены сегодня многочисленные усилия правительства. Среди упреков, адресованных Греции, помимо нарушения правил ЕС, касающихся государственных расходов, есть и опасение возможной дестабилизации европейской валюты.Североевропейские и североамериканские критики указывают: своим бюджетным курсом Греция повышает нагрузку на общеевропейские и мировые финансовые институты, ей нужны средства, в то время как все дело не в количестве денег, а в способе их расходования.

Имущие верхи греческого общества давно согласны с критикой. «В своем кругу» их никто не упрекает в неверном методе борьбы с кризисом через материальную поддержку бизнеса. Обе неолиберальные партии солидарны с тем, что нужно «жить по средствам». Однако взятый курс властей на жесткое сокращение бюджетных расходов вызывает недовольство с другой стороны. Против действий правительства решительно выступают профсоюзы (особенно радикальная фракция ПАМЕ), коммунисты (КПГ) и другие левые. Противостояние трудящихся масс и «благоразумного правительства» не ускользает от внимания иностранных либеральных экспертов и чиновников. Они снова повторяют, что Грецию тянут на дно чрезмерные социальные гарантии населению, излишние права и прочие «внерыночные болезни».

Критики выписывают рецепты один за другим. Греческие правые эксперты, сходясь на аналитических телепрограммах, дружно говорят о полезности порядка в расходах страны. Однако так ли легко исцелить государственные финансы Греции и тем самым перестать раскачивать корабль ЕС? И что понимают под этим власть и монополии?

Предыдущее правительство Греции, сформированное партией «Новая демократия» (НД), прямо заявляло: необходимо проводить жесткие и непопулярные меры ни с кем, и ни с чем не считаясь. Однако в 2009 году кабинет предпочел отправиться в добровольную отставку. Формально это объяснялось неустойчивым перевесом НД в парламенте всего в один депутатский голос. На деле непопулярная неолиберальная партия предпочла предоставить грязную работу другой политической силе — ПАСОК, всегреческому движению «социалистов». ПАСОК одержал победу на выборах. «Социалисты» сформировали новое правительство. Курс прежнего руководства страны был сохранен, изменилась лишь риторика. Вместо заявлений о том, что кризис требует суровых решений, зазвучали речи о долге граждан поддерживать правительство в намерении спасти отечество от финансовых тягот, оздоровить государственные расходы и экономику.

Вместо честного признания непопулярности своей политики министры-«социалисты» стремятся доказать, что всё обстоит как раз наоборот. Так, новый премьер и лидер ПАСОК Георгий Папандреу недавно заявил, что на улице его останавливают люди и просят понизить зарплаты, чтобы спасти национальную экономику. Во имя этого «святого дела» и трудятся власти по их собственным уверениям.

За последние полгода в мировой прессе неоднократно поднимался вопрос о возможном выходе Греции из ЕС. Но ни «Новая демократия», ни ПАСОК не выступают за прекращение членства страны в ЕС. Напротив, оба правительства неизменно говорят о необходимости для Греции оставаться в ЕС и продолжать следовать указаниям всех его органов. Не случайно мировая шумиха вокруг уязвимости греческой казны вызвала в деловых и правых политических верхах не раздражение, а поддержку. Рекомендации ЕС оказались выгодны крупному греческому капиталу. Пользуясь кризисом и «добрыми советами» органов и политиков стран Евросоюза, а также США, власти Греции решили провести в жизнь давно намеченные меры экономии за счет трудящихся.

Пенсии в Греции отныне заморожены. В сумме антикризисных и снижающих нагрузку на казну мер для бюджетников установлено: 10-процентное сокращение пособий, 30-процентное снижение оплаты сверхурочных, замораживание заработной платы. Планируется еще на 7 % сократить зарплаты госслужащих. На 10 % должны вновь снизиться пособия.

На 14,3 цента повышено налогообложение литра бензина. Дополнительно ожидается новое (до 20 % от цены литра) поднятие косвенного налога на горючее, подорожавшее уже примерно на 15 %. Эти меры правительства не затрагивают крупный бизнес, а касаются только рядовых потребителей, мелких собственников и крестьян, давно удушаемых в Греции политикой ЕС. Неудивительно, что в январе 2010 года крестьяне вновь блокировали дороги страны. Их возмущают низкие закупочные цены больших компаний, долги банкам и повышение затрат на производства как результат общей аграрной политики ЕС, реализуемой теперь социал-демократами из ПАСОК. Власти борются с движением мелких и средних крестьян уговорами и судебными репрессиями.

В «новом издании правительства» ПАСОК зарекомендовала себя не только как партия бюджетной экономии, но и как партия порядка. «Социалисты» призывают общество сплотиться в интересах родины и не поддерживать силы, пытающиеся помешать «рационализации расходов», которая призвана помочь вытянуть экономику из кризиса (а ведь в кризис еще в 2008 году многие отказывались верить). Твердость нового правительства проявляется в жесткости полиции. Стражи порядка стали сильнее преследовать иммигрантов, более жестко ведут себя с рабочими активистами. В первые месяцы нового кабинета полицейские в центре Афин, где расположено несколько университетов, рьяно задерживали «анархистов» — подозрительных молодых людей.

Власти рассчитывают повысить пенсионный возраст до 67 лет, якобы оживив социальные страховые фонды. Между тем за последние четыре месяца 2009 года ИКА, страховой фонд занятых в частном секторе, имел на 509,7 миллионов евро меньше поступлений от работодателей. Совершенно неясно, как повышение пенсионного возраста, а также намеченная отмена «14-й зарплаты» или праздничного пасхального подарка, могут пополнить фонды социального страхования, когда работодатели заинтересованы снижать отчисления. То же касается и сокращение зарплаты в бюджетной сфере и устранения многих «излишних» рабочих мест. На 1 миллиардов евро снижает государство в 2010 году свои инвестиционные затраты.

Уже введен немалый налог на старые автомобили (которых в стране полно), вынудивший множество автовладельцев сдавать номера. Повышение налогов на бензин также бьет по небогатым слоям. Таксисты Афин уже провели 2 марта забастовку протеста. Ожидается введение немалого налога на отопительный бензин и рост платы за электричество. Новые косвенные налоги на потребительские товары также призваны, по мнению правительства, поправить дела казны. НДС поднимается на 2 %. При этом косвенные налоги на спиртное и сигареты должны повыситься до 20 %. Обложение продуктов питания подскочит с 9 % до 11 %, а иных потребительских товаров (обуви, одежды, предметов обихода) с 19 до 21 %. В итоге розничные цены в Греции подскочат еще больше.

В целом, меры властей сводятся к повышению нагрузки на широкие слои населения при сокращении кризисного давления на частный сектор. Известно, что огромные компании судовладельцев практически не облагаются налогами. Политику государственной экономии вообще не предполагается распространять на крупный бизнес – деньги планируется ему только давать. Налоги на предметы роскошь властями еще только «рассматриваются», а на потребительские товары уже будут увеличены. В результате Греция, и без того считающаяся одной из самых дорогих стран в ЕС, окажется еще более дорогой. Если за 2009 год розничные продажи в Греции сократились приблизительно на 13–15 %, то в 2010 году после «оздоровительных мер» они способны обвалиться еще больше. Сыграет свою роль новый туристический сезон. Он, вероятно, окажется хуже предыдущего, что еще более подорвет положение сферы услуг.

Десятки миллиардов евро были выделены за 2008–2009 годы греческими властями для поддержания банков. 4 миллиардов евро было недавно предоставлено предпринимателям для инвестиций и создания временных рабочих мест. Правительство рассчитывает сокращать социальные расходы и привлекать средства за счет государственных облигаций. Предложения коммунистов снизить военные расходы, вернуть домой войска (действующие вместе с силами США в Азии) не воспринимаются властями иначе как неконструктивные. Правительство ПАСОК не планирует решать проблему безработицы или предоставлять легальный статус массам иммигрантов. «Социалисты» постараются в 2010 году сократить расходы по социальным статьям и поднять доходность бюджета за счет трудящихся. При этом не исключено, что дело «спасение родины» потребует предоставления огромных субсидий крупнейшим компаниям.

Сторонники проводимого в Греции политического курса отмечают, что бесконечные забастовки и демонстрации осложняют «благотворную работу властей». Но каковы могут быть ее результаты? Обрушение реальных доходов населения и рост налоговой нагрузки на трудящихся способны лишь ослабить экономику страны. И по мере того как власти будут решать одну за другой стоящие перед ними задачи, эти задачи в силу сужения национального рынка и сокращения объема мировой торговли (составившего за 2009 год 12 %) вновь останутся нерешенными. Правительству Греции не удастся надолго выправить положение государственных финансов. В подобном положении окажутся не только «больные Европы» Испания, Португалия, Испания и Греция, но и их учителя Германия и Франция. Последним предстоит еще опробовать на себе собственные рекомендации и оценить их ценность для дела углубления кризиса.

ПАСОК получил на последних парламентских выборах большинство голосов. Теперь правительство собирает на улицах рекордное количество противников своей политики. Всеобщие забастовки прокатываются по стране одна за другой. Растет активность иммигрантов. Обостряются противоречия внутри профсоюзного движения между набирающей силы ПАМЕ и соглашательским руководством Конфедерации профсоюзов частного (ГСЕЕ) и государственного (АДЕДИ) секторов. Требования радикального крыла рабочего движения (ПАМЕ) таковы: постоянная занятость, семичасовой рабочий день при пятидневной неделе и основная зарплата не ниже 1400 евро в месяц. Пенсионный возраст должен составлять для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет. Трудящиеся вредных профессий должны выходить на пенсию на 5 лет раньше остальных. Безработные и их семьи должны быть защищены гарантированным ежемесячным пособием в 1120 евро. Все работники должны иметь полную медицинскую страховку.

На март намечены новые массовые выступления рабочих под лозунгами ПАМЕ «За кризис пусть заплатит плутократия!», «Налог на прибыль — 45 %!» и «Упразднить все льготы и меры налогового освобождения предпринимателей». ПАСОК, а с ней НД и расистская партия ЛАОС, выступают с иным — циничным призывом спасти родину от банкротства. Оборотная сторона «патриотической» политики властей это сохранение прибыли для капитала за счет сокращения доходов работников, лишения их трудовых прав и социальной защиты. Поэтому Грецию ждет еще немало классовых битв.

Экономия правительства не сможет спасти греческой экономики. Финансы государства расстроятся все равно. Кризисные явления продолжат нарастать, а общественные противоречия — обретать остроту. По итогам года кризис еще сильнее скажется на экономике Греции, но стран, смотрящих на ее проблемы свысока, в мире станет намного меньше.


СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

О роли США в кризисе

Валерий Паульман

Учитывая особую роль США в возникновении и развитии современного кризиса, представляется необходимым более подробно рассмотреть процессы, происходящие в самом сердце глобального капитализма.

На долю Соединенных Штатов, где проживает 5 % населения планеты, приходится 40 % потребляемых ресурсов, – и это, собственно, говорит об их месте в мировой экономике всё. Пальма первенства принадлежит США не только в потреблении (его удельный вес в ВВП страны до кризиса был равен 70 %), но и в производстве товаров, мировой торговле. Доллар до сих пор – главная мировая валюта. Основная масса ТНК и международных банков находится в этой стране. Штаты занимают ведущее место по военному потенциалу, а также продаже оружия третьим странам и т.д. и т.п.

США задают тон в развитии глобального капитализма, диктуя свои условия другим государствам в различных международных структурах (МВФ, МБРР, ВТО, ОЭСР, G-8, G-20).

США лидировали в политике неолиберализма, дали ей название «рейгаэкономика». Именно американцы показали пример в сокращении реальных доходов трудящихся в навязывании им различных форм потребительского кредита, создавая тем самым иллюзию процветания и благополучия. Однако за фасадом общества изобилия подчас скрываются не только неслыханная роскошь, но и ужасающая нищета. Разве не парадокс, что в самой богатой стране мира в 2008 году 28 миллионов граждан пользовались продовольственными талонами? Или то, что десятки миллионов граждан не имеют доступа к медицинским услугам? Или то, что миллионы взрослых американцев функционально неграмотны? Или то, что миллионы нелегальных иммигрантов по существу являются рабами? Или то, что США опережает все страны по числу преступлений? Пожалуй, ни в одной стране мира не существует такой пропасти между богатыми и бедными. По данным журнала Forbes, 45 % в списке богатейших людей планеты – граждане США, которые владеют более чем 40 % состояния клуба миллиардеров, оцененного в 2,4 триллиона долларов. И в этом нет ничего удивительного: 96 % доходов в США попадает в руки 10 % богатейшей части общества.

Всё это – неизбежные спутники капиталистического способа производства, а США являются его эталоном.

Что же касается кредитного бума 1980–2000-х, то к 2007 году общая задолженность пользующихся кредитом возросла до 48 триллионов долларов против 11 триллионов в 1987 году, то есть за 20 лет увеличилась более чем в 4 раза! Американцы практически разучились делать сбережения, настолько они верили в незыблемость своей экономики, полагаясь на дешевые кредиты (в мае 2008 года норма сбережений в бюджетах домохозйств составляла мизерную цифру – 0,3 %, увеличившись в ходе кризиса до 5 % в 2009 году).

Даже по мировым меркам «пузырь» ипотечного и других видов потребительского кредита в США к началу катастрофического обвала раздулся до гигантских размеров. И когда разразился ипотечный кризис, который вызревал на протяжении последних двух десятилетий, это повлекло за собой трагедии миллионов американских семей. Только в 2008 году за невыплату ипотечных взносов в стране было изъято более 1 миллиона домов. А в третьем квартале 2009 года 937 840 владельцев ипотечных домов получили уведомления от кредиторов о грядущем изъятии домов в счет погашения долга. Причем показатели июля-августа на 5 % превысили уровень второго квартала и на 23 % – цифры третьего квартала 2008 года. Всего потеря дома грозит 10 миллионов семей. И вообще недвижимость была и остается ахиллесовой пятой американской экономики.

Торговые сети и небольшие магазины из-за сокращения платежеспособного спроса начали массовую распродажу нереализованных товаров по сниженным ценам. Тем не менее, к середине 2009 года объем продаж в крупнейших магазинах и супермаркетах снизился на 28 %!

Миллионы работников с началом кризиса пополнили армию безработных, удельный вес которых в трудоспособном населении уже достиг 10 %, то есть возрос в 2 раза против 2007 года, когда он составлял 5 %. Есть все основания считать, что 10-процентный рубеж будет превышен. С декабря 2007 года по июль 2009 года, по данным Министерства труда США, без работы осталось около 7 миллионов американцев. Барак Обама, выступая в штате Мичиган, где уровень безработицы достиг 14 %, предупредил американцев: «Это тяжелая правда, но часть рабочих мест, которые были потеряны в автомобильной промышленности и других отраслях, уже не вернутся. Они стали жертвами экономики». Хорошо, когда президент страны говорит народу правду, только он напрасно валит вину на экономику – виновата общественная система, такую изуверскую экономику породившая.

В обстановке глубокого кризиса американцы не могут не нервничать. Сегодня бюджет жителей США складывается следующим образом: 31 % уходит на оплату жилья, 19 % расходуется на транспорт, 13 % – на питание, 10 % – на оплату страховок и отчисления в пенсионный фонд, по 5 % – на оплату коммунальных услуг и развлечения. У многих американцев не получается копить. 26 % жителей США не в состоянии отложить ни цента на будущее, 19 % могут отложить на будущее менее 5 % от зарплаты. 25 % хранят «в чулке» 5–10 % своих доходов, 13 % – 10–15 % доходов. Лишь каждый десятый американец откладывает на «черный день» более 15 % своих доходов. Как утверждает главный экономист по американским рынкам Джошуа Шапиро, значительная часть населения США в результате кризиса практически осталась без денег. Только за 2008 год американцы обеднели на 11 триллионов долларов, потеряв 18 % своего состояния. Об этом сообщило Министерство финансов США. Совокупные потери американских семей оказались самыми большими со времен Второй мировой войны. А американские экономисты прогнозируют дальнейшее падение доходов населения. К августу 2009 года американцы сократили свои расходы на 40 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

В долгах, как в шелках, не только значительная часть рядовых американских домохозяйств, но и само государство. К началу нынешнего кризиса государственный долг США достиг почти 10 триллионов долларов, а консолидированный долг всех субъектов страны составил 40 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что в 2007 году мировой ВВП был равен 61 триллиону долларов. Дефицит счета текущих операций платежного баланса в 2007 году составлял 7 % ВВП страны. Свой весомый вклад в образование дефицита государственного бюджета вносят и войны, ведущиеся в Ираке и в Афганистане. Чтобы как-то сводить концы с концами, правительство США вынуждено ежегодно привлекать 400–500 миллиардов долларов заемных средств через продажу долгосрочных облигаций ФРС.

С приходом к власти Барака Обамы, несмотря на его обещания содействовать половинному сокращению дефицита государственного бюджета, проект нового бюджета на 2010 год, который начался с 1 октября 2009 года, предусматривал дефицит в 1,17 триллионов долларов (против 1,42 триллиона в 2009 финансовом году); примечательно, что Пентагону планировалось выделить 533,7 миллиардов долларов с ростом на 4 %. И это несмотря на громогласное заявление Обамы о необходимости укреплять финансовую дисциплину в ВПК. Президент США сказал: «Вы все слышали эти истории про контракты без тендеров, которые стоят миллиарды налогоплательщикам и обогащают подрядчиков. Все эти экзотические проекты, которые выбиваются на годы из графиков и не вписываются в бюджеты на миллиарды. Все эти лоббисты, проталкивающие оружие, которое не нужно армии. Эти траты недопустимы – это оскорбление нашим гражданам и армии». Правильные слова, с одной стороны – и 4-процентный прирост затрат на военные расходы, с другой стороны. Такое несоответствие слов и дел можно назвать только демагогией.

Барак Обама, вступив в должность президента, выдвинул свой антикризисный план на сумму 787 миллиардов долларов, одобренный позднее Конгрессом США (в дополнение к деньгам, выделенным предыдущей администрацией). План предусматривал выделение 212 миллиардов долларов на налоговые субсидии для бизнеса и физических лиц, 267 миллиардов долларов – в виде прямых бюджетных вливаний и 308 миллиардов долларов – в виде бюджетных ассигнований, предназначенных на модернизацию инфраструктуры и научные разработки.

Помимо президентского плана спасения экономики страны, Министерство финансов США предложило свою программу, согласно которой предполагается выделить еще 2 триллиона долларов.

Как эксперты оценили эти планы?

Профессор экономики Принстонского университета, нобелевский лауреат 2008 года в области экономики Пол Кругман изложил свою позицию в New York Times. Он, в частности, заметил, что не стоит считать биржевых инвесторов финансовыми гениями; они действуют вслепую, как и большинство рядовых участников экономического процесса. П. Кругман считает, что истинную цену планов правительства США отражает реакция на него кредитных рынков, а точнее, отсутствие этой реакции. План Тимоти Гайтнера (министра финансов) ничем не отличается от плана администрации Буша-младшего, полагает профессор. Та же покупка «токсичных» активов в надежде, что это разморозит рынки. В заключение статьи он пишет: «Невоздержанность прошедших лет дает себя знать, и вряд ли проблему можно решить, просто настроившись на позитивный лад и подкрутив пару винтиков в огромном финансовом механизме». Кстати, нет ничего удивительного в том, что Т. Гайтнер проводит по существу политику, мало чем отличающуюся от неолиберализма. Ведь он вместе с Аланом Гринспеном создавал систему деривативов – производных ценных бумаг от других ценных бумаг.

Специальная комиссия, созданная Конгрессом для надзора за выполнением антикризисных планов правительства, возглавляемая профессором Гарвардской школы права Элизабет Уоррен, отметила, что власти уже выделили или зарезервировали для борьбы с последствиями кризиса более 4 триллионов долларов, но добились пока в лучшем случае лишь «смешанных» результатов. Комиссия высказала мнение, что упорядоченное банкротство финансовых институтов «под надзором соответствующих органов регулирования» – это «более понятная стратегия выхода» из нынешней ситуации, чем «дрейф к постепенному установлению правительственного контроля». Таким образом, и комиссия Конгресса присоединилась к мнению воротил Уолл-Стрита. С мнением комиссии согласился и Джордж Сорос, который полагает, что спасение банков-гигантов за счет многомиллиардных бюджетных вливаний неэффективно и истощает экономику США, и сравнивает поддерживаемые государством финансовые учреждения с зомби. «Мы имеем зомби-банки, позволяя им поглощать жизненную энергию других банков, всей экономики», –заявил Д. Сорос в эфире CNN-money. Кстати, в 2009 году обанкротились уже 101 финансово-кредитная организация, что в четыре раза больше, чем в предыдущем году. А всего в списке проблемных банков числится свыше 400 банков с общим активом в 300 миллиардов долларов.

Миллиардер Уоррен Баффет в марте 2009 года высказал мнение, что «с американской экономикой все будет в порядке через пять лет, хотя мне хотелось бы, чтобы это произошло раньше». Нынешнее состояние страны У. Баффет охарактеризовал как «экономический Перл-Харбор». Кризис, по его мнению, посеял в американцах страх, лишив доверия к государству и бизнесу, о чем свидетельствуют изменившиеся привычки жителей США, которые начали экономить абсолютно на всем.

Если согласиться с прогнозом У. Баффета, что американская экономика восстановится через пять лет, то есть к 2014 году, то, согласно статистике кризисов, показывающей устойчивый средний десятилетний цикл, то американцам предстоит прожить только три-четыре спокойных года, чтобы затем вновь испытать очередной «Перл-Харбор». Замечательная перспектива!

У. Баффет считает, что растущий долг можно рефинансировать только тремя способами: заняв средства за рубежом, заняв их у собственного населения или включив печатный станок и запустив круговорот необеспеченных денег. Он скептически оценивает возможности займа у населения. Что же касается заимствования денег за рубежом, то он его считает вполне возможным, однако замечает при этом, что страны и целые компании предпочитают приобретать американские акции и недвижимость, чем скупать долларовые бонды. Таким образом, Баффет не видит другой реальной возможности, как покрыть дефицит государственного бюджета за счет печатания «зеленых», причем печатным станкам придется работать сверхурочно.

К чему может привести такая практика? Внутри страны – только к инфляции. Тиражирование долларов может выйти из под контроля, как это случилось с ипотечным кредитованием. Именно эта возможность отпугнула сенатора Джада Грегга от поста министра торговли в администрации Барака Обамы. Он усомнился в экономической политике нового президента и в будущем доллара. По мнению Д. Грегга, масштабные траты на спасение экономики могут привести к хроническому дефициту, а это, в свою очередь – к падению стоимости гособлигаций на внутреннем и внешнем рынках. Естественным результатом станет ослабление доллара и даже банкротство.

Представляются весьма интересными мысли, высказанные Нуриэлем Рубини и Яном Баммером о деятельности ФРС в условиях настоящего кризиса. Они пишут, что ФРС должна извлечь уроки из роковых ошибок, допущенных ею после кризиса 2001 года. Ошибки заключались в том, что ФРС повышала ставку слишком медленно, порциями по 0,25 % с лета 2004 года до лета 2006-го, когда ставка достигла пика на уровне 5,25 %. Именно в этот период слишком медленной нормализации и стали созревать «пузыри» в жилищном, ипотечном и кредитном секторах. Рубини и Баммер призывают ФРС на этот раз отказаться от экстраординарного смягчения денежно-кредитной политики. В то же время они предупреждают: «…если устранить бюджетные и монетарные стимулы слишком рано, есть риск спровоцировать дефляцию. Если же сделать это слишком поздно, то мы можем рано или поздно столкнуться с бюджетным кризисом и рецессией, которую будут сопровождать инфляция…» Многие аналитики считают, что на международном рынке массы долларов уже слишком много из-за того, что их напечатано сверх всякой меры, чтобы справиться с кризисом внутри Соединенных Штатов (боязнь увеличивать пресс налогов на корпорации и население) и в силу этого долларовые инструменты в мире стали слишком низкими. Курс доллара по отношению к евро постоянно снижается, и пока тенденция его обесценения не преодолена. Эксперты предсказывают доллару 20-процентное падение в долгосрочной перспективе.

А пока США в международном плане вполне устраивает статус-кво, поскольку означает продолжение поддержания их мощи, в частности, за счет остального мира. И американские руководители будут делать все возможное и невозможное, чтобы сохранить свою лидирующую роль в мире. Обама, прибыв в Лондон на встречу глав-государств G-20, прямо заявил: «Я прибыл сюда не только слушать и изучать (проблемы), но и обеспечивать американское лидерство». Ту же мысль он повторил на встрече в Питтсбурге в сентябре 2009 года. И это не пустые слова, а четко сформулированная политическая цель. Другое дело, насколько эта цель достижима в предстоящие десятилетия XXI века.

Источник: ИГСО

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10