СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Регистрация юридического лица для ведения франчайзинга

В российском гражданском праве договор франчайзинга регламентирован главой 54 ГК РФ и называется договором коммерческой концессии. По такому договору одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Это могут быть, к примеру, товарный знак, знак обслуживания, а также коммерческое обозначение или секрет производства (ноу-хау), согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ.

Само название «франчайзинг» происходит от французского слова «franchir», в дословном переводе означающего «освобождать от рабства». По другой версии – от английского «franchising», что означает «право, привилегия». Термины «франчайзинг» и «франшиза» обычно признают равнозначными, а различия в написании объясняют заимствованием термина не только из французского, но и из английского языка. Однако сегодня это слово имеет несколько разных значений в зависимости от сферы применения. В рассматриваемом вопросе под франшизой обычно понимают полную бизнес-систему, которую франчайзер продает франчайзи.

Договор франчайзинга как возмездное предоставление права использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера имеет ряд особенностей и ограничений. Этот вид отношений отличается от других договоров – например, от дистрибьюторского. Дистрибьютор в отличие от франчайзи не производит товары или услуги, а лишь перепродает их. Кроме того, франшизу отличает более высокая степень интеграции участников договора – франчайзер контролирует предпринимательскую деятельность франчайзи и активно участвует в развитии бизнеса и увеличении его эффективности. На практике это нередко выражается даже в том, что франчайзер имеет некоторую долю в уставном капитале организации, работающей по франшизе.

Договор франшизы – предпринимательский, из п. 3 ст. 1027 ГК РФ следует, что его сторонами могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому все некоммерческие организации и граждане, не наделенные предпринимательским статусом, не могут вести бизнес по франшизе т.е. для ведения такого бизнеса нужно оформить юридическое лицо или ИП. Кроме того, наверняка не получится стать франчайзи унитарным предприятиям, поскольку оно не является собственником имеющегося у него имущества, в том числе и полученных доходов – а значит, не вправе ими распоряжаться по своему усмотрению.

Регистрация юридических лиц для ведения франчайзинга ни чем не отличается от обычной. Обладателем имущественных прав может быть любое коммерческое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. А вот филиалы и представительства и иные обособленные подразделения не могут быть обладателями таких прав, поскольку согласно ст. 55 ГК РФ они не являются юридическими лицами.

В ООО полученная прибыль распределяется между учредителями, в акционерных обществах – между акционерами. Независимо от того, получит ли франчайзер долю в капитале таких обществ, он всё равно будет получать свое вознаграждение за использование принадлежащих ему имущественных прав по договору франчайзинга, а между участниками будет распределяться оставшаяся после этой уплаты сумма. Однако получение дивидендов будет более выгодным для франчайзи с точки зрения уплаты налогов, поскольку с периодических платежей за франшизу взимается НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, как с платы за оказанную услугу.

В случае банкротства ответственность компании установлена в пределах её уставного капитала – для ООО это может быть всего 10 000 рублей. Индивидуальные предприниматели в отличие от юридических лиц несут ответственность по всем сделкам всем принадлежащим им имуществом, что существенно увеличивает риски, но в то же время вызывает большее доверие у франчайзера.


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Автоматизация учета основных средств в соответствии с МСФО

Автор: С.А. Малькевич, С.В. Манько

Для автоматизации учета не всегда используются уже существующие на рынке готовые решения. Западные системы, предполагающие ведение параллельного учета по МСФО, и отечественные решения, основанные на методе конвертации данных по РСБУ, не в полной мере соответствуют требованиям к системе учета в конкретной компании и поэтому нуждаются в значительной доработке.

Часто компании принимают решение о разработке собственной системы учета по МСФО, что обусловлено значительными трудозатратами на доработку готовых решений. Такая система учета, как правило, разрабатывается на основе программного продукта, в котором в компании ведется учет по РСБУ.

В данной статье будет описан реальный проект по внедрению системы учета основных средств в соответствии с МСФО (далее – Подсистема) на основе типовой конфигурации «1С» «Бухгалтерия предприятия». Описываемый проект внедрения был успешно выполнен в 2009 г., где в роли заказчика выступала одна из энергетических компаний г. Москвы.


Как все начиналось

На установочном совещании определилась команда проекта, состоящая из руководителя проекта, двух кураторов по предметной области и двух непосредственных исполнителей: консультанта по МСФО и программиста «1С».

Были объявлены общие требования к Подсистеме, представленные заказчиком:

1. Необходимость использования отдельного плана счетов МСФО.

2. В Подсистеме в автоматическом режиме должны формироваться данные по МСФО на основании данных по РСБУ. При этом участие пользователя в процессе формирования должно быть минимальным.

3. Для трансляции данных должен применяться универсальный механизм мэппинга[1] планов счетов по РСБУ и МСФО с возможностью гибкой настройки пользователями.

4. Функционал трансляции должен предусматривать два режима формирования данных по МСФО: за период (пакетный режим) либо одновременно с формированием данных по РСБУ (онлайн-режим).

5. Подсистема должна иметь функционал независимого ведения учета по МСФО и необходимый набор отчетных форм.

6. Начальные остатки по плану счетов МСФО должны быть сформированы в автоматизированном режиме.

С целью стандартизации разрабатываемого решения командой проекта были сформулированы дополнительные требования к Подсистеме:

1. При разработке не должны вноситься изменения в типовую конфигурацию или же изменения должны быть минимальными. Все изменения должны храниться в отдельном блоке, который легко можно добавить в наиболее распространенные конфигурации на платформе «1С».

2. Механизм настройки мэппинга планов счетов должен быть универсальным и настраиваться силами пользователей без участия разработчиков.

3. В целях ведения независимого учета по МСФО для отдельных хозяйственных операций предусматриваются отдельные виды документов. При отсутствии таковых должен автоматически создаться универсальный документ, подобный «Ручной операции», но на плане счетов МСФО. Заполняться этот документ должен по правилам мэппинга и полностью автоматически.

4. Необходимо определение видов документов, проводки по которым переносятся (или не переносятся) на план счетов МСФО. Должна существовать возможность отказа от трансляции данных на план счетов МСФО для конкретных документов вида, предусматривающего перенос данных на план счетов МСФО.

5. У документов МСФО должна быть собственная нумерация, хранение документов МСФО осуществляется в отдельном журнале.

Руководителем проекта были обозначены сжатые сроки проекта (четыре месяца). Далее началась работа по написанию технического задания (ТЗ) и подготовке к реализации функционала.

Перед началом разработки от Заказчика были получены документы, послужившие методологической основой разработки, в том числе:

– Учетная политика по МСФО в части основных средств.

– План счетов МСФО (выдержка приведена в приложении 1).

– Мэппинг планов счетов РСБУ и МСФО (выдержка приведена в приложении 2).


От концепции до результата

В процессе написания технического задания возникла дискуссия по поводу механизма формирования проводок на плане счетов МСФО. Рабочей группой были рассмотрены два варианта (схемы приведены ниже):

– Вариант 1 (с промежуточным созданием документа МСФО на основании документа РСБУ).

– Вариант 2 (без создания документа МСФО на основании документовРСБУ).

Вариант 1

Вариант 2

Пояснения к схемам:
– Документ МСФО «Вид 1» – документ МСФО, сформированный на основании документа РСБУ.
– Документ МСФО «Вид 2» – самостоятельный документ МСФО.

Первый вариант является более унифицированным, позволяет выделить в отдельный модуль документы и отчеты по МСФО. Формы документов МСФО предусматривают заполнение дополнительных реквизитов, отсутствующих в РСБУ, для корректного переноса значений субконто на план счетов МСФО. Например, реквизит «назначение ОС». Если выбрано значение «владение с целью получения дохода от роста стоимости», то в плане счетов МСФО данный объект будет учтен на субсчетах к счету «Инвестиционная недвижимость»; если выбрано значение «использование в основной деятельности» – на субсчетах к счету «Основные средства» и т. д.

Второй вариант не требует дублирования документов, но может потребовать внесения дополнительных реквизитов в документы РСБУ с целью корректного отражения данных на плане счетов МСФО. Данный подход обладает следующими достоинствами: относительная легкость разработки, простота использования нового функционала пользователями (используют привычные документы), прозрачность документа – регистратора проводок по МСФО. Однако данный вариант требовал значительных изменений типовой конфигурации для ведения независимого учета по МСФО и отражения в учете ситуаций, когда сумма проводки по МСФО рассчитывается по алгоритму, отличному от используемого в РСБУ. Такой вариант жестко привязал бы подсистему к конфигурации Заказчика, что не соответствовало предъявляемым требованиям.

Поэтому для реализации был выбран первый вариант создания отдельной подсистемы, включающей в себя:

– универсальный документ МСФО, который автоматически формирует проводки по МСФО по правилам мэппинга (так как документ обладал очень широким функционалом, он получил условное название «мегадокумент»);

– ряд отдельных документов[2], как предназначенных для ведения независимого учета, так и используемых в процессе конвертации данных РСБУ.

Далее в рамках выбранной концепции выполнялось детальное проектирование Подсистемы (большей частью консультантом, с участием кураторов по предметным областям при спорных вопросах), которое завершилось созданием документа «Техническое задание на разработку Подсистемы МСФО».

Документ содержал описание создаваемых объектов Подсистемы (константы, перечисления, справочники, регистры, документы, отчеты), включая состав реквизитов и движений по регистрам учета.

В качестве примера приводится один из фрагментов технического задания:

Пример

Документ «Поступление ОС (МСФО)»

Назначение документа. Документ предназначен для отражения на плане счетов МСФО операций по поступлению основных средств независимо от российского бухгалтерского учета.

Структура документа

Наименование

реквизита

Тип реквизита

Условие

Шапка документа



Номер документа

Число

Автоматически с префиксом «М»

Дата документа

Дата

По умолчанию – текущее значение

Организация

Ссылка справочник

Организации

По умолчанию – текущее значение

Ответственный

Ссылка справочник

Пользователи

По умолчанию – текущее значение

Тип ОС МСФО

Перечисление

Типы ОС МСФО

Ограничить значениями:

СIP (незавершенное строительство),

Equipment (оборудование)

ОК

Кнопка


Записать

Кнопка


Закрыть

Кнопка



Структура табличной части

Объект строительства


Ссылка

Справочник Объекты

Строительства

Реквизит

используется,

если тип ОС = CIP

Стоимость МСФО

Число


Оборудование

Ссылка

Справочник

Номенклатура

Реквизит

используется,

если тип ОС = Equipment

Количество

Число


Цена за ед.

Число


Сумма МСФО, всего

Число

Реквизит используется,

если тип ОС = Equipment.

= Кол-во* Цена За ед.

Счет учета МСФО

Ссылка План Счетов

МСФО

Реквизит используется,

если тип ОС = Equipment


Модуль проведения

Дебет

Кредит

Сумма

Если тип ОС = CIP

1103.1.6.2.

3226

Значение реквизита

Стоимость МСФО

Если тип ОС = Equipment

Значение реквизита

Счет учета МСФО

из таб. части

3226

Значение реквизита

Сумма МСФО, всего

На основании технического задания программистом были спроектированы алгоритмы работы Подсистемы. В качестве примера представим схему конвертации данных РСБУ.

Схема конвертации данных

В процессе реализации была разработана «подписка на события», описывающая алгоритм конвертации данных, содержащий следующие этапы:

1. Проверка наличия подчиненного документа МСФО (не помеченного на удаление и не являющегося документом сторнирования).

2. Проверка наличия флага «Конвертируется в МСФО» для вида документа.

3. Проверка наличия права «Параллельный учет в МСФО» у текущего пользователя.

4. Проверка наличия флага «Параллельный учет в МСФО» для вида документа.

5. Проверка отсутствия статуса «Не отражать на плане счетов МСФО».

6. Создание документа МСФО.

Шаг «Создание документа МСФО» предусматривает:

1. Определение вида создаваемого документа МСФО (согласно мэппингу видов документов).

2. Создание нового документа МСФО (или открытие существующего) и заполнение на основании документа РСБУ.

3. Формирование движений по МСФО.

4. Запись статуса документа МСФО.

Алгоритм формирования проводок по МСФО:

1. Формирование запроса по проводкам документа РСБУ (по регистру бухгалтерии «Хозрасчетный» и регистру сведений исключаемых проводок по МСФО).

2. По данным проводки РСБУ формируется запрос по регистрам «Соответствие счетов РСБУ и МСФО» и «Основные средства МСФО» (для отбора по группе МСФО). Результатом запроса является таблица значений, содержащая данные для формирования проводки по МСФО: счета дебета, кредита, аналитика счетов, вариант расчета суммы.

3. Функция «ПолучитьСуммуПроводкиМСФО» возвращает сумму проводки согласно выбранному варианту расчета суммы.

4. Заполненная структура проводки МСФО возвращается в процедуру формирования проводок.

Таким образом, проводка по МСФО по документу РСБУ создается при условии, если в процессе переноса данных не возникло ни одной ошибки[3] и если в документе РСБУ содержится хотя бы одна проводка, подлежащая конвертации на план счетов МСФО. В случае возникновения ошибки при конвертации выдается сообщение с содержанием ссылки на документ, номером проводки РСБУ и указанием вида ошибки.

В итоге согласно техническому заданию были реализованы все необходимые объекты и алгоритмы Подсистемы (см. приложение 3).


Сложности преодолимы

В ходе этапа разработки были выявлены и разрешенынекоторые проблемные ситуации, не предусмотренные на этапе проектирования.

Проблема сторнирования. Первоначально при отмене проведения документа РСБУ планировалось создание документа «Сторно МСФО». Впоследствии вариант сторнирования был изменен на простую отмену проводок, чтобы не создавать «лишние» документы в системе и чтобы сохранялось соотношение «один к одному» для документов МСФО и РСБУ. Функционал сторнирования остался, но на его использование наложили следующее ограничение: сторнировать можно только независимые от РСБУ документы МСФО (не имеющие в качестве документа основания документы РСБУ).

Проблема мэппинга. В режиме отладки была выявлена следующая ситуация: для проводки по РСБУ по правилам мэппинга нашлись два правила одинакового приоритета, соответствующие счетам дебета и кредита, которые имели разные варианты расчета суммы проводки. Проблема был решена добавлением дополнительных приоритетов в таблицу мэппинга. Приоритеты рассчитывались в зависимости от признака активности счета (активный/пассивный) и положения счета в проводке. Если счет активный и располагается в кредите проводки или счет пассивный и располагается в дебете, то данное правило имеет больший приоритет, чем другие найденные правила соответствия. Описанный конфликт приоритетов в мэппинге возник у счета РСБУ 08.03(Кт) (сумма проводки для которого рассчитывается пропорционально конечному сальдо на счете учета РСБУ 08.03 и конечному сальдо соответствующего счета МСФО 1103.1.6.2) и счета РСБУ 01.01(Дт) (сумма проводки МСФО для которого равна сумме проводки по по РСБУ).

Проблема незаполненных групп для основных средств МСФО. Обработка формирования документов МСФО за период использует общую процедуру «сформировать документ МСФО», которая конвертирует данные только при условии, что для основного средства указана группа основных средств МСФО[4]. Но на момент запуска обработки неизвестно, для всех ли основных средств, по которым необходимо сформировать проводки, указаны группы ОС МСФО. Поэтому обработка была усовершенствована таким образом, чтобы первым этапом выполнялась проверка заполнения групп основных средств. Если существуют основные средства с незаполненными группами, то в обработке открывается закладка для заполнения и продолжение работы возможно только после указания групп МСФО для всех основных средств.

Проблема мэппинга в разрезе документов. Для универсализации подхода было решено добавить возможность настройки мэппинга в разрезе документов. В этом случае используется мэппинг не по счетам, а по правилам соответствия видов документов. Определяется вид создаваемого документа, потом по правилам соответствия реквизитов создаваемый документ заполняется. Проводки такого документа формируются не общей процедурой «Создание документа МСФО», а собственным модулем проведения. Для хранения соответствий по видам документа и по реквизитам документа были добавлены соответствующие регистры сведений.


Три, два, один – пуск!

Для передачи разработанной Подсистемы основных средств в соответствии с МСФО Заказчику консультантом была разработана программа и методика испытаний, включающая контрольный пример.

Тестирование проводилось по сквозному примеру, которым проверялась корректность работы Подсистемы для следующих операций:

1. Ввод начальных остатков по объектам основных средств для целей МСФО.

2. Приобретение оборудования, требующего (и не требующего) монтажа.

3. Корректировка стоимости объекта оборудования в МСФО.

4. Приобретение объекта строительства.

5. Передача оборудования в монтаж.

6. Частичное списание стоимости объекта строительства.

7. Перенос затрат с Кт 08.03 в Дт 20.03.

8. Ввод в эксплуатацию объекта строительства.

9. Ввод в эксплуатацию объекта ОС, не требующего монтажа.

10. Поступление объекта основных средств по договору лизинга.

11. Начисление амортизации МСФО.

12. Отражение обесценения основных средств для целей МСФО.

13. Выбытие объекта, полученного по договору лизинга, в учете МСФО.

14. Реализация объектов оборудования и основных средств.

Результаты формирования сквозного примера проверялись с помощью отчетов:

1. Отчет по документам, не отраженным в учете МСФО.

2. Отчет по статусам конвертации для всех видов документов.

3. Отчет-расшифровка по основным средствам.

4. Типовые отчеты (Оборотно-сальдовая ведомость МСФО, Анализ счета МСФО и пр.).

Контрольные испытания и защита проекта прошли успешно, без замечаний и в заданные сроки. Разработанная Подсистема полностью соответствовала предъявляемым требованиям, а также обладала необходимой универсальностью для тиражирования решения.

В состав проектной документации помимо Функционально-технических требований к Подсистеме, Технического задания, Программы и методики испытаний также вошел документ «Руководство пользователя по системе учета основных средств в соответствии с МСФО», содержащий порядок действий пользователя по ведению учета в Подсистеме:

– Настройка Подсистемы.

– Ввод начальных остатков по основным средствам.

– Создание независимых документов МСФО.

– Конвертация данных из РСБУ на план счетов МСФО.

– Формирование отчетов по МСФО.


Заключение

Разработанное в ходе проекта решение изначально предназначалось только для ведения учета по участку ОС, но благодаря функциональности «мегадокумента» МСФО и гибкости настроек мэппинга позволяет вести учет и на других участках учета.

После окончания проекта был проведен сравнительный анализ функциональности Подсистемы в сравнении с аналогичными решениями («1С:Управление производственным предприятием», «1С-Рарус:Управление корпоративными финансами», «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», «Итан:МСФО», «Хомнет:МСФО», «БИТ:МСФО 8»). В результате сравнения сделаны следующие выводы:

– Проектное решение обладает большей функциональностью, чем типовые решения, вследствие реализации типовых документов для хозяйственных операций и ориентации на конкретные требования. Однако типовые решения обладают большей универсальностью.

– При ведении учета на других участках (не на участке ОС) потребуется дополнительное конфигурирование Подсистемы (создание новых видов документов). Типовые решения либо не предлагают свои виды документов, либо содержат ограниченное количество видов документов и также потребуют доработки.

В конечном счете при выборе решения для системы учета следует отталкиваться от требований к системе учета, и если типовое решение удовлетворяет им, то не стоит заниматься самостоятельной разработкой. При высоких требованиях к системе (высокая степень автоматизации, особенности учета в компании и пр.) имеет смысл использовать решения, подобные разработанному в ходе проекта. Такие решения совмещают в себе и универсальность в настройках, и требуемую функциональность.


Приложение 1

План счетов по МСФО (фрагмент)

Код

Наименование

Акт.

Кол.

Субконто 1

0000

Вспомогательный счет

АП



1103

Основные средства

А



1103.1

Первоначальная стоимость основных средств

А



1103.1.1

Первоначальная стоимость зданий и сооружений

А


Основные средства

1103.1.2

Первоначальная стоимость тепловых сетей

А


Основные средства





1103.2

Накопленная амортизация основных средств

П


Основные средства

1103.2.1


Накопленная амортизация зданий и сооружений

П


Основные средства

1103.2.2


Накопленная амортизация тепловых сетей

П


Основные средства





1103.3

Обесценение основных средств

П



1103.3.1

Обесценение зданий и сооружений

П


Основные средства

1103.3.2

Обесценение тепловых сете

П


Основные средства





1103.9

Выбытие основных средств

А



1103.9.1

Выбытие зданий и сооружени

А


Основные средства

1103.9.2

Выбытие тепловых сетей

А


Основные средства





1111

Прочие внеоборотные активы

А



1201

Запасы

А



1245

Прочая дебиторская задолженность краткосрочная

А


Контрагенты

1280

Прочие оборотные активы

А



0030

Операционные расходы

АП



0030.10

Расходы по амортизации ОС

А



0030.10.1

Расходы по амортизации ОС – основное производство

А



0030.10.2

Расходы по амортизации ОС –

вспомогательное производство

А



0030.36

Начисление (восстановление) убытка от обесценения основных средств

А



0030.38

Доходы от выбытия ОС

П




Приложение 2

Правила настройки соответствия планов счетов (мэппинг) РСБУ и МСФО (выдержка)


Дт

Кт

Счет РСБУ

Дополнитель-ные условия мэппинга

Счет МСФО

Субконто1

Правила расчета суммы

Код

Название

Суб1

Кор. Счет

Код

Название

Название

Правила заполнения

Тип

Описание

Оборудование, требующее монтажа

Д

07.01

Оборудование

к установке

отечественное



1103.1.6.1

Оборудо-вание

к установке

Номенкла-тура

Значение

субконто РСБУ

1

Сумма проводки РСБУ

К

07.01

Оборудование

к установке

отечественное



1103.1.6.1

Оборудо-вание

к установке

Номенкла-тура

Значение

субконто РСБУ

2

СКД(1103.1.6.1) по сумме / СКД(1103.1.6.1) по количеству по значению субконто «Номенклатура» х Количество в проводке РСБУ

Д

07.02

Оборудование

к установке

импортное



1103.1.6.1

Оборудо-вание

к установке

Номенкла-тура

Значение

субконто РСБУ

1

Сумма проводки РСБУ

К

07.02

Оборудование

к установке

импортное



1103.1.6.1

Оборудов-ание

к установке

Номенкла-тура

Значение

субконто РСБУ

2

СКД(1103.1.6.1) по сумме /СКД(1103.1.6.1) по количествупо значению субконто «Номенклатура» х Количество в проводке РСБУ

Приложение 3

Основные объекты разработанной Подсистемы МСФО


Наименование объекта

Описание

Константа «Дата запрета редактирования МСФО»

Константа предназначена для контроля периода формирования данных по МСФО

Справочник «Группы ОС МСФО»

Справочник содержит информацию о группах основных средств, используемых для целей ведения учета по МСФО

Справочник «Варианты расчета суммы проводки по МСФО»

Справочник предназначен для хранения информации о способах расчета суммы проводки по МСФО, используемых для конвертации данных на план счетов МСФО

Документ «Ввод начальных остатков МСФО»

Документ предназначен для ручного ввода начальных данных на план счетов МСФО по объектам, классифицируемым для целей МСФО в качестве основных средств. Кроме того, документ формируется автоматически при выполнении обработки «Загрузка начальных остатков (МСФО) по данным: из внешнего файла или по данным РСБУ»

Документ «Установка Соответствий РСБУ МСФО»

Документ предназначен для настройки правил конвертации данных из российского бухгалтерского учета на план счетов МСФО

Документ «Документ МСФО»

Документ предназначен для автоматической конвертации данных РСБУ на план счетов МСФО по правилам мэппинга

Документ «Поступление ОС МСФО»

Документ предназначен для отражения на плане счетов МСФО операций по поступлению основных средств независимо от российского бухгалтерского учета

Документ «Сторно МСФО»

Документ используется для сторнирования документов МСФО, которые не являются подчиненными по отношению к документам РСБУ (т. е. независимые документы МСФО)

Документ «Ввод в эксплуатацию МСФО»

Документ предназначен для принятия основных средств к учету по МСФО. Документ формируется при конвертации документа РСБУ «Принятие к учету ОС» либо может быть создан независимо от российского учета

Документ «Выбытие ОС МСФО»

Документ предназначен для отражения операций по выбытию основных средств. Документ формируется при конвертации документов РСБУ: «Списание ОС», «Передача ОС», «Подготовка к передаче ОС» – либо может быть создан независимо от российского учета по объектам, учитываемым в МСФО, но не учитываемым на балансе в российском учете

Документ «Изменение параметров ОС МСФО»

Документ предназначен для внесения изменений в регистр сведений «Основные средства МСФО». Документом могут

быть внесены изменения следующих параметров: организация (изменение местонахождения объекта), первоначальная стоимость МСФО, группа ОС МСФО, остаточный СПИ МСФО, счет расходов по амортизации

Документ «Закрытие периода МСФО»

При проведении документа выполняются две операции:

1) расчет и отражение на счетах МСФО амортизации основных средств за закрываемый месяц;

2) изменение значения константы «Дата запрета редактирования МСФО» на дату и время документа «Закрытие периода МСФО»

Обработка «Настройка конвертации по видам документов»

Обработка предназначена:

1) для настройки видов документов, проводки по которым могут быть конвертированы на план счетов МСФО;

2) настройки параллельного ведения учета МСФО по видам документов (онлайн-проведение)

Обработка «Формирование документов МСФО»

Обработка предназначена:

1) для пакетной конвертации проводок по документам РСБУ на план счетов МСФО;

2) изменения значения признака конвертации «Не отражать в МСФО» для документов РСБУ

Отчет по конвертации в МСФО

Отчет предназначен для вывода информации о конвертации данных РСБУ на план счетов МСФО в двух режимах:

1. Отчет по документам, не отраженным в учете МСФО.

2. Отчет по статусам конвертации

Отчет «Расшифровка по ОС МСФО»

Отчет предназначен для получения информации об изменении остаточной стоимости объектов основных в результате поступления новых объектов, ввода в эксплуатацию, начисления амортизации, признания убытка от обесценения, выбытия

Регистр сведений «Права доступа МСФО»

Регистр используется для контроля доступа к Системе МСФО в разрезе пользователей

Регистр сведений «Виды документов РСБУ для конвертации»

Регистр используется для хранения данных о транслируемых на план счетов МСФО видов документов РСБУ

Регистр сведений «Соответствие счетов РСБУ_МСФО

Регистр используется для хранения правил соответствия счетов РСБУ и МСФО

Регистр сведений «Соответствие документов РСБУ_МСФО»

Регистр используется для хранения правил соответствия видов документов РСБУ и МСФО (настройка мэппинга)

Регистр сведений«Соответствие реквизитов документов»

Регистр используется для хранения правил соответствия реквизитов документов РСБУ и МСФО (настройка мэппинга)

Регистр сведений «Исключение проводок РСБУ»

Регистр используется для хранения правил соответствия реквизитов документов РСБУ и МСФО (настройка мэппинга)

Перечисление «Статус конвертации»

Содержит значения статусов конвертации:

- 0 – документ не сконвертирован, так как установлен признак «Не отражать в учете МСФО»;

- 1 – документ не сконвертирован, так как при конвертации возникли ошибки;

- 2 – документ не сконвертирован, так как сформировал проводки РСБУ, не подлежащие конвертации по правилам мэппинга;

- 3 – документ сконвертирован без ошибок

Перечисление «Состояние ОС МСФО»

Хранит информацию о возможных состояниях ОС:

- Принят к учету;

- Объект выбыл




[1] Мэппинг (от англ. map – карта) – правила соответствия параметров различных систем, в данном случае правила соответствия планов счетов РСБУ и МСФО.
[2] Ввод начальных остатков (МСФО)», «Поступление ОС (МСФО)», «Ввод в эксплуатацию ОС (МСФО)», «Изменение параметров ОС (МСФО)», «Бухгалтерскаясправка (МСФО)», «Сторно (МСФО)», «Закрытие периода (МСФО)», «Документ МСФО».
[3] Ошибка при переносе данных конкретной проводки возникает в том случае, если для одной части проводки соответствие настроено, а для другой – нет либо невозможно определить правило расчета суммы проводки.
[4] Выбранная группа определяет счет учета первоначальной стоимости ОС, поэтому без указания группы учета для основного средства проводка по принятию объекта к учету не может быть сформирована.


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Электронные таблицы как инструмент подготовки отчетности по МСФО

Автор: Л.В. Шуклов

Постановка учета по международным стандартам начинается с выбора способа подготовки данных.

Российские компании используют три основных метода составления отчетности по МСФО:

- трансформация;

- параллельный учет;

- трансляция проводок российского учета в МСФО.

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Трансформация – это наименее затратный способ, не требующий внедрения каких-либо компьютерных программ. Его могут использовать небольшие компании. Отчетность методом трансформации обычно подготавливается полностью в электронных таблицах.

Однако трансформация обладает большим количеством недостатков, в частности:

- снижение точности данных, так как корректируются только существенные статьи и применяется большое количество допущений;

- большая вероятность ошибок в трансформационных таблицах;

- необходимость контроля и перепроверки данных в российском учете (рис. 1).


Рис. 1. Достоинства и недостатки трансформации отчетности

Отчетность, подготовленная методом трансформации, считается менее достоверной, чем полученная при использовании других методов.

Если компании необходимы регулярное составление отчетности, высокая степень детализации показателей, возможность формировать на ее основе различные управленческие отчеты и принимать решения, то следует применять методы трансляции проводок или вести параллельный учет (рис. 2). При этом полностью подготавливать отчетность в электронных таблицах уже не будет возможным. Так, при параллельном учете в электронных таблицах обычно делаются лишь некоторые участки учета, порядок учета операций по которым не слишком отличается от российского. В то же время сложные и объемные участки, такие как дебиторская задолженность, основные средства, могут выполняться в какой-либо компьютерной программе, откуда уже обработанные данные выгружаются в Excel.


Рис. 2. Достоинства и недостатки параллельного учета

Однако параллельный учет имеет и достоинства: он не зависит от российских учетных регистров, позволяет работать с большими объемами данных, дает возможность видеть все проводки, сформировавшие показатель, а не только итоги. То есть частичный отказ от полной подготовки в электронных таблицах при больших объемах данных более чем обоснован.

При применении методов трансляции проводок и трансформации необходимо ждать закрытия отчетного периода в российском учете.

При ведении параллельного учета процесс составления отчетности по МСФО не зависит от подготовки данных российского учета, отчетность может быть получена на любую дату. Для снижения вероятности технических сбоев и ошибок при внесении информации при параллельном учете вводится частично дублирующий друг друга документооборот, усложняются процедуры внутреннего контроля.

При использовании метода трансляции проводок (рис. 3) за основу берутся хозяйственные операции и проводки российского учета, уже имеющиеся в программе, в которой ведется российский учет на предприятии. Эти данные перегруппировываются по определенному алгоритму, который называется «мэппинг» или «карта соответствий». Этот алгоритм сначала подготавливается в электронных таблицах, а уже затем загружается в компьютерную программу.


Рис. 3. Достоинства и недостатки трансляции проводок

Также при трансляции проводок достоинством является возможность видеть все проводки. То есть при трансформации в электронных таблицах доступен лишь итоговый результат, например величина поступлений основных средств за период, а при трансляции проводок можно видеть все проводки по МСФО, которые сформировали эту цифру.

Формат отчетности, выгружаемой в электронную таблицу, изменяется от года к году из-за появления в учете новых операций и выхода новых стандартов и интерпретаций. Все это приводит к появлению новых требований к раскрытию информации и дополнительных таблиц в примечаниях.

Исключение внутригрупповых операций при консолидации также обычно ведется в электронных таблицах, независимо от выбранного метода подготовки отчетности. Это связано с тем, что в крупных холдингах в разных компаниях используются разные программные продукты и автоматизация всего процесса консолидации занимает долгое время. Исключение некоторых видов внутригрупповых операций, «нереализованные прибыли», выручку и затраты при сложных схемах закрытия счетов часто сложно автоматизировать.

Таким образом, мы видим, что электронные таблицы так или иначе используются при любом методе подготовки отчетности по МСФО и специалист по МСФО должен быть профессионалом в работе с электронными таблицами. Однако полностью отчетность готовится в электронных таблицах только при применении метода трансформации.

Модели подготовки отчетности в электронных таблицах

При составлении отчетности в электронных таблицах обычно используются три основные модели:

– модель «от российской отчетности»;

– модель «из компьютерной программы»;

– модель «отдельные статьи».

Эти способы разные специалисты могут называть по-разному, но смысл у них един.

Модель «от российской отчетности» представляет собой наиболее типичную электронную таблицу для трансформации, при которой за основу берутся показатели российской отчетности: баланса и отчета о прибылях и убытках, которые в дальнейшем в таблице корректируются, в результате чего получаются показатели отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе по МСФО. Пример такой таблицы представлен на рис. 4


Рис. 4. Классическая модель трансформационной таблицы «от отчетности»

Классическая трансформационная таблица такого вида имеет три основных столбца и дополнительные столбцы для корректировок.

Основными столбцами являются «Итого без поправок», «Итого поправок», «Итого с поправками». В каждом из дополнительных столбцов отдельно отображается одна или несколько корректировок.

Структура строк такой электронной таблицы может быть различной. В идеале она должна включать столько строк, сколько показателей раскрывается в отчетности и примечаниях к ней. Это делается для того, чтобы любое примечание к отчетности можно было заполнить простой ссылкой на электронную таблицу, а не выполнять трудоемкие расчеты для его получения. Так, если в примечании по основным средствам требуется раскрывать величину поступлений и выбытий по каждой из функциональных групп основных средств, то для каждого из этих показателей должна быть своя строка в электронной таблице. Иначе для того, чтобы заполнить примечание по основным средствам, придется делать дополнительную работу по анализу регистров учета основных средств на предмет выявления:

– к какой группе относится оборот по поступлению основных средств, если они в таблице не раскрыты по группам, или

– какова была величина поступлений и величина выбытий, если в таблице раскрывается только первоначальная стоимость на конец периода.

Однако если все эти раскрытия предусмотреть в электронной таблице, то ее структура окажется огромной (до нескольких тысяч строк). Ее заполнение превратится для специалиста в очень трудоемкий процесс, тем более что многие из показателей в учете могут вовсе не встречаться. Таким образом, при выборе структуры трансформационной таблицы надо исходить из соотношения «затраты»/«результаты».

Модель «из компьютерной программы» представляет собой таблицу, которая отталкивается уже не от российской отчетности как основы, а от оборотно-сальдовой ведомости, выгруженной из программы. Она может иметь классический вид, как на рис. 4, однако структура строк будет исходить из плана счетов, который используется в компьютерной программе, например, как показано на рис. 5.

Модель трансформационной таблицы для ежемесячной подготовки отчетности
Рис. 5. Модель трансформационной таблицы для ежемесячной подготовки отчетности «из компьютерной программы»

В таком формате корректировки могут либо выполняться как отдельные столбцы в столбце adj, либо приплюсовываться к данным, выгруженным из программы, автоматически по формуле. При этом их расчет может вестись на других листах.

Структура строк будет представлять собой план счетов компьютерной программы.

Такая модель удобна, например, при ежемесячной подготовке отчетности методом трансформации, так как в ней одновременно можно видеть показатели деятельности предприятия за несколько отчетных периодов, а не только за один, как в классической модели. Минусом является то, что корректировки выполняются на отдельных листах и их нельзя видеть наряду с российскими цифрами, выгруженными из программы. Цифры, представленные на этом листе, являются итоговыми данными по МСФО, и не видно, какая их часть выгрузилась из программы, а какая была добавлена впоследствии. Однако такое раскрытие всегда можно предусмотреть на других листах, чтобы можно было видеть все эти цифры по отдельности.

Модель «отдельные статьи» представляет собой трансформационную таблицу для какой-либо одной статьи баланса или отчета о прибылях и убытках. При этом данные по другим статьям могут учитываться в компьютерной программе или в другой таблице. Такая модель может отображать регистр учета основных средств или трансформационную таблицу для дебиторской задолженности. Это удобно, когда разные участки ведут разные специалисты. Потом данные могут агрегироваться другими специалистами в таблицах или программе. Формат такой таблицы представлен на рис. 6.


Рис. 6. Модель трансформационной таблицы для отдельных статей отчетности

На рис. 6 приведен регистр учета основных средств. Принцип заключается в том, что оборотно-сальдовая ведомость по учету основных средств выгружается из российской программы – со счетов 01 и 08. Добавляются поправки, такие как «переоценка до справедливой стоимости по данным отчета оценщиков», «капитализированные в МСФО проценты, которые в РСБУ списаны на затраты» и др. После чего новая стоимость по каждому основному средству амортизируется из тех сроков, которые присвоены для него в МСФО. В итоге получаются показатели «первоначальная стоимость» и «накопленная амортизация» по основным средствам в МСФО.

Разработка формата электронной таблицы для подготовки отчетности

Формат (структура строк) электронной таблицы разрабатывается исходя из следующих принципов:

– сходство со структурой плана счетов компании;

– достаточность для раскрытия всей необходимой информации в примечаниях к финансовой отчетности;

– оптимальное соотношение затрат и результатов и удобство работы.

На практике составление трансформационной таблицы, руководствуясь каким-либо одним из этих принципов, может противоречить другим принципам. Так, «удобная для работы» таблица может сделать очень трудоемким заполнение примечаний или быть непонятной для российских бухгалтеров, поскольку коды счетов и разделы баланса в ней могут не совпадать с принятой в компании российской классификацией.

Сходство со структурой плана счетов компании подразумевает по возможности «единую нумерацию строк», которая соответствует нумерации российского плана счетов. При этом для счетов, существующих только в МСФО, могут вводиться номера, свободные в российском учете: например, счет 17 может использоваться для учета «Обесценения основных средств», которого нет в РСБУ, а счет 61 – для учета «Долгосрочных обязательств по финансовой аренде».

Поэтому при разработке трансформационной таблицы необходимо оценивать существенность каждой из статей, наличие или отсутствие различных видов операций и др. Так, для наиболее существенных статей, требующих детального раскрытия согласно МСФО, следует завести максимум строк, раскрывающих различные показатели операций по этим статьям.

Периодичность подготовки отчетности в электронных таблицах

В электронных таблицах технически можно формировать отчетность с любой периодичностью. Однако трудоемкость подготовки разная. Формат электронной таблицы должен соответствовать периодичности подготовки отчетности (см. раздел «Модели подготовки отчетности», где можно увидеть два разных формата, один из которых более подходит для ежемесячной, а другой – для ежегодной отчетности).

При частой подготовке отчетности целесообразно ряд работ автоматизировать в программном продукте и осуществлять из него выгрузки в электронную таблицу. Такой способ позволит существенно снизить стоимость подготовки отчетности по МСФО при условии высокой регулярности ее составления (хотя бы ежеквартально).

Чем чаще составляется отчетность, тем быстрее пройдет аудит по итогам года, т. е. можно будет проходить промежуточный аудит по МСФО на основе квартальных данных. Можно получать аналитические данные учета МСФО в середине отчетного периода и вообще на любой момент, так как отчетность формируется на основе текущих проводок бухгалтерского учета.

Если же компания планирует составлять отчетность ежегодно, то в этом случае дешевле пользоваться классическим форматом трансформационной модели.

При этом нельзя оперативно принимать управленческие решения на основе такой отчетности – ее подготовка будет занимать много времени (в среднем до 3 месяцев после закрытия периода в российском учете).

Таким образом, каждая компания, поставив цель составления отчетности по МСФО и выбирая формат электронной таблицы, должна исходить из периодичности подготовки отчетности и метода ее подготовки. Первое время многие компании прибегают к составлению международной отчетности без использования каких-либо программных продуктов путем ручной трансформации. Это может продолжаться достаточно долгое время, пока руководству не потребуется отчетность на более оперативной основе, а также финансовый анализ международной отчетности, который можно использовать в управленческих целях (рис. 7).


Рис. 7. Достоинства и недостатки подготовки отчетности на ежегодной и ежеквартальной основе

Однако переход к автоматизации отчетности не означает полного отказа от электронных таблиц. Наоборот, в работе будут использоваться более сложные форматы таблиц, взаимодействующие с программными продуктами и использующие сложные функции Excel (например, функции сводных таблиц, выгружаемых из базы данных).

Дополнительные программы по управлению электронными таблицами

Существует ряд программ по работе с электронными таблицами, которые могут облегчить работу специалисту по МСФО при подготовке финансовой отчетности.

Эти программы экономят время работников компании. Это быстрый и эффективный автоматизированный способ обнаружения ошибок и объединения данных из ряда таблиц. Они удобны при составлении консолидированных отчетов. Остановимся подробнее на трех наиболее популярных из них.

Программа Spreadsheet Professional (подробнее о ней можно узнать на сайте www.auditexcel.com) представляет собой комплекс инструментов для построения и тестирования электронных таблиц. Тестирование табличных форм заключается в проверке однородности формул и типа ячеек, достоверности ссылок или просчете контрольных сумм. Пример использования программы представлен на рис. 8.


Рис. 8. Анализ формирования показателей отчетности при помощи Spreadsheet Professional

Программа позволяет повысить эффективность использования электронных таблиц и сократить количество возможных ошибок. В процессе составления финансовой отчетности производится большое число корректировок, документировать которые вручную достаточно сложно. Spreadsheet Professional дает возможность делать это автоматически.

При помощи другой программы, которая называется Qtier-Rapor (подробнее о ней см. на сайте www.qtier.com), можно отследить все изменения данных отчетности и найти первоначальный источник информации. Это облегчает работу с консультантами и аудиторами. Контролируя права доступа к таблицам, документируя и координируя процесс составления отчетности, программа позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности. Координация заключается в разграничении доступа пользователей к некоторым видам операций: например, один специалист может только вводить данные, а другой – изменять формулы. Проверяя зависимости формул в таблицах, программа облегчает контроль над правильностью выполнения расчетов.

Qtier-Rapor отслеживает создание новых версий и актуальность используемых таблиц. Эта функция важна в тех случаях, когда с одним и тем же файлом на разных компьютерах работают несколько человек. Программа сохраняет все созданные версии и позволяет использовать любую из них в процессе работы. Так обеспечивается эффективное взаимодействие между отделами при совместной работе над составлением финансовой отечности при консолидации.

Третья программа – аналитический комплекс Super Cell, который выпускается компанией Sun IT. Данный программный продукт представляет собой интеграцию комплекса инструментов по контролю над электронными таблицами со средой Microsoft Excel и обеспечивает детальное распределение прав доступа, широкие возможности построения различных аналитических отчетов и возможность шифрования данных. Шифрование данных заключается в перекодировке файлов MS Excel таким образом, что открыть их можно только в программе Super Cell, введя пароль. Недостатками продукта является отсутствие возможности документирования изменений и выявления нестандартных формул в электронных таблицах.

Выводы

Электронные таблицы часто используются при трансформации российской отчетности в отчетность по МСФО. Это простой, доступный и популярный инструмент. Однако что делать, если количество информации с каждым годом растет и на ее обработку уходит все больше времени и сил?

В этом случае нужно изменять метод подготовки отчетности и внедрять программные продукты по МСФО, но электронные таблицы все равно останутся для решения каких-либо отдельных задач. Также существенную помощь могут оказать программы по управлению электронными таблицами.

Электронные таблицы незаменимы для малого и среднего бизнеса и используются на крупных предприятиях на начальном этапе внедрения МСФО. Они относятся к классу открытых систем. С помощью макросов и формул в электронных таблицах можно создавать ячейки любого типа, разнообразные алгоритмы вычислений и отчеты. Они позволяют самостоятельно создавать те решения, которые в полной мере соответствуют требованиям пользователя.

Однако модели вычислений, созданные в электронных таблицах, быстро достигают критического размера, после чего внесение любых изменений связано с существенными трудозатратами и приводит к снижению качества данных и надежности расчетных алгоритмов.

Достоверность электронных таблиц во многом определяется профессионализмом бухгалтеров, которые их составляют, однако компании редко производят сертификацию своих сотрудников, работающих с электронными таблицами. Об этом обычно задумываются на этапе внедрения более сложных информационных систем.

Исследования, проведенные западными экспертами[1], показали, что 90 % электронных таблиц содержат серьезные ошибки, в то время как 90 % их пользователей считает, что в моделях ошибок нет. Люди склонны верить цифрам из электронных таблиц и не всегда проверяют их достоверность и обоснованность.

Составление отчетности по МСФО с помощью электронных таблиц – процесс сложный. Система учета, построенная с использованием электронных таблиц, не позволяет эффективно управлять правами доступа пользователей. Поэтому наладка в них системы внутреннего контроля, которая позволяет отслеживать изменения данных и идентифицировать пользователей, ответственных за эти изменения, практически невозможна.

Электронные таблицы неудобны для задач, охватывающих разные аспекты деятельности предприятия и требующих совместной работы нескольких специалистов, в частности для консолидации отчетности. В холдингах, где с помощью электронных таблиц составляется консолидированная отчетность по МСФО, для каждого работника утверждается определенный набор таблиц, который он готовит для консолидации. Так обеспечивается необходимый уровень безопасности.

В результате возникает громоздкая система файлов. Обработка информации, содержащейся в десятках и сотнях таблиц, и их сведение в общую таблицу являются трудной задачей, которая требует много времени и сил. Недостатком электронных таблиц является то, что построенные в них учетные модели не дают возможности использовать ссылки на изменяющиеся справочные данные. Это значит, что любые изменения в учетной политике или технологии трансформации отчетности требуют значительной переработки модели.

Таким образом, электронные таблицы представляют собой эффективный инструмент, при помощи которого можно подготавливать отчетность по МСФО, однако по мере роста компании и усложнения учетных процессов от электронных таблиц все же следует постепенно отказываться, переходя к программным продуктам, обеспечивающим автоматизированный учет по МСФО.

Большая часть технических сложностей, связанных с аудитом финансовой отчетности по МСФО, вызвана сбоями и ошибками в электронных таблицах.

Определяя, в какой степени использовать электронные таблицы при подготовке отчетности, менеджмент компании должен уделять внимание методу подготовки отчетности, периодичности, структуре хозяйственных операций компании.

Подбирая специалистов по МСФО, следует обращать особое внимание на опыт сотрудников по работе с электронными таблицами и наличие их сертификации в этой области, чтобы снизить возможные риски ошибок, связанных с технологическими особенностями работы в электронных таблицах.



[1] Meall L. Softcell // Financial Accountant. 2006. July – August.


Прыг: 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15
Скок: 10 20





Требуется светозвуковые сирены? http://technobalt.ru

Грузовой сервис екатеринбург

Грузовой сервис

tpsdiesel.ru

Продать картину

Продать картину маслом. Холст. Наличные. Заходите

antikvariat-retro.ru

Жемчуг

Условия оплаты и доставки. Информационный портал.

laperegrina.ru