СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Как ИП подтвердить размер своих доходов?

Вмененка Автор: Николаева К.С., Эксперт журнала «Вменёнка»


Кредит, ипотека или загранкомандировка: как ИП подтвердить размер своих доходов?

Нередко у коммерсантов — плательщиков ЕНВД возникает необходимость подтвердить размер своего дохода. Например, при получении кредита в банке или оформлении ипотеки, при выезде за границу или расчете компенсационного вознаграждения за исполнение обязанностей присяжного заседателя в суде. Финансовое ведомство предложило выход из ситуации.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430. Но данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по НДФЛ. А как известно, доходы, полученные ИП в рамках «вмененной» деятельности, не облагаются этим налогом. Поэтому правила учета доходов, установленные указанным выше документом, не распространяются на доходы ИП от осуществления видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.

Других специальных регистров для учета вмененных доходов коммерсантов законодательством не предусмотрено. То есть ИП, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе вообще не вести учет своих доходов и расходов. При этом предприниматели обязаны отчитываться по единому налогу на вмененный доход. Не удивительно, что у многих ИП возникает соблазн определять величину своего дохода на основании налоговой декларации по ЕНВД. Однако заметим, что с таким подходом не согласен Минфин России.

С подобной ситуацией мы уже сталкивались, когда рассматривали возможность определения величины доходов для расчета алиментов. Отвечая на наш запрос, финансовое ведомство в письме от 14.10.2008 № 03-11-04/3/461 разъяснило, что данный способ определения дохода установлен только для целей исчисления и уплаты суммы единого налога и не может применяться при расчете суммы алиментов (см. статью «Уплата алиментов предпринимателями, применяющими "вмененку"» // Вменёнка, 2008, № 12). Мнение Минфина России основывается на том, что для исчисления и уплаты ЕНВД коммерсант использует вмененный, то есть потенциально возможный, а не фактический доход. В статье 346.29 НК РФ установлено, что вмененный доход определяется расчетным путем исходя из размеров базовой доходности, физических показателей, а также коэффициентов К. и К2.

Между тем в письме от 19.04.2010 № 03-11-11/106 Минфин России уточнил, что в целях, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т. п.).


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

УСН - нюансы заполнения книги учета доходов и расходов

Упрощенная система налогооблажения Автор: Л.А. Масленникова, эксперт журнала «Упрощенка»
кандидат экономических наук
Источник: Журнал «Упрощенка

При общем режиме у организации имеется возможность самостоятельно разработать формы, по которым будет вестись налоговый учет, тогда как налогоплательщикам, применяющим УСН, выбирать не приходится. Удобно это или нет, но единственным налоговым регистром для них является Книга учета доходов и расходов, поэтому правила ее заполнения следует изучить детально.

Форма Книги учета доходов и расходов при упрощенной системе и Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Вначале общие сведения. Книгу учета разрешается вести на бумажном носителе или в электронном виде. В обоих случаях правила оформления одинаковы, только «бумажную» версию заверяют в налоговой инспекции до начала налогового периода, то есть до внесения записей о доходах и расходах, а распечатку «электронной» Книги учета заверяют лишь по окончании налогового периода. Отметим, что перед заверением Книгу учета следует прошнуровать, пронумеровать, на последней странице указать количество страниц, подтвердить подпись руководителя (индивидуального предпринимателя) и поставить печать.

Обратите внимание: не так давно ФНС России заявила, что заверять Книгу учета доходов и расходов в инспекции необязательно (письмо от 03.02.2010 № ШС-22-3/84@), так как Налоговый кодекс этого не требует. Процедура, конечно, возможна, но только по просьбе налогоплательщика. Так что, с одной стороны, приносить ли документ в налоговую, решать самим «упрощенцам». С другой — мы все-таки рекомендуем заверить Книгу учета в ИФНС, тем более это не так уж сложно.

Книга учета состоит из трех разделов. Раздел 1 предназначен всем, кто применяет упрощенную систему. Правда, заполнять графу 5 нужно лишь при объекте налогообложения доходы минус расходы, предприниматели и организации с объектом налогообложения доходы вправе вносить сюда записи для собственных целей (например, для управленческого учета). В разделе 3 определяется сумма прошлых убытков, на которую согласно пункту 7 статьи 346.18 НК РФ разрешено уменьшить налоговую базу. Его заполняют при объекте налогообложения доходы минус расходы (п. 4.1 Порядка). Раздел 2 отведен расчету расходов на приобретение (создание, изготовление и т. д.) основных средств и нематериальных активов. Их стоимость отражается только при упрощенной системе, поэтому заполнять раздел 2 нужно опять же только при объекте налогообложения доходы минус расходы (п. 3.1 Порядка). Расходы учитываются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и довольно сложен, поэтому для подобных расходов выделен специальный раздел, о котором стоит поговорить подробнее.

Записи ведутся по каждому объекту основных средств и нематериальных активов (п. 3.4 Порядка), а в конце каждого квартала подводится итог — определяется общая сумма расходов. Ее отражают в последний день квартала в разделе 1.

Еще один момент. Записи по одному и тому же объекту вносятся в раздел 2 ежеквартально, пока стоимость (остаточная стоимость) имущества не будет полностью списана в расходы. Допустим, основное средство приобретено при упрощенной системе и принято к налоговому учету в мае (то есть в II квартале), значит, одинаковые записи по нему будут внесены в раздел 2 в II, III и IV кварталах.

Стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в зависимости от того, когда их купили (построили, изготовили) — до или после перехода на упрощенную систему (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Записи в разделе 2 также делаются по-разному. Однако обо всем по порядку…


Основные средства (нематериальные активы) приобретены при УСН

Представим, что «упрощенец» приобрел (построил) основное средство или нематериальный актив. Можно ли сразу внести запись в раздел 2 Книги учета доходов и расходов? Нет, так как следует дождаться выполнения следующих условий (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст.346.17 НК РФ):

— ввести объект в эксплуатацию (нематериальный актив принять к бухгалтерскому учету);

— оплатить и подать документы на государственную регистрацию (при необходимости). С 1 января 2008 года разрешено учитывать в расходах частично оплаченные основные средства и нематериальные активы.

Напомним общие правила учета. Стоимость основного средства или нематериального актива, приобретенного (построенного, изготовленного) при упрощенной системе налогообложения, включается в расходы равными долями в течение кварталов, оставшихся до конца налогового периода.

Выполнив необходимые условия, можно делать запись в разделе 2. В графе 1 указывают порядковый номер записи, в графе 2 — наименование объекта основных средств или нематериальных активов, в графе 3 — дату оплаты, в графе 4 — дату подачи документов на государственную регистрацию. Если право собственности не нужно регистрировать, в графе 4 ставится прочерк. В графе 5 фиксируют дату ввода объекта в эксплуатацию (для основных средств) или принятия к бухгалтерскому учету (для нематериальных активов).

В графе 6 отражают первоначальную стоимость объектов. При упрощенной системе она определяется по правилам бухгалтерского учета.

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, первоначальная стоимость основного средства состоит из всех затрат на его приобретение, строительство, изготовление, доставку, установку, наладку, уплату таможенных сборов, посреднических вознаграждений и др. В нее не входят только возмещаемые налоги. Предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему, не являются плательщиками НДС, и этот налог им не возмещается. Так что им ничего исключать не придется.

Что понимается в бухгалтерском учете под первоначальной стоимостью нематериальных активов, говорится в пункте 7 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. Это сумма, уплаченная либо начисленная при покупке или создании актива, а также израсходованная на обеспечение условий, позволяющих использовать объект по назначению.

Графы 7 и 8 понадобится заполнять, только если объект приобретен до перехода на упрощенную систему.

В графе 9 указывают количество кварталов текущего года, в течение которых используется имущество, оплаченное и введенное в эксплуатацию (принятое к бухгалтерскому учету). Предположим, организация приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию объект в марте, то есть в I квартале. Значит, его будут использовать в I, II, III и IV кварталах, и в графе 9 должно стоять 4. Если бы все условия были выполнены в II квартале, в графе 9 следовало указать 3, если в III квартале — 2, в IV квартале — 1.

В графе 10 отражается доля стоимости основного средства или нематериального актива, которую можно списать в текущем налоговом периоде (в процентах). Так как стоимость имущества, купленного (построенного, изготовленного) при упрощенной системе, полностью учитывается в течение одного налогового периода, показатель графы 10 всегда равен 100%.

Долю стоимости объекта, которую следует ежеквартально списывать в расходы (тоже в процентах), рассчитывают в графе 11. Для этого показатель графы 10 делят на показатель графы 9. Результат округляется до второго знака после запятой.

Графа 12 — для отражения суммы расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основного средства или нематериального актива, учитываемой в каждом квартале. Если объекты приобретены (построены) при упрощенной системе, она равна произведению чисел из граф 6 и 11, деленному на 100. В пункте 3.16 Порядка есть комментарий, согласно которому такой показатель нужно отражать в графе 7 в последний день последнего квартала налогового периода. Скорее всего это опечатка. В графе 7 фиксируется срок эксплуатации основных средств или нематериальных активов, имеющихся на балансе к моменту перехода на упрощенную систему. Очевидно, подразумевался последний день каждого квартала налогового периода и графа 5 раздела 1.

В графе 13 приводят сумму расходов за налоговый период, равную произведению показателей граф 12 и 9 (п. 3.17 Порядка). По объектам, которые появились у владельца при упрощенной системе, она совпадает с показателем графы 6, то есть с первоначальной стоимостью основного средства или нематериального актива.

Графы 14 и 15 по оъектам, приобретенным при УСН, не заполняются, а в графе 16 указывается дата выбытия (реализации) имущества.

Пример 1

ООО «Лагуна» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. В марте 2010 года общество приобрело грузовой автомобиль стоимостью 685 400 руб., 26 апреля полностью оплатило, а 12 мая ввело в эксплуатацию и в тот же день подало документы на его регистрацию. Заполним раздел 2 Книги учета доходов и расходов.

В графе 1 укажем порядковый номер, в графе 2 — «грузовой автомобиль», в графе 3 — дату оплаты (26.04.2010), в графе 4 — дату подачи документов на госрегистрацию (12.05.2010), а в графе 5 — дату ввода в эксплуатацию (12.05.2010). В графе 6 проставим первоначальную стоимость имущества, равную 685 400 руб. Графы 7, 8, 14 и 15 не заполняем, так как покупка сделана при упрощенной системе. В графе 9 запишем количество кварталов, в течение которых автомобиль будет эксплуатироваться в 2010 году. Для учета все условия выполнены в II квартале, поэтому в графе 9 укажем 3, а так как стоимость автомашины списывается в расходы в течение одного налогового периода (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), в графе 10 должно стоять 100%. Определим показатель графы 11. Он равен 33,33% (100% : 3 квартала). Таким образом, показатель графы 12 составит 228 467 руб. (685 400 руб. × 33,33%). Если в II квартале ООО «Лагуна» не будет приобретать (строить, изготовлять) другие основные средства и нематериальные активы, 228 467 руб. станет итоговой цифрой и 30 июня 2010 года эту сумму нужно будет занести в раздел 1 Книги учета.

В графе 12 отразим все расходы на приобретение грузовика — 685 400 руб. Сведений о его продаже или выбытии нет, поэтому в графе 16 поставим прочерк.

Записи по грузовому автомобилю в разделе 2 Книги за девять месяцев и год будут такими же.

Заполненный раздел 2 представлен в таблице в конце статьи.


Основные средства (нематериальные активы) приобретены до перехода на УСН

Налогоплательщик, у которого к моменту перехода на упрощенную систему числятся на балансе основные средства и нематериальные активы, должен определить их остаточную стоимость и до конца налогового периода вписывать показатели в раздел 2 Книги учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ учет остаточной стоимости объектов, приобретенных (построенных, изготовленных) до смены налогового режима, зависит от срока их полезного использования. Если этот срок не более трех лет, остаточная стоимость списывается в течение одного налогового периода, а если свыше трех, но не более 15 — по 50, 30 и 20% соответственно в первый, второй и третий налоговые периоды. При сроке полезного использования свыше 15 лет остаточная стоимость равномерно признается в расходах в течение 10 налоговых периодов.

В любом случае годовые суммы списываются поквартально равными долями.

Перейдем к заполнению раздела 2 Книги учета. Еще раз подчеркнем, что записи можно делать только после оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию.

В графы 1—5 заносят те же записи, что и при покупках, совершенных при упрощенной системе: порядковый номер, наименование объекта, даты оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию.

В графе 6 отражают первоначальную стоимость, хотя для учета она не пригодится, в графе 7 — срок полезного использования актива. Остаточную стоимость фиксируют в графе 8. На ее расчете остановимся подробнее (п. 3.12 Порядка и п. 2.1 и 4 ст. 346.25 НК РФ).

При смене общей системы на упрощенную остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на дату перехода представляет собой разность первоначальной стоимости объекта и величины амортизации, начисленной исходя из главы 25 НК РФ. Если до перехода на УСН применялся режим уплаты ЕСХН, берется остаточная стоимость к моменту перехода на уплату ЕСХН и вычитаются расходы, учтенные во время работы на данном режиме. Если же уплачивался ЕНВД, первоначальная стоимость уменьшается на величину амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета.

В графу 9 вписывают количество кварталов эксплуатации объекта в налоговом периоде. Если все условия для учета выполнены до перехода на упрощенную систему, указывается 4.

В графе 10 отражают долю остаточной стоимости, включаемую в расходы за налоговый период. Повторим, она зависит от срока полезного использования и длительности применения УСН (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Расчет показателя графы 11 аналогичен расчету для объектов, приобретенных при упрощенной системе, а вот показатель графы 12 определяется иначе и равен произведению показателей граф 8 и 11, деленному на 100. Для заполнения графы 13 перемножают показатели граф 9 и 12.

В графе 14 указывают остаточную стоимость, учтенную при упрощенной системе в предыдущие годы, в графе 15 — остаток стоимости, переносимый на будущие периоды, а в графе 16 — дату реализации (выбытия) объекта.

Пример 2

ООО «Метеор» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы с 2009 года. До этого общество находилось на общем режиме. К моменту перехода на балансе числилось производственное оборудование первоначальной стоимостью 864 000 руб. со сроком полезного использования шесть лет (72 месяца). За время работы на общем режиме начисленная амортизация составила 180 000 руб. Оборудование оплачено 18 декабря 2007 года, а введено в эксплуатацию 25 сентября 2007 года. Государственной регистрации не требовалось. Заполним раздел 2 Книги учета доходов и расходов за полугодие 2010 года.

В графах 1—5 приведем порядковый номер записи, наименование объекта и положенные даты. Так как оборудование не регистрировалось, в графе 4 поставим прочерк. В графе 6 укажем первоначальную стоимость оборудования (864 000 руб.), в графе 7 — срок полезного использования (6 лет).

Узнаем остаточную стоимость объекта к моменту перехода на упрощенную систему. Ее величина равна первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации, и составляет 684 000 руб. (864 000 руб. – 180 000 руб.). Так как все условия выполнены до смены налогового режима, в 2010 году оборудование будет эксплуатироваться в течение всего года, поэтому в графе 9 укажем 4. Срок полезного использования объекта больше трех, но меньше 15 лет, значит, остаточная стоимость списывается в течение трех лет. В 2009 году было списано 50% стоимости, значит, в графе 10 за полугодие 2010 года запишем 30% (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Определим показатели граф 11, 12 и 13. Это 7,5% (30% : 4 квартала), 51 300 руб. (684 000 руб. × 7,5%) и 205 200 руб. (51 300 руб. × × 4 квартала). Как уже отмечалось, в 2009 году общество должно было списать в расходы 50% остаточной стоимости, поэтому в графе 14 запишем 342 000 руб. (684 000 руб. × 50%). На 2011 год придется 20% остаточной стоимости основного средства, и в графе 15 приведем 136 800 руб. (684 000 руб. × 20%). В графе 16 поставим прочерк.

Такие записи следует внести в раздел 2 за I квартал, девять месяцев и 2010 год.

Заполненный раздел 2 Книги учета за полугодие 2010 года представлен в таблице в конце статьи.


Расходы на достройку, модернизацию и реконструкцию основных средств

С 2008 года при упрощенной системе разрешено признавать расходы на достройку, дооборудование, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Порядок такой же, как и для стоимости имущества, — равными долями по кварталам, оставшимся до конца налогового периода, после оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию (если она предусмотрена законодательством). Отметим, что если модернизация (реконструкция и пр.) проводится при УСН, то расходы списываются в течение одного налогового периода. При этом не имеет значения, когда приобретен (построен) объект — при упрощенной системе или до нее.

В графе 2 раздела 2 указывается наименование объекта. Рекомендуем пометить, что запись относится к расходам на реконструкцию (модернизацию и пр.). Графа 3 предусмотрена для даты оплаты таких расходов (а не стоимости объекта!), а графы 4 и 5 — для дат подачи документов и ввода в эксплуатацию объекта после модернизации или реконструкции.

Сумма расходов на модернизацию или реконструкцию приводится в графе 6. Расходы на модернизацию основных средств, числящихся на балансе к моменту перехода на упрощенную систему, следует отражать еще и в графе 8 (п. 3.12 Порядка).

Так как расходы учитываются в течение одного налогового периода, в графе 10 всегда проставляют 100%. Заполнение других граф затруднений не вызывает.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, ООО «Метеор» в июне 2010 года модернизировало производственное оборудование. Расходы, составившие 126 000 руб., оплатили 15 июня, а 21 июня обновленный станок ввели в эксплуатацию. Срок его полезного использования при этом не менялся. Внесем записи в раздел 2 Книги учета доходов и расходов за полугодие 2010 года.

В графу 3 впишем дату оплаты (15.06.2010), а в графу 5 — дату ввода в эксплуатацию (21.06.2010). В графе 6 отразим расходы на модернизацию (126 000 руб.) и согласно пункту 3.12 Порядка продублируем их в графе 8. В графе 7 проставим срок полезного использования оборудования (6 лет). Учет расходов возможен в II квартале, поэтому в графе 9 зафиксируем 3. В графе 10 укажем 100%, в графе 11 — 33,33%, в графе 12 — 42 000 руб. (126 000 руб. × × 33,33%), в графе 13 — 126 000 руб.

Аналогичные записи следует внести в раздел 2 за девять месяцев и 2010 год.
Заполненный раздел 2 за полугодие приведен в таблице в конце статьи.


Как заверять Книгу учета, указано в пункте 1.5 Порядка

Позиция. Необходимость заверять Книгу учета в ИФНС продиктована положениями Налогового кодекса

Да, Налоговый кодекс не содержит прямого требования визировать главный учетный регистр «упрощенцев» в налоговом органе. Однако согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Во-первых, на титульном листе формы Книги учета, приведенной в приказе Минфина России от 31.12.2008 № 154н, предусмотрено поле для визы должностного лица налогового органа. Во-вторых, как заполнить этот документ, сказано в Порядке, утвержденном тем же приказом. В-третьих, в пункте 1.5 данного Порядка определен четкий механизм заверения Книги учета в ИФНС, который по сути является порядком заполнения определенного поля… Таким образом, необходимость визирования данного документа в ИФНС основана на положениях статьи 346.24 НК РФ.

Кстати, ВАС РФ (постановление от 11.09.2009 № 9513/09) подтвердил обязанность «упрощенцев» по заверению Книги учета.


На заметку. Пишем полугодие, подразумеваем II квартал

Следует упомянуть еще об одном несоответствии в разделе 2, допущенном разработчиками формы Книги учета доходов и расходов. Так, в заголовке и итоговой строке раздела 2 требуется указать не I, II, III или IV квартал, а соответствующий отчетный (налоговый) период. Поясним, в чем разница.

Согласно статье 346.19 НК РФ отчетными периодами при УСН признаются I квартал, полугодие и девять месяцев, а налоговым периодом — календарный год. Значит, исходя из названия раздела 2 нужно делать записи следующим образом: например, в разделе 2 Книги учета за полугодие нужно внести записи и за I, и за II кварталы. Теперь вспомним, что в последний день каждого отчетного (налогового) периода итоговую сумму расходов нужно отразить в разделе 1 Книги учета. В свою очередь раздел 1 заполняется за каждый квартал, а не отчетный (налоговый) период.

Таким образом, если в разделе 2 фактически отражать суммы расходов за отчетный (налоговый) период, а не за квартал («задваивать» записи), сумма расходов по итоговым строкам раздела 1 окажется завышенной, а налоговая база — заниженной, то есть образуется недоимка по налогу. Поэтому на практике записи в раздел 2 вносятся не за отчетный или налоговый период, а за соответствующий квартал (то есть одна запись по каждому объекту в каждом квартале), даже несмотря на то, что в наименовании заголовка раздела и итоговой строки указано иное

Согласно пункту 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом при УСН признается календарный год.


Таблица. Фрагменты разделов 2 Книги учета ООО «Лагуна» и ООО «Метеор» за полугодие 2010 года

№ п/п



Наименование объекта основных средств или нематериальных активов


Дата оплаты объекта основных средств или нематериальных активов


Дата подачи документов на государственную регистрацию объектов основных средств


Дата ввода в эксплуатацию (принятия к бухгалтерскому учету) объекта основных средств или нематериальных активов


Первоначальная стоимость объекта основных средств или нематериальных активов (руб.)



Срок полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов (количество лет)


Остаточная стоимость объекта основных средств или нематериальных активов (руб.)



Количество кварталов эксплуатации объекта основных средств или нематериальных активов в налоговом периоде


Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за налоговый период (%)


Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за каждый квартал налогового периода (%) (гр. 10 / гр. 9)


Сумма расходов, учитываемая при исчислении налоговой базы (руб.), в том числе


Включено в расходы за предыдущие налого- вые периоды применения УСНО (руб.) (гр. 13 Расчета за предыдущие налоговые периоды)


Оставшаяся часть расходов, подлежащая списанию в последующих отчетных (налоговых) периодах (руб.) (гр. 8 – гр. 13 – – гр. 14)


Дата выбытия (реализации) объекта основных средств или немате- риальных активов


за каждый квартал налогового периода (гр. 6 или гр. 8 × × гр. 11/100)


за налоговый период (гр. 12 × гр. 9)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


К примеру 1



1


Грузовой автомобиль


26.04.2010


12.05.2010


12.05.2010


685 400




3


100


33,33


228 467


685 400





К примеру 2



8


Производственное оборудование


18.12.2007



25.09.2007


864 000


6


684 000


4


30


7,5


51 300


205 200


342 000


136 800



К примеру 3



15


Производственное оборудование (расходы на модернизацию)


15.06.2010



21.06.2010


126 000


6


126 000


3


100


33,33


42 000


126 000





Обратите внимание: имеется в виду полный, а не оставшийся срок полезного использования.
В расходы списывается остаточная, а не первоначальная стоимость объекта.
В графе 10 может стоять 100, 50, 30, 20 или 10%.

На заметку. Книга учета при «патентной» упрощенной системе.

Несмотря на то что стоимость патента не зависит от реальных доходов и расходов, использующие его предприниматели тоже обязаны вести налоговый учет (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Они отражают только доходы, и Книга учета для них особая, форма и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 31.12.2008 № 154н. В ней один раздел с четырьмя графами — для порядкового номера операции, даты и номера первичного документа, содержания операции и суммы дохода, так что вести Книгу учета предпринимателям будет нетрудно

2010-й — второй год применения УСН, в который ООО «Метеор» вправе отнести остаточную стоимость оборудования на расходы

Списание подобных расходов в течение одного налогового периода предусмотрено в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Расширяем границы отчетности: комментарий руководства

Автор: А.Б. Полозов, эксперт МСФО журнала "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты" № 3 (41), 2010.

Уже долгое время многие аналитики и обозреватели указывали на недостаточность правил, предписанных стандартами МСФО, с точки зрения таких элементов информации, как:

– анализ руководством результатов своей деятельности;

– видение рисков и возможностей, стоящих перед компанией;

– стратегии, которые руководство намерено воплотить в жизнь для реализации новых экономических возможностей и минимизации воздействия рисков.

В этой связи еще в 2001 г. Совет по МСФО рассматривал необходимость начать отдельный проект, целью которого явилась бы разработка модели для описательной части, которая сопровождала бы финансовую отчетность в одном документе (например, годовом отчете компании), но при этом была бы представлена за пределами самой отчетности. Такие дополнения к отчетности уже давно практикуются во многих странах и де-факто стали неотъемлемой частью годовой и даже промежуточной отчетности многих публичных компаний. В разных странах такого рода описательная часть носит различные названия:

– Дискуссия и анализ руководства (Мanagement’s discussion and analysis, известная как MD & A);

– Операционный и финансовый обзор (Оperating and financial review);

– Отчет руководства (Мanagement’s report).

Совет по МСФО согласился с необходимостью начала такого проекта, назвав описательную часть по-своему: «Комментарий руководства» (Management Commentary, далее – КР), в которой, по мнению Совета, должны излагаться объяснения руководства о финансовом состоянии предприятия и его изменении, результатах деятельности, а также о причинах изменений в отдельных существенных статьях отчетности.

С течением времени стало очевидно, что результатом проекта будет документ в формате «наилучшая практика» (best practice), а не отдельный новый стандарт МСФО.

Хронология событий по работе над проектом КР

Июль 2001 г. Вопрос о необходимости начала проекта по разработке руководства по КР обсужден на заседании Консультативного совета по стандартам МСФО при Совете по МСФО
Октябрь 2002 г. Совещание Совета по МСФО и национальных разработчиков стандартов финансовой отчетности по вопросам КР
2005 г. Проект КР обсужден на двух заседаниях Совета по МСФО
Октябрь 2005 г. Совет по МСФО публикует дискуссионный документ по КР (Discussion Paper on Management Commentary)
2007–2009 гг. Проект КР обсужден на четырех заседаниях Совета по МСФО
Июнь 2009 г. Совет по МСФО публикует проект документа по КР с конечной датой обсуждения 1 марта 2010 г.

Рассмотрим основные вехи по реализации Проекта подробнее.

Совещание Совета по МСФО с представителями национальных разработчиков стандартов в октябре 2002 г.

На совещании было отмечено, что существует необходимость серьезно изучить вопрос разработки стандарта (или руководства в другом формате) по КР. В результате было принято решение создать рабочую группу в составе представителей национальных разработчиков стандартов из Канады, Германии, Новой Зеландии и Великобритании. На общем совещании было подчеркнуто, что концепция КР в целом похожа на «Дискуссию и анализ руководства» (MD & A) – документ, который требуется в США, и на «Операционный и финансовый обзор», который требуется в Великобритании, и что их опыт будет взят за основу при анализе темы и дальнейшей разработке нового руководства.

Обсуждение на заседании Совета по МСФО в феврале 2005 г.

Рабочая группа из представителей разных стран, созданная в 2002 г., представила на рассмотрение Совета документ для обсуждения, который начинался с обзора Проекта и обоснования актуальности проведения анализа. Затем была рассмотрена важность этого Проекта для самого Совета по МСФО и для пользователей отчетности, а также непосредственно ключевые вопросы проекта КР.

Были изложены аналитические шаги, предпринятые командой Проекта. Они включали в себя выявление областей, где было достигнуто согласие между членами команды Проекта из различных стран, и тех вопросов, по которым имелись разногласия. В документе также были предложены:

– формулировки и дискуссия о том, что конкретно имеется в виду под КР;

– различные варианты представления КР с финансовой отчетностью компаний разных стран;

– подходы, принятые в различных юрисдикциях к разработке требований к форме и содержанию КР.

Представленный документ охватывал основные компоненты будущего Проекта. Было решено, что результаты рабочей группы могут быть приняты за основу и улучшены к следующемуэтапу Проекта, а пока приняты в качестве предварительного драфта будущего руководства.

В результате члены Совета высказали общее мнение, что Совет по МСФО должен взять на себя ответственность за разработанный рабочей группой проект документа и продолжить ее работу как свою собственную, однако у Совета не было достаточно времени для обсуждения всех вопросов и предложений, с тем чтобы выдать для опубликования полноценный «Документ для обсуждения» по КР, который отражал бы предварительные, но, тем не менее, всесторонние взгляды Совета по МСФО по данному вопросу.

Повестка дня Совета в начале 2005 г. была перегружена, слишком малый период свободного времени не позволял выделить ресурсы на проект по КР и на качественную подготовку «Документа для обсуждения». Поэтому Совет решил опубликовать документ с условием объяснения, что он представляет собой просто результат предпринятого исследовательского процесса, а не предварительные взгляды Совета.

Были сделаны следующие предварительные выводы относительно будущего «Документа для обсуждения»:

– Совет по МСФО должен выпустить стандарт, основанный только на общих принципах КР, и дополнить его необязательным руководством к внедрению (nonmandatory implementation guidance).

– КР должен быть определен как «информация, которая сопровождает финансовую отчетность и объясняет основные тенденции и факторы, влияющие на развитие, результаты деятельности и финансовое состояние компании за период, раскрываемый в финансовой отчетности, а также основные факторы, которые наиболее вероятно повлияют на будущее развитие компании».

– Целью КР является помочь текущим и потенциальным инвесторам в оценке стратегий, принятых компанией, и ее потенциала в достижении целей, определенных этими стратегиями.

– Цели, принципы и качественные характеристики КР должны быть четко оговорены. В частности, руководство должно подготовить КР путем четкого изложения анализа бизнеса, который дополнял бы финансовую отчетность с ориентацией на будущее. КР должен быть комплексным, уделяя особое внимание вопросам, которые наиболее актуальны для инвесторов, и должен быть понятным, нейтральным и сбалансированным, а также иметь характеристики сопоставимости и надежности.

– Стандарт по КР должен требовать от определенных компаний представления КР как части своего финансового отчета. Как минимум этот стандарт будет применяться ко всем компаниям, которые имеют публично торгуемые акции или долговые ценные бумаги либо находятся в процессе регистрации акций или долговых ценных бумаг для продажи на открытых рынках ценных бумаг. Когда компания обязана представитьКР, стандарт должен потребовать раскрытия информации по поводу пяти основных элементов, которыми являются:

1. Природа бизнеса.

2. Цели и стратегии.

3. Ресурсы, риски и взаимоотношения.

4. Показатели деятельности.

5. Результаты и перспективы.

– Руководство по внедрению, сопровождающее стандарт, должно быть разработано и представлено для оказания помощи в подготовке КР. Заключающиеся в нем рекомендации будут приведены в виде примеров того, как КР, соответствующий предлагаемому стандарту, будет выглядеть на практике.

– Если Совет по МСФО решит сделать такой стандарт обязательным для применения, то следует определить, когда впоследствии будут соответственно пересмотрены существующие МСФО, как стандарт по КР будет влиять на другие новые стандарты МСФО, где должна быть раскрыта определенная информация: в примечаниях к финансовой отчетности или в КР.

На этом заседании Совет по МСФО не успел обсудить все вышеуказанные вопросы. Однако в ходе обсуждения были высказаны некоторые ключевые комментарии:

– Был достигнут общий консенсус, что работы, выполненные рабочей группой, и качество доклада были на высоком уровне.

– Было решено предложить для обсуждения несколько альтернатив формата нового руководства, например в виде разработки отдельного стандарта по КР или путем включения требований к КР в стандарт МСФО (IAS) 1. Было отмечено, что содержание этих документов будет наполнено только принципами и сложностью является то, что в определенной степени КР охватывает области, которые в настоящее время представлены в примечаниях к отчетности или содержатся в рамках оперативных обзоров, сопровождающих годовые отчеты.

– Некоторые члены Совета выступили за включение КР в качестве неотъемлемой части финансовой отчетности, однако было высказано опасение относительно того, можно ли допускать, чтобы КР был представлен не в виде одного отдельного доклада, приложенного к финансовой отчетности, а был «разбросан» среди примечаний к финансовой отчетности, и будут ли принимать это решение о формате КР сами составители отчетности.

– Высказывалась озабоченность относительно возможности проведения аудита КР, а также общего усложнения финансовой отчетности, в случае если она будет включать «перспективные» комментарии по стратегии управления наряду с другими вопросами, относящимися к будущим результатам (‘forward looking’ commentary).

– Внесено предложение о том, чтобы стандарт по КР был «факультативным», т. е. не являлся требованием МСФО, – за исключением, возможно, предприятий, находящихся в сфере действия стандарта МСФО 33«Прибыль на акцию».

– Некоторые члены Совета по МСФО заявили предпочтение о подходе и целях КР, высказанных американской Комиссией по ценным бумагам SEC, тогда как другие члены Совета просили, чтобы редакция «Документа для обсуждения» была в полном соответствии с МСФО, в частностиотносительно требований по раскрытию информации.

Обсуждение на заседании Совета по МСФО в июне 2005 г.

Команда Проекта подготовила проект «Документа для обсуждения» с точки зрения того, что ежегодный отчет компании должен представлять собой пакет, содержащий финансовую отчетность, КР и другие материалы. Тем не менее команда Проекта не считала целесообразным рассматривать текст КР как еще одно «утверждение МСФО», которое может быть заверено аудиторами, наподобие другой, привычной всем финансовой отчетности. В связи с этим было решено, что в «Документе для обсуждения» вообще не будет упоминаться о необходимости включения КР в состав аудируемой информации о компании.

Было отмечено, что команда Проекта провела продуктивные переговоры с IOSCO (международной организацией, объединяющей регуляторов ценных бумаг) и IFAC (международной организацией бухгалтеров) и что эти организации дали ценную обратную связь, которая помогла уточнить текст проекта «Документа для дискуссии».

Все согласились, что одной из главных «тонкостей» Проекта, которую необходимо учесть, является дифференциация между информацией, которая должна быть включена в примечания к финансовой отчетности, и той, которая должна быть представлена в составе КР.

Некоторые члены Совета по МСФО выразили озабоченность, что проект «Документа для обсуждения» был составлен с очевидной точки зрения, что КР необходим и иметь его в составе пакета информации «хорошо». Было решено оставить такой «безальтернативный» подход, но разъяснить его в процессе вынесения документа на обсуждение.

В ходе обсуждения члены Совета выразили озабоченность по поводу использования рабочей группой Проекта «качественных характеристик» МСФО (обсуждаемых в Концептуальных основах подготовки финансовой отчетности) в контексте составления КР. Было выражено опасение, что использование тщательно сформулированных Советом по МСФО качественных характеристик за пределами непосредственно самой финансовой отчетности является потенциально опасным. Например, КР, будучи самооценкой руководства, никогда не может быть «нейтральным», так как предвзятость руководства будет присуща ему внутренне, по самой его природе. Аналогично одной из целей КР должен быть сопоставимый подход к анализу (consistency) – в отличие от требуемой Концептуальными основами сравнимости данных (comparability).

Октябрь 2005 г.: Совет по МСФО опубликовал «Документ для обсуждения» по КР

27 октября 2005 г. Совет по МСФО опубликовал «Документ для обсуждения» по КР, целью которого было повышение качества КР.

В документе содержался обзор существующих национальных требований и принципов составления КР и предлагались рекомендации Совета по МСФО, направленные на то, чтобы способствовать более широкому внедрению наилучшей мировой практики в области КР в интересах инвесторов и других пользователей финансовых отчетов.

Обсуждение комментариев общественности на заседании Совета по МСФО в январе 2007 г.

В целом большинство респондентовсогласились с предложениями «Документа для обсуждения». Однако что касается вопроса о том, обязаны ли компании включать КР в состав своей финансовой отчетности, для того чтобы иметь право утверждать, что она соответствует МСФО, 61 % респондентов ответили, что КР не должен быть обязательным.

Некоторые респонденты выразили обеспокоенность, что КР не будет хватать той же степени объективности, которая присуща финансовой информации в отчетности по МСФО.

Другие комментаторы отметили, что значительные трудности могут возникнуть в процессе аудита КР по сравнению с аудитом «обычной» финансовой отчетности. На это замечание один из членов Совета по МСФО ответил, что в Германии КР является частью аудируемого пакета информации и что КР поддается аудиторской проверке.

Также были обсуждены другие вопросы, такие как надежность, основное содержание и форма КР.

Обсуждение на заседании Совета по МСФО в декабре 2007 г.

Было решено использовать выводы, сделанные в ходе обсуждения комментариев, полученных к «Документу для обсуждения», в качестве основы для продвижения Проекта из «исследовательской» фазы в стадию активного завершения.

Новое руководство, выпущенное Советом по МСФО, должно будет касаться принципов представления информации, предоставленной пользователям «за пределами» привычной финансовой отчетности – в виде объяснения руководства о финансовом состоянии предприятия и его изменениях, результатах деятельности, а также причины изменений наиболее существенных элементов отчетов.

Высказывались альтернативные точки зрения о форме и уровне «авторитарности» такого документа: должен ли это быть обязательный стандарт МСФО, «необязательный» стандарт или просто документ, описывающий наилучшую мировую практику в области КР. В частности, один из членов Совета по МСФО предложил, чтобы документ был выпущен в формате «необязательного» стандарта МСФО, а исполнительные органы власти в рамках каждой национальной юрисдикции смогут добровольно принять этот стандарт МСФО по своему выбору.

Один из директоров Совета по МСФО выдвинул рекомендацию о том, что Совет по МСФО не должен выпускать документ по КР на уровне стандарта. Вместо этого он должен быть выпущен в формате руководства по наилучшей мировой практике в области КР. Большинство членов Совета по МСФО согласились с этим предложением по формату будущего документа.

Обсуждение на заседании Совета по МСФО в июле 2008 г.

Соотношение с Проектом по пересмотру Концептуальных основ

Было согласовано мнение, что состав КР должен соответствовать в основных аспектах выводам, сделанным в Фазе A Проекта по пересмотру Концептуальных основ составления финансовой отчетности (эта фаза имела дело с целями и качественными характеристиками финансовой информации)[1]. В связи с этим было решено уточнить соотношение целей финансовойотчетности и целей КР.

Члены Совета высказали свое мнение о соотношении целей КР и непосредственно финансовой отчетности, как указано в Концептуальных основах. Было решено, что КР должны не просто стоять «на одну ступеньку ниже» по сравнению с Концептуальными основами, а быть при этом не «сбоку» от Основ, а непосредственно под ними.

Цели КР

Все согласились, что, несмотря на то что конечные цели самой финансовой отчетности и КР близки, тем не менее у КР есть своя уникальная ниша в донесении взглядов менеджмента на события, происходящие в компании и вокруг нее, и они должны быть донесены до пользователей.

Пользователи КР

Было определено, что основными пользователями КР являются текущие и потенциальные инвесторы и прочие поставщики капитала – так же как определено в качестве основных пользователей в новом Проекте по пересмотру Концептуальных основ составления финансовой отчетности.

Качественные характеристики КР

Совет по МСФО отметил, что для целей КР должны использоваться несколько измененные качественные характеристики информации по сравнению с теми, которые требуются от финансовой отчетности согласно Концептуальным основам. Первоначально для обсуждения было вынесено следующее соотношение качественных характеристик:

Качественные характеристики Концептуальные основы Комментарий руководства
Фундаментальные Уместность
Правдивое представление
Уместность
Сбалансированность
Дополнительные Понятность
Сравнимость
Проверяемость
Своевременность
Понятность
Сопоставимость во времени
Подтверждаемость
(supportability)

Сотрудники Проекта предложили использовать термин «сбалансированность» для целей КР вместо «правдивого представления», как указано в Концептуальных основах, так как, по их мнению, сбалансированность в любом случае является частью правдивого представления, но именно сбалансированность более важна для целей КР. После обсуждения и дополнительного анализа и сопоставления с термином «нейтральность» члены Совета решили оставить «правдивое представление» вместо вновь предложенного термина «сбалансированность».

Еще больше споров вызвало предложение заменить «проверяемость» (термин новых Концептуальных основ) на «подтверждаемость». Было отмечено, что хотя большая часть информации в КР действительно является перспективной (нацеленной на будущее), тем не менее процесс ее проверки по существу является таким же, как и для исторической информации. В связи с чем члены Совета по МСФО отвергли предложение использовать термин «подтверждаемость» в контексте КР и вернулись к термину «проверяемость». Дополнительно было указано сотрудникам Проекта, ответственным за написание проекта стандарта (Exposure Draft), что потребуется разъяснение нюансов понятия «проверяемость» относительно информации, относящейся к будущему.

Состав информации в КР

Сотрудники Проекта представили на рассмотрение членов Совета состав информации, подлежащей раскрытию. Некоторые члены Совета хотели, чтобы список был расширен за счет включения в КР информации о компенсации сотрудников, дополнительной сегментной информации, деталей деятельности по финансированию компании и дополнительной налоговой дискуссии[2]. Это предложение было принято.

Обсуждение на заседании Совета по МСФО в апреле 2009 г.

Было подчеркнуто, что предстоящий к выпуску документ МСФО по КР не ставит перед собой следующих задач:

а) предоставить точное руководство по разрешению вопросов о размещении раскрытий (т. е. где должна располагаться определенная информация: в примечаниях к финансовой отчетности или же в составе КР);

б) внести изменения в требования по раскрытию информации в уже существующие стандарты МСФО;

в) предложить определение того, что точно означают термины «финансовая информация» и «нефинансовая информация»;

г) создать «жесткую» границу между КР и остальной частью финансовой отчетности;

д) запретить использовать в КР такие аспекты отчетности, которые больше присущи экологической отчетности или отчету о корпоративной социальной ответственности;

е) прямо ответить на вопрос, является ли КР необходимым компонентом отчетности компании, чтобы можно было заявить, что она представлена «правдиво и справедливо» (‘true and fair’);

ж) включить конкретное руководство по внедрению и примеры.

Значительная часть дискуссии вновь была обращена на вопрос природы и формата нового документа. Некоторые члены Совета выступили за понижение статуса документа, с тем чтобы приравнять его, например, к мнению Консультативного совета экспертов (Expert Advisory Panel) по измерению финансовых инструментов.

Другие члены Совета высказались за что, чтобы документ был представлен в качестве официального Exposure Draft по вопросам «наилучшей практики» в области КР. Руководитель Совета по МСФО выразил мнение, что решение охарактеризовать документ по КР как один из наиболее «низких» в иерархии МСФО «было бы ошибкой».

В результате Совет проголосовал за статус документа как «Проекта документа для обсуждения» по предлагаемой наилучшей практике (Exposure Draft of Proposed Best Practice Guidance). Было решено, что ED будет опубликован в июне 2009 г. и период для получения комментариев к нему продлится до середины февраля 2010 г.

Июнь 2009 г.: Совет по МСФО выпустил проект руководства

23 июня 2009 г. Совет по МСФО опубликовал Exposure Draft «Management Commentary» с объяснением по поводу (необязательного к применению) руководства для подготовки и представления КР.

В КР, который обычно сопровождает, но не является частью финансовой отчетности, руководство компании объясняет, как финансовое положение компании, ее финансовые результаты и денежные потоки связаны с целями управления и его стратегией для достижения этих целей.

Предложения, содержащиеся в Exposure Draft, опираются на лучший опыт передовой международной практики в области подготовки и представления КР. Совет по МСФО полагает, что выпуск им необязательного к применению руководства по составлению КР улучшит последовательность и сопоставимость КР в различных национальных юрисдикциях.

Exposure Draft открыт для комментариев общественности до 1 марта 2010 г.

Ожидается, что окончательное руководство (но не в виде стандарта) будет выпущено Советом по МСФО во второй половине 2010 г.

Таким образом, Комментарий руководства наконец создает тот необходимый контекст, в рамках которого пользователи могут лучше оценить финансовое положение, результаты деятельности и движение денежных потоков предприятий. Он также обеспечивает возможность понять цели управления и стратегии менеджмента для достижения этих целей. Пользователи финансовой отчетности (особенно поставщики капитала) обычно используют информацию, содержащуюся в КР, в качестве инструмента для оценки перспектив предприятия и общих рисков, а также успеха стратегии для достижения поставленных целей.

Сноски:

[1] Подробнее см.: Полозов А.Б. Пересмотр Концептуальных основ МСФО: история и статус проекта. Часть 1, № 1 за 2010 г.
[2] Под дополнительной налоговой дискуссией понимаются любые налоговые вопросы, которые руководство хочет донести до пользователей в дополнение к раскрытиям, уже имеющимся в примечаниях по налогам.


Прыг: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Скок: 10 20