СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

МСФО: основные различия между техникой учета в России и за рубежом

Автор: Cтeллa Николаевна Щaдилoвa, профессор, заведующая кафедрой учета и финансов Московского инженерно-физического института (государственный университет) (МИФИ).

Национальные системы бухгалтерского учета разных стран существенно различаются. В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО — их адаптация к национальным стандартам. Он предполагает постепенное совершенствование российских правил учета в соответствии с требованиями международных стандартов. Дадим краткую характеристику основных различий между техникой учета в России и в зарубежных странах, применяющих стандарты МСФО.

Национальные системы бухгалтерского учета разных стран существенно различаются. Это связано с общим уровнем образования в каждой стране, ее политическими и экономическими связями в мире, различием законодательных систем. Очень важную роль здесь играют и способ производства, и уровень инфляции, и темпы экономического развития, а также многие экономические факторы.

Основой для создания международной системы бухгалтерского учета (МСБУ) послужила система учета в США — она наиболее разработана и содержит методические основы учета в международных объединениях, что вызвано проникновением американского капитала практически во все национальные экономические системы.

Разработкой международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности занимается Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ). Он был создан в 1973 г., и на сегодняшний день уже более 120 стран мира принимают участие в его работе, применяя выработанные и опробованные КМСБУ принципы и стандарты бухгалтерского учета. Эти стандарты публикуются на английском языке и являются основным документом бухгалтерского учета для стран, входящих в КМСБУ. По-английски они обозначаются как IAS (International Accounting Standards).

В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО — их адаптация к национальным стандартам. Он предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Дадим краткую характеристику основных различий между техникой учета в России и в зарубежных странах, применяющих стандарты МСФО.

1. Терминология. Здесь возникает проблема не только в плане применения различных терминов, но и в различном использовании одних и тех же терминов. Одно и то же понятие имеет различные значения даже внутри европейского сообщества и в странах с влиянием США. Поэтому приходится очень внимательно относиться ко всем определениям, применяемым при ведении учета. Для этого в международном учете вводится термин «глоссарий» (словарь). Он включен в состав полного комплекта МСФО.

2. План счетов. В разных странах существуют различные варианты, но суть системы счетов сохранена. В США и Англии жесткой нумерации счетов как таковой нет, но есть определенный порядок расположения по балансу. При этом в активе идет убывание ликвидности сверху вниз (от кассы до основных средств), а в пассиве статьи баланса располагаются по сроку задолженности: от короткого к долгому. Собственный капитал замыкает правую часть баланса. МСФО имеет баланс по возрастанию ликвидности. Франция, Германия, страны Бенилюкса, Турция и страны Северной Африки (Тунис, Марокко и Алжир) имеют жесткий порядок плана счетов российского типа; при этом счет может иметь до 10 цифр в номере, и все субсчета, таким образом, выступают как счета.

3. Особенности в ведении счетов. Счета ведутся в так называемой Т-форме, близкой к российской, но дебетовые и кредитовые обороты при этом не выводятся, а вычисляется только остаток в процессе ведения счета. Активно-пассивные счета российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) в международном учете (МСБУ) практически отсутствуют, так как счета разбиваются отдельно по типам, и тогда каждый счет — или только пассивный (счета доходов), или только активный (счета расходов).

4. Исправления в МСБУ ведутся черным сторно, которое увеличивает обороты по счетам (красное сторно уменьшает их). Кстати, операция вычитания не имеет в МСБУ минуса, а вычитаемая сумма указывается в скобках во избежание неверного восприятия.

5. В отчетности МСБУ не применяют проводок как таковых, а оперируют только с входящими и выходящими сальдо счетов и общими (без деления на дебетовый и кредитовый) оборотами.

6. Баланс. Баланс ведется постоянно, но в несколько другой форме:

  • основная формулировка не «Актив = Пассив», а «Активы = Обязательства + Капитал»;
  • статьи российского баланса детализированы; в МСБУ все детали — в отчете о прибылях и убытках, а сам баланс предельно обобщен;
  • баланс МСБУ содержит колонку с показателями предыдущего периода по тем же статьям; активы расположены в порядке возрастания ликвидности, как и в РСБУ (в US GAAP — наоборот). Статьи пассива баланса расположены в части обязательств от краткосрочных до долгосрочных. Собственный капитал замыкает правую часть баланса.

Для соблюдения принципа достоверности, правдивости отчетной информации в международном учете применяются корректирующие проводки. Для российского учета корректирующие проводки применяются только в виде красного сторно при исправлении ошибок, поскольку принцип правдивости (достоверности) информации в РСБУ фактически только декларируется.

7. Налоги учитываются в соответствии с законодательством каждой страны, поэтому и налоговая база, и метод уплаты различны в разных странах мирового сообщества. При этом в законодательстве каждой страны обязательно указаны методы бухгалтерского учета этих налогов.

8. Различия систем учета в техническом отношении. В РСБУ разрешено вести в соответствии с учетной политикой несколько вариантов бухгалтерского учета: по журнально-ордерной, простой или мемориально-ордерной форме, а компьютерная форма указывается в учетной политике как отдельный вид учета.

В МСБУ применяется только мемориально-ордерная форма. Это, безусловно, связано с компьютеризацией учета: журналы-ордера и обобщенные ведомости неудобны для введения и обработки в компьютерах. Это, в свою очередь, налагает на бухгалтера обязательства вести соответствующий учет. Отсюда — много «бумажных» различий и применение различных форм документов.

9. Время записи операций. В МСБУ принято считать временем совершения операции не запись или расчет, а реальный период совершения затрат, например, по отгрузке, а не по оплате операции. Это принцип соответствия. В России банковский платеж записывается на дату получения выписки банка, на Западе — в момент печати платежного поручения. Возникающие в конце месяца расхождения исключаются специальной операцией «выверки».

10. Расчет прибылей и убытков. В МСБУ они собираются накопительным итогом на счетах прибылей и убытков, а текущий расчет делается на основании отчетов. При составлении баланса все счета прибылей и убытков суммируются на счете «Текущая прибыль» (Retain Earnings). В конце года все итоги переносятся на счет «Прибыли и убытки прошлых лет».

11. Профессиональное суждение. Согласно принципам МСФО информацию, представляемую в финансовой отчетности, делают полезной для пользователей качественные характеристики, такие как понятность, уместность, надежность и сопоставимость. Определение относительной важности характеристик в каждом конкретном случае является профессиональным суждением, позволяющим сделать обоснованный выбор методики учета.

Таким образом, профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, проявлением либерализма.

Для чего же могут быть нужны Международные бухгалтерские стандарты учета российским бизнесменам и их бухгалтерам?

  • Во-первых, если у вас совместное предприятие (СП), то его отчетность должна быть составлена как по отечественным стандартам, так и по стандартам страны партнера — это вполне понятное требование, принятое во всех странах мира.
  • Во-вторых, работая в филиале иностранной фирмы, бухгалтер должен подготовить отчет, который войдет в общую отчетность материнской компании за рубежом, составленную по международным стандартам, и здесь не должно быть несогласованности или противоречий.
  • В-третьих, иностранные партнеры, заинтересованные в сотрудничестве, захотят ознакомиться с отчетностью вашей фирмы, и если она будет составлена только в российском варианте без учета стандартов IAS, то будет им непонятна.
  • В-четвертых, если у вас процветающая фирма и вы хотите продавать свои акции в другие страны, то по правилам международной практики надо сначала представить свою отчетность за три последних года, разумеется, соответствующую международным стандартам.
  • В-пятых, если вы нашли потенциальных иностранных партнеров, то вам как руководителю проекта сотрудничества небезынтересно будет их финансовое положение, для чего надо уметь читать статьи зарубежного баланса.

Таблица 1. Различия в отчетности МСФО и РСБУ

МСФО РСБУ
Бухгалтерский баланс Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по правилу наименьшего из двух показателей — первоначальной и рыночной стоимости Стоимость некоторых активов в бухгалтерском балансе завышена за счет капитализации расходов периода и в связи с отсутствием оценочных резервов (резерв на морально устаревшие ТМЗ, резерв на безнадежные долги)
Отчет о прибылях и убытках Все затраты и убытки фирмы, относящиеся к отчетному периоду, признаются в отчете о прибылях и убытках как расходы Несмотря на то что с 1995 г. предприятиям следует при определении финансового результата учитывать все фактические затраты независимо от лимитов, установленных для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, многие предприятия продолжают учитывать расходы сверху становленных лимитов как прямое уменьшение капитала. Это искажает реальные финансовые результаты
Отчет о движении денежных средств Отчет дает пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности компании создавать денежные средства и для оценки потребности в использовании денежных средств. Можно использовать прямой или косвенный метод Отчет о движении денежных средств по РСБУ разделяет денежные потоки по источнику и использованию, а не по типу деятельности, что серьезно затрудняет анализ деятельности компании. Для составления отчета используется прямой метод, и в отчете отражаются денежные средства, которые в действительности были переведены на счет компании
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции Предприятия должны корректировать свои финансовые отчеты, отражая в них изменения покупательной стоимости денег. Стандарт применим для любого предприятия, которое составляет финансовые отчеты в валюте страны с гиперинфляционной экономикой Концепция корректировок на инфляцию и выражения результатов в валюте со стабильной покупательной способностью отсутствует. В результате этого финансовые отчеты на начало и конец периода не могут быть сопоставимы
Консолидированная отчетность Различные способы консолидации: объединение активов, метод пропорциональной консолидации, метод полной консолидации, метод учета по долевому участию, метод учета по себестоимости Существующие правила используют принципы, похожие на МСБУ, но они являются лишь рекомендациями. На практике надежность консолидированной отчетности, подготовленной высокоинтегрированными компаниями, очень низка
Раскрытие по связанным сторонам Если одна сторона может контролировать другую сторону или оказывать значительное влияние на нее в принятии решений, все сделки между сторонами подлежат раскрытию Необходимо раскрывать операции со связанными сторонами, если неверное представление этих операций может привести к неверному отражению отчетов компании
Основные средства Основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, однако допускается систематическая переоценка основных средств до справедливой стоимости. Признается любое долговременное падение справедливой стоимости Основные средства оцениваются по первоначальной стоимости. Компания имеет право не чаще одного раза в год проводить переоценку основных средств путем индексации или путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, и она должна быть регулярной
Износ (амортизация) Износ начисляется на основные средства и нематериальные активы в течение срока полезного использования активов в соответствии с учетной политикой предприятия. Оставшийся срок полезного использования периодически пересматривается Амортизация на основные средства начисляется на основании справочных данных, отраженных в Единых нормах амортизационных отчислений. На выбор метода начисления износа оказывают влияние методики расчета в соответствии с налогооблагаемой базой, а не срок полезного использования. Нормы износа обычно установлены ниже норм МСФО

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

УСН в 2010 году: сложные вопросы и практика применения

Материал подготовлен по итогам семинара "УСН в 2010 году: сложные вопросы и практика применения", организованный редакцией журнала «Упрощенка», который состоялся 1 июня 2010 года в Москве. Редакция журнала анализирует наиболее интересные ситуации и отвечает на вопросы, которым не удалось уделить внимание на семинаре.

Оплачивать «коммуналку» за других невыгодно

Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Владеем на правах собственности приблизительно половиной административного здания, остальная часть принадлежит другим организациям. Договоры с коммунальными предприятиями на обслуживание здания заключены от нашего имени, и соответственно мы вносим платежи за всех, а организации, которые тоже являются собственниками, возмещают нам расходы. Как поступить, чтобы не отражать в налоговой базе суммы компенсаций? Понятно, что было бы лучше, если б эти организации сами оформили договоры с коммунальщиками и с ними рассчитывались, но по ряду причин так сделать нельзя.

Начнем с законодательных норм. Следуя пункту 1 статьи 346.15 НК РФ, при упрощенной системе учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250 НК РФ. В налоговую базу не включаются доходы, облагаемые налогом на прибыль или НДФЛ по ставкам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 284 и пунктах 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ (подп. 2 и 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Не отражаются также доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Рассмотрим, как вести учет в сложившейся ситуации. Судя по всему, между вами и другими организациями — собственниками помещений не заключено никаких договоров. Вы оплачиваете коммунальные услуги, а потом их стоимость компенсируется организациями. Тогда получаемые суммы нужно признавать в облагаемых доходах — они не указаны в статье 251 НК РФ. Хотя вопрос спорный. Ведь согласно статье 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, а вы, взяв на себя дополнительную обязанность, ничего, кроме лишних забот, не имеете. Однако вряд ли налоговые инспекторы согласятся с такой точкой зрения, а налогоплательщиков, которые решат ее отстаивать, ожидают разбирательства. Возможно, даже в суде. Кстати, снижать налоговую базу на сумму коммунальных платежей за часть помещения, которая организации не принадлежит и ею не используется, нельзя. Расходы не являются обоснованными, следовательно, не выполнено требование пункта 1 статьи 252 НК РФ (ссылка на данную статью дана в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ).

Как исправить положение? В идеале организации сами должны заключить договоры с коммунальными предприятиями и с ними расплачиваться. Сложности сразу исчезнут. Но вы пишете, что это невозможно (хотя странно, что коммунальные службы не общаются с собственниками помещений напрямую). Вариант один — с теми, кому принадлежит здание, подписать посреднические договоры, указав, что вы от своего имени за их счет оформляете отношения с поставщиками и оплачиваете коммунальные услуги. В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ среди необлагаемых доходов указаны деньги и имущество, поступившие посреднику для исполнения поручения или в качестве возмещения затрат. Следовательно, отражать полученные компенсации в налоговой базе не придется. В доходы будете включать только посредническое вознаграждение, а его можно установить небольшим.

Простое товарищество и уплата НДС

Слышала, что организация, которая заключила договор простого товарищества или доверительного управления имуществом, находясь на упрощенной системе, вправе и дальше ее применять, но должна уплачивать НДС. Так ли это?

Начнем с возможности остаться на упрощенной системе. Случаи, когда налогоплательщики не вправе ее применять, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Участие в договорах простого товарищества или доверительного управления имуществом здесь не упомянуто, однако есть некоторые ограничения.

Согласно пункту 3 статьи 346.14 НК РФ участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом в качестве объекта налогообложения могут использовать только доходы минус расходы. Если же они заключают договор, уже работая с объектом налогообложения доходы, придется перейти на общий режим с начала квартала, в котором был оформлен документ (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Таким образом, стать участником договора простого товарищества и продолжить применять упрощенную систему можно лишь с объектом налогообложения доходы минус расходы. Напомним, смена объекта допускается с начала налогового периода, для чего до 20 декабря предыдущего года следует подать заявление в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Теперь о НДС. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ предприниматели и организации, находящиеся на упрощенной системе, освобождены от обязанностей плательщиков НДС. Кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и указанных в статье 174.1 НК РФ, в которой как раз и говорится об операциях, осуществляемых по договору простого товарищества и доверительного управления имуществом. Поэтому реализация товаров, работ и услуг в рамках данных договоров облагается НДС, несмотря на то что участники применяют упрощенную систему.


Предприниматель все-таки не головная организация

Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь розничной торговлей и применяю УСН. Недавно открыл новую торговую точку в другом городе. Нужно ли сообщить в налоговую инспекцию о своем обособленном подразделении?

Обособленное подразделение может появиться только у организации (п. 2 ст. 11 НК РФ), так что у вас его не было и нет.

Вы должны состоять на налоговом учете по месту жительства (п. 6 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439), а регистрироваться в инспекции по месту нахождения новой торговой точки придется, к примеру, если деятельность, которую вы станете вести, облагается ЕНВД. Сделать это нужно в течение пяти дней с начала работы (п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ). Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД подается по форме № ЕНВД-2, утвержденной приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@.

Сумма, уплаченная за ККТ

Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Недавно был приобретен кассовый аппарат. Объясните, пожалуйста, как списать его стоимость в расходы, если она меньше 20 000 руб.

При объекте налогообложения доходы минус расходы в налоговой базе отражаются только затраты, приведенные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Среди них есть расходы на покупку основных средств (подп. 1), а при упрощенной системе к основным средствам относится имущество, признаваемое амортизируемым по правилам главы 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ это объекты дороже 20 000 руб. со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. Любой кассовый аппарат наверняка эксплуатируется дольше года, но ваш стоит меньше 20 000 руб. Следовательно, его нельзя считать амортизируемым имуществом. Однако уплаченные деньги не пропадут для налогообложения.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны материальные расходы. Их состав определяется согласно статье 254 НК РФ (ссылка на нее имеется в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ), в подпункте 3 пункта 1 которой упомянуты затраты на покупку инструментов, инвентаря и прочих предметов, не являющихся амортизируемыми. Так что стоимость кассового аппарата вы можете отнести к материальным расходам и учесть после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп. 3. п. 1 ст. 254 и подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Где уплачивать налоги обособленному подразделению?

Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы. Недавно зарегистрировали обособленное подразделение в другом регионе, но не поймем, куда перечислять единый налог с деятельности подразделения и НДФЛ с выплат его работникам.

При УСН разрешается иметь обособленные подразделения. Однако если подразделение создано как филиал или представительство либо выполняет их функции, то с начала квартала, в котором оно зарегистрировано, организация должна перейти на общий режим (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 и п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Итак, об уплате налогов. Единый налог и авансовые платежи по нему организация перечисляет по месту своего нахождения (п. 6 ст. 346.21 НК РФ) и, естественно, там же сдает налоговую декларацию (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). НДФЛ с вознаграждений работникам обособленного подразделения уплачивается уже по месту, где располагается подразделение. Сведения о доходах физических лиц, начисленных и удержанных налогах представляет налоговый агент по месту своего учета (п. 2 ст. 230 НК РФ). Правда, в письмах Минфина говорится иначе. Финансовое ведомство требует, чтобы справки по форме 2-НДФЛ направлялись по реквизитам налоговой инспекции на территории обособленного подразделения (см., например, письма от 09.06.2009 № 03-04-06-01/130, от 11.02.2009 № 03-04-06-01/26 и от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244). Поэтому на всякий случай уточните у своих инспекторов.

Участники желают ознакомиться…

Наша организация владеет долей в уставном капитале другой организации. Обе применяют УСН с объектом налогообложения доходы. Какие документы мы можем требовать у фирмы — источника дивидендов, получая эти дивиденды (ее организационно-правовая форма — общество с ограниченной ответственностью)?

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ участники общества с ограниченной ответственностью вправе получать информацию о его деятельности, а также знакомиться с бухгалтерскими книгами и другой документацией, действуя согласно уставу. Конкретный список документов, к которым участники должны иметь доступ, приводится в уставе организации. Заметим лишь, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли (ст. 28 Федерального закона от 08.12.98 № 14-ФЗ), а узнать ее величину можно только по данным бухгалтерского учета. Стало быть, чтобы убедиться в правильности выплаты дивидендов, вы можете запросить, к примеру, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, в которых указывается остаток прибыли после налогообложения. Еще один момент. Организация, применяющая упрощенную систему, освобождается от бухучета в полном объеме и обязана отражать только объекты основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.11.96 № 129-ФЗ). Однако те, кто выплачивает дивиденды, вынуждены отказаться от льготы и вести бухучет в полном объеме, а также составлять бухгалтерскую отчетность, иначе они не сумеют определить чистую прибыль.

Раз работы обязательны, найдем, как их учесть

Наша организация сооружает выставочные стенды на закрытых площадках. Применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Чтобы получить аккредитацию в качестве застройщика, мы должны оплатить разметку выставочной площади, техническое сопровождение, контроль качества подготовки монтажных и демонтажных работ, комплекс технических мер безопасности на застроенных выставочных площадях, проверку характеристик электрооборудования готовых выставочных стендов и конструкций, а также огнезащитную обработку напольных покрытий. Можем ли мы учесть подобные расходы в налоговой базе при УСН?

Перечень расходов, учитываемых при упрощенной системе, приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Напомним, перечень закрытый и уменьшить налоговую базу на затраты, которые он не содержит, нельзя. В его подпункте 5 указаны материальные расходы, а их состав определяется согласно статье 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), в которой упоминается стоимость работ и услуг сторонних организаций производственного характера (подп. 6 п. 1). К таким работам и услугам относятся отдельные рабочие операции, а также контроль технологических процессов и техническое обслуживание основных средств.

Судя по вашим словам, оказываемые услуги необходимы для выполнения строительных работ по размещению выставочных стендов. Согласно определению, данному в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ, их можно назвать услугами производственного характера. Значит, расходы вы вправе учесть как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и включить в налоговую базу, как только осуществите и оплатите (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)

Маркетинговые исследования не для «упрощенцев»

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, провела маркетинговые исследования. Можно ли издержки отразить в расчете единого налога?

Расходы, учитываемые при упрощенной системе, регламентированы закрытым перечнем пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Затраты на маркетинговые исследования в нем не упомянуты, поэтому включить их в налоговую базу не удастся.

Доходы садового товарищества

Я работаю бухгалтером в садовом некоммерческом товариществе. Применяем УСН с объектом налогообложения доходы. Назовите, пожалуйста, доходы, которые могут быть у садового товарищества. Нужно ли включать в налоговую базу членские взносы?

На вас распространяются общие правила. Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при упрощенной системе обязательно учитывать доходы от реализации и внереализационные доходы, о которых говорится в статьях 249 и 250 НК РФ. В налоговую базу не входят доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, а также облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ по ставкам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 284 и пунктах 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ обозначены членские взносы на содержание некоммерческих организаций и уставную деятельность. Значит, взносы, собранные с участников садового товарищества, налогом не облагаются и записывать их в Книгу учета не нужно. Других же доходов у вас быть не может. Облагаемые доходы появятся, если вы займетесь коммерческой деятельностью, например начнете продавать овощи и фрукты, выращенные на своих участках. Тогда выручку потребуется относить на доходы и уплачивать с них единый налог.

Учет основных средств при объекте налогообложения доходы

Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы. По каким правилам вести учет основных средств?

Согласно пункту 1 статьи 346.18 НК РФ если при упрощенной системе объект налогообложения — доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя или организации. В этом случае расходы, в том числе на покупку основных средств, в налоговую базу не включаются. Соответственно в графу 5 раздела 1, а также в разделы 2 и 3 Книги учета вносить записи не нужно (п. 2.5, 3.1 и 4.1 Порядка заполнения, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н).

Таким образом, вам остается вести только бухгалтерский учет основных средств. Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 22.11.96 № 129-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему, не обязаны заниматься бухгалтерским учетом в полном объеме. Достаточно отражать объекты основных средств и нематериальных активов. Правила учета основных средств общие, изложены они в ПБУ 6/01 (утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Компенсация затрат и ее отражение в учете

Упрощенная система налогооблажения Автор: Теплова Н.А., эксперт журнала «Упрощенка»
Источник: Журнал "Упрощенка", №7 2010г.

Расходы, произведенные в интересах другого лица, обычно возмещаются. Рассмотрим, каким будет налоговый учет у обеих сторон.

Чаще всего расходы возмещаются тем, кто понес их в результате выполнения обязательств по сделкам. В большинстве случаев затраты сотрудников, связанные с их обязанностями, также компенсируются. Выясним, какие возникают облагаемые доходы, можно ли снизить налоговую базу и нужно ли начислять налоги или взносы на компенсационные выплаты работникам.

Гражданско-правовые договоры

Как правило, возмещение издержек предусматривается посредническими договорами, договорами аренды и возмездного оказания услуг.

Договор возмездного оказания услуг

Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и отказаться от услуг, только если оплатит исполнителю затраты. К сожалению, учесть их в налоговой базе при УСН заказчик не сможет — в закрытом перечне пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет соответствующего вида расходов. А вот исполнителю полученные суммы придется включить во внереализационные доходы в день, когда деньги поступят в кассу или на расчетный счет (п. 1 ст. 346.15 и ст. 250 НК РФ). При УСН не учитываются доходы, облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ, а также указанные в статье 251 НК РФ. Но суммы, компенсированные исполнителю по досрочно расторгнутому договору, ни к тем, ни к другим не относятся. А кроме того, список внереализационных доходов не является исчерпывающим.

Пример 1.

ООО «Алкиона» и ООО «Медцентр» заключили договор на оказание медицинских услуг, согласно которому ООО «Медцентр» с 17 по 21 мая 2010 года должно провести врачебное обследование сотрудников ООО «Алкиона». С этой целью 12 мая медицинская компания купила и оплатила необходимые для обследования расходные материалы на сумму 8850 руб. (в том числе НДС 1350 руб.), но 14 мая ООО «Алкиона» отказалось от обязательств по договору и в связи с этим 17 мая возместило ООО «Медцентр» понесенные расходы.

Как отразить указанные операции в налоговом учете контрагентов при условии, что обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы?

Сумму, возмещенную исполнителю за закупки, сделанные им до расторжения договора, учесть в расходах заказчику нельзя. Соответствующие затраты отсутствуют в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

Стоимость материалов, используемых для оказания услуг, без НДС учитывается как материальный расход (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Налоговую базу можно уменьшить и на сумму НДС (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Значит, бухгалтер ООО «Медцентр» сразу после оплаты — 12 мая 2010 года вправе списать затраты на материалы без НДС в размере 7500 руб. (8850 руб. – 1350 руб.) и отдельно НДС в размере 1350 руб. 14 мая договор расторгнут, однако материалы будут использованы для оказания услуг другим клиентам, следовательно, расходы корректировать не нужно. С 2009 года стоимость сырья и материалов допускается списывать в расходы при УСН сразу после оплаты, не дожидаясь отпуска в производство. Изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Полученную от заказчика компенсацию (8850 руб.) нужно отразить во внереализационных доходах 17 мая.

Договор аренды

Как правило, по договору аренды возмещаются коммунальные платежи и издержки на улучшение арендованного имущества.

Компенсация за улучшения. Арендатор, осуществивший за свой счет и с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, после прекращения договора имеет право на компенсацию их стоимости, если стороны не предусмотрели иное (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Неотделимым называется улучшение, которое нельзя рассматривать вне объекта и разъединить с ним, не ухудшив свойств, отвечающих его назначению, или не нарушив целостности. Когда срок договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения остаются у арендодателя.

Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без одобрения арендодателя, не возмещается, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 623 ГК РФ)

Передавая капитальные вложения, арендатор по сути продает результаты работ. В статье 251 НК РФ не указан доход в виде компенсации за улучшения арендованного имущества. Следовательно, получив от арендодателя возмещение, арендатор должен увеличить налоговую базу (п. 1 ст. 346.15 и ст. 249 НК РФ).

Учет расходов несколько сложнее. Чаще всего неотделимые улучшения связаны с достройкой, реконструкцией, модернизацией или дополнительным оснащением арендованного объекта. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ затраты на преобразования можно списывать, если они были направлены на основные средства, к которым относится имущество, признаваемое амортизируемым в соответствии с главой 25 НК РФ. В пункте 1 статьи 256 НК РФ говорится, что неотделимые улучшения арендованного объекта, совершенные арендатором с ведома арендодателя, являются амортизируемым имуществом.

Неотделимые улучшения возможны и в виде ремонта

Отражается ли у арендаторов в расходах стоимость работ? Прежде чем ответить, вспомним, что арендаторы не становятся собственниками неотделимых улучшений и потому не вправе причислять их к основным средствам. Значит, затраты на них нельзя признать в расходах согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Другого же варианта, к сожалению, нет. А могут ли учесть подобные издержки арендодатели? Да, для них подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ подходит, но есть еще дополнительные требования. Во-первых, расходы при упрощенной системе признаются только после оплаты. Стоимость улучшений считается оплаченной на дату выплаты компенсации. Заметим, для арендодателя не важно, расплатился арендатор с подрядчиками или нет. Во-вторых, модернизированный (реконструированный, достроенный) объект необходимо ввести в эксплуатацию, а документы подать на государственную регистрацию, если она предусмотрена законодательством. Подобные расходы списываются равными долями в последние дни кварталов в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Эта тема подробно рассматривалась в статье «Учет неотделимых улучшений объекта аренды» // Упрощенка, 2008, № 8


Пример 2.

Индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин 10 июля 2009 года арендовал склад у ООО «Посейдон» на 10 месяцев. В течение срока действия договора арендатор с согласия арендодателя надстроил склад вторым этажом. Расходы составили 1 290 000 руб. (в том числе НДС 196 779,66 руб.). 12 мая 2010 года организация ввела обновленный объект в эксплуатацию и подала документы на государственную регистрацию, а 17 мая перечислила предпринимателю компенсацию.

Отразим указанные операции в налоговом учете обеих сторон при условии, что и предприниматель, и организация применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Второй этаж является неотделимым улучшением арендованного склада, которое перешло в собственность ООО «Посейдон». Поэтому П.З. Орешкин не вправе отнести на расходы 1 290 000 руб. Несмотря на это, 17 мая 2010 года сумму полученной компенсации ему придется включить в облагаемые доходы.

12 мая ООО «Посейдон» ввело в эксплуатацию надстроенный склад и подало документы на регистрацию, а 17 мая компенсировало арендатору стоимость работ. С этого дня расходы считаются оплаченными. Таким образом, все условия для учета расходов на обновление основного средства выполнены в II квартале. Следовательно, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря бухгалтер ООО «Посейдон» может отразить в расходах по 430 000 руб. (1 290 000 руб. ÷ 3 квартала).

При упрощенной системе НДС является невозмещаемым налогом, поэтому входит в первоначальную стоимость основного средства

Компенсация коммунальных платежей. Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ за содержание арендованного имущества отвечают арендаторы, если другое не установлено законодательством или договором. Хотя именно они пользуются водой, электричеством, теплом и пр., покупателями коммунальных услуг в основном выступают арендодатели, поскольку традиционно договоры с поставщиками заключают владельцы. Арендаторы же возмещают им затраты.

При упрощенной системе доходы от реализации устанавливаются согласно статье 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а в ней указано, что выручка складывается из всех поступлений, связанных с продажей товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Стало быть, наряду с арендной платой арендодатель должен включить в доходы полученную компенсацию коммунальных платежей. Так полагают и контролирующие органы (письма Минфина России от 10.02.2009 № 03-11-09/42 и ФНС России от 05.12.2006 № 02-6-10/216@).

Подробнее об этом читайте в статье «Коммунальные платежи» // Упрощенка, 2009, № 11

Если объект налогообложения — доходы минус расходы, то на сумму, перечисленную коммунальным службам, арендодатель вправе снизить налоговую базу (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На том же основании арендатор может учесть выплаченную компенсацию (как материальный расход).

Пример 3.

Дополним условия примера 2. Согласно договору аренды коммунальные услуги оплачивает ООО «Посейдон» (арендодатель), а индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин (арендатор) возмещает их стоимость. 6 мая 2010 года арендодатель перечислил коммунальным службам за апрель 2800 руб. (в том числе НДС 427,12 руб.), а 7 мая получил компенсацию от арендатора. Отразим операции в налоговом учете у обеих сторон.

Коммунальные платежи без НДС составляют 2372,88 руб. (2800 руб. – 427,12 руб.). 6 мая 2010 года учтем их в расходах арендодателя (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Отдельной строкой в Книге учета доходов и расходов будет отражен расход в виде НДС — 427,12 руб. (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Сумму компенсации, равную 2800 руб., 7 мая включим в доходы арендодателя и в расходы арендатора.

Посреднический договор

От заказчика (доверителя, комитента или принципала) требуется не только уплатить посреднику (поверенному, комиссионеру или агенту) вознаграждение, но и возместить издержки, понесенные по договору (п. 2 ст. 975, ст. 1001 и ст. 1011 ГК РФ).

Комиссионер не вправе требовать компенсацию расходов на хранение имущества комитента, если в законе или договоре не установлено иное

При упрощенной системе доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ указаны суммы, поступившие посреднику для выполнения договора и возмещения издержек. Следовательно, компенсация затрат, полученная от заказчика, в доходах посредника не отражается. Правда, уменьшить налоговую базу на затраты ему тоже не удастся: они произведены за заказчика и считаются его расходами, да и то не всегда. Ведь при упрощенной системе признаются расходы, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Поэтому заказчик вправе учесть в налоговой базе при УСН уплаченную компенсацию только тех затрат, которые упомянуты в закрытом перечне.

Пример 4.

По договору комиссии ООО «Альфин» получило от ЗАО «Марлет» 1 т муки для продажи по минимальной цене 20 руб./кг. Комитент возмещает все затраты, связанные с продажей, в том числе на хранение. Комиссионер участвует в расчетах, а его вознаграждение составляет 15% стоимости реализованного товара. Обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

ООО «Альфин» 11 июля 2010 года уплатило за аренду склада 2006 руб. (в том числе НДС 306 руб.) и за перевозку муки 3540 руб. (в том числе НДС 540 руб.). Вся партия была продана оптовому покупателю за 22 000 руб. 13 июля деньги поступили на расчетный счет комиссионера, который, удержав вознаграждение и компенсацию затрат, перечислил оставшуюся сумму комитенту. В тот же день комитент подписал отчет. Каким будет налоговый учет у организаций?

Вознаграждение комиссионера составляет 3300 руб. (22 000 руб. × 15%), а полученная компенсация — 5546 руб. (2006 руб. + 3540 руб.). Несмотря на то что ООО «Альфин» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, оно не вправе учесть в расходах стоимость хранения и перевозки. Эти расходы войдут в налоговую базу ЗАО «Марлет». 13 июля 2010 года в доходах комиссионера нужно отразить только 3300 руб. Сумма полученной компенсации доходом не является (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

13 июля бухгалтер ЗАО «Марлет» должен показать в доходах выручку от реализации муки (22 000 руб.), а в расходах — ее покупную стоимость (предположим, что к тому моменту ЗАО «Марлет» погасило задолженность перед поставщиком муки). Отчет подписан, компенсация затрат и вознаграждение удержаны тоже 13 июля. Считается, что в этот день комитент оплатил все издержки, и можно включить в расходы:

  • 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) — стоимость доставки товара без НДС (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • 540 руб. — НДС со стоимости доставки товара (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • 1700 руб. (2006 руб. – 306 руб.) — арендную плату без НДС (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • 306 руб. — НДС с арендной платы (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • 3300 руб. — вознаграждение комиссионеру (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Компенсации, выплачиваемые…

Согласно статье 164 ТК РФ компенсация — это сумма, возмещаемая сотруднику, который произвел материальные затраты, исполняя рабочие или иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Случаи, когда выплачиваются компенсации, указаны в статье 165 ТК РФ. Многие из них мы рассматривали в журнале раньше. Сейчас поговорим лишь о затратах, возмещаемых при переезде сотрудников к новому месту службы и разъездной работе.

…при переезде на работу в другой город (район, поселок)

При смене места жительства, продиктованной производственной необходимостью, по предварительной договоренности с руководством возмещаются расходы (ст. 169 ТК РФ):

  • на проезд сотрудника, членов его семьи и доставку имущества (если работодатель не предоставляет транспорт);
  • домашнее обустройство.

Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, размеры компенсаций устанавливаются постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187, для прочих — соглашением сторон трудового договора.

Обратите внимание: работодатель обязан возместить сотруднику расходы, заранее условившись о приеме на работу и его переезде, когда:

  • сотрудник переводится в подразделение организации, расположенное в другой местности (ст. 72.1 ТК РФ);
  • сотрудник переводится в новую организацию, расположенную в другой местности (п. 5 ст. 77 ТК РФ);
  • работа предлагается либо неработающему гражданину, либо увольняемому не в порядке перевода.

Заметим, в последнем случае, чтобы избежать конфликтов с налоговой инспекцией, лучше заблаговременно заключить трудовой договор. Если сделать этого не удается, советуем оформить приглашение на работу, в котором бы подтверждалось согласие работодателя возместить расходы. Документ поможет доказать, что до переселения сотрудника между ним и работодателем существовала договоренность.

Налоговый учет. Перечень пункта 1 статьи 346.16 НК РФ не содержит компенсацию затрат, понесенных сотрудником при переезде. Тем не менее есть способ, позволяющий отразить ее в налоговой базе. При упрощенной системе разрешено признавать расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), состав которых определяется в соответствии со статьей 255 НК РФ. К ним, в частности, относятся все суммы, выплаченные по трудовым или коллективным договорам (п. 25 ст. 255 НК РФ). Таким образом, компенсацию, указанную в данных документах, можно учесть в расходах на оплату труда. Минфин придерживается того же мнения (письмо от 23.07.2009 № 03-03-05/138).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок начисления и уплаты взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Выплаты, с которых не взимаются взносы, указаны в пункте 1 статьи 9. К ним относятся и компенсации, связанные с переездом гражданина в рабочих целях (подп. 2и). Отметим, что не облагаются выплаты в пределах установленных норм. Но для работодателей, не финансируемых из федерального бюджета, законодательно установленных норм нет. Поэтому коммерческие предприятия полностью не начисляют взносы с сумм, выплаченных в размере, установленном трудовыми договорами.

Ситуация

Оплата жилья работникам

Бывает, работодатели снимают для приезжих сотрудников квартиры. Учитывается ли при налогообложении стоимость аренды этих квартир? На первый взгляд нет, ведь в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ такой вид затрат не указан. Но не будем спешить.

В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению сотрудника работу разрешается оплачивать не только деньгами (ст. 131 ТК РФ). Доля, выраженная в натуральной форме, не должна превышать 20% месячного заработка. Очевидно, что издержки на съем жилплощади для персонала, не выходящие за приведенный показатель, работодатель вправе включить в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Минфин подтверждает такую возможность (письма от 17.03.2009 № 03-03-06/1/155 и от 28.05.2008 № 03-04-06-01/142). Рекомендации даны организациям на общем режиме, но «упрощенцы» также могут ими воспользоваться. Напомним, что и при общем режиме, и при УСН состав расходов на оплату труда определяется согласно статье 255 НК РФ

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (далее — Перечень). Затраты на переезд, вызванный поступлением или переводом на работу в другую местность, возмещенные гражданам в размере, не превышающем лимит, указаны в пункте 10 Перечня. Значит, взносы в ФСС на эти компенсации начислять не нужно.

НДФЛ. Выплаты компенсаций в пределах сумм, зафиксированных в трудовом (коллективном) договоре, указаны в пункте 3 статьи 217 НК РФ, так что НДФЛ с них не удерживается. Данное положение прокомментировано в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-04-06-01/140.

…сотрудникам на разъездной работе

Практически в любой организации есть сотрудники, находящиеся в постоянных разъездах (корреспонденты, курьеры, торговые агенты и т. д.). Некоторых обеспечивают служебными автомобилями, но обычно, следуя статье 168.1 ТК РФ, возмещают затраты на проезд городским транспортом.

Налоговый учет. В пункте 1 статьи 346.16 НК РФ компенсация стоимости билетов для деловых поездок не указана. Однако если она предусмотрена в трудовых или коллективных договорах, то может быть включена в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и п. 25 ст. 255 НК РФ).

Минфин придерживается такой же точки зрения (письмо от 01.08.2006 № 03-05-02-04/121)

Как известно, при упрощенной системе признаются только документально подтвержденные издержки. Поэтому советуем, во-первых, приказом руководителя утвердить список должностей, связанных с разъездами, во-вторых, зафиксировать характер работы в должностных инструкциях и, в-третьих, хранить проездные билеты, за которые организация возвратила деньги.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Сотрудники, занятые в разъездах, вынуждены покупать проездные билеты. Суммы, возмещенные персоналу, исполнявшему свои трудовые обязанности, в базу по страховым взносам не включаются (подп. 2и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Следовательно, взносы с компенсаций начислять не нужно.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Компенсация сотрудникам служебных расходов указана в пункте 10 Перечня. Значит, взносами в ФСС эти выплаты не облагаются.

НДФЛ. Рабочие поездки совершаются в интересах работодателя, а компенсацию подобных затрат НДФЛ не облагают (п. 3 ст. 217 НК РФ). Возмещенная плата за проезд не является экономической выгодой, то есть доходом сотрудника, значит, НДФЛ с нее взиматься не должен. Об этом говорится и в письмах Минфина России от 29.08.2006 № 03-05-01-04/252 и от 04.05.2006 № 03-05-01-04/112.


Прыг: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Скок: 10 20