СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

ФНС дала рекомендации по рассмотрению жалоб

Источник: Журнал «Налоговые споры» №2/2014

Автор: Елена Антипова, налоговый юрист.

Территориальные налоговые органы получили первые указания о том, как выстраивать взаимодействие при рассмотрении возражений и жалоб налогоплательщиков, а также при подготовке проектов решений по проверкам. Изучим особенности обмена информацией между структурными подразделениями внутри инспекции и между налоговыми органами разных уровней.

Рекомендации, приведенные в письме ФНС России от 26.12.2013 № СА-4-9/23437@, призваны обеспечить единообразие в порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений при рассмотрении:

  • письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налоговой проверки, по актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;
  • жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Положения письма не распространяются на жалобы, поданные в порядке, установленном Федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и КоАП РФ.

Четыре точки опоры

Во-первых, любое письменное возражение, пояснение или ходатайство, которое поступило от проверяемого налогоплательщика, должно быть зарегистрировано в ведомственной системе электронного документооборота. Его следует направить на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) налогового органа не позднее рабочего дня, следующего после поступления. Далее возражения с резолюцией руководителя доводятся до конкретных исполнителей и соисполнителей.

Во-вторых, инспекторы, которые составили акт, обязаны ознакомить инспекторов из подразделения досудебного урегулирования налоговых споров с возражениями плательщика, а также материалами налоговой проверки. В указанное подразделение также должна быть направлена копия извещения проверяемого лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля. Такой порядок, видимо, призван обеспечить более строгий контроль за надлежащим уведомлением проверяемых, т. е. за соблюдением процессуальных моментов. Ведь, как известно, если налоговый орган не обеспечит участие лица в рассмотрении материалов проверки, решение по ней будет признано незаконным.

Заключение по возражениям готовит подразделение досудебного урегулирования. При необходимости у инспекторов, которые составляли акт, могут быть запрошены пояснения по доводам налогоплательщика.

В-третьих, в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки рекомендовано участвовать представителям как минимум трех подразделений ИФНС: отдела выездных проверок (подразделение, которое готовило акт), юридического отдела и отдела досудебного урегулирования (если таковой в инспекции есть).

В-четвертых, процесс рассмотрения материалов ревизии протоколируется сотрудниками структурного подразделения налогового органа, в функции которого входит подготовка заключений по возражениям. А при согласии проверяемого плательщика может вестись еще и аудиозапись, которую вместе с протоколом впоследствии приобщают к материалам проверки.

Следует помнить, что ответственным за вручение (направление) плательщику или его представителю всех документов (уведомлений, извещений, решений и др.), формируемых в процессе и по результатам рассмотрения материалов налогового контроля, является структурное подразделение инспекции, которое составило акт налогового контроля. При этом проверяющие руководствуются порядком, установленным п. 5 ст. 31 НК РФ. Копии указанных документов передаются в отдел досудебного урегулирования не позднее следующего рабочего дня после их подписания.

Подготовка проекта решения

Процесс подготовки проекта решения по проверке выглядит так. Сначала отдел досудебного урегулирования по результатам оценки письменных возражений (пояснений, ходатайств) и материалов налогового контроля готовит по ним заключение и передает его руководителю инспекции или его заместителю. Копию направляет в отдел, который составлял акт. Пометка «Для служебного пользования» на документе необязательна.

В заключении должна быть изложена позиция подразделения по каждому доводу плательщика, заявленному в письмен¬ных возражениях и ходатайствах, приведены соответствующие нормы законодательства, письма ФНС России и разъяснения Минфина России, а также судебная практика по данному вопросу (при наличии).

Буква закона

Налоговый кодекс Российской Федерации Пункт 5 статьи 31:

В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: – налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Важное указание ФНС России: в заключении должна содержаться оценка обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения и обстоятельств, смягчающих или отягчающих ее. Причем независимо от того, заявлял ли их сам налогоплательщик.

Как видим, налоговая служба прислушалась к мнению судов, которые неоднократно заявляли: инспекторы обязаны не только установить, существуют ли смягчающие ответственность (или вовсе ее исключающие) обстоятельства, но и применить их. Причем даже если плательщик о них не заявляет.

Судебная практика

Из постановления ФАС Московского округа от 03.10.2012 № А40-107621/11- 99-463

<...> Исследование обстоятельств, в том числе смягчающих ответственность налогоплательщика, является предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностью налогового органа, а не его правом, используемым по своему усмотрению. <...>

На это прямо указано в НК РФ: «обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций» (п. 4 ст. 112 НК РФ). Но несмотря на это, инспекторы обычно не торопятся снижать штрафы самостоятельно. На радость плательщикам эту недоработку восполняют суды.

Кстати, такая нерадивость играет против налоговиков. Не указывая в акте, а впоследствии и в решении обстоятельства, отягчающие ответственность, они исключают возможность убедить суд не снижать санкции, а наоборот увеличить их из-за этих обстоятельств.

Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.12.2013 № А21-844/2013 указал: «Доводы кассационной жалобы Инспекции относительно того, что судами не учтено наличие обстоятельств, отягчающих ответственность Организации, не могут быть приняты во внимание, поскольку такого рода обстоятельства не были отражены в оспариваемом решении налогового органа и не обосновывались им».

Обратите внимание, что вышестоящий налоговый орган вправе вынести свое решение по проверке, если установит, что инспекция нарушила существенные условия процедуры рассмотрения материалов.

Судя по комментируемому письму, ФНС России решила исключить подобные оплошности инспекторов на местах, чтобы с учетом обязательного досудебного порядка максимально снизить количество встреч с налогоплательщиками в судах.

Вернемся к порядку подготовки проекта решения. Ответственным за это является структурное подразделение налогового органа, составившее акт. Кстати, чтобы избежать нарушения сроков, установленных для принятия решения по проверке, в письме рекомендовано направлять проект на согласование в правовое подразделение не позднее трех рабочих дней до дня вынесения решения. За два дня юридический отдел обязан завизировать проект. Причем даже при наличии замечаний, которые прилагаются в виде докладной записки на имя руководителя (заместителя руководителя) инспекции, рассмотревшего материалы налогового контроля. Копия докладной записки направляется в структурное подразделение, составившее акт. Будем надеяться, что подход, предложенный ФНС России нижестоящим налоговым органам, позволит им принимать максимально корректные и грамотные с точки зрения налогового законодательства решения.

Жалобная процедура

Перейдем ко второй части письма, в которой рекомендован порядок взаимодействия структурных подразделений инспекции при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Переданная в инспекцию жалоба должна попасть в отдел досудебного урегулирования споров уже на следующий день после ее поступления. И первое, что сделают инспекторы, – проверят, нет ли оснований для оставления жалобы без рассмотрения. Напомним их (п. 1 ст. 1393 НК РФ):

  • жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем; либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока ее подачи, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении либо в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.
  • Передать жалобу вместе с документами в вышестоящий налоговый орган инспекторы обязаны не позднее пяти рабочих дней со дня ее получения.

Ранее ФНС России уже обращала внимание региональных Управлений на сроки принятия решений по жалобам (письма ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@, от 04.07.2013 № СА-4-9/12019@). Так, срок на принятие решения об оставлении без рассмотрения жалобы полностью или в части составляет пять дней со дня ее получения. О принятом решении налоговики должны сообщить плательщику в течение трех дней.

Если жалоба принята к рассмотрению вышестоящим налоговым органом, то нижестоящий в своем заключении по ней обязан отразить обоснованную позицию по всем доводам заявителя. Также должна быть ссылка на имеющиеся у инспекции документы, копии которых прикладываются к заключению, на письма Минфина России, ФНС России и судебную практику.

См. также другие публикации в колонке журнала "Налоговые споры"

СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Страховые взносы для ИП в 2014 году

Множество индивидуальных предпринимателей было вынуждено свернуть свой бизнес из-за увеличения страховых взносов в 2013 году в 2 раза. В связи с этим правительство предприняло ряд мер, которые уменьшаю налоговую нагрузку для индивидуальных предпринимателей. Государство решило ввести налоговые каникулы для новых ИП и уменьшить им суммы страховых взносов.

Актуальную информацию по страховым взносам ИП читайте по ссылке.

Какую сумму взносов должен заплатить ИП в 2014 году?

Страховые взносы для ИП в 2014 году рассчитываются по-новому [см. источник 1,  п. 1 ст. 14] и уплачиваются в два этапа:

1 этап. В течение 2014 года все ИП независимо от режима налогообложения, факта осуществления и доходности деятельности обязаны уплатить сумму взносов в размере 20 727,53 руб.

Распределяется обязательный платеж следующим образом:

  • для граждан 1966 года рождения и старше взнос в ПФР на страховую часть пенсии составляет 17 328,48 руб. + взнос в ФФОМС 3399,05 руб.;
  • для граждан моложе 1967 года рождения (включительно) уплачивается взнос в ПФР на страховую часть 13 329,60 руб., на накопительную часть – 3998,88 руб. + платёж в ФФОМС 3399,05 руб.

Фиксированные страховые взносы для ИП с доходом до 300000 руб. включительно рассчитываются по формуле:

МРОТ * тариф * 12

2 этап. Если доходы ИП превышают за календарный год 300 000 руб., то до 1 апреля 2015 года предприниматель обязан дополнительно уплатить 1% от суммы дохода, превышающего указанную сумму.

Таким образом с 2014 страховые взносы для ИП зависят от их доходов. При доходе свыше 300000 руб. для ИП страховые взносы в ПФР рассчитываются как:

МРОТ * тариф * 12 + (доход - 300000) * 1%

Максимальный размер взносов ИП в 2014 году

Размер фиксированного взноса ИП за 2014 год (т.е. обязательный годовой платёж и дополнительная сумма в виде 1%) не может превышать 142 023,89 руб. Таким образом, максимальный платёж в ПФР составляет 138 624,84 руб., фиксированный платёж в ФОМС неизменен и составляет 3399,05 руб.

Показатель ФФОМС ПФР Итого

фикс.

до 31.12.14

доп.

до 01.04.15

Минимальные страховые взносы для ИП

с доходом до 300'000 руб.

3399,05 17328,48 - 20727,53
300'000 руб. < доход < 12'429'936 руб.

(доход -

- 300'000)*1%

20727,53 +

+ (доход -

- 300'000)*1%

Максимальные страховые взносы для ИП

с доходом свыше 12'429'936 руб. 

121299,36 142026,89

В таблице указан расчет для основного тарифа страховых взносов.

Взнос в ФФОМС для ИП фиксированный 3399,05 руб.

Взносы в ПФР для ИП фиксированы и состоят из 17328,48 руб. и дополнительно 1% с превышения  дохода 300000 руб.

Полезный совет! Пользуйтесь сервисом интернет-бухгалтерии «Моё дело» чтобы автоматически отслеживать изменения в законодательстве. Система также за вас автоматически рассчитает налоги и суммы страховых взносов. Личный налоговый календарь напомнит сроки уплаты взносов. Электронный мастер поможет рассчитать сумму к оплате и сформирует платежные поручения. При возникновении сложных ситуаций пользователям интернет-бухгалтерии всегда поможет консалтинговая служба «Моё дело».

Любой пользователь сервиса «Моё дело» может обратиться за помощью в службу технической поддержки 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Количество консультаций не ограничено.

Подробнее о сервисе «Моё дело» читайте по ссылке.

Обязанности ИП по страховым взносам

Как и прежде, индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, отчеты в ПФР не предоставляют.

Каждый индивидуальный предприниматель обязан заплатить фиксированные страховые взносы за 2014 год в размере 20727,53 руб. Причем срок оплаты этой суммы до 31.12.2014г. включительно. Дополнительный страховой взнос в ПФР в размере 1% с превышения 300000 руб. дохода необходимо оплатить в срок до 01.04.2015г. включительно [см. источник 1,  п. 2 ст. 16]

При составлении платежных документов обратите внимание на изменения в заполнении платежных поручений с 2014 года. Кроме того, следует указывать единый КБК [см. источник 2, ст. 22.2] "на выплату страховой части трудовой пенсии" 39210202140061000160.

Из этого считаем, что с 2014 года для ИП с доходом меньше 1'793'713 руб. за год произошло реальное уменьшение страховых взносов.

Экономия на налогах для ИП

Индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом налогообложения доходы, а также применяющие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и не производящие выплат и др. вознаграждений физическим лицам, уменьшают налог на сумму начисленных и оплаченных фиксированных взносов [см. источник 3, подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 и п. 2.1 ст. 346.32]. Такой порядок действовал и раньше.

Максимальную сумму фиксированных страховых взносов ПФР начислит в случае отсутствия данных о доходах ИП [см. источник 1, п. 11 ст. 14]. Данные о доходах налоговые органы передают в "органы контроля за уплатой страховых взносов" [см. источник 1,  п. 9 ст. 14]. 

Поэтому рекомендуем индивидуальным предпринимателям на доходах по УСН и ЕНВД оплачивать обе части фиксированных взносов до 31.12.2014 для уменьшения суммы налога. Также помните о том, что нужно вовремя отчитаться в налоговую за полученные доходы.

Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения (ОСН) и купившие патент (ПСН) сэкономить на налогах за счет взносов не могут.

Налоговые каникулы новым ИП

Налоговые каникулы новым ИП, зарегистрировавшимся в 2014 году, будут действовать в течение 2-х лет в ряде регионов России как эксперимент. При этом предполагается, что выбор режима налогообложения не влияет на "налоговую льготу".

Данную инициативу Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России ранее пролоббировали ОНФ, организовавший сбор подписей в интернете, "Опора России" и др. бизнес-сообщества.

По некоторым данным из-за увеличения сумм страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013г. в 2 раза снялись с учёта порядка 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2014г. суммы страховых взносов на радость предпринимателям уменьшатся и составят 20727,53 руб. при условии дохода индивидуального предпринимателя не более 300000 руб.

На сегодняшний день законопроект находится на рассмотрении.

Источники:

СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

Инспекция будет платить больше процентов

Суды долгое время по-разному решали вопрос о том, нужно ли при расчете процентов, начисляемых на излишне взысканные налоги, учитывать день фактического возврата соответствующих сумм на банковский счет налогоплательщика. Президиум ВАС РФ предложил свое видение правильного применения положений п. 5 ст. 79 НК РФ.

Суть спора

По итогам выездной проверки инспекция оштрафовала компанию, а также доначислила налоги, начислила пени. После вступления в силу решения плательщику были выставлены требования, которые он исполнил, а затем обжаловал решение.

Три судебные инстанции поддержали компанию, признав решение частично недействительным. Инспекция вернула ей суммы налогов, пеней и штрафов, но без процентов, предусмотренных п. 5 ст. 79 НК РФ.

Фирме пришлось вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании 8,4 млн руб., исчисленных по каждому факту перечисления денежных средств со дня, следующего за днем уплаты, по день фактического возврата включительно. Налоговики уплатили почти всю сумму процентов, кроме 18 423 руб. 11 коп., которые компания насчитала за день фактического возврата излишне взысканного на банковский счет.

Позиция налоговой инспекции Позиция налогоплательщика
Проценты подлежат начислению со дня, следующего за днем оплаты начисленных сумм налогов, пеней и штрафов, по день, предшествующий дню фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика. В спорной норме отсутствует прямое указание на включение дня фактического возврата излишне взысканной суммы налога в расчет процентов. Правомерен расчет процентов со дня, следующего за днем уплаты начисленных сумм налогов, пеней и штрафов, по день фактического возврата денежных средств на банковский счет, включая дату их поступления на счет компании.

Решение принято в пользу налогоплательщика.

Позиция суда

Проценты начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Поэтому их следует начислять на сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога за те дни, когда плательщик не имел возможности распоряжаться ею. То есть начисления производятся по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм плательщику. Такое толкование содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 28.04.2011 № А65-19019/2010, ФАС Московского округа от 08.04.2010 № КА-А40/2941-10, а также в письме Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7.

При рассмотрении вопроса о расчете процентов, подлежащих начислению и уплате налогоплательщику помимо сумм излишне взысканных налогов, суды дают иное толкование положениям п. 5 ст. 79 НК РФ. Они признают правильными расчеты с включением в период начисления процентов дня зачисления излишне взысканных сумм на расчетный счет (постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11 и др.).

Полностью с выводами суда можно ознакомиться в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13.

Комментарий эксперта

Владимир Краснов, эксперт журнала «Налоговые споры»

Недосказанная норма

Спорная норма п. 5 ст. 79 НК РФ говорит о том, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения от плательщика заявления на возврат в письменной или электронной форме по ТКС. В последнем случае его необходимо снабдить усиленной квалифицированной подписью.

Правило начисления процентов такое: со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие дни.

Как видно, спорная норма и вообще Налоговый кодекс не уточняют, «по день фактического возврата» включительно или нет. Между тем речь идет о реальных денежных средствах, причем это могут быть внушительные суммы. Например, как в рассматриваемом деле, когда компания состоит на общей системе и выездная проверка охватывает все налоги. Для фирмы на «упрощенке» величина средств, конечно, будет меньше.

Поиск правильных процентов

Вынося решения в пользу налогового органа, суды в рассматриваемом деле руководствовались в т. ч. постановлениями Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05 и от 12.04.2011 № 14883/10.

В названных документах рассмотрены споры о возмещении НДС в порядке ст. 176 НК РФ. Так, крайней датой начисления процентов за период просрочки возврата возмещаемого налога высшие арбитры признали день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм плательщику. При этом данная статья (как и п. 5 ст. 79 НК РФ) не уточняет момент окончания срока. Кроме того, формулировка еще более абстрактная – «исходя из даты фактического возврата» (абз. 1 п. 11 ст. 176 НК РФ). По сути, она не содержит данных о моменте окончания начисления процентов.

В рассматриваемом споре апелляция прямо указала, что «неопределенность содержания вышеуказанных правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 № 09АП-1981/2013).

Вынося решения в пользу налогового органа, суды также исходили из давно утвердившегося посыла, что проценты подлежат начислению лишь за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться данными денежными средствами. Правда, при этом они не учитывали, что речь в законе, скорее всего, идет именно о фактических днях без денег, а не о календарных днях.

Проценты подлежат начислению лишь за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами. Но нужно учитывать, что речь идет не о календарных, а именно о фактических днях без денег.

Спорный день

Доводы, благодаря которым Президиум ВАС РФ поддержал компанию и тем самым сыграл на руку всем налогоплательщикам, пока не известны. Однако уже сейчас можно заключить, что он признал разницу в правовой природе начисления процентов при несвоевременном возмещении НДС (ст. 176 НК РФ) и при излишнем взыскании налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ) в части определения периода начисления.

Как видно из рассматриваемого спора, за основу своей позиции суды и инспекция брали именно первый случай, арбитражная практика по которому склонялась в пользу инспекции.

Нельзя не согласиться и с ходом рассуждений налогоплательщика в данном споре. Он указал, что день изъятия средств со счета не учитывается в периоде, за который начисляются проценты в силу ст. 79 НК РФ, поэтому его законодатель заложил в день фактического зачисления средств на счет в банке. А в последнем случае имеют место как минимум два юридически значимых обстоятельства:

  • неправомерное удержание этих денежных средств;
  • исполнение инспекцией обязанности по их возврату (исходя из п. 8 ст. 61 НК РФ, инспекция может тянуть с возвратом до 24 часов последнего дня срока).

Еще один весомый аргумент в пользу позиции «+1 день» заключается в следующем: иное толкование НК РФ приводит к невозможности взыскания процентов за один день незаконного удержания денежных средств.

Проценты должны работать на полную

Вопрос о дне фактического возврата невозможно рассматривать в отрыве от его экономической составляющей. Очевидно, что выплата процентов за излишне взысканное является компенсацией потерь плательщика от неправомерных действий налогового органа. Как следствие, нет возможности свободно использовать собственные денежные средства.

Между тем подход инспекции в рассматриваемом споре позволяет реализовать компенсационную функцию процентов лишь частично, поскольку в этом случае день взыскания не входит в период начисления процентов в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ). А день возврата инспекция и ряд судов не признают таковым в силу субъективного усмотрения и неверного транспонирования выводов по якобы схожим делам.

Таким образом, ст. 176 и 79 НК РФ имеют существенное отличие. Начисление процентов на основании первой нормы происходит со дня, когда права налогоплательщика были нарушены, а на основании второй – со дня, следующего после нарушения прав.

Поэтому в случае ст. 79 НК РФ необходимо учитывать день взыскания: он как бы сдвигается на конец срока, замещая собой день фактического возврата, по сравнению с порядком по ст. 176 НК РФ. То есть крайние границы срока в целом остаются незыблемы.

См. также другие публикации в колонке журнала "Налоговые споры"

Прыг: 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010
Шарах: 100