СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Зачем и кому нужен финансовый анализ

Автор: Борис Абрамович Райзберг, доктор технических и экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к нехватке средств для финансирования текущей или инвестиционной деятельности, а избыточная будет препятствовать развитию, увеличивая сроки оборачиваемости капитала и сокращая прибыль. Обосновать параметры такой устойчивости позволяет финансовый анализ. Он не только дает возможность судить о положении предприятия на данный момент, но и служит основой для выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития фирмы.

Управление любым объектом требует прежде всего знания его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествовавшие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в его функционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития объектов на будущие периоды. Высказанное положение относится к предприятиям, фирмам вне зависимости от их роли, масштаба, вида деятельности, формы собственности.

В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость предприятий, то есть состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также произвести затраты по расширению и обновлению производственной базы.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности организаций, к нехватке денежных средств для финансирования текущей или инвестиционной деятельности, к банкротству, а избыточная — будет препятствовать развитию, приводя к появлению излишних запасов и резервов, увеличивая сроки оборачиваемости капитала, сокращая прибыль.

Обосновать параметры такой устойчивости позволяет финансовый анализ. Такой анализ не только дает возможность судить о положении предприятия на данный момент, но и служит основой, необходимой предпосылкой выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития фирмы.

Отметим также, что там, где наблюдается высокая культура управления предприятием, любой годовой и даже квартальный отчет о деятельности предприятия сопровождается финансовым анализом его деятельности.

Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятий связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия как производственного, финансового, имущественного, социального комплекса. Чаще всего эти данные сосредоточены в документах финансовой отчетности, балансе предприятия, учетных ведомостях. Таким образом, документально-информационной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятий служат данные бухгалтерского учета. Сами эти данные позволяют высказать суждение о состоянии дел на фирме, но глубокий анализ требует еще и их обработки.

Как известно, бухгалтерский учет на предприятиях ведется не только в. целях отражения осуществляемых предприятием хозяйственных операций и сделок, фиксации наличного имущества, доходов, источников их формирования. Данные финансовой отчетности используются в процессе выработки, обоснования, принятия управленческих решений. Планирование направления и сфер деятельности, развития предприятия, разработка и обеспечение реализации проектов инновационного и производственного профиля, организационно-кадровые мероприятия по улучшению деятельности предприятия, повышению эффективности работы так или иначе связаны с предварительным анализом отчетности.

Главная цель финансового анализа — получение нескольких основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Такая информация может быть получена в результате проведения комплексного анализа финансовых отчетов по научно обоснованной методике.

Результатом финансового анализа является оценка состояния предприятия, его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота капитала, доходности используемых средств.

Анализ финансового положения предприятия позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственно-предпринимательской деятельностью.


Кто и как использует результаты анализа

Различные виды анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.

Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет и управленческий (бухгалтерский) учет. Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный анализ.

Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает в основном официальная финансовая отчетность предприятия, как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса. Например, чтобы оценить устойчивость того или иного банка, клиент просматривает балансы банков, на основе их рассчитывает определенные показатели для сравнения с устойчивыми банками. Но, к сожалению, полный, всеобъемлющий анализ сделать невозможно из-за неполноты и ограниченности информации, представленной в финансовой и бухгалтерской документации.

Внешний анализ включает анализ абсолютных и относительных показателей прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, эффективности использования заемного капитала, общий анализ финансового состояния фирмы.

В противоположность ему внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самого предприятия. На его основе осуществляется контроль за деятельностью предприятия, причем не только за финансовой деятельностью, но и за организационной, и намечаются дальнейшие пути развития производства. Основой такого анализа служат финансовые документы (отчеты) самого предприятия, это бухгалтерский баланс в расширенной форме, всевозможные финансовые отчеты, не только на определенную дату (месяц, год), но и текущие, что позволяет иметь более точную характеристику дел и устойчивости предприятия. Главное направление внутреннего финансового анализа — анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли, использования заемного капитала, собственных средств. Иначе говоря, изучаются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Часто определенные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной.

Исходя из разновидностей и целей анализа, можно выцедить условно внешний и внутренний круг лиц, заинтересованных в такой информации.

К внешнему кругу лиц относят обычно пользователей с прямыми и непрямыми финансовыми интересами, а к внутреннему прежде всего администрацию.

К первой группе лиц относятся пользователи с так называемым прямым финансовым интересом: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели и клиенты, деловые партнеры. На основе данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о том, какова прибыльность и ликвидность компании, каковы финансовые перспективы компании в будущем, стоит ли в нее вкладывать средства, имеет ли компания деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долги.

Инвесторы оценивают потенциальную прибыльность компании, потому что от этого зависит стоимость инвестиций (рыночная стоимость акций капиталов компании) и сумма дивидендов, которую компания будет выплачивать. Кредитор оценивает потенциальные возможности компании погашать займы.

К пользователям финансового анализа с непрямым финансовым интересом относятся государственные органы и внебюджетные фонды, налоговые органы, инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи, страховые организации, фирмы, осуществляющие внешний аудит.

Информация о финансовой деятельности предприятий необходима этой группе для контроля за соблюдением предприятиями обязательств перед государством, за правильностью уплаты федеральных и местных налогов, для решения вопросов о налоговых льготах, о методах и способах приватизации и акционировании предприятия. Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные синтетические оценки, позволяющие судить о положении не только одного или нескольких предприятий, но и отрасли в целом и региона.

Компании, зарегистрированные в инвестиционных фондах и на фондовых биржах, должны представлять им специальные финансовые отчеты. Кроме того, к пользователям информации, имеющим непрямой финансовый интерес, относятся аудиторы и аудиторские фирмы, консультанты по финансовым вопросам, юристы и юридические фирмы, пресса и информационные агентства, общественность.

К внутренним пользователям результатами финансового анализа относится администрация. Администрация — это собственники и управленческий персонал компании, которые несут полную ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение целей, стоящих перед ним.

Успешная деятельность администрации основывается на правильно принимаемых управленческих решениях, вытекающих из анализа данных бухгалтерского учета.

Деятельность администрации любого предприятия направлена на достижение системы целей. Однако в условиях конкуренции требуется сосредоточить все усилия на двух главных целях любого бизнеса: прибыльности (рентабельности) и ликвидности. Прибыльность — это способность получать прибыль, достаточную для привлечения и удержания инвестиционного капитала. Ликвидность — это наличие достаточных платежных средств для оплаты долгов в установленные сроки. Как известно, зависимость между этими показателями часто бывает обратной: чем выше прибыльность, тем ниже ликвидность.

Администрация постоянно должна иметь следующие данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия: величина чистой прибыли за отчетный период, соответствие нормы прибыли ожидаемым результатам, наличие достаточных денежных средств, перечень наиболее прибыльных продуктов, себестоимость каждого произведенного продукта. На основе имеющейся информации руководители и менеджеры принимают управленческие решения.

Как видно, круг пользователей финансового анализа и областей их приложения весьма широк. В то же время пользователей финансовой информации могут интересовать и отдельные разнообразные аспекты деятельности предприятия. Это обстоятельство предопределяет необходимость не только комплексного, но и всестороннего подхода к анализу деятельности предприятия для внутреннего и внешнего использования.

Администрация не ограничивается только внутренним финансовым анализом, но при возможности дополняет его внешним, проводимым теми или иными специализированными фирмами. Это связано не только с тем, что «со стороны видней», но и с большей широтой анализа, выполненного с учетом конкурентоспособности других фирм и поэтому дающего возможность оценить себя непредвзято, комплексно, что позволит более точно сформулировать первостепенные задачи своего развития.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Общий алгоритм проведения работ по сокращению издержек

Автор: Bлaдиcлaв Анaтoльeвич Гaгаpcкий, независимый конcyльтант по управлению, эксперт в области оптимизaции и реглaментaции бизнес-процессов и анализа издержек, препoдаватель программы MВА АНХ при Правительстве РФ.

Этот алгоритм является универсальным вне зависимости от того, выполняется ли сокращение издержек как единовременный проект или как регулярный процесс; отличие будет в тонкостях выполнения отдельных процедур на каждом из этапов алгоритма. Как показывает практика, наиболее проблематично собрать информацию о бизнес-процессах, так как все прочие сведения более или менее имеются в наличии, хотя и не всегда актуальны.

Общий алгоритм сокращения издержек в компании представляет собой следующую последовательность работ:

  1. постановка (уточнение) целей и задач проекта;
  2. диагностика издержек и определение перспективных направлений их снижения;
  3. диагностика деятельности (бизнес-процессы, потери, организационная структура, персонал);
  4. анализ деятельности по перспективным направлениям снижения издержек;
  5. формирование программы мероприятий по снижению издержек;
  6. внедрение (реализация) программы мероприятий по снижению издержек;
  7. оценка результатов внедрения и/или корректировка программы.

Этот алгоритм является универсальным вне зависимости от того, выполняется ли сокращение издержек как единовременный проект или как регулярный процесс; отличие будет в тонкостях выполнения отдельных процедур на каждом из этапов алгоритма. Так, если деятельность по управлению издержками является регулярной, то работы по диагностике деятельности явно будут выполняться в ограниченном объеме, так как все «болевые точки» в деятельности уже известны. Поэтому в описании алгоритма мы будем рассматривать сокращение издержек как проект, поскольку процедуры в этом случае будут более обширными и комплексными. Ввиду объемности и сложности всей темы, далее мы рассмотрим первые три пункта предлагаемого алгоритма.


1. Постановка (уточнение) целей и задач проекта

С постановки целей должно начинаться любое дело. Рискуя показаться банальными, напомним основной принцип постановки целей SMART. Цели должны отвечать следующим критериям:

  • S — Specific (конкретность). Одна цель — снизить издержки. Другая цель — повысить эффективность затрат. Какие именно издержки? Мы можем вообще ничего не производить, и прямые производственные затраты будут минимально возможными. Хорошо ли это для компании?
  • M — Measurable (измеримость). Надо указать, что именно является критерием достижения цели. Скажем, не снизить издержки вообще, а снизить их, допустим, на 20%.
  • A — Attainable (достижимость). Надо понять, за счет чего планируется достигнуть цели, и провести проверку: возможно ли в принципе достигнуть заданной цели имеющимися средствами?
  • R — Relevant (актуальность). Надо определить, адекватна ли наша цель и соответствуют ли ей имеющиеся средства. Допустим, мы решили, что производить усовершенствование деятельности будем за счет ее автоматизации. В этом случае надо произвести прогнозирование: не превысят ли затраты на автоматизацию возможную экономию ресурсов?
  • T — Time-bound (ограниченность во времени). Следует четко указать, в какие сроки мы планируем достигнуть поставленной цели.


Исходя из практики подобных проектов в российских компаниях, наиболее типичными ошибками в постановке целей являются:

  • неадекватность поставленной цели и ресурсов, выделенных на ее выполнение. Надо понимать, что сокращение издержек не бывает бесплатным. В любом случае мы что-то тратим, как минимум трудозатраты своего персонала на выполнение тех или иных мероприятий по сокращению издержек;
  • чрезмерно заниженные сроки, запланированные на выполнение проекта. В итоге приходится все делать «на коленке». Результат этого предсказуем: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»;
  • постановка цели без анализа степени ее достижимости. Поскольку менеджеры могут не знать всей специфики деятельности и не учитывать имеющихся «подводных камней», цель может ставиться заведомо неисполнимая в текущих условиях. К этому же относятся в принципе неправильные постановки цели, например: «Сократить численность персонала на 10%», т. е. численность каждого подразделения на 10%. Но зачем нужно сокращать персонал непременно равномерно? Возможно, какие-то подразделения можно вообще ликвидировать, а какие-то, напротив, усилить персоналом. В результате численность персонала в целом по предприятию сократится, но оставшиеся будут работать эффективнее.

На этапе постановки цели, когда мы еще точно не знаем конкретных мероприятий, с помощью которых предстоит сокращать издержки, сложно оценить достижимость цели. Но тем не менее стоит хотя бы пригласить экспертов, которые помогут с качественной оценкой достижимости в текущих условиях. Также стоит спрогнозировать финансовую модель деятельности предприятия в условиях, когда издержки уже сокращены. Это позволит качественно оценить возможные результаты проекта.


2. Диагностика издержек и определение перспективных направлений их снижения

Диагностика издержек заключается в том, что необходимо:

  1. собрать и структурировать данные из системы управленческого учета и/или системы бюджетирования об издержках компании;
  2. соотнести издержки и объекты деятельности — бизнес-процессы, подразделения, персонал;
  3. произвести анализ издержек в разрезе вышеуказанных объектов на предмет их ранжирования по величине и степени управляемости. Анализ должен быть как можно более детальный при условии наличия необходимых исходных данных;
  4. на основе анализа выделить перспективные направления снижения издержек;
  5. дополнительно будет полезно посмотреть на архивные данные по издержкам за последние 3-5 лет. Но если данные несопоставимы, то такой анализ будет некорректным.

Разумеется, результаты диагностики следует документально оформить в виде отчета или аналитической записки. В силу своего содержания этот документ будет являться конфиденциальным в рамках компании.

Проблемы с анализом исходных данных может и не быть — любой квалифицированный бизнес-аналитик сможет его выполнить. Проблемы могут быть только со сбором исходных данных и их адекватностью. Если у компании нет полноценной системы управленческого учета, придется воспользоваться данными бухгалтерского учета, а они могут не отражать информацию в необходимых аналитических разрезах.


3. Диагностика деятельности (бизнес-процессы, потери, организационная структура, персонал)

Диагностика деятельности заключается в выполнении следующих действий:

  1. сбор исходной информации для анализа: моделей (либо текстовых описаний) бизнес-процессов «как есть», организационно-функциональной модели компании, сведений о структуре персонала;
  2. анализ собранной информации на предмет ее полноты и при необходимости сбор дополнительных сведений о деятельности;
  3. выявление существующих и потенциальных проблемных зон в деятельности.

В качестве исходной информации для анализа выступают:

  • организационная структура компании;
  • штатное расписание;
  • положение о системе управления;
  • положения о подразделениях;
  • модели бизнес-процессов;
  • регламенты бизнес-процессов;
  • положение о системе оплаты труда (положение о премировании);
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • информация о производительности труда сотрудников;
  • отчеты по структуре персонала, а именно:
  • структура персонала по категориям сотрудников;
  • структура персонала по образованию;
  • структура персонала по возрасту;
  • структура персонала по полу;
  • структура персонала по стажу работы в компании;
  • сведения о текучести персонала;
  • перечень сотрудников определенных групп (работники пенсионного возраста, женщины в отпуске по уходу за ребенком и т. п., имеющие иждивенцев, и т. д.).

Как показывает практика, наиболее проблематично собрать информацию о бизнес-процессах, так как все прочие сведения более или менее имеются в наличии, хотя и не всегда актуальны. На предприятиях далеко не всегда есть свои специалисты, которые могут моделировать бизнес-процессы. Проект по полноценному описанию бизнес-процессов может занять несколько месяцев. Поэтому если готовых описаний, тем более графических моделей нет, то можно на первых порах обойтись картой процессов с обязательным указанием результатов каждого из них. Последнее нужно для контроля правильности выделения того или иного процесса.

В любом случае нужно обязательно собрать информацию о проблемных зонах каждого процесса. Если моделей бизнес-процессов нет, то придется выяснять проблемные зоны путем проведения интервью с владельцами и участниками процесса. При этом они выскажут свое личное видение этих проблемных зон, и оно по определению субъективно. Более того, видение будет искажено, поскольку интервьюируемые сотрудники будут подозревать, что при выявлении проблем их могут наказать. При анализе моделей бизнес-процессов такого не происходит по понятным причинам.

Основными методами сбора данных при обследовании являются:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • сбор документов;
  • наблюдение.

Анкетирование представляет собой сбор информации посредством заполнения специально разработанных для этого форм документов со структурированными вопросами. Ответы на данные вопросы должны содержать сведения, которые и необходимо получить в ходе обследования. Анкеты могут заполняться либо бизнес-аналитиком со слов должностного лица предприятия, компетентного в данных вопросах, либо непосредственно должностным лицом предприятия, и затем передаваться бизнес-аналитику для изучения. Во втором случае рекомендуется приложить к анкете инструкцию по ее заполнению. Это необходимо во избежание неверного толкования вопросов анкеты и для достижения высокой точности ее заполнения.

Настоятельно рекомендуется заверять анкету подписью лица, его заполняющего. Это необходимо для того, чтобы избежать в будущем каких-либо проблем, связанных с отказом от предоставленной информации. Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы ее заполнение заняло не более одного часа у анкетируемого лица, в противном случае внимание рассеивается и человек отвечает на вопросы анкеты по принципу «лишь бы отписаться» либо вообще игнорирует многие вопросы.

Ключевые требования к вопросам анкеты:

  • вопросы должны соответствовать цели получения необходимой и достаточной информации. При этом вопросы не должны нарушать общепринятую этику и условия конфиденциальности;
  • вопрос должен быть однозначно понятен анкетируемому лицу и находиться в сфере его профессиональной компетенции;
  • предполагаемый ответ на вопрос должен быть кратким по объему, но достаточно полным по содержанию;
  • по возможности в зависимости от специфики вопроса следует предлагать выбрать один или несколько заранее подготовленных вариантов ответа.

Интервьюирование представляет собой опрос бизнес-аналитиком должностного лица предприятия в личной беседе. Интервью следует назначать заранее на удобное для интервьюируемого время. Рекомендуется проводить интервью продолжительностью не более часа. Интервью, как правило, проводят либо в форме относительно свободной беседы, либо в форме структурированного опроса. В каждом случае вопросы для интервью следует подготовить заранее. Ответы фиксируются либо письменно, либо на диктофон. Последнее удобнее, но требует больше времени на расшифровку записи.

Типичные ошибки при проведении интервью:

  • переход беседы на темы, не относящиеся к цели опроса;
  • навязывание собственных вариантов ответа собеседнику;
  • «жонглирование» терминами и иная демонстрация собственных познаний бизнес-аналитика, вместо того чтобы внимательно слушать собеседника.

Сбор документов — это весьма важный, хотя и не основной метод сбора данных о бизнес-процессах. Бизнес-процессы, так или иначе, связаны с передачей и обработкой информации, которая представлена, как правило, в виде документов. Таким образом, заполненные формы документов представляют большую ценность для иллюстрации того, как реально протекают бизнес-процессы на предприятии. В частности, по наличию подписей должностных лиц на документе можно представить и маршрут документа, и разграничение полномочий на предприятии. Кроме того, по заполнению полей документа можно понять, какие данные фиксируются и измеряются, а какие нет. Так, например, в стандартной форме путевого листа присутствует более сотни полей данных, однако реально заполняются только около двадцати из них.

В некоторых случаях опытный аналитик по одним только образцам документов может восстановить реальный бизнес-процесс, но все же эффективнее использовать сбор документов в сочетании с интервьюированием и анкетированием.

Наблюдение представляет собой непосредственное присутствие бизнес-аналитика на рабочем месте сотрудников подразделений с регистрацией событий и действий, происходящих в ходе рабочего дня. Сведения о действиях заносятся в специальную учетную форму для дальнейшей обработки и анализа. Наблюдение является весьма трудоемким процессом, поэтому на практике применяется не очень часто.

Достоинством этого метода является то, что он дает наиболее полное представление о деятельности подразделений предприятия. Однако при проведении наблюдения непродолжительное время есть вероятность того, что под наблюдение попадет только небольшая часть функций и процедур, совершаемых в подразделении. При длительном же проведении наблюдения, как уже было сказано выше, существенно возрастает трудоемкость такой процедуры. Кроме того, зачастую исполнитель может работать с отличающейся от обычной интенсивностью, для того чтобы было отмечено его трудовое рвение.

Поэтому наблюдение, являясь мощным инструментом сбора информации, применяется реже, чем предыдущие три метода.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Моделирование оценки ликвидности и платежеспособности предприятия

Авторы: Р.А. Юдин, д.эк.н. Л.С. Соколова, к.эк.н.
Журнал «Справочник экономиста», № 5 за 2011 год

В данной статье представлена систематизация различных подходов российских и зарубежных ученых (более 15) к оценке ликвидности и платежеспособности, на практическом примере представлены расчет и последующий анализ ликвидности и платежеспособности, а также предложены рекомендации по совершенствованию оценки ликвидности и платежеспособности.

Объективная и точная оценка финансово-экономического состояния любого предприятия имеет первостепенное значение. Главная составляющая такой оценки — разработка моделей оценки платежеспособности и степени ликвидности.

Важность ликвидности и платежеспособности можно осознать, оценив возможные последствия недостаточной способности предприятия покрыть свои краткосрочные обязательства. Недостаточная ликвидность означает ограничение свободы действий руководства предприятия по использованию преимуществ и возникающих выгодных коммерческих возможностей.

С точки зрения платежеспособности финансовое положение может быстро измениться. Так, по причине отсутствия необходимой суммы средств на счете в результате финансовой недисциплинированности контрагентов из числа покупателей и заказчиков предприятие может мгновенно оказаться неплатежеспособным, то есть неспособным рассчитаться с кредиторами. Поэтому расчетный счет предприятия всегда должен содержать необходимый резервный запас денежных средств.

Оценка ликвидности баланса — необходимость в условиях рыночных финансовых ограничений и потребность анализа кредитоспособности предприятия. Главная задача в оценке ликвидности баланса — определить степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок преобразования которых в денежные средства (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). Достигается ликвидность баланса установлением тождества между обязательствами предприятия и его активами. Ликвидность баланса оценивается в результате сравнения активов, объединенных в группы по степени ликвидности, с пассивами, объединенными в группы по срокам их погашения. Однако у каждого российского и зарубежного автора имеется свое собственное видение того, каким образом необходимо группировать активы и пассивы баланса (табл. 1).

Активы первых трех групп называют текущими активами предприятия, так как в отличие от остального имущества они обладают наибольшей ликвидностью и способны постоянно видоизменяться.

В аналитической работе при формировании выводов необходимо помнить, что предложенная группировка активов по степени ликвидности в некоторой степени условна. Например, в составе одной из групп могут находиться такие активы, которые целесообразнее было бы отнести в состав другой группы. Кроме того, в пространственно-временном разрезе ценность конкретных активов, а значит, и их ликвидность не являются константой и могут изменяться в зависимости от различных обстоятельств.

Таблица 1. Сравнение различных точек зрения на анализ ликвидности баланса на основе группировки активов и пассивов

Авторы, ведомства (по литературным источникам)

А1

А2

А3

А4

П1

П2

П3

П4

Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270 + стр. 215

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 135 + стр. 140 – стр. 215 – стр. 216

Стр. 190 + стр. 230 + стр. 216 – стр. 135 – стр. 140

Стр. 620 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650

Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 140 – стр. 216

Стр. 110 + стр. 120 + стр. 130 + стр. 216 + стр. 230

Стр. 620 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 510 + стр. 520

Стр. 490 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650

Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650

Грачев А.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240

Стр. 230 + стр. 270 – стр. 216 – стр. 220

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610

Стр. 590

Стр. 490 – стр. 216 – стр. 220

Донцова Л.В., Никифорова Н.А.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 590 + стр. 640 + стр. 650

Стр. 490

Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230

Стр. 190

Стр. 620 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650

Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г.

Стр. 250 + 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 – стр. 216

Стр. 190

Стр. 620 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 611 + стр. 612

Стр. 590 + стр. 640

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 – стр. 216 – стр. 470 (убыток)

Колчина Н.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 230 + стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 140 – стр. 216

Стр. 190 – стр. 140

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 630

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660 – стр. 216

Пласкова Н.С.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220

Стр. 190 + стр. 230

Стр. 620 + стр. 630

Стр. 610 + стр. 650 + стр. 660

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640

Савицкая Г.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 215 + стр. 220

Стр. 211 + стр. 213 + стр. 214

Стр. 190 + стр. 230 + стр. 216

Стр. 620 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 510

Стр. 490

Шеремет А.Д.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 230 + стр. 135 + стр. 140 – стр. 216 – стр. 510 (ф. 5)

Стр. 190 + стр. 216 + стр. 510 (ф. 5) – стр. 135 – стр. 140

Стр. 620 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 510

Стр. 490 + стр. 640 – стр. 216 – стр. 470 (убыток)

ГТК РФ

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 660

Стр. 590 + стр. 640 + стр. 650

Стр. 490

 

Баланс

Баланс

Моделирование оценки ликвидности и платежеспособности адаптируем в соответствии с условиями российской действительности. На примере фактического предприятия (название предприятия является вымышленным) представим активы и пассивы баланса в виде, изложенном в табл. 2, 3.

Таблица 2. Оценка величины и динамики активов баланса ОАО «КамПРЗ»

Актив

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Изменение (+, –)

в % к величине на 01.01.2007

в % к величине на 01.01.2008

в % к величине на 01.01.2009

1

2

3

4

5

6 (3 – 2)

7 (4 – 3)

8 (5 – 4)

9 (6 / 2 × 100 %)

10 (7 / 3 × 100 %)

11 (8 / 4 × 100 %)

А1 = Стр. 250 + стр. 260

11 473

223 472

31 719

33 943

211 999

–191 753

2224

1847,81

–85,81

7,01

А2 = Стр. 215 + стр. 240 + стр. 270

89 154

204 075

317 638

545 621

114 921

113 563

227 983

128,9

55,65

71,77

А3 = Стр. 135 + стр. 140 + стр. 210 + стр. 220 – стр. 215 – стр. 216

1 106 414

1 197 285

1 292 462

1 117 871

90 271

95 177

–147 591

8,21

7,95

–13,51

А4 = Стр. 190 + стр. 216 + стр. 230 – стр. 135 – стр. 140

808 436

1 003 554

960 560

800 421

195 118

–42 994

–160 139

24,14

–4,28

–16,67

Анализ величины активов баланса свидетельствует о значительных колебаниях за исследуемый период в имущественном комплексе и источниках его формирующих (см. табл. 1, 2).

Таблица 3. Оценка величины и динамики пассивов баланса ОАО «Свет»

Пассив

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Изменение (+, –)

в % к величине на 01.01.2007

в % к величине на 01.01.2008

в % к величине на 01.01.2009

1

2

3

4

5

6

(гр. 3 – гр. 2)

7

(гр. 4 – гр. 3)

8

(гр. 5 – гр. 4)

9

(6 / 2 × 100 %)

10

(7 / 3 × 100 %)

11

(8 / 4 × 100 %)

П1 = Стр. 620 + стр. 660

513 284

894 566

1 131 893

1 457 979

381 282

237 327

326 086

74,28

26,53

28,81

П2 = Стр. 610

0

146 887

0

0

146 887

–146 887

0

–100

П3 = Стр. 590

647 131

640 629

457 407

457 524

–6502

–183 222

117

–1,01

–28,6

0,03

П4 = Стр. 490 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650

855 062

946 304

1 013 079

582 353

91 242

66 775

–430 726

10,67

7,06

–42,52

Анализ ликвидности, представленный в табл. 4, показывает, что абсолютно ликвидным баланс предприятия назвать нельзя. На все три отчетные даты не выполняется первое условие ликвидности. Имеет место катастрофическая нехватка денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения наиболее срочных обязательств.

Недостаток средств компенсируется их наличием во второй и третьей группах, но компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Таблица 4. Оценка ликвидности баланса ОАО «Свет»

 

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

А1 ≥ П1

11 473 < 513 284

223 472 < 894 566

31 719 < 1 131 893

33 943 < 1 457 979

А2 ≥ П2

89 154 > 0

204 075 > 146 887

317 638 > 0

545 621 > 0

А3 ≥ П3

1 106 414 > 647 131

1 197 285 > 640 629

1 292 462 > 457 407

1 117 871 > 457 524

А4 < П4

808 436 < 855 062

1 003 554 > 946 304

960 560 < 1 013 079

800 421 > 582 353

Следует отметить, что последнее неравенство также не выполняется, но только на второй и четвертый отчетные периоды. В данном случае величина группы постоянных пассивов меньше величины группы труднореализуемых активов, что показывает отсутствие достаточного количества собственных оборотных средств. Это означает, что во втором и кризисном четвертом отчетных периодах предприятие осуществляло более рискованную финансовую политику, используя на формирование долгосрочных вложений во внеоборотные активы часть своих обязательств. Снижение финансовых рисков в данной ситуации могло быть обеспечено за счет привлечения долгосрочных заемных средств. Однако увеличения суммы долгосрочных пассивов во второй отчетной дате не наблюдается. Вместо этого предприятие финансирует часть внеоборотных активов за счет привлечения краткосрочного заемного капитала, срок возврата которого наступает раньше, чем окупятся внеоборотные активы. Следствием этого вполне могла бы стать стойкая неплатежеспособность. Вторые и третьи соотношения выполняются во всех отчетных периодах, что в долгосрочной перспективе говорит о платежеспособности предприятия. В целом можно сказать, что на протяжении всего анализируемого периода ликвидность баланса является удовлетворительной.

Поэтому инвестиционная политика предприятия должна быть связана с поиском новых, соответствующих сложившейся ситуации инвестиций и направлением их на достижение цели эффективной загрузки имеющихся мощностей, разумного использования производственных площадей, внедрения новой техники и технологий, а также совершенствования системы мотивации высококвалифицированного персонала через внедрение расширенных социальных гарантий и материального стимулирования. Вместе с тем с учетом насыщенного конкурентного рынка ОАО «Свет» необходимо сохранить и по возможности расширить свои позиции на рынке путем организации мероприятий по стимулированию спроса, внедрения современных систем контроля качества продукции, повышения уровня обслуживания, гибкой ценовой политики и системы скидок. Но в первую очередь все необходимые мероприятия должны быть связаны с попыткой вернуться на докризисный уровень объема продаж.


Прыг: 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024
Шарах: 100