СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Основные события и изменения в мире МСФО в 2012 г.

Автор: А.Б. Полозов,
эксперт журнала «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты», CPA

МСФО в России

Завершен процесс признания МСФО на территории Российской Федерации. Впереди множество вопросов практической реализации.

Очевидно, что 2012 год навсегда войдет в историю МСФО в России как переломная веха, как год первого обязательного формирования консолидированной отчетности важнейших компаний страны на основе не национальных российских, а Международных стандартов финансовой отчетности.

Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все:

- кредитные учреждения;

- страховые организации;

- организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

При этом практической датой перехода на МСФО явилось не 1 января 2012 г., а 1 января 2011 г. — как начало первого обязательного сравнительного периода. Сама финансовая отчетность должна быть подготовлена и представлена российскими предприятиями не позднее 30 апреля 2013 г. Кроме того, обязательным является опубликование отчетности не позднее 31 мая 2013 г. Также согласно указанному закону годовая консолидированная отчетность по МСФО подлежит обязательному аудиту.

Очевидно, что закон повлиял даже на компании, составлявшие отчетность по МСФО ранее. К таковым, в частности, относятся:

- компании, ранее составлявшие отчетность по МСФО в качестве своей управленческой отчетности или, например, для выборочного внутреннего пользования без передачи акционерам или другим внешним пользователям. Несмотря на использование принципов МСФО, датой формального перехода на МСФО для таких компаний все равно считается 1 января 2011 г. (так как именно начиная с этой даты было необходимо сформировать официальные, а не внутренние сравнительные данные для первой отчетности по МСФО).

Это же правило относится и к компаниям, которые составляли не полномасштабную отчетность по МСФО, а только выборочную финансовую информацию по МСФО в виде информационного пакета (так называемого Reporting Package), например для целей передачи в головную компанию холдинга для последующего включения в консолидированную отчетность группы;

компании, составлявшие отчетность по МСФО для ограниченного круга основных акционеров, но не публиковавшие ее. Такие компании будут обязаны впредь делать свою МСФО­отчетность общедоступной путем ее публикации, например в сети Интернет;

компании, руководство которых утверждало отчетность по МСФО после 30 апреля. Этим компаниям придется пересмотреть сроки и, возможно, запустить проекты по сокращению сроков закрытия и подготовки отчетности по МСФО;

- компании из списка, определенного законом, которые ранее вообще не составляли финансовую отчетность по МСФО. Для таких компаний датой перехода также стало 1 января 2011 г.

Попавшие под действие Закона № 208­ФЗ компании, которые ранее не составляли свою финансовую отчетность по МСФО, должны были провести следующие мероприятия по организации процесса перехода на МСФО:

- Анализ существующих в бухгалтерии процессов по подготовке отчетности.

- Утверждение стратегии и детального плана по переходу на МСФО.

- Создание проектной команды и впоследствии службы МСФО.

- Анализ компонентов финансовой отчетности.

- Определение периметра консолидации.

- Планирование и организация сбора данных.

- Формирование вступительного сальдо.

СПРАВОЧНО

Согласно ст. 8 Закона № 208­ФЗ исключение по представлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 г. могут использовать следующие организации:

- компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам. Подразумевается, что единственными международно признанными правилами кроме МСФО является ГААП США;

- компании, ценными бумагами которых, допущенными к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, являются исключительно облигации, а не долевые инструменты.

Вышеуказанные организации должны будут начать готовить свою консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2015 г., хотя в самом конце 2012 г. уже появилась информация о возможном «ускорении» в виде сдвига этого срока вперед на один год (т. е. начиная с 2014 г.) путем внесения возможных поправок в Закон № 208­ФЗ. К таким ожидаемым поправкам относятся и переход на поквартальное формирование консолидированной отчетности начиная с 2014 г., и расширение сферы применения закона на предприятия других отраслей, и возможное направление всеми компаниями своей МСФО­отчетности в Росстат для формирования единого государственного информационного депозитария.

Закон не дает прямого ответа на вопрос, обязана ли компания представлять отчетность по МСФО, если у нее нет дочерних обществ, однако к концу 2012 г. в профессиональной среде уже сформировалось мнение, что такая отчетность будет требоваться даже при полном отсутствии у отчитывающегося предприятия дочерних компаний.

Статья 5 Закона № 208­ФЗ определяет необходимость проведения аудита годовой консолидированной отчетности по МСФО. Однако данное требование не означает, что у акционерного общества обязан быть только один аудитор — как для российских, так и для международных стандартов, который был бы единоразово утвержден на общем собрании акционеров. Компании вправе решать сами, иметь одного или разных аудиторов для целей подтверждения их российской и международной отчетности.

В целях улучшения и облегчения практики применения МСФО российскими компаниями Министерство финансов Российской Федерации в марте 2012 г. учредило специальную Межведомственную рабочую группу Минфина по применению МСФО. Группа уже начала свою работу, и наиболее важными результатами ее заседаний стали разъяснения следующих вопросов:

- Представление сравнительной информации в консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. При составлении консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. организация, в том числе впервые подготавливающая консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должна представить сравнительную информацию как минимум за один предшествующий период, т. е. за 2011 г., и составить вступительный баланс на 1 января 2011 г. (31 декабря 2010 г.).

При составлении указанного вступительного баланса организация может (а в ряде случаев должна) применить исключения из ретроспективного применения, предусмотренные МСФО (IFRS) 1, если она составляет отчетность по МСФО впервые. Условия, при выполнении которых организация считается составляющей финансовую отчетность по МСФО впервые, установлены МСФО (IFRS) 1.

- Указание на МСФО в консолидированной финансовой отчетности и аудиторском заключении по такой отчетности. При соответствии консолидированной финансовой отчетности организации всем требованиям МСФО ее заявление о таком соответствии должно содержать указание непосредственно на МСФО. В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО в силу того, что документы МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации, отличаются от МСФО, принятых Фондом МСФО, то заявление о соответствии этой отчетности МСФО должно содержать указание на МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации. Аналогичные указания следует применять при составлении аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности.

- Отчетный период. Для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», отчетным годом является календарный год. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности за период, отличный от календарного года, наряду с консолидированной финансовой отчетностью за календарный год.

- Валюта представления консолидированной финансовой отчетности. Валютой представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», является валюта Российской Федерации. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности в иностранной валюте наряду с консолидированной финансовой отчетностью в валюте Российской Федерации.

- Действие п. 10 МСФО (IAS) 27. Исходя из п. 10 МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» при соблюдении ряда условий организации освобождаются от составления консолидированной отчетности и составляют вместо нее отдельную отчетность. Однако круг субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, установлен Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» и не может изменяться положениями МСФО 27.

Проведение аудита консолидированной финансовой отчетности. Аудит консолидированной финансовой отчетности должен проводиться в общем порядке с соблюдением тех же стандартов, правил, процедур и требований, что и аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». При этом аудит консолидированной финансовой отчетности организации, впервые применившей МСФО, проводится в отношении всей указанной отчетности в целом, включая сравнительную информацию (в том числе вступительный баланс).

- Представление консолидированной финансовой отчетности участникам организации, в том числе акционерам. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит требования об утверждении консолидированной финансовой отчетности собранием акционеров или аналогичным органом в организациях других организационно-правовых форм.

Нам остается надеяться, что в целом все предприятия, подпадающие с 2012 г. под действие Закона № 208­ФЗ, уже завершили подготовку к трансформации и формирование своей учетной политики по МСФО и в ближайшем будущем мы сможем анализировать последовательность применения МСФО российскими предприятиями. Если степень такой последовательности будет действительно высокой, а сама МСФО­отчетность подлинно прозрачной, качественной и правдивой, то от повышения сопоставимости финансовой отчетности предприятий одинаковых отраслей (например, такой как страховая) выиграют и инвесторы, и кредиторы, и клиенты этих компаний на территории России.

МСФО в США: проблемы конвергенции и принятия

Важность судьбы стандартов МСФО в Соединенных Штатах трудно переоценить с точки зрения возможности их скорейшего и полного признания во всем мире. США являются не только крупнейшим рынком капитала, т. е. важнейшим инвестором, на которого, как известно, и нацелены МСФО в первую очередь, но и крупнейшей экономикой мира, предприятия которой пока не применяют МСФО.

Кроме того, национальные стандарты финансовой отчетности США, известные как ГААП США, стоят на пути повсеместного применения МСФО, так как многие крупнейшие компании в разных странах мира до сих пор составляют свою финансовую отчетность именно на основе ГААП США, что понятным образом сдерживает сферу применения МСФО. Вследствие этого теряется сопоставимость различных компаний, предприятия подталкиваются к учетному арбитражу, так что в результате отсутствия признания МСФО в США проигрывают все.

К сожалению, решения американских властей относительно скорого признания МСФО на территории США не вызывают оптимизма. Несмотря но многолетнее сотрудничество ССФУ США и СМСФО и партнерство «во имя конвергенции», долгожданного объявления о принятии МСФО в США в 2012 г. так и не прозвучало. Наоборот, в июле Комиссия по ценным бумагам и биржам США (КЦББ, Securities and Exchange Commission) выпустила документ (полное название документа на языке оригинала — Work Plan for the Consideration of Incorporating International Financial Reporting Standards into the Financial Reporting System for U.S. Issuers), который еще больше сгустил тучи над судьбой МСФО в Америке[1].

В целом выпущенный КЦББ документ является ударом по МСФО, хотя нельзя сказать, что он был совершенно неожиданным. Отсутствие поддержки МСФО в США вызвано (в чем-то и реально обоснованной) уверенностью американцев в превосходящем качестве их собственных национальных стандартов учета и отчетности, известных всему миру как ГААП США (US Generally Accepted Accounting Principles — Общепринятые принципы бухгалтерского учета США).

К сожалению, отчет оставляет больше вопросов, чем дает ответов относительно путей и сроков движения США в направлении принятия на своей территории стандартов МСФО. Отчет также не дает никаких рекомендаций относительно возможного механизма перехода на МСФО в США или сроков, когда (хотя бы примерно) общественности можно было бы ожидать голосования членов КЦББ США по этому вопросу.

Решение американской администрации (а регулятор финансовых рынков КЦББ является частью исполнительной власти США) идет вразрез с многочисленными декларациями руководителей стран «Большой двадцатки» о необходимости создания единой глобальной системы финансовой отчетности, основанной на МСФО. В последний раз представителями «Большой двадцатки» было заявлено, что временной целью принятия такой системы должна стать середина 2013 г.

Реакция Совета МСФО в ответ на давно ожидаемое (и более позитивное) решение КЦББ США была незамедлительной и холодной. Мишель Прада (Michel Prada), председатель Попечительского совета Фонда МСФО, подчеркнул в своем письменном заявлении: «Признавая право КЦББ определять метод и временные рамки по принятию МСФО в Соединенных Штатах, мы сожалеем, что отчет КЦББ не содержит никаких рекомендаций по плану действий КЦББ в этом направлении».

Однако, похоже, что пока еще страхи американцев отдать свой суверенитет в области разработки правил, по которым отчитываются их компании и живет экономика США, перевешивают все доводы международной бухгалтерской общественности в пользу МСФО.

Совет по МСФО, стандарты которого уже используют более 100 стран мира, включая весь Европейский союз, надеялся услышать фиксированную, твердую дату перехода на МСФО от США. Это позволило бы окончательно убедить те страны, которые до сих пор находятся в лагере «колеблющихся» в отношении законодательного принятия МСФО в пределах своих юрисдикций, например такие государства, как Япония, Сингапур или Малайзия.

Проблема с неопределенностью относительно принятия МСФО в США может перенестись и в целом на планы конвергенции МСФО и ГААП США. В профессиональном сообществе все чаще стали говорить о том, что стандарты МСФО должны разрабатываться и развиваться без оглядки на обязательную конвергенцию с принципами учета в США.

Однако не все в США настроены негативно или даже скептично в отношении МСФО. Признавая важность развития компетенций по МСФО среди американских профессиональных бухгалтеров, Институт сертифицированных общественных бухгалтеров США (AICPA) разработал специальную программу сертификации по стандартам МСФО для своих членов. Данная программа будет способствовать укреплению знаний по МСФО среди американских бухгалтеров и аудиторов, необходимых им для достижения успеха в глобальном мире современного бизнеса. AICPA считает, что те, кто понимает и может применять МСФО, будут пользоваться значительно более расширенными возможностями для своего карьерного роста, так как многие страны мира — деловые контрагенты США уже требуют или разрешают использование МСФО.

Обучающая программа для сдачи экзамена на сертификат МСФО была разработана при участии экспертов по различным вопросам МСФО со всего мира. Эта программа предназначена для аудиторов и бухгалтеров с перспективой получения ими знаний и навыков, необходимых для практического использования МСФО.

СПРАВОЧНО

Сертификат АICPA по МСФО присуждается кандидату за завершение полного курса, состоящего из комплексной, интегрированной учебной программы, включающей 25 модулей учебных курсов, которые можно изучить самостоятельно через Интернет. Кроме того, доступны интерактивные, увлекательные, построенные на основе реальных практических сценариев мультимедийные курсы, в разработке которых принимало участие около 50 специалистов по МСФО.

Кандидаты, которые успешно завершили все курсы, входящие в учебную программу по МСФО, получают дополнительный сертификат достижений в области профессионального образования и 42 часа кредита непрерывного образования, необходимых для поддержания статуса лицензии общественного бухгалтера.

Вывод

В целом можно сделать вывод о том, что пока США не готовы «жертвовать качеством» стандартов только ради декларирования достижения цели международной конвергенции стандартов финансовой отчетности. Заглядывая в будущее, хочется тем не менее верить, что все положительные и отрицательные факторы принятия МСФО в США будут еще раз более тщательно проанализированы сотрудниками КЦББ и в конце концов Комиссия вынесет положительное решение о судьбе МСФО в США.

Основные изменения в МСФО

Совет по МСФО разъяснил свои требования относительно возможности взаимозачета финансовых инструментов

Важным «уточнением» (как назвал свой соответствующий документ Совет по МСФО) стало разъяснение требований к возможности взаимозачета финансовых инструментов путем выпуска поправки к стандарту МСФО 32 под названием «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств» (Offsetting Financial Assets and Financial Liabilities).

Слово «уточнение» нам приходится взять в кавычки в связи с тем, что для российских составителей отчетности оно является не просто разъяснением деталей, а может в корне поменять правила взаимозачета финансовых активов и обязательств. Новые поправки устраняют существующие в реальной учетной практике несоответствия и непоследовательности при применении методики взаимозачетов, основанной на критериях, указанных в текущей версии стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: представление».

Вновь принятые поправки уточняют:

- значение ключевой фразы МСФО 32 в отношении возможности проведения взаимозачетов: «В настоящее время у предприятия имеется юридически закрепленное право на взаимозачет»;

- что некоторые системы валовых расчетов (gross settlement systems) могут рассматриваться как эквивалент чистого расчета.

Дополнение, связанное с правилами взаимозачета финансовых активов и обязательств, помимо МСФО (IAS) 32 также было принято и к стандарту МСФО (IFRS) 7 (полное название поправки — «Раскрытие: вопросы взаимозачета финансовых активов и финансовых обязательств») — в области раскрытия политики взаимозачета и описания конкретных ситуаций, когда он был применен в отчетности компании.

До принятых поправок существовали разночтения в вопросе взаимозачета финансовых активов и обязательств в стандартах МСФО и ГААП США. Приведенная ниже таблица кратко представляет эти различия:

  МСФО ГААП США
Количество сторон при анализе возможности (или необходимости) взаимозачета Две или более Только две
Намерение «свернуть» Требуется всегда Не требуется для отдельных производных финансовых инструментов, сделок репо и обратного репо
При удовлетворении критериев зачета Требуется Лишь разрешается
Упор На денежные потоки На кредитный риск

В процессе работы с ССФУ США было решено, что Советы сблизят требования по крайней мере в области раскрытия случаев взаимозачета финансовых активов и обязательств для целей улучшения сравнимости отчетностей, составленных по соответствующим стандартам.

Для наличия возможности проведения взаимозачета предприятие должно «в настоящий момент» иметь право на проведение зачета, обеспеченное правовой защитой. Самое главное в поправках к МСФО 32 — это то, что такое право на проведение зачета:

1) не должно быть обусловлено событием в будущем;

2) должно быть юридически закреплено во всех следующих обстоятельствах:

а) в ходе обычной деятельности;

б) в случае неисполнения обязательства;

в) в случае несостоятельности или банкротства организации или кого-либо из контрагентов.

Кроме того, право на взаимозачет должно быть доступно любой стороне договора в любой момент (т. е. не должно зависеть от условий в будущем, которые могут не наступить). На практике это означает, что:

- предприятию необходимо оценить, имеется ли как минимум юридически установленное и исполнимое право на взаимозачет на дату отчетности;

- в случае «движения денег по кругу» (например, когда в хозяйственной операции задействовано три стороны) право на взаимозачет должно быть записано в многостороннем (например, трехстороннем) договоре.

В целом похоже, что в Российской Федерации из-за выхода поправок будет трудно использовать возможность взаимозачета, так как право на проведение зачета при банкротстве ограниченно исходя из требований Гражданского кодекса.

Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся с (или после) 1 января 2014 г., и должны применяться ретроспективно (т. е. применимы и к сравнительным прошлым периодам). Эти поправки являются частью большего проекта СМСФО, посвященного в целом различным аспектам вопроса взаимозачетов. В рамках этого же проекта Совет по МСФО также отдельно выпустил и поправки к стандарту МСФО 7. Новые дополнительные раскрытия отвечают потребностям пользователей в информации о валовых и взаимозачтенных финансовых активах и финансовых обязательствах.

МСФО 10: Совет по МСФО уточнил правила перехода и учет для инвестиционных предприятий

«Консолидационный пакет» новых пяти стандартов является важным продуктом Совета по МСФО за 2011 г., поэтому в течение 2012 г. компании должны были готовиться к новым правилам консолидации, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

Тем не менее, несмотря на то что «пакет пяти» пока еще не используется компаниями, СМСФО уже внес несколько важных поправок к стандарту МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность», которые разъясняют правила перехода на применение стандарта МСФО 10 и особый учет дочерних компаний для инвестиционных предприятий.

В частности, Совет описал ситуации, в которых предприятие должно применять МСФО 10 ретроспективно. Новые поправки призваны развеять озабоченность некоторых составителей отчетности, которые пожаловались, что положения по переходу на МСФО являются более обременительными, чем это первоначально предполагалось.

Совет разъяснил значение фразы date of initial application («дата начального применения»). Этой датой должен считаться первый день годового периода, в котором компания впервые будет применять стандарт МСФО 10. Например, для компании, которая переходит на МСФО 10 в 2013 г., датой первоначального применения МСФО 10 будет считаться 1 января 2013 г. (а не 1 января 2012 г., как было бы по аналогии с первоначальным применением МСФО согласно стандарту МСФО 1). Такая компания будет оценивать наличие или отсутствие контроля над своими аффилированными предприятиями по состоянию именно на 1 января 2013 г. и исходя из сделанных выводов в отношении каждого из таких предприятий будет соответствующим образом корректировать сравнительные данные за 2012 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если на дату первоначального применения вывод о наличии контроля согласно МСФО 10 будет отличаться от предыдущего вывода в отношении этой же «дочки» согласно МСФО 27/ПКИ 12, то компания должна будет пересчитать и перевыпустить информацию за сравнительный период исходя из правил МСФО 10.

Например, на 1 января 2013 г. анализ контроля по правилам МСФО 10 показал, что ранее приобретенный неконсолидируемый бизнес является «подконтрольным»; в этом случае активы, обязательства и доля неконтролирующих акционеров ранее неконсолидируемого бизнеса будут включаться в отчетность компании не с 1 января 2013 г., а с даты его фактического приобретения в прошлом. Аналогичным образом, если ранее консолидируемая компания в ходе анализа по состоянию на 1 января 2013 г. оказалась «неподконтрольной» согласно правилам МСФО 10, то она деконсолидируется и для целей сравнительной информации 2012 г.

В целом новые поправки требуют ретроспективного применения, за исключением, однако, ситуаций, когда это практически невыполнимо или неэффективно (unless impracticable). В последнем случае тем не менее требуется «частичное» ретроспективное применение, т. е. пересчет данных хотя бы начиная с более поздней даты в прошлом, когда данные являются достижимыми и такой перерасчет является практически выполнимым.

Облегчение в отношении предыдущих сравнительных периодов предоставляется в плане того, что не будут требоваться никакие корректировки к расчетам, если приобретенный в прошлом бизнес был консолидируемым по правилам МСФО 27/ПКИ 12 и остался «подконтрольным» в результате анализа на дату первоначального применения, проведенного по правилам МСФО 10. Аналогично никакие числовые корректировки не будут требоваться, если приобретенная компания не должна была быть консолидируемой ни по правилам МСФО 27/ПКИ 12, ни по правилам нового стандарта МСФО 10 (по анализу на дату первоначального применения).

Также члены Совета по МСФО приняли дополнение к стандарту МСФО 10 о том, как предприятие должно будет определять, является ли оно «инвестиционным предприятием» для целей использования особого порядка учета (описано ниже). Еще в мае 2012 г. на предыдущем совместном заседании члены Советов по МСФО и СФУ США решили, что необходимо выработать дополнительные конкретные и вполне определенные критерии, которым компания должна будет соответствовать, чтобы считаться «инвестиционным предприятием».

Теперь предприятия обязаны будут учитывать эти вновь установленные критерии для определения того, являются ли они «инвестиционными предприятиями»:

- Наличие одновременно нескольких инвестиционных проектов.

- Наличие одновременно нескольких инвесторов.

- Наличие инвесторов, которые не являются связанными сторонами для материнского предприятия или компании — инвестиционного менеджера (управляющей компании).

- Собственный капитал организован в виде долей (присутствуют инструменты капитала в виде акций, паев или партнерских интересов).

Все эти критерии должны быть соблюдены в дополнение к требованию о том, что инвестиционная компания должна на практике управлять своими инвестициями на основе справедливой стоимости.

Кроме того, термин «инвестиционные предприятия» используется для обозначения компаний, бизнес-моделью которых является инвестирование средств исключительно для получения доходов от прироста стоимости капитала, доходов от инвестиций или обоих видов доходов. Такие организации могут включать в себя фонды частного капитала, организации венчурного капитала, пенсионные фонды, суверенные фонды и другие инвестиционные фонды. Однако необходимо отметить, что, несмотря на наличие перечня критериев «квалифицируемости» компании для получения статуса «инвестиционное предприятие», Совет по МСФО допускает возможность редких ситуаций, когда компания, не удовлетворяющая данным критериям, все еще может считать себя инвестиционной. В таком случае от нее потребуется детальное раскрытие в примечаниях относительно допущений и суждений, которые применяло руководство при принятии заключения относительно такой квалификации своего бизнеса.

Обычно и в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» такая отчетность предприятия должна включать в себя все инвестиции, которые предприятие контролирует (т. е. все дочерние предприятия), на основе метода полной консолидации. Однако многие составители и пользователи финансовой отчетности настаивали, что консолидация дочерних компаний инвестиционными предприятиями не приводит к получению полезной информации внешними инвесторами. Скорее наоборот, отражение инвестиций в дочерние компании не путем их консолидации, а в виде их оценки по справедливой стоимости обеспечивает наиболее полезную и актуальную информацию о деятельности инвестиционных предприятий.

Учитывая эти комментарии общественности, Совет по МСФО принял исключение из требований к консолидации в МСФО 10 в части инвестиционных предприятий. Для таких предприятий требуется измерять инвестиции в дочерние компании по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Поправки также устанавливают требования к раскрытию информации для инвестиционных предприятий.

Кроме того, важно отметить требование Совета МСФО по отношению к родительским компаниям самих «инвестиционных предприятий» продолжать проводить полную консолидацию всех подконтрольных компаний в вертикальной цепочке «снизу» под ними, включая и объекты инвестиций, которые в собственной отчетности «инвестиционных дочек» теперь будут учитываться по справедливой стоимости.

Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г., при этом допускается их раннее применение. Это на один год позже, чем 1 января 2013 г. (дата вступления в силу стандарта МСФО 10), но раннее принятие позволит инвестиционным предприятиям применять новые правила одновременно с переходом на правила стандарта МСФО 10.

Проект нового руководства по учету хеджирования

Совет по МСФО опубликовал документ под названием «МСФО 9, Раздел 6, Учет операций хеджирования» (IFRS 9, Chapter 6, Hedge Accounting). В сопроводительном письме было объяснено, что данный документ представлен не для целей сбора комментариев от членов общественности, а только для их ознакомления с текстом, который, как планируется, войдет отдельной, шестой главой в с МСФО 9 «Финансовые инструменты»[2].

Этот важный документ состоит, в свою очередь, из трех отдельных буклетов:

- Черновик требований к учету (Draft requirements) — 95 страниц.

- Черновик основ для выводов (Draft Basis for Conclusions) — 120 страниц.

- Черновик руководства по применению (Draft Implementation Guidance) — 51 страница.

Новые требования к учету операций хеджирования, которые планируется включить в стандарт МСФО 9, значительно приближают и «выравнивают» правила учета хеджирования к непосредственной, живой практике риск­менеджмента, в результате чего пользователям финансовой отчетности будет предоставляться более полезная информация, чем раньше. В целом новые требования устанавливают подход к учету хеджирования, основанный больше на общих принципах, чем на конкретных правилах, а также устраняют противоречия и недостатки, существующие в модели учета операций хеджирования, ранее предписанной стандартом МСФО 39.

Важно отметить, что новое руководство по учету хеджирования пока еще не является завершенным с точки зрения всеобъемлемости охвата различных вопросов, связанных с нюансами хеджирования. Так, в опубликованном документе Совет по МСФО не рассматривает такие конкретные вопросы, как учет хеджирования открытых портфелей или макрохеджирование, которые, по мнению СМСФО, выходят за рамки обсуждения «общего» учета хеджирования, покрываемого требованиями стандарта МСФО 9.

С другой стороны, Совет по МСФО до сих пор продолжает обсуждать предложения по принципам учета открытых портфелей и макрохеджирование в виде части своей активной повестки дня с целью выработки отдельного документа для обсуждения. Таким образом, Совет не пересмотрел исключение, содержащееся в МСФО 39, применимое к учету хеджирования справедливой стоимости портфеля финансовых активов или финансовых обязательств от воздействия неблагоприятного движения процентных ставок. Следовательно, указанное исключение остается в силе (см. п. 81А, 89А и AG114—AG132 стандарта МСФО 39).

Помимо непосредственного освещения вопросов учета хеджирования, опубликованный документ также вносит поправки и изменения к уже ранее выпущенным частям стандарта МСФО 9.

Текущие правила учета хеджирования, предписанные стандартом МСФО 39, являются больше дидактическими «правилами» и не отражают подхода и бизнес­модели предприятия по его стратегии управления рисками. В результате те усилия, которые компании предпринимают для снижения различных экономически рисков, находят неадекватное отражение в финансовой отчетности, а часто, из-за сложных требований к учету хеджирования, вообще никак не отражаются в отчетности.

Новые правила устраняют многие препятствия на пути достижения учета хеджирования. В частности, полностью устранено требование о соблюдении коридора 80—125 %, для того чтобы отношения хеджирования могли считаться эффективными. Хеджирование при помощи опционов теперь будет приводить к менее волатильному результату прибыли или убытка, чем в версии МСФО 39. Кроме того, теперь разрешается применять учет хеджирования при хеджировании отдельных компонентов риска для нефинансовых элементов отчетности.

В результате внедрения данного руководства, которое, видимо, войдет в силу начиная с 1 января 2015 г., отчетность будет отражать гораздо более точно, что предприятие делает для того, чтобы управлять своими рисками.

Фонд МСФО выпустил учебный материал в поддержку стандарта МСФО 13

В развитие своей «Образовательной инициативы» (Education Initiative) Фонд МСФО выпустил учебный материал, иллюстрирующий применение стандарта МСФО (IFRS) 13 «Измерение справедливой стоимости». В разработке учебных материалов принимала участие группа специально приглашенных экспертов в области оценки.

Проект первой главы этого учебного материала под названием «Оценка справедливой стоимости не обращающихся на рынке долевых инструментов в рамках применения стандарта МСФО 9 "Финансовые инструменты"» теперь доступен в Интернете на веб­сайте Фонда МСФО всем желающим. Документ является детальным анализом подходов к определению справедливой стоимости некотируемых долевых инструментов и на 68 страницах объясняет процесс определения справедливой стоимости и детали применения различных методов оценки: рыночного и доходного подходов, а также метода скорректированных чистых активов (Adjusted net asset method).

Фонд МСФО отмечает, что сотрудники Фонда не ожидают комментариев и замечаний к проекту, который выставлен исключительно для целей ознакомления общественности. Окончательный вариант документа ожидается к публикации в декабре 2012 г.

Открыт первый региональный филиал Фонда МСФО

В 2012 г. также состоялось важное «логистическое» событие в мире МСФО: был открыт первый международный офис­филиал Фонда МСФО и Совета МСФО за пределами их лондонской штаб-квартиры. Новый офис СМСФО расположен в Токио (Япония) и будет оказывать поддержку всей деятельности Фонда МСФО в Азии и Океании для решения вопросов, связанных с разработкой, принятием и последовательным применением МСФО.

Открытие регионального офиса Азии и Океании отражает приверженность Фонда МСФО стратегии установления поистине глобальных стандартов финансовой отчетности. Данный филиал будет представительством Фонда МСФО и СМСФО, обеспечивающим постоянное местное присутствие в регионе Азии и Океании, поддержку более широкого регионального охвата и участие в нормотворческой деятельности Совета по МСФО. Кроме того, данный офис СМСФО предполагается превратить в региональный центр исследований региональной финансовой отчетности, обеспечивая тем самым приток важной концептуальной информации от стран Азии и Океании для целей разработки новых стандартов МСФО на их ранней стадии.

Выводы

В целом 2012 г. оказался очередным годом успеха стандартов МСФО в деле завоевания новых «рынков» для своего применения, улучшения технического качества и завоевания статуса общепризнанных глобальных стандартов финансовой отчетности. Степень дальнейшего прогресса (или его отсутствия) во многом будет зависеть от позиции США, и если наконец они примут положительное решение по принятию МСФО на своей территории, то такое событие будет окончательным прорывом в деле развития этих важных международных стандартов.


[1] Подробно документ был проанализирован в статье: Полозов А. Б. МСФО в США — быть или не быть? Ответ Комиссии по ценным бумагам и биржам // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 6.

[2] Подробно документ был проанализирован в статье: Полозов А. Б. Новое руководство по учету хеджирования — правила, приближенные к практике риск­менеджмента // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 7.


СТАТЬИ >> ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Условия накопления пенсии вновь меняются

Как лучше получать пенсию — как пособие, формируемое из социальных отчислений всех граждан, или как отчисления, накопленные в течение жизни от собственной зарплаты? Очевидно, что людям с невысоким доходом более выгоден первый вариант, с высоким — второй. В конце минувшего года гражданам России предложили выбирать, какая составляющая будут преобладать в их пенсии — распределительная или накопительная.

Первоначально гражданам для самоопределения был отведен весь 2013г. Однако президент Владимир Путин заявил на заседании правительства в конце января, что возможность выбора после 1 января 2014г. необходимо гражданам продлить.

Сегодня от зарплаты каждого гражданина 30% работодатель отчисляет виде страховых взносов. Из них 22% идут в Пенсионный фонд, 2,9% — в Фонд социального страхования, 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования. Из тех 22%, которые идут в Пенсионный фонд, у граждан моложе 1967г.р. 6% идет в накопительную часть пенсии, а остальные 16% - в страховую. Накопительная часть пенсии подавляющего большинства граждан ("молчунов" - тех, кто не выбрал, кому он доверяет управление своей накопительной частью) находится под управлением Внешэкономбанка. Небольшая часть граждан все же выбрала негосударственные пенсионные фонды или управляющую компанию, которые и управляют теми самыми 6% зарплаты.

Ныне российская пенсионная система, пытающаяся реформироваться с 2002г., столкнулась с нехваткой денег: дефицит ПФР превысил триллион рублей - около 2% ВВП. Произошло это из-за весьма плачевной демографической ситуации. В этих условиях в Минтруде и ПФР начали подумывать о том, что, наверное, не стоит заботиться о вкусном пироге для небольшой группы людей, когда неизвестно, сможем ли мы обеспечить куском хлеба подавляющее большинство. Причина понятна: если любое предприятие может серьезно сократить расходы, пойти на снижение зарплат и даже увольнение сотрудников, то Пенсионный фонд РФ не может уволить пенсионеров или сказать им, что он будет выплачивать меньше.

Накопления оказались крайними

Единственной областью, которую вроде бы можно тронуть, оказалась накопительная пенсия. На какое-то время сложилось впечатление, что правительство разочаровалось в самой пенсионной реформе. Осенью прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что накопительный элемент нынешней пенсионной системы себя не оправдал. "Скажем откровенно: в целом ряде прогнозов, которые делали мои коллеги, мы ошиблись, это нужно по-честному признать. Это касается различных элементов пенсионной системы, в том числе так называемого накопительного элемента", - сказал он.

Чтобы решить проблему с дефицитом ПФР, Министерство труда в прошлом году предложило перераспределить страховые взносы, отчисляемые на пенсии, так, что накопительная часть должна сократиться с 6% до 2%, а солидарная — вырасти с 16% до 20%. Однако это предложения вызвало возмущение как представителей негосударственных фондов, так и министерств экономического блока.

Негосударственные фонды не хотят потерять львиную долю бизнеса, а Минфин с Минэкономразвития считают старую распределительную пенсионную систему нежизнеспособной, не без оснований полагая, что 4% отчислений, которые добавятся к распределительной части, улучшат ситуацию с дефицитом ПФР лишь временно. Потом непременно потребуются непопулярные меры. А отрицательный эффект будет заключаться в том, что столь необходимые экономике "длинные" пенсионные деньги в нее так и не придут.

Чтобы не затягивать споры, приняли соломоново решение – пускай граждане сами выберут, по какой схеме они хотят распорядиться своими пенсионными накоплениями - оставить 6% фонда оплаты труда, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив страховой тариф в солидарную часть с 16% до 20%. Для тех, кто свой выбор не сделает, будут действовать правила по умолчанию.

У "молчунов", то есть тех, кто никогда не выбирал управляющую компанию или НПФ для пенсионных накоплений, с 2014г. накопительную часть пенсий снизят до 2%, а солидарную повысят до 20%. У людей, которые ранее передали свои пенсионные накопления в управляющие компании, в НПФы с 1 января 2014г. по умолчанию будет по-прежнему перечисляться 6% от годового заработка в счет накопительной части. Логика понятна: поскольку "молчуны", фактически доверили свою накопительную часть пенсии государству, государство и делает с ней то, что считает нужным. А клиенты НПФ и УК, очевидно, заинтересованы в том, чтобы накопительная часть была побольше, вот ее по умолчанию и не трогают.

Если гражданин все же захотел поменять соотношение своего пенсионного "портфеля" (например, "молчун" решил оставить 6% в накопительной части, либо клиент НПФ вдруг захотел увеличить свою солидарную часть, оставив "родному" НПФу, который он некогда выбрал, только 2%), надо написать соответствующее заявление и подать их в ПФР. Правда, их форма и порядок подачи пока не утверждены — они находятся на регистрации в Минюсте.

Как пояснила руководитель департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ ПФР Маргарита Нагога, пока заявления от граждан принимаются в свободной форме. "Не принять их мы не имеем права, а утвержденной формы пока нет", - сказала она. Она также пояснила, что для подачи заявления не обязательно идти именно в местное отделение ПФР, а передать свое заявление через трансфер-агента. "Трансфер-агенты должны передавать нам заявления граждан, независимо от того, обращаются к нам "молчуны" или граждане, выбравшие НПФ или негосударственную УК", - подчеркивает М.Нагога.

Попытка ввести накопительную систему показала, что подавляющее большинство граждан предпочли остаться "молчунами". И хотя ежегодно под управление НПФ и УК передаются накопительные пенсии около 5 млн граждан, по оценкам ПФР, под управлением государственной УК (Внешэкономбанка) остается более 80% пенсионных средств. Таким образом, хотя гражданам и предоставляют право самим увеличить или уменьшить их накопительную часть, скорее всего, "молчуны" снова никаких заявлений никуда подавать не будут.

Что принесет "солидаризация"

По оценкам экспертов, в результате перевода значительной части пенсионных денег из накопительной части в солидарную, чего ожидают многие эксперты, в бюджет поступит около 0,5% ВВП дополнительных ресурсов. Это позволит сократить бюджетные трансферты в Пенсионный фонд, а также увеличить размер текущих пенсий. Однако многие экономисты считают, что это решение сиюминутных проблем за счет будущих поколений. В таком ключе неоднократно высказывались руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

Примерно ту же идею высказал недавно глава миссии Международного валютного фонда в России Антонио Спилимберго: "Перевод средств из накопительной части пенсионной системы в солидарную увеличивает текущие доходы, но вместе с тем дает возможность увеличивать текущие расходы. Все это создает обязательства правительства на будущее". А.Спилимберго оценил "пенсионный маневр" правительства как способ повышения текущих расходов в рамках бюджетного правила и сказал, что эта мера увеличивает расходы в будущем.

По мнению главы МВФ, России не обойтись без повышения пенсионного возраста до 63 лет к 2030г. как для мужчин, так и для женщин. В противном случае пенсионная система обречена на весьма значительный дефицит. При этом сами российские власти тему повышения пенсионного возраста всячески избегают, видимо, опасаясь предлагать непопулярную меру.

Президент, говоря о необходимости продлить гражданам возможность выбирать преобладающий тип пенсионной системы, сказал, что "это нужно сделать при минимальных условиях". Среди таких условий он назвал организацию тщательного надзора и текущего финансового контроля за деятельностью пенсионных фондов, а также обеспечение сохранности пенсионных средств. "Должны быть гарантии, что средства не исчезнут, не будут растащены. Не хочу исходить из презумпции виновности бизнеса, но печальный опыт с обманутыми дольщиками у нас есть, и нельзя повторить его в пенсионной системе", - сказал В.Путин.

Исходя из слов президента, граждане смогут решать, какой - большой или маленькой - должна быть накопительная часть их пенсии после 2014г. Однако глава государства умолчал о том, считает ли он нужным вообще как-то ограничивать срок выбора, или же гражданин сможет определяться, а затем менять свое решение вплоть до выхода на пенсию. Как говорится, поживем – увидим. Правда, чем чаще меняются правила игры в пенсионной системе, тем сложнее будущим пенсионерам что-либо решать, ведь вряд ли кто-то может дать гарантии, что принятые правила вновь не изменятся.

Григорий Коган, РБК


СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ

Организация деятельности - инструмент экономического управления

Автор: Солдатов Владимир, бизнес - консультант

В статье изложена краткая модель организации деятельности предприятия, ее влияние на результативность и эффективность, приведены структура и содержание основных систем, технологии их создания и функционирования. Обобщены современные тенденции в проектировании, структурировании, регламентации деятельности, как механизма экономического управления. Предлагаются показатели оценки качества организации деятельности. Статья ориентирована на акционеров, руководителей, директоров по экономике и финансам, специалистов по экономике и финансам.

Содержание статьи:

1. Что такое организация деятельности: кому, зачем, почему нужна

В начале, и при осуществлении любой деятельности встает вопрос – что, необходимо, чтобы обеспечить результативность и эффективность. С помощью чего и как этого достигнуть, на основании чего управлять деятельностью, то есть планировать, формировать информацию, оценивать, осуществлять контроль, стимулировать. Мировая практика показывает, что таким инструментом является организация деятельности.

Качество организации деятельности влияет:

- на результативность через целенаправленное разделение и синтез производительности труда, процессов и ресурсов;

- на эффективность через затраты ресурсов.

Результативность – количественный показатель деятельности.

Эффективность - качественный показатель деятельности.

Поэтому в центре внимания экономистов должна быть организация деятельности, на ней базируется экономическое управление.

Организация (лат - сообщаю стройный вид, устраиваю) - внутренняя упорядоченность, согласованность процессов и действий, ведущих к достижению целей.

Необходимость организации вызывается следующими обстоятельствами:

1. Видеть перспективу, осознать цели.

2. Определить действия по достижению целей.

3. Установить ресурсы для целей и действий.

4. Обеспечить производительность труда, ресурсов на основании разделения и синтеза труда, взаимодействия персонала, рациональности процессов и усилий.

5. Обеспечить оптимальность затрат ресурсов.

Организация означает: вижу цель; знаю, как ее добиться; понимаю, как буду действовать; имею необходимые и достаточные ресурсы; направляю усилия соратников на получение целевых результатов.

Сунь-цзы – У кого выполняются правила и приказы? У кого правильно награждают и наказывают? По этому всему я узнаю, кто одержит победу и кто потерпит поражение.

Важность организации также состоит в том, что она является базой для:

- Планирования и бюджетирования деятельности.

- Формирования ресурсов – активов и пассивов.

- Организации труда – принятия решений, выполнения действий, взаимодействия в процессах.

- Подбора, расстановки и развития персонала.

- Осуществления необходимых затрат на производительные действия.

- Оценки при привлечении инвестиций.

Результативность деятельности достигается во внешней среде на основании достижений во внутренней среде, эффективность определяется внутренней средой.

Ключевые факторы результативности и эффективности:

- Внешние факторы успеха: потребитель, товар, рынок. ПТР

- Внутренние факторы успеха: процессы, ресурсы, труд. ПРТ

Деятельность – интеграция основных внутренних факторов в достижения эффективной результативности во внешней среде.

Внешняя среда:

- Отрасль деятельности: уровень развития, достижения, направления развития.

- Мировой рынок: состояние, перспективы развития, конкуренция.

- Государство: макроэкономика, тенденции развития, условия (законодательство, финансовая политика, налоговая политика и т.д.).

- Потребительский рынок: характеристики, параметры, конкуренция, перспективы, альтернативы в спросе и предложении, ценовые факторы, способы продаж, преимущества.

- Рынки ресурсов: состояние, тенденции, альтернативы, стоимостные факторы, контролируемость источников и т.д.

Внутренняя среда:

- Производственные факторы: место, где будет осуществляться деятельность, инфраструктура, материальные факторы, нематериальные факторы и другие.

- Управленческие факторы: предпринимательские способности, лидерские качества, стиль, способы управления, компетенции и другие.

Функции экономики во внешней среде:

1. Стратегия развития.

2. Маркетинг деятельности.

3. Привлечение внешних ресурсов.

4. Продажа товара на рынке (сбыт).

Функции во внутренней среде:

1. Тактика – системы организации и управления деятельностью. Внутрикорпоративное управление. Структурирование, проектирование, регламентирование, направление, координация, мотивирование, оценка, совершенствование.

2. Осуществление бизнес-процессов разработки, производства, организации и управления, взаимодействия с внешней средой.

3. Формирование ресурсной базы. Активы – пассивы.

4. Оптимизация себестоимости (затрат ресурсов). Активы, пассивы в затраты для доходов.

5. Оперативное управление трудом для получения продукции путем соединения ресурсов в процессах.

То есть для деятельности нужна системная организация.

Схема результативности и эффективности во взаимодействии сред.

Три понятия организации:

1. Организация – часть тактики, организационная система деятельности: комплексное структурирование, проектирование, регламентация деятельности.

2. Организация – бизнес-процесс применения организационной системы к практической деятельности.

3. Организация – социальная ячейка, сообщество людей для достижения определенных целей (предприятие, учреждение и т.д.), то есть организационно-правовая форма деятельности.

Организация в системном значении – модель деятельности, как будет функционировать внутренняя среда (процессы + ресурсы + труд), в направлении целей внешней среды (потребитель, товар, рынок).

2. Роль и значение организации в деятельности

Организация и управление помогают увеличивать возможности в совместном труде.

Генри Гор - «Если вы создали воздушные замки - постройте под ними фундамент».

Организация есть фундамент для реализации целей!

Главная цель организации – сделать усилия производительными (П.Друкер). Производительность усилий выражается в результативности (effectiveness) – делать правильные вещи (doing the right things) и эффективности (efficiency) – делать вещи правильно (doing things right).

Организация – осуществление деятельности на основе: разделения труда, технологичности процессов, рациональности действий, обеспечения взаимодействия (синтеза усилий для реализации общих целей), создания оптимальной инфраструктуры (структуры ресурсов), труда, подбора и расстановки кадров, обеспечения ресурсами.

Организация оказывает прямое влияние на факторы производительности, результативности, эффективности.

Организационные факторы результативности:

1. Правильно выбранные цели – видение, предпринимательские возможности, компетенции.

2. Правильность и обоснованность решений – видение, цель (причина – следствия), информация, альтернативы, компетенции.

3. Оперативность решений – информация, обоснованность, делегирование, разделение полномочий, компетенций.

4. Правильность и полнота необходимых действий – разделение труда, технологичность, синтез усилий и взаимодействие, квалификация, оснащенность, балансировка и координация.

5. Оперативность действий – квалификация, оснащенность, рациональность, делегирование полномочий, своевременное и полное обеспечение ресурсами.

6. Наличие необходимых и достаточных ресурсов для решений и действий, их производительного использования.

7. Компетентный и работоспособный персонал.

8. Производительность взаимодействия.

Организационные факторы эффективности:

1. Правильность и количество действий, взаимодействий.

2. Рациональность привлекаемых ресурсов.

3. Оптимизация затрат ресурсов и рисков.

Организация – не единожды выбранный инструмент, не оковы, а постоянно развивающий способ управления деятельностью, он должен соответствовать изменяющимся реалиям бизнеса, использовать инновационные методы организации и управления, совершенствоваться с развитием бизнеса.

3. Структура и содержание организации деятельности

Место организации и управления в деятельности:

Миссия _ Цели _ Стратегия _ Тактика (организация и управление) _ Результаты

Организация деятельности решает следующие задачи:

- Актуализация бизнеса - полезность для общества, участников, отличие от других организаций, провозглашение миссии и ценностей. Для кого и для чего нужен бизнес.

- Определение целей деятельности – намечаемых результатов. Что будем добиваться: потребитель, товар, рынок.

- Разработка стратегии достижения целей. Как будем добиваться результатов. Как будем контролировать изменения во внешней среде.

- Установление тактики реализации стратегии. Как будем управлять реализацией стратегии.

- Постановка задач, вытекающих из целей, стратегии, тактики. Какие задачи (подцели) необходимо решать, чтобы выполнить стратегию: процессы, ресурсы, труд.

- Разработка рациональных процессов производства и реализации товара, управления. Какие ключевые действия будем совершать для выполнения стратегии в рамках выбранной тактики. Какие технологии применяем.

- Структурирование деятельности и труда, делегирование прав и полномочий в осуществлении процессов на основе разделения труда, определения компетенций персонала для производительного выполнения бизнес – процессов.

- Установление правил и процедур выполнения бизнес – процессов. Как принимаем и исполняем решения, как взаимодействуем.

- Организация труда и оплатыю. Привлечение персонала: подбор, расстановка, развитие.

- Создание производительной инфраструктуры, рабочих мест, условий труда в соответствии с бизнес – процессами. Какие ресурсы необходимы для достижения целей, реализации стратегии, тактики, труда.

- Обеспечение необходимыми ресурсами бизнес - процессов. Как привлекаем, используем, развиваем ресурсы.

Организационная система включает структуру обеспечивающих подсистем.

Структура организационной системы (состав подсистем):

1) Структурирование целей. Подсистема постановки задач.

2) Подсистема бизнес – процессов.

3) Подсистема принятия и исполнения решений - организационное структурирование, структура труда.

4) Подсистема управления кадровыми ресурсами: организация и оплата труда, подбор, расстановка, обучение персонала

5) Подсистема корпоративных стандартов.

6) Подсистема ресурсов: инфраструктура, рабочие места, условия труда.

7) Подсистема обеспечения ресурсами.

Организация предусматривает комплексность и системность действий в необходимых направлениях.

Комплексность означает применение совокупности обеспечивающих систем для рационализации усилий. Каждая система играет свою необходимую роль в общей организационной системе.

Системность означает взаимосвязанное соединение комплекса элементов в одно целое и рождающее дополнительные ценные свойства, которыми не обладают отдельные элементы. Соединение всех элементов в общую систему должно давать синергетический эффект. Системность достигается посредством: предпринимательских способностей руководителя, постановкой задач персоналу, назначением ответственного, вменением обязанностей по организации руководителям всех уровней управления, включением оценок организации в систему стимулирования, осуществлением контроля качества организации со стороны высших органов управления, анализом результативности и эффективности организационных действий, проведением организационного и управленческого аудита, другими методами.

Назначение отдельных организационных подсистем:

Организационные системы

Назначение систем

Видение, миссия

Какую деятельность ведем, зачем, почему

Новые перспективы

Система целей

Чего будем добиваться, реализуя видение и миссию

Стратегия

Как будем достигать целей: чем руководствуясь, какими способами, какими возможностями, какими средствами

Факторы успеха

Система управления реализацией стратегии (тактика)

Как будем реализовывать стратегию: инструменты, способы, методы, технологии, системы


Система бизнес – процессов

Какие действия будем осуществлять для результатов: направления, технологии, труд


Система принятия и исполнения решений – организационное структурирование

Как разделяем труд по процессам, как взаимодействуем, какие кадры нужны


Система управления кадровыми ресурсами

Как организуем и оплачиваем труд

Как подбираем, расставляем и обучаем персонал


Система корпоративных стандартов

Формализация процессов, труда для понимания целей, правил и порядка деятельности

Система ресурсов: инфраструктура, рабочие места, условия труда

Система обеспечения и развития ресурсов

Определение потребности в ресурсах, обеспечение средствами труда и условиями для деятельности, получения результатов

Рекомендуемая методологическая база для разработки организационных систем:

- Achridge mission model (Campbell).

- Causal model of organizational performance and change (Причинно – следственная модель организационной деятельности и изменения).

- SWOT analysis.

- Management by Objectives – управление по задачам. SMART. П.Друкер

- 7-S framework McKinsey. Концепция 7s – общие ценности на цели организации.

- PEST analysis –анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов.

- Resource Based View – ресурсная теория фирмы (Барни).

- Critical Success Factors – критические факторы успеха.

- Key Performance indicators – ключевые показатели эффективности.

- Knowledge Management – управление знаниями.

- Competitive advantage – конкурентное преимущество. Five Competitive Forces – пять конкурентных сил. (Портер)

- Strategic Risk management –стратегическое управление рисками (Сливоцки, Дрзик).

- Core Competence – ключевая компетенция (Хамел и Прахалад).

- Enterprise Architecture – архитектура предприятия (Захман).

- Organizational Configurations – организационные конфигурации /типы организационных построений/ (Минцберг).

- Business Process Reengineering – реинжиниринг бизнес процессов (Хаммер и Чампи).

- Kaizen – постепенное, непрерывное изменение (улучшение).

- ISO 9000 – международные стандарты качества.

- Team Management Profile (Маргерисон, МакКен) – профиль управления командой.

- Total quality management (Деминг) – комплексное управление качеством.

- Result Oriented Management – управление ориентированное на результат (Шутен и Де Бирс).

- Theory Of Constraints –теория ограничений (Голдрат).

- Theory of reasoned action – теория обоснованного действия

- Balanced scorecard – сбалансированная система показателей (ССП).

- DuPont model – модель Дюпона.

- EVA – Economic Value Added – экономическая добавленная стоимость.

- CVP – Cost – Volume – Profit – анализ объема, затрат и прибыли.

- Activity-based Economic Resources – деятельность, основанная на экономических ресурсах (Солдатов).

- Другие теории и методы управления по выбору (смотри www.12manage.com).

4. Основы организации деятельности

4.1. Актуализация деятельности: видение, миссия, ценности

Видение – какую деятельность осуществлять: потребности, потребители, отрасль, товар, рынок и другие аспекты деятельности. Видение показывает направление и возможности будущей деятельности, то есть на решение каких проблем общества, удовлетворение каких потребностей будет нацелена деятельность.

Миссия – роль деятельности для общества, чем организация полезна обществу (потребителям). Почему нужно осуществлять данную деятельность. Миссия выражает смысловой принцип жизнедеятельности людей, выдвинутый С. Кови «изнутри – наружу»: объединение ценностей (возможностей) людей, участвующих в организации в совокупную ценность.

Деятельность также строится на основе принципов и ценностей, которые позволяют объединять интересы участников для достижения общих целей, взаимодействовать между собой, действовать во внешней среде.

Принципы и ценности организация выбирает самостоятельно, после выбора ими руководствуются в практической деятельности.

Значения видения, миссии, ценностей для организации:

- Направление бизнеса на решение проблем общества, удовлетворение потребностей членов общества.

- Определение критериев формирования команды и подбора персонала.

- Выработка правил взаимодействия сотрудников для воплощения персональных интересов через достижение общих целей бизнеса.

- Выгоды в гуд-вилле за счет репутации организации (бренд).

- Более высокая продуктивность и производительность труда за счет лучшего взаимодействия в команде, психологического климата, творчества и инициативы, мотивации.

- Преимущества на рынках за счет ориентации на спрос и лучшего предложения.

Видение, миссия, ценности показывают: куда идем, что делаем, чем руководствуемся.

Миссия – причина, цели есть следствия для претворения ее в жизнь.

4.2. Цели деятельности

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Чего хотим добиться. Результат – что достигнуто при реализации цели.

Поставить цель означает конкретизировать желания, вытекающие из видения, миссии. Постановка целей есть формализация видения, определение параметров.

Постановка целей – необходимый этап в организации деятельности. Необходимость заключается в установлении четких и ясных ориентиров развития, которые позволяют определить стратегию, как достичь целей, что для этого нужно, а также оценивать правильность и эффективность решений и действий, предпринимаемых в процессе достижения поставленных целей.

Формулирование целей должно производиться в направлении запросов заинтересованных лиц.

Способы разработки целей и результатов:

- Моделирование (форма и содержание).

- Комплексность (совокупность составляющих, образующих целое).

- Систематизация (соединение составляющих для получения дополнительных ценных свойств).

- Приоритетность.

- SWOT – анализ (возможности – угрозы; сильные – слабые стороны)

Разработка целей базируется на принципах SMART:

- Specific – конкретная

- Measurable - измеримая

- Achievable – достижимая

- Results-based – ориентированная на результат

- Time-oriented – ориентированная на время

Стратегические цели – сформулированное в параметрах видение будущего (прогноз). Каких результатов добьемся, претворяя в жизнь миссию и руководствуясь ценностями.

Структура целей предусматривает совокупность их постановки по основным внешним объектам бизнеса, как причине развития бизнеса, так и внутренним движущим силам, как факторам, обеспечивающим это развитие.

Поставить стратегические цели – означает, руководствуясь способами постановки, опираясь на принципы SMART описать основные причинно – следственные связи, определяющие результаты намеченной деятельности.

Основные стратегические цели:

1. Проекция – потребитель.

Общая цель – понять потребности покупателя, понять (логически или интуитивно) какой товар сможет их удовлетворить.

2. Проекция – товар.

Общая цель – производить товар, соответствующий спросу потребителя.

3. Проекция – рынок.

Общая цель - количество потребителей, цены, места и способы продажи.

4.3. Стратегия достижения целей

На основании видения, поставленных целей разрабатывается стратегия.

Стратегия – это план действий (сценарий), как добиться целей.

«Стратегия – это определение долгосрочных целей и задач, корректировка деятельности в этой связи и привлечение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей» (А. Чандлер).

Назначение стратегии:

- Оформить видение бизнеса и его будущего образа для всех заинтересованных в нем сторон.

- Проанализировать альтернативы стратегий. Анализ альтернативных вариантов выполняется с помощью определения плюсов и минусов, оценки выгоды и других выбранных критериев.

- Изложить выбранный путь и средства достижения целей.

- Определить основные стратегические задачи для оперативной деятельности. Сверху – вниз.

- Оценить возможные результаты и эффективность стратегии.

- Выделить критерии для принятия решений по созданию и развитию бизнеса (например, по инвестициям).

- Собирать необходимую информацию для принятия решений. Снизу – вверх.

Стратегия по содержанию включает:

1. Путь достижения целей из альтернативных вариантов.

2. Факторы (движущие силы), определяющие достижения целей в путях.

3. Способы, применяемые для осуществления путей.

4. Программа стратегических усилий (мероприятий) в способах.

5. Определение необходимых и достаточных ресурсов для реализации программы и капитала для финансирования.

6. Тактику - систему управления реализацией стратегии.

7. Результаты реализации стратегии. Стратегический потенциал деятельности.


Стратегия обосновывает реализацию целей с учетом определенных условий, в течение установленного времени, при использовании имеющихся возможностей – ресурсов и капитала.

Реализация стратегии осуществляется через тактику – систему управления реализацией стратегии.


4.4. Тактика - система управления реализацией стратегии

Тактика – искусство ведения боя, построение войск (греч).

Неотъемлемая часть стратегии – тактика, то есть практические действия по воплощению стратегии. Тактика направляет усилия, прилагаемые во внутренней среде на успешную реализацию стратегии во внешней среде, то есть на достижение результативности, обеспечивая рациональные затраты ресурсов, то есть достижение эффективности.

Суть тактики - разработка и совершенствование систем организации и управления деятельностью, внутрикорпоративного управления.

Тактика служит инструментом для снижения рисков неверных решений, направления и объединения усилий на результаты.

Тактика – моделирование систем организации и управления деятельностью: процессами, трудом, ресурсами.

Система управления реализацией стратегии приводится на схеме:

Тактика включает в себя:

- Локальные стратегии: маркетинговую, производственную, сбытовую, кадровую и финансовую.

- Системы организации процессов, ресурсов и труда для практической реализации стратегии (организационную систему).

- Системы управления процессами, трудом, ресурсами (система управления).

Тактика по содержанию уникальна для каждого конкретного предприятия, но имеет общие формы построения основных систем.

С помощью тактики решаются задачи:

- Эффективно удовлетворять потребителя за счет количества, качества, цены товаров.

- Комплексно и системно организовывать, управлять деятельностью для реализации интересов акционеров, инвесторов, кредиторов, персонала.

- Структурировать, регламентировать деятельность и координировать взаимодействие персонала для синергии возможностей, концентрируя усилия на отдельных направлениях. Обоснованно обеспечивать ресурсами.

- Наиболее эффективно реализовывать кадровую и финансовую политики, как ключевых движущих факторов развития.

- Измерять и оценивать результаты деятельности для сбалансированной реализации стратегии.

- Наращивать стоимость бизнеса на рынке за счет создания и консолидации рыночного, товарного, производственного (технологического), человеческого, организационного и социального капиталов.

Тактика – моделирование системы реализации стратегии, получения результатов:

1. Модель ресурсов.

2. Модель организации.

3. Модель управления.

Роль тактики в обеспечении результативности и эффективности приводится в таблице.

Инструменты управления

(содержание)

Результативность деятельности

Эффективность деятельности

Модель управления ресурсами

1.Потребность в ресурсах – определение структуры необходимых и достаточных стратегических ресурсов.

2.Маркетинг необходимых ресурсов (исследование, описание).

3.Измерение и оценка ресурсов – сколько ресурсов необходимо для стратегических объемов деятельности, качество стратегических ресурсов.

4.Определение источников ресурсов.

5.Установление способов привлечения.

6.Определение стоимости ресурсов.

7.Формирование активов и пассивов.

8.Организация и управление ресурсами.

9. Распределение ресурсов между бизнес-процессами и центрами управления. Координация и балансирование использования ресурсов. Взаимодействие и соединение ресурсов.

10.Оптимизация затрат ресурсов.

11.Результаты деятельности.

Определение количества, качества, стоимости необходимых и достаточных ресурсов для реализации стратегии и воплощения целей.

Производительность ресурсов.

Конкурентные преимущества за счет ресурсов.

Ресурсные критерии для решений.



Оптимизация затрат ресурсов.

Добавочная стоимость, прибыль, чистый денежный поток, гуд-вилл.

Модель организации деятельности

1.Миссия и ценности.

2.Проектирование бизнес – процессов.

3.Организационная структура.

4.Установление правил и процедур принятия решений и осуществления действий.

5.Организация труда и оплаты. Подбор, расстановка кадров.

6.Создание инфраструктуры на основе модели ресурсов.

7.Своевременное и бесперебойное обеспечение необходимыми и достаточными ресурсами.

Качество, оперативность решений.

Качество, оперативность, количество, стоимость действий.

Взаимодействие в труде. Производительность труда.

Разделение труда для повышения производительности за счет компетенций.

Количество, качество ресурсов.

Производительность ресурсов.

Формирование организационного и социального капитала.

Рациональность действий – оптимизация затрат ресурсов. Обоснованность и количество привлекаемых ресурсов.

Обоснованность решений и действий, оптимизация рисков деятельности.


Модель управления деятельностью

1.Маркетинг и мониторинг внешней среды и рынков.

2.Функциональное обоснование и обеспечение решений и действий.

3.Планирование и бюджетирование.

4.Измерение и оценка хозяйственных операций, активов, пассивов и других аспектов деятельности.

5.Сбор, обработка и предоставление информации.

6.Контроль и анализ результатов деятельности, выполнения стратегии.

7. Воздействия на персонал для эффективных результатов.

Мотивация и стимулирование за результаты деятельности.

Качество, оперативность решений.

Качество, оперативность и количество действий.

Синергия взаимодействия.

Преобразование ресурсов в продукцию – фактические результаты.

Рациональность, согласованность действий – оптимизация затрат.

Обоснованность и количество используемых ресурсов.

Обоснованность оперативных решений и действий, оптимизация рисков деятельности.


Содержание тактики: структурирование, проектирование, регламентирование, направление усилий, координация, мотивирование, оценка, совершенствование.

Локальные стратегии – неотъемлемая часть тактики

Локальные стратегии уточняют, как будет реализовываться генеральная стратегия через основные процессы деятельности, труд и финансовое обеспечение.

Рекомендуемая структура локальных стратегий:

- Маркетинговая стратегия.

- Производственная (процессная) стратегия.

- Сбытовая стратегия.

- Кадровая стратегия.

- Финансовая стратегия.

Принципы для разработки и развития стратегий:

1. Ориентация на потребителя, на результативность.

2. Рациональность деятельности, оптимизация затрат ресурсов.

3. Устойчивость и развитие деятельности.

4. Повышение потенциалов организации, их использования. Оптимизация и развитие возможностей. Проактивность.

5. Конкурентные преимущества.

Организационная и управленческая системы – неотъемлемые, составные части тактики

Системы организации и управления – способы и инструменты для реализации генеральной стратегии и локальных стратегий.

Организация – это структурирование, проектирование, регламентация деятельности.

Структурирование (от лат. structura - строение, расположение, порядок): 1) разделение экономического объекта или экономической категории на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязей между этими частями; 2) состав, строение экономического объекта.

Организационное структурирование – для понимания из чего деятельность (точки приложения усилий), как ее осуществлять, как взаимодействовать.

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперёд) - процесс создания проекта (описания) деятельности, как будем ее осуществлять, как взаимодействовать, чем влиять, какие ресурсы нужны для результатов, как ими обеспечивать.

Регламентирование – установление и выполнение правил принятия решений, осуществления действий и взаимодействия в рамках организации.


Роль организации - обеспечивать направленность усилий во внутренней среде, повышать производительность труда, оптимизировать затраты ресурсов.

Прямое и косвенное влияние на доход в части: а) количества, качества продукта, б) цены через себестоимость, в) привлечения инвестиций.

Назначение организации:

- Разделение и структурирование процессов, труда для качества, оперативности, количества решений, действий, взаимодействия.

- Рациональное обеспечение ресурсами.

- Взаимодействие персонала для достижения эффективной результативности.


Управленческая система – привод для функционирования организации, который направляет, измеряет, оценивает, информирует, контролирует и мотивирует усилия персонала.

Управление – это сознательные, целенаправленные, руководящие воздействия на объекты и субъекты деятельности для получения ожидаемых результатов и рационализации деятельности.

Назначение управления:

1. Комплексное и системное направление действий на достижение целей.

2. Гармония целей и интересов, то есть препятствует деструкции, когда цели системы нивелируются интересами участников (т.е. вместо общей цели начинают превалировать индивидуальные).

3. Взаимодействие участников внутри и между бизнес-процессами. Синергия усилий в результативность и эффективность.

4. Обеспечение выработки обоснованных решений и действий. Формирование информации для управленческих решений, действий и распределения ресурсов для выполнения задач.

5. Формирование ресурсов для выполнения стратегии. Распределение ресурсов между бизнес-процессами и центрами управления.

6. Координация усилий и взаимодействия между центрами управления и сотрудниками. Доведение до исполнителей плана действий и ожидаемых результатов.

7. Воздействие на деятельность персонала.

8. Соединение и трансформация ресурсов в продукцию и доходы.

9. Оптимизация затрат ресурсов и роста капитала.

10. Контроль и анализ деятельности, результатов.

11. Мотивация персонала на эффективную реализацию принятой стратегии и достижение запланированных результатов, разработку и внедрение инноваций.

12. Достижение желаемых количественных и качественных целевых показателей деятельности.

13. Восприятие настоящих и будущих изменений.

Роль управления:

1. Качество, оперативность решений за счет направленности на цели, разделения труда, измерения, оценки, формирования информации, обратной связи, мотивации.

2. Качество, оперативность, количество действий за счет координации, взаимодействия, мотивации кадров, информации, контроля.

3. Рациональность действий за счет распределения, балансировки ресурсов, измерения и оценки, информации, мотивации и контроля.

Структура системы управления:

- Маркетинг, мониторинг внешней среды и рынков.

- Обоснованность и обеспечение решений и действий: юридическое, кадровое, финансовое и другие виды обеспечения.

- Планирование и бюджетирование деятельности.

- Оценка и измерение хозяйственных операций, используемых ресурсов и других аспектов деятельности. Сбор, обработка и предоставление информации.

- Контроль финансово – хозяйственной деятельности. Анализ результатов деятельности, выполнения стратегии.

- Мотивация и стимулирование за результаты деятельности.

- Управляющие воздействия на персонал.

Технология разработки тактики:

1. Структурирование деятельности – разработка бизнес-процессов, организационной структуры, инфраструктуры, правил и других организационных систем.

2. Разработка организационной системы и системы управления.

3. Разработка управленческих стратегий.

4. Интеграция систем для оптимизации деятельности.

5. Применение тактических систем на практике.

Цели, стратегия, тактика – это основания для разработки организационной системы деятельности.

Продолжение статьи читайте здесь >>


Прыг: 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023
Шарах: 100