СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ

Инновационный характер внутрифирменного планирования делового успеха

Автор: Линиченко Дмитрий Сергеевич

Внутрифирменное планирование делового успеха, как интеллектуальная деятельность, носит инновационный характер. Речь идет о «функции предвидения» (прогнозирования), в основе реализации которой лежат интуитивные методы. Это также осознанный процесс составления смет и бюджетов на кратко- и долгосрочную перспективу. Говоря иначе, внутрифирменное планирование (ВП) является одним из способов «прояснения» внутренних и внешних условий достижения делового успеха.

В условиях неопределенности главная задача ВП заключается в показе своим потенциальным партнерам, что фирма будет в состоянии реально производить продукцию в нужные сроки и с необходимым качеством. А этот показ, в свою очередь, определяется компетентностью руководства и квалификацией персонала, работающего в функциональных подразделениях фирмы.

Все большую роль в современных условиях играет сценарное планирование делового успеха. Именно благодаря ему повышается качество принимаемых плановых решений по достижению делового успеха в ближайшей и – особенно – долгосрочной перспективе.

Под сценариями понимается способ анализа внешней среды фирмы, в которой присутствует множество значимых и влияющих друг на друга тенденций и событий. Благодаря им имеется возможность понять, при каких условиях могут возникнуть благоприятные или неблагоприятные ситуации.

Можно выделить три этапа сценарного ВП:

1) анализ внешней среды фирмы,

2) разработка сценария,

3) разработка стратегии в соответствии с составленными сценариями.

Речь в данном случае идет о стратегическом планировании делового успеха, в котором важно оценить степень взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий. Такая оценка осуществляется посредством составления определенной матрицы, в которой основное значение придается вероятности наступления того или иного сценария и его влиянию на деловой успех.

Предпринимательская деятельность (ПД) независимо от ее масштабов и направлений может иметь успех при условии, что лица, которым делегировано право принятия управленческих решений, способны формировать образ желаемого состояния фирмы. Под планированием при этом понимается четкая последовательность этапов, определяющих цикл подготовки плановых решений, а именно: постановка целей, оценка возможностей, выявление альтернатив, анализ последствий, выбор средств, разработка конкретного плана действий.

Технология ВП включает в себя также этапы: выполнения данного плана, контроль результатов, их анализ (с целью оценки делового успеха). Важной задачей последнего этапа является оценка возможностей импровизации в процессе ВП. Суть ее заключается в принятии решений на основе сложившейся ситуации и опыта специалистов по планированию. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует, однако их важность связана с двумя обстоятельствами:

1) нередкая несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана;

2) отсутствие объективной, достоверной и достаточной информации, необходимой для разработки плана достижения делового успеха.

Необходимо также учитывать и такие факторы, как: личностные качества; специальные знания; склонность к риску; гибкость работников, занимающихся планированием; мотивация (гармонизация желаний и интересов исполнителей с целями плановых решений); планомерность (собственные возможности и представленные данной категории работников специальные средства, необходимые для подготовки планового решения, их информированность относительно глобальных целей фирмы); морально-нравственный аспект предпринимательской деятельности (ПД).

Как показывает опыт, деловой успех нередко является следствием предпринимательского таланта, в том числе и в сфере сценарного планирования. Более того, многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности (1, 2).

Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, проведенное английским специалистом по планированию Р. Финном. Он исследовал деятельность по планированию в 56 английских фирмах: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж внутрифирменного планирования и его эффективность (в диапазоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследования приведены в табл.1.

Таблица 1. Связь стажа внутрифирменного планирования и его эффективности (3)

Последствия применения планирования

Продолжительность опыта планирования (в годах)

Число фирм (случаев)

<2

2 – 5

6 – 10

>10

Крупный успех

Успех

Ограниченный успех

Неудача

0

3

0

0

0

13

19

0

3

19

16

0

3

19

5

0

6

54

40

0

Число фирм (случаев)

3

32

38

27

100

Нами в процессе исследования выделены критерии инновационной оценки ВП (рис.1). Это его преимущества и недостатки, а также возможная ограниченность и возможные исключения. По мере преодоления параметров 2, 3 и 4 степень инновационности, безусловно, возрастает, возрастают шансы и на деловой успех, особенно если лидеры фирмы (ее руководители) имеют несколько сценариев развития ПД исходя от ответа на вопрос: «а что, если?». Особенно важно иметь особые подразделения планирования, входящие в состав агентского центра фирмы.

Критерии инновационной оценки ВП делового успеха
Рис.1. Критерии инновационной оценки ВП делового успеха

Таким образом, недоверие в формальному у нас в стране, восполняемое умением «крутиться» (правильно ориентироваться в текущей обстановке), все более активно меняется потребностью в предвидении и прогнозировании будущего. Этому способствуют и инновации в этом деле. К ним мы, в частности, относим названные ранее критерии (рис.1), которые иначе можно назвать ПНОИ – анализом инновационной оценки ВП делового успеха (П – преимущества, Н – недостатки, О – ограничения, И – искажение). По мере роста «П» и снижения значимости «НОИ» значимость внутрифирменного планирования делового успеха возрастает, достигая – в итоге - синергетического эффекта от соответствующих действий агентского центра фирмы, ответственного перед принципиалами (владельцами фирмы, ее акционерами) за деловой успех.

Синергизм деятельности в сфере ВП означает, что любой план достижения делового успеха – не цель, а возможно средство ее достижения за счет роста объективности понимания принимаемых решений по саморегуляции объекта хозяйствования (жизнедеятельности фирмы).

Важно и то, что качественный план ПД требует наличия в рамках агентского центра «методологи планирования», во многом определяющей инновационный аспект ВП. О сути этого понятия можно судить по представленному ниже рис.2. Как следует из него «методология планирования» является одним из шести параметров алгоритмического представления инновационной деятельности по ВП делового успеха.

Важным элементом методологии ВП являются его принципы: единства, непрерывности, гибкости, точности, участия, научности. Последний принцип, имеющий непосредственное отношение к инновационности действий, подразумевает необходимость использования научного подхода в целях достижения согласованности стратегии делового успеха и конкретных действий фирмы с реальными параметрами внешней и внутренней маркетинговой среды. Это предполагает: повышение точности прогнозов и планов (использования их различных вариантов – сценариев действий); познание и учет объективных закономерностей, господствующих тенденций развития фирмы, реальных процессов осуществления ПД; формирование стратегии делового успеха на основе качественной маркетинговой (и иной) информации.

Алгоритмическое представление инновационной деятельности по внутрифирменному планированию делового успеха
Рис.2. Алгоритмическое представление инновационной деятельности по внутрифирменному планированию делового успеха

Само внутрифирменное планирование имеет собственный информационный цикл, представляющий – по своему содержанию – инновационный процесс (рис.3).

Его «движущей силой» является или наличие проблемы, или достижение делового успеха. Речь (в том и другом случае) идет о сборе и обработке информации, а также об оценке последствий возможных вариантов (сценариев) плановых решений. После их реализации информация о полученных результатах по каналам обратной связи передается в плановый орган, органически связанный с агентским центром фирмы. Последний на ее основе оценивает происходящее и формулирует новые цели по достижению делового успеха.

Информационный цикл внутрифирменного планирования
Рис.3. Информационный цикл внутрифирменного планирования как инновационный процесс

Обобщая, отметим, что в рамках любой фирмы складывается своя система ВП. Ее создание требует затрат, целесообразность которых обеспечивается инновационной деятельностью агентского центра фирмы. Критерием эффективности этой деятельности выступает степень использования плана в реальной ПД как руководство к действию по достижению делового успеха.


Использованная литература

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы.- М.: ФиС, 2001. – 208 с.

2. Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Экмос, 1997.

3. Финн Р. Планирование и успех. – М.: Финпресс, 1999.

Об авторе: Линиченко Дмитрий Сергеевич, старший преподаватель кафедры экономики социальной сферы Урал Гуфк, Челябинск


Читайте также:

Адрес заметки: http://www.finansy.ru/st/post_1325761343.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. Все поля формы обязательны для заполнения.
2. Email в комментарии не будет опубликован.
3. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
4. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: