СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Великие Кризисы. Предпосылки кризиса 1847-1849 годов

Василий Колташов. Продолжение серии статей - "Великие кризисы".

Василий Колташов, продолжение серии статей "Великие кризисы".
Другие статьи из серии читайте здесь.

Рассмотрение периодов окончания одних длинных волн и зарождения других всякий раз оборачивается обнаружением на редкость серьезных кризисов. Так было не только с периодом начала и окончания первой рассмотренной Кондратьевым повышательной волны. Большие кризисы сопутствовали смене волн всякий раз, как это происходило. Начавшийся в 1843 году экономический подъем завершился в 1847 году. Сначала в Англии, а затем во всем мире разразился один из самых значимых в истории капитализма хозяйственных кризисов.

Николай Кондратьев относил время окончания первой понижательной волны и начала повышательной волны второго прослеженного им цикла на 1844-1851 годы. Именно в данном промежутке находится кризис перепроизводства 1847-1849 годов. Советские экономисты полагали, что развитие английской промышленности в предшествовавшие новому большому кризису годы обгоняло расширение национального и мирового рынков. В действительности все обстояло наоборот: индустриальный рост в Англии, Франции, США и других странах обеспечивал расширение внешних рынков. Кризисы перепроизводства 1820-1840-х годов были острыми. Но они подталкивали к экспансии.

Политика расширения контролируемых рынков сбыта осуществляемая ведущими державами имела исторические пределы. Они определялись уровнем технического развития наиболее передовых стран в сочетании с наличием доступных для прямой или товарной колонизации территорий. Когда возможности экстенсивного развития мирового рынка оказались исчерпанными начался новый острый кризис перепроизводства. Экономический спад был настолько глубоким и настолько способствовал обострению классовых противоречий в Старой Европе, что обернулся целой лавиной революций.

В феврале 1848 года во Франции пал режим короля Луи-Филиппа. Промышленная буржуазия, которой банковский капитал отказывал в доступе к власти (в частности не желая расширения избирательного права) добилась победы в результате мощного выступления трудящихся. Восстание в Париже всколыхнуло всю Европу: революционные перемены начались в Германии, Австрии, Венгрии и Италии. Даже потерпев поражение, революции изменяли общественно-политические порядки настолько, что необычайно облегчали капиталистическое развитие европейских стран. Феодализм получил смертельный удар. Последовавшие за революционными событиями два десятилетия стали временем небывалого промышленного подъема – повышательной волны 1850-1860-х годов. Обусловил и направил его экономический кризис.

Разорение миллионов кустарей и нищенская оплата труда рабочих ограничивали английский внутренний рынок. Дешевизна рабочей силы наряду с внедрением новых машин обеспечивали снижение затрат на единицу продукции. Экспорт промышленных изделий определял состояние центральной экономики планеты. Вывоз фабрикатов из Британии также обуславливал размеры ввоза сырья и продовольствия. Весь период с момента большого кризиса 1810-1820 годов конкуренция английским товарам росла, а рынок их сбыта расширялся с помощью дипломатии, оружия и кредитов. Увеличение британской экономики способствовало через английский рынок развитию всего мирового хозяйства. Сбыт хлеба в Англии был жизненно важен для многих аграрных стран.

В Британской экономике в 1820-1840-х годах рос удельный вес хуже оплачиваемых рабочих, прежде всего детей и женщин. Примеру Англии следовали фабриканты других стран. Только после кризиса 1836-1842(3) годов в Англии начался рост реальной заработной платы. Рабочих рук начинало недоставать. Приток ирландских иммигрантов, готовых трудиться за порцию картошки, не изменил ситуацию.

В 1840-х годах промышленная буржуазия Англии добилась победы над земельной аристократией. Подготовлена она была еще избирательной реформой 1832 года, когда крупные индустриальные центры (в лице буржуазии) получили места в парламенте. К этой уступке финансовый и землевладельческие верхи вынудил кризис и рост рабочего движения. В 1840-х годах хлебные законы были повержены, а с ними снижались пошлины на ввозимое сырье.

Британией овладела идея свободной торговли, что стало следствием невиданного превосходства английской индустрии над конкурентами. Еще в 1836-1842 годах английский экспорт во Францию, Бельгию, Голландию, Россию, германские и скандинавские государства возрос с 11,8 до 17,2 млн. фунтов стерлингов. Дипломатия Англии повела небезуспешную борьбу за снижение пошлин в Европе и США. Смягчение английской таможенной политики за счет перераспределения доходов помогало увеличить иностранный спрос. Сырье для британских фабрик удешевлялось.

В 1842 году в Англии были снижены пошлины на хлеб. Далее в 1845-1846 годах были отменены на 400 видов товаров. В 1848 году последовало снятие ограничений на ввоз в страну хлеба. Для Британии наступила эра свободной торговли, расцвет которой пришелся на 1850-1860-е годы. Однако уже в 1842-1847 годах победа фритредерства содействовала развитию английского хозяйства.

Первые железные дороги оказались успешными начинаниями. Прогресс фабрик требовал ускоренного развития транспорта, а развитие техники делал его возможным. Стоимость металла и его обработки снижалась. Паровозы совершенствовались. Имелся избыток капиталов, искавших выгодное приложение. Крупные займы оформлялись и конверсировались всего под 3-4%. Сложились все условия благоприятствовавшие росту железнодорожного строительства, что необычайно содействовало развитию тяжелой индустрии. Создавались условия для расширения внутреннего рынка опережающего по темпам рост внешней торговли. Вместе с тем железнодорожное строительство на целые десятилетия приобретало особое влияние на экономический цикл.

Открытие китайского рынка покончило с экономическим кризисом 1836-1842(3) годов. За годы последующего подъема продукция основных отраслей Британии возросла примерно на 50% по сравнению с пиком прошлого цикла. Выплавка чугуна с 1840 по 1847 год увеличилась приблизительно в полтора раза (с 1,4 млн. до 2 млн. тонн), что стимулировалось железнодорожным бумом. В 1845 году английские компании разместили на внешнем рынке 1092 млн. ярдов хлопчатобумажных тканей. Уровень 1836 года оказался превышен на 70%. При этом выручка стала больше всего на 6%. Цены неуклонно снижались, что облегчалось существенным сокращением цен хлопка (за исключением 1846 года). Даже фабричные рабочие обзаводились хлопчатобумажным бельем.

Вывоз английских тканей в Европу падал, форсировано увеличиваясь в Азию и Африку. Но прогресс производства опережал расширение рынка, что подготовляло новый промышленный кризис.

Таблица: Англия. Распределение экспорта хлопчатобумажных тканей *

(в %)

Годы

Европа

Азия, (Индия,

Китай, Япония,

Ява и др.)

Турция, Египет

и пр. Африка

Азия и

Африка **

1820

1840

1850

50.9

25,3

16,3 '

5,7

22.1

30,9

3,8

9.4

14,3

9.5

31.5

45,2

* Ellison, The Cotton Trade of Great Britain, London 1886, p. 64.
** Включая всю Турцию.

Расширение производства хлопчатобумажных тканей в 1840-х годах базировалось на расчете сбыть продукцию в Индии или Китае. Рост легкой промышленности требовал развития транспорта, что в свою очередь запускало рост тяжелой индустрии. Стремительно наращивалось производство паровых двигателей. Строились новые заводы. Поднимался спрос на рабочие руки. Расширялось применение техники. С 1842 года в машиностроение начинает использоваться паровой молот, что облегчило производство многих предметов. Примечательно, что за 1841-1848 годы английская железнодорожная сеть возросла на 6900 км, в то время как с 1825 по 1840 год было проложено менее 1300 км. Подобные успехи требовали огромных затрат: за 1844-1847 годы они превысили 100 млн. фунтов стерлингов. В тот же период вывоз в Китай не превысил и 10 млн. фунтов стерлингов. Решающим фактором экономического подъема стал добавочный спрос, создаваемый железнодорожным строительством.

Инвестированные в железные дороги капиталы приносили 8-9%. Доходы на милю эксплуатируемой сети возрастали. Акции железнодорожных компаний стали объектом невиданной спекуляции. Парламент с легкостью санкционировал дутые проекты новых линий. Горячка перебросилась на другие страны, куда следом устремились английские капиталы. С 1837 по 1847 год экспорт черных металлов из Англии вырос на 226%. Сюда следует добавить металл, вывезенный в Европу и США в виде паровозов, заводских машин и множества иных изделий.

Мировая сеть железных дорог в 1840-х годах увеличилась с 8,6 до 38 тысяч км. В Европе протяженность линий возросла с 3 до 24 тысяч км. Быстрее всего железнодорожные сообщения развивались в Германии. Слабая промышленность немецких государств создавала благоприятные условия для британского экспорта. За 1839-1847 годы поставки чугуна в Германию поднялись в девять раз, достигнув 114 тысяч тонн – 42% общенемецкого производства. Ввозились также паровозы, железные слитки, прокатные изделия и многое иное. Подобным же образом расширялся английский экспорт в США.

Выплавка металла в Англии осуществлялась на минеральном топливе в домнах оборудованных горячими воздуходувками. Порядка 75-80% чугуна в Германии, около 90% в США и более половины во Франции выплавлялось при использовании древесного угля в печах низкой производительности. Английская индустрия превосходила конкурентов в получении проката, изготовлении машин и механизмов. Расширение мирового рынка в 1820-1840-х годах вызвало в Англии такой рост обрабатывающей промышленности, что потребовалась революция в национальном транспорте и производстве средств производства. Выпуск машин начал осуществляться на крупных предприятиях, широко использующих машины.

Совершившийся в Британии к 1845 году структурно-технологический переворот имел глобальное значение. Возросшее превосходство английской индустрии открывало для нее ранее защищенные рынки, чем создавались условия качественного рывка в европейских странах и США. Революции либо радикальные реформы под давлением низов делались необходимым условием выживания национального производства. Требовалось устранить мешавшие капиталистическому развитию феодальные порядки, национальную раздробленность и политические режимы, сдерживавшие индустриальное развитие.

Экономические успехи Англии обострили внутренние противоречия в Европе и Америке. Британская индустрия выиграла конкурентную борьбу на мировом рынке. Внутри страны промышленная буржуазия Англии добилась победы над консервативной земельной аристократией. Этими изменениями подготовлялась революционная «весна народов» в Европе. Она призвана была в целом ряде дозревших стран устранить преграды на пути прогресса национального капитализма. В буржуазной Франции помехой промышленному развитию была власть финансовой олигархии.

В США промышленный подъем начался в 1843 году, почти одновременно с Англией. Но в отличии от нее он не стал стремительным: широкого притока иностранных капиталов не наблюдалось, на юге был кризис – цена хлопка упала с 1830-х годах более чем на 35%. Население страны быстро росло, в 1840-х годах оно увеличилось с 17,1 до 23,2 млн. человек. Осваивались новые земли. Этим создавался дополнительный спрос на фабричную продукцию, что стимулировало рост производства. Чтобы дотянуться до покупателей строились железные дороги. Быстрее росла тяжелая индустрия. В 1842 году пошлины на английские товары сильно возросли. Протекционистский курс оказался сорван южными, аграрными штатами. В 1846 году пошлины были значительно снижены.

Промышленный подъем в США в основном опирался на расширении национального рынка. Но Соединенные Штаты стремились увеличить и внешний сбыт. Они первыми после Англии поспешили навязать Китаю торговый договор, что стало одной из причин воны с Мексикой в 1846-1848 годах. Отнятые у мексиканцев территории калифорнийского побережья стали важной экономической базой США. Быстро росла рентабельность американской промышленности, достигая 25-40% в год. Как и в Англии повышалась оплата труда.

Объем железнодорожного строительства во Франции был меньшим, чем в США и Германии. Однако события в целом развивались по английскому сценарию: спекуляции приобрели большой размах. Железнодорожный бум вызвал подъем в металлургии. Ввоз черного металла из Англии был затруднен очень высокими пошлинами. В 1837-1845 годах железо неизменно дешевело. Но в 1846-1847 годах цена на него поднялась на 37%. Взлет цен подтолкнул строительство новых заводов. В 1840-х годах выплавка чугуна во Франции увеличилась в 1,8 раза. Росло применение минерального топлива. К 1845 году около трети домен были оборудованы горячим дутьем. За 1842-1847 годы почти утроился прокат рельсов.

Медленнее осуществлялось во Франции расширение основного капитала в текстильной промышленности. К 1847 году только в производстве хлопчатобумажных тканей широко использовались механические станки, что давало 40-50% всей продукции. Наряду с ростом внутреннего спроса в 1840-х годах увеличивался вывоз тканей. За 1836-1847 годы он возрос на 63%. Во французской экономике быстро росло применение паровых машин: за 1836-1847 годы их мощность возросла с 19 до 62 тысяч лошадиных сил. Успехи крупной промышленности во Франции еще не привели к ее преобладанию. Налицо было возрастающее отставание от Англии. Даже шелковая индустрия Лиона к 1848 году сильно отстала от английских фабрик.

Отсутствие достаточных внешних рынков, как результат прежних неудач в борьбе с Англией, сдерживало развитие промышленности во Франции. Этим же создавалась преграда для расширения внутреннего рынка. Банковский капитал оказывался сильнее индустриальной буржуазии, в том числе и политически. Однако хозяйственный рост 1840-х годов, связанный со строительством железных дорог, подготовлял в стране большие перемены.

В 1834 году был образован Германский таможенный союз. В него вошли Пруссия, Бавария и еще 16 немецких княжеств. Прусский талер стал основной денежной единицей. Образование таможенного союза помогло ускорить экономическое развитие Германии, особенно в Рейнско-Вестфальской области и Саксонии. Росло применение паровых ткацких станков. Но потребление хлопка было втрое ниже, чем во Франции, в 12-13 раз уступало США и оказывалось в 16 раз меньше чем в Англии. В своей таможенной политике Пруссия руководствовалась, прежде всего, интересами помещиков. Прочной таможенной стены против английских фабрикатов возведено не было. Лишь в середине 1840-х годов несколько поднялись пошлины на чугун и хлопчатобумажную пряжу.

За 1837-1848 годы в Германии было построено в 2,5 раза больше железнодорожных линий, чем во Франции. Но единой железнодорожной сети не существовало до 1850-х годов: государства строили линии исходя из собственных частных соображений. Экономическое развитие Германии шло тяжело. В 1837-1847 годах объем промышленной продукции вырос на 40-80%, но это было сравнительно немного в абсолютных показателях.

Отставание Германии от Англии, Франции и США нарастало. Особенно задерживалось развитие тяжелой промышленности. Выросшие потребности в черном металле покрывались все больше за счет импорта. Экспорт почти не увеличивался. Огромной была доля ремесленников в экономике. С 1831 по 1846 год она в массе населения увеличилась с 11,9% до 13,95%. Схожую с Германий картину, но с еще более глубокими проблемами представляли Австрийская империя и Италия. Пережитки феодализма почти повсеместно в Европе тормозили капиталистическое развитие. Но они содействовали концентрированному индустриальному развитию Англии, что обратным ходом обостряло классовые противоречия в отсталых странах Старого континента.

В России экономический рост в 1820-1840-х годах шел медленнее, чем в первом десятилетии XIX века. Особенно непростыми оказались 1840-е годы, когда превосходство английских товаров на мировом рынке стало огромным. Все более не хватало свободных рабочих рук, что мешало развернуться быстрому промышленному подъему. Доля вольнонаемных рабочих в промышленности превысила в 1825 году 54%, продолжая возрастать. Примечательно, что с 1842 года по 1850 год масса фабричных рабочих увеличилась всего на 62 тысячи (с 455 827 до 517 679 человек). Количество предприятий за этот период поднялась с 5656 до 9843. Росла преимущественно легкая промышленность. Тяжелая индустрии развивалась крайне медленно. Применение машин оставалось крайне слабым. Возрастала техническая отсталость.

Правительство осознавало, что в условиях низких мировых цен на продукцию сельского хозяйства освобождение крестьян грозит помещикам разорением. Спрос на фабрикаты со стороны крепостных крестьян был крайне слаб. Царские власти не видели необходимости в развертывании дорогостоящего железнодорожного строительства. Такая экономия в 1840-х годах обернулась резким увеличением хозяйственной отсталости страны.

В Скандинавских странах развитие промышленности в 1830-1840-х годах породило буржуазное движение за конституционные реформы. Крепли хозяйственные связи между странами, чему способствовало обоюдное снижение пошлин. Революционный взрыв 1848 года в Европе покончил с самодержавием в Дании. В Швеции и Норвегии был дан толчок политическим реформам. Латинская Америка в 1830-1840-х годах развивалась медленно, с прицелом на английский рынок. Испания пережила за тот же период несколько острых политических кризисов и революционных всплесков: потеря колоний негативно сказалась на экономике, обострив внутренний кризис.

В 1846-1847 годах экономический подъем на планете неожиданно сменился спадом, явившимся, откуда его менее всего ожидали. Начался новый большой экономический кризис, по своим последствиям превзошедший все кризисы перепроизводства 1820-1840-х годов. Понижательный период развития завершился.

Адрес заметки: http://www.finansy.ru/st/post_1290438129.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. Все поля формы обязательны для заполнения.
2. Email в комментарии не будет опубликован.
3. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
4. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: