СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

УСН в 2010 году: сложные вопросы и практика применения (продолжение)

Продолжение, начало смотрите здесь >>

Материал подготовлен по итогам семинара "УСН в 2010 году: сложные вопросы и практика применения", организованный редакцией журнала «Упрощенка», который состоялся 1 июня 2010 года в Москве. Редакция журнала анализирует наиболее интересные ситуации и отвечает на вопросы, которым не удалось уделить внимание на семинаре.

Покупка земельного участка и НДС

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Недавно у администрации муниципального района выкупили земельный участок, который до подписания договора купли-продажи находился в бессрочном пользовании под зданиями производственных цехов. В вашем журнале прочитали, что «упрощенцы» не освобождаются от обязанностей налоговых агентов. Правильно ли мы понимаем, что наша организация должна уплатить НДС в бюджет и подать в налоговую инспекцию соответствующую декларацию?

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ при упрощенной системе обязанности налоговых агентов действительно сохраняются. Случаи, когда «упрощенцы» должны удержать НДС из выплат в пользу контрагента и перечислить его в бюджет, указаны в статье 161 НК РФ. Среди них покупка муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну городского, сельского поселения и другого муниципального образования (п. 3). Налоговыми агентами признаются покупатели, а налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. Начисленный НДС перечисляется в бюджет равными долями не позднее 20−го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Это правило распространяется и на налоговых агентов. Напомним, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Отчитаться по НДС следует не позднее 20−го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Однако, несмотря на то что вы купили муниципальное имущество, исполнять обязанности налогового агента в вашем конкретном случае не придется. Дело в том, что операции по реализации земельных участков и долей в них объектом налогообложения не признаются (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, при покупке муниципального земельного участка не нужно исчислять и уплачивать НДС, а значит, и отчитываться по данному налогу.

Торговля через автоматы

Мы продаем товары через торговые автоматы. Выручку выгружаем один раз в неделю. Как в этом случае учитывать доходы и расходы? Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

При упрощенной системе доходы от реализации, состав которых определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), учитывают кассовым методом. Согласно ему доходы отражаются в день, когда деньги поступили в кассу и на расчетный счет или задолженность (оплата) была погашена другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Как при традиционной торговле, так и при торговле через автоматы самообслуживания деньги, полученные от покупателей, являются доходом от реализации. Поэтому на сумму выручки нужно увеличить базу по единому налогу. Если деньги из автоматов инкассируются ежедневно, проблем не возникает: все, что накопилось за день, тогда же приходуют в кассе или зачисляют на расчетный счет и отражают в облагаемых доходах. Другое дело, если периодичность выемки иная, например, как у вас — один раз в неделю. На наш взгляд, внесение денег в автомат и есть один и способов оплаты. Поэтому поступившую сумму нужно включить в доходы именно тогда, когда покупатель рассчитался за товар. Получается, вы должны ежедневно снимать хотя бы отчеты о сумме поступившей выручки и на их основании заполнять графу 4 раздела 1 Книги учета доходов и расходов. Кстати, Минфин придерживается такой же позиции (письмо от 24.08.2006 № 03−11−04/2/178).

Затраты на покупку товаров признаются в расходах после расчета с поставщиком и реализации (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 и подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, для учета расходов вам нужно отслеживать, когда был оплачен и продан товар из той или иной партии.

Расходы на горюче-смазочные материалы

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, печет хлеб и булочные изделия. Продукцию до торговых точек мы доставляем на арендованных транспортных средствах. Скажите, вправе ли мы списывать в расходы стоимость ГСМ? Если да, то какие подтверждающие документы для этого нужны?

Затраты на покупку горюче-смазочных материалов вы вправе отразить в налоговой базе согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Напомним, что при УСН учитываются только документально подтвержденные, обоснованные и оплаченные расходы (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Для обоснования расходов на покупку ГСМ для арендованного автомобиля в договоре аренды должно быть указано, что издержки на его содержание (в том числе на ГСМ) несет арендатор. Если же в договоре предусмотрено иное либо данный вопрос вовсе не оговорен, включить стоимость ГСМ в налоговую базу при УСН арендатор не сможет.

Для документального подтверждения осуществления и оплаты расходов сохраняйте чеки, свидетельствующие о потраченных суммах на покупку ГСМ. Кроме того, вам понадобится составлять путевые листы. Унифицированные формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, но организациям, не являющимся автотранспортными, удобнее использовать собственно разработанные формы. В этом случае их можно заполнять не на каждый день, а на несколько дней, неделю или даже месяц. Главное, чтобы содержались обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Минфин также не против, чтобы организации, не являющиеся автотранспортными, применяли формы путевых листов, разработанные самостоятельно (письмо от 25.08.2009 № 03−03−06/2/161).

Правда, некоторые организации считают, что путевые листы оформлять не нужно, и судятся с налоговыми органами. Иногда арбитры поддерживают налогоплательщиков. Чаще это происходит, если заключен договор аренды автомобиля с экипажем. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 № А56−15033/2007 судьи сослались на постановление Госкомстата России от 28.11.97 № 78, согласно которому путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспортного средства и основанием для начисления заработной платы. Когда же заключен договор аренды автомобиля с экипажем, его водителем является сотрудник организации-арендодателя, а организация-арендатор зарплату ему не начисляет. Поэтому арбитры пришли к выводу, что оформлять путевые листы в рассматриваемом случае не обязательно.

Но на наш взгляд, проще составлять путевые листы, чем спорить с налоговыми органами.

Услуги банка

Расскажите, пожалуйста, какие именно затраты по оплате банковских услуг можно учесть в расходах при упрощенной системе?

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, вправе уменьшать налоговую базу на стоимость услуг кредитных организаций (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Как и любые другие, подобные расходы должны быть обоснованными, направленными на получение дохода, а также подтверждаться документами (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, затраты следует осуществить и оплатить (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Минфин считает (и в данном вопросе с ним можно согласиться), что в расходах учитывается стоимость банковских операций, указанных в статье 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395−1 (письма от 14.07.2009 № 03−11−06/2/124 и от 25.05.2007 № 03−11−04/2/139). К этим операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещение этих вкладов от имени и за счет банков;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • выдача банковских гарантий;
  • расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, с использованием их счетов;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
  • кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • покупка и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • денежные переводы по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (кроме почтовых переводов).

Особых условий для учета затрат на банковское обслуживание в пункте 2 статьи 346.17 НК РФ не установлено, поэтому их отражают в налоговой базе сразу после осуществления и оплаты.

Когда арендодатель — гражданин

Организация применяет УСН с объектом доходы минус расходы и арендует помещение у физического лица. Должны ли мы с арендной платы удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет? Если должны, то можно ли НДФЛ включить в расходы? Облагается ли в данном случае арендная плата страховыми взносами?

Доходы, полученные физическим лицом от сдачи имущества в аренду, облагаются НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, являются налоговыми агентами в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам (п. 5 ст. 346.11 и п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако в подпункте 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ сказано, что физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ с арендной платы, полученной от граждан и организаций, не являющихся налоговыми агентами. В связи с этим многие арендаторы сомневаются: должны ли они в подобных случаях выполнять обязанности налоговых агентов? Контролирующие органы считают, что должны (письма Минфина России от 07.10.2009 № 03−04−0601/257, от 03.06.2009 № 03−04−05−01/428, ФНС России от 30.04.2009 № 3−5−03/455@ и УФНС России по г. Москве от 25.08.2009 № 16−15/088481), и мы с ними согласны. Подпункт 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ применяется, если источник выплаты дохода не признается на основании статьи 226 НК РФ налоговым агентом, например, когда арендные платежи уплачивает иностранная компания. А как уже было указано, «упрощенцы» согласно пункту 5 статьи 346.11 НК РФ являются налоговыми агентами. Таким образом, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с арендной платы им придется. Теперь об учете перечисленного налога в расходах. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом доходы минус расходы, имеют право включать в налоговую базу затраты на аренду (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А так как НДФЛ является частью арендной платы, сумму удержанного и перечисленного налога можно также учесть в расходах.

Договор аренды относится к гражданско-правовым договорам, связанным с передачей имущества в пользование. Выплаты по таким договорам страховыми взносами не облагаются (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212−ФЗ).

Значит, на арендную плату не нужно начислять взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Заметим, что «упрощенцы» в 2010 году уплачивают только взносы в ПФР (подп. 2 п. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212−ФЗ). Но уже начиная с 2011 года взносы нужно будет платить в полном объеме по обычным тарифам. Что касается взносов на травматизм, то они не начисляются на выплаты по гражданско-правовым договорам на основании пункта 22 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765.

Затраты на сотовую связь

Сотрудникам организации, пользующимся сотовыми телефонами в служебных целях, оплачиваются услуги связи в пределах норм, установленных приказом руководителя. В прошлом месяце один из работников использовал телефон для личных целей и превысил лимит. Соответствующую сумму мы удержали у него из зарплаты. Можно ли ее отразить в расходах и нужно ли включать в доходы? Применяем УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы

Удержанная сумма является частью начисленной зарплаты, значит, вы вправе ее учесть в расходах на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако эту же сумму придется отразить и во внереализационных доходах (п. 1 ст. 346.15 и п. 3 ст. 250 НК РФ). Стоимость личных переговоров признается ущербом, причиненным работодателю, поэтому сотрудник обязан его возместить (ст. 238 ТК РФ).

Ремонт в арендованном помещении

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, собственными силами произвела текущий ремонт арендованного помещения. Скажите, можем ли мы стоимость материалов учесть в расходах? Какие подтверждающие документы нам для этого понадобятся?

Расходы на ремонт основных средств, как собственных, так и арендованных, при упрощенной системе учитываются в налоговой базе после их осуществления и оплаты (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 ип.2 ст. 346.17 НК РФ). Один нюанс. Расходы арендатора будут обоснованными (п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ), если по договору аренды именно он обязан поддерживать имущество в порядке. Если такого положения нет в договоре, то заключите дополнительное соглашение к договору и зафиксируйте в нем обязанность арендатора производить за свой счет текущий ремонт имущества и нести расходы на его содержание. Иначе вы не сможете отразить затраты на покупку материалов. Для обоснования и документального подтверждения расходов нужно подготовить детальную смету с перечнем использованных материалов, их количества и стоимости. Также понадобятся все документы на покупку и оплату материалов (платежные поручения, счета, накладные, товарные и кассовые чеки и т. д.).





Читайте также:

Адрес заметки: http://www.finansy.ru/st/post_1283931320.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. Все поля формы обязательны для заполнения.
2. Email в комментарии не будет опубликован.
3. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
4. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: