СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

О затратах переменных и постоянных

Чем переменные затраты отличаются от затрат постоянных? Ответ, казалось бы, очевиден. В жизни, увы, не все так просто и однозначно. Деление затрат на переменные и постоянные, абсолютно понятное на «книжном» уровне, на практике может вызывать определенные затруднения.

Сергей Шебек, Клуб борцов с затратами

Классификация затрат по характеру поведения в зависимости от объемов деятельности (или, говоря сухим академическим языком, «в зависимости от уровня деловой активности»), предполагает наличие затрат переменных, постоянных и смешанных. При всей внешней понятности данной классификации, ее практическое применение имеет определенные особенности. Часть из этих особенностей мы и рассмотрим.

Такой простой, «безобидный», почти «классический» пример. Амортизация оборудования. В большинстве случаев, мы привыкли, считать затраты, связанные с начислением амортизации, функцией времени. (Все предельно просто. Мы определили, что, например, наш новый станок будет служить 10 лет. И в течение этого срока потихоньку списываем на затраты, т.е. амортизируем, первоначальную стоимость станка.) Но ведь может быть и альтернативный вариант, когда амортизация увязывается с показателями, количественно отражающими выполненную работу.

Допустим, некий обыватель (стремительно подтягивающийся к уровню «среднего класса») приобрел газонокосилку для дачного участка. При этом он рассуждает так: «Через четыре года я заменю ее на новую. Хотя бы потому, что это сделают соседи». А может рассуждать и так: «Двигатель там стоит одноцилиндровый, с маленьким внутренним объемом, с примитивной системой смазки, поэтому будет хорошим результатом, если газонокосилка отработает 100 мото-часов». Оба варианта вполне обоснованы и логичны. Но только в первом случае амортизация газонокосилки является функцией времени, поскольку наш герой предполагает использовать ее в течение четырех лет, т.е. ориентируется на определенную продолжительность периода эксплуатации. А во втором случае - функцией уровня деловой (или «дачной») активности, поскольку за основу берется наработка оборудования. При том, что и в первом, и во втором случае, природа возникающих затрат одна и та же! Просто, мы меняем наш субъективый взгляд на эту природу. Реальная «жизнь» газонокосилки слабо зависит от наших оценок этой «жизни» и определяется, скорее, качеством самой газонокосилки, нашей умелостью и аккуратностью, а вовсе не способами начисления амортизации.

Еще пример.

В некой организации существует склад. Соответственно, возникают некоторые затраты, связанные с работой этого склада. Теперь представим, что кто-то из топ-менеджеров этими затратами заинтересовался и дал команду их проанализировать. Скорее всего, что в рамках этого анализа затраты будут исследованы и с точки зрения их зависимости от «объемов деятельности складского хозяйства».

Теперь представим, что анализ ведется экономистом, сидящим в «заводоуправлении». Экономист выписал все статьи затрат и рассуждает примерно так:

«Работники склада «сидят на окладе», на который начисляется фиксированная премия. Значит затраты на оплату труда и социальные отчисления будут носить постоянный характер.

Затраты на содержание складских помещений и складского оборудования тоже никакой склонности к переменным не обнаруживают.

Поэтому получается, что хоть 250 тонн материальных ценностей пройдет через склад в течение месяца, хоть 280 тонн – затраты останутся неизменными. Вот когда объем деятельности склада перевалит за 300 тонн в месяц, тогда, возможно, появятся дополнительные затраты еще на одного грузчика».

И попробуйте сказать, что рассуждения эти – необоснованны!

Теперь посмотрим на «затратный механизм» глазами заведующего складом. Он ничего не знает о теории поведения затрат и признаках классификации. Словосочетание «статьи затрат» вызывает у него только одну ассоциацию – со «статьями УК». Но зато он прекрасно знает, что каждый привоз материальных ценностей на склад, разгрузка каждой машины сопровождается потерями: хоть один мешок с цементом, но порвется, хоть один бидон с краской, но обязательно прольется, хоть один ящик с метизами, но разобъется, хоть один поддон с кирпичом, но перевернется. Так что каждая поступившая на склад машина одновременно «привозит» с собой потерь и ущерба, в среднем, на 1000 руб. Так что если за месяц работники склада примут 30 машин, то можно сразу же (к гадалке не ходи) 30 тыс. руб. списать на потери».

Есть в этих рассуждениях логика? Конечно!

Величина тех или иных затрат зависит от какого-то фактора (или группы факторов). Этот фактор называют драйвером затрат. Так вот, на субъективный взгляд экономиста драйвером «складских» затрат является время (или продолжительность периода). А на субъективный взгляд заведующего складом драйвером затрат является количество разгруженных машин. При этом, как оказалось, оба субъективных взгляда вполне обоснованы и могут вполне мирно уживаться.

Вывод 1.: Надо быть готовым к тому, что на практике деление затрат на переменные и постоянные может быть откровенно субъективным.

Идем дальше. Вот рассказ одного из наших респондентов.

Елена Панченко, ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», Директор по экономике и финансам:

«В принципе, у нас не возникало существенных сложностей с разделением затрат на переменные и постоянные. Но определенная особенность при классификации затрат по данному признаку существует – одни и те же затраты могут в одном периоде быть постоянными, а в следующем стать переменными, или наоборот.

Самый распространенный случай – это затраты на оплату труда. Сегодня для сотрудника используется окладная, повременная схема оплаты труда. Соответственно, затраты на оплату труда можно квалифицировать как постоянные. В следующем месяце система мотивации меняется - вознаграждение привязывается, например, к количеству предоставленных услуг. Затраты из постоянных превращаются в переменные.

Еще пример. Наша компания, в том числе, оказывает услуги вещания по сети кабельного телевидения. Мы, в свою очередь, покупаем услуги по ретрансляции (точнее, права на ретрансляцию) у собственников различных телевизионных каналов. Схема формирования стоимости услуг по ретрансляции может быть разной и зависит от договоренности с собственником каждого конкретного канала: в одном случае это может быть фиксированная сумма, в другом случае стоимость может зависеть от количества обслуживаемых нами абонентов. А бывает и так, что в данном периоде у нас одна схема формирования стоимости услуг владельца телеканала, а в следующем периоде – другая. При этом, заметьте, что технические, потребительские и прочие характеристики, порядок потребления приобретаемой нами услуги по ретрансляции в обоих случаях являются одинаковыми. Но в одном случае наши затраты будут условно-постоянными, в другом случае - переменными…»

Собственно, идея данного рассказа понятна и без пояснений. Так что остается только сделать вывод.

Вывод 2.: Технические и потребительские свойства ресурсов, использование которых приводит к затратам, могут оставаться неизменными. Остается неизменным и характер потребления этих ресурсов. Но при этом стоимость данных ресурсов (и, соответственно, величина затрат) каким-то невообразимым образом может превращаться то в переменную, то в постоянную.

Далее. Выше мы уже упоминали понятие «драйвер затрат» - фактор, определяющий величину затрат. Что может быть таким фактором, и легко ли его выделить? Конечно, в большинстве случаев такой фактор достаточно очевиден – количество производимых продуктов. Оно может измеряться в штуках, декалитрах, погонных метрах и прочих натуральных показателях.

Но бывают случаи и достаточно замысловатые. В частности, это может выражаться в том, что в рамках одного бизнеса одновременно присутствуют несколько факторов, характеризующих уровень деловой активности, и, соответственно, величину затрат.

Весьма показательным, в этом смысле, является пример с авиаперевозками. Вот лишь некоторые из статей затрат, возникающие в практике деятельности авиакомпаний, и которые можно отнести к переменным:

· Затраты, связанные с питанием пассажиров на борту воздушного суда – зависят от количества перевозимых пассажиров. (Показатель уровня деловой активности – количество перевозимых пассажиров)

· Затраты на авиационные горюче-смазочные материалы – зависят, как минимум, сразу от двух факторов – от продолжительности полета (в часах) и от загрузки самолета. (Показатели уровня деловой активности – налет часов и величина загрузки.)

· Сборы аэропорта за взлет-посадку – зависят от количества взлетов и посадок, т.е. от количества выполненных рейсов. (Показатель уровня деловой активности – количество выполненных авиарейсов.)

· Сборы аэропорта за обслуживание пассажиров - зависят от количества перевозимых пассажиров. (Показатель уровня деловой активности – количество перевозимых пассажиров.)

· Суммы лизинговых платежей по авиадвигателям – зависят от налета часов. (Показатель уровня деловой активности – налет часов.)

· Амортизация воздушного судна (в частности, основного компонента воздушного судна – планера) - зависит как от налета часов, так и от количества взлетов-посадок. (Показатели уровня деловой активности – налет часов и количество выполненных авиарейсов.)

· Сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов на воздушных трассах - зависят от «пробега», т.е. от общей протяженности маршрутов, по которым выполнялись рейсы. (Показатель уровня деловой активности – «пройденное» воздушными судами расстояние.)

Таким образом, во-первых, мы выделили пять видов показателей, которые характеризуют «уровень деловой активности» авиаперевозчика. Во-вторых, как мы увидели, некоторые статьи затрат можно назвать «сложно-переменными», так как их величина зависит сразу от двух показателей, характеризующих деловую активность.

Какие последствия данное обстоятельство имеет на практике? Конечно же, появляются существенные сложности в организации учетно-плановой работы. Во-первых, затраты сложнее планировать, поскольку все из упомянутых показателей деловой активности должны быть приняты во внимание. Во-вторых, довольно сложной становится методика калькулирования себестоимости авиаперевозок.

Вывод 3.: В рамках одного бизнеса может существовать сразу несколько факторов, определяющих уровень деловой активности и, соответственно, величину затрат. В этих случаях можно говорить о наличии переменных затрат разного вида: величина затрат одного вида будет определяться каким-то одним фактором, величина затрат другого вида – другим фактором.

Резюме:

Деление затрат на переменные и постоянные, абсолютно понятное на «книжном» уровне, на практике может вызывать определенные затруднения.

Вот лишь некоторые из них.

Одни и те же затраты один сотрудник компании может считать переменными, а другой сотрудник – постоянными. При этом у каждого из сотрудников будет вполне убедительное обоснование.

Затраты, как мы знаем, это стоимость использованных ресурсов. Так вот, технические и потребительские свойства ресурсов, использование которых приводит к затратам, могут оставаться неизменными. Неизменным будет и порядок использования этих ресурсов. Но при этом стоимость данных ресурсов (и, соответственно, величина затрат) каким-то невообразимым образом может превращаться то в переменную, то в постоянную.

В рамках одного бизнеса могут присутствовать сразу несколько факторов, определяющих уровень деловой активности и, соответственно, величину затрат. Одни затраты зависят от одного фактора, другие затраты – от другого.



Читайте также:

16 мая 2010, 22:33
№ 1Без темы
Спасибо за статью, очень приятно , что автор использует примеры. В книжной теории это редко встречается.
Да я с таким встречался, тоже как-то спорил о соотношении затрат на переменные или постоянные, у каждого был своей вполне обоснованный взгляд на проблему.
Anonymous
Адрес заметки: http://www.finansy.ru/st/post_1268462331.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. Все поля формы обязательны для заполнения.
2. Email в комментарии не будет опубликован.
3. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
4. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: