О построении службы маркетинга и полевых исследованиях
Менеджмент качества многих компаний диктует наличие службы маркетинга. Считается, что на современном предприятии маркетолог так же необходим, как навигатор в автомобиле. Руководству предприятия надо знать, куда плыть. Именно поэтому постсоветская Россия в массовом порядке ринулась изучать маркетинг. И не зря.
Дело в том, что существовавшая до недавних пор практика работы «в стол» (сначала произвести, а потом продать) потерпела сокрушительное поражение на рынке. Оно и закономерно. Невозможно в рыночных условиях работать «про запас». Надо ориентироваться на потребителя. Надо изучать маркетинг.
Построением службы маркетинга занялись сначала самые крупные компании (лидеры индустрии), затем предприятия средней руки. Сейчас уже можно говорить о том, что так или иначе Котлера прочли и самые мелкие бизнесмены – ИП. Таким образом, машина бизнеса повернулась к самому главному ее элементу – потребителю.
Но повернуться к потребителю лицом мало – надо знать, чего же он на самом деле хочет. Дорогостоящим, но очень эффективным инструментом для этого являются полевые исследования. Это тот самый случай, когда надо просто выйти в народ и непосредственно спросить людей, чего же они хотят.
Полевые исследования ранжируются по сложности проведения и стоимости работ, однако можно ответственно заявить, что любое полевое исследование гораздо лучше кабинетного. Кабинетное работает уже со вторичными данными, а полевое исследование охватывает непосредственно первоисточник.
Менеджмент качества большинства компаний требует, чтобы полученные с «полей» данные были обработаны и использованы в срок не более 1 месяца с даты их получения. Это значит, что результативность работы маркетологов будет максимально высокой, поскольку исходные данные – они всегда будут свежими.
Итак, резюмируя, можно сказать однозначно: построение службы маркетинга – процесс необходимый и неотвратимый. Рано или поздно, услугами маркетологов будут пользоваться все или почти все компании. А иначе – смерть в слепой конкурентной гонке.
Читайте также: