Продвижение бизнеса спортивного интернет-магазина
08.04.2011 г.
Потребности человеческого организма — едва ли не главная движущая сила любой деятельности, а реклама, призывающая удовлетворить эти потребности, — одна из самых ярких и эффективных. Потребность быть здоровым и красивым, вести активный образ жизни — не исключение. Вместе с бурным развитием Интернета и постоянным увеличением его аудитории растет и популярность спортивных ресурсов, в частности – спортивных интернет-магазинов, фитнес-центров и т.д.
В период кризиса Интернет хорошо зарекомендовал себя как прогрессивный информационный и рекламный носитель, а также эффективный канал продаж и продвижения спортивного бренда, товара, услуги. Но чтобы найти и преумножить свою аудиторию, сайты Рунета, пропагандирующие здоровый образ жизни, рекламирующие спортивные товары, одежду, обувь, аксессуары, должны действовать в сети по правилам этого динамичного виртуального рынка. А значит использовать маркетинговые инструменты, действенные именно в этой среде: поисковую оптимизацию и продвижение сайтов, контекстную и медийную рекламу, раскрутку в социальных сетях и т.д. О том, с чего следует начать, и как правильно использовать эти инструменты для эффективного продвижения сетевых спортивных ресурсов и увеличения онлайновых продаж, и пойдёт дальше речь. Но сначала немного статистики.
Спортивный Рунет: цифры, факты, тенденции
По данным Департамента маркетинга Demis Group, в 2010 году общая суточная аудитория спортивных сайтов Рунета колебалась в интервале от 2,5 до 3 миллионов человек. При этом прирост по итогам прошлого года составил более 70%! Динамика посещений веб-ресурсов данного сектора зависит как от крупных спортивных событий, освещаемых тематическими СМИ (в том числе онлайн-трансляции наиболее значимых из них), так и от сезонности поисковых запросов пользователей. При этом свыше половины пользователей, посещающих сайты спортивной тематики, сами занимаются спортом — профессионально или на любительском уровне.
Диаграмма №1. Данные онлайн-опросов RUметрики за 2009-2010 гг.
По данным онлайн-опросов RUметрики, каждый пятый пользователь Интернета интересуется спортивными товарами и аксессуарами, практическими рекомендациями по различным видам физической активности (см. диаграмму №1), около 14% респондентов запрашивают в сети контакты фитнес-центров, физкультурных комплексов, бассейнов — эта величина тем выше, чем ближе к пляжному сезону проводился опрос.
Если RUметрика подсчитывает всю аудиторию Рунета, заходящую на сайты спортивной тематики, то сервис SpyLOG не фиксирует информационные, новостные и рекламные сообщения, а даёт представление о конкретных коммерческих запросах пользователей. Иными словами, речь идёт о запросах интернет-магазинов спортивных товаров, а также (в отдельности) спортивных снарядов, аксессуаров и экипировки; учитываются реальные переходы на сайты, а не просматриваемые страницы поисковой выдачи. По данным сервиса, коммерческая аудитория спортивного сектора Рунета в феврале 2011 года составила 1,47 млн. пользователей — год назад их было на 20% меньше. Количество просматриваемых страниц за год выросло примерно на треть и составило 22,8 миллиона.
Количество сайтов спортивного сектора за 2009 год увеличилось на 16,5%, а за 2010 год – еще на 21%. В рейтинге тематических поисковых запросов лидируют сайты сетей спортивных магазинов (у первой тройки - от 10 до 40 тыс. посетителей в месяц), а также запросы летних спортивных снарядов и экипировки: велосипедов, скейтов, роликовых коньков, кроссовок. Вполне закономерно, что в поиске становится меньше «зимних» и внесезонных запросов за счёт увеличения популярности «летних». Например, согласно статистике Яндекса, только в одной Москве продукцию по запросу «велосипед» за последний месяц искали 150071 раз, «квадроциклы» — 95342 раз, «тренажёр» — 126210 раз, «ролики» - 580751.
Привлечение покупателей в интернет-магазин
Как и в традиционных продажах, где открытие магазина должно предусматривать не только наличие товара и помещения, но и учитывать множество нюансов (оформление магазина, обучение персонала, рекламу и т.п.), так и интернет-магазин мало просто создать. Чтобы он стал посещаемым, чтобы товары раскупались, а рекламные акции привлекали новых клиентов, нужно провести продвижение магазина в поисковых системах Яндекс, Google, Rambler, Mail и др.
SEO (или поисковая оптимизация и раскрутка сайта) — это комплекс мероприятий, направленных на поднятие позиций сайта по целевым запросам в выдаче популярных поисковых систем. Он служит росту посещаемости и конверсии сайта (увеличению числа реальных клиентов по отношению к потенциальным), превращая веб-ресурс в эффективный инструмент продаж и продвижения товара или услуги в Интернете.
Поскольку спортивная тематика высококонкурентна и в значительной степени зависит от сезонности, поисковое продвижение сайта — один из наиболее эффективных методов привлечения посетителей в интернет-магазин и стимулирования его продаж. Эта технология одинаково успешно работает как в сезонные пики продаж, так и в периоды спадов.
Преимущества поисковой оптимизации и продвижения сайтов
— Широкий и качественный охват целевой аудитории Рунета.
— Высокое доверие целевой аудитории к результатам поисковой выдачи.
— Низкая стоимость привлечения клиента.
— Географическое таргетирование целевой аудитории.
— Круглосуточная работа по привлечению потенциальных покупателей и увеличению количества целевых обращений.
— Долгосрочность достигнутых показателей потока посетителей сайта и конверсии посетителей сайта в покупателей.
— Контроль результатов продвижения в режиме реального времени.
SEO в сочетании с интернет-рекламой и социальным маркетингом
Онлайн-реклама (контекстная или баннерная) — это, несомненно, еще один эффективный маркетинговый инструмент, однако её действие в большей степени ограничено по времени и достаточно затратно. SEO, в отличие от рекламы, имеет долговременный эффект: грамотно выполненное продвижение при последующей поддержке занятых позиций позволяет получать стабильный поток посетителей и клиентов в течение длительного периода.
Рекламу, тем не менее, не стоит сбрасывать со счетов при продвижении интернет-магазинов. В частности, контекстные объявления на страницах поиска довольно удачно маскируются под результаты выдачи, различные маркетинговые инструменты — акции, скидки, конкурсы — продвигают бренд магазина, тем самым повышая доверие и интерес пользователей. В сочетании с продвижением рекламные акции привлекут пользователей на сезонное обновление ассортимента, розыгрыши и прочие акции, стимулирующие спрос.
Другие инструменты интернет-маркетинга (PR и продвижение в социальных сетях - SMM, «вирусный» маркетинг и т.п.) больше работают на имидж бренда, нежели на продажи. Тогда как для интернет-магазина не так ценно знание марки, сколько целевые посещения и объёмы продаж. Именно поэтому PR в сети, SMM и прочие второстепенные технологии интернет-маркетинга применимы скорее как дополнительные инструменты раскрутки сайта.
Мы рекомендуем комплексную раскрутку сайта с помощью поисковой оптимизации, контекстной рекламы, PR и социального маркетинга. При этом поисковому продвижению спортивного интернет-магазина нужно уделить более пристальное внимание и основной бюджет.
Основные этапы продвижения спортивного интернет-магазина
Анализ сайта. Работы по поисковому продвижению ресурсов спортивной тематики следует начать с SEO-аудита: оценки юзабилити, технических и других аспектов работы сайта. Более того, продвижением интернет-магазина в поисковых системах невозможно заниматься без предварительной подготовки к прямым продажам. Необходимо предусмотреть разнообразные способы оплаты, сделать более заметными ссылки на контактные данные и справку по оформлению заказа, оплате, доставке. Грамотная навигация и внутренняя перелинковка обеспечит широту и удобство пользования вашим ресурсом. Клиент должен легко ориентироваться на сайте даже если он видит его впервые — например, пришёл по ссылке из поисковой системы. Т.е. всё должно исправно работать, необходимые клиенту действия (обращение к каталогу товаров/услуг, прайс-листу, форме заявки, условиям доставки, контактной информации) должны выполняться без затруднений. В таком случае посетитель вероятнее всего не вернётся сразу же к странице поиска и начнёт изучать предложения конкретного интернет-магазина. Широко разрекламированный, но неудобный пользователю сайт не получит ожидаемой конверсии.
Конкурентный анализ. Для построения грамотной и эффективной стратегии продвижения сайта спортивной тематики будет позлен анализ сайтов конкурентов: используемых ими методов продвижения, результат их применения, оценка аудитории и т.п. Подобные сведения помогут скорректировать программу продвижения собственного спортивного интернет-магазина: к примеру, написать статьи со ссылками на ресурс для публикации на тематических порталах, обменяться ссылками с сайтами производителей спортинвентаря и т.п., более внимательно поработать над собственной структурой сайта и контентом.
Начиная работы по поисковому продвижению спортивных интернет-магазинов и других сайтов спортивной тематики, следует учитывать конкурентность тематики. Множество компаний — как онлайн-представительства офлайновых торговых сетей, так и разнообразные спортивные интернет-магазины — предлагают пользователям по сути одни и те же товары, варьируются лишь бренд продавца, цена и условия доставки, география и множество маркетинговых мелочей, из которых и строится успешный бренд и эффективные продажи. Именно поэтому удачный выбор компании-подрядчика для продвижения вашего спортивного интернет-магазина — изрядная доля успеха всего предприятия.
Дизайн сайта. Внешнее оформление спортивного интернет-магазина, фитнес-центра, тренировочной базы и т.п. служит сразу нескольким задачам: во-первых, мотивирует пользователей внимательнее отнестись к своему здоровью и физической форме, во-вторых, показать товар, услугу «лицом», в-третьих, дать возможность заказать требуемый товар и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе. Гармоничное сочетание параметров «красиво-полезно-эффективно» (когда оформление не отвлекает от содержания и не противоречит цели, т.е. продажам) — и есть грамотный дизайн интернет-магазина спортивных товаров или любого другого коммерческого ресурса на данную тематику. Следует уделить внимание заголовкам (title) страниц, создать для каждой грамотное уникальное описание (description), реально оценить необходимость визуально привлекательных, но нередко затрудняющих индексацию сайта java-скриптов или flash-элементов.
Содержание сайта. Как бы ни был грамотно создан сайт, без размещаемой на нём информации он будет неполным и неэффективным. Это касается как сведений о компании — пользователи Рунета нередко интересуются сведениями о юрлице продавца прежде чем принять решение о совершении покупки, — так и описаний товаров, услуг и т.п. характеристик.
Чтобы потенциальные покупатели находили интернет-магазин в числе первых в выдаче поисковых систем (цель — Топ10 и выше), все тексты на нём должны точно соответствовать тематике, подробно описывать продвигаемые товары и услуги с использованием ключевых для поиска слов. Иными словами, надо, чтобы в тексте встречались фразы, по которым пользователи будут искать товар или услугу. При этом продвижение интернет-магазина от классического проекта по раскрутке сайта отличается максимально полным списком продающих запросов для большего охвата целевой аудитории.
Список запросов. Подбор семантического ядра сайта (ключевых слов) производится при помощи специализированных инструментов (в частности, wordstat.yandex.ru) и включает и общие тематические (высокочастотные) запросы, и весь товарный ряд каталога — низкочастотные запросы, приводящие на страницы сайта посетителей, готовых совершить покупку «на месте». К примеру, к покупке больше готовы те пользователи, что запрашивают «куплю велосипед», а не просто «велосипед» — таких меньше, зато в их действиях явно прослеживается готовность рассмотреть конкретное коммерческое предложение, а не только описание товара. Ещё более конкретными будут низкочастотные запросы отдельных моделей и характеристик товара. При этом ссылки, найденные поисковой машиной по ключевому запросу, должны вести на искомый продукт, а не на главную страницу сайта — это аксиома продвижения.
Как показывает практика, продвижение по 4-5 высокочастотным ключевым словам в любом случае обойдётся дороже, чем по списку из 300-400 менее частотных запросов. Кроме стоимости, преимущество подхода - в скорости достижения результата: времени на раскрутку сайта по низкочастотникам требуется меньше.
Оптимизация сниппетов. Не менее важно продумать текст, предлагаемый пользователям непосредственно на странице выдачи поисковых систем — так называемый сниппет (короткий анонс, краткое описание сайта). Именно он зачастую определяет судьбу сайта: получив в результате запроса уже на первой странице десяток различных ссылок, пользователь по сниппетам оценивает, какой именно сайт ему наиболее интересен. Согласно статистике, неграмотно составленный сниппет или его отсутствие лишают сайт до 60% посетителей.
Оптимизация ссылочной массы. Наконец, стоит позаботиться о внешних ссылках: в условиях жёсткой конкуренции на рынке поискового продвижения спортивных интернет-магазинов пренебрегать ссылочным весом страниц не стоит. Тематический индекс цитирования (тИЦ) у Яндекса или Page Rank (PR) у Google — характеристики, учитывающие количество и качество ссылок на ресурс.
Как правило, спортивные интернет-магазины продают товары сторонних производителей, продвигаемых одновременно на сотнях и тысячах аналогичных ресурсов. Чтобы выделиться на общем фоне и привлечь покупателей потребуются ссылки со сторонних источников — блогов, тематических форумов, порталов, СМИ, агрегаторов товаров (Яндекс.Маркет) и т.п. Выбирая среди них наиболее авторитетные и близкие по тематике, вы повышаете «рейтинг» сайта для поисковой системы. Помимо наличия самих ссылок, важно учитывать их текст, окружение, место размещения и массу сопутствующих характеристик, проводить регулярный мониторинг работоспособности и регулярно наращивать ссылочную массу. Участие же в различного рода «линкопомойках» только ухудшает ситуацию и может привести либо к наложению разного рода фильтров и понижению позиций в выдаче, либо к полному бану ресурса — а вернуть утраченные позиции намного сложнее!
В общем и целом всю оптимизацию и продвижение сайта можно свести к 4 основным этапам:
- Внутренняя оптимизация и раскрутка сайта.
- Внешняя оптимизация и раскрутка сайта.
- Поведенческий маркетинг (влияние на поведение пользователей, увеличение конверсии посетителей в покупателей)
- Привязка сайта к региону продвижения.
Обращайтесь к профессиональным оптимизаторам
В портфолио SEO-компании Demis Group немало примеров удачного продвижения спортивных интернет-магазинов и фитнес-центров, чьи позиции по ключевым словам находятся на вершине выдачи, а названия - на слуху у многих любителей спорта. Профессиональный подход к продвижению доказывается не только успешной работой над проектами по спортивной тематике, но и высокой оценкой экспертов рынка. О качестве продвижения проектов Demis Group свидетельствуют лидирующие позиции компании, занимаемые в крупнейших профессиональных рейтингах: 1-е место в «Рейтинге Рунета (ratingruneta.ru)» за 2009 и 2010 гг., 1-е место в текущем рейтинге «КтоПродвинул.ру», а также в зарубежном рейтинге TOPSEOs.ru, выделившем Demis Group как наиболее крупную и авторитетную компанию для продвижения сайтов различных тематик на российском сетевом пространстве. Наш 7-летний опыт, более 220 квалифицированных специалистов и новейшие интернет-технологии – к вашим услугам! Пусть ваш спортмагазин станет ещё одним достойным примером удачного продвижения в сети Интернет.
Маргарита ИВАНОВА, Demis Group
Читайте также: