:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ЗАМЕТКИ >> КОМПАНИИ, РЫНКИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Развитие инновационных систем в контексте глобализации


18.04.2014

Опыт развитых стран мира показывает, что на современном этапе развития в условиях глобализации и благодаря быстрым технологическим изменениям пределы инновационной политики расширяются, и в нее вовлекается все больше участников. Кроме того, она пересекается со многими другими государственными политическими направлениями, формируя горизонтальную структуру и обеспечивая реализацию стратегических программ всеми правительственными и государственными организациями. В этих условиях возрастает потребность в координации, поскольку инновационная политика становится краеугольным камнем экономического развития. Более того, организационная структура правительств становится более сложной. Она включает большое количество министерств, деятельность которых охватывает множество секторов, подразделений и децентрализованных учреждений, а также агентств, комиссий и международных представительств. Таким образом, координация горизонтальной политики является просто необходимым, поскольку современные органы государственного управления стали сложными организационными комплексами со сложными задачами. Координация действий различных участников в пределах и за пределами сферы их политики является достаточно сложным и динамичным процессом, в котором следует учитывать как внутренние, так и внешние факторы и воздействия.

Поэтому координацию действий следует рассматривать как процесс, а не как результат. Указанные тенденции обусловили необходимость перехода от управления государственным вмешательством через бюрократические процедуры в сторону более эффективных методов государственного управления. Ответом большинства правительств на этот вызов стало или создание при министерствах компетентных органов или делегирование полномочий внешним агентствам. Такие агентства в большинстве случаев свободны в выборе инструментов для реализации своей деятельности, и контролируются в соответствии с заранее определенными критериями без вмешательства во внутренние процессы.

Целью их деятельности является межведомственное управление и координация процессов разработки соответствующих политик. Новая роль государственных органов управления инновационным развитием заключается в том, чтобы через механизмы координации действий других государственных ведомств обеспечивать рамочные условия, устранять препятствия к инновационной деятельности, содействовать распространению технологий, поощрять создание инновационных сетей и кластеров, а также способствовать научным исследованиям и развитию.

Это может быть реализовано за счет избежания дублирований в сферах ответственности различных ведомств, избежания противоречий в положениях различных политик, минимизации бюрократических конфликтов, обеспечение последовательности, целостности и согласованности в системе приоритетов развития, а также внедрение стратегического подхода к разработке региональных, отраслевых или секторальных программ развития. На практике для компаний это должно облегчить такие операции как аренда манипулятора или лизинг.

Анализ успешного опыта НИС выделяет ряд принципов, на которых должна основываться политика конкурентоспособности в современных условиях: - Качественная определенность, целостность, структурная полнота, органическая взаимосвязь и сбалансированное развитие технологических, экономических, институциональных и социально-ценностных аспектов инновационных изменений, микро-, мезо-, макро - и глобального уровней инновационной деятельности; финансирование инновационных проектов; реализация функций государственной; - Децентрализация государственной поддержки и формирования сети «институтов развития», несмотря на то, что экспериментирование и разнообразия уменьшают риски «провалов государства», предоставляя возможность поддерживать более эффективные институты и сворачивать неудачные программы;

Несмотря на то, что современные инновационные процессы характеризуются углублением степени их глобализации и происходит постепенное формирование международной и глобальной инновационных систем, в разработке инновационной стратегии следует обязательно принимать во внимание значительные экзогенные и эндогенные риски интеграции в глобальное научно-технологическое пространство. Системные риски экзогенной природы вызванные бифуркацией мирохозяйственной системы и стремлением развитых стран переложить издержки трансформации на экономики развивающихся стран. Эндогенные риски связанные с несостоятельностью развивающихся экономик, стать генераторами новых технологий, с формированием у них модели зависимого развития вследствие их структурной отсталости и институциональной слабости.

При этом экзогенные и эндогенные риски тесно переплетаются, усиливая друг друга и порождая угрозу мультипликации негативных тенденций. Основным экзогенным риском интеграции национальных инновационных систем в глобальные инновационные процессы углубления технологического разрыва между ними, что обусловлено асимметричным характером циклической смены технологических укладов в разных странах. Как известно, ныне динамизм и качество экономического развития определяют области 5-го технологического уклада. В то же время в развитых экономиках создаются предпосылки для развертывания производств 6-го технологического уклада. В этом контексте важным условием разработки эффективной стратегии инновационного развития является учет характера технологического развития в среднесрочной перспективе, а также факторов, его определяющих, среди которых следует выделить стоимость ресурсов развития (природных ресурсов, рабочей силы и капитала), интенсивность трансграничных потоков товаров и капитала, а также специализацию стран в системе разделения труда и формирования новых компетенций в центрах экономического развития.

Выводы. Таким образом, тенденции последних лет свидетельствуют о трансформации стратегических моделей инновационного развития стран -ключевых инноваторов, что проявляется как в модернизации имеющихся в национальных инновационных системах отношений и составных элементов, так и в совершенствовании отношений с инновационными системами других стран. В отраслевом плане, среди приоритетных направлений развития технологий, наиболее динамично будут развиваться в ближайший период в мире и освоение которых определяет конкурентные преимущества стран в среднесрочной перспективе, можно выделить 1) электронизацию экономики; 2) комплексную автоматизацию процессов; 3) атомную энергетику; 4) разработку новых материалов и технологий их производства и обработки; 5) биотехнологии; 6) нанотехнологии; 7) «зеленые технологии».

Читайте также:


ЗАМЕТКИ
Рынки, бизнес
Строительство и инжиниринг
Маркетин, PR
Экономическая теория
Рекомендации, советы
Товары, услуги
Кредиты и займы
Менеджмент
Финансы, банки, страхование
Финансовые рынки, форекс
Работа, образование
Бухгалтерия, финансы
Рынок недвижимости
Разное
ИНТЕРЕСНОЕ


[ главная | рубрикатор | ком. презентации | заметки | авторам | подписка | twitter | поиск ]

Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018