Особенности монопольной власти в постиндустриальной экономике
20.01.2014
Власть, без сомнения, является фактом повседневной экономической жизни и ее роль недооценивать не стоит. Ее можно трактовать как право и возможность распоряжаться, которые определяются совокупностью полномочий. Полномочия с помощью правовых норм обеспечивают организацию согласованной деятельности людей и организаций.
Американский экономист, профессор экономики Массачусетского университета Г. Шмалензи отмечал: «Монопольная власть, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, представляет собой непрерывные переменные, в том смысле, что они могут охватывать достаточно широкий спектр значений. Вопросы монопольной власти, которые обычно очень интересуют экономистов, касающиеся ее источников, а не самого факта ее существования. Зато суды часто склонны рассматривать существование и величину монопольной власти как равноценные факторы». Таким образом, ученый указал на различие между экономическими и законодательными подходами к определению монопольной власти.
Монопольную власть следует рассматривать как способность субъекта экономических отношений или их группы за счет собственной экономической силы, осуществлять контроль факторов внешней среды с целью реализации собственных экономических интересов, которые проявляются в стремлении увеличения доходности, расширенного воспроизводства, снижения хозяйственных рисков.
Монопольная власть провоцирует действия хозяйствующих субъектов, которые нарушают баланс сил участников рынка, и создает возможность различных злоупотреблений. Понятно, что фирмы, которые получили рыночную власть, будут прилагать максимальные усилия по ее сохранению через создание барьеров, которые препятствуют свободному входу на этот рынок новичков, а именно: умышленное создание необратимых затрат путем инвестирования в новые мощности; опережение в инновациях; захват перспективных рынков и т.д. Основной формой проявления монопольной власти является изменение механизмов рыночного ценообразования. В результате монополистического контроля цены формируются не под воздействием спроса и предложения, а под влиянием доминирующих фирм.
Монополии обладают немалым количеством ценовых стратегий, которые они реализуют, в зависимости от ситуации:
- картельные цены, которые заключаются на основе соглашений (как правило, тайных) между участниками. В практике современного предпринимательства ценовые картели является весьма распространенным явлением;
- лидерство в ценах - модель ценообразования, которая предусматривает установление цен всеми участниками рынка на примерно одинаковом уровне. Как правило, изменение цен осуществляется синхронно;
- ценовая дискриминация, обусловлена разницей в спросе потребителей на различных сегментах рынка. Монопольные фирмы также могут реализовать свою власть путем реализации стратегии интеграции, то есть изменяя характер межхозяйственных связей.
Предприятия, которые входят в состав огромной компании могут отличаться по техническому уровню и финансовому положению. Они становятся защищенными от конкурентной борьбы на рынке; однако, с другой стороны, укрепление их материального положения осуществляется ценой потери самостоятельности в сфере предпринимательской деятельности. В наше время существенно меняется взаимодействие огромных компаний с немонополизированными предприятиями. Так небольшие предприятия отрасли могут принуждать присоединяться путем острой конкуренции. Поставщики и покупатели «привязываются» компанией-монополистом путем заключения эксклюзивных договоров на поставку ресурсов и материалов или покупку готовой продукции. В постиндустриальном обществе монопольная власть имеет место, когда на первый план в достижении рыночного успеха выходят нематериальные ресурсы и интеллектуальный капитал.
Читайте также: