:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ЗАМЕТКИ >> КОМПАНИИ, РЫНКИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Особенности монопольной власти в постиндустриальной экономике


20.01.2014

Власть, без сомнения, является фактом повседневной экономической жизни и ее роль недооценивать не стоит. Ее можно трактовать как право и возможность распоряжаться, которые определяются совокупностью полномочий. Полномочия с помощью правовых норм обеспечивают организацию согласованной деятельности людей и организаций.

Американский экономист, профессор экономики Массачусетского университета Г. Шмалензи отмечал: «Монопольная власть, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, представляет собой непрерывные переменные, в том смысле, что они могут охватывать достаточно широкий спектр значений. Вопросы монопольной власти, которые обычно очень интересуют экономистов, касающиеся ее источников, а не самого факта ее существования. Зато суды часто склонны рассматривать существование и величину монопольной власти как равноценные факторы». Таким образом, ученый указал на различие между экономическими и законодательными подходами к определению монопольной власти.

Монопольную власть следует рассматривать как способность субъекта экономических отношений или их группы за счет собственной экономической силы, осуществлять контроль факторов внешней среды с целью реализации собственных экономических интересов, которые проявляются в стремлении увеличения доходности, расширенного воспроизводства, снижения хозяйственных рисков.

Монопольная власть провоцирует действия хозяйствующих субъектов, которые нарушают баланс сил участников рынка, и создает возможность различных злоупотреблений. Понятно, что фирмы, которые получили рыночную власть, будут прилагать максимальные усилия по ее сохранению через создание барьеров, которые препятствуют свободному входу на этот рынок новичков, а именно: умышленное создание необратимых затрат путем инвестирования в новые мощности; опережение в инновациях; захват перспективных рынков и т.д. Основной формой проявления монопольной власти является изменение механизмов рыночного ценообразования. В результате монополистического контроля цены формируются не под воздействием спроса и предложения, а под влиянием доминирующих фирм.

Монополии обладают немалым количеством ценовых стратегий, которые они реализуют, в зависимости от ситуации:

- картельные цены, которые заключаются на основе соглашений (как правило, тайных) между участниками. В практике современного предпринимательства ценовые картели является весьма распространенным явлением;
- лидерство в ценах - модель ценообразования, которая предусматривает установление цен всеми участниками рынка на примерно одинаковом уровне. Как правило, изменение цен осуществляется синхронно;
- ценовая дискриминация, обусловлена разницей в спросе потребителей на различных сегментах рынка. Монопольные фирмы также могут реализовать свою власть путем реализации стратегии интеграции, то есть изменяя характер межхозяйственных связей.

Предприятия, которые входят в состав огромной компании могут отличаться по техническому уровню и финансовому положению. Они становятся защищенными от конкурентной борьбы на рынке; однако, с другой стороны, укрепление их материального положения осуществляется ценой потери самостоятельности в сфере предпринимательской деятельности. В наше время существенно меняется взаимодействие огромных компаний с немонополизированными предприятиями. Так небольшие предприятия отрасли могут принуждать присоединяться путем острой конкуренции. Поставщики и покупатели «привязываются» компанией-монополистом путем заключения эксклюзивных договоров на поставку ресурсов и материалов или покупку готовой продукции. В постиндустриальном обществе монопольная власть имеет место, когда на первый план в достижении рыночного успеха выходят нематериальные ресурсы и интеллектуальный капитал.




Читайте также:


ЗАМЕТКИ
Рынки, бизнес
Строительство и инжиниринг
Маркетин, PR
Экономическая теория
Рекомендации, советы
Товары, услуги
Кредиты и займы
Менеджмент
Финансы, банки, страхование
Финансовые рынки, форекс
Работа, образование
Бухгалтерия, финансы
Рынок недвижимости
Разное
ИНТЕРЕСНОЕ


[ главная | рубрикатор | ком. презентации | заметки | авторам | подписка | twitter | поиск ]

Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018