Малый инновационный бизнес
Нет однозначных оценок процесса развития малого инновационного бизнеса в
2011 г. В отсутствие единой базы данных о деятельности малых инновационных предприятий (МИП) любые оценки базируются на наборе более или менее случайных свидетельств. Именно поэтому существуют наблюдения, отмечающие как рост, так и сокращение числа МИП. Сокращение обычно объясняется продолжающимся кризисом и
связанным с ним общим снижением активности в сфере малого предпринимательства
(об этом, в частности, свидетельствуют оценки Европейского банка реконструкции и
развития, а также «ОПОРЫ РОССИИ»). Рост нередко связывают с действием институтов развития, количество которых, а также разнообразие реализуемых ими программ
возрастают, а также с меняющейся нормативно-правовой средой для функционирования МИП, в первую очередь тех, что были созданы в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ1.
Согласно данным о регистрации МИП, созданных в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, их число продолжало расти и достигло 1250 единиц, из которых учредителями только 39 компаний стали НИИ, а остальных – вузы2. По результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, примерно треть
таких предприятий являются действительно работающими, а не созданными для отчетности перед министерством3. Растущее число предприятий, образованных исключительно «для отчетности», остается проблемой. Более того, в 2011 г. продолжалось снижение среднего размера уставного капитала регистрируемых предприятий, что, скорее
всего, свидетельствует о том, что доля числящихся на бумаге, а не реально работающих
компаний может и далее возрастать.
Вместе с тем нормативно-правовое регулирование предприятий, основанных при
НИИ и вузах, продолжало совершенствоваться, и для них были созданы более благоприятные, чем для других малых фирм, условия финансирования. Так, руководство
Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере отмечало, что поддержка предприятий, созданных в рамках Федерального закона
№ 217-ФЗ, является для фонда приоритетной задачей. На начало 2011 г.4 финансовую
поддержку получили более 100 таких предприятий, а на конец 2011 г. уже более
350 вузовских МИП получили средства фонда5, выигрывая в 3,5 раза чаще других малых фирм.
К нормативно-правовым нововведениям относятся следующие:
1) предприятиям, созданным согласно Федеральному закону от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ,
разрешается использовать упрощенную систему налогообложения (согласно Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 310-ФЗ), в частности, платить 6% прибыли, получаемой
предприятиями. Кроме того, согласно Федеральному закону от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ1
они могут пользоваться льготами при выплате страховых взносов (в 2011–2017 гг. тариф страховых взносов для данных организаций составит 14%, в 2018 г. – 21%, в
2019 г. – 28%);
2) в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ2 бюджетным учреждениям предоставляется возможность внесения денежных средств, оборудования и
иного имущества стоимостью до 500 тыс. руб. в качестве вклада в уставный капитал
создаваемого хозяйственного общества;
3) Федеральный закон № 22-ФЗ3 наделяет бюджетные учреждения правом предоставлять в аренду хозяйственным обществам временно не используемые имущество и
помещения без проведения конкурса и аукционов.
При этом, согласно правилам заключения договоров аренды4, при заключении таких
договоров в отношении федерального имущества (за исключением имущества государственных академий наук) размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются
с соблюдением следующих условий:
а) в первый год аренды – 40% размера арендной платы;
б) во второй год аренды – 60% размера арендной платы;
в) в третий год аренды – 80% размера арендной платы;
г) в четвертый год аренды и далее – 100% размера арендной платы.
Вместе с тем в 2011 г. только ограниченное число малых фирм смогли воспользоваться предоставленными им льготами и перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку законы вступили в силу за несколько дней до окончания срока подачи уведомлений в налоговые инспекции на следующий год. Поэтому судить о том, как
налоговые льготы повлияли на ситуацию в области малого инновационного предпринимательства, еще рано.
Благодаря законодательным нововведениям возможность создания МИП, в числе
учредителей которых вузы или НИИ, стала более привлекательной и для крупных компаний. Они фактически получили в свое распоряжение новый способ оптимизации налогов для своих НИОКР путем выведения части из них в малое предприятие, создаваемое совместно с вузом или научной организацией. С одной стороны, это можно
рассматривать как способ уклонения от налогов, однако, с другой стороны, если предприятие создано для разработки нужных компании продуктов и технологий, то такое содружество не только оптимизирует организацию проведения НИОКР, но и содействует формированию более тесных связей между наукой и бизнесом. Причем данные
связи формируются добровольно, без специальных принудительных мер и действий со
стороны правительства.
Из доклада Институт экономики переходного периода (ИЭПП) "Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы"
Читайте также: