Типология функциональных стратегий предприятия
05.10.2013 г.
Теория общего менеджмента выделяет функциональный и альтернативный ему предметный подходы к управлению предприятием. С позиций стратегического менеджмента, предметный подход совершенствует существующий продукт, однако в перспективе это, как правило, не обеспечивает его устойчивой конкурентоспособности. Функциональный подход означает ориентацию на потребности. Учитывая необходимость их удовлетворения, предприятие часто создает новые оригинальные продукты (услуги). Это является свидетельством важной роли функциональных стратегий.
Задача функциональной стратегии предприятия - поддержка общей деловой стратегии и обеспечение конкурентоспособности предприятия. Она является своеобразным планом, который предусматривает необходимые меры по реализации деловой, корпоративной стратегий, достижения общих целей и миссии компании, включая финансы. Функциональная стратегия предприятия - модель действий по конкретизации по определенным направлениям корпоративной, деловой стратегий; система ориентиров в достижении определенных функциональных (исполнительских) целей. Основными функциональными стратегиями предприятия является стратегия маркетинговой деятельности, стратегия научных исследований и проектно-конструкторских разработок, экологическая стратегия, а также комплексные стратегии, между которыми в процессе их осуществления существуют разнообразные связи.
Эти связи достаточно непростые и неоднозначные, поскольку каждый раздел, каждая служба предприятия имеют свое видение перспективы, что затрудняет согласование функциональных стратегий, иногда порождает противоречия между ними. Координированием и сбалансированием их занимается руководство предприятия с участием руководителей функциональных подразделений. Оптимальность функциональных стратегий обеспечивается максимальным учетом при их формулировке особенностей внутренней и внешней среды.
В этом процессе высший менеджмент, как правило, учитывает: - содержание и значимость влияния деятельности функционального подразделения; - влияние работ, связанных с реализацией каждой функции, на развитие предприятия; - преимущества и недостатки отдельных функций; - степень сбалансированности персонала; - возможности трудовых, производственных и финансовых ресурсов предприятия; - степень взаимозависимости функций в общей системе управления предприятием. Функциональная стратегия, поддерживая корпоративную, деловую стратегии, подчиняет функциональные системы предприятия (производство, финансы) достижению общих целей. В ее пределах расположено ресурсы, обеспечивающих реализацию главных стратегий. По большинству признаков ее роль является обеспечительной, и отнюдь не второстепенной.
Читайте также: