Аудит устойчивого развития компании
24.01.2015 г.
Интерес к отчетности связан не только с текущим, но с будущим состоянием компании. В связи с этим информация о финансовом положении должна дополняться сведениями о состоянии дел организации в экономической, экологической, социальной и управленческой сферах.
По утверждению специалистов компании "Аудиторская экспертиза", отечественный консалтинг и аудит пока не прослеживает единый подход в отношении трактовки зарубежного аналога: отчетность устойчивого развития у нас трансформировалась исключительно в социальную отчетность. Вместе с тем само информирование инвесторов, собственников и клиентов о социально ответственных делах компании признано вполне значимым и необходимым. Именно социальным отчетом организация демонстрирует то, как она достигает социального благополучия: цели, которая прослеживается в миссии, в планах стратегии развития.
Зарубежный бизнес особо подчеркивает добровольный характер презентации такой информации, ее периодичность и публичную открытость. Отсутствие единого определения понятия превратило процесс унификации социальной отчетности в разработку стандартов.
Наряду с зарубежными институтами Торгово-промышленная палата РФ предложила свой вариант, отдельные компании накопили некоторый опыт ведения отчетности устойчивого развития. Число последних уже перевалило за 200. Вступление в ВТО только стимулировало процесс овладения навыками составления и анализа такого рода отчетности .
Отечественный Минфин письмами и правилами ориентировал руководство организаций и собственно аудиторов на раскрытие экологической информации. Корпоративный менеджмент стал учиться использовать эти данные в качестве инструмента инвестиционной привлекательности и маркетинга. Между тем на законодательном уровне в понятии аудита закреплена исключительно финансовая отчетность как объект суждения о достоверности. Таким образом, поле аудиторской деятельности было существенно ограничено в части исследования информации о достоверности устойчивого корпоративного развития.
Публичные дискуссии о бизнесе и его ответственности в социальной сфере поставили под вопрос достаточность финансовой отчетности, в которой игнорируется раскрытие социальных, экологических и этических факторов. Однако аудиторам ставилась задача рассматривать эти вопросы в ряду прочей информации, могущей поставить под сомнение финансовую. Как практики, так и теоретики аудита не видят в социальном аудите отдельный вид деятельности, согласившись лишь на признание его социальной функции.
Дальнейшее совершенствование аудита устойчивого развития компании, проявляющееся как тенденция, требует к себе внимательного отношения профессионалов.
Читайте также: