:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА


Спасибо Минфину России "за завтра счастливое наше"

09.09.2005

Василий Егоров, эксперт журнала «Двойная запись»

Минфин России опубликовал доклад «Бюджетная политика 2006 – 2008 годов». Документ без преувеличения можно назвать «знаковым». И не только потому, что он показывает нашу ожидаемую жизнь на несколько лет.

На 28 листах с множеством графиков, фотографий и даже рисунков специалисты Минфина России решили популярно разъяснить все прелести происходящей бюджетной реформы. Подошли они к этому делу очень вдумчиво. Доклад не только напичкан статистической информацией, доказывающей неизбежность светлого будущего, но разбавлен подобными высказываниями Владимира Путина. Раз статистика, знающая все и президент, все решающий, мыслят одинаково, то так тому и быть. С 2008 года мы станем жить при коммуни…, извините «при качественно новом этапе в социально-экономическом развитии страны». Ну а чтобы понять, как мы этого достигнем, пробежимся быстренько по концепции. В ней семь разделов плюс вступление с заключением.

Вступление. «Бюджетная реформа в действии»

При реформе должны повыситься «бюджетные расходы на душу населения». Уже сейчас эта душа стоит дороже 3500 рублей в месяц, а в 2008 году на нее придется ежемесячно тратить 5800 рублей. Как объясняет Минфин России, на эти деньги общество приобретает услуги страны – по образованию, здравоохранению, защите государственных прав и забот и так далее. Услуги должны приносить «конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека». Именно «с конкретными и измеряемыми результатами» работы министерств и ведомств будут теперь считаться при бюджетировании – с гордостью пишет Минфин России. Странное ликование. Давно известно, что инвестиции обязаны окупаться. Почему государству это стало ясно только сейчас и на что раньше были направлены бюджетные издержки – непонятно. В общем, с «бюджетированием ориентированным на результаты» у нас было очень плохо (в 2003 году отставали от Латвии и Эстонии), сейчас получше (отстаем от Словакии и Казахстана), но в 2008 все станет замечательно и мы обгоним Францию (не говоря о вышеупомянутых странах). Это пока еще мелкие радости, есть и покрупнее. Раздел 1. «Стратегические цели развития страны»

Главная цель отечественной политики – «повышение уровня и качества жизни населения». Это красиво звучит, но возникает один вопрос – кто расплачиваться будет? Если судить по печально известному закону о монетизации, то государство все больше забот перекладывает с федеральной казны на региональную и местную. По теории, и доходы бюджетов должны меняться. В центр нужно списывать поменьше денег, в регионы – побольше. Может и нужно, но пока выходит иное.

Раздел 2. «Финансовое обеспечение общенациональных приоритетов»

В 2006 году поступления в федеральный бюджет возрастут на 18 процентов, а в областные, краевые, местные – на 2. В 2007 – на 9 и 0. В 2008 – 9 и 1. Не получится ли, что регионы и муниципалитеты не смогут сами исполнять свои обязательства и станут клянчить деньги у центра? Обязательно получится – ясно по одной из диаграмм доклада. В ней видно, что регионы и местные власти будут оплачивать основные бюджетные услуги, получая на это финансовую помощь сверху. Говоря о федеральном бюджете, отметим, что он менее чем наполовину предназначен для граждан (на 45 – 48 процентов). Значительная сумма средств (30 – 31 процент) будет уходить на безопасность страны. От 14 до 15 процентов откладывается на будущее развитие, и еще от 7 до 10 процентов списывается по статье «Бюджет для экономики».

Раздел 3. «Бюджет для граждан»

Тем не менее, в целом «весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан» - утверждают финансисты. Причем не обычных граждан, а спортивных, поскольку «удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах» возрастет с 22 до 30 процентов. Похоже, спорт нужен для борьбы с болезнями. Ведь на медицину надеяться сложно – «удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи» в 2008 году составит всего 60 процентов. Что делать еще 40 процентам больных – не уточняется. Видимо умирать. Справедливости ради заметим, что сейчас ситуация еще хуже – «высокотехнологичная помощь» обеспечивается всего на 25 процентов. Поневоле задумываешься, доживешь ли до пенсии, которая в 2008 году составит аж 3549 рублей в месяц, в 1,87 раза больше пенсии 2004 года. Кстати бюджетникам за это время зарплату прибавят в 1,94 раза и доведут до 9875 рублей. В 2006 году им увеличат зарплату дважды (1 марта и сентября), в 2007 и 2008 году – по разу (к 1 мая). Благодаря всем этим мерам, бедными в 2008 году будут всего 9,7 населения (пока – 15,8). ».

Раздел 4. «Бюджет для экономики»

Грядущее счастье во многом связано с тем, что «прогнозируется сохранение высоких цен на нефть». При этом «повышается «инфляционное» давление на экономику», но, направляя часть нефтедолларов в стабилизационный фонд, государство рассчитывает обуздать инфляцию. В 2008 году она будет снижена до 4 - 5,5%, «а в перспективе – до 3%». Думаю, что инфляцию обязательно победят - есть надежнейший способ борьбы с ней. Он уже продемонстрирован на заседаниях правительства России. Как только рост цен превышает положенный, Михаил Фрадков сразу обращает внимание на недопустимость подобного факта. И на следующий месяц, если верить статистке, инфляция снижается, а иногда цены вообще начинают падать.

Подобным методом у нас борются и с налоговой нагрузкой. Она, по словам чиновников, становится все меньше и меньше, а за 2006 – 2008 год еще снизится. В целом за этот период экономия составит 0,25% ВВП, «что в условиях 2006 года равнозначно 60 млрд. рублей». Достигнуть экономии планируется давно рекламируемыми методами: упрощением правил вычета НДС при капстроительстве (с 2006 года) и экспорте (с 2007), введением льгот в особых экономических зонах, отменой налога на наследство и так далее. Вместе с тем, минфиновцы пишут, что основа реформы не в изменении налоговых ставок, а в упрощении и повышении «прозрачности налоговых процедур». Особо чиновники оговорились о судьбе малого бизнеса для которого «будет продолжена поддержка». Если она пойдет такими же темпами, как сейчас, то сомневаюсь, что доля малого бизнеса в ВВП повысится с 11,5 (в 2005 году) до 17 процентов (в 2008 году). Минфин России все же надеется на такое увеличение.

Поставка военной техники будет еще одним развивающимся направлением экономики. Ведь «только в 2006 г. объемы закупок и ремонта вооружения и военной техники возрастут более чем на 30%».

Раздел 5. «Бюджет для безопасности»

На 63,3 процента планируется увеличить денежное довольствие военнослужащих (по сравнению с 2005 годом). Кому в основном пойдут деньги – контрактникам или срочникам, финансисты не уточняют. Они только пишут, что сроки службы по призыву планируется сокращать, все больше нанимая контрактников. Ожидается, что уже к 2007 году их окажется 147,5 тыс. человек, собранных в 80 соединений.

Переходя от финансирования Минобороны к МВД России, минфиновцы цитируют Владимира Путина: «организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов». За принципиальность и новшества надо платить. Расходы на борьбу с преступностью возрастут в 1,24 (2006 год) и в 1,5 раза (2008 год) по сравнению с этим годом.

Прогнозирование до 2008 года – вещь, конечно, нужная, но чиновники смотрят и дальше, проявляя стратегическое мышление. Об этом – следующий раздел.

Раздел 6. «Бюджет для будущего»

Под таким определением минфиновцы понимают средства, расходуемые на «создание потенциала для будущего развития». По их мнению, потенциал появляется при усилении профессионального образования, повышении эффективности государства, а также научно-технических и инновационных возможностей, создании условий для возобновления природных ресурсов. Хороший перечень, правда, на мой взгляд, все эти меры нужны и для текущего развития, а не только для будущего. Но, так или иначе, а бюджет будущего уже в 2006 году возрастет на 34 процента по сравнению с 2005 годом. Самое важное в нем не научные исследования (рост 29 процентов) и не профессиональное образование (рост 35 процентов), а «общегосударственные вопросы управления». Ассигнования на них планируется увеличить на 52 процента. Так что уже к концу 2006 года все чиновники станут прогрессивными и динамично развивающимися. Ученым же придется подождать до 2008 года, когда «намечено практически удвоить расходы на фундаментальную науку».

Благодаря этому удвоению планируется «сохранить высококвалифицированных специалистов», если, конечно, к тому времени они не уедут из страны. Кстати, истории и археологии угрожает еще одна опасность – что скоро вместо многих дворцов, старинных домов и иных памятников архитектуры останутся одни развалины. Ведь даже в 2008 году планируется реставрировать всего 10,5 процентов от объектов, нуждающихся в таких работах. Это больше чем 3,6% (уровень 2005 года), но все равно очень немного. Биологам тоже нечему радоваться. Финансисты сообщают, что в 2008 году будет устраняться лишь 60 процентов «выявленных нарушений в сфере природопользования». Прогресс налицо (в 2006 году планируется ликвидировать лишь половину нарушений), но он не впечатляет. Тем более, если учесть значительность доходов, получаемых именно от природного ресурса – нефти. Однако у этих денег иное предназначение.

Раздел 7. «Гарантии финансовой устойчивости»

Минфин по-прежнему планирует откладывать часть нефтяных поступлений «на черный день», когда упадут цены на нефть. По мнению финансистов, собирая деньги в стабилизационном фонде, можно «не только способствовать снижению инфляции, но и «страховать» федеральный бюджет и бюджетную систему». Впрочем, уже с 2006 года власти обещают сократить темпы увеличения стабилизационного фонда и перевести добавочные суммы на социальные цели. Нельзя рассчитывать что на эти мероприятия отдадут средства самого фонда. Минфин России указывает, что «любое использование» их внутри страны «является недопустимым из-за неизбежного повышения инфляции и усиления зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры». Поэтому деньги в фонде могут или только накапливаться, или (при дальнейшем росте цен на нефть) направляться на досрочное погашение внешнего долга. Такую политику некоторые характеризуют кратко – «ни себе, ни своим людям». Минфин России называет ее пышнее – «залог финансовой стабильности, безусловного выполнения принятых расходных обязательств, снижения зависимости бюджетной системы и страны в целом от внешних условий».

Заключение

Финансовая стабильность и прочие радости в итоге должны привести к тому качественно новому этапу в социально-экономическом развитии страны, о котором мы говорили в начале. При нем возрастет средняя продолжительность жизни (с 65,9 до 67 лет), появится 300 000 рабочих мест, удвоится (по сравнению с 2004 годом) средняя зарплата в экономике. В общем, мы станем жить не как при коммунизме, но лучше чем в 1990 году. Превысить ВВП данного года – одна из задач, озвученных Минфином России. Она должна быть выполнена к 2007 году.

Источник материала: Журнал «Двойная запись»


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018