:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ


Остановить вымирание России

Беседу ведет Александр Ивантер

Материал предоставлен журналом "Эксперт", №40 (486) 24 октября 2005 г.

Владимир Коссов предлагает отказаться от псевдоцелей экономического развития, крайне аккуратно проводить коммерциализацию здравоохранения и образования, восстановить хотя бы минимальную регулируемость хозяйства и преодолеть экономическую и территориальную дезинтеграцию страны

В рамках дискуссии о промышленной политике мы уже давали слово ученым. В N38 в формате аналитической статьи высказался советник председателя правительства РФ Андрей Белоусов. Сегодня мы решили опубликовать беседу с не менее серьезным экономистом.

С чем мы вообще имеем дело, когда произносим слова "российская экономика"? Действительно ли актуальна проблема темпов экономического роста? Или, борясь за очередное ускорение, мы должны держать в голове более глобальные проблемы? Каково качество управления сегодняшней российской экономикой? Чем мы можем рулить из центра, но не делаем по нежеланию либо неумению? Чем избыточно рулим? Чем не можем рулить, но надо бы?

Фундаментальные вопросы есть смысл обсуждать с мудрыми, опытными людьми. Таких зубров от экономики, как наш сегодняшний собеседник, Владимир Викторович Коссов, у нас в стране, увы, уже почти не осталось. Доктор экономических наук, профессор, он почти двадцать лет занимался изучением советской экономики в Центральном экономико-математическом институте, в Госплане СССР, где был членом коллегии, возглавлял Главный вычислительный центр Госплана СССР, был начальником "Главинформа" при Совете Министров. В 90-х годах окунулся в реалии уже рыночного российского хозяйства, работал в должности заместителя министра экономики. Появление в России лизинга и механизма государственной поддержки частных инвестиционных проектов прочно связано с его именем. Сейчас Владимир Коссов - профессор Высшей школы экономики, научный руководитель ОАО "Научно-исследовательский институт экономики энергетики".


Потеря цели

- Владимир Викторович, что это за объект такой - российская экономика? В чем ее качественные отличия от позднесоветской экономики?

- Специфика нынешней российской экономики такова, что ее материальная основа в подавляющей части унаследована от старой советской экономики, а вся система отношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами госрегулирования кардинально изменилась. Причем материальная основа - это не только устаревшие морально и физически основные фонды. Это еще и советская традиция построения технологических систем с огромным резервированием по мощности, по нагрузкам, по срокам службы, что сегодня нам очень помогает жить. Не надо забывать, что основные фонды, созданные в советские годы, продолжают кормить Россию. Конечно, в них вкладываются деньги, что позволяет им работать. Однако применяемые технологий, а отсюда и конкурентоспособность товаров остаются практически на старом уровне. По этой причине не стоит удивляться сырьевой направленности российского экспорта.

Если же пытаться понять, что нового все-таки возникло в экономике за последние пятнадцать лет, то я бы прежде всего отметил рост третичного сектора хозяйства, ориентированного на потребности конкретного человека, розничного покупателя. Ведь советская экономика имела огромный флюс - избыточное развитие промежуточных отраслей либо конечных производств непотребительского назначения, прежде всего военной продукции. Этот перекос сейчас в значительной степени ликвидирован, и дорога развитию потребительских отраслей хозяйства открыта. Другой вопрос - сколько еще ему расти. Мне кажется, что пока мы еще не вышли на устойчивую траекторию структурных изменений. Что нам мешает? Здесь я полностью согласен с Евгением Ясиным: без проведения крупных структурных реформ дороги вообще нет.

- Что вы конкретно понимаете под структурными реформами?

- Начнем с ЖКХ. Нормально это пятая часть расходов населения. Нереформированность этого сектора проявляется прежде всего в наличии значительных субсидий на оплату жилья. Для получателей субсидий это хорошо, а для экономики плохо, потому что субсидируемые виды деятельности лишены стимулов к снижению затрат. Но бессмысленно говорить о переходе к стопроцентной оплате жилья населением до тех пор, пока не обеспечен серьезный рост доходов граждан, значительной части которых полная оплата жилья просто физически не под силу. Напомню, что Генри Форд платил высокую заплату своим работникам в том числе и для того, чтобы они могли купить произведенные ими автомобили.

Другая болезненная точка - пенсионная реформа. Боюсь, что без повышения пенсионного возраста нам все-таки не выкрутиться. К этому решению неуклонно подталкивает сокращающееся население России. Важный аспект пенсионной реформы - "длинные" пенсионные деньги, являющееся важным источником инвестиций, пока, к сожалению, в других странах.

Здравоохранение. Не уверен, что наметившийся стихийный перекос в сторону платности - это хорошо. Самая платная система здравоохранения в мире создана в США: она наиболее дорогая из-за большого числа операций в лечении, но не самая эффективная, если об эффективности здравоохранения судить по продолжительности предстоящей жизни населения. Значительно дешевле американской системы с точки зрения того, что реально платит население, система английская. Самая эффективная система здравоохранения существует в Японии. В ней упор делается на профилактику, что идеологически близко советскому здравоохранению. Результат: Япония - чемпион по продолжительности предстоящей жизни населения.

Образование. Доступ способных детей к образованию, независимо от места их проживания и доходов родителей, - это наипервейшая цель.

Вообще, самой острой проблемой нашей экономики сегодня и в перспективе десяти-пятнадцати лет является не капитал и даже не менеджмент, а нехватка квалифицированной рабочей силы. Высшее образование во многом деградировало, в частности из-за отношения к вузу как к способу "закосить" от армии. В результате высококвалифицированный специалист не шибко получается, но и рабочими выпускники школ не становятся. На эту сторону проблемы неоднократно обращал внимание ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. У нас возникает когорта людей вроде какой-то псевдоинтеллигенции, которая не может прокормить себя мозгами, но не хочет кормить себя руками.

- Лишние люди...

- Повторяю, главная проблема - человеческий капитал и сферы, его обеспечивающие: образование, здравоохранение, ЖКХ. Эти реформы сами по себе не существуют, они существуют как способ умножить население - в количественном и качественном смысле.


Я знаю лично многих людей в правительстве, ценю и уважаю их как специалистов, но взятые вместе они вытворяют такое, что я понять и осмыслить часто не в состоянии

Ведь, если подумать серьезно, надо вообще определиться: мы смирились с тем, что население нашей страны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек? Происходит фактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Если не смирились, то конечная цель государственной политики, в том числе и экономической, должна быть направлена на преодоление этого процесса.

- А как же удвоение ВВП?

- А что вам даст удвоение ВВП?

- Лично мне - не знаю, мне и так хорошо.

- Нет, подождите. Удвоить предлагается за ближайшие десять лет, а дальше что будет? Понятно, что если экономическая задача ускорения темпов ставится на ограниченном временном интервале, то можно и утроить ВВП. Только потом вообще без штанов останешься. В нашей истории есть пример - первая пятилетка: стремительный бросок, особенно яркий на фоне глубочайшего кризиса на Западе, привел к карточной системе на несколько лет. Поэтому реальной, а не псевдозадачей для нас является не просто удвоение ВВП, а прекращение вымирания России. А удвоение или утроение ВВП в целом по России или по отдельным регионам уже вытекает из этого как средство решения задачи.

- Но прекратить вымирание страны - это глобальная задача, лет на пятьдесят, наверное. Это покруче, чем реформа ЖКХ.

- На пятьдесят - значит, на пятьдесят. У нас просто нет выбора. У нас по границе расположены страны с растущим населением. И они поглотят нас - дальше можно только прикидывать, в каком конкретно году. Как это делается, видно на примере края Косово в Югославии.


Потеря управляемости

- Вы знаете не понаслышке, как действовала старая система управления экономикой и как она устроена сейчас. В чем разница?

- В советские годы система управления хозяйством - при всех ее недостатках и пороках - существовала и работала. Один экземпляр народнохозяйственного плана имел высоту полтора метра, где на уровне подотраслей и крупных предприятий было написано, кому что произвести. Если какой-то директор завода план не выполнял, то его с работы снимали. Часто это было по инициативе партийной организации. Вот какая была система. Я не говорю, хороша она была или плоха, но она была.

Что касается сегодняшнего дня, то я считаю, что системы управления экономикой, именно как системы, нет. Я знаю лично многих людей в экономических ведомствах, в правительстве, ценю и уважаю их как специалистов, но взятые вместе они вытворяют такое, что я понять и осмыслить часто не в состоянии. Как можно говорить об укреплении муниципальных органов власти, что безусловно правильно в демократическом обществе, а бюджетную систему устроить так, что она не позволяет им зарабатывать средства, необходимые для реализации переданных им полномочий? Это лишает муниципальные власти инициативы, в том числе и по привлечению частных инвестиций. Муниципальные власти должны просить деньги у региональных властей, те - у федеральных. Порочен психологический остов такой системы: она ориентирует на умение просить, а не на умение зарабатывать.

Правительство часто упрекают в отсутствии стратегии. В стратегии каждой страны есть постоянные и изменяемые положения. Безусловным элементом такой стратегии в России, с ее громадными пространствами и реками, текущими с юга на север, которые к тому же полгода подо льдом, является строительство с запада на восток. Есть яркие исторические примеры: во время кризиса 1930-х годов на Западе именно строительство дорог способствовало поддержанию занятости, причем в столь разных по политическим режимам странах, как США и Германия. Почему мы не строим дороги - при нашем-то бездорожье, при наличии денег - абсолютно непонятно. И это задача государства. Такие вещи без решительного вмешательства государства сделать невозможно.

- Кто сегодня мог бы выступить с подобной инициативой? Фигуры соответствующей, готовой взять на себя ответственность, в том числе и политическую, просто не видно.

- В этом-то и беда. Здесь мы выходим на вторую важнейшую проблему - это чудовищная нехватка менеджеров. Скорее всего, они вырастут в провинции. Например, у Прусака возникнут, у Хлопонина - в таких провинциях, где достаточно толковые начальники позволяют бизнесу дышать. К счастью, двумя названными фамилиями число толковых губернаторов не исчерпывается.

- Некоторые ультралибералы считают, что система управления экономикой сейчас вовсе не нужна. Ваше мнение?

- Конечно, воспроизведение старой системы управления экономикой неуместно и просто вредно - субъект управления стал совсем иным. Но система регулирования нужна. Например, выстроенная вокруг индикативного планирования развития экономики с определением в нем места и роли крупнейших корпораций. Это не командование корпорациями, а их ориентация в отношении национальных целей и возможности участвовать в их решении. Горизонт индикативного плана должен быть, по моему мнению, не менее десяти лет.

Есть и гораздо более приземленные, но от этого не менее важные вещи. Например, деятельность государства в области технических регламентов и технической экспертизы инвестпроектов.

В тех же либеральных Штатах процедура экспертизы инвестпроектов очень серьезная. Допустим, я застройщик, я хочу построить мост или дорогу, к примеру. Нарисовал рабочий проект. Дальше я иду в специальный экспертный госорган, где сертифицированные эксперты проверяют каждый лист моих рабочих чертежей, изучая, как, из каких материалов, в расчете на какую нагрузку делается объект, принесет он ущерб окружающей среде или нет. Если все в порядке, каждый лист визируется. После того как начинается стройка, эксперты приходят на место с экземпляром утвержденных чертежей и проверяют соответствие им возводимого объекта, а также соответствие материалов, из которых он строится, заявленным. Доля цемента в бетоне позволяет иметь марку 500 или весь цемент ушел налево? Или гравия в дорожном покрытии вдвое меньше, чем положено? Если бы у нас была налажена такая экспертиза строительных проектов, думаю, Трансвааль-парк не рухнул бы.


Головотяпство плюс организационный хаос

- Если можно, хотелось бы немного поговорить об энергетике. Самый горячий вопрос: в чем причины московского блэкаута летом этого года?

- Я не инженер, это чисто инженерный вопрос. Инженерный, менеджерский вопрос.

- Стоп, все-таки инженерный или менеджерский? Это принципиально разные вещи.

- Не вижу особой разницы, если люди просто занимаются головотяпством.

- А в чем конкретно было головотяпство?

- В том, что, не проверив технику, автоматом отключившуюся аварийно, включили ее. Вот и все.

- То есть был нарушен регламент поведения в нештатных ситуациях?

- Есть полный, исчерпывающий отчет по итогам расследования аварии на сайте РАО. Там есть ответы на все вопросы.


Нет единой экономики - есть отдельные хозяйственные острова, и задача экономической политики как раз состоит в том, чтобы навесить мостики между ними и интегрировать их в единое пространство

- Я подозреваю, что там крайне туманные, расплывчатые формулировки...

- А вы не подозревайте, а просто залезьте на сайт. Другое дело, я боюсь, вам терпения изучить этот отчет не хватит.

- Хорошо, попробую. А как вы относитесь к избранной модели реформирования отрасли?

- Прежде всего постараемся ответить на вопрос: а зачем вообще нужна реформа? Я проанализировал доступный материал по странам, проведшим реформу, и выяснил, что в тех из них, где создан полностью либерализованный рынок электроэнергии, ее конечная цена для потребителей на десять процентов ниже, чем в странах без либерального рынка. Все это написано в моей статье в N4 журнала "Энергорынок" за 2005 год.

В принципе в энергетике гораздо проще все устроено, чем, скажем, в машиностроении. Мы имеем дело с монопродуктом. Принципиально не складируемым. Плюс продуктом жестко фиксированного качества по европейским стандартам. Десятилетиями производством и доставкой этого продукта занималась единая гигантская вертикально интегрированная компания. Все связи внутри РАО ЕЭС не то что отшлифовались, а отполировались. Все знали, в какой кабинет, с какой бумажкой идти. Теперь сказали: сбыт - марш отдельно, генерация - отдельно, сети - отдельно. Ремонты, как ни сопротивлялись, - и их выделили в самостоятельные виды деятельности. Возникли новые конторы, которые, естественно, толком пока не знают, как чего делать. Нужно время, чтобы они наработали связи и нормы взаимодействия друг с другом, чтобы они преодолели неизбежную в таких ситуациях организационную неразбериху.

Важно понимать, что это издержки роста ради того, чтобы иметь более дешевую электроэнергию. У других это получилось, получится и у нас.


Дезинтегрированная страна

- Вернемся к описанию российской экономики. Какова ее структура? Какова доля реально конкурентных сегментов? Навскидку - процентов тридцать-сорок.

- Я считаю, что российскую экономику вообще нельзя рассматривать как единый объект. В России, на мой взгляд, одновременно существует несколько экономик. Первый водораздел идет между экспорториентированными и всеми остальными компаниями. К первым я отнес бы предприятия с долей экспорта в реализации не ниже двадцати-тридцати процентов. У таких компаний экономика одна, зарплата одна, у других - принципиально иная.

Другой срез качественной классификации - это бывшие советские приватизированные предприятия и предприятия, созданные с нуля. У них, как правило, принципиально разная фондо- и капиталоемкость и, соответственно, разная эффективность деятельности.

Наконец, внутри среднего бизнеса водораздел проходит между брендированными производителями, сумевшими завоевать заметную рыночную долю, и всеми остальными.

Таким образом, нет единой экономики - есть отдельные хозяйственные острова, и задача экономической политики как раз состоит в том, чтобы навесить мостики между ними и интегрировать их в единое хозяйственное пространство.

- На экономические диспропорции накладывается еще территориальная дезинтеграция.

- Безусловно. Почему я сразу же сказал о важности дорог. Ведь вокруг них сразу жизнь начинается.

- Это в теории. А вот вокруг БАМа уже тридцать лет особой жизни что-то не наблюдается...

- Естественно, потому что БАМ строили для того, чтобы танки возить. Я прекрасно помню, что основная проблема, которую обсуждали в Госплане в процессе строительства этой магистрали, - позволит ли радиус поворота полотна провозить длинноствольные орудия.

- Ладно, тогда все к войне готовились. Ну а теперь-то Северо-Муйский тоннель зачем додолбили?

- Так без него никуда, приходилось двумя тепловозами тащить короткий состав через горы. Другое дело, что мы по всей трассе возить собираемся, я не очень хорошо понимаю. Но в принципе там леса вокруг полно, можно освоить процесс переработки.

- Видимо, когда прекратим вымирать, часть народа можно будет направить туда на освоение лесных массивов...

- Если говорить серьезно, я уверен, что одним из аспектов политики государства, заботящегося о своем будущем, должно быть заселение приграничных территорий. Без русскоязычного населения, которое с удовольствием там будет жить, ничего хорошего не будет. А то, что там можно жить прекрасно, это факт. В Минусинске, где Ленин ссылку отбывал, дыни растут. Успевают вызреть за короткое лето. Когда корейцы жили вдоль границы Советского Союза на Дальнем Востоке, проблемы с овощами не существовало. Она существовала в другой постановке: куда бы это все деть.

Мне представляется, что разумная политика государства должна состоять в том, чтобы дать возможность каждому человеку, желающему работать, не только зарабатывать на достойную жизнь, но и гордиться своей сопричастностью к решению задач, стоящих перед страной.

Источник материала: Журнал "Эксперт"


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018