:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ПУБЛИКАЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Макроэкономические последствия снижения мировых цен на нефть

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 14.11.01

  1. Снижение мировых цен на углеводородное сырье (“нефтяной шок”) окажет системное воздействие на российскую экономику. В процессе ее адаптации к новому уровню мировых цен вероятно снижение темпов экономического роста с эластичностью 0.4-0.6 проц. пунктов ВВП на 1 долл. за баррель нефти. Соответственно, при стабилизации мировых цен на нефть (Urals) на уровне 15-20 долл./барр. темп прироста ВВП в 2002 г. оценивается в диапазоне 2.3-3.5%.

  2. Основные направления воздействия “нефтяного шока” на российскую экономику состоят в следующем.

    2.1. Уменьшение номинальных объемов экспорта товаров, на 2.0-2.1 млрд. долл. на 1 долл./барр. снижения мировых цен на нефть. Это означает, что с точки зрения платежного баланса при прочих равных условиях и с учетом прогнозируемого роста импорта (на 2-4 млрд. долл.) “пороговой” является цена Urals 18.5-19.5 долл./барр. При более низких ценах прирост валютных резервов может стать отрицательным.

    Дополнительным фактором, негативно влияющим на платежный баланс, может стать повышение склонности к вывозу капитала, обусловленное ростом девальвационных ожиданий.

    2.2. Стабилизация или снижение физического объема экспорта. При расчетах к проекту бюджета на 2002 г. предполагался рост физического объема экспорта на 2.7%. При прогнозируемом уменьшении цен на нефть и цветные металлы вместо расширения физического объема экспорта вероятно его сохранение примерно на уровне 2001 г. Учитывая, что экспорт товаров составляет 34% ВВП, такой перепад в динамике экспорта в 3 проц. пункта означает “вычет” из общих темпов прироста ВВП 1 проц. пункта. Т.е. только за счет экспортной составляющей динамика ВВП уменьшится с запланированных 4.3% примерно до 3.5%.

    2.3. Возможное резкое сокращение денежного предложения, что в условиях высокой монетизации экономики может привести не только к стагнации, но и к рецессии (аналогичная ситуация наблюдалась в конце 1997 г. – начале 1998 г., что вызвало промышленный спад с мая 1998 г.).

    Следует отметить, что факторами возможного сжатия денежного предложения будут не только снижение прироста валютных резервов, но и (главное!) сложность денежной эмиссии в условиях роста девальвационных ожиданий. Последние, кроме того, приведут к увеличению процентных ставок, что также скажется на динамике денежной массы.

    2.4. Снижение доходов предприятий и, одновременно, возможное увеличение склонности к вывозу капитала вследствие девальвационных ожиданий (падения привлекательности вложений в рублевые активы). Это приведет к замедлению роста инвестиций – по оценке, на 0.7-0.9 проц. пунктов на 1 долл./барр. снижения мировых цен на нефть.

    2.5. Налоговые потери бюджета – как прямые (экспортные пошлины), так и косвенные (налоги на доходы) – оцениваются в 0.8-0.9 млрд. долл. на 1 долл./барр. снижения мировых цен на нефть. С точки зрения бюджета “критичным” является уровень мировых цен на нефть (Urals) в 17-18 долл/барр.

    2.6. Вероятно ускорение роста цен производителей промышленной продукции. Как показывает опыт, производители сырья стремятся компенсировать потери от снижения мировых цен за счет увеличения цен на внутреннем рынке.

    Оценка основных макроэкономических показателей из-за снижения мировых цен на нефть на один доллар за баррель

      проц. пункты
    Снижение темпов прироста ВВП, проц. пунктов 0.4-0.6
    Снижение темпов прироста инвестиций, проц. пунктов 0.7-0.9
    Снижение экспорта, млрд. долл. 2.0-2.1
    Сокращение налоговых поступлений в федеральный бюджет, млрд. долл. 0.8-0.9

  3. Снижение мировых цен на нефть предполагает две возможные стратегии адаптации.

    Первая – снижение реального обменного курса рубля одновременно с изъятием части “девальвационного эффекта” в бюджет. Такая стратегия может дать определенный краткосрочный эффект (в пределах одного года), но в среднесрочном плане она является проигрышной. Девальвация рубля приведет к сжатию внутреннего спроса, который в новых условиях является единственным реальным источником сохранения подъема. Кроме того, она будет способствовать негативным структурным сдвигам, тормозящим рост в среднесрочной перспективе.

    Вторая – перенос центра тяжести экономического подъема на внутренний спрос. Реализация данной стратегии затруднена в краткосрочной перспективе, однако в среднесрочной (при сохранении в течение длительного периода низких цен на нефть) ей нет альтернативы.

      Ее осуществление предполагает три условия:
    • сохранение тенденции постепенного укрепления рубля для стимулирования инвестиций в рублевые активы и поддержания внутреннего спроса;

    • расширение внутреннего конечного спроса, прежде всего – потребительского (последний составляет около 40% конечного спроса на товары). Это означает сохранение тенденции повышения реальной заработной платы и, соответственно, производительности труда. Что предполагает перераспределение инвестиций в экономике;

    • ускоренная модернизация отраслей, ориентированных на внутренний рынок, обеспечивающая повышение их конкурентоспособности (сегодня резерв незагруженных мощностей, способных производить конкурентоспособную продукцию, составляет в обрабатывающей промышленности около 10% всех резервных мощностей).

  4. Первый вариант прогнозных расчетов на 2002 г. исходит из стабилизации мировых цен на нефть (Urals) на уровне 15-17 долл. за баррель. Предполагается, что в четвертом квартале 2002 г. будет проведена коррекция обменного курса рубля – его снижение на 9-10%. Склонность к вывозу капитала останется примерно на уровне 2001 г. (снижение его объемов обусловлено сокращением сальдо по текущим операциям). Кроме того, предполагаются дополнительные внешние заимствования (размещение еврооблигаций) в размере 1.5 млрд. долл.

    В данном варианте прирост ВВП на следующий год оценивается в 2.3-2.5%. Платежный баланс будет сводиться с уменьшением валютных резервов на 2 млрд. долл. Налоговые доходы бюджета упадут до 14.2% ВВП против 15.8%, предусмотренных проектом бюджета.

    В то же время, благодаря более жесткой монетарной программе уровень инфляции будет соответствовать проекту бюджета – 112-114%.

  5. Второй вариант исходит из того, что средние цены на нефть (Urals) установятся на уровне 18-20 долл. за баррель, при этом экспорт сырой нефти будет снижен на 10 млн. т. Важнейшим допущением является также снижение вывоза капитала на 2.2 млрд. долл. (относительно 2001 г.), из которых 1.2-1.5 млрд. долл. будет инвестировано в российскую экономику.

    В результате, прирост ВВП составит 3.3-3.5%. Прирост валютных резервов оценивается в 3.5 млрд. долл., что обеспечит примерный баланс денежного спроса и предложения. Уровень инфляции оценивается в 115%.

  6. В рамках рассматриваемых сценариев суммарные потери налоговых доходов федеральным бюджетом, связанные с изменением внешнеторговой конъюнктуры и сопутствующими факторами (ухудшение финансового положения предприятий и т.п.) оцениваются в первом варианте – в 1.6 проц. пункта ВВП (8.4 млрд. долл.), во втором – 1.1 проц. пункта ВВП (4.8 млрд. долл.).

    Вывозные пошлины сократятся наиболее сильно – до 0.9% ВВП в первом варианте и 1.1% ВВП – во втором. Помимо сжатия налоговой базы, свою роль сыграет и снижение налоговых ставок.

    Сокращение акцизов до 1.7-1.8% ВВП связано прежде всего, с акцизом на природный газ, составляющим около 60% от общей суммы акцизов. При этом из его объема примерно три четверти – акциз на экспортируемый газ, на поступление которого прямо влияет динамика мировых цен.

    Налог на прибыль сократится до 1.6-1.7% ВВП, что связано, в основном, со сжатием прибыли предприятий-экспортеров.

  7. Ситуация в денежно-кредитной сфере характеризуется:

    • в рамках первого варианта – значительным падением ликвидности банковской системы, снижении монетизации хозяйственного оборота, и ростом неденежных форм расчетов;

    • в рамках в второго варианта – относительно сбалансированным развитием – при необходимом условии резкой активизации каналов денежного предложения, не связанных с покупкой валюты ЦБ РФ (операции ЦБ РФ на рынку ценных бумаг, рефинансирование банков).

    В первом варианте даже при списании большей части остатков на счетах бюджета в ЦБ РФ (130 млрд. руб.) и резком расширении рефинансовых операций, прирост денежной базы вряд ли превысит 100 млрд. руб. за год. (10%).

    Динамика денежной базы будет заметно отставать от роста спроса на наличные деньги со стороны населения, который оценивается на уровне 19-20%, что ограничит рост других элементов денежной базы – прежде всего остатков на корреспондентских счетах и депозитах банков в ЦБ РФ. К концу года обеспеченность банков высоколиквидными рублевыми активами упадет до уровня, соответствующего августу-сентябрю 1998 г. (снижение отношения высоколиквидных рублевых активов банков к безналичной денежной массе с 16-17% на конец 2001 г. до 10%).

    Денежный мультипликатор даже при максимальной нагрузке на ликвидность банковской системы не увеличится более чем на 14 проц. пунктов, с 172% до 186%. При таких условиях прирост денежной массы М2 составит около 290-310 млрд. руб., или 19-20%.

    Если исходить из складывающегося в рамках данного сценария спроса на деньги со стороны домашних хозяйств (прирост вкладов и наличных денег на руках 260-280 млрд. руб.) прирост остатков на счетах нефинансовых предприятий не превысит 40 млрд. руб., или 6-7%. С учетом роста цен производителей промышленной продукции это означает сжатие реального объема денежных средств предприятий на 8-9%.

    В рамках второго варианта годовой прирост денежной базы окажется достаточен для покрытия спроса на деньги со стороны экономических агентов. За год широкая денежная база возрастет на 200-210 млрд. руб., или на 22-23%. Из них 100-110 млрд. руб. будет обеспечено за счет чистой покупки валюты ЦБ РФ, а остальные должны быть влиты в экономику по альтернативным каналам.

    Рост денежного мультипликатора, без критических нагрузок на ликвидность банковской системы, оценивается в 8 проц. пунктов, со 172% до 180%. При таких условиях увеличение предложения денежной массы (агрегат М2) составит 440-450 млрд. руб., или 28-29%. Этот рост вполне укладывается в динамику спроса на деньги со стороны экономических субъектов, в том числе: со стороны домашних хозяйств – для формирования вкладов и остатков наличных денег (330-340 млрд. руб.) и со стороны нефинансовых предприятий для обслуживания хозяйственного оборота (100-120 млрд. руб.).


Основные макроэкономические показатели в 2001-2002 гг.


Производство и использование валового внутреннего продукта


Основные элементы платежного баланса


Федеральный бюджет в 2000-2002 гг.


Основные показатели денежно-кредитной сферы

* наличные деньги, средства на корреспондентских счетах, в фонде обязательных резервов и на депозитах банков в ЦБ РФ.
** дефлировано индексом потребительских цен
*** отношение денежной массы (М2) к денежной базе.
**** рублевые остатки в кассах, на корреспондентских счетах и депозитах банков в ЦБ РФ.

Источник материала: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017