:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ПУБЛИКАЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Инфляционные процессы в 2001 и январе 2002 гг.

А.Р. Белоусов, Руководитель ЦМАКП, 11.02.01

Как известно, инфляция на потребительском рынке в 2001 г. составила 118.6%, что существенно превышает уровень, зафиксированный в Законе о федеральном бюджете (112%). Так что отпраздновать окончательную победу над инфляцией вновь, который уже год подряд, не удалось.

Следует учитывать, что рост цен в течение года был весьма неравномерен. В основном он пришелся на первое полугодие – именно тогда и был фактически задан масштаб годовой инфляции. Если в первом квартале среднемесячный индекс потребительских цен составлял 102.3%., то в третьем квартале он был равен 100.4%, в четвертом – 101.3%. Без учета плодоовощной продукции (с ее сезонными колебаниями цен), темпы инфляции с мая стабилизировались на уровне 101.1-101.3% в месяц (см. график 1, табл. 1).

График 1. Темпы роста потребительских цен на отдельные группы товаров и услуг в 2001 г. и январе 2002 г. (% в месяц)



Таблица 1. Показатели инфляции на потребительском рынке
(темпы роста, %)

  2000 г. 2001 г. в том числе по кварталам: 2002 г., январь
  первый второй третий четвертый
Потребительские цены 120.2 118.6 107.1 105.3 101.1 104.1 103.1
без учета плодоовощной продукции 121.5 118.3 106.0 103.9 103.4 103.8 102.3
Налично-денежная масса 157.3 140.5 96.3 118.9 111.9 110.9 95.0
Номинальный обменный курс доллара к рублю 104.3 107.0 102.1 101.1 101.1 102.5 101.8
Цены производителей промышленной продукции 131.6 110.7 104.7 104.0 100.8 101.0 н.д.

В 2001 г. на фоне лишь незначительного замедления инфляции (118.6% в 2001 г. против 120.2% в 2000 г.) произошли весьма заметные сдвиги в соотношении ее основных факторов: динамики денежной массы, удорожания платных услуг, темпов роста цен производителей промышленной продукции (см. табл. 2).

Определяющим фактором инфляции стало расширение денежной массы. Если в 2000 г. оно определило 63% прироста цен, то в 2001 г. – 75%. Рост денежной массы с лихвой выбрал весь лимит роста потребительских цен, заложенный в федеральный бюджет: на этот фактор приходится 113.7% роста потребительских цен за год.

Вторым по значению инфляционным фактором стал опережающий рост тарифов на платные услуги. Определяющую роль здесь сыграла начавшаяся в регионах реформа финансирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий – электроэнергию и железнодорожные пассажирские перевозки. Вклад удорожания платных услуг в общий рост цен по сравнению с 2000 г. возрос с 24% до 33%.

Фактором, сдерживающим рост потребительских цен было замедленное удорожание промышленной продукции. Если в 2000 г. цены производителей росли существенно быстрее инфляции на потребительском рынке (соответственно, 131.6% и 120.2%), то в 2001 г., напротив, отставали от нее (110.7% и 118.6%). По оценке, это отставание привело к снижению среднемесячной динамики цен на потребительском рынке по сравнению с 2000 г. на 0.2 проц. пункта (в 2000 г. на данный фактор приходилось +0.1 проц. пункта роста потребительских цен; 2001 г.: -0.1 проц. пункта).

Таблица 2. Вклады отдельных факторов в прирост цен
на потребительском рынке в 2001 г. (в среднем за месяц, %)1

  2001 г.
  всего I
квартал
II
квартал
III
квартал
IV
квартал
Прирост цен
Всего 1.4 2.3 1.7 0.4 1.3
Рост денежной массы 1.1 0.9 0.9 1.5 0.9
Удорожание платных услуг 0.5 0.6 0.6 0.4 0.3
Динамика относительных цен на продукцию промышленности -0.1 0.0 0.0 -0.2 -0.2
Другие факторы 0.0 0.8 0.2 -1.4 0.3
Доля в приросте цен
Всего 100 100 100 100 100
Рост денежной массы 75 41 54 410 68
Удорожание платных услуг 33 25 32 113 24
Динамика относительных цен на продукцию промышленности -6 -1 2 -49 -16
Другие факторы -1 35 12 -374 24
1 Оценки получены с использованием эконометрической модели инфляции

Устойчиво низкие темпы роста цен во втором полугодии прошлого года давали основание полагать, что инфляция, как одна из ключевых проблем экономического развития, уже позади. Однако в январе темпы инфляции существенно ускорились, составив 103.1% (самый высокий показатель с февраля 1999 г.). Соответственно, стало нереальным “вписаться” в годовой норматив роста потребительских цен, зафиксированный в Законе о бюджете (112%).

В то же время, большой драмы с январским ускорением инфляции нет. Практически весь прирост над “нормальными” 101.2-101.3% в месяц дали два сегмента потребительского рынка – 1) платные услуги населению и 2) плодоовощная продукция (см. табл. 3).

Удорожание платных услуг в среднем составило 107.5% и оказалось самым высоким с февраля 1996 г. На него пришлось 1.1 проц. пункта прироста инфляции. Связано это удорожание с повышением тарифов на целый ряд услуг, где ценообразование регулируется либо на федеральном, либо на региональном уровне. Так, удорожание жилищно-коммунальных услуг составило 108.8% (+0.4 проц. пункта инфляции), что во многом связано с жилищно-коммунальной реформой в г. Москве (+0.2 проц. пункта). На транспорте повышение тарифов было равно 106.6% (+0.2 проц. пункта инфляции), связано оно с повышением платы за проезд железнодорожным транспортом (118.9%).

Рост цен на плодоовощную продукцию в январе (116.6%) имел сезонный характер и обусловил 1.0 проц. пункт роста инфляции.

При этом, удорожание основной массы потребительских товаров практически не ускорилось. Так, рост цен на продовольственные товары (без плодоовощной продукции) составил 101.3%, удорожание непродовольственных товаров – 101.2%. Это соответствует среднегодовым значениям 2001 г. (соответственно, 101.3% и 101.0%). В целом, если бы не ценовое лидерство платных услуг и плодоовощной продукции, индекс потребительских цен в январе составил бы 101.2% – а это уже вполне вписывается в заложенные в бюджет ориентиры.

Таблица 3. Вклады отдельных товарных групп
в общий прирост потребительских цен в январе 2002 г.1

  рост цен, % вклад в прирост цен
проц. пунктов удельный вес, %
Индекс потребительских цен 103.1 3.1 100
Продовольственные товары 102.8 1.5 50
хлеб и хлебобулочные изделия 100.4 0.0 1
мясо и птица 100.5 0.0 1
рыба и морепродукты 102.1 0.1 2
молоко и молочные продукты 101.4 0.1 2
плодоовощная продукция 116.6 1.0 32
другие 101.2 0.3 11
Непродовольственные товары 101.2 0.4 14
Платные услуги 107.5 1.1 35
жилищно-коммунальное хозяйство 108.8 0.4 14
пассажирский транспорт 106.6 0.2 6
другие 107.2 0.5 16
1 Рассчитано с использованием удельных весов соответствующих товаров и услуг в потребительских расходах населения

Несмотря на отмеченное ускорение темпов роста цен на потребительском рынке, прогноз динамики основных факторов, воздействующих на инфляцию, позволяет оценить ее уровень в 2002 г. в 114-116%. Это означает, что в феврале-декабре среднемесячные темпы роста цен должны составить 100.9-101.1 % (февраль-декабрь 2001 г.: 101.3%).

Из общего прироста потребительских цен, ожидаемого в 2002 г., 4-6 проц. пункта приходится на динамику налично-денежной массы (что связано с ожидаемым замедлением роста денежного предложения из-за уменьшения сальдо торгового баланса). Еще 4-5 проц. пункта инфляции приходится на опережающее удорожание платных услуг, 2-3 проц. пункта – на рост реального валютного курса, превращающегося в условиях 2002 г. важный фактор инфляции, оставшиеся 2-4 пункта – на прочие факторы (в первую очередь, инфляционные ожидания).

Источник материала: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018