Инфляционные процессы в 2001 и январе 2002 гг.
А.Р. Белоусов, Руководитель ЦМАКП, 11.02.01
Как известно, инфляция на потребительском рынке в 2001 г. составила 118.6%, что существенно превышает уровень, зафиксированный в Законе о федеральном бюджете (112%). Так что отпраздновать окончательную победу над инфляцией вновь, который уже год подряд, не удалось.
Следует учитывать, что рост цен в течение года был весьма неравномерен. В основном он пришелся на первое полугодие – именно тогда и был фактически задан масштаб годовой инфляции. Если в первом квартале среднемесячный индекс потребительских цен составлял 102.3%., то в третьем квартале он был равен 100.4%, в четвертом – 101.3%. Без учета плодоовощной продукции (с ее сезонными колебаниями цен), темпы инфляции с мая стабилизировались на уровне 101.1-101.3% в месяц (см. график 1, табл. 1).
График 1. Темпы роста потребительских цен на отдельные группы товаров и услуг в 2001 г. и январе 2002 г. (% в месяц)
|
|
Таблица 1. Показатели инфляции на потребительском рынке (темпы роста, %)
|
|
2000 г. |
2001 г. |
в том числе по кварталам: |
2002 г., январь |
|
первый |
второй |
третий |
четвертый |
Потребительские цены |
120.2 |
118.6 |
107.1 |
105.3 |
101.1 |
104.1 |
103.1 |
без учета плодоовощной продукции |
121.5 |
118.3 |
106.0 |
103.9 |
103.4 |
103.8 |
102.3 |
Налично-денежная масса |
157.3 |
140.5 |
96.3 |
118.9 |
111.9 |
110.9 |
95.0 |
Номинальный обменный курс доллара к рублю |
104.3 |
107.0 |
102.1 |
101.1 |
101.1 |
102.5 |
101.8 |
Цены производителей промышленной продукции |
131.6 |
110.7 |
104.7 |
104.0 |
100.8 |
101.0 |
н.д. |
|
|
В 2001 г. на фоне лишь незначительного замедления инфляции (118.6% в 2001 г. против 120.2% в 2000 г.) произошли весьма заметные сдвиги в соотношении ее основных факторов: динамики денежной массы, удорожания платных услуг, темпов роста цен производителей промышленной продукции (см. табл. 2).
Определяющим фактором инфляции стало расширение денежной массы. Если в 2000 г. оно определило 63% прироста цен, то в 2001 г. – 75%. Рост денежной массы с лихвой выбрал весь лимит роста потребительских цен, заложенный в федеральный бюджет: на этот фактор приходится 113.7% роста потребительских цен за год.
Вторым по значению инфляционным фактором стал опережающий рост тарифов на платные услуги. Определяющую роль здесь сыграла начавшаяся в регионах реформа финансирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий – электроэнергию и железнодорожные пассажирские перевозки. Вклад удорожания платных услуг в общий рост цен по сравнению с 2000 г. возрос с 24% до 33%.
Фактором, сдерживающим рост потребительских цен было замедленное удорожание промышленной продукции. Если в 2000 г. цены производителей росли существенно быстрее инфляции на потребительском рынке (соответственно, 131.6% и 120.2%), то в 2001 г., напротив, отставали от нее (110.7% и 118.6%). По оценке, это отставание привело к снижению среднемесячной динамики цен на потребительском рынке по сравнению с 2000 г. на 0.2 проц. пункта (в 2000 г. на данный фактор приходилось +0.1 проц. пункта роста потребительских цен; 2001 г.: -0.1 проц. пункта).
Таблица 2. Вклады отдельных факторов в прирост цен на потребительском рынке в 2001 г. (в среднем за месяц, %)1
|
|
2001 г. |
|
всего |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Прирост цен |
Всего |
1.4 |
2.3 |
1.7 |
0.4 |
1.3 |
Рост денежной массы |
1.1 |
0.9 |
0.9 |
1.5 |
0.9 |
Удорожание платных услуг |
0.5 |
0.6 |
0.6 |
0.4 |
0.3 |
Динамика относительных цен на продукцию промышленности |
-0.1 |
0.0 |
0.0 |
-0.2 |
-0.2 |
Другие факторы |
0.0 |
0.8 |
0.2 |
-1.4 |
0.3 |
Доля в приросте цен |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рост денежной массы |
75 |
41 |
54 |
410 |
68 |
Удорожание платных услуг |
33 |
25 |
32 |
113 |
24 |
Динамика относительных цен на продукцию промышленности |
-6 |
-1 |
2 |
-49 |
-16 |
Другие факторы |
-1 |
35 |
12 |
-374 |
24 |
|
1 Оценки получены с использованием эконометрической модели инфляции
|
Устойчиво низкие темпы роста цен во втором полугодии прошлого года давали основание полагать, что инфляция, как одна из ключевых проблем экономического развития, уже позади. Однако в январе темпы инфляции существенно ускорились, составив 103.1% (самый высокий показатель с февраля 1999 г.). Соответственно, стало нереальным “вписаться” в годовой норматив роста потребительских цен, зафиксированный в Законе о бюджете (112%).
В то же время, большой драмы с январским ускорением инфляции нет. Практически весь прирост над “нормальными” 101.2-101.3% в месяц дали два сегмента потребительского рынка – 1) платные услуги населению и 2) плодоовощная продукция (см. табл. 3).
Удорожание платных услуг в среднем составило 107.5% и оказалось самым высоким с февраля 1996 г. На него пришлось 1.1 проц. пункта прироста инфляции. Связано это удорожание с повышением тарифов на целый ряд услуг, где ценообразование регулируется либо на федеральном, либо на региональном уровне. Так, удорожание жилищно-коммунальных услуг составило 108.8% (+0.4 проц. пункта инфляции), что во многом связано с жилищно-коммунальной реформой в г. Москве (+0.2 проц. пункта). На транспорте повышение тарифов было равно 106.6% (+0.2 проц. пункта инфляции), связано оно с повышением платы за проезд железнодорожным транспортом (118.9%).
Рост цен на плодоовощную продукцию в январе (116.6%) имел сезонный характер и обусловил 1.0 проц. пункт роста инфляции.
При этом, удорожание основной массы потребительских товаров практически не ускорилось. Так, рост цен на продовольственные товары (без плодоовощной продукции) составил 101.3%, удорожание непродовольственных товаров – 101.2%. Это соответствует среднегодовым значениям 2001 г. (соответственно, 101.3% и 101.0%). В целом, если бы не ценовое лидерство платных услуг и плодоовощной продукции, индекс потребительских цен в январе составил бы 101.2% – а это уже вполне вписывается в заложенные в бюджет ориентиры.
Таблица 3. Вклады отдельных товарных групп в общий прирост потребительских цен в январе 2002 г.1
|
|
рост цен, % |
вклад в прирост цен |
проц. пунктов |
удельный вес, % |
Индекс потребительских цен |
103.1 |
3.1 |
100 |
Продовольственные товары |
102.8 |
1.5 |
50 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100.4 |
0.0 |
1 |
мясо и птица |
100.5 |
0.0 |
1 |
рыба и морепродукты |
102.1 |
0.1 |
2 |
молоко и молочные продукты |
101.4 |
0.1 |
2 |
плодоовощная продукция |
116.6 |
1.0 |
32 |
другие |
101.2 |
0.3 |
11 |
Непродовольственные товары |
101.2 |
0.4 |
14 |
Платные услуги |
107.5 |
1.1 |
35 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
108.8 |
0.4 |
14 |
пассажирский транспорт |
106.6 |
0.2 |
6 |
другие |
107.2 |
0.5 |
16 |
|
1 Рассчитано с использованием удельных весов соответствующих товаров и услуг в потребительских расходах населения
|
Несмотря на отмеченное ускорение темпов роста цен на потребительском рынке, прогноз динамики основных факторов, воздействующих на инфляцию, позволяет оценить ее уровень в 2002 г. в 114-116%. Это означает, что в феврале-декабре среднемесячные темпы роста цен должны составить 100.9-101.1 % (февраль-декабрь 2001 г.: 101.3%).
Из общего прироста потребительских цен, ожидаемого в 2002 г., 4-6 проц. пункта приходится на динамику налично-денежной массы (что связано с ожидаемым замедлением роста денежного предложения из-за уменьшения сальдо торгового баланса). Еще 4-5 проц. пункта инфляции приходится на опережающее удорожание платных услуг, 2-3 проц. пункта – на рост реального валютного курса, превращающегося в условиях 2002 г. важный фактор инфляции, оставшиеся 2-4 пункта – на прочие факторы (в первую очередь, инфляционные ожидания).
Источник материала: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
Читайте также: