Sony: ошибки гениального менеджера
Business Week, перевод статьи, 05 октября 2001
С момента своего прихода на должность президента компании Sony в 1995 году, Нобаюки Идеи показал себя прекрасным руководителем. Идеи смог повысить эффективность американского филиала Sony, до его назначения несшего серьезные убытки, и удвоил продажи концерна до $60 млрд. Идеи принял долгосрочную стратегию по превращению Sony из производителя аудио и видео техники в мирового лидера в области информационных технологий и развлечений. Когда два года назад прибыли компании пошли вниз, Идеи отреагировал на это более оперативно, чем руководители других японских корпораций, закрыв 13 принадлежащих Sony заводов и проделав огромную работу по укрупнению ее подразделений и сокращению издержек. К сожалению, сегодня становится ясно, что усилий Идеи оказалось недостаточно для того, чтобы решить все проблемы Sony.
Несмотря на то, что в этом году компания планирует получить чистую прибыль в размере $83 млн при объеме продаж в $62.5 млрд, аналитики сомневается, что Sony удастся выйти на безубыточный уровень. Sony теряет расположение инвесторов: в прошлом месяце цена на акции компании упала на 25% до $33.
Разумеется, трудности Sony во многом обусловлены факторами, неподконтрольными Идеи. Крах рынка high-tech привел к общемировому сокращению спроса на ряд производимых Sony микропроцессоров и компьютерных компонентов. В свою очередь, теракты 11 сентября нанесли серьезный удар по продажам видеофильмов, игровых приставок и других потребительских электронных товаров.
Кроме того, несмотря на все усилия Идеи, Sony по-прежнему во многом остается подобной другим громоздким японским конгломератам. Sony одновременно занимается множеством совершенно не связанных друг с другом направлений деятельности, начиная от производства полупроводников и заканчивая страхованием и оказанием банковских услуг через Интернет.
Идеи, ныне являющийся председателем правления и генеральным директором Sony, признает, что компания не смогла отреагировать на начавшийся в прошлом году спад на рынке high-tech с надлежащей скоростью. Однако, он не оставляет попыток по выводу компании из кризиса, дополнительно ассигновав в этом году на реструктуризацию $250 млн помимо ранее выделенных на эти цели $420 млн. Эти средства пойдут на ликвидацию или перепрофилирование 48 убыточных подразделений Sony. Кроме того, Идеи надеется на то, что ему удастся сократить производственные издержки Sony на 15% за счет более широкого использования компонентов, поступающих от других производителей. Кроме того, Идеи делает ставку на электронную торговлю аудио- и видеозаписями и видеоиграми, считая, что с ростом числа подключений к Интернет этот бизнес будет должен расцвести.
Однако инвесторы пока предпочитают выжидать, считая, что радоваться успехам Sony еще слишком рано. Так, 40% объема продаж видеоигр в США, являющихся крупнейшим рынком Sony, приходится на период между Днем Благодарения и Новым Годом. Таким образом, в условиях текущего сокращения потребительского спроса компания может понести серьезные потери. Кроме того, сокращение спроса грозит сорвать американские продажи видеоприставки PlayStation 2, выпущенной на рынок в марте 1999 года. Ранее Sony рассчитывала, что до конца года ей удастся продать в США несколько миллионов таких приставок. По словам аналитика Лизы Спайсер, специализирующейся на изучении индустрии развлечений, любое сокращение спроса в США гораздо опаснее для Sony, чем для ее конкурентов, таких как Nintendo или Microsoft, которые планирую выпустить свои новые приставки на рынок только в ноябре.
Не слишком хорошо идут дела у Sony и в области производства мобильных телефонов, три партии которых во втором квартале этого года были забракованы заказчиками из-за сбоев программного обеспечения. В результате, компания понесла убытки в размере $100 млн. Кроме того, инвесторы выражают недовольство тем, что, несмотря на объявленный Идеи курс на укрупнение операций и повышение рентабельности, Sony увеличила свою долю в несущей убытки компании-производителе недорогой электроники Aiwa с 50% до 61%.
Руководители Sony не раз с гордостью заявляли о том, что их компания отличается от других японских электронных корпораций. Сегодня им предстоит доказать, что за этими словами действительно что-то стоит.
[ Оригинал на английском ]