экономика и финансы
[Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Диссертация] [Работа]
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ПРЕССА
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ


Rambler's Top100

ПУБЛИКАЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС | БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Реальность виртуальных банков Реальность виртуальных банков

Ковалишина Г., Институт финансовых исследований, 12.11.01

On-line banking - e-banking - Internet banking (IB) - предоставление банковских услуг через электронные каналы передачи информации, в том числе через интернет.

Сетевой банк (Net-only bank) – банк, осуществляющий свою деятельность исключительно через интернет, не имеющий фактических представительств, за исключением юридического адреса.

Впервые сайты банков во всемирной компьютерной сети появились не так давно - в середине 90-х. До этого банки уже экспериментировали с разными формами доступа онлайн к счетам в течение многих лет. При этом применялись закрытые системы: клиенты получали доступ к банку по коммутируемому телефонному каналу. Эти системы ограничивали потенциальную клиентскую базу банка, поскольку требовали дополнительных затрат как от клиентов, так и от банка. С распространением интернета именно технология дистанционного управления банковским счетом показалась многим кредитным организациям весьма перспективной для развития и укрепления банковского бизнеса.

С самого начала IB имел два направления: пассивное и активное. Первое направление дает возможность получать ту или иную информацию по банковским счетам, но не позволяет ими управлять. Активное подразумевает возможность совершения операций по счету в режиме онлайн. Одни из банков ограничились пассивным направлением IB, другие стали успешно развивать и то и другое.

Первые системы IB появились в США, где достаточно высока интенсивность миграции населения. Переезжая, человек был вынужден отказываться от услуг "своего" банка, если тот не имел представительства в новом городе пребывания. Это приводило к неудобствам для клиентов и потерям для банков. Кроме того, в некоторых американских штатах действуют нормы, сдерживающие открытие филиалов "чужих" банков. Возникшие в середине 90-х годов системы удаленного управления банковским счетом позволяли решать данную проблему. Также услуги онлайн открыли банкам новые, не ограниченные территориальными рамками, рынки по привлечению клиентов.

Преимущества IB кажутся очевидными. Клиенты, пользующиеся услугами онлайн, могут существенно экономить время, поскольку отпала необходимость посещать банк лично для совершения какой-либо операции по счету. Сами же счета становятся доступными 24 часа в сутки: в любой момент их можно проконтролировать и совершить финансовую операцию (купить/продать валюту или ценные бумаги, исходя из текущей ситуации на финансовых рынках). Кроме того, системы IB очень удобны и для отслеживания операций с банковскими карточками - любое списание средств тут же отражается в выписках по счетам, что способствует повышению степени контроля со стороны клиента.

Для банка переход в интернет-пространство означает, что значительно сокращаются затраты, связанные с арендой и содержанием помещений, сама необходимость в которых при дистанционном обслуживании исчезает. За счет автоматизации процесса управления банковскими счетами существенно уменьшается численность необходимого персонала, а значит, и расходы на заработную плату. В итоге стоимость транзакций уменьшается, и бизнес становится привлекательным даже при обслуживании держателей незначительных сумм на банковских счетах.

Но экономия на издержках оказалась не самым главным аргументом в пользу услуг онлайн. Исследования показывают, что давление со стороны конкурентов было и остается главной движущей силой, увеличивающей использование IB. Этот фактор намного мощнее, чем снижение затрат.

Идея использования преимуществ IB в конкурентной борьбе на рынке финансовых услуг привела к появлению полностью "сетевых" банков, которые зачастую не имеют ни одного физического офиса, кроме юридического. Первый такой банк - Security First Network Bank - открылся в Интернете 18 октября 1995 г. За первые полтора года существования средний прирост его капитала составлял 20% в месяц, активы выросли до 40 млн долл., было открыто 10 тыс. клиентских счетов.

С появлением проектов подобного рода у многих участников рынка возникла эйфория по поводу перспектив, причем не только в отношении легкого освоения новых территорий сетевыми банками, но и полного вытеснения ими банков традиционных за счет более низких организационных издержек, практически неограниченного рынка сбыта услуг и преимуществ в оперативности обслуживания клиентов.

Рисунок 1. Динамика количества сетевых банков в США

Исходя из того, что затраты на организацию банковского обслуживания через интернет считались несоизмеримо малыми по сравнению с традиционными, сетевые банки предложили своим клиентам более высокие ставки по депозитам. Однако, как показало время, этого недостаточно для вытеснения с розничного рынка традиционных игроков.

Большинство людей до сих пор не готовы променять улыбку живого клерка в своем банке на удобство финансовых операций онлайн. Таков результат исследования Deloitte Consulting под названием "Мифы и реальность в финансовых услугах: что на самом деле нужно вашим клиентам". Несмотря на вложенные в новые системы и услуги миллиарды долларов, бума IВ до сих пор не видно.

Две трети опрошенных в девяти странах Европы и Северной Америки, а также в Японии не считают онлайновые услуги важными в своих взаимоотношениях с банком ни теперь, ни в будущем. Из тех, кто придерживается противоположного мнения, фактически совершают операции в режиме онлайн только 22%. А 30% вообще не знают, предоставляет ли их банк такие услуги.

Например, в Великобритании, где сетевые финансовые институты активно соперничают с традиционными кредитными организациями, почти две трети опрошенных заявили, что самое главное для них - хорошее обслуживание и отношение к ним как к ценным клиентам. По заключению исследователей, это главное, за чем необходимо следить банкирам, чтобы не опасаться конкуренции со стороны сетевых банков.

В результате на рынке наметились две тенденции. С одной стороны, старые банковские гиганты, оценив "атаки" на свою клиентскую базу, приступили к активному обустройству в сети, открывая интернет-представительства. С другой стороны, сетевые банки столкнулись с рядом ограничений, вытекающих из самой специфики виртуального общения с клиентом, и осознали необходимость открытия традиционных офисов.

По данным исследования Jupiter Media Metrix, традиционные банки, имеющие сетевые подразделения, более популярны, чем банки, которые существуют только в сети. Так, количество посетителей сайтов традиционных банков в США увеличилось за последний год на 110,5%, тогда как в виртуальных банках число посетителей снизилось на 8,1%. Эксперты уверены, что в дальнейшем сетевым банкам будет все труднее удерживать позиции. При выборе банка клиенты все же оценивают его по традиционным критериям. Так, люди охотнее придут в тот банк, доступ к клиентской базе которого легок, если банк имеет отделения вблизи места жительства клиентов, если банк рекомендуют друзья или родственники.

Теоретические исследования еще более критично относятся к будущему сетевых банков. Различные авторы в своих работах показали, что они проигрывают традиционным банкам по рентабельности и обосновывают нежизнеспособность данной модели банковской деятельности.

Противостояние, свойственное первому этапу освоения интернета, сменилось пониманием того, что онлайновые банковские услуги могут стать массовыми лишь в случае их совместного продвижения на универсальных финансовых интернет-порталах. Компромисс, сочетающий преимущества удаленного доступа к счетам клиента с его "живым" обслуживанием, привел к устойчивому распространению новой технологии по всему миру.

На сегодняшний день в интернете насчитывается более 3 тыс. сайтов банков, предоставляющих услуги IB. Более половины европейских банков уже ввели у себя такие системы (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Банк Доля интернет-клиентов, %
SE Banken (Швеция) 25
MeritaNorbanken (Финляндия-Швеция) 15
Deutsche Bank (Германия) 8
BSCH (Испания) 4
Barclays (Великобритания) 2

Согласно исследованию Forrester Research, ведущие позиции на европейском розничном рынке онлайновых банковских услуг, как и в традиционном секторе, занимают швейцарские банки, а наиболее активно используют интернет финские банки (90% их общего числа).

Но на сегодняшний день IB наиболее распространен в США, где услуги онлайн предоставляют все крупные банки и 10% мелких. Только Bank of America (BofA) в настоящее время обслуживает через сеть 3 млн клиентов (20% всей клиентской базы банка), причем за последний год было привлечено около 1 млн клиентов.

Стоит отметить, что в США гарантия сохранности вкладов распространяется на клиентов интернет-банков, зарегистрированных на территории страны. Гражданин США может дистанционно открыть счет практически в любом банке, но при этом он должен указать номер карточки соцстраха - уникальное число, по которому банк может узнать все о клиенте - какова его кредитная история, какой недвижимостью он владеет, сколько раз он нарушил закон и пр.

На Востоке, например в Индии, также проходит интернетизация банков, предлагающих своим клиентам возможность онлайновой проверки состояния счета и осуществления платежей по счетам за различные услуги. В целом в той или иной степени электронными услугами индийских банков уже пользуется до 17% от общего числа клиентов.

По данным маркетинговой службы Qualisteam, распределение интернет-банков по регионам имеет следующий вид (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Регион Кол-во банков*
Африка 23
Северная Америка 1415
В том числе :

Канада 32
США 1383
Латинская Америка 258
Азия 174
Европа 1205
В том числе:

Германия 355
Франция 172
Италия 228
Другие европейские страны 450
АТР 32

*Таблица охватывает 95% интернет-банков в мире (3107 сайтов).

Несмотря на умеренные показатели развития IB, разработчики банковских интернет-систем не сдаются, кредитные организации активно внедряют новые технологии, а число пользователей неуклонно растет. Сохранятся ли наметившиеся тенденции? Практически все аналитические исследования строят оптимистичные прогнозы относительно будущего IB.

Поддержкой банкирам в такой ситуации выступают сами предприятия "новой экономики", завоевывающие рынок и нуждающиеся в эффективной системе расчетов онлайн - интернет-магазины, оптовые торговые интернет-площадки, электронные отделения страховых и брокерских компаний.

Согласно прогнозам исследовательской компании Datamonitor, 121 млн человек в Западной Европе и США совершат в 2005 г. банковские операции посредством интернета. Только в Европе обороты рынка IB составят 5 млрд евро. Наиболее быстрыми темпами IB развивается в Германии и Швейцарии, где, согласно данным Forrester Research, к 2003 г. сетевыми услугами будут пользоваться около 7 млн человек.

По данным рейтингового агентства Fitch, к концу 2001 г. в европейских банках доля пользующихся IB клиентов в среднем увеличится до 15%. Количество банков, предлагающих обслуживание через интернет, также постоянно растет. По данным аналитических агентств, к концу текущего года 10% населения США (свыше 22 млн человек) будет использовать сервис IB.

В России к созданию интернет-сайтов банки приступили еще до августа 1998 г. Финансовый кризис привел к возникновению тотального недоверия к банковской системе в целом, что затормозило процесс внедрения интерактивных финансовых интернет-программ (в т.ч. создание, продвижение и раскрутка сайта). По мере преодоления кризиса и увеличения числа пользователей интернета новые электронные технологии вновь оказались востребованными.

В отличие от зарубежных банков, которые повысили ставки по депозитам (средняя онлайновая ставка депозита составляет 4%, традиционного - 1,5%), российские банки избрали принципиально иной путь наращивания клиентской базы - снижение тарифов по основным банковским операциям. Кроме того, российские банки, как правило, начинают развитие интернет-обслуживания с корпоративных клиентов.

На сегодня зарегистрировано более 100 веб-сайтов российских банков. И все же IB в России еще не достиг уровня масштабного применения. В большинстве случаев банки на своих сайтах предоставляют информационные услуги, лишь у нескольких из них возможно обслуживание счетов в режиме онлайн.

Пока пользователи IВ в основном сосредоточены в Москве, что неудивительно: по данным компании Monitoring.ru, на Москву и Санкт-Петербург приходится 33% от общего числа активных пользователей сети. Города России с населением свыше 100 тыс. охватывают 46% пользователей интернета, а это тоже потенциальные клиенты сетевых банков.

Выписка со счета, конвертация валюты, оплата покупок в интернет-магазинах, оплата коммунальных платежей и абонентской платы за услуги связи - вот на сегодняшний день наиболее востребованные российским рынком онлайновые банковские услуги. Здесь в течение всего 2000 г. наблюдалось резкое увеличение числа пользователей. Подобные результаты вполне закономерны для столь молодого рынка. Но важно учитывать, что на первоначальном этапе участники инвестируют в "новое направление", стараясь не отстать от времени, а число первых активных пользователей ограничено. Привлечение массового клиента обещает стать гораздо более трудным, и уже в этом году наблюдается замедление темпов прироста числа пользователей.

На наш взгляд, это свидетельствует об окончании первой волны привлечения клиентов. Кроме того, в России пока еще недостаточно высок уровень технической оснащенности населения, которое в целом обладает низким достатком и, следовательно, не имеет потребности в расширении банковских услуг. Еще один фактор, сдерживающий развитие IB, - отсутствие соответствующей нормативной базы.

Почему же россияне без особой охоты приобщаются к "благам цивилизации"? По последним оценкам, в стране насчитывается около 6 млн активных посетителей сети, но банковские операции через интернет совершают не более
10 тыс. человек. Компаниями "Интернет Маркетинг" и "МФД-ИнфоЦентр" были проведены исследования российского рынка финансовых интернет-услуг. На заданные вопросы были получены следующие ответы:

Как изменилась сумма среднемесячного остатка на счетах клиентов при переходе на сетевые услуги?

58% - не изменилась;

30% - увеличилась;

12% - уменьшилась.

Как изменились обороты на счетах клиентов при переходе на сетевые услуги?

50% - увеличились;

28% - не изменились;

22% - уменьшились.

Как видно из результатов, сетевые услуги способствуют скорости оборота средств, а не увеличивают размеры сбережений. Таким образом, клиенты воспринимают IB (как и другие электронные услуги: операции с акциями, страхование и др.) скорее как инструмент, нежели как альтернативный путь вложения средств. А следовательно, сетевые услуги активизируют работу нынешних пользователей банковских услуг, не привлекая новых клиентов.

Специалисты практически единодушны в объяснении главной причины осторожного отношения россиян к высоким технологиям. Хотя в принципе к IB благосклонно относятся 50-80% клиентов банков, предлагающих подобную услугу, большинство из них не уверены в безопасности интернет- операций.

Конечно же, одну из ключевых ролей в распространении онлайновых услуг среди широкого круга пользователей, особенно это касается России, играет безопасность проведения транзакций через Интернет. Сервер любого банка, подключенный к сети, виден повсюду и потому вполне может быть подвержен хакерской атаке. Известны и случаи прямого мошенничества. Согласно опросам среди лиц, прекративших прибегать к финансовым услугам в сети, в качестве основной причины отказа от услуг IB указывалось отсутствие безопасности сделок.

Но прогресс не стоит на месте. Производители программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования борются за право внедрения своих технологий в IB. Для разработчиков это бизнес, который сегодня процветает и имеет огромные перспективы. Очевидно, что одним из определяющих факторов успешного развития сетевых услуг будет повышение безопасности систем передачи и хранения данных.

Тем не менее, IB потребуется время на завоевание доверия широкого круга потенциальных пользователей. Произойдет ли это благодаря постепенному привыканию к виртуальному обслуживанию или же технология перейдет на качественно новый уровень - покажет время. Специалисты считают, что финансовые интернет-услуги в России имеют большой потенциал. К 2005 г. предоставлять услуги в сети будет половина всех российских банков. По прогнозам их клиентами станут около 5% населения страны, что уже неплохо.

Институт финансовых исследований

[ публикации | подшивки | электронный бизнес | банковская система ]

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Продажа чая - это чайная лавка в Москве на Библиотечной улице.

gangotri.ru

печать на холсте

print003.ru


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017