:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Мировой рынок страхования после 11 сентября

Трофимов Г., 15 октября 2001

Оценки потерь страховщиков

Террористические акты 11 сентября, будучи наиболее крупномасштабными в мировой истории, привели к огромным потерям страховщиков в связи с предстоящими выплатами. Ожидаемые общие потери отрасли оцениваются в интервале от 15 млрд долл. до 70 млрд. Aгентство S&P предложило более низкую оценку 17,5 млрд долл. Консультационная фирма Milliman прогнозирует суммарные потери страховой отрасли в размере 72 млрд долл. Это более чем в два раза превышает первоначальную среднюю оценку потерь и в 3,5 раза выше ущерба, нанесенного ураганом Эндрю в 1992 г. Из-за него пострадало население штатов Луизиана и Флорида, и до 11 сентября этот катаклизм считался наиболее дорогостоящим в истории страхования.

Некоторые аналитики рынка считают оценку Milliman завышенной, особенно из-за того, что многие страховщики пока еще не разобрались с размером собственных потерь и дают лишь приблизительные оценки. Но с учетом еще большей неопределенности косвенных долговременных издержек, а также размеров возможных требований, помимо рисков, связанных с потерей здоровья и жизни, цифра 72 млрд долл. не является совсем уж фантастической. Опыт крупномасштабных катастроф подсказывает, что фактические размеры потерь, как правило, возрастают со временем по сравнению с первоначальными оценками.

Офисные помещения, разрушенные в результате террористической атаки, были самыми большими по общей площади в США. Во Всемирном Торговом Центре (ВТЦ) было разрушено около 1,2 млн кв. м., а в расположенных поблизости зданиях повреждено 1.3 млн кв. м. Эти оценки дает Insigna/ESG, Нью-Йоркская брокерская фирма, занимающаяся недвижимостью.

В отличие от материальных потерь выплаты по страхованию жизни относительно легко оценить. Более 5,000 человек погибло и пропало без вести. Многие из них имели страховку жизни по корпоративным или частным соглашениям, страховку ключевой персоны (для менеджеров, имеющих особую ценность для фирм), либо все эти виды страхования. Большинство из тех, кто работал в ВТЦ, имели достаточно солидные индивидуальные полисы и могли быть застрахованы по корпоративным соглашениям. Последние имеют стандартные размеры, в 2-3 раза превышающие уровень годовой заработной платы страхуемого. Уровни страхования жизни ключевых персон также стандартные, в интервале 1-5 млн долл. Частные страховые полисы варьируют между индивидами, однако в силу массовости людских потерь можно дать достаточно точную оценку страховых потерь. Согласно данным Moody’s Investors Service, выплаты по страхованию жизни в связи с терактами составят 2-5 млрд долл.

Ожидаемые потери страховщиков в связи с другими требованиями несколько выше. Две башни ВТЦ были застрахованы на 3,6 млрд долл., а врезавшиеся в них самолеты – на 1,75 млрд долл. каждый. Кроме того, страховщики должны будут платить по имущественным полисам меньших размеров. Оценки по компенсациям работникам и бизнесу в связи с приостановкой работы очень неточны, хотя известно, что все трудящиеся в Нью-Йорке имеют право на подобные компенсации. Они покрывают медицинские расходы и около двух третей заработной платы за весь период вынужденной потери работы. Компенсации бизнесу обычно включаются в договоры страхования имущества.

Имеющиеся оценки по потерям отдельных фирм носят предварительный характер, однако показывают распределение ущерба. Наибольшие потери понесла фирма Berkshire Hathaway: ее собственный прогноз потерь составляет 2,2 млрд долл. Крупнейшая ассоциация страховщиков Lloyd’s ожидает получить в связи с терактами требования на сумму 1,92 млрд долл. Это самая крупная катастрофа в 320-летней истории Lloyd’s. Наибольшие выплаты по единичному страховому событию в истории этой ассоциации составляли 1,37 млрд долл. в связи с ураганом Хуго в 1989 г. Новые требования поставят ряд синдикатов Lloyd’s в весьма трудные условия, т. к. они специализируются в области страхования перевозок и имущества. Перестраховочные фирмы Munich Re и Swiss Reinsurance Co. оценивают свои потери в 1,9 и 1,3 млрд долл., соответственно. В таблице приводятся данные о наиболее крупных потерях для 15 страховых и перестраховочных компаний в связи с терактами (источник: Financial Times, от 4 октября). Оценка суммарных потерь по 27 страховым и перестраховочным компаниям, имеющим наибольшие обязательства в связи с событиями 11 сентября составляет 14,7 млрд долл, что ближе всего к оценке S&P.

Компании Потери ($ млрд) Страна
Berkshire Hathaway 2.2 США
Lloyd’s of London 1.9 Великобритания
Munich Re 1.9 Германия
Swiss Re 1.3 Швейцария
Allianz 0.975 Германия
XL Capital 0.6-0.7 США
employers Re 0.6 США
Axa 0.55 Франция
Travelers (Citigroup) 0.5 США
AIG 0.5 США
Partner Re 0.35-0.45 Бермуды
Zurich Financial 0.4 Швейцария
Ace 0.4 Бермуды
Hannover Re 0.365 Германия
CNA Financial 0.2-0.35 США

Несостоятельность рынка и участие государства

Проблема не только в масштабах потерь, но и в отсутствии данных о вероятности страховых событий такого рода. По этой причине многие страховые компании после 11 сентября отказались от услуг по страхованию авиаперевозок или заявили о пересмотре уровня премий. Рационирование этих услуг поставило в кризисное положение многие авиакомпании мирового уровня. По сути, до атаки на ВТЦ американский страховой рынок игнорировал возможность крупных потерь от терактов, относя эти риски к разряду экзотических и практически не учитывая их вероятность в расчете премий. Поэтому большинство страховых контрактов в США включали выплаты по этим событиям как нечто само собой разумеющееся. В этой связи многие страховые фирмы постараются оспорить тот факт, что события 11 сентября были именно террористическим актом, а не началом войны.

Напротив, в Великобритании, много лет страдающей от терроризма Ирландской республиканской армии, выработаны механизмы страховой защиты от терроризма. После серии взрывов в 1993 г. страховые контракты включали дополнительную премию за риск терактов. Право страховать такие риски оставалось на усмотрение клиентуры. В то же время государством была создана компания взаимного страхования Pool Re, специализирующаяся на таких рисках. При этом государство взяло на себя обязательство поддерживать эту компанию в случае, когда страховые премии вместе с резервами не покрывают потерь от терактов.

Во Франции имеется перестраховочная компания Caisse Centrale de Reassurance, наделенная государственными гарантиями. Она принимает участие в выплатах, когда потери частных страхователей от стихийных бедствий и терактов превышают 150% величины премий. В Израиле государство покрывает прямые потери от терактов, но не включает издержки в связи с остановкой бизнеса. Как видно, в отличие от США страны, имеющие опыт борьбы с терроризмом, разработали достаточно действенные механизмы государственной поддержки страховой отрасли.

Сразу же после атак на ВТЦ отношение к риску терактов резко изменилось, что выразилось в росте расценок или отказе страховать их в должном объеме. До вмешательства государства ставки по авиаперевозкам выросли на порядок, но даже после заявлений о поддержке уровень будет примерно в три раза превышать существовавший до 11 сентября. Помимо увеличения премии на авиаперевозки американские страховщики резко сократили максимальные размеры обязательств перед третьей стороной на случай войны или терактов до 50 млн долл. за отдельный самолет, т. е. за “событие”. Ранее величина максимальных выплат на самолет составляла 1,5 млрд долл. и включала компенсации ущерба людям и зданиям. Эти виды компенсаций до терактов входили в стандартный страховой пакет: в случае авиакатастрофы, что бы ни было ее причиной, максимум 1,5 млрд долл. были доступны для выплат всем пострадавшим (потери авиакомпаний также включались в этот пакет). “Потолок” в 50 млн долл. на один самолет оказался существенно ниже уровня, допустимого с точки зрения банков и лизинговых фирм.

Как уже говорилось, страховые фирмы будут пытаться отказаться от своих обязательств под тем предлогом, что они не включали потери от военных действий. Во всех странах потери от войны компенсирует государство, а не рынок, что дает возможность переложить свои издержки на “страхователя последней инстанции” в лице государства. Аналогичную линию поведения выбрала в свое время компания Aetna Casualty & Surety. Она была страховщиком самолета, сбитого в 1986 г. над Шотландским городом Локкерби, и пыталась представить тот теракт как событие, подобное войне. Однако апелляционный суд вынес отрицательное решение в отношении этой компании, мотивируя это тем, что войну начинает суверенное государство. В случае же терактов 11 сентября страховщики смогут апеллировать к высказыванию Президента Буша, назвавшего эти события началом войны.

Клиентура страховщиков также выискивает дополнительные возможности для повышения выплат. Например, Ларри Силверстейн, арендовавший здания ВТЦ, заявил о намерении потребовать 7,2 млрд долл. за разрушение центра, что в два раза превышает размеры страхования. Это намерение объясняется тем, что имели место два теракта, а не один. Соответственно, по мнению арендатора, сумма компенсаций 3,6 млрд долл. должна быть удвоена. На это страховщики, среди которых Swiss Re, возражают, что речь идет об одном страховом событии, так как оба удара по башням были подготовлены как один теракт. Страховщики уже договорились между собой, чтобы рассматривать в дальнейшем атаку 11 сентября как единичное событие. И это логично, т.к. что аренда, что регистрация прав на недвижимость - единичное событие, а не двойное (прим. ред.).

Предвидя проблемы в страховом секторе, американские власти намерены оказывать ему поддержку. Губернатор Дж. Патаки и мэр Нью-Йорка Р. Джулиани предложили весьма амбициозный план, предполагающий прямое и косвенное субсидирование страхового сектора в размере 54 млрд долл. Цель этой программы – восстановление зданий на Манхэттене и помощь бизнесу, пострадавшему от теракта. Этот план включает выпуск необлагаемых налогами облигаций для финансирования нового строительства в зоне разрушений, выплаты работодателям сохраняющим свои офисы в этой зоне, а также список проектов нацеленных на развитие экономики штата и создание новых рабочих мест.

Власти европейских стран принимают аналогичные решения, но, прежде всего, для поддержания авиаперевозок. Под давлением авиакомпаний, угрожавших вообще отменить все авиарейсы, правительства Евросоюза договорились обеспечить временное покрытие их расходов, включая обязательства за повреждения на земле. Фактически и американское государство согласилось на роль “страховщика последней инстанции” для авиакомпаний. Конгресс уже принял чрезвычайный акт, обещающий выплаты американским авиакомпаниям в течение 180 дней, а также выплаты по их обязательствам на случай войны или терактов, превышающим 100 млн долл. Эти меры являются частью программы помощи авиалиниям размером 15 млрд долл. Фактически Конгресс обеспечил на этот срок страхование авиаперевозок в необходимом объеме. Это должно позволить авиакомпаниям и страховщикам разработать новые условия бизнеса. Конгресс согласился на выплаты дополнительных издержек в случае, если страховщики не отказываются от покрытия рисков. После одобрения Конгрессом данной программы помощи страховщики пошли на увеличение максимального возмещения потерь до 1 млрд. долл. на один самолет, что в 20 раз превышает уровень, предлагавшийся сразу после теракта. Правительства других стран также предприняли ряд мер, чтобы обеспечивался надлежащий уровень страхования авиарейсов.

Американские страховщики настаивают на продолжении государственной поддержки и в дальнейшем. Иначе, по их мнению, невозможно будет обеспечить необходимый уровень возмещения и не допустить массовых банкротств в страховом секторе. Эти ожидания достаточно резонны, поскольку правительство США готово в необходимой мере участвовать в возмещении ущерба от терактов. Во-первых, оно будет полностью оплачивать потери от разрушения Пентагона, поскольку его здание, как государственная собственность не было застраховано. Во-вторых, администрация и Конгресс готовят законодательные акты, переводящие страхование рисков, связанных с терроризмом, под прямую опеку государства. В конечном итоге подобные требования будут возмещаться за счет налогоплательщиков, а не клиентуры страховщиков. Эта программа ставит страхование на второе место после авиаперевозок в качестве сектора, нуждающегося в спасательных мерах государства. Официальные лица и руководители страховых компаний сходятся во мнении, что такие меры необходимо принять до конца года, до пересмотра действующих соглашений. Иначе не устранить угрозу коллапса страхового рынка, что может привести к сокращению кредитования реального сектора, в частности жилищного и промышленного строительства. Доступность страхования является одним из важнейших условий долговременного роста американской экономики.

Правительства американских штатов фактически уже действуют в роли страховщиков последней инстанции в других областях, например при посредстве государственных гарантийных фондов, гарантирующих выплаты при неплатежеспособности первичных страховщиков. Такие фонды финансируются не премиями ex-ante, а платежами ex-post, поступающими от страховщиков в случае банкротств той или иной страховой фирмы, расположенной в данном штате.

Власти используют и другие возможности для поддержки страхового сектора. Например, британские финансовые регуляторы пообещали временную приостановку некоторых правил, ограничивающих инвестиционные решения страховых компаний. Уже за первые две недели после терактов Лондонский фондовый рынок упал на 10%, что усиливало “медвежьи” настроения и одновременно вынуждало страховщиков увеличивать продажи. Этого требуют существующие правила, согласно которым страховщики обязаны увеличивать долю менее рисковых инструментов в портфелях, если их стоимость понижается. В таких условиях неизбежно дальнейшее падение фондового рынка по принципу “снежного кома”. Кроме того, многие страховые фирмы вынуждены продавать акции для обеспечения возмещения клиентам в связи с атакой на ВТЦ. Решение английских финансовых властей отменить ограничения на структуру портфелей страховщиков должно повлиять на динамику фондового рынка и предотвратить резкое ухудшение их балансов.

Стратегии страховщиков

Предыдущий кризис страховой индустрии произошел в конце 1980-х - начале 90-х, из-за серии катастроф и возмещений по страхованию здоровья в связи с массовыми судебными исками из-за асбеста. В отличие от того периода, когда ряд компаний (например, Lloyd’s) были на грани банкротства, в настоящий момент страховщики настроены достаточно оптимистично. Это объясняется четкой позицией государств, а также существующей капитальной базой страхователей. Отрасль в состоянии выдержать страховой случай размером до 50 млрд долл., а возможный ущерб от терактов, скорее всего, находится в этих пределах. Кроме того, сыграли позитивную роль реформы внутрикорпоративного управления, проведенные в ряде страховых фирм в середине 90-х годов.

К примеру, руководство Lloyd’s, стоящего на втором месте по уровню потерь из-за атак, заявляет, что капитальная база в 27 млрд долл. достаточна для обеспечения дополнительных выплат. Реформы финансовой структуры Lloyd’s позволяют рассчитывать на большую устойчивость ассоциации к внешним шокам, чем 10 лет назад. Эти реформы существенно сократили число инвесторов в рынок Lloyd’s, так называемых “имен”, с 30000 в 1980-х до 2800 к концу 90-х годов. Капитальная база ассоциации включает централизованный фонд, предназначенный для поддержки отдельных синдикатов в случае неплатежеспособности. Каждый синдикат Lloyd’s обязан депонировать капитал в централизованном фонде в процентном отношении к своей андеррайтинговой мощности. Иначе говоря, в рамках ассоциации действует механизм резервирования средств. В связи с терактами Lloyd’s предложил своим членам внести в централизованный фонд дополнительно по 435 млн долл. Кроме того, централизованный фонд защищен перестраховочными соглашениями.

Несмотря на значительные текущие потери, Lloyd’s рассчитывает вернуться к положительной прибыли к 2002-2003 гг., поскольку атака позволит резко повысить страховые ставки. Руководство ассоциации уже рекомендовало синдикатам двукратное повышение ставок по некоторым договорам, не относящимся к авиаперевозкам. Фактически атаки послужили поводом к давно назревшему общему повышению расценок страхового рынка. Основным фактором такого процесса был рост числа широкомасштабных и техногенных катастроф.

При общности стратегии Lloyd’s, каждый синдикат в отдельности ищет собственные возможности, причем в ряде случаев речь идет не о выживании, а о резком расширении деятельности. Ожидаемые потери от будущих терактов пока трудно оценивать, однако по психологическим причинам спрос на страховые услуги может резко возрасти уже в ближайшее время. К примеру, Wellington Underwriting, один из синдикатов Lloyd’s, планирует увеличить в этой связи свою андеррайтинговую мощность в два раза уже в следующем году. Увеличение спроса ожидается несмотря на резкий рост страховых ставок из-за переоценки рисков. Руководство Wellington Underwriting считает, что уже до атак происходил рост ставок: к концу второго квартала их прирост в годовом выражении составил 20%. Для рыночной экспансии предполагается также привлекать капиталы различными способами – включая выход на рынок облигаций и расширение числа собственников.

Состояние страховой индустрии во многом зависит от возможности перестраховывать риски и, прежде всего - крупномасштабные. Перестраховочные фирмы сами сильно пострадали от событий 11 сентября. Эти потери вынудят их повысить свои ставки по случаям, связанным с терроризмом. Тем не менее в перспективе следует ожидать устойчивого роста спроса на эти услуги. Снижение ставок будет обусловлено государственной поддержкой, возможностями расширения капитальной базы и уточнением вероятностных оценок. Однако на сегодняшний день можно рассчитывать только на помощь государства, т. к. рынок финансовых инструментов страховых и перестраховочных компаний не позволяет говорить о привлечении дополнительных ресурсов. Поэтому страховые расценки буду сохраняться на высоком уровне в течение нескольких лет.

Институт финансовых исследований

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Ремонт стиральных машин Bosch в СПб

Журнал о ремонте и дизайне. Строительство и ремонт своими руками

stirremspb.ru

Мастер по вскрытию дверей

Вызов мастера для вскрытия и замены любых замков! Круглосуточно! Гарантия

zamokof.ru

Рассчитать стоимость осаго

Система расчета стоимости перевозок

osago32.ru


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017