:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА


Тенденции развития мирового нефтяного рынка: каких цен нам ожидать?

Вестник РЭО, май 2009 г.

Мировой финансовый кризис, который затронул Россию с некоторым опозданием, оказал на отечественную экономику негативное влияние через два ключевых фактора: во-первых, через снижение цен и спроса на сырьевые товары (основная составляющая экспорта России), во-вторых, через снижение доступности зарубежных кредитов. Снижение цен на сырьевые товары (прежде всего, нефти) оказывает значительное влияние, как на состояние крупнейших отечественных сырьевых компаний, так и на такие макроэкономические индикаторы, как платежный баланс, дефицит/профицит бюджета, курс рубля к основным мировым валютам, значения фондовых индексов. Поэтому ситуация с динамикой цен на нефть всегда вызывает большой интерес в обществе, в том числе среди политиков и экономистов.

Содержание

Статистика цен. Причины волатильности
Потребление нефти
«Нефтеемкость» роста мирового ВВП
Добыча нефти
Резервные мощности по добыче нефти
Запасы нефти
Влияние спекулятивного фактора на нефтяной рынок
Выводы

Статистика цен. Причины волатильности

Если обратиться к статистике цен на нефть за последние годы, то можно отметить рост номинальной среднегодовой цены марки WTI от примерно $26 в 2002 году до $100 в 2008 году. Данный период характеризовался самыми высокими темпами роста цен на нефть со времен Войны Судного дня. Напомним, что в 1973-74 годах, потерпев поражение в этой войне, арабские страны решили сократить добычу нефти на 5 млн. баррелей в день, с целью «наказать» Запад за поддержку Израиля. В результате введения эмбарго странами ОПЕК средняя цена нефти увеличилась приблизительно с $2 в 1972 году до $11 в 1974 году.

Последняя волна быстрого повышения цен на нефть началась в 2003 году, после вторжения США и их союзников в Ирак и усугубления политического кризиса в Венесуэле.

11 июля 2008 года нефтяные цены достигли своего пика в $147 (цена марки WTI), после чего последовало резкое снижение цены, которое закончилось в конце 2008 года на отметке немногим более 30$ за баррель.

Далее мы увидели повышательную коррекцию цен на фоне сокращения квот странами ОПЕК и появления первых позитивных данных об экономике США.

Динамика цен на нефть 1976 - 1кв.2009

В настоящее время можно услышать абсолютно полярные точки зрения относительно дальнейшего направления движения нефтяных цен. Однако важно отметить, что большинство средне- и долгосрочных прогнозов цены нефти, которые делаются авторитетными международными организациями, часто оказываются далеки от реальности.

Прогнозы цены на нефть

Среди факторов, предопределяющих высокую волатильность и сложность прогнозирования нефтяных цен, можно выделить следующие:

1. в кратко- и среднесрочном периоде – низкая эластичность спроса и предложения нефти по цене;
2. действия биржевых спекулянтов, значительная доля рынка «бумажных» фьючерсов;
3. недостоверные статистические данные (проблема со статистикой вызвана, в частности, тем, что страны, не входящие в ОЭСР, не обязаны предоставлять соответствующие данные МЭА и другим организациям);
4. влияние решений ОПЕК на предложение нефти;
5. воздействие нерыночных факторов на предложение нефти (политические, природные, техногенные факторы);
6. сложность взаимосвязи между ростом ВВП и ростом спроса на нефть: в средне- и долгосрочном периоде спрос на нефть зависит, в том числе от таких факторов, как структура экономического роста, научно-технический прогресс, долгосрочная эластичность спроса по цене.

Как видно из приведенного списка, существует целый ряд факторов, действующих в кратко- или долгосрочном периоде и влияющих на волатильность и тренд нефтяных цен.

Тем не менее, попробуем проанализировать ключевые параметры и тенденции нефтяного рынка, которые будут определять движение цен в ближайшей перспективе.

Потребление нефти

По нашим расчетам, средний темп роста потребления нефти за последние 40 лет составил около 2% в год; в 2007 году общий объем потребления нефти превысил 85 млн. баррелей в сутки. При этом за последние 20 лет среднегодовой прирост мирового потребления нефти снизился до приблизительно 1,5% в год. Если говорить о региональной структуре потребления нефти, то она также за последние десятилетия в значительной степени изменилась.

Динамика и региональная структура потребления нефти 1967-2007г.

Как видно из рисунка, важнейшую роль в увеличении потребления нефти в последние годы играла Юго-Восточная Азия, и можно ожидать, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Относительно отраслевой структуры потребления можно отметить, что ключевую роль в ней играет транспортный сектор (в т.ч. потребление топлива персональными автомобилями). В будущем ожидается, что роль транспорта в балансе потребления нефтепродуктов будет только увеличиваться.

Конечное потребление нефти по секторам

Исходя из изменений региональной и отраслевой структуры потребления нефти, не трудно понять причины возрастающей энергоемкости и «нефтеемкости» роста ВВП в развивающихся странах и относительной стабилизации этих показателей в развитых экономиках. Механизм, объясняющий растущие темпы роста потребления нефти в развивающихся странах можно представить в виде следующей схемы:

Механизм темпов роста потребления нефти

Если рассмотреть данную схему на примере Китая, то видно, что значительный рост потребления нефти данной страной обусловлен как развитием промышленности, так и ростом доходов среднего класса – основного покупателя автомобилей и потребителя транспортных услуг. Так, если рассмотреть структуру расходов среднего гражданина Китая, то в 1990 году расходы на транспорт составляли чуть более 1%, а в 2006 году – уже более 13%. Такое изменение произошло вследствие ускорения урбанизации Китая и роста доходов городских жителей более чем на 7% ежегодно, что существенно увеличило прослойку среднего класса. Рост среднего класса привел к среднегеометрическому росту рынка автомобилей более чем на 30% ежегодно в течение последних 7 лет. Однако по сравнению со странами ОЭСР автомобильный рынок Китая, как и других быстрорастущих экономик еще очень далек от насыщения.

Динамика роста продаж автомобилей в странах БРИК и мире

Стоит отметить, что когда доход на душу населения достигает среднего уровня ($3000-$10000 на человека) рост продаж автомобилей в 2,2 раза превышает темпы роста дохода. Однако, по мере того, как среднее количество автомобилей на душу населения приближается к 500-600 на 1000 человек, рост рынка замедляется.

Доход, количество автомобилей и потребление нефти на душу населения

Как видно из рисунка, такие показатели как кол-во автомобилей и потребление нефти на душу населения в Китае находятся на весьма низком уровне. Если доход на душу населения (по ППС) в Китае в 8,5 раз ниже, чем в США, то по показателю количества автомобилей на душу населения Китай уступает в 29 раз. Таким образом, рынок автомобилей в Китае еще долгое время сможет развиваться ускоренными темпами, при условии роста экономики этой страны.

Помимо роста количества автомобилей, при увеличении ВВП и доходов на душу населения увеличивается и средний годовой пробег на один автомобиль, а значит и расход топлива.

В этих условиях рост спроса на нефть и нефтепродукты со стороны Китая вполне объясним. Похожие явления наблюдались и в других развивающихся экономиках.

В целом же, несмотря на спад в странах ОЭСР, Китай и Индия продолжают достаточно динамично развиваться, что дает некоторые надежды на восстановление роста спроса на нефть в течение ближайшего года. По расчетам ОПЕК, порядка 95% падения спроса на нефть во второй половине 2008 - начале 2009 года пришлось именно на страны ОЭСР, в то время как спрос со стороны развивающихся экономик уменьшился не столь значительно.

По расчетам УЭИ, в наиболее вероятном сценарии в текущем году потребление сократится на 1,77 млн. баррелей по сравнению с 2008 годом; прогноз МЭА – сокращение на 2,6 млн. баррелей. В 2010 году УЭИ прогнозирует увеличение потребления нефти на 0,72 млн. баррелей при условии восстановления экономического роста.

Читать далее...

Источник материала: Русское экономическое общество


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Чат с девушками

завораживающие фото, разговоры с девушками! Только для успешных

ru.fapcams.club

Двери в одинцово

дверей разных производителей. Выгодные цены

argus-mo.ru


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018