:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Цены на нефть - снижение неизбежно, но не скоро

27 мая 2004 г.

Тимур Хайрулин, ИК "Файненшл Бридж"

Цены на нефть в Нью-Йорке выросли почти 40% за год и достигали 24 мая $41,85 доллара за баррель, установив тем самым абсолютный исторический рекорд. Такого не было даже в период первой войны в Персидском заливе 1991 года, когда Ирак напал на Кувейт. Тогда на фоне панических настроений рынка нефтяные фьючерсы достигли, как казалось, неповторимо высокого уровня $41,15. А сейчас уже после нового рекорда многие аналитики и эксперты соревнуются в своих прогнозах нефтяных цен на ближайшее будущее - можно услышать такие удивительные цифры как $50, $70, даже $100 за баррель. Кто больше? В общем без анализа рыночной ситуации не разберешься!

Среди основных факторов и составляющих, определяющих динамику цен на нефть в краткосрочном и среднесрочном периоде, мы выделяем следующие:

  • Рост мирового спроса на нефть и нефтепродукты (в первую очередь со стороны США и Китая)
  • Уровень запасов нефти и нефтепродуктов у основных импортеров нефти (прежде всего США)
  • Квоты и политика ОПЕК
  • Объемы добычи и экспорта в Ираке
  • Премия за нестабильность, обусловленная ситуацией на Ближнем Востоке
  • Спекулятивная составляющая и изъятие нефти в резервы (США, Азия)
  • Ослабление доллара

    Для обоснованного прогноза цен, а не гадания на кофейной гуще, необходимо оценить насколько длительным и значимым воздействием обладают эти факторы на мировой рынок нефти.

    Рост потребления нефти в мире обусловлен прежде всего спросом в странах Азии и оживлением экономики США. Общемировой спрос на нефть на 2004 даже консерваторами прогнозируется на уровне не ниже 80,6 млн. барр./с. Основные потребители - США, Китай, Япония, на которые приходится свыше трети потребляемой нефти. Ожидаемый рост потребления: Китай +15%, Индия +10%, США + 6%, Япония +5%. Вообще если раньше только ситуация в США определяла спрос на нефть, то в настоящее время появился новый регион с огромными и стремительно растущими потребностями в нефти - Азия. Прирост потребления нефти обеспечен более чем на три четверти именно ростом нефтяных потребностей азиатских стран.

    Китай является наиболее динамичным элементом нефтяного рынка, бурный рост спроса на нефть со стороны которого значительно меняет рыночную ситуацию. В первом квартале 2004 года темпы роста экономики впечатляют +9,8%, а рост спроса на нефть почти 20%. Однако, наметились предпосылки существенного замедления динамики под воздействием усилий правительства по охлаждению экономики. Учитывая, растущую инфляцию и целевой ориентир правительства - рост экономики страны в 2004 году не более 7%, можно ожидать ужесточения монетарной политики Китая. Повышение ставки и прочие рестрикционные меры (типа запрета на кредиты), на наш взгляд, все-таки приведут к замедлению экономического роста, а соответственно и снижению нефтяных потребностей.

    Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация в крупнейшем импортере нефти - США. В конце мая начинается автомобильный сезон в США, а соответственно возрастет спрос на бензин. И именно в этом секторе ситуация остается напряженной - запасы бензина должны были возрасти зимой, когда максимально потребление топлива и мазута, а потребности в бензине минимальны. Но из-за ряда факторов (сокращение квот ОПЕК, профилактические работы и аварии на НПЗ) запасы бензина в настоящее время ниже прошлогодних на 2,3%. Свою лепту в невысокий уровень запасов бензина внесло введение более жестких стандартов и ограничений по качеству бензина, что автоматически привело как к разовому снижению уровня запасов автомобильного топлива, так и дефициту соответствующих перерабатывающих мощностей. Более того, комиссия по защите окружающей среде запретила использовать обыкновенный бензин наряду с очищенным во время активного автомобильного сезона в некоторых штатах и крупных городах. В результате этого и роста спроса (+3,6% к 2003 году) средний уровень розничных цен на бензин превысил психологический уровень ($2 за галлон). Столь напряженная ситуация на бензиновом рынке накануне автомобильного сезона не могла не способствовать краткосрочному, но существенному росту цен на нефть.

    В последнее время многие эксперты стали говорить, о снижении степени влияния Организации стран производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) на ситуацию на рынке нефти, объясняя это ростом роли независимых производителей нефти и отсутствием скоординированной политики ОПЕК в сочетании со сверхлимитной добычей. Мы не склонны разделять этой точки зрения - решения нефтяного картеля продолжают оказывать непосредственное и значительное воздействие на рынок. Напомним, с 2000 года организация нефтеэкспортеров установила приемлемый ценовой коридор $22-28 за баррель. И действительно ОПЕК удалось добиться того, что средняя цена на сырую нефть на Нью-йоркской товарной бирже составила за последние 4 года $29 за баррель. Так что если ОПЕК и не удается удерживать цены на нефть в рамках заявленного коридора, то по большей части выход цен за пределы коридора происходит в интересах картеля. Поэтому для понимания перспектив развития рыночной ситуации целесообразно внимательно отслеживать действия, намерения и заявления представителей ОПЕК. Тем более, что организация нефтеэкспортеров продолжает проводить относительно самостоятельную политику, несмотря на прямое давление со стороны стран "большой семерки", которая настаивает на увеличении производства нефти.

    Динамика цен на нефть (Brent)

    Министры энергетики стран-членов ОПЕК дали понять, что цены на сырую нефть выше $30 реальность к которой стоит привыкать. Так, министр нефти Саудовской Аравии, неформального лидера картеля, и президент ОПЕК Юсгианторо заявляли, что ценовой коридор в $30-34 за баррель отражает текущую стоимость разработки и добычи нефти. Тем не менее, вероятно, на конференции в Бейруте 3 июня ОПЕК отреагирует на предложение Саудовской Аравии увеличить квоты на добычу нефти на 8,5% (на 2 млн. баррелей в сутки). Считается, что решение стран организации нефтеэкспортеров об увеличении нефтедобычи вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке так как реальная нефтедобыча стран ОПЕК и без того превышает отметку 25 млн б./с., а возможностями по дополнительному увеличению добычи крайне ограничены. Мы не придерживаемся этой точки зрения, по нашим оценкам одна только Саудовская Аравия может увеличить добычу, при сохранении столь высокого уровня цен, до 15 млн. барр в сутки, также значительными резервами расширения добычи обладают Катар, Кувейт, Нигерия, Алжир. Поэтому картель вполне способен увеличить добычу для приведения цен к более устойчивому уровню.

    Ситуация на Ближнем Востоке (особенно в Ираке) неопределенной - после убийства главы временной администрации становится все более ясно, что в ближайшее время кардинального улучшения и стабильности ожидать не стоит. Новости из Ирака напоминают боевые сводки, причем очевидно, что нефтяная инфраструктура страны является одной из основных мишеней террористов. Подвергались неоднократным атакам трубопроводы, вышки, экспортные терминалы. Таким образом, ожидания о том, что Ирак в 2004 году сможет выйти на предвоенный уровень добычи и экспорта, нефти не оправдались. Экспорт нефти Ирака остается крайне нестабильным, хотя и приближается к 2 млн. барр. в сутки (до войны превышал 2,5 млн барр. сутки).

    Однако зона нестабильности не ограничивается одним Ираком - в начале мая террористы Аль-Каиды убили несколько сотрудников химического предприятия Саудовской Аравии. Взрывы в Турции, которая является важным коридором для экспорта нефти на средиземноморский рынок, еще более накалили обстановку. Все это способствует росту опасений по поводу риска перебоев в поставках сырья с Ближнего Востока, а также распространению угрозы терроризма на все новые страны. А ведь на страны Ближнего Востока приходится около 2/3 доказанных запасов и примерно 30% нефти в мире. Поэтому рынок заложил значительную премию к цене нефти за нестабильность и риски - мы оцениваем ее величину в $6-8 на баррель.

    Немаловажно отметить, что в нынешних высоких уровнях цен присутствует и спекулятивная составляющая (открытые длинные позиции крупных фондов), которая может достигать $2 на баррель. Рост этой составляющей, помимо традиционного желания спекулянтов заработать на нелегкую жизнь, обусловлен ростом волатильности фьючерсов из-за общего снижения запасов нефти.

    Премия к цене не единственный инструмент минимизации рисков нестабильности - важной тенденцией для рынка стало наращивание запасов крупнейшими странами-импортерами нефти. США в соответствии с директивой Буша после террактов 11 сентября постепенно аккумулируют нефть для стратегического резерва, который должен содержать 700 млн. баррелей. Китай также намерен создать резервы и уже строит хранилища. Однако, это наращивание запасов в настоящее время приводит к существенному изъятию нефти и дополнительному спросу. В долгосрочной перспективе же наращивание резервов приведет к усилению позиций импортеров нефти и позволит им смягчить резкие колебания нефтяных цен, что должно привести к снижению спекулятивной составляющей и премии за нестабильность.

    С другой стороны, фактором, способствующим росту цен на нефть, является ослабление доллара, которое сокращает прибыль стран-экспортеров нефти. Доллар является традиционной валютой для расчета по нефтяным контрактам, поэтому снижение курса доллара фактически приводит к снижению реальной цены на нефть. Так нынешний уровень цен в $40 за баррель значительно ниже максимальной цены нефти в реальном выражении в разгар войны в Персидском заливе, когда цены нефти в сопоставимых ценах превышала $70.

    Проведенный анализ ситуации на рынке нефти позволяет ответить на вопросы - насколько же устойчива нынешняя цена на нефть и каковы перспективы ее роста/падения.

    Мы считаем, что нынешний рекордный уровень цен не является устойчивым в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Он носит скорее краткосрочной характер и обусловлен совокупностью "бычьих факторов" - временной напряженной ситуацией на американском рынке бензина, стремительным, но неустойчивым ростом спроса на нефть со стороны Китая, не вполне обоснованном снижении квот ОПЕК в апреле, премией за неопределенность ситуации на Ближнем Востоке, изъятием нефти для пополнения резервов и спекулятивной составляющей.. Однако, в течение летнего периода и отчасти четвертого квартала вышеперечисленные "бычьи" факторы сохранят свое значение и цены, на наш взгляд, останутся достаточно высокими ($35 за баррель). А в дальнейшем мы ожидаем возвращения цен на более устойчивый уровень в $30-34 за баррель, который к тому же соответствует заявленным ориентирам ОПЕК.

    См. продолжение анализа: Цены на нефть растут, налоговая нагрузка тоже - кто кого?

    Источник материала: ИК "Файненшл Бридж"

  • ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
    Авторам
    Поиск по сайту
    Сервисы подписки
    Twitter
    Контакты
    РУБРИКИ
    статьи, исследования
    тексты книг, пособий
    диссертации
    тенденции в экономике
    экономические обзоры
    готовые бизнес-планы
    маркетинговые исследования
    документы
    СТАТЬИ
    макроэкономика
    микроэкономика
    мировая экономика
    внешнеэк. деятельность
    мировые финансы
    экономика России
    менеджмент
    финансовый менеджмент
    инвестиции
    финансовые рынки
    банковское дело
    бухучет, аудит
    страхование
    налоги, бюджет
    электронный бизнес
    маркетинг, реклама
    человеческий капитал
    разное
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    КНИГИ
    макроэкономика
    микроэкономика
    финансовый менеджмент
    инвестиционный менеджмент
    мировая экономика
    финансовые рынки
    банковское дело
    другие темы
    ТЕНДЕНЦИИ
    нефть и экономика
    анализ и прогн. по РФ
    экономика США
    мировая экономика
    экономика ЕС, евро
    долги РФ
    налоги
    банки
    виртуальная экономика
    бизнес и интернет
    бюджет РФ
    рубль, вал. политика
    платежный баланс
    trade finance
    развивающиеся страны
    переходные экономики
    компании, рынки
    финансисту
    архив
    ИНТЕРЕСНОЕ

    [ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


    Новостройки г.железнодорожный центр 2

    Купить квартиру в новостройке. Железнодорожный. Удобный поиск по базе

    newzheldor.ru

    Колготки Интернет магазин

    Магазин детской одежды и обуви. Парфюмерно-хозяйственный магазин

    el-form.ru

    Оценка здания для оспаривания стоимости

    Оценка коммерческой недвижимости для любых целей! Гарантия качества

    avantaconsult.ru


    Финансы.Ru
    Контакты
    РЕКЛАМА НА САЙТЕ
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Copyright © FINANSY.RU 1999-2017