:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> МИКРОЭКОНОМИКА

Общая теория неравновесия или микроэкономический ревизионизм

Адамидов Дмитрий, июнь 2009 г.

Уинстон Черчилль однажды сказал: "Демократия, безусловно, является наихудшей формой правления, если не считать все остальные". То же самое, с некоторыми, правда, оговорками можно отнести и к модели рыночного равновесия.

Скачать полный текст статьи (rar архив 50kb, текст word)


Оглавление

1. Предуведомление.

2. Замечание о совершенной конкуренции.

3. Теория поведения потребителей и спрос.

4. Как нарисовать кривую спроса.

5. Здравый смысл производителя.

6. Четыре случая полного эквилибриума.

7. Резюме.


1. Предуведомление

Сама по себе идея равновесия общего или локального, наверное ни у кого не вызывает протеста. Основная проблема состоит в том, что слишком много небесспорных допущений делается при формировании модели равновесия. С первых дней ее существования, еще в редакции кембриджской школы, австрийцев и маржиналистов, посыпались справедливые упреки в, мягко скажем, неполном соответствии декларируемых задач и методологии их решения.

Однако ни один из критиков, делая существенные и справедливые по сути замечания не смог предложить принципиально иного объяснения развития экономических процессов, без использования, пусть даже в самой незначительной мере, элементов классической модели: спроса, предложения и их равновесия. С одной стороны, это свидетельствует в пользу существенности положенной в основу классического и неоклассического анализа, но, с другой стороны, так или иначе поощряет размножение чудовищного количества примитивистских концепций, олицетворением которого (даже если хотите, именем нарицательным) стал "Экономикс" Макконела и Брю.

Очень интересная и поучительная ситуация складывающаяся в отношении неоклассической теории. В какой-то степени она повторила судьбу марксизма в СССР. В научных исследованиях и диспутах все происходит логично: теория постоянно дорабатывается и совершенствуется. Приведу некоторые общеизвестные факты: в 20-30-е годы Дж. Робинсон и Э. Чемберлен (при косвенном участии П. Сраффа и Г. фон Штаккельберга) сформировали концепцию несовершенной конкуренции, начиная с 1970-х годов активно развивается так называемая "новая микроэкономика", описывающая поведение экономических агентов в условиях недостатка информации и неопределенности рисков. Все это есть, но далеко за пределы научных кабинетов не выходит.

Однако почему-то в неокрепших умах "широкой общественности" и экономических властей по-прежнему правят бал те самые "экономиксы", представляющие собой упрощенную версию неоклассицизма выпуска 1860-1880 годов. Со всеми милыми сердцу косяками и некорректными обобщениями. Впрочем, вернее будет сказать, не некорректными а несколько устаревшими.

Просто постулаты, которые закладывал еще Альфред Маршалл, и которые развивали неоклассики в 20-м веке, со временем из правила превратились в исключение, и сегодня требуют, по меньшей мере, некоторого уточнения.

Ниже в статье я попробую показать, как можно было бы провести такое уточнение и к чему оно может привести.

2. Замечание о совершенной конкуренции

Перед тем, как начать разговор, к сожалению, нельзя не упомянуть о совершенной конкуренции. Ситуация с совершенной конкуренцией напоминает известный военный анекдот:

Генерал (распекает прапорщика): почему батарея не стреляла!?
Прапорщик: товарищ генерал, имеется 48 причин сложившейся ситуации
Генерал: назовите хотя бы одну.
Прапорщик: во-первых, не было снарядов.


Когда между экономистами возникает полемика по поводу рыночного равновесия, первое про что вспоминают - это отсутствие совершенной конкуренции. Неоклассики пытаются представить наличие совершенной конкуренции как раз теми снарядами, из-за которых не стреляла батарея, а их оппоненты пеняют неоклассикам, что, мол, вы специально так всё придумали, чтобы результаты практикой нельзя было проверить. Как следствие дискуссия очень быстро превращается в переливание из пустого в порожнее.

Вместе с тем, совершенную конкуренцию игнорировать нельзя. В основу неоклассической концепции положен ряд исходных предпосылок, при одновременном выполнении которых можно говорить о том, что модель действует.

Данные предпосылки можно сформулировать следующим образом:
1. Потребитель ведет себя рационально
2. Производитель ведет себя рационально и имеет возможность сравнительно свободно и в широких пределах наращивать производство
3. Сделки на рынке осуществляются в условиях совершенной конкуренции.


По каждой из названных предпосылок, при желании, можно развернуть отдельную дискуссию, но наиболее уязвимым местом для критики является, прежде всего, концепция совершенной конкуренции.

Маршаллом и его последователями были определены 5 условий, одновременное выполнение которых необходимо для того, чтобы модель рыночного равновесия действовала в полном объеме. В изложении Московского государственного университета (Емцов Р.Г., Замков О.О., Лукин М.Ю., Черемных Ю.Н. "Микроэкономика" лекционные материалы, Москва, Изд-во МГУ 1997 г. стр. 51.) они выглядят следующим образом:

"Совершенная конкуренция - это рыночная структура, при которой:
1. Продавцы принимают цены как данные и не могут осознанно на них влиять
2. Доступ в отрасль новых участников (как продавцов, так и покупателей) ничем не ограничен.
3. Продавцы не вырабатывают совместной стратегии.
4. Покупатели не способны влиять на цены
5. Всем участникам торговли доступна полная рыночная информация.

Рыночную структуру, при которой выполняются первые четыре признака, называют чистой конкуренцией. Нарушение одного из признаков ведет к несовершенной конкуренции".

Такие вот предположения. Некоторые ответвления неоклассической школы формулируют их немного иначе. Объединяют первое и третье предположение, и добавляют, что условием совершенной конкуренции является операции с однородными, взаимозаменяемыми партиями товаров одинакового качества.

Естественно возникает вопрос: насколько часто встречается описанная ситуация? Ответ - очень редко. На рынке не должно быть ни монопольного сговора, ни предварительных соглашений между производителями или потребителями, товары не должны различаться по маркам, для их продвижения не должна использоваться реклама и т.д. и т.п. И самое главное - потребитель должен обладать всей полнотой информации о имеющихся товарах и ценах на них. Во всяком случае, иметь возможность ее получить в сжатые сроки и без дополнительных затрат.

Современный мир, даже в период "угара глобализации" все равно был мало похож на описанную модель. Не говоря уже о 1930-1950-х годах, когда монополизация мировой экономики достигла своего пика. Возможно, в конце 19 века дело обстояло несколько иначе, но факт остается фактом - концепция совершенной конкуренции в настоящее время представляет собой по большей части теоретический интерес. Однако, на ее основе базируется утверждение о том, что рынок стремится к равновесию, на основании чего, в свою очередь, строятся многие концепции регулирования реальной экономики.

Для наших целей давайте предположим, что совершенная конкуренция у нас есть. Вот есть она и все тут. И неоклассическая модель может действовать в полном объеме. Давайте посмотрим, что из всего этого получится. Но прежде детально проанализируем как в неоклассической теории формируются кривые спроса и предложения.

Продолжение читайте в формате word или скачайте .rar архив

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Консультирование нпф

Управленческое консультирование

specdep.ru

Лицензия на ВВТ

Информационное агентство. Каталог оборудования.

ulc.ru

Обслуживание котельной

Проектирование, монтаж и обслуживание котельных

kavic.ru


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017