экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Диссертация] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ПРЕССА
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

Rambler's Top100

ПУБЛИКАЦИИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

СОВМЕСТНАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА РОССИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗВИТИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Скачать текст в формате word (zip архив)

Настоящий документ определяет стратегию развития банковского сектора страны на ближайшую перспективу. При стабильных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ во всех отраслях экономики, принятии необходимых законодательных актов и мер по обеспечению их исполнения достижение целей реформирования банковского сектора, определенных настоящим документом, потребует около 5 лет.

1. Цели и условия реформирования банковского сектора

1.1. Результаты развития и цели реформирования банковского сектора
1.2. Практические задачи, условия и результаты реформирования банковского сектора

2. Общая оценка текущего состояния банковского сектора

2.1. Базовые характеристики и текущие тенденции функционирования банковского сектора
2.2. Факторы, препятствующие развитию банковской деятельности

3. Политика государства в отношении банковского сектора

3.1. Принципы и сфера участия государства в реформировании банковского сектора
3.2. Участие государства в капитале кредитных организаций
3.3. Формирование конкурентной среды в банковском секторе
3.4. Налогообложение кредитных организаций
3.5. Реструктуризация и ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций

4. Структурные аспекты развития банковского сектора

4.1. Институциональный аспект
4.2. Концентрация и централизация капитала
4.3. Участие иностранного капитала в банковском секторе России

5. Функциональные аспекты развития банковской деятельности

5.1. Взаимодействие банков с реальным сектором экономики
5.2. Обслуживание депозитов и сбережений населения
5.3. Развитие платежной системы

6. Вопросы корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях

7. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор, внешний аудит

7.1. Банковское законодательство
7.2. Банковский надзор
7.3. Внешний аудит кредитных организаций

8. Взаимодействие в банковском сообществе и сотрудничество с международными организациями

Приложения

Приложение 1. Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации
Приложение 2. Динамика основных показателей развития банковского сектора
Приложение 3. Структура просроченной ссудной задолженности
Приложение 4. Качество кредитного портфеля банковского сектора
Приложение 5. Финансовый результат деятельности кредитных организаций
Приложение 6. Финансовое состояние кредитных организаций
Приложение 7. Соотношение долгосрочных активов и пассивов кредитных организаций

1. Цели и условия реформирования банковского сектора

1.1. Результаты развития и цели реформирования банковского сектора

1.1.1. Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленного на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующего экономическому развитию России.

Реформирование банковского сектора является важным компонентом развития финансового сектора и рыночных основ функционирования экономики страны.

1.1.2. Реформирование банковского сектора началось в послекризисный период.

Первый этап реформирования банковского сектора состоял в принятии и осуществлении антикризисных мер по реструктуризации банковского сектора (сентябрь 1998 года -2000 год). В этот период были в основном решены задачи, определенные документом Правительства Российской Федерации и Банка России "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", принятым в ноябре 1998 года.

Усилиями органов исполнительной и законодательной власти. Банка России, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, самих кредитньгх организаций были преодолены кризис системы платежей и системный банковский кризис, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и на их основе обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 года, сохранено жизнеспособное ядро банковского сектора, восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Осуществленные меры в области реструктуризации банковского сектора создали необходимые условия для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, укрепления финансового положения кредитных организаций.

В результате в России функционирует рыночно ориентированный, хотя и недостаточно развитый, банковский сектор, ряд компонентов законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности в значительной степени приближен к международным требованиям.

Начало качественно нового этапа реформирования банковского сектора в 2001 году можно охарактеризовать полным завершением вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с действующим законодательством. Принятие в июне 2001 года поправок в законы, регулирующие деятельность кредитных организаций, создало для Банка России дополнительные возможности для выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций. В соответствии с международным опытом установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций определены возможности для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам кредитных организаций, а также для составления и представления кредитными организациями и банковскими холдингами консолидированной отчетности.

1.1.3. Поступательное развитие банковского сектора является чрезвычайно актуальным с позиций перспектив развития всей российской экономики.

Основными целями дальнейшего реформирования банковского сектора являются:

  • укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
  • повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
  • укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и вкладчиков, в первую очередь населения;
  • усиление зашиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
  • предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой деятельности.

1.2. Практические задачи, условия и результаты реформирования банковской сектора

1.2.1. Практическими задачами, решение которых будет способствовать достижению намеченных целей реформирования банковского сектора, являются укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций и выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных (по международным стандартам) кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также по усилению взаимодействия банков с реальной экономикой.

При сохранении положительной динамики развития российской экономики можно уверенно прогнозировать дальнейшее наращивание капитала и объемов банковской деятельности. Их динамика будет в значительной степени зависеть от инвестиционного климата, условий деятельности банковского сектора, в том числе налоговых, а также результатов реструктуризации проблемных банков.

1.2.2. Решение указанных задач будет реализовываться по следующим основным направлениям.

В сфере законодательства:

  • приближение основных правовых условий функционирования кредитных организаций к международным стандартам регулирования банковской деятельности (в том числе, определенным в "Основополагающих принципах эффективного банковского надзора", разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору);
  • укрепление законодательных основ банковской деятельности, защиты интересов и прав кредиторов и вкладчиков;
  • создание законодательных механизмов повышения эффективности ликвидационных процедур кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
  • укрепление механизмов конкуренции и предотвращение действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
  • законодательное обеспечение системы гарантирования вкладов (мелких депозитов) и начало работы по ее формированию;
  • создание условий для перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • решение законодательных проблем в сфере валютного регулирования и контроля; создание условий для применения современных электронных технологий; противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем, предотвращения проведения сомнительных операций и сделок, а также установления недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями.

В сфере банковского регулирования и надзора:

  • развитие регулирования банковской деятельности на основе внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности; совершенствование инструментов банковского надзора в соответствии с общепризнанной международной практикой;
  • развитие на базе законодательства процедурных основ работы с неплатежеспособными кредитными организациями, формирование законодательной базы, позволяющей проводить процедуры ликвидации (или реорганизации) неплатежеспособных банков, обеспечивающие защиту прав и интересов их кредиторов и вкладчиков;
  • ускорение и повышение эффективности процедур отзыва лицензий, банкротства и ликвидации кредитных организаций;
  • завершение работы по восстановлению деятельности или ликвидации кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО;
  • повышение эффективности и качества аудиторской деятельности, осуществляемой аудиторскими организациями; обеспечение транспарентности финансового состояния кредитных организаций.

В сфере корпоративного управления банками:

  • существенно повысить роль системы внутреннего контроля, которая должна быть соразмерной характеру и масштабам проводимых операций и охватывать всю деятельность кредитной организации;
  • разработать мероприятия по обеспечению должного уровня транспарентности системы корпоративного управления, которая должна обеспечивать всем категориям заинтересованных пользователей (включая акционеров (участников); своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам, касающимся деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления;
  • обеспечить равное отношение органов управления кредитной организации ко всем учредителям, включая государство, а также соблюдение принципов ведения коммерческих операций с участниками кредитной организации на равных с иными клиентами условиях.

В сфере налогообложения:

  • совершенствование системы налогообложения банковской деятельности, учитывающее необходимость введения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества и финансовых рынков:

  • внедрение новых инструментов управления ликвидностью;
  • принятие мер по раскрытию информации на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности всеми участниками рынков;
  • применение финансовых инструментов управления рисками;
  • развитие рынка корпоративных ценных бумаг;
  • предоставление всем участникам рынка (вне зависимости от месторасположения) более полных возможностей на базе современных информационных, платежных и расчетных технологий участия в операциях и сделках, проводимых на организованных и неорганизованных рынках.

1.2.3. Основным результатом реформирования банковского сектора должно явиться существенное повышение его надежности. Одновременно предполагается повышение функциональной роли банковского сектора в экономике России, постепенное приближение параметров российского банковского сектора к показателям деятельности банковских систем стран - лидеров по уровню экономического развития из группы стран с переходной экономикой. Ориентиром для российского банковского сектора является соотношение активов банковского сектора и ВВП 45-50%, капитала банковского сектора и ВВП - 5-6%, кредитов реальному сектору экономики и ВВП - 15-16% (доля указанных кредитов в банковских активах составит около 40%). Возможность достижения данных целей определяется прогнозом Правительства Российской Федерации относительно роста ВВП и темпов структурных преобразований в реальном секторе экономики, а также ходом совершенствования законодательства и его практической реализацией.

Сроки достижения целей и ближайших задач по реформированию банковского сектора, динамика количественных параметров зависят во многом от общих темпов и характера экономического развития и структурных преобразований в российской экономике по следующим ключевым для банковского сектора показателям: реальный объем и структура ВВП; динамика инфляции, валютного курса и рыночных процентных ставок, их предсказуемость; уровень монетизации экономики, сокращение доли бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов.

2. Общая оценка текущего состояния банковского сектора

2.1. Базовые характеристики и текущие тенденции функционирования банковского сектора

2.1.1. Состояние банковского сектора во многом определяется процессами, происходившими в экономике после финансово-экономического кризиса 1998 года.

Под влиянием кризисной ситуации на валютном рынке и рынке государственного долга произошло некоторое сокращение функциональных параметров банковского сектора. Осуществленные меры по реформированию банковского сектора, а также улучшение макроэкономической ситуации позволили достичь восстановления основных параметров банковской деятельности к предкризисному уровню.

2.1.2. Развитие российского банковского сектора в настоящее время происходит на фоне позитивных изменений общей макроэкономической ситуации в стране, обусловленных прежде всего благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности и выгодной мировой конъюнктурой на традиционные товары российского экспорта. Достигается рост производства товаров и услуг, стабилизация ситуации на валютном рынке, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности.

Наметились позитивные сдвиги в бюджетной сфере, которые проявились в увеличении налоговых поступлений в бюджет и превышении доходов бюджета над его расходами. Улучшение состояния государственных финансов позволило не прибегать к широким заимствованиям на внутреннем рынке.

Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в период с 1.01.2000 по 1.01.2001, свидетельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За этот период совокупные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8%, капитал- на 41,7%1), при этом рост капитала наблюдался у 88% кредитных организаций. Продолжается процесс расширения ресурсной базы банков за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения (Приложение 2).

Улучшились структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, общем улучшении качества кредитного портфеля (Приложения 3,4).

1)Для определения реальных значений показателей использован индекс потребительских цен, а также динамика официального курса рубля к доллару США за соответствующий период.

Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитные организации (Приложение 5). По состоянию на 1.01.2001 удельный вес финансово устойчивых банков в общем количестве и в активах действующих кредитных организаций составил почти 90% (Приложение 6).

Несмотря на видимое улучшение ситуации в банковском секторе, в частности благоприятную динамику основных показателей деятельности банков, положительные моменты в состоянии банковского сектора нельзя переоценивать. Некоторые его важнейшие параметры по истечении двух лет послекризисного развития не восстановились до уровня июля 1998 года. Так, по состоянию на 1.01.2001 в реальном исчислении совокупные активы банков составили порядка 90% от предкризисного уровня, совокупный капитал действующих банков - около 85%.

Банковский сектор по-прежнему играет в экономике России весьма скромную роль. Соотношение активов банковского сектора и ВВП в России не превышает 35% (Приложение 1). В то же время следует отметить, что уровень развития российского банковского сектора адекватен общему развитию рыночной экономики и финансового хозяйства в стране. По уровню монетизации экономики, определяемому как отношение объема денежной массы (М2) к ВВП (не более 16%), Россия занимает одно из последних мест в мире.

Невелика роль депозитов населения в формировании ресурсной базы банков: их доля в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода не превышала 20%. В реальном исчислении вклады населения в начале 2001 года составляли около 70% от предкризисного уровня.

В целом же, как отмечалось, состояние банковского сектора России отражает общее состояние экономики, финансовой сферы, системы налогообложения и правового регулирования. Банковский сектор слабо защищен от многочисленных, в том числе системных рисков, что существенно снижает его функциональный потенциал.

2.2. Факторы, препятствующие развитию банковской деятельности

Факторы, препятствующие развитию банковской деятельности, могут быть разделены на внешние по отношению к банковскому сектору и внутренние.

К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недостаточная капитализация, слабая достоверность отчетности многих отечественных предприятий и недостаточная транспарентность большинства из них, низкий уровень монетизации экономики, слабость законодательной защиты прав кредиторов (в том числе обеспеченных), серьезные недостатки судебной системы, недостаточное правовое обеспечение возможностей банковского надзора, недостаточный уровень странового рейтинга России.

К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие современных банковских технологий.

Недостаточное развитие банковской деятельности ограничивают главным образом высокие риски.

2.2.1. Кредитный риск. Высокий уровень риска вложений средств в реальную экономику препятствует наращиванию кредитной активности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковского сектора составляет около 33%, а отношение этих кредитов к ВВП - примерно 10%. По оценке самих банков, высокий кредитный риск является наиболее существенным фактором, сдерживающим их кредитную активность.

Отмечается значительная концентрация кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков (доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора составляет около 30%).

2.2.2. Риск ликвидности. Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов является важным фактором, сдерживающим развитие операций банков. Долгосрочные обязательства (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 1.01.2001 составляли только около 7% совокупных обязательств банков (Приложение 7).

На протяжении всего послекризисного периода сохраняется значительный дисбаланс структуры активов и обязательств кредитных организаций по срокам, что непосредственно влияет на уровень ликвидности банковского сектора. По состоянию на 1.01.2001 превышение активов со сроком востребования свыше 1 года над собственными и привлеченными на срок свыше 1 года средствами составило около 10% объема привлеченных средств сроком погашения менее 1 года. Совокупные активы кредитных организаций, у которых значения этого показателя, характеризующего трансформацию краткосрочных привлеченных средств в долгосрочные вложения, достаточно высоки (более 20%), составляют около 38% совокупных активов банковского сектора. Дальнейшая трансформация краткосрочных ресурсов в долгосрочные активы, осуществляемая без должного управления кредитными организациями принимаемыми рисками, может создать угрозу состоянию ликвидности банковского сектора.

Ситуацию усугубляет отсутствие высоколиквидных финансовых инструментов, которые могли бы быть использованы для управления ликвидностью.

2.2.3. Низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковского сектора составляет около 4% ВВП, что существенно меньше аналогичных показателей не только развитых, но и основной части развивающихся стран.

3. Политика государства в отношении банковского сектора

Базовым условием успешного реформирования банковского сектора является проведение государством адекватной политики в данной сфере. Целью государственной политики в отношении банковской системы и финансового сектора экономики в целом является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для кредитных организаций, и базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных принципов ведения бизнеса.

3.1. Принципы и сфера участия государства в реформировании банковского сектора

3.1.1. Государственная политика в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций и

использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется главным образом путем формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов.

Непосредственное влияние на. функционирование банковского сектора через участие в капитале кредитных организаций носит ограниченный характер с общей тенденцией к сокращению этого участия в перспективе. Вместе с тем, с учетом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора в ближайшие несколько лет государство вынуждено будет сохранить достаточно весомую долю своего участия в капитале российских банков.

В отношении банковского сектора государство:

  • обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • не вмешивается в операционную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством;
  • не допускает каких- либо привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов; строго соблюдает законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках; обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем.

3.2. Участие государства в капитале кредитных организаций

3.2.1. В отношении кредитных организаций, доли участия в которых принадлежат государству в лице министерств и Российского фонда федерального имущества, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий, государственных предприятий и государственных учреждений, государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", государственных внебюджетных фондов, субъектов Российской Федерации, а также организаций, имеющих долю государственного участия свыше 20%, Правительство российской Федерации примет решение о целесообразности участия государства в капитале кредитных организаций. Будет составлен перечень кредитных организаций, доли госучастия в которых подлежат реализации на рынке.

3.2.2. Установление кредитным организациям, контролируемым государством, определенных задач, решаемых в рамках проводимой государственной экономической политики, не должна входить в противоречие с реализацией кредитными организациями коммерческой цели деятельности, определенных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (получение прибыли) и с задачей поддержания их финансовой устойчивости.

Правительство Российской Федерации и Банк России считают целесообразным участие в капитале кредитных организаций только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • деятельность кредитных организаций имеет стратегическое значение для решения задач государственной экономической политики;
  • участие в капитале обеспечивает оптимальные условия для решения этих задач, включая контроль за деятельностью кредитных организаций.

Правительство Российской Федерации допускает возможность миноритарного участия в капитале кредитных организаций государственных унитарных предприятий (ГУП), если указанное участие обеспечивает лучшие условия решения этими предприятиями производственных задач и способствует укреплению их финансового положения.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что критерии целесообразности участия в капитале должны быть ориентированы на уровень и характер задач, решаемых инвестором.

3.2.3. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что ограничение контролируемым кредитным организациям сферы деятельности (продуктовая, отраслевая или функциональная специализация) возможно для банков, создание которых определялось необходимостью решения специальных задач государственной экономической политики и соответствующая специализация отражена в правоустанавливающих документах, определяющих их деятельность. К таким банкам в настоящее время относятся Российский банк развития и Россельхозбанк. Для рекапитализации этих банков Правительство Российской Федерации может направлять часть средств, полученных ими от возврата бюджетных кредитов, выделенных ранее через уполномоченные банки.

Что касается исходно специализированных банков, правоустанавливающие документы которых не содержат положений о специализации, а фактическая деятельность является универсальной как по кругу клиентуры, так и по характеру решаемых задач, целесообразность и практическая возможность их возврата к специализации отсутствуют.

3.2.4. Правительство Российской Федерации примет меры для того, чтобы организации-резиденты осуществляющие банковские операции, будут преобразованы в кредитные организации по законодательству Российской Федерации, либо прекратят осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено действующими федеральными законами.

В отношении Внешэкономбанка Правительство Российской Федерации намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации.

3.2.5. Кардинальные преобразования в отношении собственности (передача от Банка России государству, приватизация контрольного пакета акций) или структуры (разделение) Сбербанка России не входят в число задач реформирования банковского сектора. В условиях, когда не устранены все предпосылки возникновения системных банковских трудностей,, поспешные действия по принятию и реализации кардинальных решений могут дестабилизировать ситуацию с восстановлением доверия к банковскому сектору, нарушить процесс его реформирования и негативно сказаться на социально-экономическом развитии страны. Необходимость рассмотрения вопроса о выходе Банка России из капитала

Сбербанка России может возникнуть только при условии возникновения у населения высокой степени доверия к кредитным организациям, контролируемым частным капиталом (в том числе, после создания системы гарантирования банковских вкладов).

Наблюдательный совет Сбербанка России на регулярной основе будет рассматривать вопросы коммерческой политики.

В отношении Внешторгбанка Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России признало целесообразным руководствоваться сроком 1 января 2003 года в качестве предварительного ориентира выхода Банка России из капитала Внешторгбанка.

Правительство Российской Федерации будет воздерживаться от создания новых государственных банков либо от предоставления действующим банкам привилегий.

3.2.6. Правительство Российской Федерации и Банк России предпримут необходимые усилия по внесению изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающих выход Банка России из состава акционеров российских загранбанков.

3.3. Формирование конкурентной среды в банковском секторе

Обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг и средств, создание условий для развития конкуренции на рынке банковских и в целом финансовых услуг является одним из важных элементов государственной политики.

3.3.1. Действия органов регулирования банковской деятельности должны быть направлены на исключение ситуаций, когда банки принимают коммерческие решения под влиянием политического давления или воздействия со стороны других хозяйствующих субъектов, а также на создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями вне зависимости от формы собственности, что подразумевает предъявление к ним единых нормативных требований. В равной мере данное положение распространяется и на кредитные организации, контролируемые государством.

3.3.2. Антимонопольное регулирование в банковском секторе имеет федеральный и региональный аспекты. На региональном уровне задачей антимонопольного регулирования является противодействие попыткам установления территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций (кроме ограничений, накладываемых органом банковского надзора в рамках установленных полномочий), а также предоставлению органами власти прямо или косвенно преференциального режима функционирования отдельным банкам по сравнению с другими банками.

На федеральном уровне антимонопольное регулирование дополняется мерами к банкам, злоупотребляющим своим доминирующим положением в противоречии с задачами развития банковского сектора и конкуренции на рынке банковских услуг.

Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и/или действия препятствуют развитию банковского сектора и/или развитию конкуренции на рынке банковских-, услуг.

В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

3.3.3. Для развития конкурентной среды и более эффективного действия фактора рыночной дисциплины должны быть приняты меры по повышению транспарентности кредитных организаций.

В этой связи важное значение будет иметь применение предусмотренных изменениями в законодательство требований ежеквартальной публикации в печати балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности банков, а также таких ключевых финансовых показателей, как коэффициент достаточности капитала, качество кредитного портфеля и размер резервов на покрытие сомнительных активов. Кроме того, кредитные организации, являющиеся головными в составе банковских "групп, должны будут публиковать консолидированный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках.

Развитие транспарентности кредитных организаций в конечном счете ограничено общим уровнем прозрачности хозяйственных процессов в экономике, прежде всего в реальном секторе. Важным инструментом повышения транспарентности является перевод на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСБУиО) всех хозяйствующих субъектов.

3.4. Налогообложение кредитных организаций

С 1 января 2002 года ставка налога на прибыль для банков снижается с 43 процентов до 24 процентов. Банкам предоставляется возможность создавать различные резервы, переносить убытки на будущее, принимать к вычету все необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты. Для целей налогообложения учитывается ряд особенностей банковской деятельности.

Правительство Российской Федерации предусматривает решение следующих задач налогообложения кредитных организаций:

  • отмена налога на покупку иностранных денежных знаков;
  • отмена налога на операции с ценными бумагами как самостоятельного налога и отнесение к госпошлине, регистрационному сбору платежа за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг с установлением размеров платежа в зависимости от размера эмиссии ценных бумаг.

В дальнейшем вопросы совершенствования налогообложения кредитных организаций будут решаться на основе анализа практики применения налогового законодательства, а также перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3.5. Реструктуризация и ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций

3.5.1. Реструктуризация банков будет осуществляться на ранней стадии проблемности за счет средств собственников и кредиторов банка с учетом интересов кредиторов и вкладчиков на основе действующего законодательства.

Реструктуризация кредитных организаций силами государства будет продолжена исключительно через специализированный институт- Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Реструктуризация банков, находящихся*, в настоящее время под управлением АРКО, должна быть завершена в сроки, предусмотренные планами их реструктуризации, и в основном завершится не позднее 2003 года. Контрольные пакеты акций реструктурнрованных кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, подлежат продаже.

Практика ликвидации банков (критерии неплатежеспособности, эффективность и транспарентность процедур ликвидации) должна в максимальной степени отражать международно признанные подходы.

Расширение круга банков, реструктурируемых АРКО с привлечением бюджетных средств, является нецелесообразным.

3.5.2. В дальнейшем в перспективе целесообразно закрепить за АРКО функции корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией. В этих целях необходимо создание законодательных механизмов повышения эффективности ликвидационных процедур в кредитных организациях, укрепление системы правоприменения. В настоящее время нерешенность проблемы эффективной ликвидации кредитных организаций создает значительные препятствия на пути реформирования банковского сектора и восстановления доверия к нему инвесторов и кредиторов.

Другим возможным направлением развития деятельности АРКО (не исключающим указанное выше) является придание ему функции институциональной структуры гарантирования вкладов населения. При этом следует исходить из необходимости разделения Агентством рисков, вызванных, с одной стороны, участием в реструктуризации кредитных организаций и, с другой стороны, в гарантировании вкладов.

Изменение функций АРКО требует внесения изменений в Федеральные законы "О реструктуризации кредитных организаций" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Развитие деятельности АРКО по указанным направлениям отвечает задачам поддержания системной стабильности.

4. Структурные аспекты развития банковского сектора

4.1. Институциональные аспекты

Совершенствование структуры банковского сектора должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в инвестиции и развитию внутриотраслевой конкуренции в банковском секторе.

4.1.1. Определенные действующим законодательством фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а именно - двухуровневая структура (Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. Указанные принципы сохраняются в качестве правовой основы функционирования банковской системы страны.

4.1.2. Банки должны сохранить возможность развиваться в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски за счет диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов.

Специализация банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности возможна в рамках их универсального статуса. Принцип добровольной (коммерческой) специализации банков, исключающий административные методы навязывания им конкретных форм специализации, предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами кредитные организации и их учредители (участники), включая в том числе и государство.

4.1.3. Наряду с сохранением статуса банков как универсальных финансовых посредников необходимо развивать институциональные альтернативы банкам в рамках банковской системы.

В целях развития рынка инвестиционных услуг целесообразно создание правовых возможностей для деятельности в составе банковской системы кредитно-депозитных организаций, то есть организаций, имеющих лицензию только на операции по привлечению и размещению средств юридических лиц (без права на ведение счетов и оказание расчетных услуг, а также на привлечение средств населения).

4.1.4. В рамках решения задачи развития цивилизованных форм сбережений актуальной является проблема развития правовой базы для создания финансового посредничества.

В настоящее время принят Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". В случае, если деятельность данных кооперативов выйдет за рамки предоставления кредитов только на потребительские цели и только членам ассоциаций (кооперативов), то, как свидетельствует международный опыт, более рациональным является функционирование указанных организаций в рамках банковской системы с соответствующим регулированием и надзором за их деятельностью.

4.1.5. Банк России рассмотрит вопрос о целесообразности установления минимальных требований по величине собственных средств (капитала).

4.2. Концентрация и централизация капитала

4.2.1. Изменение структуры банковского сектора по таким параметрам, как концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг, размещение кредитных организаций по регионам, должно происходить на рыночных принципах.

Роль государства в реорганизации кредитных организаций, которую может сопровождать изменение структуры банковской системы по данным параметрам, в общем случае состоит в обеспечении на законодательном уровне и в процессе регулирования банковской деятельности:

  • благоприятных условий для процессов, способствующих развитию рынка банковских услуг;
  • защиты законных интересов кредиторов и вкладчиков;
  • транспарентности реорганизационных процедур.

Реорганизация устойчивых кредитных организаций, в том числе их присоединение к другим финансовым институтам, должна быть основана на принципе добровольности.

Все реорганизационные процедуры должны строго соответствовать правовым нормам, установленным законодательством. Процедуры реорганизации могут проводиться лишь при условии, что параметры рисков, принятых организацией, образующейся после реорганизации, будут находиться в границах общеустановленных норм (предельных значений).

4.2.2. Эффективность усилий государства по развитию банковского сектора во многом зависит от активизации банковской деятельности и развития банковской сети в регионах, что определяется в том числе способностью региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно предпринимать усилия по развитию кредитных организаций, способных удовлетворять спрос на банковские услуги, обеспечивать простор для цивилизованных рыночных отношений. Необходимым условием активизации банковской деятельности в регионах является профилактика возможности принятия на местном уровне решений, которые ведут к финансовой автаркии и/или создают преференции отдельным финансовым институтам, что предполагает полную транспарентность взаимоотношений органов власти на местах и кредитных организаций.

Проблема оттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков может эффективно решаться органами власти и деловыми кругами только путем создания на региональном уровне благоприятных коммерческих возможностей для приложения капиталов.

4.3. Участие иностранного капитала в банковском секторе России

4.3.1. Приток иностранного капитала с солидной репутацией рассматривается в качестве потенциально важного фактора развития банковского сектора страны. Иностранный капитал, приток которого сам по себе необходим, привносит на российский рынок современные банковские технологии, новые финансовые продукты и культуру банковского дела в целом. Развитие конкуренции в банковском секторе, которое также является результатом притока иностранного капитала, является важным фактором его развития и укрепления.

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разработает меры, содействующие расширению деятельности банков с участием иностранного капитала, в том числе по свободной репатриации прибыли. Правительство Российской Федерации и Банк России не будут вводить ограничений для участия иностранного капитала в банковском секторе.

4.3.2. Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, и в ее банковский сектор, повышения доверия к банковскому сектору России в частности, необходимо улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и организациях всех отраслей экономики, снижение некоммерческих рисков вложений и свободную репатриацию прибыли, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета, что будет способствовать совершенствованию отчетности.

В целях предотвращения возможности появления на российском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковский сектор России должен быть сохранен.

4.3.3. Целесообразно определить порядок открытия филиалов иностранных банков, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковского сектора Российской Федерации, предполагающие равные с кредитными организациями - резидентами условия работы на рынке.

4.3.4. Вопрос об установлении режима регулирования2) участия иностранного капитала в банковском секторе России должен решаться с учетом потребностей в притоке банковского капитала из-за границы и других задач по развитию рыночных отношений в России.

5. Функциональные аспекты развития банковской деятельности

5.1. Взаимодействие банков с реальным сектором экономики

5.1.1. Развитие кредитных операций банков с реальной экономикой определяется темпами и характером структурных преобразований в экономике, мерами по повышению степени законодательной защиты прав кредиторов, а также транспарентностью информации о финансовом состоянии и о структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе, в том числе на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе. Существенное значение будет иметь также ситуация в финансовой сфере, включая политику заимствований на внутреннем финансовом рынке. В частности, позитивное влияние на формирование рыночных стимулов переориентации банков на операции с реальной экономикой будет иметь продолжение проведения Правительством Российской Федерации политики по ограничению объемов эмиссии государственных облигаций.

5.1.2. В целях повышения эффективности процедур возврата долгов по банковским кредитам и укрепления института залога как способа обеспечения обязательств необходимо решить вопрос о внесении изменений в законодательство, направленных на защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея ввиду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданного в залог.

5.1.3. Содействие росту спроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики средствами монетарной политики состоит в осуществлении мер, направленных на снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение стабильной динамики курса рубля, предсказуемости монетарных параметров экономики, расширение рефинансирования банков с применением механизма, основанного на Положении Банка России от 3.10.2000 № 122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами". В соответствии с указанным положением в обеспечение предоставленных банкам кредитов принимаются векселя, права требования по кредитным договорам финансово устойчивых предприятий и организаций, отвечающих установленным Банком России требованиям.

5.1.4. Развитие кредитных операций должно сопровождаться адекватным контролем за состоянием банковских рисков. Необходимым условием эффективного управления рисками является дальнейшее развитие Банком России системы банковского надзора.

Банки должны отслеживать финансовое состояние заемщиков, объективно оценивать риск невыполнения ими обязательств и стоимость внесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможные потери. Последнее требует учета расходов по формированию резервов при определении налоговой базы.

2)В соответствии с совместным Заявлением "Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу" Правительство Российской Федерации и Банк России не будут вводить ограничений для участия иностранного капитала в банковском секторе.

В целях повышения качества управления рисками банки должны:

  • активно использовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также используемые в международной банковской практике методы управления рисками, включая (в случае применимости) экономико-статистические оценки вероятности неблагоприятных для банка событий;
  • обеспечить постоянный мониторинг рисков, добиваться эффективности функционирования систем управления и внутреннего контроля, исключить принятие неконтролируемых решений, связанных с проведением банковских операций и сделок.

5.1.5. Развитие банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций, во многом зависит от договорных механизмов распределения рисков. К числу таких механизмов относятся предоставление синдицированных кредитов с разделением рисков между несколькими банками, кредитные деривативы и страхование исполнения обязательств по выданным ссудам. В целях реализации последнего механизма необходимо создать правовые условия для привлечения на российский рынок иностранных страховых организаций, занимающихся страхованием кредитных рисков.

5.1.6. Одним из инструментов вьявления рисков операций банков с предприятиями и организациями является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками ("кредитные бюро"). Кредитные бюро могут формироваться как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов.

5.1.7. Важным направлением развития кредитных операций банков могут стать операции с розничными клиентами, а именно кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и потребительский кредит. В то же время на степень коммерческого интереса кредитных организаций к таким операциям влияют уровень риска, издержки банков, связанные с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов розничных клиентов, а также стоимость ресурсов, привлеченных кредитной организацией. Для развития ипотечного дела необходимо принятие нового Земельного кодекса.

В области развития ипотечного кредитования первостепенной задачей является создание законодательной основы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг и реализации иных мер, предусмотренных Правительственной программой по развитию ипотечного кредитования.

5.2. Обслуживание депозитов и сбережений населения

5.2.1. Активизация операций банков с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы.

В связи с этим стратегической задачей развития банковского сектора является создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. Предпосылками увеличения сбережений населения в банках являются:

  • укрепление устойчивости кредитных организации и банковского сектора в целом; укрепление правовых основ зашиты интересов кредиторов и вкладчиков; повышение уровня доверия экономических субъектов к государству и партнерам по бизнесу, в том числе доверия населения к финансовым посредникам;
  • дальнейшее повышение реальных доходов населения;
  • сохранение института банковской тайны, тайны вклада; расширение состава банковских продуктов для привлечения средств населения.

5.2.2. Фактором увеличения вкладов населения в банках явится создание системы (защиты) гарантирования вкладов. Принципиальным с этой точки зрения является принятие соответствующего федерального закона, который должен стать базой для введения системы гарантирования вкладов.

Конкретные параметры развития указанной системы будут увязаны с реализацией мер по укреплению законодательных основ транспарентности банковского сектора и банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, а также с реальными темпами снижения системных рисков банковской деятельности. Практическое введение системы гарантирования возможно только принимая во внимание сроки внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

5.2.3. В целях повышения эффективности управления риском ликвидности кредитных организаций, связанного с привлечением вкладов населения, необходимо принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банков. Следует внести изменения в ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней).

5.3. Развитие платежной системы

5.3.1. Серьезным фактором повышения стабильности финансового сектора и экономики страны в целом является совершенствование действующей платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

5.3.2. Совершенствованию платежной системы России будет способствовать создание нового компонента платежной системы Банка России, основанного на валовых расчетах в режиме реального времени. Данный компонент, предназначенный для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, позволит существенно повысить роль национальной платежной системы в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию в международные платежные системы.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в области предоставления услуг платежной системой пользователям, включая органы федерального казначейства.

Предполагается разработка и внедрение унифицированных форматовэлектронных документов, используемых при проведении расчетов.

5.3.3 Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

5.3.4 Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, включая платежные карты, базирующихся на современных информационных технологиях.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставить дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

6. Вопросы корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях

6.1. Важным элементом реформирования банковского дела в России является качественное изменение подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего по линии управления рисками. В условиях развития операций кредитных организаций с реальной экономикой повышенное значение имеет управление кредитным риском и риском ликвидности. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций. Указанные системы управления рисками должны включать эффективные информационные системы мониторинга рисков, одним из обязательных требований к которым является доведение необходимой и достаточной информации до соответствующих уполномоченных сотрудников и до органов управления кредитных организаций.

Система управления рисками должна не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить активный характер, оказывая влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемых кредитными организациями.

6.2. В условиях перестройки стратегии деятельности банков с операций на финансовых рынках на обслуживание реальной экономики на первый план выходят управление кредитным риском и риском ликвидности, а также вопрос координации управления указанными видами рисков. Кредитные организации, имеющие филиальную сеть, должны уделять повышенное внимание вопросам управления рисками, связанными с деятельностью филиалов.

6.3. Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно состоять прежде всего в оценке риска по банковской группе и комплексном управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу, с целью разумного сочетания финансового результата и уровня риска в рамках банковской группы. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны принимать во внимание риски, связанные с переплетением банковской и иной, в том числе производственной, деятельности, усложнением организационной структуры управления и системы внутреннего контроля.

6.4. Существенным условием развития и повышения эффективности систем внутреннего управления и контроля является полноценная реализация принципов деятельности, вытекающих из статуса банков как коммерческих организаций, независимых в осуществлении своей оперативной деятельности. Необходимой предпосылкой для реализации этих принципов выступает устранение любых форм вмешательства в деятельность банков, оказания воздействия на хозяйственные решения банков вне рамок действующего законодательства.

6.5. Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях является более активное проведение надзорным органом оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля при определении состояния и перспектив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать банкам конкретные схемы корпоративного управления и внутреннего контроля.

7. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор, внешний аудит

Основным принципом регулирования банковской деятельности является внедрение в полном объеме международных подходов к его методике и организации. Это потребует внесения изменений в действующее законодательство, а также совершенствования его применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

7.1. Банковское законодательство

7.1.1. Существенное значение для формирования надлежащей правовой базы эффективного реформирования банковского сектора имеют принятые поправки к действующему законодательству (в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Банк России проведет работу по приведению нормативных актов Банка России в соответствие с указанными изменениями.

Банк России, используя полномочия, предоставленные вступившими в силу поправками в Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", будет проводить инспекционные проверки с целью выявления банков, представляющих недостоверную отчетность и имеющих признаки несостоятельности. Особое внимание будет уделяться правильности расчета собственных средств и достаточности капитала. На основании данных, полученных из официальной отчетности и в ходе инспекционных проверок, у банков, имеющих установленные законодательством основания, будут отзываться лицензии на совершение банковских операций.

7.1.2. Тем не менее принципиальное значение имеет принятие еще ряда поправок, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих:

  • защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея ввиду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;
  • изменения в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);
  • развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи, и о переводе денежных средств);
  • повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;
  • установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;
  • предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;
  • предоставление Банку России права обмениваться с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками информацией (за исключением справок по операциям и счетам) без получения согласия кредитной организации и обеспечивать защиту информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.

7.1.3. Для снижения риска репутации банков необходимо принятие мер по скорейшей (после вступления в силу) реализации, принятого в августе 2001 года Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Требуется завершить работу над новой редакцией Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В числе наиболее важных вопросов, требующих решения, следует выделить четкое определение сферы и предмета регулирования, задач и полномочий соответствующих органов, в том числе по получению информации, и их обязанностей по работе с ней, конкретных мер ответственности за нарушение требований законодательства.

7.1.4. Большое значение для восстановления доверия общества и кредиторов к банковскому сектору, защиты прав и интересов клиентов кредитных организаций, стимулирования организованных сбережений населения в банковском секторе будет иметь дальнейшее совершенствование законодательства о банкротстве и ликвидации кредитных организаций.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России с учетом принятых Государственной Думой изменений в банковском законодательстве разработает меры по совершенствованию процедуры ликвидации банков.

Процедуры ликвидации неплатежеспособных банков должны стать быстрыми и эффективными, направленными на сокращение сроков расчета с кредиторами, обеспечение сохранности имущества и документов банков, предупреждение возможных правонарушений и ущемления интересов кредиторов.

7.2. Банковский надзор

Укрепление банковского надзора играет ключевую роль в дальнейшем реформировании банковского сектора.

7.2.1. В сфере лицензирования деятельности кредитных организаций предстоит решить следующие задачи:

  • ужесточить подходы к финансовому положению учредителей (участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих более 20% их акций (долей), а также к оценке их деловой репутации;
  • повышение квалификационных требований к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой репутации;
  • совершенствование методик оценки бизнес-планов кредитных организаций; создание условий, обеспечивающих раскрытие кредитной организацией ее реальных владельцев, повышение требований к транспарентности структуры собственности;
  • оценка возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) на деятельность кредитных организаций.

7.2.2. Целесообразно дополнительно расширить возможности капитализации кредитных организаций путем упрощения порядка увеличения уставного капитала кредитных организаций за счет конвертации долгов кредитных организаций в капитал, а также путем оплаты акций (долей) драгоценными металлами в слитках.

7.2.3. Важнейшим элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков.

Применение "Основополагающих принципов эффективного банковского надзора", рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору, предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентации к регулированию рисков путем максимального учета при определении требований, предъявляемых к кредитным организациям, таких параметров, как:

  • существенность рисков;
  • качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками;
  • адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска.

Роль надзорного органа при этом также претерпит качественные изменения, предполагающие замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой качественных параметров степени рисков, принятых кредитными организациями. Особое внимание должно быть уделено качеству внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля. Темпы внедрения такого подхода к организации банковского надзора, помимо качества решения задач самим органом надзора, будут зависеть от повышения степени самостоятельности банков в принятии коммерческих решений (исключающего прямое или косвенное стороннее влияние на коммерческие решения банков), а также от общей динамики развития банковского дела и повышения его культуры.

7.2.4. Работа по совершенствованию методики и организации надзора должна быть продолжена по следующим основным направлениям.

7.2.4.1. Совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций.

Имеется в виду прежде всего более точный учет в действующих обязательных нормативах реальных рисков банковской деятельности. Другой задачей является сокращение числа установленных банкам обязательных нормативов и сохранение лишь нормативов, позволяющих эффективно регулировать банковскую деятельность. Целесообразно также с учетом высоких системных рисков, недостаточной транспарентности и низкого уровня доверия к банковскому сектору повысить минимальные требования по достаточности капитала.

7.2.4.2. Развитие практики оценки рисков на консолидированной основе, в том числе путем включения в отчетность данных об операциях с небанковскими организациями, на деятельность которых кредитные организации имеют возможность оказывать существенное влияние.

Включение в число обязательных отчетных данных банков информации о некредитных организациях позволит в рамках банковского надзора осуществлять на консолидированной основе регулирование и мониторинг рисков, принимаемых на себя кредитными организациями, и одновременно ставит дополнительные задачи по организации должного управления рисками.

7.2.4.3. Развитие надзора на консолидированной основе, в том числе за деятельностью банковских холдингов.

Организации лиц, контролирующих через участие в капитале или иным способом деятельность кредитных организаций, должны осуществлять данные права транспарентно, а возможная концентрация рисков, связанная с осуществлением данных прав, должна выступать объектом специального внимания со стороны органа банковского надзора.

7.2.4.4. Расширение состава инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери.

Введено в. действие Положение Банка России от 12.04.2001 №137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери", в соответствии с которым в число инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, включены внебалансовые операции, срочные сделки, ценные бумаги. приобретенные для инвестирования (включая государственные).

В перспективе в координации с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и модернизацией системы налогообложения предполагается дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, имея в виду предоставление кредитным организациям более широких возможностей для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и аудиторов.

7.2.4.5. Повышение оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности.

Данная задача будет решаться путем внедрения комплексных методик анализа финансового состояния кредитных организаций как на этапе документарного надзора, так и на этапе проведения инспекторских проверок. Основная задача - выявление проблем кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения. Банк России будет применять адекватные меры воздействия за недостоверность отчетности кредитных организаций.

В целях усиления контроля за отражением в отчетности реального положения дел в кредитных организациях будут проводиться систематические проверки, включая повторные, с применением адекватных санкций. Важным инструментом повышения эффективности этой работы являются поправки, внесенные в действующее законодательство и предполагающие право Банка России предъявлять требования о корректировке величины активов и собственных средств банков.

7.2.4.6. Совершенствование инспекционной деятельности Банка России. Принятие Банком России ряда документов о проведении проверок кредитных организаций, учитывающих комплексный подход к инспекционной деятельности, в том числе и при проверке кредитных организаций, имеющих филиальную сеть.

7.2.5. В течение 2001 года Правительство Российской Федерации и Банк России определят меры организационно-правового характера, необходимые для полного перехода банков на отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности и разработают график устранения имеющихся ограничений с целью обеспечить переход на международные стандарты с 1 января 2004 года.

Указанная работа затронет нормативную базу, вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального закона "О бухгалтерском учете", который должен создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Определенные коррективы должны быть внесены также в налоговое законодательство. Необходимо повысить качество выполнения профессиональной деятельности бухгалтерами и аудиторами, решить задачи подготовки и переобучения кадров. Банк России совместно с ТАСИС приступил к разработке нормативной базы для внедрения МСФО и ее апробации на группе "пилотных" банков.

В рамках .перехода на международные стандарты Банк России примет меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России, направленные в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации информации, упорядочение сроков представления отчетности.

7.2.6. Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику с учетом рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) расчета и публикации данных о надежности и стабильности банковского сектора - так называемых макропруденциальных показателей. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, надзорным органам, международным финансовым организациям осуществлять регулярный мониторинг надежности финансового сектора, включая кредитные организации.

7.2.7. Принятие необходимых изменений в законодательстве в части обмена информацией с надзорными органами зарубежных стран (п. 7.1) позволит по-новому подойти к организации надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, улучшить международный аспект транспарентности информации о российском банковском секторе, расширить сферу практического применения соглашений, заключенных с надзорными органами зарубежных стран. Для достижения этих целей предполагается продолжить работу по заключению новых соглашений с надзорными органами зарубежных стран.

7.2.8. Совершенствование банковского надзора на данном этапе должно осуществляться в рамках выполнения Банком России надзорных функций. Проблема создания агрегированного регулятора (мегарегулятора) может рассматриваться только в условиях высокого уровня развития финансовых рынков, определяющего тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех их участников.

7.2.9. В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций необходимо:

  • ужесточить контроль за соблюдением кредитными организациями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", связанных с обязательным уменьшением кредитными организациями уставного капитала в случае уменьшения величины собственных средств (капитала);
  • обеспечить своевременное предъявление требований об осуществлении кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
  • разработать методические рекомендации по составлению кредитными организациями планов мер по финансовому оздоровлению, а также по оценке рыночной стоимости активов кредитных организаций;
  • усилить контроль за выполнением кредитными организациями мероприятий, предусмотренных планами мер по финансовому оздоровлению (планами мероприятий по реорганизации);
  • активизировать применение механизма введения временных администраций по управлению кредитными организациями и усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности временных администраций по управлению кредитными организациями;
  • своевременно применять меры воздействия к кредитным организациям, допускающим нарушения действующего законодательства.

7.2.10. В целях совершенствования контроля за ликвидацией кредитных организаций на основании ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" следует разработать формы статистической отчетности, подлежащей представлению конкурсными управляющими в Банк России. При этом необходимо предусмотреть получение от конкурсных управляющих сведений о движении активов ликвидируемого банка, о результатах проделанной работы по рассмотрению требований кредиторов банка.

Одной из важнейших задач в краткосрочной перспективе является разработка и внедрение механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Требует безотлагательного решения проблема трансграничной несостоятельности банков, которая может быть решена посредством заключения межгосударственных соглашений, определяющих порядок ликвидации филиалов, представительств и дочерних организаций российских банков за рубежом.

Эффективность ликвидационных процедур неразрывно связана с решением проблемы инициирования процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых лицензии на осуществление банковских операций отозваны Банком России до вступления в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Эта проблема может быть решена только на законодательном уровне.

7.3. Внешний аудит кредитных организаций

Необходимо продолжать работу по приведению в соответствие с международной банковской практикой роли внешнего аудита, что предполагает;

повышение требований к репутации и опыту работы аудиторских организаций, работающих с кредитными организациями; приведение стандартов аудита в соответствие с требованиями международной практики и соответствующих рекомендаций международных организаций; применение более жестких мер, включая лишение лицензий, к аудиторам за грубые ошибки, повлекшие введение в заблуждение пользователей подтвержденной аудиторами недостоверной информации; повышение роли саморегулируемых профессиональных организаций в допуске аудиторов на рынок.

8. Взаимодействие в банковском сообществе и сотрудничество с международными организациями

8.1. Развитие культуры банковского дела должно стать одним из центральных элементов реформирования банковского сектора.

Наиболее важными проблемами в этой сфере являются:

  • повышение ответственности руководителей кредитных организаций за исполнение принятых ими обязательств;
  • развитие транспарентности банковской деятельности; повышение профессиональных навыков и уровня этических норм деятельности руководства, сотрудников, а также учредителей (участников) кредитных организаций. Необходимо исключить из практики формально корректные, но сомнительные по существу операции, ведущие к приукрашиванию финансового состояния банков.

8.2. На решение проблем, указанных в п. 8.1, направлены приведенные выше изменения действующего законодательства. Однако практика, в том числе и международная, показывает, что сами по себе усилия регулирующих органов без поддержки банковского сообщества не дают желаемого результата.

Стимулом к укреплению взаимодействия в банковском сообществе стало бы принятие всеми заинтересованными сторонами Этических принципов банковского дела, в разработке которых ведущую роль могут сыграть сами кредитные организации и их ассоциации. Задача данного документа - систематизировать не урегулированные законодательством принципы делового оборота, отвечающие целям формирования здоровой рыночной среды. Одновременно банковское сообщество должно выработать эффективные механизмы контроля (основанные на принципах саморегулирования с участием банковских союзов и ассоциаций) за добросовестностью участников рынка банковских услуг.

8.3. В целях учета позиции банковского сообщества по проблемам развития банковского сектора следует развивать практику привлечения банковского сообщества, в том числе банковских ассоциаций, к работе по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы банковского дела.

8.4. Важный вклад в методическое обеспечение процессов реформирования российской банковского сектора, а также повышения степени его открытости для международного сообщества вносит взаимодействие с зарубежными правительственными органами, органами банковского надзора и международными организациями. Особую роль в этих процессах играет сформированный под эгидой Банка России в марте 1999 года Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК), в работе которого, помимо российских органов государственной власти, участвуют международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР).

Наиболее актуальными направлениями деятельности МКК и созданных в его рамках рабочих групп являются вопросы развития банковского законодательства, разработка нормативных документов по контролю за банковскими рисками, внедрение методов диагностики проблем кредитных организаций, организация надзора и оценка рисков на консолидированной основе, перевод российской банковской системы на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проведение процедур банкротства и ликвидации нежизнеспособных банков, реструктуризации проблемных кредитных организаций.

Прайм-Тасс

[ публикации ] [ экономика России ] [ банковское дело ]

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




трекер почтовый fedex

postiko.ru

Деофшоризация экономики что это такое

деофшоризация

ey.com


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017