Аналитик: "Системный интегратор" или "узкий специалист"
Автор: В.В. Губанов,С.М. Шуплецов
Отношение к аналитику и его судьба в компании
В ходе развития любой компании наступает момент, когда в ней появляется "аналитик" или даже "аналитическое подразделение". Формируется представление о его предназначении и ожидание чуда.
Менеджеры и специалисты иногда смотрят на этого специалиста с непониманием, а иногда с надеждами.
"Аналитик" начинает взаимодействовать с менеджерами и специалистами, "отрывать" их от дела, постепенно вызывает недовольство и возникает вопрос: "А чем ты помогаешь мне в моей работе?"
"Аналитику" быстро находят "дело", и вот уже вместе со всеми он занимается тем, что готовит планы, письма, "решает" производственные и прочие вопросы.
Если он не увольняется, значит, он не "аналитик", а если он "аналитик", то он рано или поздно обязательно увольняется. В обоих случаях организация, казалось бы, возвращается в прежнее состояние - как "было" до его прихода.
И это не фантазии, а результат наблюдения за конкретными организациями.
Впрочем, эта же модель судьбы справедлива и для структур развития.
В чем причина?
Условия возникновения потребности в аналитике
Если рассмотреть основные функции Системы организационного управления (СОУ), то наряду с наблюдением, принятием решения и вводом его в действие, в контуре управления, безусловно, присутствуют функции анализа и выработки решения. И любой менеджер в рамках своей сферы ответственности выполняет эти функции. А поскольку компании фактически функционируют и развиваются и в отсутствии аналитика, то менеджеры справляются с решением своих задач управления.
Наступает момент, когда менеджер сталкивается с ситуацией, в которой он не может принять решения и не по причине "тривиальной" трудности - отсутствие информации, а потому что не знает, что же можно и нужно предпринять. Для него существует простое решение: посоветоваться с менеджером верхнего уровня. Посоветовался, все понял, и дело опять "завертелось". Если так, то с кем будет советоваться менеджер верхнего уровня? Ответ опять простой - комитет, команда, общими усилиями находим решение. Если решение все же не найдено, то опять простое решение - "посмотрим, как оно само разрешится".
Когда решений типа "посмотрим" становится много, когда начинает возникать беспокойство у руководства и даже прямые потери в деятельности, в компании появляется "аналитик".
Аналитику предназначают разобраться с "неизвестным" и помочь менеджменту понять свойства и закономерности деятельности, найти методы и механизмы решения задач такого типа и научить менеджеров работать с этими управленческими задачами. Ситуация в компании налаживается, и аналитик оказывается "без дела", а тут поспевают новые "производственные" задачи, да и "ресурс" не должен простаивать - смотри о судьбе "аналитика".
Место, роль, предназначение, результат деятельности аналитика
Каждый менеджер от части - аналитик. И если уж в компании появляется "аналитик", то, скорее, его можно назвать "метааналитиком - синтетиком" поскольку:
- Он должен организовывать и поддерживать аналитическую функцию всего менеджмента компании;
- Результатом его деятельности должна быть динамически развиваемая в соответствии с потребностями компании, отчуждаемая (передаваемая другим) модель деятельности компании и ее системного окружения. Она является не столько продуктом интеграции ("сложения"), сколько результатом исследования и синтеза. Из нее операционально следует состав управленческих задач и способы их решения.
Организационные решения:
- "Аналитик" - свойство личности и самоопределение человека, методно оснащенного к деятельности по исследованию "неизвестного" и по построению модели деятельности, которая позволяет менеджеру вырабатывать и принимать решения.
- Предназначение - "усиление" менеджера для многоаспектного исследования состояния деятельности, цель которого заключается в формировании у менеджера новых представлений о свойствах деятельности, формулировании проблемы и постановке задачи ее решения;
- Создание аналитического подразделения при высокой и постоянной интенсивности возникновения проблем в деятельности копании или ее структурах;
- Аутсорсинг на решение проблем в условиях неопределенностей.
В.В. Губанов (Агентство профессионального сервиса)
С.М. Шуплецов (Директор по информации ЗАО "Ренова")
Конференция "Роль аналитика в управлении предприятием"
Москва, 29 июня 2001 года.
[ публикации ] [ менеджмент ] [ человеческий капитал ]
|