КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

Логика возникновения рыночного обмена

Каждый человек стремится к удовлетворению своих потребностей. Величина, объем которых определяется, измеряется количеством предметов потребления, необходимых для насыщения этих потребностей. А разница между имеющимся на руках у субъекта числом предметов и требуемым их множеством характеризует степень, уровень обеспеченности данных потребностей.

В том случае, когда индивид может самостоятельно снабдить себя всеми необходимыми ему предметами, никакой надобности в других людях, в их содействии в этом деле, он испытывать не будет. Нужда в других возникает у него только и только при условии, что хотя бы одну из своих потребностей он не может обеспечить собственными силами. Если наличное, фактическое количество предметов потребления у него на руках меньше количества требуемого. И возникает недостаток, дефицит предметов потребления. Как разница между этими двумя количествами.

Такое положение вещей обуславливает возникновение у субъекта спроса на недостающие ему предметы потребления. Как стремления получить необходимые ему вещи от других субъектов. Как совокупности действий по поиску тех людей, которые обладают необходимыми ему предметами и побуждению их к расставанию с этими объектами. Причем, величина спроса на недостающие предметы будет равна по абсолютной величине их дефициту.

Наоборот, если по какой-то потребности у субъекта возникает избыток предметов, у него появляется возможность предложить другим людям свои излишки. Что делает возможным возникновение предложения предметов потребления со стороны данного индивида. Как комплекса действий, включающего в себя поиск нуждающихся и извещение их о том, что их потребности могут быть обеспечены с помощью имеющихся у него излишков. Естественно, что величина предложения не может быть больше объема самих излишков.

Понятно, что отдать, передать свои запасы другому человеку данный может лишь тогда, когда у этого другого наблюдается дефицит предметов по такой же потребности. В противном случае второй субъект, просто, не примет ненужные ему вещи. Откажется от них. Иначе говоря, для совершения одностороннего перехода предметов от одного человека к другому необходимо не только наличие предложения излишков, но и спроса на них. Иначе процесс перехода вещей или только права собственности на них становится невозможным.

А это значит, что возможности субъекта предоставить что-либо другим людям – его предоставительные возможности – определяются, во-первых, величиной предложения со стороны данного субъекта, а во-вторых, – объемом спроса, предъявляемого другими людьми на предметы потребления данного рода. Ведь нельзя отдать другому больше того, что имеешь сам. И нельзя заставить другого по его собственной воле взять больше того, что ему нужно по природе и хотениям его.

***

Обладатель излишков может отдать другому свои предметы безвозмездно. В форме дара, пожертвования или обязанности содержать этого другого. Но может потребовать и что-то взамен. Потребовать возмещения отдаваемого. И сделает он это только в том случае, если у него имеется, как минимум, хоть одна потребность, по которой он испытывает дефицит предметов потребления. Если у него существует спрос на эти предметы потребления, предметы другого рода, второго вида.

Ясно, что требование к другому человеку о возмещении отдаваемого может быть выдвинуто только, если у этого другого или уже есть в наличии необходимые первому предметы, или он в состоянии их раздобыть. Если он в силе сформировать предложение недостающих первому субъекту предметов потребления. Ибо нет смысла предъявлять такое требование к младенцам, стариками и другим недееспособным в этом плане людям.

Выдвижение другому субъекту требования о возмещении означает возникновение обмена между людьми. Так как однонаправленный переход вещей при дарении и других его формах превращается в двунаправленный. В двусторонний. Когда один переход в обязательном порядке вызывает и переход обратный. При этом, следует сразу отметить, что требование о возмещение может носить различный характер. Может быть разным. Поэтому, в зависимости от этого, и обмен распадается на несколько видов.

Если два или более субъекта сдают, по обычаю, свои излишки в общий фонд при условии, что потом каждый получит из него то, что ему нужно и можно, то это будет первобытный обмен между людьми по принципу «общего котла». Если же один дарит другому свои излишки, а требование об обратном дарении содержится, опять же, в обычаях людей, в их нравах, то обмен будет выступать в виде дарообмена.

Рыночный же обмен возникает лишь в том случае, когда требование о возмещении содержится не в обычаях, а формируется сознательно, целенаправленно хотя бы одним из участников обмена. (Потому что второй будет вынужден подчиниться.) И требование это отличается от других еще и тем, что возмещение в нем устанавливается обязательно эгоистическое. По принципу: «Получить необходимое, отдавая минимум своего». В идеале – получить нужное – даром.

Таким образом, для превращения предметов потребления в товары и возникновения рыночного обмена необходимо не только появление обмена как такового, но и строго определенный принцип возмещения, на основании которого только и может возникнуть обмен товарный. Принцип этот возникает как перенос рационального стремления человека получить все необходимое от природы с минимумом затрат на других людей. В результате чего субъект все свое социальное окружение начинает рассматривать лишь как средство решения личный проблем. То бишь, превращается из человека настоящего в человека экономического. Получеловека в нравственном отношении. :)

***

Возникновение рыночного обмена есть введение строго определенной связи между двумя противоположно направленными движениями предметов или прав собственности на них. Которые до того были или не связаны вообще, или связаны зависимостями другого рода. Содержащимися не в свободном соглашении сторон, а в обычаях людей.

Связь эта является причинно-следственной. Потому как переход одного из товаров из рук в руки становится условием получения товара другого. Ведь получить чужой товар можно только и только в том случае, если отдашь свой. Ни при каких иных условиях. При этом, время передачи предметов не играет существенной роли. Они могут и одновременно передаваться, и один после другого. В любой очередности.

Эта связь возникает и существует, прежде всего, в мозгу, в сознании людей. И она представляет собой с самого начала именно связь между представлениями, в которых отражаются людьми свои и чужие товары. Человек в своем сознании связывает отчуждение определенного количества своего товара с обязательным получением определенного количества чужого. И на основе этих представлений он и действует. Выставляет требование к другому человеку. Заставляет другого действовать так, как ему это нужно. По своей интеллектуальной программе.

И другая сторона вынуждена подчиниться первой, ее требованию. Ибо излишки, имеющиеся у первой стороны, ей нужны. И без выполнения требования этой стороны товары ее не получить. Понятно, нормальным, мирным, цивилизованным, не варварским, военным, путем. Поэтому вторая сторона предпринимает все необходимые действия, чтобы раздобыть нужные первой товары. И тем самым совершить обмен. Необходимый для обеих сторон.

Все это значит, что связь между товарами проходит не только через тело и сознание первой стороны, но по таким же путям стороны второй. И потому эта связь есть связь двусторонняя, симметричная. В том смысле, что она прокладывает свой путь через тело и сознание каждой стороны обмена. Но не только через эти объекты, но и через то пространство, которое находится между обменивающимися сторонами. В форме внешних информационных и физических взаимодействий между ними.

***

Ведь товары в связь между собой вступают не сами. Соединение это всегда и везде осуществляют их владельцы*. И основными элементами такого сочленения являются следующие взаимодействия:

1. Отражение обоих товаров в сознании каждой стороны обмена.

2. Отражение каждой стороной обмена противоположной стороны.

3. Обмен мнениями между участниками торга с целью прихода к мнению единому. В результате чего только и становится возможным обмен.

Стало быть, торг являет собой не однонаправленное действие, а именно взаимодействие сторон обмена. Взаимодействие, прежде всего, физическое. Потому как информация от стороны к стороне, в основном, перетекает в форме звуковых и электромагнитных волн. Сама же информация, как отражение окружающей среды в сознании участников обмена, являет собой некоторые взаимодействия между частицами их мозга. Комплексы этих взаимодействий мы называем идеальными образами и считаем их идеальными моделями предметов отражения**.

Следовательно, вся связь между товарами и людьми, в целом, образует некоторую цепь, последовательность взаимодействий, происходящих как между живыми, так и между неживыми участниками обмена. Эта связь представляет собой нечто вроде двух дуг, связывающих оба множества товаров и проходящих через сознания и тела людей и через ту среду, в которую погружены и сами люди, и их товары.

Конечно, в реальной действительности взаимное расположение людей и товаров может быть, каким угодно. И расстояния могут в наше время пролегать через всю Землю. Но это все не имеет принципиального значения. Ибо, все равно, всегда и один владелец товара, и другой должны обладать информацией и о товарах, и обо всем остальном, относящемся к делу. И определенным образом взаимодействовать между собой. Даже если это взаимодействие осуществляется только через Интернет.

В противном случае, при отсутствии хотя бы одного элемента, торг, сам обмен, не могут состояться. Ведь даже при покупке кота в мешке, мы должны знать, что в нем именно кот, а не что-либо другое. То есть, должны иметь хотя бы самое общее представление о предмете обмена.

________________________________________

* И даже в случае, когда субъект продает самого себя, происходит его раздвоение на две сущности – продавца товара и сам товар. Поэтому, все равно, субъект-владелец продает себя как товар-субъект.

** Здесь используется моя «Философия взаимодействия». Как метод мышления. См. http://sovet14.narod.ru/MF.3V/MF.3V.htm .


Антон Совет


Читайте также:





Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20 30 40 50 60

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:





уборкой или ремонтом