КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и парадокс Гиффена

SA.543

02.810. Роберт Гиффен. Биография

«Самый известный парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.
Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена".
Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса"».

02.804. Википедия

«Товар Гиффена- это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.

Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.

В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах».

Объяснение – короткое. Этот случай подобен по технике эффекту сноба: цена растет, но потребление (спрос) увеличивается. Отличие лишь в том, что там рост цены приводит в действие примитивное стремление человека выделиться потреблением из других, а здесь предложение денег на данный товар увеличивается за счет экономии на других товарах. От которых потребитель отказывается в пользу данного**.

____________________

* См. в 02.806 объяснение этого парадокса одним из моих конкурентов-попутчиков. :) Надеюсь, мое объяснение будет попроще и подоходчивее...
** Еще заслуживающие внимания публикации по теме:
01.442, 01.994, 02.732, 02.756, 02.811.


Антон Совет


Читайте также:





Прыг: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Скок: 10 20 30 40 50 60

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:





бережная химчистка