КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и парадокс Веблена

SA.542

Для большей объективности приведем толкования этого парадокса из двух источников:

02.794. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001

«Парадокс Веблена
ситуация, когда потенциальные покупатели воспринимают снижение цены товара как информацию об ухудшении его качества, что приводит к спаду числа покупок. Одновременно существует
группа потребителей, предпочитающая покупать дорогие товары (эффект сноба). По мере роста цены на данный товар растет желание указанной группы потребителей приобрести такой товар».

02.795. Экономико-математический словарь

«ВЕБЛЕНА ПАРАДОКС [Veblen’s paradox] — иногда его называют эффектом сноба; явление, которое противоречит всеобщему правилу: чем ниже цена товара, тем выше спрос (и наоборот). Наблюдается в случаях, когда покупатели рассматривают снижение цены как свидетельство снижения качества данного товара и сокращают его покупку, а также когда считается более престижным (в определенных кругах) покупать дорогие вещи, что расширяет спрос при подорожании товара (отсюда и название — эффект сноба). При В. п. рыночная кривая спроса имеет более плавный наклон, чем можно было бы ожидать в обычных условиях, и может даже идти вверх. Эффект назван по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена, одного из родоначальников направления институционализма в экономической науке».

Совершенно очевидно, что ситуация в этих случаях не такая, как при действии «закона» спроса. Когда ПД постоянно, а изменяется только цена товара. В дело включается и изменение предложения денег. Причем, причиной его изменения служат не те факторы, которые мы называем неценовыми, а именно ценовой фактор. Изменение самой цены.

По той простой причине, что в обществе связи между явлениями чрезвычайно богаты и многообразны. Зависимость между ними идет по нескольким линиям. В частности, ПД не данный товар зависит не только от возможностей покупающей стороны вообще, но и от их мнений о товаре, их отношения к товару. Которое может, как уменьшать то количество денег, которое они готовы потратить на данный товар, так и увеличивать его.

Именно поэтому отклонения от «закона» спроса в виде эффекта Веблена представляют собой случаи, когда цена товара изменяется, но ПД на него изменяется еще более быстрыми темпами. И в ту же сторону, что и цена. Поэтому и общий результат получается не в форме обратно пропорциональной зависимости спроса от цены, а другой. Прямо противоположный. Спрос зависит от цены прямо пропорционально. За счет вмешательство в дело изменения предложения денег.


Антон Совет


Читайте также:





Прыг: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Скок: 10 20 30 40 50 60

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:





химчистка – чистка штор на весу