КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Спрос и цены на сопряженные (другие) товары

SA.533

Для этого фактора сразу надо уточнить: название «неценовой» для него подходит не так однозначно, как для предыдущих. Потому что неценовым его можно назвать только по отношению к цене товара, о спросе на который идет речь. С ценой этого товара он не связан. Но зато, этот фактор связан с ценой других товаров. И в этом смысле его можно назвать ценовым. Но послушаем опять наших неутомимых менторов:

«Изменение цены на сопряженный товар может привести к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, в зависимости от того, являются ли они взаимозаменяемыми или дополняющими. Взаимозаменяемыми (или товарами-заменителями) называют товары, когда можно использовать один вместо другого. Взаимодополняющий (или сопутствующий) товар используется в сочетании с другим товаром».(02.714)

Если взять формулу зависимости предложения денег от доходов,(SA.532) но, для упрощения, без запасов денег, то объяснение описываемых практических случаев может быть выстроено следующим образом:

1. Расход денег на другие товары зависит от цен на них. Потому как он может быть определен по формуле:

РДнаДТ = (КТ1 х ЦТ1) (КТ2 х ЦТ2) ... (КТn х ЦТn).

2. Покупатели тратят на все эти товары и на данный деньги из одного и того же кошелька, поэтому размер ПД на данный товар зависит и от цен на другие товары:

ПД = ДП[(КТ1 х ЦТ1) (КТ2 х ЦТ2) ... (КТn х ЦТn)],

3. А если от цен на другие товары зависит ПД на данный, то и спрос его тоже будет зависеть. По формуле:

СнаТ = {ДП[(КТ1 х ЦТ1) (КТ2 х ЦТ2) ... (КТn х ЦТn)]} / ЦТ.

Если, скажем, растет цена на субститут данного товара, то, ясно, что при том же ПД, народ будет переключаться на покупку этого товара. Что ведет к увеличению спроса на него. Если же снижается цена на взаимодополняющий товар, то потребность в данном будет расти. Люди будут выделять на него большее количество денег, и, как следствие, спрос на него вырастет.

При изменении цен на независимые от данного товары результат будет зависеть от конкретной ситуации. Если товаров в корзине потребителя много, то изменение цены на независимый товар может никак не сказаться на спрос на данный. Но если, допустим, товаров всего два, то изменение цены на другой товар может привести к изменению спроса на данный. Это более вероятно.


Антон Совет


Читайте также:





Прыг: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Скок: 10 20 30 40 50 60

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: