КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Неценовые факторы спроса

SA.529

В современной русскоязычной экономической теории, почти полностью заимствованной из экономикса*, под детерминантами спроса понимаются те факторы его, которые влияют на изменение величины спроса не через цену. И поэтому они так и называются: «неценовые факторы».

Рассмотрим эти факторы и покажем, что все они являются причинами, изменяющими именно предложение денег – второй аргумент СнаТ. Покажем, что аргументами первого уровня для спроса являются ПД и ЦТ, а все остальное может влиять на спрос только и только через эти две величины. И поэтому все другие переменные являются аргументами второго и последующих уровней. По отношению к которым спрос является уже не функцией, а функционалом. Первого и последующих уровней.

И для начала составим перечень этих факторов из тех источников, которые находятся в общей доступности. Уважив, конечно, Макконнелла и Брю – авторов основного современного учебника по экономиксу. Которые учат уму-разуму наших студентов и «профессиональных» экономистов.

Итак, по Макконнеллу и Брю к этим факторам относятся:

1) вкусы, или предпочтения, потребителей;
2) число потребителей на рынке;
3) денежные доходы потребителей;
4) цены на сопряженные товары;
5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов**.

В 01.442 к перечисленным факторам добавляют еще такие:

1) информированность покупателя о товарах;
2) климатические условия;
3) налоги и дотации, а также другие сопровождающие покупку товара затраты (в том случае, если они ложатся на покупателей);
4) время, затраченное на потребление товара.

Как пишет автор указанного источника, претендующий на новизну, – это «факторы, традиционно не выделяемые в учебниках».

Назовем факторы из первой группы – основными, а из второй – дополнительными. И рассмотрим, понятно, сначала первые. Уделив потом некоторое внимание и вторым.

____________________

* К нашему стыду и позору.

** См. См. http://yax.su/finlab/ir103/20/index.shtml . Это 14-е издание учебника. Но и в других изданиях катехизиса – то же.


Антон Совет


Читайте также:





Прыг: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Скок: 10 20 30 40 50 60

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: