КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Понятие и формулы спроса

О величине платежеспособного спроса на товар нельзя сказать ничего определенного, пока неизвестна, хотя бы предположительно, цена товара. Нельзя сказать: будет он большим или малым, если неизвестно, какой сложится цена на товар. Или какой она установлена на него. Следовательно, цена на товар является одним из аргументов спроса на него. Величиной, от изменений которой зависит изменение и самого спроса.

Из опыта известно, что спрос на данный товар на данном рынке и в данный период или данный момент времени будет тем большим, чем меньшей сложится цена на товар. И, наоборот: спрос будет уменьшаться, если цены будут складываться высокими. Из сказанного следует заключить, что между ценой и спросом существует обратная зависимость. И не просто обратная, а именно обратно пропорциональная. Если исключить из внимания все другие факторы, влияющие на спрос. Потому что в этом случае спрос будет целиком и полностью определяться только и только изменениями величины цены.

Поэтому предварительно формулу спроса на товар (СнаТ) можно изобразить в следующем виде:

СнаТ = 1/ЦТ.

Однако, из того же рыночного опыта известно, что спрос на товар зависит не только от цены товара, но и от того количества денег, которые покупатели в состоянии потратить на приобретение данного товара. То есть, от предложения денег (ПД). Причем, практика свидетельствует, что при прочих равных условиях, в том числе и при одной и той же установившейся цене, спрос на товар будет больше, если больше ПД. И наоборот. Поэтому, если исключить из рассмотрения все другие факторы спроса, то можно сказать, что спрос зависит от ПД прямо пропорционально:

СнаТ = k*ПД,

где k есть некоторый коэффициент, учитывающий влияние других величин на спрос. И спрос будет численно равен предложению денег только и только в том случае, если k = 1.

Понятно, что и цена товара, и предложение денег действуют одновременно и независимо друг от друга на спрос, поэтому воздействие этих величин на величину спроса нужно объединить в одно целое. И тогда формула спроса предстанет перед нами в таком виде:

СнаТ = ПД/ЦТ.

Разумеется, в формуле фигурируют именно совокупное, общее предложение денег на данный товар (ОПД) и средняя цена единицы товара (СЦТ). И поэтому в полном виде эту зависимость надо было бы представлять так:

СнаТ = ОПД/СЦТ.

Но на практике можно использовать упрощенную запись. Не забывая о конкретной характеристике величин, входящих в формулу спроса.

Таким образом, спрос на товар можно определить как отношение общего предложения денег к средней цене единицы товара. Как частное от деления СПД на цену единицы товара*.

И если принять, что ПД измеряется в рублях (рб), а товар – в штуках (шт), то проверка формулы спроса по единицам измерения будет выглядеть так:

СнаТ = ПД/ЦТ= рб/(рб/шт) = шт.

Понятно, что здесь количества величин, входящих в формулу, приняты равными единице.

***

Однако, величину спроса можно вычислить и через стоимость единицы денег (СД). Которая есть отношение количества товара, которое можно купить за единицу денег, к самой этой единице. И формула спроса на товар примет вид:

ПСнаТ = ПД*СД = рб*(шт/рб) = шт.

То есть, можно сказать, что спрос на товар есть произведение ПД на стоимость единицы денег. Поэтому понятие спроса нуждается в другом, общем определении. Которое бы учитывало обе формулы по вычислению его величины. И такое определение может быть только таким:

Спрос на товар – это количество товара, которое может быть куплено.

Потому что при любом вычислении величины спроса, она представляет собой некоторую гипотетическую, потенциальную вещь. Связанную, прежде всего, в обменными возможностями покупательской стороны.

Иначе говоря, в общем виде, спрос на товар есть такое же количество, как и предложение его. Но предложение товара есть частный вид количества товара, который возникает при связывании товара с его продавцами. С их возможностями. Ибо именно от возможностей продавцов зависит то количество товара, что они могут выставить на продажу.

Спрос же на товар – это характеристика количества товара со стороны его покупателей. Связывание его с их возможностями. С их, прежде всего, возможностями финансовыми. Выражающимися в тех количествах денег, которые они могут себе позволить на покупку данного товара.

Но возможности покупателей в обмене зависят не только от количества денег у них на руках, но и от того соответствия, каковое складывается между товаром и деньгами. И которое мы называем ценой. Влиять на которую решающим образом, в общем случае, отдельный покупатель не в состоянии. Складывающая или установленная государством цена есть объективный для него фактор. С которым он вынужден считаться. И которому должен подчиняться. В малой степени имея возможность изменить это соотношение.


Титул РТС

Первоисточник: SA.155



Антон Совет


Читайте также:





Прыг: 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Скок: 10 20 30 40 50 60

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: