КОЛОНКИ >> ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ >> БЛОГ

Давос как неудачная реклама

В кулуарах Давосского – Всемирного экономического форума (ВЭФ) вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что государственного участия в российской экономике ровно, сколько требует момент. Это заявление смело можно распространить и на другие страны. «Вечные» противники властного вмешательства в «природные» хозяйственные процессы, неолибералы убеждены: усилия правительств естественны, необходимы и разумны. Они действительно держат стабилизацию два года. Но государственное вмешательство в экономику может быть не только монетаристским.

Россия на форуме в швейцарском городе Давосе отчаянно рекламировала себя. Усилия чиновников-делегатов были направлены на создание образа экономики и политики приемлемой для западных инвестиций, включая (прежде всего) их привлечение в деле пополнения казны. Стабилизация мировых рынков 2009-2010 годов привела к новому взлету цен на сырье. Однако даже при дорогой нефти Россия смогла подойти к четвертому году мирового кризиса с потрепанными финансами, сузившимся внутренним рынком и неубедительным ростом ВВП. Еще в 2008 году власти клялись, что страна более не будет нуждаться в «позорных» внешних займах и если захочет своими резервами прекратит мировой кризис. От всего этого не осталось даже воспоминаний.

На экономическом форуме Россия рекламировала новую приватизацию. Ради покрытия дефицита правительство готово в 2011-2013 годах продать как можно больше государственной собственности. К распродаже запланированы казенные пакеты акций, с которыми до кризиса государство не торопилось расставаться. В конце ноября 2010 года премьер-министр РФ утвердил программу приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. В перечень крупнейших объектов приватизации входят пакеты акций: ОАО «Апатит», «Авиакомпания «Сибирь», «Издательство «Просвещение» и «Архангельский траловый флот». Сюда нужно добавить также «Ульяновский автомобильный завод», «Мурманский морской рыбный порт», «Восточный порт» и «Алмазный мир».

По отдельным решениям властей будут приватизированы особо лакомые пакеты – акции крупнейших ОАО. Будут проданы: «Нефтяная компания «Роснефть» (25% минус 1 акция), «РусГидро» (7,97% минус 1 акция), «Современный коммерческий флот» (50% минус 1 акция), Сбербанк России (7,58% минус 1 акция) и Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (4,11% минус 1 акция). С молотка пойдут бумаги Банка ВТБ (35,5% минус 1 акция), и Объединенной зерновой компании (100% — до 2012 года). Чиновники предполагают, что госпакеты акций «Росагролизинга» (50% минус 1 акция) и «Российских железных дорог» (25% минус 1 акция) пойдут с торгов не ранее 2013 года. Федеральный бюджет должен будет получать от приватизации по 5-6 млрд. рублей ежегодно.

С учетом стоимости акций крупнейших компаний, в расчеты чиновников не включенных, можно даже предположить, что государство получит за три года около триллиона рублей. Эта сумма равносильна всего 25 млрд. евро, что просто смехотворно в сравнении с казенными накоплениями докризисного времени. Не столько эти скромные средства, сколько желание в скрытой форме просубсидировать частные корпорации движет российскими властями. Не менее значим расчет на привлечение иностранных средств под впечатлением от перехода ценных пакетов акций в частные руки. Это должно повысить привлекательность российских корпораций и облегчить им кредитование за рубежом. К этому, а также к прямому спонсированию монополий не сводится вся роль неолиберального государства в экономике.

С началом 2011 года Россия перешла к осуществлению программы жесткой бюджетной экономии. Повышены тарифы и косвенные налоги на табак и алкоголь. Задача регулятора не преодоление кризиса, а перераспределение материальных благ в пользу корпоративного сектора. Одновременно власти следят за тем, чтобы экономическая стабилизация не переросла в социально-политический взрыв. В огромной мере надежды властей на разрешение ситуации связаны с ожидаемым притоком иностранных инвестиций. С призывом вкладывать в Россию президент и обратился к миру на Давосском форуме. Следом за ним призыв к Западу бросил глава Украины.

До 2008 года приток иностранного капитала (его прямое вложение) было связано с расширением российского рынка. Глобальный кризис породил его сужение, что и вызвало отток капиталов. За 2010 год правительство не улучшило ситуации. Для иностранных капиталов-спасителей Россия остается невыгодной страной для прямого инвестирования. Государство как экономический регулятор ни с чем не справилось в этом вопросе. Надеждой чиновников в связи с Форумом стал президент как агитатор. Но чрезвычайно сомнительно, что с помощью призывов и новой приватизации удастся вернуть экономике позитивную динамику. Капиталы продолжат прятаться. Кредит останется дорогим, рынок – угнетенным, а экономика подавленной.

Если сегодня российские чиновники считают роль государства как регулятора достаточной, то вскоре они могут признать ее слабой. Однако проблема не в том насколько активно и при помощи каких (монетарных или нет) механизмов государство вмешивается в хозяйственные процессы. Значение имеет направленность регулирование, то чего правительство хочет добиться. С помощью денежной эмиссии и кредитования можно повышать внутренний спрос также как и обваливать его. Проблема России в целях государственного регулирования. И пока эти цели далеки от интересов потребителей, агитация за инвестиции не будет эффективны.

Возможно, государственного участия в российской экономике ровно столько, сколько требуется по весу или объему. Но это совершенно не то участие, которое необходимо для преодоления кризиса. Оно не годится для роста экономики в новых глобальных условиях. Оно не укрепляет национального рынка и не усиливает промышленности ориентированной на него. Оно не побеждает безработицу и нищету. Оно не обеспечивает роста доходов и культурного уровня трудящихся. Индустрии оно не дает новых технологий.

Чтобы справиться с трудностями, России нужна не агитация иностранных инвесторов в Давосе, новая приватизация или жесткая бюджетная экономия за счет населения. Стране необходимо не больше или меньше государственного вмешательства в экономику, а принципиальной иное регулирование. Но разве для этого не должно измениться слишком многое? И откуда придут эти антикризисные перемены?

Колонка Василия Колташова


КОЛОНКИ >> ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ >> БЛОГ

Удивительно хороший год

Если верить официальным данным и речам «национальных лидеров», то 2010 год оказался совсем не плохим для экономики. Может быть, даже хороший был год, а может и удивительно удачный.

Обманом хорошее значение старого года кажется лишь на первый взгляд. Достаточно взглянуть на графики роста мировых цен на нефть или ползущие вверх кривые биржевых показателей. Цена барреля нефти на мировом рынке в 2010 году поднялась с 81 до 93 долларов. Очарованные новой волной вздорожания «черного золота» аналитики уже обещают в следующем году взлет до 100 долларов за баррель. Неурожай и ужасные пожары кажутся в свете таких оценок мелкими неприятностями, о которых лучше забыть и не вспоминать.

Год действительно был для экономики неплохим? Положение российских корпораций осталось внешне стабильным. Кредитная система страны не прижила потрясений, если не считать отзыв ЦБ лицензий у нескольких слабых банков. Мера эта скорее укрепила стабильность. Спекулянты смогли неплохо заработать на продовольственной панике и взлете цен. В новый год они имеют право глядеть с немалым оптимизмом: впереди весна, а значит, есть шанс поднять прибыль за счет повышения цен. Ситуация с экспортом металла также улучшилась. Рост мировых цен укрепил позиции таких компаний как РУСАЛ и позволил привлечь новые заемные средства.

Рост ВПП за 2010 год оказался в районе 4%. Этот недурной показатель был достигнут в немалой мере благодаря применению инновационной – модернизированной системы расчета. Такой результат можно смело записать на счет экономической модернизации. Затруднения государства выразились в 2010 году, прежде всего, в недостатке платежных средств. Но власти смогли, по своей оценке, удержать размер бюджетного дефицита и эффективно расходовать антикризисные средства. Они рассчитывают пополнить казну за счет распродажи государственного имущества. Приватизационные итоги 2010 года названы рекордными. За минувший год Росимущество реализовало 120 пакетов акций на 15 млрд. рублей. Это также обеспечило поддержку корпоративного сектора.

Совершенно непонятно в свете таких превосходных данных, зачем понадобилось первому министру заявлять в телешоу, что страна выйдет из кризиса в 2012 году. Обещание поднять ВВП до докризисного уровня, вполне возможно было осуществить и раньше. Промышленность и торговля оживились в 2009-2010 годах, особенно удачным считаются первые месяцы 2010 года. Далее наблюдалась стагнация. Начало ее было положено падением рынков весной и в начале лета. Усилия США по субсидированию финансовых корпораций восстановили спекулятивный рост во второй половине года. В рамках этой динамики цены на нефть после летнего застоя снова пошли вверх.

Некоторые неприятности принес год российскому газовому экспорту. «Газпрому» пришлось пойти на уступки европейским потребителям. Средняя контрактная цена, по прогнозам компании, в 2010 году опустится с 326 до 308 долларов за тысячу кубометров. Скорее всего, уже сделанные уступки не удовлетворят вполне потребителей. 2011 год станет временем новых переговоров о снижении платы за газ. Для россиян она продолжит подниматься, что кажется большому бизнесу и чиновникам вполне логичным – доходы граждан по расчетам властей продолжают расти. Жить становится лучше и веселее. Если население в состоянии безропотно поощрить продовольственные спекуляции, то оно в 2011-2013 годах выдержит ежегодное повышение платы за газ на 15% и более. Это вполне обосновано, так как мегапроекты государства и корпораций продолжают дорожать.

Стоимость построения подводно-наземного газопровода Южный поток недавно поднялась вдвое, с 8,6 до 15,5 млрд. евро. Европа все более угнетается кризисом. Положение потребителей ухудшается. Выручка от экспорта газа будет, вероятно, сокращаться. Цены ждет пересмотр. В этом свете не выглядит радужным будущее металлов и нефти. Как только случится новый обвал (обусловленный объективно), государству придется взять на себе дополнительные расходы по поддержанию частного сектора. На случай ухудшения конъюнктуры у чиновников заготовлена грандиозная коммерциализация социальной сферы. Делается ставка и на вступление в ВТО, что должно помочь устранить пошлины на ввоз российского сырья в другие страны.

2010 год принес корпоративному миру РФ радостные вести. Успешно завершились переговоры по допуску страны в ВТО. Она обязалась до принятия решения (против которого осталась лишь гордая Грузия) не повышать пошлины для иностранных поставщиков и не увеличивать обложение вывоза отечественного сырья. Более важным, и притом прогрессивным, последствием 2010 года стало образование «союза трех императоров» – Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Потенциал развития для объединенных экономик очень велик. Но сомнительно, что создание нового единого экономического пространства с общей правовой базой и единой хозяйственной политикой может состояться без серьезных политических перемен в названных странах.

Правительственная программа утилизации старого автотранспорта дала положительные результаты для автопроизводителей и банков. В 2010 году автокредитов было выдано вдвое больше, чем годом ранее. Но эти успехи стали результатом вынужденной и чужеродной для чиновников-рыночников практики стимулирования потребителей. Без затрат со стороны государства ситуация не изменилась бы к лучшему. Предметом гордости чиновников по итогам года является также «низкая инфляция». Согласно официальным данным она составила примерно 7%.

В свете настолько неплохих результатов 2010 года, правительство могло бы по докризисной привычке пообещать россиянам улучшения жизни в новом году. Однако в этом вопросе чиновники крайне осторожны. Их опасения порождены не только пониманием того, насколько хрупка мировая рыночная конъюнктура – источник российской стабилизации. Беспокоит представителей власти и правдивость создаваемой картина. Они хорошо осведомлены, что некоторые реальные успехи соединяются с немалыми приукрашиваниями. Именно поэтому власти готовятся к протестным последствиям «успешного года». Не случайно первые лица государства уже призвали милицию решительнее подавлять любые несанкционированные выступления граждан.

Что же портит картину экономических достижений? Радостная радуга начинает растворяться при взгляде на потребительскую инфляцию или рост просрочки по жилищным кредитам, составляющей 40%. По данным Росстата, за 2010 год номинальные заработки россиян поднялись на 11%. В реальном выражении рост составил 4%. На деле реальные заработки трудящихся сократились не менее чем на 10%. Немалая заслуга в этом принадлежит высокой потребительской инфляции. Учитывать ее властям совершенно не выгодно.

Фактическая безработица в стране оставалась в 2010 году большой. Закрепился ее западноевропейский тип, с дефицитом рабочих мест для молодежи. Согласно данным Росстата, больше всего безработных среди молодежи от 15 до 19 лет (33,8%). В группе от 20 до 24 лет не занятыми являются 16%. Чиновники полагают, что без работы находится 8,5% экономически активного населения. Реальный показатель безработицы (с учетом неполной занятости), вероятно, находится в районе 12-13%.

Существует еще «незаметное» множество банкротств малых и средних предприятий. Если в 2008-2010 годах корпорации могли рассчитывать на помощь государства, то немонополистические частный сектор трудности преодолевал сам. Стабильность 2010 года не спасла его от немалого числа разорений. В Чувашии в процедуре банкротства находятся 342 фирмы. Их долг по налогам составляет 950 млн. рублей. На грани банкротства остаются тысячи торговых и промышленных предприятий. Их жалобы на дороговизну и недоступность кредитов тонут в пустоте. По данным Счетной палаты, в промышленности изношено 80% основных фондов. Два года декларирования модернизации экономики ничего не изменили в жалком положении индустрии.

Очень велик по итогам года урон, нанесенный сельскому хозяйству страны. Множатся долги по зарплате. Бюджеты регионов в жалком состоянии. Государство возвращается к практике перевода денег на выплату зарплаты бюджетникам. В ноябре 264 млн. 658 тысяч рублей центру пришлось предоставить Ульяновской области, хозяйственно не самой слабой в России. Экономические проблемы породили социальный кризис в стране. Российский союз промышленников и предпринимателей придумал свое «экономное» решение национальных хозяйственных проблем – увеличение рабочей недели до 60 часов. Правительство отклонило его по политическим мотивам.

Творцом бед 2010 года оставался мировой экономический кризис заодно с неолиберальным курсом российского государства. Выжидательный характер экономической политики властей принес плоды. Мировые цены на нефть и иные виды сырья повысились, но деструктивные процессы в российской экономике не остановились. Кризис прочно вошел в жизнь российского общества. Улучшение ситуации на мировом рынке совпало с обнищанием (вряд ли можно назвать это иначе) населения большинства стран планеты. Падение доходов жителей ЕС не должно удивлять россиян. Следом за углублением кризиса в Европе он получит шанс еще более укорениться в России даже без нового глобального потрясения рынков. Но его нельзя исключать. 2011 год останется годом мировой нестабильности, а вовсе не порадует окончанием кризиса в экономике.

Следом за социальным кризисом по вине хозяйственных проблем придет кризис политический. Он уже ощущается в ЕС, и он бросается в глаза в соседней Украине. 2010 год был полон проблем. Стабильность дорого покупалась правительствами, но россияне сравнительно слабо ощущали на своих бюджетах вносимую ими скрыто плату за нее. Экономическая нагрузка на трудящихся, мелкий и средний бизнес еще возрастет. И если 2010 год был хорошим для сырьевых корпораций, то период возврата плохой конъюнктуры они не смогут перенести, не переложив проблемы на общественные низы – трудящиеся классы.

2010 год подарил сырьевым монополиям необыкновенное везение. Они снова поверили в удачу. Но рост рынков не может быть бесконечным в условиях падения реальных доходов большинства населения. Эмиссия доллара США не может бесконечно возрастать и нельзя беспредельно ждать окончания кризиса, терпеть от него и щедрой для корпораций политики «экономии». Удивительно «хороший» год, во время которого ничего, казалось бы, не изменилось, остался позади. Реальные его итоги ожидают нас в новом году.


КОЛОНКИ >> ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ >> БЛОГ

Спор из-за Курил не влияет на российско-японские экономические отношения

Конфликты из-за Курильских островов не влияют на российско-японские экономические отношения. К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Поездка Дмитрия Медведева на Курилы поможет сыграть на контрасте, чтобы затем упростить переговоры об экономическом сотрудничестве с Токио для Владимира Путина.

Показатели российско-японских экономических отношений остаются стабильными, независимо от состояния переговоров о статусе Курильских островов. «На это влияют не мягкая или жесткая позиция России, а особенности экономики обеих стран», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Рынок сбыта японских высокотехнологичных товаров в России ограничен в силу их высокой стоимости. Обязательства по экспорту российских углеводородных ресурсов в Китай не позволяют слишком заметно расширить аналогичные поставки в Японию. В наиболее привлекательной для японских инвестиций сфере, нефтегазовом комплексе, Россия сама пошла на ужесточение государственного контроля над деятельностью иностранного бизнеса, введение ограничений по работе иностранцев на шельфе и освоению крупных месторождений.

России сейчас даже из самых прагматичных соображений не выгодно идти на уступки по территориальному спору из-за Курил. «Схема «острова в обмен на инвестиции» не сработает. Напротив, опыт 1970-х годов показал: жесткая позиция Москвы об отказе от территориальных уступок не помешала экономическому сотрудничеству двух стран и японским инвестициям в инфраструктурные проекты в СССР», - отмечает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. Говоря о визите Дмитрия Медведева на Курилы, не стоит забывать, подчеркивает эксперт, что Япония традиционно была сферой особого внимания для Владимира Путина. Возможно, российское руководство хочет сработать на контрасте. После демонстративного шага Президента РФ Токио скорее пойдет переговоры с российским премьером по вопросам экономического сотрудничества.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил остров Кунашир. Это было первым визитом руководителя российского государства на Курильские острова. «Япония убеждена, что эти четыре острова являются частью ее территории, поэтому визит президента (Медведева) достоин сожаления», - заявил японский премьер-министр Японии Наото Кан, выступая в парламенте. 14 ноября, выступая на пресс-конференции, премьер Японии выразил надежду, что развитие экономического сотрудничества с Россией и Китаем пойдет на пользу решению территориальных споров.


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10