КОЛОНКИ >> DEMIS GROUP >> СТАТЬИ

Выбор SEO-оптимизатора шаг за шагом

Поисковая оптимизация (от англ. search engine optimization, SEO) и продвижение сайтов является одним из основных инструментов по привлечению целевых посетителей на сайт. Согласно результатам исследований, более 80 % пользователей интернет при поиске товаров или услуг обращаются за нужной им информацией к поисковым системам. И чем выше сайт расположен в результатах поиска, тем быстрее его находят. А SEO как раз и решает задачу по выводу сайта в ТОП выдачи поисковых систем.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно выбрать SEO-компанию, чтобы эффективнее использовать рекламный бюджет и минимизировать риски.

1. Поставьте цель

В формулировке задач должны быть указаны какие-либо количественные показатели, по которым легко измерить результат. Например, «попасть в десятку в «Яндекс» по десяти конкретным запросам». Или «через 3 месяца на сайт должно заходить не менее 100 человек в сутки», «через 1 год объем заказов через форму на сайте должен увеличиться на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Если Вы затрудняетесь четко сформулировать задачу, поставьте её в общей форме, например, «необходимо увеличить объем продаж через сайт». Серьезная организация-оптимизатор запросит у Вас всю исходную информацию, поможет корректно сформулировать задачи и предложит пути их решения.

Как самостоятельно узнать ключевые слова?

Ключевые слова, запросы, семантическое ядро — это фразы, по которым пользователи ищут Ваши товары и услуги в поисковиках. Это могут быть общие слова, например, «купить машину», конкретные модели и бренды, например, Lada, Citroen C4, «Ситроен» или более сложные конструкции типа «автосалон в Москве скидки». Некоторые ключевые слова тысячи людей набирают в строке каждый день, например, «купить авто» (это высокочастотные запросы), другие не столь популярны, и за них конкурирует меньшее число компаний.

Посмотреть статистику по запросам и убедиться в актуальности тех или иных ключевых слов для Вашего бизнеса можно с помощью сервисов поисковых машин:

- http://wordstat.yandex.ru
- http://www.google.com/insights/search/?hl=ru

Во время поиска желательно составить как можно более подробный список ключевых слов, чтобы получить полную картину происходящего.

Совет: прежде чем начать работы по продвижению сайта, важно обратить внимание на качество сайта. Очевидно, что если дизайн сайта сделан на низком уровне, пользоваться ресурсом неудобно, то доверие у пользователей к такому ресурсу будет низким.
Следовательно, и рекламный бюджет на продвижение ресурса будет потрачен впустую. Лучше сначала сделать качественный сайт, а уже потом его продвигать.

2. Выберите группу потенциальных исполнителей

По экспертным оценкам2, на российском рынке поисковой оптимизации сайтов в 2010 году работало порядка 250-300 компаний и около 3 000 частных лиц. Как продвигаться: работать с SEO-компанией или фрилансером, а может быть взять специалиста в штат компании? Всё зависит от того, сколько у Вас сайтов, готовы ли Вы рисковать бюджетом и экспериментировать.

Если у вас крупная компания, владеющая большим количеством сайтов, то стоит подумать о штатном специалисте. При этом необходимо понимать, что кроме заработной платы ему потребуется и рекламный бюджет. Даже если этот человек не будет сам на 100% заниматься оптимизацией проектов, он сможет хорошо контролировать и оптимизировать бюджеты при работе с другими компаниями или фрилансерами.

Фрилансер или фирма?

Если проектов у компании немного или всего один, то эффективнее отдать их на аутсорсинг в SEO-компанию или фрилансеру. При выборе между ними стоит учитывать, что компания предлагает отработанную схему, официально оформленные документы, более высокую вероятность успеха. Фрилансер обычно обходится дешевле, быстро подстраивается под клиента и хорош в том случае, когда у вас небольшие бюджеты, и в то же время Вы готовы ими рисковать. Понятно, что юридическая ответственность фрилансера минимальная и оплата, как правило, осуществляется без оформления документов.

Где искать оптимизаторов?

Прежде всего, мы рекомендуем провести «разведку боем» и узнать, кто продвигает сайты Ваших конкурентов. Откройте поисковую систему «Яндекс» или Google и введите некоторые из наиболее популярных ключевых слов по Вашей тематике. На некоторых сайтах внизу указана компания-оптимизатор.

Значительную помощь в поиске SEO-компаний оказывают каталоги и рейтинги. Например, с помощью специализированного каталога CMS Magazine Вы можете сразу получить краткую информацию о компании: городах присутствия, дате основания, количестве работ и сотрудников. Проект поможет сформировать первичный список кандидатов не «вслепую», а на основе конкретных и актуальных данных. Для анализа информации можно также воспользоваться рейтингами, среди которых: «Рейтинг Рунета», SEOnews и «КтоПродвинул.ру».

SEO-компании можно поискать и в самих поисковых системах. Как правило, они активно продвигают свои собственные сайты и размещают контекстную рекламу, чтобы не оказаться в ситуации «сапожник без сапог». Но придавать существенный вес тому, кто сегодня в топ-10, не стоит: в конкурентной ситуации позиции SEO-фирм меняются достаточно часто.

Если Вы хотите найти оптимизаторов, работающих на фрилансе, то форумы и блоги – это как раз то место, где их можно встретить. Один из самых известных и старейших форумов SEARCHENGINES.ru поможет не только найти оптимизатора, но и получить массу актуальной информации по теме.

Совет: обратите внимание на портфолио, рекомендации, расценки, близость-удаленность исполнителя, оперативность ответов на вопросы и адекватность на стадии предварительного общения.

3. Организуйте тендер

Выбрав 3-10 потенциальных исполнителей, организуйте между ними тендер. Дух конкуренции упростит проведение переговоров. Пригласите к участию в конкурсе прежде всего те компании, которые смогли добиться высоких результатов по известным Вам сайтам конкурентов.

Сделать запрос коммерческих предложений можно вручную, по e-mail и телефону, либо в автоматическом режиме через электронную тендерную площадку. В настоящее время единственная специализированная площадка для SEO-тендеров работает на проекте «Рейтинг Рунета». В рамках сервиса можно сформировать свой шорт-лист SEO-компаний и разослать им запросы. Возможность отправить одну заявку сразу в несколько компаний сэкономит Ваше время, а публичная форма предложения подстегнет конкуренцию между исполнителями.

При отправке запроса попросите исполнителей детализировать коммерческое предложение. Оно должно содержать следующую информацию:

- стоимость услуг в привязке к основным этапам работ: аудит сайта, внутренняя оптимизация, бюджет на поддержание позиций;

- способ расчета (абонентская плата, за позиции, за трафик, другие варианты);

- график и сроки: какие действия будут совершены, когда будет виден результат;

- способы продвижения: какими методами компания будет поднимать позиции Вашего сайта;

- результаты: как их измерять, и что будет, если цели не достигнуты;

- отчетность: содержание и периодичность.

Совет: вне зависимости от того, используете ли Вы электронную тендерную площадку или рассылаете запросы вручную (по тем компаниям, которые Вы нашли сами), позвоните ключевым исполнителям, чтобы установить контакт и подтвердить получение заявки.

4. Анализ коммерческих предложений и выбор

Мы рекомендуем обращать внимание прежде всего на то, что конкретно планирует делать компания для достижения результата. Если в коммерческом предложении эти моменты не прописаны, спросите, какими способами планируется продвигать сайт. Некоторые традиционные средства:

- оптимизация кода и текстов на сайте;

- внутренняя оптимизация, работа с юзабилити;

- размещение бесплатных ссылок на Ваш сайт в каталогах и блогах, обмен с партнерами;

- публикация статей на внешних сайтах со ссылкой на Ваш;

- покупка ссылок на специальных биржах.

SEO — это не закрытый ящик. Если менеджер компании начинает говорить о коммерческих тайнах и о том, что главное — итог, а не метод, смело удаляйте его из шорт-листа. Вы должны четко понимать, на что будет потрачен Ваш ежемесячный бюджет. Например, 50% — покупка внешних ссылок и размещение статей, 20% — написание статей и так далее.

Стоимость услуг

При поисковом продвижении сайта бюджет формируется индивидуально для каждого конкретного проекта. Он зависит от конкуренции в Вашей сфере бизнеса в сети интернет, количества поисковых запросов и их частотности, от того насколько готов Ваш сайт к немедленному продвижению. Поэтому первоначальные коммерческие предложения на SEO могут сильно отличаться. Обратите внимание на число и частотность предлагаемых запросов и перечень работ по проекту, прежде чем игнорировать предложение с высоким бюджетом.

На текущий момент в компаниях-оптимизаторах наиболее популярны 3 вида расчетов: фиксированная абонентская плата, оплата за посетителе, за конкретные позиции. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.

1. Абонентская плата позволяет прогнозировать бюджет и не выходить за рамки дозволенного. Это простой и безопасный способ работы с подрядчиком. С другой стороны, этот вариант мотивирует на процесс, а не результат. Оптимизатор может «сидеть» на бюджете и не прилагать реальных усилий, чтобы улучшить позиции клиента по самым тяжелым запросам. В результате эффективность расходования рекламного бюджета может быть сравнительно невысокой.

2. При оплате за позиции вознаграждение оптимизатора зависит от числа запросов, по которым сайт клиента выводится в первой десятке поисковика. Исполнитель вынужден стараться — если продвигаемый сайт выпадет из видимой зоны, клиент ничего не заплатит, и фирма понесет убытки. Агентство в равной степени с клиентом несет риски, поэтому, при благоприятном стечении обстоятельств, стоимость услуг может быть значительно выше, чем при фиксированной оплате. В то же время при негативном развитии событий — ниже.

3. Оплата за посетителей — один из самых интересных методов. Клиент платит фиксированное вознаграждение за объем трафика, а оптимизатор старается привлечь целевую аудиторию на сайт любыми доступными способами. В этой системе также присутствует мотивация на результат, а показатели эффективности легко измерить — достаточно сравнить посещаемость до начала работ и после. У этого способа расчетов также есть свои недостатки. Клиент точно не знает, сколько ему придется заплатить. Если оптимизатор поработает на славу, на сайт придет масса посетителей, и за каждого придется рассчитываться. Расходы могут быть значительными, при этом большая посещаемость не всегда является гарантией высоких продаж.

Есть и другие, менее распространенные схемы расчета, в том числе, агентская, когда оптимизатор получает комиссию от продаж, или смешанная, в которой сочетаются элементы нескольких разных систем. Например, небольшая абонентская плата за управление проектом, оплата за позиции по 2-4 популярным запросам и оплата за трафик по низкочастотным словам.

Как правило, компания-оптимизатор предлагает способ наиболее удобный для нее. Вы можете согласиться или предложить свой в зависимости от уровня дохода, который приносит сайт. Если конверсия посетителей в покупателей на достаточно высоком уровне, и бОльшее количество посетителей приносит бОльшую прибыль, имеет смысл платить за трафик или позиции. Если речь идет о корпоративном сайте, который нужен только для поддержки маркетинговой активности оффлайн, можно обойтись абонентской платой.

Гарантии

Поисковые алгоритмы «Яндекс» и Google часто меняются, что приводит к перераспределению позиций. Кроме того, из первой десятки Ваш сайт могут вытеснить конкуренты с более крупными бюджетами. Поэтому, зная все подводные камни, честные оптимизаторы никогда не дадут Вам 100% гарантии результата. Если SEO-компания хвастается «солидными» гарантиями результатов — можете смело удалять ее из списка потенциальных подрядчиков.

Сроки продвижения

Осторожно относитесь к обещаниям продвинуть сайт «очень быстро». Нередко «быстрый» результат достигается за счет «черных» методов продвижения, использование которых рискованно. Сегодня Вы в топе, а завтра окажетесь в черном списке сайтов, которые вообще не отображаются в поисковых системах. Сроки, при которых Ваш сайт может попасть в ТОП поисковых систем, определяются качеством сайта и контента, возрастом, объемом текста и ссылок на него на внешних ресурсах. Для хорошо подготовленных сайтов срок может составить всего 1-2 месяца, а для новых — минимум 3-6 месяцев.

Клиенты и рекомендации

Очевидно, что наличие клиентов и рекомендаций упростит выбор лучшей компании. Полезный прием – посмотреть автора рекомендации, а затем найти его контакт в социальной сети, позвонить и спросить, какие были проблемы в работе с данной SEO-компанией. Живой человеческий отзыв скажет вам больше, чем тридцать красиво оформленных документов.

Совет: попросите у компании предоставить Вам полный список SEO-услуг, который она оказывает. Даже если Вы не являетесь специалистом в этой области, список услуг позволит Вам увидеть или хотя бы ощутить интуитивно опытность и комплексность работы компании-исполнителя.

В заключение хотелось бы напомнить, что SEO — это только один из инструментов интернет-маркетинга, и мы рекомендуем использовать его в комплексе с другими инструментами. Если же у Вас еще нет сайта, или Вы планируете сделать его редизайн, мы рекомендуем ознакомиться с другой статьей авторов, которая поможет в выборе веб-студии.

Источники:

1) Совместное исследование «Ситибанк» и Google

2) Исследование «Рейтинг Рунета» & CMS Magazine


КОЛОНКИ >> ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ >> БЛОГ

Интервью Василия Колташова: «Возвращение кризиса»

Два последних года либеральные политики и критически настроенные экономисты спорили о том, завершился ли кризис в экономике. Стабилизация на фондовом и сырьевом рынках, уверенность банкиров и чиновников, казалось бы, говорили о победе над спадом. Возобновление роста цен на нефть убеждало консервативную Россию в том, что обвал 2008-2009 годов был лишь коротким кошмаром. Но призрак его не оставлял власти, ожидавшие возвращения кризиса. И он вернулся… Своими соображениями по ситуации поделился руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов настаивавший в последние годы, что экономический кризис еще проявится в острой форме.

Расскажите о ситуации на рынках? Что произошло, после того как дефолт США не состоялся, а президент Обама пошел на уступки республиканскому большинству Конгресса? Какие последствия это имело?

За первую половину августа произошли крайне важные события: было отмечено значительное падение, как на фондовых, так и на сырьевых рынках. Имела место цепь биржевых обвалов. На десять долларов подешевела нефть. Уже одно это говорит против еще недавно циркулировавших в прессе утверждений будто «осенью не будет кризиса». Чиновники и либеральные экономисты продолжают уговаривать рынки, несмотря на полную ясность того, что августовский обвал – продолжение майской коррекции и завершение трехмесячного застоя на рынках. Как только поддержка финансовых корпораций со стороны американских властей ослабла, 2008 год сразу вернулся. Вновь на первый план вышли объективные экономические условия.

Можно сказать, что августовский обвал стал здоровой реакцией рынков. С другой стороны, биржевой рост 2010-2011 годов таковым не был. В отличии от бума на торговых площадках 2007-2008 годов, он не отражал экономического подъема. Все прекрасно понимали, в каком состоянии конечные потребители и какова подлинная динамика доходов населения.

Многим казалось, что повышение стоимости нефти должно было опять привести к росту благосостояния россиян. Но вопреки увеличению экспортной выручки значительного улучшения жизни люди не ощутили. Каковы экономические секреты этой ситуации и как она связана с недавними событиями на рынках?

Рост мировых цен на нефть в период реализации Соединенными Штатами второй программы «количественного смягчения» - QE2 (с осени 2010 года по июнь 2011 года) породил мощные инфляционные последствия. Крайне быстро росли цены на продовольствие, и неурожай сыграл здесь лишь вторичную роль. Одновременно увеличилось расхождение доллара и золота, цены на которое быстро поднимались. Для России рост цен на нефть оказался в значительной мере инфляционным, выражавшим не только развитие спекуляций на сырьевом рынке, но и обесценивание доллара. Покупательная способность рубля падала в результате неолиберальной финансовой политики. Состоит она в постоянном ослаблении национальной валюты следом за иностранными валютами. При этом относительно рубль мог и укрепляться. Никаких особых выигрышей населению страны это не давало и не могло давать.

Крайне важно и то, что экономическое оживление России 2010-2011 годов оказалось экспортоориентированным. Кризис продолжался и лишь был смягчен действиями Федеральной резервной системы в США. Однако в отличие от Западной Европы, в России населению были скорее заметны признаки некоторого оживления, чем усиливающейся депрессии. Низкие зарплаты россиян в такой ситуации должны были служить гарантом стабильности экспортно-сырьевого восстановления. Реальные доходы большинства трудящихся продолжали сокращаться, как в результате инфляции, так и в результате прямого вмешательства государства и работодателей. Не случайно еще до августовского обвала на рынках российское правительство дало обществу понять, что новая девальвация рубля крайне желательна. Быстрое обваливание заработков трудящихся должно обеспечить рентабельность экспорта, что в условиях сокращения цен на нефть и металлы особенно важно. И эта перспектива на повестке дня.

Каковы возможности снижения цен на нефть в ближайшем будущем? До какого уровня можно ожидать их спуск?

Дальнейшее падение возможно не только на нефтяном рынке: следом за «черным золотом» вниз всегда идут другие виды промышленного сырья. По сути, наступил момент «компенсационной» реализации суровых прогнозов 2008-2009 годов. Однако глубина падения цен на нефть вряд ли дойдет в ближайшие полгода до 35-45 долларов за баррель, что было бы равнозначно падению до 20-25 долларов при ценах на золото середины 2008 года. Но снижение до 50-60 долларов за баррель к январю 2012 года вероятно. При этом крайне важно учитывать как внерыночный фактор – регулирующую роль ФРС.

В июле этой организации пришлось пережить крайне неприятный аудит. Он выявил предоставление Федеральным резервом «теневых» кредитов на 16 трлн. долларов крупнейшим американским и иностранным банкам. Неконтролируемая государством эмиссия и субсидирование банков-спекулянтов может еще сыграть против падения цен. Политика Белого дома остается пока компромиссной, противоречивой. Обама не против того, чтобы закрыть при необходимости глаза на действия ФРС. Вопрос в том позволят ли республиканцы, заинтересованные в укреплении доллара? А усиление доллара – это падение нефти. Но что чрезвычайно важно, золото при этом, скорее всего, будет дорожать дальше. То есть покупательная сила денег продолжит снижаться. При таком сценарии россиянам стоит опасаться не только жесткой экономии (в виде ускоренного сбрасывания государством с себя социальных обязательств), но и жесткой девальвации.

Не так давно Россия и Китай продекларировали переход на взаиморасчеты в национальной валюте. Как вы оцениваете данный шаг, и чем он обернется в новых макроэкономических условиях?

Шаг, бесспорно, является прогрессивным. Однако его следует признать и чрезвычайно запоздалым. Отказаться от доллара во взаимных расчетах можно было и прежде. По-прежнему нет ясности, как весь этот обмен в национальных валютах должен работать; китайцы при этом показали, что доверяют доллару. Когда КНР скупал долговые обязательства США (выпускаемые ФРС), то в немалой мере делал это ради того, чтобы сдержать эмиссию доллара. То есть Китай охотно предоставлял Федеральному резерву нужные средства, как бы говоря, что не стоит запускать печатный станок в полную силу. Юань напротив китайские власти старались держать слабым. Политика российских неолибералов из правительства в отношении рубля была несколько иной, но поддержание доллара их тоже заботило.

Даже теоретически от момента принятия решения о торговле в национальной валюте до начала его широкого исполнения должно было пройти много месяцев. Возможно, оно вступит в силу на практике для крупных расчетов в 2012 году. Но к тому времени изменится экономическая и политическая ситуации в обеих странах. И она уже меняется. Ни рубль, ни юань (по-прежнему не конвертируемый) нельзя назвать твердыми валютами. Надежность этих денег зависит от ситуации на мировом рынке. Власти не стесняются форсированно ослаблять их, когда это нужно местному капиталу, замкнутому на вывоз. А это плохое основание для торговли в национальных валютах.

Стоит ли в ближайшее время ожидать попыток заменить доллар в международных расчетах вообще? Каковы его перспективы на полгода?

Готовность к отказу от доллара в 2010 году уменьшилась, поскольку его «аналог» - европейская валюта показала неустойчивость. При этом рубль также не вызывает доверия. На фоне общего недоверия к другим валютам, доллар пока остается на своих позициях. Его ослабление в 2010-2011 годах вызывало беспокойство, но мировая торговля по-прежнему держалась за доллар. Все неолиберальные кабинеты мира сознавали, что стабилизация обеспечена механизмом доллара. Его старались поддержать, опасаясь «второй волны».

Если республиканцы в США не упустят инициативу, то доллар будет укрепляться в ближайшие полгода. Евро – ослабевать. Период выгодного для этой валюты времени закончился, если только Обама и его друзья финансовые спекулянты не добьются нового усиления эмиссии. Но это маловероятно, поскольку первое полугодие 2011 года оказалось временем кризиса всей антикризисной политики Обамы. Причем кризис был в немалой мере политический: арабские революции стали результатом как раз курса «количественного смягчения». Обнищание масс в странах капиталистической периферии ускорилось, а именно в прицеле на эти рынки в США была запущена реиндустриализации.

Рядом с американской темой в последние месяцы беспокойство вызывала европейская – даже греческая тема. Дефолт США не состоялся, а каковы перспективы Греции?

Можно сказать, что оба дефолта отложены. Но только дефолт США отложен в первый раз и тема эта еще вернется.

Власти Греции старательно пытаются улучшить свой бюджетный баланс. Однако проблема уже осуществленных и подготовляемых мер жесткой экономии в том, что с сокращением расходов происходит падение доходов. Причем государство само ускоряет этот процесс, как раз буква в букву следуя директивам ЕС. Негативные последствия жесткой экономии выразились в падении на 9,1% (7,950 млрд евро) доходов бюджета за первые два месяца 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Сейчас власти одобрили приватизацию, как новое средство «спасения родины». Они также пошли на закрытие 2000 школ.

Драматична и ситуация с потребительским спросом. По данным Элстат его падение колеблется по итогам 2010 года от 11 до 25% на различные группы товаров. Это неудивительно, если принять во внимание, что из-за налогов литр бензина в стране стоит уже 1,7 евро. Крайне велика безработица. Однако ожидать дефолта Греции пока не приходится, хотя бы потому, что связанные с государством банковские круги заинтересованы в сохранении как опасений, так и европейской поддержки Греции, поскольку это обеспечивает высокую доходность государственных долговых обязательств. Экономическая ситуация в Греции не улучшится, несмотря на ожидание лучшего, чем прежде туристического сезона. Поступления в бюджет, вероятно, продолжат снижаться. Но государство еще может в течении 2011 года удержать финансовую стабильность.

Решительно проводимые властями меры жесткой экономии позволяют Греции дождаться компаньонов – других стран еврозоны. Опасения должен вызывать не вероятный дефолт Греции, а угроза дефолта целой группы стран ЕС. Еще более важный «симптом» – разрушение в Западной Европе потребительского спроса. Оно происходит всюду по греческому образцу и должно вызывать серьезную тревогу. Именно это гарант того, что экономия Греции никуда не приведет. Но на пороге пропасти проявляет «чудеса бережливости» не одна Греция. Под угрозой весь Евросоюз, включая его лидеров – Францию и Германию. От еврозоны деловые элиты нигде не готовы отказаться, раньше они закроют половину школ, к чему уже идет дело в Греции. Все это знак того, что подготовка «второй волны» мирового кризиса в ЕС шла в 2010-2011 годах полным ходом. И если мы увидим дефолт, то он вероятно будет не греческим, а групповым. Все вполне в духе «европейского единства».

Возможен ли дефолт Соединенных Штатов в будущем?

США уже фактически банкрот и вопрос стоит лишь о том, будет ли дефолт отсрочен вновь – при других обстоятельствах. Обама предал всех кто возлагал на него надежды в час выборов. Ему кажется, что он разрешил летний политический кризис. Однако он не избежал перспективы войти в историю как президент «черного времени» даже уступив республиканцам. Они прекрасно знают, что если нынешний президент не справиться, то на будущих выборах вряд ли удержится. С другой стороны экономика США остается отягощенной в любом случае. Выпуск новых долговых обязательств и долларовых ассигнаций ничего не изменит. Управляемый крах (а жесткая экономия – это тоже крах) видится лучшим выходом, чем неожиданный коллапс. А именно такой была перспектива экономической политики Обамы.

У меня было твердое убеждение, что Конгресс дожмет Обаму и в августе никакого дефолта США не случится. Дефолт был возможен, но он был бы политическим самоубийством нынешней администрации. Впрочем, она и так имеет мало шансов остаться в Белом доме после выборов. Отход США от политики эмиссии к жесткой экономии даст возможность доллару укрепиться. При этом экономическая ситуация будет тяжелой. Вероятно, экономическая статистика США по итогам 2011 года ухудшится. Хотя ее улучшение в 2010 году было частичным. Безработица все равно оставалась на уровне 10%. Начало «спасения экономики» в США по европейскому примеру – жесткой экономией, для сырьевых и фондовых спекулянтов означает наступление периода более сложного, чем 2009-2010 годы. Для России, естественно, спуск на рынках и падение цен на сырье станет ударом, тем более что оживился у нас в основном экспортный сегмент экономики.

Давайте подробней остановимся на последствиях возвращения кризиса для России. Как может отразиться падение цен на нефть? Что будет происходить в мировой экономике в целом

?

Падение сырьевых цен, это естественный процесс. Запускает его крах спекуляций в результате крушения больших предкризисных надежд. Этот процесс оказался искусственно прерван в 2009 году, причем не с первой попытки. Началась денежная накачка финансового сектора, что привело к возрождению докризисных тенденций. Характерно, что во многих странах этот процесс сопровождался укоренением депрессии. Реальные доходы населения либо восстанавливались слабо (как в США в 2010 году), либо падали (как в еврозоне). Сначала кризис политики денежной накачки банков, а затем и частичный отказ от нее США привел к повторному запуску естественного обвала рынков – признака ранней фазы экономического кризиса. Фактически мир протоптался два года на первом этапе глобального кризиса.

За обвалом рынков неминуемо должна последовать депрессия. Именно в ходе нее и начнется, наконец, подготовка к преодолению кризиса, не только большого, но и искусственно затягиваемого. Депрессия займет несколько лет, и будет сопровождаться крупными политическими потрясениями. Таково необходимое условие смены экономической политики. Общество, наконец, услышит не только бесконечные рассуждения о том, что кризис давно закончился, но и правду о его причинах. Планы его преодоления смогут получить широкое обсуждение. Сопряжено все это будет с острейшей политической борьбой.

Падение цен на нефть не оставляет в случае России места для многих сценариев. Власти и сырьевые корпорации будут бороться за сохранение рентабельности экспорта. Расплачиваться за него будут россияне. Не стоит надеяться, что следом за мировым снижением цен на «черное золото» подешевеет бензин на отечественных бензоколонках. Ясно, что может ускоренно произойти пересмотр Трудового кодекса с целью его ужесточения. Прав у трудящихся будет меньше, работать им придется больше, а зарабатывать они станут меньше. Сюда добавится платная медицина и образование, повышение пенсионного возраста и другие «экономные решения» того же ряда. Среди них, например, и введение платы за пользование автодорогами.

По уровню реализации курса жесткой экономии Россия может стать европейским лидером. Еще одна составляющая – повышение тарифов для населения и косвенных налогов на потребительские товары. Никакого разворота сверху в экономической политике ждать не приходится. Ясно как раз, что будет решительная консервация.

В первой половине 2008 года российские власти бравировали тем, что могут спасти мировую экономику, так велики, казалось, были резервы. Самонадеянность была еще большей, а валютные запасы сокращались в период первой острой фазы кризиса очень быстро. Потом наступила передышка. Обеспечила ее американская денежная политика. ФРС фактически спас консервативную российскую экономику. Сейчас в беде оказался сам этот спаситель. Это значит, что отечественным властям необходимо надеяться на свои силы. Они знали о надвигающихся бедах и поэтому, несмотря на профицит бюджета в первой половине 2011 года, активно заимствовали средства. И они тщательно готовили крайне жесткое сокращение расходов. Все это следствие того, что за годы кризиса периферийный характер экономики России усилился, а настрой верхов стал еще более реакционным. Кстати, если новый рецидив острой фазы кризиса получит развитие (к чему все пока и идет), то старания вступить в ВТО усилятся. Правительство может принять самые жесткие условия, что нанесет дополнительные удары по не сырьевым секторам экономики. Страну ждет ужесточение неолиберального курса.

Какие политические последствия это может иметь?

Ясно, что обострение классовой борьбы в обществе неминуемо. Россияне в последние годы старались не замечать произошедших с 2008 года неприятных перемен. Точно также они когда-то реагировали на распад СССР, уверяя себя, что для них он все равно остался. С подобным подходом придется проститься. Наступление высшей бюрократии и монополий на трудовые и социальные права, изменение экономической обстановки, рост безработицы и сокращение реальных доходов будут работать на ускорение переворота в массовом сознании.

В России 2001-2011 годов массы были далеки от политики, она была делом почти исключительно бюрократическим. Нечего и говорить о том, что в стране нет демократических институтов и свобод, наличие коих является необходимым условием выработки нового экономического курса. Куда направлены реформы сверху предельно ясно, они носят реакционный характер. Это означает, что прогрессивные изменения в стране возможны лишь через слом работающей на сырьевые корпорации государственной системы. Вероятность «мягкого» – наполовину реформенного сценария разрешения противоречий сокращается с каждым годом и сейчас она совсем мала.

Улучшение мировой торговой конъюнктуры во второй половине 2010 года – первой половине 2011 года заморозила на время раскол в российских бюрократических верхах. Изменение ситуации на рынках создаст условия для оформления раскола и активизации борьбы в верхах. Складывающиеся вокруг Путина и Медведева бюрократические группировки вполне могут перейти к новым схваткам еще до конца осени. Возможна политизация кругов среднего капитала. Россию вообще ждет политическое оживление, причем на первый план выйдут реальные проблемы. Важно и то, что рабочее движение в стране будет развиваться по пути политизации: политические стачки логичны в условиях, когда государство выступает основным виновником проблем или неприкрытым защитником корпораций. Отсутствие возможности бороться законно будет толкать массы на радикализацию движения и протеста.

Что ждет отечественный внутренний рынок, если понижательный тренд в мировой экономике закрепится?

Сырьевой бизнес постарается компенсировать экспортные потери за счет внутреннего рынка. Перенос издержек кризиса на трудящихся сделает сокращение российского внутреннего рынка серьезной проблемой. Политика протекционизма в России непредсказуема, вернее бессистемна и непоследовательна. Урезание государством социальных расходов создаст дополнительную нагрузку на население, что ослабит их спрос на промышленные товары. О последствиях вероятной девальвации рубля и говорить не приходится. Общенациональный обвал доходов создаст крупные проблемы на внутреннем рынке. Ориентированные на него российские производители окажутся под ударом.

Фактически произойдет одно – возращение кризиса. Причем вернется он не вообще (он никуда не уходил), а продолжит развитие. Искусственно снятые симптомы уже проявились. И если в 2009 году кризис был возвращен на стартовые позиции – в состояние спекулятивного роста на рынках, то сейчас есть признаки, что с этих позиций он вновь двинулся вперед. Это означает, что отложенные ранее негативные прогнозы имеют шанс реализоваться еще в ближайшие 6-8 месяцев.


КОЛОНКИ >> ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ >> БЛОГ

Плохой рейтинг дает Италии шанс ухудшить ситуацию в экономике

Италия вскоре обрушит на население массу новых непопулярных мер «спасения бюджета», а ситуация в экономике будет ухудшаться. Государственный долг также продолжит расти по греческому образцу. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Понижение рейтинга Италии служит предупреждением Франции и Германии. Проблемы экономик Европы не ограничены странами юга, а являются общими. Повторение греческих событий является в условиях кризиса логичным.

Государственные долги увеличиваются в Европе повсеместно. Связано это, прежде всего, со стремлением правительств поддержать банки. «Италия, является четвертой по величине экономикой Европы, и ее реальное состояние не лучше, чем во Франции или Германии. Структура экспорта этих стран имеет схожие черты: преобладают в нем промышленные товары», - говорит Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Внутренние рынки этих государств страдают с 2008 года, а вывоз имеет низкую устойчивость. «Снижение кредитного рейтинга Италии является сигналом для Берлускони. Теперь он может активней проводить сокращение социальных статей бюджета, а с ними и социальных гарантий и трудовых прав», - констатирует Василий Колташов, руководитель Центра экономически исследований ИГСО. Рассчитывается, что прибыль компаний возрастет или стабилизируется, но экономику ждет «греческая» депрессия.

Американское агентство Moody's понизило в начале октября кредитный рейтинг Италии сразу на три позиции. По прогнозу агентства ситуация в экономике страны продолжит ухудшаться. Двумя неделями ранее рейтинг Италии опустило агентство Standard & Poor's. Рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) и краткосрочный РДЭ, сделав прогноз о предстоящем падении рейтингов страны. Причиной снижения рейтинга Италии остается государственный долг, превышающий €2 трлн. Констатируя плохое состояние экономики, итальянские власти снизили прогноз по росту ВВП в 2011 году с 1,1% до 0,7%. Дефицит бюджета должен составить 3,9% ВВП, а уровень госдолга должен по итогам года составить 120% ВВП. По прогнозам властей, этот показатель в 2012 году останется высоким – 119,4% ВВП.

Пресс-служба ИГСО


Прыг: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38
Скок: 10 20 30 40 50 60