КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и парадокс Веблена

SA.542

Для большей объективности приведем толкования этого парадокса из двух источников:

02.794. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001

«Парадокс Веблена
ситуация, когда потенциальные покупатели воспринимают снижение цены товара как информацию об ухудшении его качества, что приводит к спаду числа покупок. Одновременно существует
группа потребителей, предпочитающая покупать дорогие товары (эффект сноба). По мере роста цены на данный товар растет желание указанной группы потребителей приобрести такой товар».

02.795. Экономико-математический словарь

«ВЕБЛЕНА ПАРАДОКС [Veblen’s paradox] — иногда его называют эффектом сноба; явление, которое противоречит всеобщему правилу: чем ниже цена товара, тем выше спрос (и наоборот). Наблюдается в случаях, когда покупатели рассматривают снижение цены как свидетельство снижения качества данного товара и сокращают его покупку, а также когда считается более престижным (в определенных кругах) покупать дорогие вещи, что расширяет спрос при подорожании товара (отсюда и название — эффект сноба). При В. п. рыночная кривая спроса имеет более плавный наклон, чем можно было бы ожидать в обычных условиях, и может даже идти вверх. Эффект назван по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена, одного из родоначальников направления институционализма в экономической науке».

Совершенно очевидно, что ситуация в этих случаях не такая, как при действии «закона» спроса. Когда ПД постоянно, а изменяется только цена товара. В дело включается и изменение предложения денег. Причем, причиной его изменения служат не те факторы, которые мы называем неценовыми, а именно ценовой фактор. Изменение самой цены.

По той простой причине, что в обществе связи между явлениями чрезвычайно богаты и многообразны. Зависимость между ними идет по нескольким линиям. В частности, ПД не данный товар зависит не только от возможностей покупающей стороны вообще, но и от их мнений о товаре, их отношения к товару. Которое может, как уменьшать то количество денег, которое они готовы потратить на данный товар, так и увеличивать его.

Именно поэтому отклонения от «закона» спроса в виде эффекта Веблена представляют собой случаи, когда цена товара изменяется, но ПД на него изменяется еще более быстрыми темпами. И в ту же сторону, что и цена. Поэтому и общий результат получается не в форме обратно пропорциональной зависимости спроса от цены, а другой. Прямо противоположный. Спрос зависит от цены прямо пропорционально. За счет вмешательство в дело изменения предложения денег.


Антон Совет


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и «закон» спроса

SA.541

Возьмем формулировку этого «закона» из «Библии» современных экономистов – «Экономикса» Макконнелла и Брю:

«Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы». (02.803)

Первым делом нужно обратить внимание на то, что формулировка «при прочих равных условиях» в данном случае является недостаточной, нечеткой. В силу того, что она чохом «омертвляет» все факторы спроса. В том время как, на практике, вполне могут быть ситуации, когда факторы эти будут изменяться, а сам аргумент спроса – предложение денег – нет. Поэтому нужно говорить именно о неизменности ПД. А не о неизменности всех факторов спроса вообще.

Например, предложение денег может увеличиваться за счет того, что увеличивается число покупателей на рынке. Но это увеличение может компенсироваться тем, что уменьшаются доходы этих покупателей. И совокупное ПД денег на рынке будет оставаться неизменным. То бишь, получается, что факторы спроса изменяются, а его аргумент – нет.

Поэтому о зависимости спроса от цены следует говорить так: спрос зависит от цены обратно пропорционально, при условии неизменности предложения денег на данный товар. При котором сами факторы, от которых зависит ПД, могут изменяться. Но, главное, изменение этих факторов должно взаимно погашаться. Чтобы ПД оставалось постоянным.

Второй момент. Нельзя бояться говорить, что зависимость спроса от цены именно обратно пропорциональная. А не уклончиво: «обратная», «отрицательная». Как это делают экономиксисты. Потому что при неизменном ПД она всегда будет такой. Хотя, разумеется, на практике получить такую зависимость в полном и чистом виде вряд ли получится. Поэтому мэйнстримщики так боятся чистоты утверждений. Им мешает практика. Правильно мыслить теоретически.

Третье. Простительно было автору «закона» спроса – Антуану Курно – мыслить так. Но никак не может быть простительным такое мышление у нас – людей Третьего тысячелетия. Мы должны понимать, что «закон» спроса есть часть, «кусочек» полной функции спроса.


Антон Совет


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса

SA.539

Итак, на основании вышеизложенного, как говорят бюрократы, можно констатировать, что спрос (его величина, конечно) есть функция двух переменных – количества денег (КД) и цены единицы товара. Функция, которая зависит прямо пропорционально от КД, выделяемого покупателями на приобретение данного товара, и обратно пропорционально от цены единицы данного товара: СнаТ = КД/ЦТ.

((Здесь вместо предложения денег берется их количество потому, что ПД должно фигурировать только в потенциальном спросе. В формуле же спроса вообще нужно брать именно количество денег. Так как есть еще и фактический спрос. Который получается делением фактического расхода денег на фактическую цену единицы товарам. (См. SA.524, в конце.)

Однако, пока будем говорить именно о потенциальном спросе. И использовать ПД вместо КД. Потому что потенциальный спрос занимает львиную долю внимания пишущих и размышляющих о нем.))

В общем, потенциальный спрос зависит прямо пропорционально от предложения денег на данный товар и обратно пропорционально от установленной (возможной) цены на единицу товара. Спрос (его величина) представляет собой функцию типа z = y/x.

Все возможные сочетания аргументов данной функции были детально рассмотрены в Теории цены. Так как сама формула цены имеет такой же вид. Все эти варианты можно посмотреть в SA.423. Здесь же есть смысл рассмотреть соотношение истинной функции спроса, предлагаемой в данной теории, с тем неполным отражением ее, которое существует на данный момент в общественном сознании в следующих формах:

1. Закон спроса.
2. Парадокс (эффект) Веблена (Вебелена).
3. Парадокс Гиффена (Тиффена, Джиффена).
4. Эффект «цена – показатель качества». (01.476, 02.732)
5. Эффект ожидаемой динамики цен. (01.476, 02.732)
6. Кривые Энгеля.

Задача заключается в том, чтобы показать: все перечисленные закономерности есть частные случаи полной, правильной функции спроса. Понимаемой, как функции двух переменных. Переменные которой, в свою очередь, зависят от множества других переменных (факторов). По отношению к которым спрос становится уже не функцией, а функционалом.

Факторов, от которых зависит спрос, великое множество, но все они действуют на спрос только через два его аргумента – ПД и ЦТ.


Антон Совет


Прыг: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Скок: 10 20 30 40 50 60





https://x-faktor.org