КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и кривые Энгеля

SA.545

02.798. Экономико-математический словарь:

«ФУНКЦИЯ СПРОСА [demand function]функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Ф. с. выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.

Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Напр., для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.

Наибольшее распространение получили однофакторные функции, отражающие зависимость спроса от уровней семейных доходов. Соответствующие этим функциям кривые названы кривыми Э. Энгеля (по имени впервые изучившего их немецкого ученого). В обобщенной форме эти кривые можно выразить формулой:

xi = fi(S),

где S — средний доход; xi — объем потребления блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется). Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны».

Легко видеть, что «закон» спроса и функции Энгеля – это две половинки одного целого – функции спроса, предлагаемой в данной теории:

СнаТ = ПД/ЦТ.

«Закон спроса» отражает зависимость спроса от цены, а функции Энгеля – от денег. Выражение «от денег» применено потому, что в трактовке Энгеля существует неточность. Спрос надо ставить в зависимость не от доходов, а от предложения денег на данный товар. Потому что спрос непосредственно зависит именно от ПД. А уже само ПД зависит от доходов потребителей. По формуле, приведенной в SA.532:

«ПД = ДП – РДнаДТ – ЗД, где: ДП – доходы покупателей; РДнаДТ – расходы денег на другие товары; ЗД – запас денег».

Доходы покупателей являются фактором спроса, но не непосредственно его аргументом. Поэтому ставить спрос в непосредственную зависимость от доходов есть ошибка, неточность. В выявлении математических зависимостей, существующих в человеческом обществе.

Кривые Энгеля, по сути своей, есть лишь различные сечения общего (пространственного) графика спроса при различных сочетаниях его аргументов – предложения денег и цены единицы товара. И говорить тут особо больше не о чем. Все элементарно просто. С точки зрения начертательной геометрии*. (См. SA.525.)

16.11.2011 11:52

*Дополнение от 07.01.2012 9:32

Это я, конечно, рубанул сплеча. В пылу горячей работы. Но по более холодному рассуждению подумал, что тут не так всё просто, как показалось вначале. Поэтому необходимы некоторые пояснения. Дабы не вводить читателей в заблуждения.

Кривые Энгеля получаются не сечениями пространственного графика спроса, а его движением в новой системе координат. Где спрос ставится в зависимость от дохода. Потому что эти кривые строятся при одной и той же цене, а общий результат при изменении дохода получается потому, что количество денег движется от центра и к центру по графику зависимости спроса от КД. (См. TTS.07.2.)

То есть, КД в зависимости от дохода движется по прямой. Так как цена одна и та же. А кривые зависимости спроса от дохода получаются потому, что сама эта прямая движется относительно оси доходов на графике зависимости спроса от него. (Предварительно, так это всё видится: сечение плоскостью общего пространственного графика спроса при данной цене «проплывает» параллельно графику зависимости спроса от дохода; и движение КД на общем графика спроса по прямой дает в проекции изображение кривой на графике зависимости спроса от дохода.)

Но, конечно, это все опять построения в уме и без детальной проработки. Давно есть мысль написать отдельную статью под названием «Кривые Энгеля: прямое толкование». Где можно было бы в деталях изобразить все графики и их взаимное движение. Но все руки не доходят. Проклятый дефицит времени заставляет меня бежать и бежать вперед. В надежде, что потом я уточню все и поправлю свои оплошности. Которых не может не быть при таком бешеном темпе работы.

Проблема графического изображения спроса от его факторов заключается в том, что спрос из функции двух переменных превращается в функционал, которых, уже, зависит от большего количества переменных, а не только двух. Поэтому построение этих зависимостей в трехмерном пространстве возможно, только если один пространственный график показывать «внутри» другого. На фоне другого. Изображать первый график как нечто движущееся во втором. И тогда только можно получить графическое изображение зависимости спроса не только от его аргументов, но и от всех факторов его.

Так мне сейчас думается.


Антон Совет


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и другие «парадоксальные» эффекты

SA.544


01.476. www.Grandars.ru: «Закон спроса не действует в следующих случаях:

· (...) Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса.) (Красным выделено мною. Скорее всего, здесь должно быть так: «, и увеличивает спрос». А.С.)

· (...) Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

· Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег».

Первый случай тоже подобен эффекту сноба: цена растет, но и спрос не отстает. Отличие только в том, что предложение денег на данный товар увеличивается за счет изменения мнения о качестве товара. В сторону увеличения этого мнения. Так как обычно на практике более дорогие товары и более высоким качеством обладают. Хотя и не всегда, надо уточнить.

Следует еще отметить, что этот случай подобен первой части парадокса Веблена: «ситуация, когда потенциальные покупатели воспринимают снижение цены товара как информацию об ухудшении его качества, что приводит к спаду числа покупок». Отличие лишь в том, что у Веблена цена падает, а здесь – растет. Обыкновенное рассмотрение противоположного движения цены...

Второй эффект подобен первой части парадокса Веблена. Разница в том, что покупатель выделяет денег меньше на товар не потому, что считает, будто его качество улучшилось, а лишь с целью экономии своих средств. В надежде потом купить этот товар дешевле.

Такие маневры ведут к опережающему уменьшение цены уменьшению предложения денег на товар. Поэтому и спрос на него падает. А не растет. Как бы хотелось сторонникам так называемого закона спроса.

Третий казус не выходит из ряда других. Изменение цены на дорогостоящие товары не приводит к противоположному изменению спроса на них. Потому что предложение денег на эти товары не управляется только знанием их цен. Есть и многие другие соображения. Которые заставляют потребителей покупать такие товары, даже если цена на них растет. Например, мысль о том, что покупательная способность денег упадет настолько, что за них вообще ничего купить будет нельзя. Так уж лучше, купить драгоценность по высокой цене, чем потом обклеивать туалет бумажными купюрами...


Антон Совет


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Функция спроса и парадокс Гиффена

SA.543

02.810. Роберт Гиффен. Биография

«Самый известный парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.
Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена".
Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса"».

02.804. Википедия

«Товар Гиффена- это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.

Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.

В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах».

Объяснение – короткое. Этот случай подобен по технике эффекту сноба: цена растет, но потребление (спрос) увеличивается. Отличие лишь в том, что там рост цены приводит в действие примитивное стремление человека выделиться потреблением из других, а здесь предложение денег на данный товар увеличивается за счет экономии на других товарах. От которых потребитель отказывается в пользу данного**.

____________________

* См. в 02.806 объяснение этого парадокса одним из моих конкурентов-попутчиков. :) Надеюсь, мое объяснение будет попроще и подоходчивее...
** Еще заслуживающие внимания публикации по теме:
01.442, 01.994, 02.732, 02.756, 02.811.


Антон Совет


Прыг: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Скок: 10 20 30 40 50 60