«Бестолочи» - про экономику просто

Владимир Гарматюк, Россия, г. Вологда, 2015-2018 г.
«Множество людей могут говорить хорошие вещи,
но очень немногие умеют слушать,
потому, как это требует силы ума»
(Р. Тагор).

 Бестолочи про экономику просто Николай Степанович в воскресный вечер включил телевизор и попал в дискуссию партийных политиков, представителей Правительства и депутатов Госдумы. В сотый раз они обсуждали кризис в экономике государства, который все годы после развала СССР не прекращался не на один день. Какой-то министр убеждено говорил про высокий процент банковского кредита для промышленных предприятий и недостаток оборотных средств. Это де мешает развитию промышленности. А депутат в ответ ему горячо рассказывал о своём. О том, в каких условиях полной невидимости они верстают бюджет. Раньше де все годы думцы даже не видели, на что расходуется бюджет, который они утверждали, а теперь Правительство милостиво раскрыло статьи и стало совсем другое дело.

Ведущий программу тонко шутил, участники дискуссии каждый говорил о своём, и мысли их никак между собой не пересекались.

Настроение в студии было приподнятое, все были довольны собой.

«Уже более двадцати лет брызжут слюной, а толку нет, год от году дела в стране всё хуже и хуже», – подумал Николай Степанович.

Он работал на машиностроительном заводе слесарем. Ещё в начале 90-х годов во времена СССР на его предприятии трудилось около 2400 человек. Сейчас же осталось вместе с директором всего 90 работников. Зарплату постоянно задерживают, а в январе этого года сократили ещё 52 человека и намереваются уже в этом году вообще закрыть завод.

«Дадут доработать до пенсии или нет, осталось всего чуть-чуть», – продолжал размышлять Николай Степанович. – Был в городе крупный завод «Электротехмаш» 3000 человек работало на нём, два года назад предприятие скончалось. Был огромный довоенной постройки льнокомбинат, трудилось на нём 9000 человек, а сегодня от «двух дивизии осталась одна рота» и тоже вот- вот погибнет.

Если сократят, то куда идти? На биржу по трудоустройству?

Была бы работа, то не было бы никакой биржи. Потому и биржа есть, что предприятий в городе не осталось.

Не лучше дела обстоят и по России.

Россия 1990 - 2017 г. Таблица из «Экономической и философской газеты».

Производство отдельных видов промышленной продукции

Продукция

2017

2016 г.

2015 г.

2013 г.

2012

1990 г.

2017 г.

в % к 1990 г.

Электроэнергия, млрд. киловат-час

1091

1087

1063

1051

1064

1082

100,8

Уголь, млн. тонн

410

385

372

347

354

395

103,7

Нефть добытая, включая газовый конденсат, млн. т.

546

589

533

522

517

516

105,8

Газ горючий природный (естественный), млрд. кбм.

604

555

554

601

590

641

94,2

Мясо, включая субпродукты I категории, млн. тонн

7,1

7,2

6,6

6,1

4,7

6,6

107,5

Колбасные изд., млн. т.

2,84*

1,54

1,64

2,2

1,6

2,2

127,0

Масло животное, тыс. т.

269

247

259

222

216

833

32,3

Сахар, млн. т.

5,8

5,8

5,1

4,9

5,3

6,2

93,5

Ткани х/б, млрд. кв. м.

.0,7

1,16

1,18

1,3

1,38

5,62

12,5

Ткани шерст., млн. кв. м.

8,7

10,5

9,2

12,8

14,2

466

1,7

Ковры и ковровые изделия, млн. кв. м.

20,4

22,4

22,6

22,3

15,8

43,5

46,9

Чулочно-носочные изделия, млн. пар

212

213

199

249

280

872

24,3

Трикотажные изделия, млн. штук

134

111

106

144

138

770

17,4

Пальто, полупальто, млн. шт.

н/д

1,2

0,99

1,27

1,33

3,4

35,2

Обувь, млн. пар

104

96,3

90,3

114,0

104

385

27,0

Пиломатериалы, млн. куб. м.

25,9

22,8

21,4

21,0

20,6

75,0

34,5

Древесноволокнистые плиты твердые, млн. усл. кв. м

591

554

500

419

458

483

122,0

Целлюлоза товарная, млн. тонн

8,6

8,2

7,8

7,2

7,6

7,5

114,6

Бумага, млн. тонн

5,3

5,2

4,9

4,7

4,7

5,2

101,9

Картон, млн. тонн

3,3

3,3

3,1

3,0

2,9

3,1

106,4

Серная кислота, млн. т.

12,4

11,6

10,4

10,3

11,0

12,8

96,9

Сода кальцинированная, млн. тонн

3,5

3,2

3,08

2,45

2,8

3,2

109,4

Минеральные удобрения (в пересчете на 100%), млн. тонн

22,5

20,7

19,9

18,3

17,8

16,0

140,6

Синтетические смолы и пластические массы, млн.т

7,7

7,7

7,2

6,1

5,4

3,3

233,0

Синтетические каучуки, тыс. тонн

1573

1522

1419

1483

1475

2100

74,9

Синтетические и искусственные волокна, тыс. тонн

189

173

151

146

140

613

30,8

Кирпич строительный, млрд. усл. кирпичей

8,6

8,4

11,5

11,2

10,8

24,5

35,1

Цемент, млн. тонн

54,7

55,0

62,1

66,4

61,5

83,9

65,2

Конструкции и изделия сборные железобетонные, млн. куб. м.

18,0

18,7

21,8

26,9

24.9

79,4

22,7

Сталь, млн. тонн

68,8

69,6

69,4

68,8

70,4

90,4

76,0

Готовый прокат черных металлов, млн. тонн

60,9

60,3

60,3

57,9

61,8

64,0

95,1

Турбины всех видов, млн. кВт

3,8

1,4

1,1

3,1

4,1

12,5

11,2

Электродвигатели переменного тока, тыс. шт.

497

528

559

629

503

2000

30,4

Краны мостовые электрические, шт.

1318

1550

1690

2411

2925

2943

44,8

Экскаваторы, шт.

1670

1413

н/д

1753

1933

23100

7,2

Тракторы, тыс. шт.

7,2

6,4

5,1

8,6

12,5

214

3,3

Зерноуборочные комбайны, тыс. шт.

7,3

6,4

4,8

5,4

5,8

65,7

11,1

Металлорежущие станки, тыс. шт.

4,5

3,8

2,9

3,4

3,3

74,2

6,1

Холодильники и морозильники бытовые, млн. шт.

3,0

3,3

3,1

4,11

4,31

3,8

78,9

Машины стиральные, млн. шт.

4,5

4,0

3,47

3,83

3,34

5,4

83,3

Аппаратура приемная телевизионная в том числе видеомониторы и видеопроекторы, млн. шт.

н/д

8,3

8,6

14,2

16,1

-

-

в том числе телевизоры, млн. шт. (оценка)

5,1

3,6*

4,0*

6,2

6,7

4,7

108,1

Грузовые автомобили, тыс. шт.

162

137

131

209

210

720

22,5

Легковые автомобили, тыс. шт.

1,35

1,12

1,2

1,916

1,97

1,10

122,7

Автобусы, тыс. шт.

26,8

43,2

36,7

52,9

57,1

52,0

51,5

Мотоциклы, тыс. шт.

н/д

12,9

н/д

н/д

27,1

765

1,7

Вагоны пассажирские магистральные, шт.

963

340

412

782

891

2532

38,0

Самолеты гражданские, шт.

33

19

19

31

27

86

38,4

Вертолеты всех видов, шт.

175***

189

203

303

н/д

360

48,6

Вычислительная техника,

ее части и принадлежности,

млрд. рублей

32,0

41,8

39,9

39,8

39,1

264

(2,4 х 130)

Из расчета

1 руб. 1990 г. =

130 руб. 2017 г.

12,1

Использованы данные Федстата, ФТС и Минэкономразвития РФ.
* Данный официальный показатель Федстата нуждается в проверке
** Данный официальный показатель ФТС нуждается в уточнении
*** Оценка по данным в открытых источниках.

Проценты по кредитам, оборотный капитал, верстка бюджета – разве это главное в экономике?! Разве они не понимают, что не от этого все предприятия разваливаются. Прямо беда с управленцами.

Надо же годами быть такими бестолочами, чтобы не видеть простейших вещей. Завод будет работать, даже если в цехах не будет крыши. Но при условии, что выпущенную продукцию покупают. Если же произведенный товар не продать, если у покупателя нет средств на покупку, то, чтобы ты ни делай с кредитами, с процентами, какие бы бюджеты не пиши, да, хоть на «голове скачи» - производство и экономика в государстве загнется.

Вот, например, взять меня, - думал Николай Степанович. - В месяц после всех налоговых вычетов получаю чистыми на руки 10.000 рублей. 5000 надо отдать за квартплату, 1000 оставить на проезд до работы, а 4000 остается на простенькое питание. Разве я могу что-то помимо этого купить? – Нет! Разве могу своей покупательной способностью потащить российскую экономику? – Нет! И ведь таких, как я «потребителей», которые еле-еле сводят концы с концами в России 95% населения.

В экономическом разделе программы НТВ (независимого творческого телевидения) были озвучены цифры, что 95% населения России имеют всего лишь 1,5 % совокупного дохода. Кто же тогда потащит отечественную экономику, о каком росте вообще идет в России речь?

Вот, подумайте и скажите!

Что главное в поезде? – Локомотив!

Если локомотив тянет, то и состав идет. А в экономике, что является «локомотивом»? – Покупатель! Если покупатель может что-то купить, то он своими деньгами потащит производство и производителя.

Покупательная способность - это локомотив всей экономики.

Понимают ли это там «на верху»? Ведь так отгородились от народа, что ничего не слышат, и сказать им ничего нельзя, и спросить с них тоже невозможно.

По местному телевидению передали новости, что за налоговые долги у городского троллейбусного предприятия арестовали два троллейбуса и им же передали их на хранение. Ну, зачем, спрашивается, арестовали эти троллейбусы, ведь они же только по проводам ездят. Кому они могут быть ещё нужны. Разве что в металлолом сдать. Самолеты больше в областном городе не летают, пароходов на реке нет, пригородные поезда остановили. Теперь добрались до троллейбусов. Чего они добиваются – сами-то понимают? Бестолковщина в стране происходит.

В Правительстве планируют опять поднять тарифы на энергоносители. Это значит, что придется больше платить квартплату и меньше покупать продукты. От передела скудного бюджета у 95% населения - готовьтесь к сокращению и в оставшейся «на плаву» пищевой промышленности.

Министры правительства, депутаты Госдумы, президент понимают ли взаимосвязь платежеспособности населения и состояния дел в экономике?

Никогда от них об этом не было сказано ни слова. – Не понимают.

Видимо разница в доходах у высоких чиновников и простых людей не позволяет им этого понять. Президент и другие управленцы, глядя на него и подражая ему, всё спрашивают у населения - что делать в кризис, как наладить дела?

Что делать, что делать!?

Как бы им объяснить, что делать. Ведь и возможность-то связи с ними нет, думал Николай Степанович.

- Скажу я вам что делать!

- Надо восстановить и приумножить покупательную способность населения!

По очередности дел для этого надо сделать следующее.

Первое. - Как можно скорее любыми путями укрепить рубль. Чем больше укрепите рубль, тем быстрее оживёт покупатель (то есть оживет производство) и больше денег поступит в бюджет. Это первая мера, которая остановит падение экономики.

Текущий высокий курс доллара находится в «красной зоне шкалы прибора», когда идет интенсивное разрушение государства по всем направлениям.

На Саяно-Шушенской ГЭС тоже было раскрутили турбины до «красной зоны» на приборной шкале, а потом все вместе убегали вприпрыжку через турникеты.

Высокий курс доллара в России - это, как большая кость, которую схватил обезумевший голодный пес. Схватил, а проглотить не смог – подавился.

В совокупности проявления в экономике - высокий курс доллара по отношению к рублю приносит бюджету больше убытков, чем прибыли.

Второе. Надо неуклонно снижать цены на энергоносители.

Это путь укрепления экономики. Как резво своими законами повышали тарифы, также резво законами их и понижайте. Для населения это снизит расходы на квартплату.

В перспективе - газ и воду эти природные ресурсы надо сделать для населения бесплатными. Как, например, это сделали в Туркмении. Государство находится в пустыне, вода там на вес золота, добывают её из-под земли, а для населения она бесплатно. Они говорят, что все природные ресурсы в стране по праву принадлежат всему народу.

В России же воды в реках и озерах залейся, а цены на неё невозможно дорогие.

У населения в городе сегодня 150 миллионов рублей долга за воду. Получается, что каждый из 300 тысяч жителей города должен горводоканалу - 500 рублей.

Расходы на газ и воду легко покрыть доходами из бюджета. - Будь на то ум и воля у руководства страны.

Выдача же кредитов - путь к долговой петле, обнищанию населения и, в конечном счете, к развалу экономики, ведь возвращать-то приходится больше, чем берет заемщик.

В конечном то счете население от кредитов больше беднеет.

Третье. Выпадающие доходы в бюджет государства от укрепления рубля и снижения внутренних цен на энергоносители - надо компенсировать увеличением поступлений от предприятий-монополий. Прибыль у них есть. И прибыль огромная.

Потому как в России «надуваются» миллиардеры – деньги им есть откуда брать.

Прибыль государства от продажи природных энергетических ресурсов открыто разворовывается посредниками.

Если ресурсы продают за границу и на пути финансовых расчетов возникает посредник, то это не предпринимательство. Это «чистейшей воды» расхищение государственной собственности в особо крупных размерах. Если не отсечь от прибыли государства посредников, то можно дойти до крайнего идиотизма - что в федеральный бюджет не попадет ни рубля.

За границей, за пределами юрисдикции России создаются фирмы-посредники, которые похищают у государства прибыль. Это уголовно наказуемое деяние не пресекается.

Есть и другой путь хищения государственной прибыли - умышленный увод прибыли от налогообложения за границу.

Крупнейшие предприятия открывают счета в оффшорных зонах за пределами государства. Работают они в России, пользуются трудовыми ресурсами, загрязняют отходами природу, а налоги в стране не платят. Это экономическое преступление.

Да, тут и доказывать-то ничего не надо. Всё ведь делают открыто.

Следует немедленно законодательно обязать предприятия перевести счета в Россию и платить налоги по месту работы. Россию бесцеремонно с попустительства (или с коррупционным интересом) власти открыто разворовывают.

Куда смотрят законодательные власти и правоохранительные органы? – Куда угодно, но только не на закон.

Четвертое. Весь цивилизованный мир разумно берет налоги по прогрессивной шкале, даже до 80% с огромных доходов. Изъятые у толстосумов деньги попадают в бюджет и в том числе на социальные статьи расхода. В природе экономики - никакого другого замкнутого цикла обращения денег, который бы препятствовал инфляции, росту цен и финансировал социальные расходы государства - не существует.

Низкие налоги в России на высокие доходы, как гавань для мировых пиратов.

Будь на то желание, все указанные выше меры можно провести в течение месяца. За месяц возможно ситуацию падения экономики развернуть вспять - в рост.

Николай Степанович не заметил, что говорит с телевизором.

«Вот разошёлся», – подумал он. - Можно многое чего исправить, но кто же в России слышит, что говорит народ.

Когда тучи собираются, то они закрывают всё небо. Закрывают так плотно, что даже луч Солнца не проходит.

Бестолочи – это тоже, как непроницаемые для «света мысли» тучи.


КОЛОНКИ >> БЛОГИ >> ОБЗОР КОМПАНИЙ

Как правильно управлять репутацией и для чего это необходимо?

Что такое управление репутацией?

Как правильно управлять репутацией и для чего это необходимо Прежде чем приступить к ответу на вопрос, как управлять репутацией, необходимо разобраться, что представляет собой управление репутацией, для чего созданы огромное количество фирм, которые занимаются таким делом, как управление репутацией.

Управление репутацией представляет собой методические мероприятия, которые выявляют негативные и положительные факторы, оказывающие свое воздействие на репутацию человека, фирмы или другой любой организации. Данное определение было связано с общественностью после того, как активно стали возрождаться компьютерные технологии.

На сегодняшний день управление репутацией обозначает создание специального мониторинга репутации бизнес-структуры (организация, предприятие, цех, фирма и т.д.) или физического лица. Имеется в виду не наличие дорогих часов и безлимитного тарифа Мегафон, хотя это тоже важно, а информационное поле вокруг субъекта. Основное действие, которое должен осуществлять человек во время управления репутацией – это выявлять и устранять негативные данные, которые могут навредить репутации.

Кто занимается управлением репутацией?

Любая фирма всегда задается таким вопросом, как управлять репутацией. Ответ достаточно прост. В настоящее время существует некоторое количество специализированных фирм, которые занимаются управлением репутации любого объекта, который нуждается в помощи или в поддержании своего имиджа. Основными действиями таких компаний служат следующие:

- Осуществление подбора необходимых ключевых запросов и поисковая оптимизация положительной информации о потенциальном заказчике;

- Образование новых сайтов, которые не отображают негативные материалы деятельности организации;

- Устранение негативной информации в социальных сетях;

- Устранение негативных отзывов или комментариев на сайте заказчика;

- Образование специализированных блогов, которые соответствуют фамилии заказчика. Таким образом, создается однофамилец, чтобы опустить положения отрицательных комментариев;

- Подача исков на те объекты, которые пытаются распространить клевету на заказчика;

Это список не всех действий, которые объясняют, как управлять репутацией в наше время. Существует огромное количество приемов, которые используют фирмы по управлению репутацией.

Как управлять репутацией в Интернете?

В настоящий период времени случаются такие ситуации, когда негативные данные или отрицательные комментарии, отзывы попадают в интернет. К сожалению, такая информация не может быть удалена с просторов сети. Все что остается заказчику, это бороться с негативными данными о его компании.

Следовательно, на помощь могут прийти все те же компании, которые занимаются управлением репутацией в сети. Такая услуга становится все более востребованной в условиях высокой конкуренции, где каждый пытается испортить репутацию своему конкуренту.

Особенно важно знать, как управлять репутацией тем компаниям, которые занимаются продажей определенного вида товаров. Потому что большое количество потенциальных покупателей, прежде чем совершить покупку, обращаются в интернет и читают отзывы о потенциальной покупке. Если покупатель увидит отрицательный комментарий в адрес вашего товара, то вряд ли вы увидите его в рядах ваших клиентов.

Какие факторы могут воздействовать на репутацию?

Любая негативная информация может сказаться в не лучшую сторону для вашей репутации. Особенно часто негативная информация может быть простым комментарием или отзывом недовольного клиента или потребителя услуги.

Что следует предпринять и как управлять репутацией в данном случае? Первым способом устранения негативной информации – это вступить в контакт с потенциальным автором такого отзыва. Узнать его недовольства и объяснить все публично. Если автор сообщения не прав, то постараться мирно урегулировать этот конфликт, объяснив его неправоту. А если не права компания, предоставляющая услуги или продающая товар, то надо постараться назвать причины предоставления плохого качества услуги или товара, которые могли образоваться не из-за фирмы.

Существует также другой способ управления репутацией и борьбы с отрицательными комментариями и отзывами – это размещение только положительных комментариев о товаре или услуге заказчика на различных специализированных интернет-ресурсах. После наполнения только хорошими отзывами существует большая вероятность, что отрицательные отзывы не будут видны в сети. Тогда поисковая машина будет выдавать только положительные отзывы в результате поиска, так как они будут доминировать над отрицательными данными.

Это два основных и простых метода как управлять репутацией. После применения таких способов управления и поддержания репутации, поисковая машина выдает только положительные данные о потенциальной компании ее товаре или услуге.


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

Анекдот о базаре в пустыне

Объяснял на днях приятелю свою теорию стоимости [1] и, по ходу дела, сказанул, что могу разъяснить любую рыночную ситуацию с помощью моей системы. И гораздо проще и лучше, чем это делают общепринятые теории. Трудовая, полезности, спроса и предложения...

На что он радостно воскликнул:

– Хорошо, ловлю тебя на слове! Вот тебе ситуация!! Объясни!!!

И рассказал, анекдот про еврея и хохла, устроивших базар в пустыне:

«Едут по пустыне на верблюдах еврей и хохол. У еврея, как водится, полный чемодан денег; а у хохла, ясно, чемодан сала.

Захотелось еврею кушать. Он и предлагает хохлу:

– Послушай, хохол, давай в базар поиграем: ты разложишь свой товар, а я у тебя его буду покупать.

– Мовы нэма [2]! Давай! – Отрезает маленький кусочек сала: – Пидходь, сын моисеев, купуй!

– Уважаемый! Почем ваш кусочек сала?!

– Чемодан золота!!!

– Ты что, дружок, обалдел?!! Чего так дорого?!!

– А ты, голубэ мий, походы, потовкайся по базару, може, у кого и подэшэвшэ найдэш…»

Фиксируем ситуацию. Есть первый товар – сало. Есть второй товар – золото. Который, впрочем, может использоваться и как деньги. Поэтому не будем здесь делать разницы между стоимостью и ценой товара. Называя отношение золота к салу и стоимостью, и ценой. Хотя в строгой теории такое отождествление делать нельзя. Да и, впрочем, тут важна суть обмена, а не то отношение, на примере которого она показывается.

***

Попробуем эту небыль, очень похожую на быль, осветить с помощью трудовой теории стоимости.

Совершенно очевидно, что затраты труда на добычу золота гораздо более высоки, нежели на выращивание поросят. И та пропорция обмена, которая диктуется хохлом, совсем не привязана к затратам труда, да и вообще к затратам, по производству данных двух товаров. Хотя, разумеется, в нормальных условиях, пропорция была бы другой. И она, вне сомнения была бы близка к затратам труда на добычу или производство этих товаров.

Следовательно, здесь нужно сделать первый вывод: пропорции обмена диктуются, прежде всего, не затратами труда, а обстоятельствами, в которых совершается обмен. Правда, в нормальных обстоятельствах и труд играет роль в этом деле. Но лишь потому, что от него зависят количества товаров на рынке. Пропорции обмена согласуются с затратами труда именно потому, что в обычных условиях количества обменивающихся товаров на рынке жестко зависят от трудоемкости их. Чем более трудоемок товар, тем меньше его будет, относительно другого, на рынке; и тем, значит, будет выше его стоимость по отношению к этому другому.

Когда же обстоятельства обмена изменяются, когда происходит разрыв связи между количеством товаров на рынке и количеством труда, вложенного в них, то тогда происходит и изменение меновых пропорций. Ведь в пустыне именно это и получается. Если на обычных рынках сала гораздо больше, нежели золота, и стоимость его низка, то здесь их количества равны. И, следовательно, стоимость сала возрастает неимоверно.

Кроме того, трудовая теория стоимости вообще может отдыхать, когда хотя бы один из товаров, участвующих в обмене, совсем не произведен трудом. Ведь труда в этом товаре нет, и привязывать пропорции обмена к нему – глупо. К примеру, если бы у еврея не было ничего в этой пустыне, и Бог ему, видя такое положение своего подопечного, сбросил с неба манны небесной [3]; то и в этом случае отношение обмена тоже было бы какое-то. Но оно, опять же, не зависело бы прямо от трудоемкости товаров. Ибо один из них достался совершенно без труда [4].

***

Теперь призовем на помощь теорию полезности. Даже если допустить, что наши пустынные «друзья», зная, что такое ютилы, каким-то образом высчитывают величины полезности сала и золота, то, все равно, очевидно, что пропорции обмена определяются не этим. Потому что полезности этих товаров остаются неизменными в разных обстоятельствах, а пропорции обмена – разительно отличаются. Тем более что полезность золота, если оно будет использоваться в качестве денег – это, вообще, непонятно какая вещь. В смысле полезности.

Ведь полезность, в устах западных знатоков экономической реальности – это способность товара удовлетворять человеческие потребности. А какую потребность человека удовлетворяет золото в роли денег? Потребность в обмене? А является ли эта вещь потребностью? Не есть ли она, просто, необходимостью для человека? И относить ее к потребностям – значит, совершать ошибку.

По крайней мере, совершенно очевидно, что полезность сала – это одно, а полезность денег – это нечто другое. И измерять их в чем-то одном – весьма сомнительно. Тем более соизмерять, сопоставлять. Более того, есть товары, которые покупаются не для людей, а для животных. И как соизмерить полезность для человека и полезность для животного? И, наконец, есть товары, потребляемые только в производстве. Поэтому, получается, что нужно высчитывать «полезность» их не только для людей, но и для заводов и фабрик. Для общества в целом. И вряд ли этим занимаются человеки на базарах…

Поэтому вывод второй: полезность товаров в качестве основы для определения пропорций обмена брать сомнительно. Потому что ее и вычислить невозможно, и есть она не всегда. Иногда, просто, необходимость есть. Да, и, самое главное, полезности, если они и есть, остаются неизменными, а пропорции обмена существенно изменяются. И, опять же, в зависимости от обстоятельств, в которых происходит обмен.

***

Бог любит троицу. Поэтому возьмем еще и теорию спроса и предложения. Хотя некоторые не считают ее теорией стоимости. Потому как она ничего не говорит о сущности стоимости. Лишь объясняет меновые пропорции. Да и то, преимущественно, при обмене товаров на деньги. Оставляя без особого внимания и объяснения все другие виды обмена – товаров на товары, денег на деньги, денег на товары.

Каким образом она может здесь нам подмогнуть? – Честно говоря, почти никаким. Ведь эта теория всегда говорит о «платежеспособном» спросе – о спросе, обеспеченном деньгами. Из чего автоматически следует, что обменное соотношение в виде цены уже должно быть установлено. Чтобы мы могли определить величину спроса и оперировать ею. Для разъяснения того, что происходит на рынке.

И все колебания цены эта теория пытается объяснить изменениями величины предложения товара и спроса не него. Предложение выросло – цена упала. При том же спросе. Хотя, понятно, что если цена падает, то и «платежеспособный» спрос должен изменяться. Ведь он зависит от цены, связан с нею. Поэтому, для выхода из «заколдованного» круга нужно сделать простой шаг – перейти от «платежеспособного» спроса на товар к предложению денег, от которого он зависит в не меньшей мере, нежели от цены. Ибо представляет собой частное от деления предложения денег на цену единицы товара [5].

Но возвратимся к нашим баранам. Каким образом можно объяснить тот факт, что предложение сала – целый чемодан, а продается его только кусочек? Ведь, по идее, все предложение сала должно участвовать в обмене. И оказывать влияние на его цену. Как это бывает на обычных базарах. Где, даже единственный продавец на рынке, старается выкладывать на прилавок все, что он привез. А не только кусочек выставляет [6].

Третий вывод: теория спроса и предложения совершенно не в состоянии объяснить пропорции обмена, складывающиеся в необычных обстоятельствах. Для этого у нее нет, просто-напросто, теоретических инструментов для такого объяснения. Ибо понятий предложения товара и «платежеспособного» спроса на него заведомо недостаточно для объяснения того, что в таких ситуациях и почему будет происходить.

Впрочем, если взять и обычную обстановку, но без изменения «пустынного» предложения золота и сала, то и тут теория спроса сядет в лужу. При условии, если допустить, что на обычном базаре есть, тоже, только один хохол с чемоданом сала и один еврей со своим золотом. А все другие участники продают иные продукты питания и пользуются не золотыми деньгами. Тут та же ситуация – предложение сала и золото то же самое, что и на пустынном базаре, а соотношение будет противоположное: не чемодан золота за кусочек сала, а, как раз, наоборот. Что еще раз доказывает: дело не только в спросе и предложении обменивающихся товаров, но и в чем-то более глубоком, что имеет более мощное влияние и на спрос и предложение, и на саму меновую стоимость вообще.

***

А теперь настал черед прояснить ситуацию с помощью соотносительной теории. Для чего нужно отказаться от использования на самом общем уровне понятия «платежеспособного» спроса на товар. По причине его второстепенности. Но зато ввести в работу следующие вещи:

1. Натуральный спрос на первый товар.

2. Предложение второго товара. (Предложение денег, если золото используется в их качестве.)

3. Натуральный спрос на второй товар. (Спрос на деньги со стороны хохла.)

Кроме того, нужно ввести в оборот такую штуку, как человеческие возможности. Человеческие действия в потенциальной форме (деяния, когда есть и бездействие в качестве товара). Потому, что на рынке, все-таки, главные действующие объекты именно люди, а не товары. Товары есть лишь то, что создает людям определенные возможности. Возможности потребительные, трудовые, меновые и т.д.

И рассмотрим сначала ситуацию с салом и золотом на обычных рынках, чтобы легче было понять их связь на форс-мажорном.

В обычных условиях участники обмена имеют кардинально другие возможности, нежели в необычных. Сала, как правило, намного больше, нежели золота. Его продают многие. Поэтому у покупателей есть возможность выбирать продавца. Чего нет в условиях пустыни. (То есть, увеличение предложения сала, по сути, представляет собой увеличение возможностей покупателей его. У них появляется возможность выбора. И, в то же время, это уменьшение возможностей продавцов. Ибо увеличивается конкуренция.) Кроме того, покупатели сала могут свои потребности в пище удовлетворить и вообще без него. Те же иудеи и мусульмане никогда сала не приобретут, если есть возможность потреблять другие животные продукты.

В обычных условиях количества сала и золота на рынках будут определяться трудоемкостью этих товаров. Поэтому обменное соотношение их будет тяготеть к количествам труда (затрат) на производство или добычу этих товаров. Из чего у трудовиков возникает ложное убеждение, что пропорции обмена всегда определяются затратами труда. Ложное потому, что это в подавляющем большинстве случае так. Но не всегда так. Поэтому этот закон нельзя считать всеобщим. А действующим лишь при определенных условиях. Именно: когда количества товаров на рынке жестко зависят от их трудоемкости. Когда количества эти обратно пропорциональны ей.

Что касается «полезности» товаров, то есть, их потребительной ценности, важности, значимости для людей, то она, естественно, тоже оказывает влияние на меновую стоимость товаров. Потому, что от нее зависит спрос на этот товар. Ведь, если спроса на сало нет вообще (где-нибудь в мусульманских краях), то сколько бы его ни было на рынке, и каких бы затрат оно ни стоило, цена его будет равна нулю. Везти туда сало на продажу – это все равно, что ехать в Тулу торговать своими самоварами. Или продавать бикини чукчам.

Короче говоря, обменное соотношение непосредственно зависит от соотношения меновых возможностей каждой стороны и по каждому товару. Но сами эти возможности зависят и от спроса и предложения по каждому из товаров; и от количества людей, создающих эти вещи; и от вида связи между этими людьми (полиполия или монополия); и от потребительных потенциалов людей; и от их потенциалов трудовых.

И, в конечном счете, установление меновых пропорций определяется именно эти. Обобщенно говоря: пропорции обмена определяются позициями сторон в обмене. Силой этих позиций, составленных из определенной совокупности возможностей сторон. И до обмена, и в процессе обмена. Дообменных возможностей и возможностей обменных.

Что же касается ситуации в пустыне. То ей можно дать такое окончательное объяснение. Возможности участников обмена, их позиции в форс-мажорных обстоятельствах резко изменяются. И именно это оказывает определяющее воздействие на соотношение обменивающихся товаров. И изменяет его до такой степени, что это вызывает у людей удивление. А при юмористическом изложении и смех. Вследствие необычности описываемых ситуаций.

В пустыне у еврея нет возможности утолить его потребность в пище другими продуктами. Ни чужими, ни своими. (Золото, даже в пустыне, грызть не будешь.) Возможность есть только одна – сало. И, кроме того, есть только одна возможность и в том смысле, что продавец всего один. Это тоже чрезвычайно важно. Наоборот, у хохла все выглядит наилучшим образом по сравнению с обычными обстоятельствами. Он – монополист на рынке. Его товар – такой, что им можно удовлетворить главную потребность в создавшихся условиях – в пище [7].

Необходимость в деньгах, конечно, есть всегда. Даже в пустыне. Тем более у хохла. Но, в принципе, когда речь идет о выживании, то тут, самом собой, не до денег. Поэтому хохол и выдвигает такое условие еврею. Четко представляя себе и его возможности, и свои. В данных условиях. Не зря же он отсылает иудея к другим продавцам. Хорошо понимая, что их нет. И тому некуда деваться. То есть, то, чем руководствуются участники обмена всегда и везде, то, что они видят и могут оценить (даже при наличии небольшого ума и опыта) – это возможности свои и возможности чужие в обстоятельствах, в которых совершается обмен. И в зависимости от этих возможностей люди и действуют.

____________________

[1] См. http://sovet14.narod.ru/STS/STS.7V.pdf .

[2] Нечто вроде «Нет проблем!»

[3] Причем, скорее всего, он это бы сделал в таком объеме, чтобы еврей мог и сам наесться, и сала купить. Для разнообразия. Несмотря,даже, на то, что евреям сало нельзя есть. Но в Талмуде это прямо не запрещено.Поэтому в экстраординарных обстоятельствах Бог, скорее всего, одобрит и простит.

[4] Нельзя же думать, что сам Бог трудился над ним. Он всемогущ. И все создает без всякого труда. Это человек, только, обречен трудиться. За грехи своя.

[5] См. об этом подробнее в моей «Теории товарного спроса» - http://sovet14.narod.ru/TTS/TTS.2V.pdf .

[6] Видно, хохол родился и вырос при советской власти.Когда часто было так, что товар припрятывался, придерживался. Для создания искусственного дефицита и нелегального повышения цены. При покупке его «по блату».

[7] Для чего, конечно, надо предположить, что воды у них есть в достатке у каждого. Ибо сало хохол, скорее всего, хорошо просолил. Чтобы в жару не пропало. И есть его без воды – смерть. Даже при хорошей очистке от соли. Ибо она уже впиталась внутрь продукта.


Антон Совет


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20 30 40 50 60